Единое экономическое пространство – как следствие развития и реформирования Таможенного Союза

Содержание

Введение …………………………………………………………………………

5

1 Понятие и общая характеристика Единого экономического пространства.

7

1.1 Правовые основы, исторические предпосылки и цели создания Единого экономического пространства……………………………………….

7

1.2 Основные положения Концепции формирования ЕЭП...........................

10

1.2.1 Цели, задачи, принципы, основные направления………………...

10

1.2.2 Взаимодействие по присоединению в ВТО, институциональные основы формирования ЕЭП и порядок принятия решений..............................

15

1.2.3 Правовое, финансовое и информационное обеспечение ЕЭП.......

16

2 Единое экономическое пространство как интеграционное объединение государств Таможенного союза………………………………………………...

18

2.1 Республика Казахстан и формирование ЕЭП…………………………..

18

2.2 Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в рамках ЕЭП…...

28

3 Единое экономическое пространство – как следствие развития и реформирования Таможенного Союза................................................................

34

3.1 Вопросы совершенствования институциональной основы и договорно-правовой базы Таможенного союза и ЕЭП……………………......

34

3.2 Современные проблемы и перспективы формирования Единого экономического пространства стран СНГ …………………………….............

57

Заключение……………………………………………………………………….

61

Список использованных источников…………………………………………...

63

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в науке международного и таможенного права, последние семьдесят лет характеризуются наиболее активным развитием такой формы взаимодействия как международные (межгосударственные) организации, которых в соответствии с данными различных источников к 1939 г. действовало сорок восемь, в период 1945 - 1949 гг. их было около ста, к 1973 г. уже двести восемьдесят, а к 2000 их насчитывается более трехсот.

Правовой основой для создания современных экономических блоков и таможенных союзов является принятый 1 ноября 1993 года Маастрихский договор, который стал оформлением «довольно экзотической международно-правовой конструкции», новой формы многосторонней интеграции государств, процесс эволюции которой требовал и требует постоянного правового опосредования.

В современном же глобализующемся мире невозможно представить себе любое государство, замкнутое в своих границах. Это тупик, стагнация любого государства. В мире существует 240 интеграционных объединений, самое крупное из них - Европейский союз. Теперь возникло самое серьезное объединение постсоветского пространства - Таможенный союз и теперь Единое экономическое пространство: - подчеркивает Н. Назарбаев [1].

Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом. Интеграционные процессы в экономическом пространстве нашей планеты носят на данном этапе региональный характер, поэтому сегодня представляется важным рассмотрение проблем внутри самих региональных объединений. В данной работе рассмотрены интеграционные объединения постсоветских государств в рамках СНГ, а в частности пристальное внимание было уделено изучению интеграционных преобразований приведших к формированию ЕврАзЭС, после к Таможенному союзу и как следствие к формированию Единого экономического пространства.

В связи с чем, учреждение Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) как международной организации - это стратегическая реакция на тенденции современного мирового экономического развития. Между тем в мировом хозяйстве усиливается тенденция к глобализации, принципиально изменяется практика международного сотрудничества. Формируется новая система внутриотраслевой международной специализации в производстве, исследованиях, научно-технических и проектно-конструкторских разработках. Мировое хозяйство становится все более единым, расширяется обмен опытом и технологиями. Появляется общее мировое информационное пространство.

Так, Единое экономическое пространство (ЕЭП) является одним из проектов экономической интеграции на постсоветском пространстве. Идея ЕЭП возникла из опыта инициирования процесса экономической интеграции в рамках Содружества независимых государств.

Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

Так, с 1 января 2012 года начало действовать ЕЭП Беларуси, России и Казахстана. Это событие в первую очередь создаст условия для ведения единого таможенно-тарифного регулирования, валютной политики, свободного движения капитала, трудовых ресурсов, развития сельского хозяйства, унификации таможенных правил и тарифов, что, естественно, приведет к росту взаимной торговли.

Объект и предмет настоящего исследования составляют основные положения правовых основ создания и деятельности Единого экономического пространства.

Целью исследования данной работы является комплексное и всестороннее исследование правовых основ интеграции на постсоветском пространстве, т.е. изучение правовой базы ЕврАзЭС, его правовых инструментов способствующих дальнейшему укреплению Таможенного Союза и Единого экономического пространства.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- исследовать правовые основы, исторические предпосылки и цели создания Единого экономического пространства;

- проанализировать основные положения Концепции формирования ЕЭП;

- рассмотреть Единое экономическое пространство как интеграционное объединение государств Таможенного союза;

- изучить современные проблемы и перспективы формирования Единого экономического пространства стран СНГ

Методологической основой исследования явились следующие частно-научные методы: диалектики, анализа, сравнительный, исторический, описательный и другие. Совокупность всех примененных методов исследования позволила решить поставленные в дипломной работе задачи.

Теоретическую и практическую основу исследования составляют соглашения стран-участниц ЕврАзЭС, нормативные правовые акты, принятые на национальном уровне, а также материалы учебных пособий, монографий, научных статей и данных официальных интернет-сайтов.

Структура дипломной работы. Дипломная работа выполнена в соответствии с требованиями предъявляемыми в ВУЗе, состоит из введения, трех глав разбитых на параграфы, заключения, библиографического списка использованных источников и приложений.

1 Понятие и общая характеристика Единого экономического пространства

1.1 Правовые основы, исторические предпосылки и цели создания Единого экономического пространства

Единое экономическое пространство (далее ЕЭП) – интеграционное объединение государств Таможенного союза – Белоруссии, Казахстана, России.

Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства включающего и Европейский союз.

ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начнут работать с июля 2012 года.

23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. 19 сентября того же года было подписано Соглашение о намерении сформировать Единое экономическое пространство.

15 сентября 2004 года на саммите в Астане президенты стран «четвёрки» утвердили перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочерёдном порядке. Предполагалось, что первоочередные соглашения должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно [2].

Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент Ющенко, — то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005 года, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».

7 апреля 2005 года на «Первом интеграционном форуме по ЕЭП с участием министров экономики четырёх стран-участниц» министр экономики Украины Сергей Терёхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику.

Как заявил Сергей Терёхин, Украина будет настаивать, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», - заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают [3]..

25 ноября 2010 года в статье для немецкой газеты «Sddeutsche Zeitung» премьер-министр России Владимир Путин предложил Европейскому союзу создать экономический альянс, представляющий собой Единое экономическое пространство расположенное на территории от Владивостока до Лиссабона [4].

В частности одной из причин активизации развития партнёрства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России:

«По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все ещё сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров. Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем -России и ЕС. Россия может предложить Европейскому союзу ресурсы, а Европейский союз России — инвестиционный капитал, новые технологии» [5].

Так, 9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», — подчеркнул Лукашенко [5], [6].

21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали.документы следующего этапа интеграции:

- Декларация о Евразийской экономической интеграции

- Договор о Евразийской экономической комиссии

- Регламент работы Евразийской экономической комиссии [7], [8].

В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства – Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель – создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Президенты четырех стран СНГ - России, Украины, Белоруссии и Казахстана - на саммите в Ялте подписали соглашение о создании Единого экономического пространства, которое в будущем, как надеются эксперты, может перерасти в полноценный валютный союз, своеобразный «восточноевропейский Евросоюз».

Тесная координация экономической политики и широкая гармонизация законодательства должны привести к созданию таможенного союза, а позже - к свободной экономической зоне. Следующая цель - это единая валюта. Высшим органом нового сообщества должна стать единая комиссия со штаб-квартирой в Киеве; первым председателем данной комиссии станет представитель от Казахстана.

За планами по созданию единого экономического пространства многие усматривают стремление Москвы теснее привязать к себе своих бывших вассалов. Это касается, в частности, стран СНГ на Кавказе и в Средней Азии. «Их товары неконкурентоспособны на мировом рынке, политическая нестабильность отпугивает инвесторов, а после событий в Ираке интерес Вашингтона к этим регионам снизился и, соответственно, уменьшился объем помощи, оказываемой им США», - пишет «Die Press» [9].

На первом этапе предстоит подготовить и заключить целый ряд соглашений с целью обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также гармонизировать законодательства.

Создание ЕЭП будет проходить поэтапно с учетом норм и правил ВТО, а также принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции, предполагающего, что каждое государство самостоятельно определяет, по каким направлениям, в каких интеграционных мероприятиях оно принимает участие и в каком объеме.

Так, целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.

Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.

Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.

Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.

Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.

Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.