Механизм рыночной системы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.

Цель индивидуальной работы  — изучить механизм рыночной системы и показать оптимальную реализацию совокупных экономических интересов в обществе через количественное соответствие спроса и предложения товаров, услуг и ресурсов.

Задачи:

  • раскрыть понятие равновесной цены;
  • уточнить механизм формирования равновесной цены и саморегулирования рынка;
  • исследовать нарушения рыночного равновесия;
  • определить соотношение рыночного равновесия и экономической эффективности.

ПОНЯТИЕ РАВНОВЕСНОЙ ЦЕНЫ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Равновесная цена (нормальная цена) — это:

  • цена, при которой спрос и предложение равны;
  • цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
  • цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Графически состояние равновесия на рынке конкретного товара можно представить, совместив кривые спроса и предложения на одном рисунке (рис. 1).

Рис. 1. График рыночного равновесия спроса и предложения

Точка пересечения кривых Е - это точка равновесия спроса и предложения. Тогда при данном количестве товара Qe максимальная цена, по которой его могут приобрести покупатели (цена спроса Рd), совпадет с ценой, минимально приемлемой для продавцов (ценой предложения Ps), что и будет означать установление на данном рынке устойчивой равновесной цены Рe, по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара Qe.

В аналитическом виде равновесное состояние на рынке товара можно записать следующим образом:

Снижение цены ниже равновесного уровня будет невыгодно не только продавцам, но и покупателям, так как это сократит количество предлагаемого товара, а рост цены выше равновесной не устроит не только покупателей, но и продавцов, поскольку уменьшит покупаемый объем товара.

При прочих равных условиях рыночная цена соответствует тому количеству товара, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать, т. е. по каждому конкретному товару нет ни излишков, ни дефицита. Таким образом, равновесие рынка – это такое его состояние, когда выполняется условие Qd = Qs. Отклонение от этого состояния будет приводить в движение силы, стремящиеся вернуть рынок в состояние равновесия, т. е. устранить излишек (когда Qd < Qs) или дефицит товаров на рынке (Qd > Qs).

В аналитической форме для функций спроса и предложения равенство объема спроса Qd объему предложения Qs при данной равновесной цене Рe будет выглядеть так:

УСТАНОВЛЕНИЕ РАВНОВЕСНОЙ ЦЕНЫ

Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен. Для того, чтобы понять, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения (табл. 1).

Табл. 1

Цена, при которой спрос равен предложению называется равновесной (Ре), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров – равновесным (Qе). При равновесии:

Qd = Qs = Ре Qе .

Построив на основании данных табл. 1 на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (рис. 2).

Рис. 2. Рыночное равновесие

Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают.

Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием внутренних сил называется устойчивостью, или стабильностью рынка. Равновесие, устанавливающееся на рынке одного товара, – это частичное рыночное равновесие. Наряду с последним существует понятие общего рыночного равновесия – одновременное достижение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынках ресурсов). Общее рыночное равновесие означает соответствие между объемом национального производства и покупательной способностью всех хозяйствующих субъектов, которая во многом зависит от характера распределения доходов. Достижение общего рыночного равновесия – проблема макроэкономическая.

МЕХАНИЗМ УСТАНОВЛЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ

Существуют два основных варианта диспропорции между спросом и предложением: избыток и дефицит товара.

Избыток (излишек) товара – это такая ситуация на рынке, когда величина предложения товара по данной цене превышает величину спроса на него. В этом случае между производителями возникает конкуренция, борьба за покупателей.

Дефицит товара – в этом случае величина спроса на товар по данной цене превосходит предлагаемое количество товара. В данной ситуации возникает соревнование уже между покупателями за возможность приобрести дефицитный товар.

Таким образом, цена выполняет уравновешивающую функцию, стимулируя расширение производства и предложения товара при дефиците и сдерживая предложение, избавляя рынок от излишков. Уравновешивающая роль цены проявляется как через спрос, так и через предложение.

Предположим, что равновесие было нарушено – произошло увеличение спроса, в результате его кривая сместилась из D1 в D2 (рис. 3, а), а предложение осталось неизменным. Если цена данного товара не изменилась сразу же после смещения кривой спроса, то вслед за ростом спроса возникнет ситуация, когда по прежней цене Р1 количество товара, которое каждый из покупателей теперь может приобрести (Qd) превышает тот объем, который могут предложить при данной цене производители данного товара (Qs). Величина спроса теперь будет превышать величину предложения данного товара, что означает возникновение дефицита товара на данном рынке.

Дефицит товаров приводит к конкуренции между покупателями за возможность приобретения данного товара, что приводит к росту рыночных цен. В соответствии с законом предложения реакцией продавцов на повышение цены будет увеличение объема предлагаемого товара. На графике это будет выражено передвижением точки рыночного равновесия Е1 вдоль кривой предложения до ее пересечения с новой кривой спроса D2, где и будет достигнуто новое равновесие данного рынка Е2 с равновесным количеством товаров Q2 и равновесной ценой Р2.

Рис. 3. Смещение точки равновесной цены

Рассмотрим ситуацию, когда равновесное состояние будет нарушено со стороны предложения. Предположим, что произошло увеличение предложения, в результате его кривая сместилась вправо из положения S1 в S2, а спрос остался неизменным (рис. 3, б).

При условии сохранения рыночной цены на прежнем уровне (Р1) рост предложения приведет к избытку товара. В результате возникает конкуренция продавцов, приводящая к снижению рыночной цены (с Р1 до Р2) и росту объема продаваемого товара. На графике это будет отражено перемещением точки рыночного равновесия Е1 вдоль кривой спроса до ее пересечения с новой кривой предложения, что приведет к установлению нового равновесия Е2 с параметрами Q2 и Р2.

Правила взаимодействия спроса и предложения:

  1. Увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товаров.
  2. Уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров.
  3. Увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров.
  4. Сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров.

Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.

Возвращению цены к рыночному равновесному уровню в основном могут препятствовать следующие обстоятельства:

  1. административное регулирование цен;
  2. монополизм производителя или потребителя, позволяющий удерживать монопольную цену, которая может быть как искусственно завышенной, так и заниженной.

НАРУШЕНИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ

В случаях изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесной цены и равновесного объема.

Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем (рис. 4).

При увеличении спроса (рис. 4, а) и цена, и равновесный объем возрастают (Р2 > Р1 и Q2 > Q1); при снижении спроса (рис. 4, б) и цена, и равновесный объем сокращаются (Р2 < Р1 и Q2 < Q1).

Рис. 4. Изменение спроса и его воздействие на цену и равновесный объем

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесное количество продукции: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем возрастет; если предложение сократится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится (рис. 5).

Рис. 5. Изменения предложения и его воздействие на равновесную цену и равновесный объем

Увеличение предложения (рис. 5, а) снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объем (Р2 < Р1, но Q2 > Q1); уменьшение предложения (рис. 5, б) увеличивает цену и снижает равновесный объем (Р2 > Р1, но Q2 < Q1).

При одновременном изменении спроса и предложения значения равновесного объема и равновесной цены зависят от:

– направления изменения спроса и предложения (увеличиваются они или сокращаются);

– соотношения в изменении спроса и предложения.

В зависимости от временных возможностей производителей и степени эластичности предложения в экономике различают три типа равновесия.

Мгновенное равновесие – возникает тогда, когда возрастает спрос, а

у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне резко увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.

Краткосрочное равновесие – при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены.

Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

Равновесное состояние рынка позволяет сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивает формирование излишка и потребителя, и производителя (рис. 6 и 7).

Рис. 6. Излишек потребителя

Если рынок находится в равновесии, то потребитель имеет возможность купить больше товара по более низкой цене, т.е. рыночное равновесие приводит к возникновению излишка (выигрыша, ренты) потребителя, представляющего собой разность между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и той реальной величиной, которую он заплатил фактически (равновесной ценой). На рис. 6 это заштрихованная область. Как следует из рис. 6, покупатель в соответствии с законом убывающей предельной полезности первую единицу блага готов купить за 9 ден. ед., вторую – за 7,5, третью – за 6 ден. ед.. Однако поскольку на рынке установилась цена на уровне 4 ден. ед., то он имеет возможность приобрести больше (4 ед.) блага по более низкой цене – 4 ден. ед.. Чем ниже цена, тем больше выигрыш покупателя.

При рыночном равновесии и производитель получает выигрыш.

Выигрыш производителя (продавца) равен разнице между ценой равновесия и той минимальной ценой, при которой производителю стоило бы продавать товар, не неся убытков (рис. 7). Продавец готов продать: 1-ую ед. товара за 1 ден. ед., но продает ее за 4 ден. ед. – выигрыш 3 ден. ед.; 2-ую ед. товара продавец готов продать за 4 ден. ед., а продает за 8 ден. ед. – выигрыш 4 ден. ед. и т.д. Суммарный выигрыш продавца на рис. 7 заштрихован.

Рис. 7. Излишек производителя

Таким образом, в условиях рыночного равновесия в выигрыше оказываются и покупатель, и продавец, т.е. рыночное равновесие ведет к выигрышу общества в целом, который равен сумме выигрышей покупателя и продавца.

Основное преимущество и ценность рыночного механизма, обеспечивающего автоматическое поддержание рыночного равновесия, состоит в том, что последнее обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества в соответствии с потребностями членов общества.

Любое отклонение от рыночного равновесия ухудшает положение либо покупателя, либо производителя, а это означает, что соблюдается принцип эффективности или оптимальности по Парето, согласно которому, напомним, ресурсы распределены оптимально или эффективно, когда никто не может улучшить свое положение, чтобы в результате для кого-то оно не ухудшалось. Если же существует возможность для отдельных участников рынка улучшить свое положение, не нанося ущерб другим, то такое распределение экономических благ неэффективно. Таким образом, всякое конкурентное равновесие является Парето-эффективным.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ

Государство может устанавливать фиксированные цены, которые могут быть как ниже, так и выше равновесных рыночных цен. Причинами такого вмешательства обычно выступают социальные проблемы – неравенство в доходах, низкий уровень жизни населения, ограниченный доступ к потребительским благам и т. п. Поэтому чаще всего государственное вмешательство в рыночное ценообразование сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения.

Одним из рычагов регулирования рыночной системы, не нарушающим закона спроса и предложения, являются налоги. Они не изменяют условий протекания рыночных процессов и не ограничивают свободы действий рыночных субъектов. Однако, рост цены, неизбежно следующий за увеличением налога, вызывает снижение как потребительских покупок, так и предложения товаров, облагаемых налогом. Таким образом, отрицательный эффект увеличения налогов – общее снижение производства товаров и уменьшение потребления их покупателями по причине их удорожания.

Графически эту ситуацию можно представить следующим образом. В результате введения нового налога кривая предложения S1 переместится влево и вверх на величину налога T, поскольку для получения прежней выручки продавец теперь вынужден запрашивать большую цену за товар. В ответ на это сокращение предложения точка рыночного равновесия переместится вдоль кривой спроса из положения Е1 вплоть до пересечения с новой кривой предложения S2, в точку Е2. В результате на рьнке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с Q1 до Q2 а цена возрастет с Р1 до Р2 (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Последствия введения налога

Противоположный результат достигается при предоставлении субсидии. Смещение кривых спроса и предложения на величину субсидии G будет противоположно их смещению при налогообложении. Например, получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведет к смещению кривой предложения вниз на величину G (рис. 4.5), что приведет к увеличению равновесного количества товара с Q1 до Q2 и одновременно к снижению равновесной цены с Р1 до Р2.

Рис. 4.5. Последствия введения субсидий

Если же субсидию получит покупатель, то на величину G переместится кривая спроса, а не кривая предложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рыночное равновесие означает равенство спроса и предложения. Цена, при которой достигается соответствие предложения спросу, называется ценой рыночного равновесия. Всякое несоответствие, возникающее между спросом и предложением, в условиях свободного рынка ликвидируется автоматически через изменение уровня цен. В основе современной трактовки сущности цены лежит теория неоклассического синтеза. В рыночной экономике цены выполняют уравновешивающую, информационную, регулирующую и стимулирующую функции.

Нарушение равновесия со стороны спроса и предложения под влиянием неценовых факторов ведет к изменению уровня равновесной цены и равновесного объема. В зависимости от временных возможностей производителей и степени эластичности предложения различают мгновенное,

краткосрочное и долгосрочное равновесие. Цена, достигаемая при долгосрочном равновесии, носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.

В условиях рыночного равновесия образуются излишек потребителя и излишек производителя. Первый равен разности между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и равновесной рыночной ценой товара. Излишек производителя – это разность между равновесной ценой и той минимальной ценой, по которой продавец готов продать товар, не неся убытков. Любое отклонение от рыночного равновесия ухудшает положение либо продавца, либо покупателя, а это означает, что рыночное равновесие обеспечивает эффективность по Парето. Однако достижение максимума общественной полезности в условиях рыночного равновесия отнюдь не означает, что эта общественная полезность равномерно распределяется между всеми членами общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ефимова, Е.Г. Экономика [Текст]: учеб. пособие / Е.Г. Ефимова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва: МГИУ, 2005.–368 с.
  2. Васильева, Е.В. Экономическая теория [Электронный ресурс] / Е.В. Васильева. – Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/e007/04.htm.
  3. Борохов, В.Б. Основы экономической теории [Текст]: учеб. пособие / В.Б. Борохов; Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва: Изд-во «Гном-Пресс», 2000. – 168 с.
  4. Александров, В.В. Основы экономической теории и практики [Текст]: учеб. пособие / В.В. Александров, М.И. Бондаренко, А.П. Гриценко и др.; Мин-во образования и науки Украины, Харьковский гос. ун-т им. А.М. Горького. – Харьков: Изд-во ХГУ, 1991. – 134 с.
  5. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Дробышева. – Москва: ИТК "Дашков и Ко", 2009.–149 с.
  6. Михайлов, А.П. Основы рыночной экономики. Экономическая теория [Текст]: учеб. пособие / А.П. Михайлов, Д.Д. Шило; Мин-во образования и науки Украины. – Киев: Изд-во Европейского университета, 2000. – 247 с.
  7. Фролова, Т.А. Микроэкономика: конспект лекций [Электронный ресурс] / Т.А. Фролова. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m174/3_3.htm.
  8. Дзюбик, С.Д. Основы экономической теории [Текст]: учеб. пособие / С.Д. Дзюбик, О.С. Рывак. – 2-ое изд. – Киев: «Знання», 2008. – 491 с.
  9. Сенокосова, Л.Г. Экономика [Текст]: учеб. пособие / Л.Г. Сенокосова. – Тирасполь: Полиграфист, 2011. – 207 с.

PAGE \* MERGEFORMAT3

Механизм рыночной системы