Развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста


Развитие правильного речевого дыханияДанная статья будет интересна педагогам и родителям.

Цель

- формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

Задачи для реализации поставленной цели:

- расширить знания детей, родителей, педагогов о дыхании;

- познакомить детей, родителей и педагогов с различными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим;

- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений;

- создать взаимосвязь педагогов ДОУ и родителей по проблеме формирования правильного дыхания.

Участники: родители, дети.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

Что же такое правильное речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание происходить произвольно неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе, некоторые же набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Поэтому залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Вот некоторые игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания

Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха (подготовительный этап):

• «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони);

• «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты);

• «Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев);

• «Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке);

• «Свечка» (задувание свечи);

• «Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек);

• «Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика») и т. д.

Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу:

• «Футбол» (Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»);

• «Ветерок кружит листочки» (Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек);

• «Лошадки фыркают» (Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации);

• «Кучер останавливает лошадку» (Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр);

• «Спутник» (Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?);

• «Буря» (Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык);

• «Сдуй снежинку с носа» (С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа);

• «Ураган» (Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз);

• пускание мыльных пузырей;

• поддувание плавающих в воде бумажных корабликов;

• поддувание бумажных фигурок и др.

После подготовительного периода, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного вдоха и выдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала.

Вот несколько примеров:

• Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (А-а-а), «Дует сильный ветер» (У-у-у) и др.;

• Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка прыгает» («Оп-оп-оп»), «Мишка топает» («Топ-топ-топ») и т. д.;

• Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер.»;

• Проговаривание скороговорок и чистоговорок;

• Выразительное чтение стихотворений.

Контролируя правильность речевого дыхания ребёнка, следует обращать внимание на то, чтобы он не делал слишком большой вдох и не «выжимал» из себя воздух до конца (не начинал задыхаться).

Играйте и развивайте с удовольствием!