Социологическая характеристика преступности несовершеннолетних в Республике Казахстан

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский социально-технический университет

имени академика Зулкарнай Алдамжар

ШАРИПОВА АЛИЯ НУРЛАНОВНА

Социологическая характеристика преступности несовершеннолетних в Республике Казахстан

Специальность: 6М030100 – «Юриспруденция»

Диссертация на соискание академического звания магистр юриспруденции

Научный руководитель

к.ю.н., доцент ___________________ Назмышев Р. А.

Костанай

2013
Содержание

Введение..…....................................................................................................

1 Правонарушения в среде несовершеннолетних как объект профилактического воздействия……...........……............................................

1.1 Несовершеннолетние как особая социально-демографическая категория населения….......................................................................................

1.2 Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними.......................

1.3 Причины и условия, порождающие правонарушения в среде несовершеннолетних.………..……..............…....…....................….......…......

2 Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними...

2.1 Сущность и значение профилактики правонарушений…..…...............

2.2 Правовое регулирование профилактики правонарушений…................

2.3 Меры профилактики правонарушений....................................................

Заключение………..........…..…...................................................................

Список использованных источников..........................................

Приложения...................................................................................................

4

9

9

18

26

34

34

51

60

69

72

76


Определения, обозначения и сокращения

ГДН

Группа по делам несовершеннолетних

ГОВД

Городской отдел внутренних дел

ГОРРОВД

Городской и районный отдел внутренних дел

ДВД

Департамент внутренних дел

ДВДТ

Департамент внутренних дел на транспорте

КАП

Комитет административной полиции

КРКоАП

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях

МВД

Министерство внутренних дел

МЗ

Министерство здравоохранения

МОиН

Министерство образования и науки

ОВД

органы внутренних дел

ООБ

отделение общественной безопасности

ООН

Организация объединенных наций

РК

Республика Казахстан

РОВД

Районный отдел внутренних дел

СНГ

Содружество независимых государств

УК

Уголовный кодекс

УПК

Уголовно-процессуальный кодекс

ЮНЕСКО

Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры

ЮНИСЕФ

Международный чрезвычайный детский фонд Организации объединенных наций


Введение

Преступность несовершеннолетних во все времена имела место среди актуальных проблем нашего государства и общества. Развитию этого негативного явления способствует ряд причин, таких как отсутствие надлежащего воспитания со стороны родителей, либо лиц, их заменяющих, неправильное представление подростков о жизненных ценностях человечества, негативное влияние средств массовой информации на сознание детей, совершение антиобщественных действий либо правонарушений старшими по возрасту или взрослыми лицами, а также постоянно снижающийся авторитет сотрудников правоохранительных органов. Все вышеуказанные факторы порождают криминальный элемент в подростковом обществе, появление которого представляет значительную угрозу общественной безопасности нашего государства.

Статистические данные правоохранительных органов Республики Казахстан позволяют сделать вывод о том, что количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в настоящее время остается на достаточно высоком уровне. В 2008 году на территории нашего государства несовершеннолетними было совершено 5110 преступлений, в 2009 – 4654 преступления, в 2010 – 3988 преступлений, в 2011 – 4092 преступления, в 2012 – 4654 преступления [1].

Также необходимо отметить, что отношении самих несовершеннолетних совершается большое количество преступлений, и часто они выступают в роли потерпевших, нежели правонарушителей [Приложение 1].

Состояние преступности несовершеннолетних в Республике Казахстан позволяет утверждать, что подростки являются наиболее криминально пораженной категорией населения по сравнению с другими представителями общества.

Реакцией государства на резкий рост правонарушений среди молодых людей явилось увеличение объема и строгости уголовно-правового контроля. В периоды реформ и социальных трансформаций данный контроль часто становится чрезмерным или недостаточным в своем карающем и профилактическом воздействии на правонарушения, совершаемые представителями подрастающего поколения. Поэтому осуществление характеристики структурных уровней контроля правонарушений несовершеннолетних и мер их профилактики является актуальным [3, с.3].

Необходимость эффективной профилактики преступлений несовершеннолетних обусловлена увеличением количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также участием подростков в деятельности организованных преступных групп и преступных сообществ. В настоящее время также растет количество рецидивных преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности избранной автором темы диссертационного исследования и необходимости выработки новых путей решения проблем в сфере профилактики преступности несовершеннолетних.

Необходимо проанализировать причины и условия преступности несовершеннолетних и на основе данного анализа выработать основные направления профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Целью проводимого исследования является выработка рекомендаций по совершенствованию профилактической деятельности государства и общества в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних.

Поставленная нами цель достигается путем поэтапного решения задач, основными из которых являются:

– исследовать несовершеннолетних как особую социально-демографическую категорию населения;

– изучить сущность и особенности правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

– выявить причины и условия, порождающие правонарушения среди несовершеннолетних ;

– рассмотреть сущность и значение профилактики правонарушений в данном направлении;

– проанализировать правовое регулирование профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

– исследовать современное состояние профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

– выработать предложения и рекомендации по совершенствованию профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере предупреждения престуности несовершеннолетних.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты Республики Казахстан, регулирующие общественные отношения в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Степень разработанность проблемы.

В казахстанской науке отдельные аспекты преступности несовершеннолетних, а также ее профилактики изучены в работах таких ученых, как Н.М. Абдиров, Т.К. Акимжанов, Е.О. Алауханов, Б.С. Бейсенов, К.А. Бегалиев, С.Б. Бимурзин, Е.И. Каиржанов, И.В. Корзун, Г.С. Мауленов, С.С. Молдабаев, М.С. Нарикбаев, Р.Т. Нуртаев, Г.Р. Рустемова, А.Б. Скаков, Д.С. Чукмаитов, С.А. Шапинова и др.

Проблемы профилактики преступности несовершеннолетних также исследовались в трудах советских и российских ученых, таких как Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, А.И. Долгова, С.Я. Лебедев, В.В. Лунеев, О.С. Лях, Г.М. Миньковский, В.С. Овчинский, А.Б. Сахаров, Г.Ф. Хохряков, Д.А. Шестаков, В.Е. Эминов, Н.Г. Яковлева и др.

Кроме того, теоретическую основу диссертации составили отечественные и зарубежные исследования в области молодежной политики, теории права, социологии, политологии, относящиеся к исследуемой проблеме, в том числе научные труды названных выше авторов.

Теоретическая значимость исследования обусловлена объективной потребностью в комплексном знании о криминальной активности несовершеннолетних, особенностях, обусловливающих появление и развитие данного явления. Разработка объяснительной модели соотношения уровней общественного контроля, находящихся в отношениях обратной зависимости, позволит выявить эффективные способы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Научный анализ указанных процессов является актуальным.

Практическая значимость исследования заключается в необходимости решения актуальных проблем предупреждения преступности несовершеннолетних, возникающих в практической деятельности уполномоченных государственных органов Республики Казахстан.

Кроме того, результаты, полученные при решении поставленных задач, предположительно будут иметь практическую значимость в процессе их реализации в практической и нормотворческой работе государственных органов, осуществляющих профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях, а также при подготовке соответствующих лекционных курсов и учебных пособий.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является комплексным, логически цельным и завершенным монографическим исследованием, посвященным научному обоснованию важного направления в криминологической науке – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

В результате исследования разработан теоретико-концептуальный подход к изучению феномена правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, выявлены, систематизированы и описаны основные причины и условия, порождающие правонарушения в подростковой среде, рассмотрена система мер профилактики преступности несовершеннолетних, выявлены ее проблемы и выработаны меры по их совершенствованию.

Методологической основой исследования является диалектический подход к научному познанию социально-правовой действительности. В качестве основных научных методов применялись: исторический, сравнительно-правовой, социологический, логический, метод системного анализа, статистический, криминологические методы выборочного изучения и обобщения уголовных дел, анкетирование и другие частнонаучные методы. Соблюдались методологические требования, предъявляемые к данным исследованиям.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной и зарубежной юриспруденции методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых из разных источников, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Результаты исследования позволяют вынести на защиту следующие основные положения:

1. Несовершеннолетние как представители молодого поколения являются основной движущей силой всех значимых свершений в будущем. Они чаще всего определяют как ускорение, так и торможение общественного развития, а в сложных, кризисных ситуациях функционирования государства они наиболее активно продуцируют многочисленные острые конфликты на уровне межличностных отношений, а также криминальные способы их разрешения.

2. Правонарушения в среде несовершеннолетних отражают особенности психофизиологической, демографической и социальной характеристик соответствующего контингента лиц, условий жизни членов этой возрастной группы, типичных негативных и позитивных факторов, оказывающих воздействие на личность и условия ее формирования.

3. Преступность несовершеннолетних в Республике Казахстан в постсоветский период продолжает иметь высокие количественные показатели среди всех иных возрастных групп населения, как по абсолютному числу совершаемых преступлений, так и по интенсивности преступных проявлений. Кроме того, официальная статистика правоохранительных органов о совершенных преступлениях не отражает реальной действительности, так как несовершеннолетними совершается большое количество латентных преступлений, а также имеют место факты укрытия преступлений со стороны должностных лиц правоохранительных органов.

4. Криминализация современной подростковой среды является последствием ряда негативных процессов, произошедших в 90-е годы прошлого столетия, т.е. в период становления Республики Казахстан как независимого государства. К числу таких негативных процессов можно отнести экономический кризис того времени, безработица, повсеместный рост преступности, отрицательное влияние на несовершеннолетних со стороны взрослых лиц и сверстников, низкий авторитет правоохранительных органов.

5. В настоящее время возникла необходимость совершенствования деятельности органов внутренних дел и других государственных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Нормативную базу исследования составили Конституция Республики Казахстан, международно-правовые акты, направленные на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, законодательные и иные нормативные правовые акты, непосредственно направленные на профилактику правонарушений в среде несовершеннолетних.

Обоснованность, достоверность и надежность результатов и выводов исследования в значительной степени определены эмпирической базой исследования. В работе использованы обширный исследовательский материал по проблемам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, аналитические документы Комитета административной полиции МВД Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по статистике, а также обобщения и аналитические документы по данной проблематике. В ходе написания диссертации изучались материалы отечественных средств массовой информации, освещающие современное состояние преступности несовершеннолетних, проблем ее детерминации и профилактики.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование осуществлялось на кафедре уголовного права и процесса Костанайского социально-технического университета им. З. Алдамжар. Результаты научного исследования были рассмотрены и одобрены на заседании кафедры. Основные положения диссертации опубликованы в 2 научных статьях.

Структура работы отвечает своей цели, задачам и предмету исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


1 Правонарушения в среде несовершеннолетних как объект профилактического воздействия

1.1 Несовершеннолетние как особая социально-демографическая категория населения

В современных условиях становления и развития правового государства и гражданского общества в Республике Казахстан особое значение приобретают вопросы работы с несовершеннолетними лицами, защиты их прав, формирования правовой культуры подрастающего поколения.

Казахстан – молодое суверенное государство, активно интегрирующееся в мировое сообщество. В стратегически важном документе «Казахстан – 2030» Глава государства Н.А. Назарбаев особо отметил следующее: «В возрастной политике мы должны сконцентрировать свое внимание на молодежи и подрастающем поколении, а также на молодых семьях» [4].

В январе 2012 г. Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Н.А. Назарбаев выступил на совместном заседании палат Парламента страны с Посланием народу Казахстана. Нынешнее Послание под названием «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» пронизано идеями об улучшении положения молодого поколения, уверенностью в том, что оно внесет посильный вклад в дальнейшее развитие страны.

Также было обозначено то, что образование должно давать молодым людям не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации и усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание, эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности. В этой связи Правительству было поручено принять пятилетний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников [5].

Выделение несовершеннолетних в качестве особой социальной группы и появление самого понятия «несовершеннолетний» обусловлено социально-историческими причинами. Исследование проблем преступности несовершеннолетних вообще, как будущего любого общества, берет свое начало в глубокой древности. Молодые люди, как фундамент и главное условие саморазвития и жизнеспособности государства, представлено во многих высказываниях Плутарха. Спартанский законодатель Ликург был первым автором не только прообраза «закона о молодежи», но и целого свода молодежного законодательства, в котором шла речь об экономических механизмах вовлечения молодежи в трудовую деятельность.

Взросление в традиционном обществе было социально беспроблемным, процесс перехода из детства во взрослость проходил безболезненно. Ход и направленность исторического процесса предопределили изменение взглядов общества на молодое поколение, постепенно формировалось и утверждалось представление о молодых людях как о стратегическом ресурсе развития общества. Сегодня наибольшую распространенность приобретает аксиологический подход, в рамках которого несовершеннолетние рассматриваются не в качестве пассивного объекта различного рода социализационных воздействий со стороны старших поколений, а, напротив, с точки зрения их субъектного начала и самоценности.

Попытка формирования единого концептуального основания современных исследований в данной сфере осуществляется в рамках особой науки о несовершеннолетних – ювентологии, разрабатываемой В. Адамским, Л. Розенмайром, С. Микой, Б. Немеренко, Ф. Малером, К. Господиновым, И. М. Ильинским, В. В. Павловским. Основанием для разработки такой интегральной науки являются всеобщие универсальные свойства подростков. К последним И. М. Ильинским были отнесены наличие специфических проблем, обусловленных возрастом (зависимость, несамостоятельность, необходимость жизненного и профессионального самоопределения и др.); двойственность природы ее основных характеристик и закономерностей развития (биологическая, а также и социальная, конкретно-историческая обусловленность); социальный статус, определяющийся тем, что молодые люди выступают одновременно объектом и субъектом социализации, обретая субъектность по мере самоидентификации, самосознания своих интересов, роста своей организованности; прямая взаимосвязь понятий «молодой» и «будущее» как основание для реальной практики и политики [6, с. 17].

Вопросы, связанные с проблемой определения понятийно-категориального аппарата в рамках комплексных исследований несовершеннолетних остаются весьма актуальными. До сих пор продолжается научная дискуссия относительно границ понятия «несовершеннолетний». С учетом биологических, демографических и социально-экономических аспектов нижняя граница несовершеннолетнего возраста обозначена в 13–14 лет. Верхняя граница несовершеннолетнего возраста предшествует периоду дееспоспособности и относится к 18-ти годам.

Современные определения несовершеннолетнего раскрывают одновременно как сущностный, так и функциональный аспекты рассматриваемого социального феномена. Молодое поколение может быть определено как общественно-исторический и социокультурный феномен, представляющий большую биосоциальную возрастную группу, которая обладает определенной мерой субъектности и потенциалом развития, возможность реализации которых зависит как от конкретно-исторических условий общественного развития макроуровня социальной действительности, так и от типа общественного устройства отдельно взятого государства.

На рубеже веков обострение проблем ювенальной юстиции и ухудшение социально-демографической ситуации привели к признанию политики в отношении несовершеннолетних одним из важнейших направлений деятельности государства. Однако противоречивость и фрагментарность правовой базы молодежной политики, слабость и постоянные изменения соответствующих управленческих структур, недостаток ресурсного обеспечения негативно сказывается на молодежной политике и молодого поколения в целом. Кроме того, в условиях углубленного реформирования экономики серьезную тревогу вызывает социально-экономическое положение молодежи, ее гражданская и политическая ориентация. Переход к рынку, создание его инфраструктуры, процессы приватизации в различных секторах экономики обусловили существенный разрыв между качеством и уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовки молодых специалистов, номенклатурой профессий, предлагаемых учебными заведениями всех звеньев с одной стороны и кадровыми потребностями предприятий и учреждений различных форм собственности на всех уровнях деятельности с другой стороны. Радикальные изменения в экономике требуют наращивания человеческого потенциала, изменений в характере обучения и профессиональной подготовки молодых людей, формирования у подрастающего поколения современного экономического мышления [7, с. 82].

Это выдвинуло подростковые и образовательные проблемы в число ключевых государственных проблем. Занятость молодых людей, мотивационный аспект их участия в общественном производстве вошли в число актуальных объектов исследования политологии, социологии, экономической теории и теории управления. Такой комплексный подход дает возможность определения тенденций, глубокого понимания изучаемой задачи и выработки способов ее решения.

«Молодые люди в любом обществе должны восприниматься не как бремя, а как наиболее драгоценный ресурс» – именно эти слова подчеркнуты в послании Генерального секретаря ООН Кофи Аннана в связи с международным днем молодежи прошедшим 12 августа 2003 года [8]. Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств [9, с. 478].

Несовершеннолетние – наиболее подвижная, адаптивная часть общества. Она является основной движущей силой всех будущих значимых свершений. Именно молодые люди чаще всего определяют как ускорение, так и торможение общественного развития, а в сложных, кризисных ситуациях функционирования государства они наиболее активно продуцируют многочисленные острые конфликты на уровне межличностных отношений, а также криминальные способы их разрешения.

Реалии, с которыми сталкивается современные подростки, весьма изменчивы. Изменчиво и отношение к ним со стороны молодых людей. Единственное, что пока не меняется в подростковом сознании, – это фетишизация рынка. Что же касается будущего, то многие молодые люди надеются на избранную ими профессию, хотя и очень страшатся безработицы. В целом в оценках и мнениях, касающихся предстоящей работы, преобладает прагматический подход. Большинство юношей и девушек полагают, что, хотя и важен общественно-полезный, творческий смысл трудовой деятельности, нельзя забывать и о заработке. В поиске работы подростки склонны полагаться в основном на себя.

Поэтому для большей уверенности стремятся получить высшее образование, овладеть иностранным языком, приобрести навыки работы в бизнесе, умение правильно мыслить и действовать в условиях рыночной экономики и получить правовую подготовку. В тройку самых престижных профессий, наряду с юридической и экономической, подростки уверенно включают специализацию менеджера и предпринимателя, а часть молодых людей – бандитизм и рэкет.

Подростки трезво оценивают отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мире. Оно поглощено внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время.

Сегодня большая часть подростков предпочитает реализовывать свою активность в неполитических организациях. Основная форма таких организаций – так называемые «тусовки», формирующиеся на основе общих интересов: спортивных, музыкальных и т.д. «Тусовки» становятся формой объединения молодых людей, инструментом её социализации, находясь вне сферы влияния (образовательного, культурного, воспитательного) государства и общества [10, с. 118].

Несовершеннолетние как особая социально-демографическая группа выступают наиболее динамичной частью общества и характеризуется специфической ролью и местом в системе государственных и общественных отношений. В литературе, в различных документах, касающихся несовершеннолетних, имеются различные определения понятия «несовершеннолетний», «молодежь» а также их возрастных границ. Возраст, имеет принципиальное значение для осуществления молодежной политики, особенно государственной. От возрастных границ зависит количество молодых людей, охватываемой вниманием государства. А для этого необходимы организационные возможности, кадры и главное – финансы. Вполне оправданно, что государство, законодательно устанавливая возрастные параметры, кого включить в категорию молодых людей, наряду с научными рекомендациями должна учитывать свои возможности.

Во Всемирной программе действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и последующий период отмечено, что помимо статистического определения термина «молодежь», само значение этого термина существенно различается в странах мира. Определение молодежи постоянно трансформируется в зависимости от меняющихся политических, экономических и социально-культурных условий. Молодые люди во всех странах мира представляют собой как основной людской ресурс для целей развития, так и главных проводников социальных изменений, экономического развития и технического прогресса. Их творческое воображение, идеалы, могучая энергия и проницательность важны для постоянного развития того общества, в котором они живут. Поэтому ощущается особая необходимость в обеспечении новых стимулов для разработки и осуществления молодежной политики и программ на всех уровнях. От того, каким образом в рамках этой политики будут решаться проблемы, и реализовываться потенциальные возможности молодых людей, будут зависеть современные социальные и экономические условия, а также благосостояние и условия жизни будущих поколений [11].

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, численность молодых граждан в возрасте от 14 до 29 лет на начало 2004 года составила 4093100 человек, или 27,3 % от общего количества населения. Для сравнения отметим, что в 1999 году данный показатель составил 3787700 человек, или 25,7 % от общей численности населения [13, с. 227].

Структурно ее принято делить на несколько подгрупп, так как подростковый возраст имеет достаточно большие временные границы, и существуют физиологические, психологические и социальные отличия в зависимости от того, относятся молодые люди к периоду юношества или к старшим возрастным подгруппам молодежного возраста. В социальном плане именно с молодыми людьми связывают перспективы развития любого общества, поэтому процесс их взросления и социализации является предметом внимания не только различных социальных институтов, но и государственных структур [14, с. 14]. В соответствии с национальным законодательством несовершеннолетними являются лица от 14 до 18 лет, причем по достижении 18-летнего возраста они становятся совершеннолетними.

Законодательное закрепление возрастных границ несовершеннолетнего возраста позволяет соответствующим образом перераспределить кадровые и материальные ресурсы, другой экономический потенциал страны, призванный обеспечивать эффективное решение социальных проблем подростков.