Конспект урока «Хоровод русской матрешки»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Ласточка»
Конспект урока
«Хоровод русской матрешки»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Ермолаева Н. В.
п. Таёжный 2015
Ермолаева Нина Васильевна,
Воспитатель высшей квалификационной категории.
Петухова Татьяна Алексеевна,
Музыкальный руководитель.
Муниципальное дошкольное
Образовательное учреждение
Детский сад «Ласточка».
Тема: «Хоровод русской Матрешки».
интегрированное занятие
(познавательное развитие+изобразительная деятельность+музыка)
Программные задачи:
Образовательные:
Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;
Познакомить с семеновской матрешкой;
Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования.
Развивающие:
Развивать эстетическое восприятие и воображение;
Формировать творческие и креативные способности детей.
Оздоровительные:
Следить за осанкой детей во время работы.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: рассматривание подлинной игрушки – матрешки, алгоритма, беседа, художественное слово, загадка, частушки, физминутка, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных техник для рисования, вхождение в образ.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Игрушка Матрешка, алгоритм «Последовательность изготовления матрешки», мольберт.
Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.
Оборудование: ширма с аппликацией матрешек.
Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.
Словарная работа: использовать в речи слов определений Семеновской Матрешки (веселая, радостная, расписная, сувенирная, чернобровая…) с Максимом У., Рамилем Х.. Обогащать словарь детей словами: сувенир, расписывать, цепочка бутонов.
Индивидуальная работа: помочь при росписи затрудняющимся детям.
Предварительная работа: Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России.
Ход занятия:
Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…
Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
(загадывает загадку)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша….
(Ответы детей - Русская матрешка)
Конечно, это Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Оказывается, ей в этом году исполняется 120 лет. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показывает фото), а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Есть разные Матрешки.
Из чего делают матрешку?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Из какого дерева?
Дети: Березы, елки, липы.
Воспитатель:Сделать матрешку не просто. Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют.
(работают по алгоритму «Последовательность изготовления матрешки»)
Воспитатель: Что сначала делает мастер?
Дети: Подбирает брусок дерева, из которого будет делать матрешку.
Воспитатель: Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Затем ее делает разъемной. А что дальше?
Дети: Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.
Воспитатель: Что делает, когда расписал матрешку?
Дети: Покрывает ее лаком для прочности.
Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города Семенова, значит, зовут ее… (семеновская)
Какие цвета в росписи используют художники?
Дети: Красный, синий, зеленый и т. д.
Воспитатель: Как расписан фартук у Матрешки?
Дети: Она в руках держит большой букет роз. В букете очень много листочков. Он закрывает почти весь фартук.
Воспитатель: Как расписан платочек?
Дети: Края украшены цепочкой из бутонов и листьев.
Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?
Дети: Веселой, озорной, игривой, радостной, праздничной, доброй, ласковой, нарядной, праздничной и т. д.
Воспитатель: Матрешка стала великой путешественницей. Начав свой путь по белу свету из города Семенова. Вам нравится Семеновская матрешка? Воспитатель: Хотели бы вы ее расписать?
(получает согласие детей)
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи семеновских матрешек. Чем можно расписать Матрешку?
Дети: пальчиком, «тычком», ватной палочкой, цветными и пастельными карандашами, красками, перышком, печатками.
Физминутка.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
(Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек)
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
(Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде. После завершения росписи проводит итог)
Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!
Да и сами матрешки мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи.
Нынче праздник в нашем доме,
Гости бьют в ладошки.
Продолжается знакомство
Где же вы, матрешки?
(Под музыку выбегают Матрешки)
Эй, Матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
(Дети поют частушки под русскую народную мелодию)
1. Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вчетвером поем частушки
И танцуем вчетвером.
2. И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
3. Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
4. Ох, уж у Матреши
Доченьки пригожи!
Доченьки пригожи,
На нее похожи!
5. Я – Матрешка – сувенир
В расписных сапожках,
Прогремела на весь мир
Русская Матрешка!
6. Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяна я:
Щеки, словно розы.
7. Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
8. Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
(Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…)
Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.
Литература.
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва Изд-во Малыш, 1988.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
Соломенникова О. А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. М. Изд-во «Малыш», 1988.
Берестов В. Д. Матрешкины потешки. Книжка-игрушка. Изд-во «Малыш» М. 1982.
Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. Москва. Линка-Пресс, 2004.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. СПб. КАРО, 2007.
Под редакцией Казаковой Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Москва. Творческий Центр Сфера, 2004.