Владимир Галактионович Короленко


Владимир Галактионович Короленко родился 15 (27) июля 1853 года на Украине, в городе Житомире. Мальчик рос в трудолюбивой семье, в атмосфере любви, внимания и взаимного уважения. Отец — уездный судья, прямой, строгий, преданный своему делу человек — сумел сохранить при своей нелегкой в то время должности кристальную честность, бескорыстность и неподкупность. Писатель вспоминал впоследствии, как отец отказывался принимать даже самые мелкие подарки, приносимые в знак благодарности «по освященному веками обычаю», и бесцеремонно прогонял изумленных посетителей. В характере матери сочетались доброта и чуткость, мужество и преданность.

Родители примером своей жизни воспитывали в сыне лучшие человеческие качества. Жизнь, ослепительно яркая, полная острых впечатлений, врывается в душу ребенка. С детских лет будущий писатель обладал исключительной способностью тонко воспринимать поэтическую красоту и величие природы. Зачарованный, слушал он шум деревьев в сосновом лесу, часами наблюдал синюю бездну неба, любовался бесчисленным количеством далеких и таинственных звезд. Он жадно впитывал рассказы старой няньки о былых временах, с наслаждением слушал украинские и русские народные мелодии, которые пел кучер, дружил с крепостным «купленным» мальчиком.

Особое впечатление производят на него воспоминания о крестьянских бунтах, о повстанцах-гайдамаках, рассказы о «вольной-волюшке» и борцах за народное счастье. В маленьком городке Ровно, куда переехала семья, Короленко поступает в реальную гимназию. Гнетущая обстановка, царившая в то время в учебных заведениях (наказания, доносы, обыски), не могла заглушить в юноше рано проснувшуюся жажду знаний.

Короленко знакомится с произведениями русской классики, которые раскрыли перед ним целый мир, прекрасный и увлекательный. Юноша увлекается Некрасовым, Островским, Гончаровым, Тургеневым, изучает работы известных критиков — Белинского, Добролюбова, которого впоследствии назовет своим «первым и главным учителем». Русские писатели-реалисты воспитали в юном Короленко любовь к своему народу и ненависть к угнетению и рабству. «Я нашел тогда свою родину, — писал он, — и этой родиной стала прежде всего русская литература».

Короленко кончает гимназию с серебряной медалью. В 1871 году с несколькими рублями в кармане и восторженными мечтами о будущем юноша уезжает в Петербург и поступает в Технологический институт. Начинается студенческая жизнь — с ее нуждой, тяжелым трудом ради грошового заработка (Короленко занимается переводами, выполняет чертежные работы, раскрашивает географические атласы, рисует карты).

Однако изнурительный труд не мешает ему заниматься напряженной научной, литературной и общественной работой. Он принимает участие в многочисленных студенческих сходках, где горячо обсуждались литературные, философские и социальные вопросы современности. Юношей владеет страстное желание как можно больше увидеть и понять. Но вскоре нужда заставила его оставить институт и поступить работать корректором в одно из петербургских издательств. В 1874 году Короленко переезжает в Москву, поступает в Петровскую земледельческую и лесную академию.

Здесь он сближается с революционно настроенной молодежью, знакомится с народническим движением, увлекается идеей «хождения в народ». Любимым учителем Короленко был профессор физиологии растений К. А.

Тимирязев. Прямой, честный, справедливый, ненавидящий казенщину и рутину, блестящий ученый, призывавший, по словам Короленко, «ценить разум, как святыню», он навсегда остался для него «одним из самых дорогих и светлых образов юности». Короленко не удается окончить академию. В марте 1876 года он был исключен за участие в составлении и подаче коллективного протеста студентов против полицейского режима, царившего в академии, арестован и сослан в Вологодскую губернию, а затем переведен в Кронштадт под надзор полиции.

В 1877 году Короленко пытается завершить высшее образование и поступает в Петербургский горный институт, однако вскоре как «политически неблагонадежный» он снова был арестован. С 1879 года для будущего писателя начинается время непрерывных арестов и ссылок. Тюрьмы, арестантские вагоны, камеры для каторжников... Ссылка в Вятскую губернию, в Восточную Сибирь, в далекую Якутию, куда был отправлен в 1881 году после отказа принять присягу Александру III. В далеких поселениях начинает Короленко свою литературную деятельность.

Он работает над рассказами «Чудная», «Сон Макара», «Убивец», «Соколинец», «В дурном обществе», которые смогли появиться в печати лишь после возвращения писателя из ссылки. В 1880 году в вышневолоцкой пересыльной тюрьме, в камере, тайком, с трудом доставая бумагу и карандаш, Короленко пишет рассказ «Чудная». В лице героини рассказа Морозовой, человека огромной силы воли и твердых убеждений, Короленко отразил черты политической ссыльной, двадцатилетней петербургской студентки Эвелины Людвиговны Улановской, которую писатель встретил в Березовских Починках. Образ девушки-революционерки, человека твердой воли и непоколебимых убеждений является одним из лучших образов передовых женщин в русской литературе и перекликается с «Русскими женщинами» Некрасова и героиней стихотворения в прозе Тургенева «Порог». Однако, восхищаясь героизмом революционной народнической молодежи 1870-х годов, Короленко видел их отчужденность от народа и осудил «чудную» за ее пренебрежение к простому солдату.

В якутской ссылке Короленко пишет рассказ «Сон Макара», в котором показывает, что несмотря на темноту, забитость и вековую покорность мужика, в нем заложена большая стихийная сила протеста. В смиренном, замученном Макаре просыпается чувство собственного достоинства, и он бросает в лицо своим судьям гневные и обличающие слова упрека. Заключительная сцена рассказа символизирует близкий конец народного смирения и назревающий бунт. Известно, что Чернышевский высоко оценил правдивость этого рассказа Короленко. Сибирская ссылка открыла писателю целый ряд ярких образов бродяг, каторжников, поселенцев.

Короленко пишет о людях, не покорившихся своей судьбе, полных мужества и стойкости. В рассказах «Убивец», «Соколинец», «В дурном обществе» он рисует колоритные образы бродяг, стремящихся к независимости, воле, он воспевает их удаль, смелость, чувство товарищества и солидарности. Писатель создает романтически приподнятый образ людей-отщепенцев, которые были для него символом неугасимого стремления к воле и счастью.

Через все творчество Короленко, демократа и гуманиста, четко проходит проблема человеческого счастия. Уже в первом своем художественном произведении «Эпизоды из жизни искателя» (1878) он утверждал мысль о счастье, как об активном отношении к действительности. Герои его рассказов жаждут большой деятельной жизни. В повести «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды» (1886) Короленко на материале далекого прошлого проводит мысль о необходимости борьбы с социальным злом и насилием. Рассказ был направлен против толстовского учения о непротивлении злу насилием.

Он повествовал о народе, восставшем против владычества Рима, и о мудреце, призывавшем народ свергнуть завоевателей. А тем, кто звал к смирению, говоря, что «силу не побеждают силой, которая есть зло», автор устами своего героя отвечает: «Сила руки не зло и не добро, а сила; зло же или добро в ее применении. Сила руки — зло, когда она поднимается для грабежа и обиды слабейшего; когда же она поднята для труда и защиты ближнего — она добро». О грубом насилии над человеком в буржуазно-дворянском обществе рассказал Короленко в произведении «Ат-Даван» (1892).

Писатель разоблачил неограниченную власть чиновничества в Сибири («где зауряд, ежедневно и ежечасно совершаются самые удивительные вещи... ») и поведал об истории «маленького человека» Кругликова, который подобно гоголевскому Акакию Акакиевичу погибает из-за бесчеловечного отношения к нему начальства. В 1886 году Короленко пишет большую повесть «Слепой музыкант», где ставит вопрос: что же такое человеческое счастье?

Повесть рассказывает о слепорожденном мальчике, для которого мир лишен красок и света, жизни и счастья. Тонкий психолог Короленко удивительно проникновенно воссоздает замкнутый мирок ощущений и звуков, намеков и догадок, в котором живет его герой. Как истинный поэт, Короленко ощущает едва уловимые переживания, впечатления, чувства слепого и передает гармонию его души посредством звуковых образов.

Герой повести погружен во мрак и горе. Однако писатель вводит в мир слепого старого воина-гарибальдийца, который с гневом говорит юноше: «Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться со своим...» Старик ведет слепого из богатой усадьбы в широкий мир, раскрывает перед ним всю глубину людских страданий, знакомит его с героическим прошлым Родины.

И слепой убеждается в том, что его личное горе — ничто по сравнению со страданием всего народа. Повесть кончается концертом, на котором слепой музыкант потрясает людей своим мужественным искусством. Его музыка не уводила от действительности, в ней звучала боль человека, думающего о судьбах своего народа. Несмотря на то, что играл слепой, в его музыке властно звучала сама жизнь, во всей ее полноте и многообразии. Преодолев свое личное страдание, слепой обретает себя в служении обществу.

Так проблема смысла жизни и счастья человека, соотношения личного и общественного решалась на путях сближения с народом, Родиной. В 1885 году Короленко возвратился из ссылки и поселился в Нижнем Новгороде. B 1886 году вышла в свет первая его книга «Очерки и рассказы», обратившая на себя внимание Успенского, Гаршина, Чехова.

Книга сразу же поставила автора в ряды передовых деятелей литературы и журналистики. Короленко выступает как писатель, литературный критик, публицист, историк литературы и общественный деятель. С его темпераментом гражданина ему было тесно в рамках одного лишь художественного творчества. На самые жгучие и важные вопросы действительности он хотел откликнуться немедленно (недаром излюбленным жанром Короленко был очерк). Истинный патриот и гражданин, он старался живым словом публициста участвовать в общественной жизни страны.

Вокруг Короленко сплотились прогрессивные журналисты и общественные деятели. Не было ни одного события, характерного для полицейского режима самодержавной России, на которое бы не откликнулся Короленко. Около 700 статей и около 50 названий газет и журналов, в которых они печатались, говорят об огромной работе, проделанной Короленко-публицистом.

В 1889 году открылись крупные злоупотребления нижегородского уездного предводителя дворянства, и Короленко начинает борьбу с «дворянской диктатурой». На страницах газеты «Волжский вестник» он публикует серию статей «Об Александровском банке», где раскрывает огромные растраты, подлоги, незаконные действия банковских заправил. В результате ревизии раскрылись миллионные хищения.

В 1892 году Поволжье поразил голод, целые деревни вымирали от болезней и нищеты. Видя преступное отношение дворянских деятелей к бедствиям народа, Короленко едет в самый центр пораженного голодом Поволжья — Лукояновский уезд. Он помогает голодающим, открывает столовые. Летом 1893 года в низовьях Волги началась холера.

Короленко направляется в места, где свирепствует эпидемия, и в очерках, составивших впоследствии книгу «В холерный год», раскрывает равнодушие правительства к нуждам народа. Для Короленко-публициста не было больших и малых тем, а были только важные и не важные для народа вопросы. В 1894 году писатель возмущен новым преступлением царского правительства — мултанским делом, в котором ярко выразилась политика натравливания одного народа на другой. Группа крестьян-удмуртов из села Старый Мултан Вятской губернии была провокационно обвинена в убийстве прохожего нищего якобы с целью принесения человеческой жертвы языческим богам. Удмурты были осуждены на каторгу.

Короленко спешит в качестве корреспондента в Мултан, лично расследует судебное дело, на месте изучает события. Писатель был потрясен раскрывшимся перед ним произволом и насилием над людьми. Короленко поклялся «чем-то вроде аннибаловой клятвы» пролить свет на это темное дело.

Он публикует в газете «Русские ведомости» серию статей, вскрыв перед лицом общественности всю фальшь этого заведомо подстроенного процесса, все, по словам Горького, «идиотское мракобесие самодержавной власти». На третьем судебном разбирательстве писатель сам выступил в качестве защитника. Мултанцы были оправданы. Когда же после процесса в поддержку обвинения выступила официальная церковь в лице «ученого» попа Н.

Н. Блинова, Короленко разоблачил на страницах печати на этот раз изуверов в рясах. В 1893 году писатель в качестве корреспондента газеты «Русские ведомости» посетил Всемирную выставку в Чикаго где сразу же столкнулся с вопиющими противоречиями капиталистического мира. Безработица, нищета бесправие и рабство одних и безраздельное господство других. С любопытством и глубоким вниманием изучает писатель буржуазную действительность.

Личные наблюдения писателя над жизнью простых людей в Америке легли в основу его большой повести «Без языка» (1895), в которой он описал горестные похождения за границей украинской крестьянина. В Америке Короленко был потрясен чванливым, заносчивым, воинственным национализмом, идущим рядом с презрением к другим нациям. В 1896 году Короленко покидает Нижний Новгород и переезжает в Петербург. Здесь, несмотря на болезнь, он продолжает активно участвовать в общественной и литературной жизни, ведет большую работу в редакции журнала «Русское богатство». Через руки Короленко прошли тысячи рукописей начинающих писателей.

Тонкий художник, замечательный стилист и знаток русского языка, чуткий и отзывчивый человек, Короленко помогал молодым авторам (Подъячеву, Серафимовичу, Д. Бедному, Горькому и др.) войти в литературу.

Короленко нашел новые средства художественной выразительности: его произведения отличаются особым, романтически приподнятым тоном — и это своеобразие художественной манеры писателя. Он утверждал своими произведениями героизм отдельной личности, как выражение народного героизма (подвиг слепого музыканта, протест Макара). Короленко первый сформулировал специфику новой литературы, которая вырастет из «синтеза романтизма и реализма». В своих литературно-критических статьях, рецензиях, письмах и воспоминаниях о писателях (Чернышевском, Успенском, Чехове, Щедрине, Толстом, Гончарове) Короленко разоблачал теорию «чистого искусства» и защищал высокоидейное, политически острое, реалистическое, активное искусство. В 1900 году Короленко переезжает из Петербурга в Полтаву, где и прожил последние годы своей жизни.

В годы общественного подъема, в канун первой русской революции, писатель создает произведения, проникнутые верой в близкую победу народа. Рассказ «Мгновение» (1900) наполнен героикой освободительной борьбы и предчувствием бури. В 1900 году Короленко создает миниатюру «Огоньки», которая стала любимым произведением передовых читателей тех лет. Оно имело колоссальный успех в студенческой и рабочей среде, ходило по рукам в списках, исполнялось на молодежных вечерах. Оно вселяло бодрость, уверенность, оптимизм.

В 1902 году Короленко вместе с Чеховым отказывается от звания почетного академика в знак протеста против отмены выборов в академики А. М. Горького. Это был удивительный акт гражданского мужества со стороны двух крупнейших русских писателей.

В годы общественного подъема Короленко с радостью видел близкий конец самодержавно-крепостнического строя. Убедившись в утопичности надежд на реформы, он приходит к мысли о неизбежности революции, возлагая при этом все надежды на народ. После поражения революции 1905 года Короленко не впал в пессимизм. Писатель твердо верил в историческую неизбежность нового революционного подъема. В 1910 году Короленко пишет серию очерков «Бытовое явление», ставшую крупным общественным событием в России.

Произведение было направлено против смертных казней, применявшихся главным образом против участников революционного движения. Каждый день приносил все новые и новые сообщения о казнях. Собрав письма смертников, показания родных и свидетелей, Короленко нарисовал страшные своей «будничностью» картины издевательств над людьми. Произведение Короленко раскрыло перед общественностью «оргию» казней, ставшую «бытовым явлением». Прочитав «Бытовое явление», потрясенный Л.

Н. Толстой написал Короленко 27 марта 1910 года: «... Всячески во время чтения старался, но не мог удержать не слезы, а рыдания. Не нахожу слов, чтобы выразить всю мою благодарность и любовь за эту и по выражению, и по мысли, и, главное, по чувству превосходную статью.

Ее надо перепечатать и распространять в миллионах экземпляров. Никакие думские речи, никакие трактаты, никакие драмы, романы не произведут одной тысячной того благотворного действия, какое должна произвести эта статья». Любовь к русскому народу была у Короленко неразрывно связана с любовью к неповторимой русской природе. Любимым занятием писателя было путешествие пешком, на лодке, пароме, пароходе по живописнейшим окрестностям Нижнего Новгорода.

Подлинной поэзией проникнуты у него картины русских пейзажей — лесов Поволжья, величаво-спокойных рек Ветлуги и Керженца, просторов Волги, суровой тайги, сказочного озера Светлояр. В дневниках и записных книжках, рассказах и очерках, зарисовках с натуры и путевых очерках, в которых повествование ведется в виде беседы с читателем о пережитом и увиденном, Короленко поэтически и вдохновенно воспел величие и красоту русской природы. Последние годы жизни Короленко посвятил созданию четырехтомной «Истории моего современника» — художественных мемуаров, над которыми писатель работал более 15 лет. «Здесь не будет ничего, что мне не встретилось в действительности, что я не испытал, не чувствовал, не видел»,— писал он в предисловии.

Короленко стремился показать человека своего поколения, отобразить историю общественного развития России на протяжении нескольких десятилетий. Перед читателем проходит галерея типичных представителей эпохи 1860-1880-х годов, важнейшие события тех лет. «История моего современника» осталась незавершенной. 25 декабря 1921 года Короленко умер в Полтаве.