ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

5

1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКАИ ГРАЖДАНИНА………………………………………….

1.1 Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………..

1.2 Конституционно- правовое регулирование прав и свобод человека гражданина……………………………………………………..

2 КОНСТУЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД……………………………….

2.1 Сущность личных прав и свобод……………………………………

2.3 Общая характеристика социально-экономических прав………….

2.2 Природа политических прав и свобод человека и гражданина…..

6

6

14

21

21

29

36

3 ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА…..

3.2 Конституционные гарантии правосудия……………………………

3.1 Понятие и виды механизмов защиты прав человека……………….

46

46

53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

62


Введение

Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы [1].

Конституция Республики Казахстан 1995 г. закрепила правовой статус человека и гражданина, выдвинув на первый план защиту его прав и свобод как основного принципа организации деятельности органов государства и государства в целом. Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республик Казахстан» от 21 мая 2007 г. были внесены конституционные новации, коснувшиеся вопросов укрепления общественных основ государственной власти, перераспределению функций в судебной и правоохранительной системе, что, в определенной степени, привело к актуализации темы исследования.

«Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития»[2].

В ст. 12 Конституции Республики Казахстан провозглашается, что права человека …определяют содержание и применение законов. Права человека, представленные в международно-правовых документах, явились результатом длительного исторического процесса формирования стандартов, которые стали нормой для современных демократических отношений. В международной практике были выработаны требования в области прав человека, под которыми понимают международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принципы уважения прав человека. Данного рода положения в области прав человека закреплены в первую очередь в Уставе ООН и Международном билле о правах человека, представляющие собой комплекс актов и деклараций.

Сегодня основным делом народов всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного человека является защита прав и свобода человека. Именно при демократическом строе можно наиболее полно гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что «права и свободы личности – это общее достижение человеческой цивилизации»[3], утверждение и развитие демократии – «мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир, взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса нашей цивилизации»[4]. Поэтому актуально изучение неоднозначного понимания соотношения категорий «прав и свобод человека» и «прав и свобод гражданина».

С изменением геополитических акцентов в области прав человека все большей мере на данную плоскость вопроса оказывает влияние социально-экономический и политический уровень развития общества, с другой – и это главное – национальными интересами группы или отдельных государств.

На сегодняшний день актуализируется вопрос универсализации минимального объема закрепленных прав и свобод вне зависимости от «национального происхождения» основных законов стран их провозгласивших. В данной связи можно говорить о существовать определенный минимум прав и свобод, ниже которого опускаться не может ни государство, ни его органы и отдельные личности. Но если с отдельной личностью дело обстоит проще – человек привлекается к ответственности, самой суровой из которых является уголовная, то сложнее обстоит дело с государством. Как и каким образом привлечь государство к ответственности, если оно посягает на права и свободы человека. Поэтому необходимость выявления содержания гарантий прав и свобод человека и гражданина и изучение механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина также является одним из вопросов, поднятых в данной работе.

Международным сообществом принимаются меры к всестороннему обеспечению прав и соблюдению свобод человека.

Целью дипломной работы является всестороннее изучение прав и свобод человека и гражданина, а также раскрытие понятий и их детальное изучение.

Представленная цель достижима через выполнение следующих задач:

- изучить юридическую природу и сущность прав и свобод человека и

гражданина;

- раскрыть классификацию прав и свобод человека и гражданина по их видовой принадлежности;

- определить систему гарантии прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в национальных законах;

- обобщить полученные знания о правах и свободах человека и

гражданина.

Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составили нормативные правовые акты, регламентирующие права и свободы граждан: Конституция Республики Казахстан, а также в трудах известных отечественных и зарубежных ученых: Бусурманов Ж.Д., Баглай М.В., Башимов М.С., Аметистов Э.М. Кроме того, тема находит свое отражение в работах Алексеева Л.Б., Венгерова А.Б., Сулейменова Г. , Матузова Н.И, Гаврилова В.В. и т.д.

В работе были использованы метод диалектической логики, сравнительно-правовой метод, исторический метод.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с обеспечением и соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, закрепляющие права и свободы человека и гражданина, а также виды и вопросы реализации прав и свобод человека и гражданина.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1 Юридическая природа и сущность прав и свобод человека и гражданина

1.1 Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина

В ряду актуальных политико-правовых проблем приоритетное место занимают права и свободы человека. По мнению многих авторов, права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека – один из основных признаков гражданского общества и правового государства.

Правовой статус личности характеризуется, с одной стороны, совокупностью общечеловеческих прав и основных свобод, призванных в цивилизованном мире (права человека), а с другой – комплексом прав и свобод, обусловленных принадлежностью к гражданству или подданству конкретного государства (права гражданина).

Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством»[6].

Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.

Право – система общеобязательных, установленных в законе норм, принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений.

Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством. «Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»[6].

При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:

1)все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства;

2)свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть - абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы;

3)границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

4)часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;

5)ограничение прав, возможно, исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Свободы пришли в международное право из государственного, национального права и, закрепившись в нем, стали общеобязательным международным стандартом.

Начиная с Устава ООН (1945 г.) [4] в международно-правовых актах в области защиты прав человека утвердилась двуединая формула «права человека и основные свободы». Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948г.) заявила, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами», закрепленными в ней (ст. 2).[5]

Свободы индивида, как «естественные и неотчуждаемые права человека», стали развернуто закрепляться со времен американской и французской революций XVIII в. Конституция США (Билль о правах) 1776 г., принятая в штате Виргиния, к таким «неотъемлемым правам, от которых они (индивиды) не могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое потомство», отнесла такие свободы, как: право на жизнь, свобода приобретать естественность и владеть ею, свобода «стремиться к достижению счастья» и пользоваться им, свобода добиваться безопасности и пользоваться ею» (ст. 1) [5].

Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. записала следующие «естественные и неотчуждаемые права человека»: свобода, собственность, безопасность и сопротивление гнету (п. 2). Тогда же был сформулирован единственный предел свободам: «необходимость обеспечить за другими членами общества пользование теми же правами» (п. 4)[5].

Со временем число признаваемых свобод индивидов расширялось. Стало принятым подразделять их на личные (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, свобода совести, убеждений, мысли и др.) и политические (свобода слова, печати, собраний, митингов, демонстраций и др.).

Свободы народов, как естественные и неотъемлемые права, в основном стали признаваться значительно позже свобод индивидов. Однако уже конституционные акты XVIII в. записали основную свободу народа — быть хозяином своей судьбы, признав верховенство его суверенитета над любым другим. Виргинская конституция провозгласила, что «всякая власть покоится в народе и, следовательно, исходит от него» (ст. II). Декларация прав человека и гражданина подтвердила, что «основа всякого суверенитета по самому существу своему покоится в народе» (п. 3).[5]

В международном праве свободы, как индивидов, так и народов стали признаваться практически одновременно — с принятием Устава ООН. «Право на самоопределение народов - это понятие (в большей мере науки конституционного, а не международного права), - означающее право народов (наций) определять форму своего государственного существования, будь то в составе др. государства или в виде отдельного государства»[2]. При этом, в отличие от свобод индивидов, такие свободы народов, как право на самоопределение и свобода распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не пришли в международное право из сферы национального права, а непосредственно стали результатом политического взаимодействия и международного правотворчества государств на глобальном уровне.

Основными международно-правовыми источниками признания свобод индивидов и народов являются Устав Организации объединенных наций, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических и социальных и культурных правах [8], Международный пакт о гражданских и политических правах, а принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии – один из основных принципов современного международного права.

Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы.

Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.

Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами» [3].

«Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах» [3].

Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Конкретизируется он в понимании соотношения социальной действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности. В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека.

Согласно первому подходу, права человека и гражданина — это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека.

В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.

Второй подход — позитивистский — исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.

Как полагает Туманов В.А.: «каждый из этих подходов отражает фактическое положение дел, но страдает односторонностью». «Гуманный пафос школы естественного права, отстаивавшей неотъемлемость прирожденных прав человека, неизменно приходит в столкновение с реалиями общественной жизни. Позитивистский подход принижает роль человека, утверждает примат государства над личностью» [43]. Истина, как всегда, находится посередине.

Институт прав и свобод в его естественно-правовой трактовке обязывает государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права человека, как права на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на личную неприкосновенность, свободу, и др.

Однако существуют и такие права, которые получают реальное воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные и материальные права.

К настоящему времени в международном праве оформилась целая отрасли, посвященная правам человека - международное гуманитарное право. «Права человека в международном праве (Human Rights) – совокупность прав, регулируемых системой норм и принципов, направленной на обеспечение прав и свобод индивида, групп индивидов и народов в государствах. Их формулирование, закрепление и претворение в жизнь осуществляются путем заключения международных договоров» [34].

Понятие прав человека появилось еще в эпоху буржуазных революций. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление права человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства [42]

Предыстория же прав человека имеет гораздо древнюю историю и связана с самоопределением человека через принадлежность к роду. Первые разрозненные суждения о правах человека восходят еще к временам античности. Суждения о правах человека встречаются в трудах Платона и Аристотеля [39]. Источником прав человека становятся традиции и обычаи, складывающееся на их основе, так называемое обычное право (военная демократия, общинное самоуправление) как зачаточная форма права естественного.

Неотъемлемые права гражданина античного полиса являются первой юридической формой прав человека, развитой римским правом. Средневековье ознаменовалось, с одной стороны, закреплением в национальном праве прав и свобод индивида (с момента, когда в 1215 г. английский король Иоанн Безземельный под давлением своих баронов издал исторический рескрипт – Великую хартию Вольностей (Магна Карта, а с другой – построением различных иерархий права (наиболее известной из них является томистская: вековечный закон (lex aeterna) – сакральное право (jus divitum) – естественное право (jus naturale) – людской закон (lex humama или jus huminum), который в свою очередь проявляется как гражданский закон (lex civilis) и право позитивное (jus positivum). «Она (Великая хартия Вольностей) считается прототипом позднейших кодификаций прав человека, хотя она, конечно, тоже была ограничена только людьми свободными»[44].

Хотя свобода была, прежде всего, и почти исключительно «принадлежностью его светлости», следует сказать, что к концу XIII в. уже существовало «противостояние между свободами всего общества и своеволием вельмож»[44].

Идея прав человека кристаллизуется в результате философского обоснования самоценности человеческой личности ренессансными гуманистами. Важную роль сыграло также внесословное признание основных свобод, появление общих мировых судеб, опыт борьбы за независимость швейцарских кантонов, Нидерландской и Английской революций. Отчетливая формулировка 19-ти естественных законов предпринята Т. Гоббсом в «Левиафане» (1651 г.) [39].

Затем пришло время конституционных актов, последовавших в XVIII в. за американской и французской революциями. В этих актах за человеком признавались определенные свободы, то есть сферы, находящиеся вне регулирования и вмешательства государства.

Наряду со «свободами» от вмешательства государства стали закрепляться и права, которые могли быть реализованы только через позитивную (законодательную и исполнительную) деятельность государства. Именно в эпоху буржуазных революций появляется и понятие прав человека.

Однако права и основные свободы человека еще долго оставались в рамках национального права, то есть в сфере исключительного регулирования государством, в области его абсолютного суверенитета.

Первые международные договоры, касающиеся прав человека, были связаны с признанием свободы религии (например, Вестфальские договоры 1648 г.) и отменой рабства [3]. Рабство было осуждено уже на Венском конгрессе 1815 года, и во второй половине XIX в. был подписан ряд международных договоров об отмене рабства (например, Вашингтонский Договор 1862 года, Генеральный акт Брюссельской Конференции 1889 - 1890 г. (Брюссельский Генеральный акт 1890 г.) и Декларация 1890 г., а также Берлинский Генеральный акт 1885 г.).

Другой сферой международного сотрудничества стала разработка юридических норм о законах и обычаях войны. Эти нормы изложены в целом ряде документов, среди которых в первую очередь необходимо назвать Гаагские конвенции о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 годов [2]. Таким образом, уже в XIX веке международное право стало вторгаться в область государственного суверенитета, утвердился свой приоритет в установлении и обеспечении международных стандартов в защите прав и свобод человека и меньшинств.

После первой мировой войны укрепилось мнение о том, что соблюдение прав человека требует международный гарантий и отдельным правительствам не под силу этого обеспечить. Хотя в мандате Лиги наций, первой универсальной межправительственной организации, созданной после первой мировой войны, не было упоминания о правах человека, Лига предпринимала попытки обеспечить защиту прав человека, используя международные средства. Однако сфера ее интересов была ограничена, прежде всего, установлением определенных гарантий защиты меньшинств в нескольких странах.

Стандарты, определяющие условия труда промышленных рабочих, созданные в начале XX века, стали объектом международных соглашений, разработанных Международной организацией труда, учрежденной в 1919 году.

Международная конвенция об отмене рабства, подписанная в Женеве 25 сентября 1926 года[3], подвела итог многолетним усилиям, направленным на отмену рабства. Первые конвенции по защите беженцев были приняты в 1933 и 1938 годах. Однако, несмотря на все эти события, «международное право о правах человека, как таковое, в период между двумя мировыми войнами так и не появилось»[33].

Тоталитарные режимы, установившиеся в 20-30 годах, серьезно нарушали права человека в собственных странах. Во время второй мировой войны мир стал свидетелем массовых нарушений прав человека, игнорирования человеческой жизни и достоинства, попыток уничтожить целые группы населения по признаку их расовой или национальной принадлежности, а также религиозных убеждений. В результате стало очевидным, что возникла настоятельная необходимость в международных документах, которые кодифицировали и защищали бы права человека, поскольку уважение прав человека является одним из основных условий международного мира и прогресса. Кроме того, возникла острая необходимость создания механизма международной защиты прав человека на межгосударственном уровне. Это убеждение нашло соответствующее выражение и получило дальнейшее развитие в Уставе ООН, подписанном 26 июня 1945 года. Устав гласит, что основная цель этой всемирной организации заключается в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин»[4]. Статья 1 Устава как одну из задач ООН определяет осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии»[7], то есть официально утверждает принцип недискриминации.

Положения Устава имеют силу позитивного международного права, так как сам Устав является межгосударственным договором, и, следовательно, документом, юридически имеющим обязательную силу.

Все члены ООН должны выполнять в духе доброй воли обязательства по развитию уважения к правам человека и обеспечению реализации этих прав на практике в сотрудничестве с ООН и другими странами.

В то же время, Устав не конкретизирует само понятие «права человека» и не устанавливает специальных механизмов по выполнению государствами – членами этих положений [4].

Задача разработки Международного Билля прав человека, который определял бы права и свободы, о которых говорится в Уставе, была возложена на Комиссию по правам человека, созданную в 1945 году.

Важный шаг в разработку Международного Билля прав человека был сделан 10 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека как «общий стандарт, к достижению которого должны стремиться все страны и народы» [5]. Составной частью Билля также являются принятые впоследствии (в 1966 году) два Международных Пакта – Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Пакт о гражданских и политических правах, а также Факультативный протокол к нему. О них мы будем говорить ниже.

Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. «По существу, декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. И какое бы ни было по своему устройству государство, оно обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать»[37].

Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека не является международным договором, весьма широкое распространение получило мнение, что она в силу обычая приобрела обязательную силу.

А в п. 2 Воззвания Тегеранской конференции по правам человека, принятого 13 мая 1968 года на Международной конференции по правам человека, было заявлено, что «Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества» [5].

На Второй всемирной конференции по правам человека (Вена, Австрия, 14 – 25 июня 1993 года), 171 государство вновь подтвердили, что Всеобщая декларация прав человека «является общей нормой, к достижению которой должны стремиться народы всех стран», и что «долгом каждого государства, независимо от его политической, экономической и культурной систем, является содействие уважению прав человека, и основных свобод и защита этих прав» (Преамбула, пункт 8 Венской декларации и программы действий)[11].

Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т. е., что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы.

В Конституции РК по этому поводу говорится (ч. 1 ст. 55): «Перечисление в Конституции РК основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Ясно, что если бы эти «другие»[1], да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются «наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту» [47].

Итак, права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства.