Единое экономическое пространство – как следствие развития и реформирования Таможенного Союза
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… |
5 |
1 Понятие и общая характеристика Единого экономического пространства. |
7 |
1.1 Правовые основы, исторические предпосылки и цели создания Единого экономического пространства………………………………………. |
7 |
1.2 Основные положения Концепции формирования ЕЭП........................... |
10 |
1.2.1 Цели, задачи, принципы, основные направления………………... |
10 |
1.2.2 Взаимодействие по присоединению в ВТО, институциональные основы формирования ЕЭП и порядок принятия решений.............................. |
15 |
1.2.3 Правовое, финансовое и информационное обеспечение ЕЭП....... |
16 |
2 Единое экономическое пространство как интеграционное объединение государств Таможенного союза………………………………………………... |
18 |
2.1 Республика Казахстан и формирование ЕЭП………………………….. |
18 |
2.2 Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в рамках ЕЭП…... |
28 |
3 Единое экономическое пространство как следствие развития и реформирования Таможенного Союза................................................................ |
34 |
3.1 Вопросы совершенствования институциональной основы и договорно-правовой базы Таможенного союза и ЕЭП……………………...... |
34 |
3.2 Современные проблемы и перспективы формирования Единого экономического пространства стран СНГ ……………………………............. |
57 |
Заключение………………………………………………………………………. |
61 |
Список использованных источников…………………………………………... |
63 |
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в науке международного и таможенного права, последние семьдесят лет характеризуются наиболее активным развитием такой формы взаимодействия как международные (межгосударственные) организации, которых в соответствии с данными различных источников к 1939 г. действовало сорок восемь, в период 1945 - 1949 гг. их было около ста, к 1973 г. уже двести восемьдесят, а к 2000 их насчитывается более трехсот.
Правовой основой для создания современных экономических блоков и таможенных союзов является принятый 1 ноября 1993 года Маастрихский договор, который стал оформлением «довольно экзотической международно-правовой конструкции», новой формы многосторонней интеграции государств, процесс эволюции которой требовал и требует постоянного правового опосредования.
В современном же глобализующемся мире невозможно представить себе любое государство, замкнутое в своих границах. Это тупик, стагнация любого государства. В мире существует 240 интеграционных объединений, самое крупное из них - Европейский союз. Теперь возникло самое серьезное объединение постсоветского пространства - Таможенный союз и теперь Единое экономическое пространство: - подчеркивает Н. Назарбаев [1].
Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом. Интеграционные процессы в экономическом пространстве нашей планеты носят на данном этапе региональный характер, поэтому сегодня представляется важным рассмотрение проблем внутри самих региональных объединений. В данной работе рассмотрены интеграционные объединения постсоветских государств в рамках СНГ, а в частности пристальное внимание было уделено изучению интеграционных преобразований приведших к формированию ЕврАзЭС, после к Таможенному союзу и как следствие к формированию Единого экономического пространства.
В связи с чем, учреждение Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) как международной организации - это стратегическая реакция на тенденции современного мирового экономического развития. Между тем в мировом хозяйстве усиливается тенденция к глобализации, принципиально изменяется практика международного сотрудничества. Формируется новая система внутриотраслевой международной специализации в производстве, исследованиях, научно-технических и проектно-конструкторских разработках. Мировое хозяйство становится все более единым, расширяется обмен опытом и технологиями. Появляется общее мировое информационное пространство.
Так, Единое экономическое пространство (ЕЭП) является одним из проектов экономической интеграции на постсоветском пространстве. Идея ЕЭП возникла из опыта инициирования процесса экономической интеграции в рамках Содружества независимых государств.
Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
Так, с 1 января 2012 года начало действовать ЕЭП Беларуси, России и Казахстана. Это событие в первую очередь создаст условия для ведения единого таможенно-тарифного регулирования, валютной политики, свободного движения капитала, трудовых ресурсов, развития сельского хозяйства, унификации таможенных правил и тарифов, что, естественно, приведет к росту взаимной торговли.
Объект и предмет настоящего исследования составляют основные положения правовых основ создания и деятельности Единого экономического пространства.
Целью исследования данной работы является комплексное и всестороннее исследование правовых основ интеграции на постсоветском пространстве, т.е. изучение правовой базы ЕврАзЭС, его правовых инструментов способствующих дальнейшему укреплению Таможенного Союза и Единого экономического пространства.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- исследовать правовые основы, исторические предпосылки и цели создания Единого экономического пространства;
- проанализировать основные положения Концепции формирования ЕЭП;
- рассмотреть Единое экономическое пространство как интеграционное объединение государств Таможенного союза;
- изучить современные проблемы и перспективы формирования Единого экономического пространства стран СНГ
Методологической основой исследования явились следующие частно-научные методы: диалектики, анализа, сравнительный, исторический, описательный и другие. Совокупность всех примененных методов исследования позволила решить поставленные в дипломной работе задачи.
Теоретическую и практическую основу исследования составляют соглашения стран-участниц ЕврАзЭС, нормативные правовые акты, принятые на национальном уровне, а также материалы учебных пособий, монографий, научных статей и данных официальных интернет-сайтов.
Структура дипломной работы. Дипломная работа выполнена в соответствии с требованиями предъявляемыми в ВУЗе, состоит из введения, трех глав разбитых на параграфы, заключения, библиографического списка использованных источников и приложений.
1 Понятие и общая характеристика Единого экономического пространства
1.1 Правовые основы, исторические предпосылки и цели создания Единого экономического пространства
Единое экономическое пространство (далее ЕЭП) интеграционное объединение государств Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, России.
Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства включающего и Европейский союз.
ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начнут работать с июля 2012 года.
23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. 19 сентября того же года было подписано Соглашение о намерении сформировать Единое экономическое пространство.
15 сентября 2004 года на саммите в Астане президенты стран «четвёрки» утвердили перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочерёдном порядке. Предполагалось, что первоочередные соглашения должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно [2].
Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент Ющенко, то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005 года, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».
7 апреля 2005 года на «Первом интеграционном форуме по ЕЭП с участием министров экономики четырёх стран-участниц» министр экономики Украины Сергей Терёхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику.
Как заявил Сергей Терёхин, Украина будет настаивать, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», - заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают [3]..
25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты «Sddeutsche Zeitung» премьер-министр России Владимир Путин предложил Европейскому союзу создать экономический альянс, представляющий собой Единое экономическое пространство расположенное на территории от Владивостока до Лиссабона [4].
В частности одной из причин активизации развития партнёрства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России:
«По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все ещё сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров. Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем -России и ЕС. Россия может предложить Европейскому союзу ресурсы, а Европейский союз России инвестиционный капитал, новые технологии» [5].
Так, 9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», подчеркнул Лукашенко [5], [6].
21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали.документы следующего этапа интеграции:
- Декларация о Евразийской экономической интеграции
- Договор о Евразийской экономической комиссии
- Регламент работы Евразийской экономической комиссии [7], [8].
В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель создание к 2015 году Евразийского экономического союза.
Президенты четырех стран СНГ - России, Украины, Белоруссии и Казахстана - на саммите в Ялте подписали соглашение о создании Единого экономического пространства, которое в будущем, как надеются эксперты, может перерасти в полноценный валютный союз, своеобразный «восточноевропейский Евросоюз».
Тесная координация экономической политики и широкая гармонизация законодательства должны привести к созданию таможенного союза, а позже - к свободной экономической зоне. Следующая цель - это единая валюта. Высшим органом нового сообщества должна стать единая комиссия со штаб-квартирой в Киеве; первым председателем данной комиссии станет представитель от Казахстана.
За планами по созданию единого экономического пространства многие усматривают стремление Москвы теснее привязать к себе своих бывших вассалов. Это касается, в частности, стран СНГ на Кавказе и в Средней Азии. «Их товары неконкурентоспособны на мировом рынке, политическая нестабильность отпугивает инвесторов, а после событий в Ираке интерес Вашингтона к этим регионам снизился и, соответственно, уменьшился объем помощи, оказываемой им США», - пишет «Die Press» [9].
На первом этапе предстоит подготовить и заключить целый ряд соглашений с целью обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также гармонизировать законодательства.
Создание ЕЭП будет проходить поэтапно с учетом норм и правил ВТО, а также принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции, предполагающего, что каждое государство самостоятельно определяет, по каким направлениям, в каких интеграционных мероприятиях оно принимает участие и в каком объеме.
Так, целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.
Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.