Школьная отметка: быть или не быть?



ШКОЛЬНАЯ ОТМЕТКА: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? (30.12. 1995)

"Эка замахнулся! "-скажет иной читатель, для которого ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, ни на минуту не вызывает сомнения. Отметка в баллах - "священная корова" почти всех образовательных систем прошлого и настоящего. Имеет ли она право на дальнейшую жизнь? Для этого совершим вначале небольшую прогулку в историю..

Многие столетия обучение детей было частным делом родителей. Государство не вмешивалось в школъное дело, хотя, конечно же, в той или иной степени надзирало за делами воспитания и обучения, скорее из полицейских соображений. Над школой не существовало тоталъного государственного контроля по многим причинам, одной из которых было весьма малое ответное влияние состояния школьного дела в государстве на дела этого самого государства. Государственная идеология еще не набросила жесткую узду на школу и из многообразия форм обучения поддерживало и питалась кадрами тех школ, которые были близки ему по духу, по идеологии. Отстраненность и невмешатель-ство государства в дело образования имело положительные и отрицательные стороны, но всё-таки необходимо отметить, что это было время, когда государство не ограничивало творчества учителя, да и не могло этого сделать, так как не имело соответствующего механизма.

Минули столетия... Грянул первый промышленный переворот. Появление машин и ме-ханизированного труда вызвало к жизни потребность в относительно большом количестве работников, имеющих определенный утровень, стандарт образования. Промыпленный переворот вызвал и пепеворот в деле образования. Появление индустриальных методов на производстве потребовало "индустриализации" образования и, в первую очередъ, школь-ного дела. Образование из штучного стало переходить в массовое, поточное. Государ-ство стремительно вторгалосъ в экономическую деятельностъ, добавив к фискальной функции непосредственное участие в сфере производства. Именно в этот самый момент и школа оказывается в сфере экономических интересов государства. Появляется и бурно растет государственная система образования, хотя и частное образование еще не одно столетие успешно соперничало и соперничает с государственной системой.

Стремительная индустриализация в странах ставших на путь капиталистического развития, резко трансформировала и школу. Школы превратились в "фабрики элементар-ных знаний". Образование было поставлено на поток и превращено в массовое производство. А где массовое производство, там нет места и времени для индиви-дуального подхода. Новое время вызвало решительные перемены в школьном деле: были изобретены классно-урочная система и система отметок в баллах, которые остаются олицетворением любой школы до настоящего времени.

Дальновидные политики осознали необходимость и значимость для государства школьной системы и приложили немало сил для ее формирования. Хорошо известно историкам мудрое замечание одного из Великих Немцев, после блестяще выигранной войны, о том, что "эту войну выиграл немецкий школьный учитель"... Однако хватит, пожалуй, истории: пора и к делу перейти.

Система отметок в баллах при своем рождении и до настоящего времени подвергалась и подвергается аргументированной и жесткой критике, но тем не менее благополучно господствует и в нынешней школе. Поисками педагогов-новаторов под могущество "Ее Величества Отметки" подводится мина, но "взрыва" в ближайшие годы, по крайней мере в нашей стране, видимо ожидать не приходится хотя, кто его знает? по той причине, что массовое сознание учителей, родителей и учеников не готово к подобному "взрыву", да и вряд ли желает этого по многим причинам, которые и попытаемся слегка приоткрыть.

Всякое сравнение относительно, условно. Я бы рискнул сравнить профессию учителя с профессиями врача или садовника. Лечит ли врач больного, выращивает ли садовник удивителъное растение - они наблюдают, думают, контролируют и направляют опреде-ленные процессы жизнедеятелъности. Если положительные процессы замедляются, они ищут причины этого, устаняют их и стимулируют ускорение прогрессивных тенден-ций, стараясь при этом нейтрализовать негативные.

Никому и в голову не приходит дикая и нелепая мысль заставить врача или садовника ежедневно в баллах оцениватъ состояние пациента или растения. Уж слишком очевидна субъективность такой отметки и бессмысленность ее. Врач и садовник ежедневно теряли бы массу времени на эти отметки, которые никоим образом не отражают истинного состояния дел, потому что речь идет о живых организмах. Эта мысль столь очевидна, что даже болезненная фантазия не рискнула бы предложить аналогичной системой отметок контролировать процесс выздоровления ребенка или роста растения. В области куда уж более деликатной /человеческая психика/ мы беспардочно используем для контроля и управления процессом познания систему, полностью базирующуюся на этой пресловутой отметке в баллах.

Учителя и родители хорошо знают радостно-нетерпеливое ожидание дошколъника встречи со школой. Но отчего-то через некоторое время огонек желания в глазах ребенка гаснет, он не так охотно идет в школу. Проходит еще два-три года и от того желания дошкольника, чаще всего не остается и следа Школа тяготит очень многих детей, а иной раз вызывает резко отрицательные эмоции. Почему? Что случилось? В двух словах не ответить... Вот учитель входит первый раз в первый класс. Перед ним два-три десятка малышей. Они провели свое ранее детство в разных условиях: одни с первых минут своей жизни окружены умными и любящими людьми; других угораздило родиться в семьях, где их вовсе не ожидали и где пьяный угар скорее правило, чем исключение и, где изощренно и чисто выговаривают лишь ненормативную лексику нашего великого и могучего.

У детей совершенно разные судьбы, разный уровнь развития и подготовки к школе, а учителю нужен результат: именно результат, а не ребенок. По этому результату будут судить о самом учителе. Результата, и только однозначного, требует от учителя админист-рация школы и стоящее за ее плечами общество. Жестко припертый к стене учитель, не мудрствуя лукаво, отделяет "зерна от плевел" присваивая осознанно или бессознательно каждому ученику ярлык. Одни дети зачисляются в разряд "умных", а другие...: Наградив ребенка ярлыком учитель, непроизвольно в болыпинстве случаев, составляет программу обучения каждого. Ребенка, а вернее своего отношения к ребенку по принципу - "кесарю-кесарево". "Умным" ученикам - болыпее внимание, развивающее обучение, бесконечные похвалы; а тем... да что с них взять - им бы хотя бы это усвоить!" Учителю невдомек, что если ребенку удается добиться успеха в начальной школе, у него есть все шансы на успех и во взрослой жизни. Отсюда следует простой вывод: надо создаватъ такие школы, в которых бы все /подчёркиваю: все/ дети учились успешно. И это не утопия! Такой опыт уже есть и об этом хорошо известно руководству нашей школьной системы.

Значительная частъ учителей психологический подход к личности ребенка заменяют на механистический, трактуя психические реакции ученика как некий линейный механиче-ский процесс и потому требуют абсолютно от всех учеников в единые, жёстко установленные сроки вполне определенных результатов. /Текущие отметки, отметки за четверть, за год/. Но часть учеников не успевает созреть к этим срокам и начинается не-естественный отбор учащихся. Эти дети становятся "неуспевающими". Позвольте спросить: куда и зачем? На этих несчастных оказывается мощное отрицательное психо-логическое воздействие со стороны сверстников, учителей и родителей. Такому невероят-ному психологическому прессингу сможет противостоять и не каждый взрослый, а что же тогда говорить о ребенке... Таким образом система отметок в баллах /вернее с ее помощью/ с первых шагов некотовой части детей в школе направляет на путь психологической агрессии, неудач в жизни и асоциального поведения. Не они ли составляют большинство контингента колоний для несовершеннолетних. Обществу наносится огромный моральный, психологический и экономический урон, оказываются сломаными судьбы миллионов людей.

Довольно стенаний! Где же выход? Выход известен многие сотни лет: индивидуальное обучение каждого ребенка в соответствии с его психической и физической конституцией В прошлом веке Л. Н.Толстой, а в наше время Ш. А.Амонашвили успешно работали в данном направлении.

Система отметок в баллах является сильно тормозящим интеллектуальное развитие ре-бенка фактором. С первых дней обучения в школе ребенка упорно и неумолимо подводят к мысли, что на уроке главное - правильно ответить на вопрос учителя. Основными ис-точниками правильных ответов являются учитель и учебники. Если же ребенок ненароком вздумает усомниться в "непоколебимой истинности" слов учителя или учебника, то его попытка тут же будет "вознаграждена" отрицательной отметкой. Здесь вполне уместен вопрос: неужели слова учителя и учебника - истина в последней инстанции? Хорошо известно из истории науки: открытия чаще делают именно сомневающиеся. Отметками же учителя вытравляют само желание сомневаться. Сколько же тысяч или милллионов потенциальных открытий не было сделано из-за того, что в школе дети не смогли сохранить свою индивидуальность, пытливость и способность сомневаться из-за постоянного страха перед отметкой.

Отметка воспитывает у школьника глубокое убеждение в том, принятие решений, касающихся их жизни - не их дело. А потом мы удивляемся, когда видим вокруг, что большинство сограждан на полном серьезе полагают, что их жизнь должны устраивать хорошие начальники и депутаты, умные министры и толковые президенты. А где их взять-то, если все мы вышли из одной школьной системы.

Серьезнейшим пороком системы отметок в баллах является ее лживость. Кому дз нас неизвестно, как ловко приспосабливаются ученики в этой системе? А разве мы сами не де-лали того же? Ученик особым чутьем предчувствует, когда его должны спросить. Хорошо проучив этот материал он бойко отвечает учителю урок, создавая иллюзию глубоко зна-ния всего материала. Соседние темы учитель обычно не затрагивает - очень опасно для ученика и себе накладно. Заработав необходимую отметку или рад отметок, усыпив свою совестъ и бдительностъ учителя и родителей, ученик снова "расслабляется". И только угроза приближения новой встречи с учителем у доски выводит его из состояния бла-гостного. ничегонеделанья. Это и есть основная причина поверхностности и несистема-тичности знаний подавляпцего большинства наших учеников. Отсюда напрашивается вывод: система отметок в баллах порочна, так как усердно и постоянно формирует навыки лживости, приспособленчества, ловкачества, поверхностного отношения к делу.

Отметка заставляет лгать не только ученика, но и учителя. Горечь спрятана в шутке учителей: три пишем - два в уме. А знаете ли вы, что достаточно много учителей сами исправляют ошибки в работах своих учеников, чтобы результаты контрольных и экзаме-национных работ не были бы столь плачевны? И всё это ради никому не нужного школъ-ного божка "Отметки".

Отметка наносит серьезный ущерб физическому здоровью общества. Преувеличения здесь никакого нет. Вспомните ваше состояние перед экзаменом: сильное сердцебиение, неосознанный или вполне осознанный страх, повышенная возбужденность и раздражи-тельность - это нормалъная реакция организма на ожидание встречи с непредсказуемым. Боязнь досадных случайностей выводит нас из состояния душевного равновесия, сжимает сердце обручем страха, отправляет некоторых из нас в специфические лечебные учрежде-ния. Там где постоянный страх - там стрессы, психические, и не только, расстройства. Не это ли является причиной того, что часть людей одаренных, но со слабой нервной сис-темой, не могут пройти сквозь сито отметочной системы и подарить миру свои открытия? Те же, кто все-таки "просачивается" через систему отметок получают стойкие расстройства физического и психического здоровья,

Система отметок действует негативно иногда против воли самого учителя. Инертно мыслящий учитель /а кто из нас неинертно мыслит?/, оценив однажды, может быть и вполне справедливо, какого-нибудь ученика как слабого, в далънейшем уже почти не за-мечает роста знаний этого ученика. Теперь уже по сформировавшемуся стереотипу он несправедливо оценивает ответы этого ребенка невысокими баллами, тем самым без каких-либо дурных намерений и не питая к ребенку никакой вражды, тормозит или сов-сем подавляет его рост и желание учиться, вместо того, чтобы действоватъ наоборот.

Неужели вы никогда не наблюдали в школе, как учитель прощает сильному ученику оговорки, неполноту ответов, а иногца и невыученный урок, считая это досадным недора-зумением? Тот же самый учитель при малейшем сбое или неуверенности ответа слабого ученика раздраженно обрывает его и сажает на место с соответствующим комментарием. А следовало поступитъ как раз с точностью до наоборот, хотя любое раздражение учителя на уроке - не уместно.

Отсутствие отметок "расковывает" мозг ученика на уроке: ему больше не надо бояться ответной реакции учителя на успешность и правильность своих действий. Нет болыпе на-добности лихорадочно подыскивать ответ, который бы удовлетворил учителя. Бывает и так, что ответ, не устраиващий учителя, с точки зрения формальной логики является вер-ным. Являясь левополушарно мыслящим существом, в отличие от правополушарно мыслящих детей, учитель и ученик, имея разный уровень жизненного опыта, зачастую просто не понимают друг друга. Взрослый не может уловитъ глубину мысли ребенка и потому оценивает ответ ребенка как неверный.

Отсутствие отметок раскрепощает ученика, его мозг и речъ, дает великолепную возмо-жность учителю ненавязчиво и деликатно изучать структуру мышления ученика и исходя из полученных знаний применятъ те или иные корректирущие методики обучения, фор-мировать научное мышление ребенка, а не просто путем примитивной дрессуры вталкиватъ в голову несчастного ученика определенный запас фактов и фактиков.

Принятая в наших школах система оценивания знаний совершенно не учитывает морально-психологическое и физическое состояние ученика: его утомляемость и работо-способность, его домашнюю обстановку и состояние здоровья и многие другие факторы. Она априори считает всех учеников одинаковыми: одинаковый темперамент, одинаковая глубина и скорость мыслительных операций. Что может быть еще враждебнее ученику, чем такой античеловеческий, механистический взгляд на личность ребенка?

Отметка является весьма удобным инстрментом для недалекого, нетворчески работа-ющего педагога. Такой педагог, получив для обучения очередной класс, очень скоро приходит к неутешительному выводу: опять многие дети не учат его предмет. Вот тогда не терроризируя свою совесть, по инерции он виннт в этом "плохих" учеников, их лень глупость и прочие пороки. Он лихорадочно начинает искать в своем небогатом арсенале методы стимулирущие процесс обучения, но так как запас методических приемов у него крайче скуден, то он судорожно хватается за, как ему кажется, всемогущую "дубинку"-отметку. Град неудовлетворительных отметок обрушивается на головы учеников, как из "рога изобилия". Такой учителъ может сам иметь блестящие знания своего предмета, но от этого учтелем не становится. Чтобы стать учителем следует прежде всего обрести учительскую совесть, которая перманентно винит во всех неурядицах не детей, а самого учителя. Это невероятно трудно и по силам далеко не всем имеющим педагогические дипломы.

В руках неопытного и неумелого учителя отметка - страшное орудие произвола. Одновременно с этим она является как бы индульгенцией для подобного учителя, которая заранее обеспечивает ему отпущение всех мыслимых и немыслимых педагогических "грехов". На первый взгляд все выглядит очень даже логично: учитель владеет фактическим материалом, дети этот материал не знают. Значит они не учат его. А раз так: нужно наказывать их отрицателъными отметками, терроризироватъ их ролителей... При-мерно по такой схеме действуют многие учителя и администрации школ. Потому как так много проще: не надо морочить голову всякими там новациями и о чем-то еще думать. Если из рук таких учителей выбить эту нресловутую "дубинку", то многое встанет на свое место: учитель станет учителем в истинном, первородном значении этого слова. Он серъезно займется изучением психологии, станет не по принуждению, а по необходимости читать методическую литературу.

Еще об одной немаловажной стороне школьной отметки следует упомянуть: она вбивает клин во взамоотношения школы и семьи, подрывает теплоту и искренность семейных отношений. Семья и школа - два равноправных партнера и естественных союзника в процессе обучения и воспитания ребенка. Отметка выбивает семью из этого партнерства и отдает гегемонию школе. Семья это тонко чувствует: понимая свое бессилие сопротив-ляться монополии школы она незаметно перекладывает свою частъ функций на школу. Не потому ли, чем старше класс, тем меньше родителей посещает школу и родительские со-брания? Родителей, да что там греха таитъ, и многих учителей вполне устраивает обезли-ченное, а вернее абсолютно безразличное, общение на уровне школъных дневников. Ох уж эти злосчастные школьные дневники! 06 этом можно писать огромное число мелодрам и трагедий. Но пусть это будет темой для отдельного разговора.

Сколько отридателъной энергии несет отметка в семью? Сколько семейных ссор посеяла эта ничего не значащая цифра? Сколько детей и родителей охладели друг к другу из-за этой вестницы школьных неудач? Все это происходит на фоне того, что всем достоверно известно: школьная отметка не была никогда и не может бытъ объективным показателем успехов ребенка в учении.

Вернемся к сравнению труда учителя и врача. Ни одному врачу и в голову не может прийти мысль о том, чтобы ежедневно и по несколько раз в цень оценивать состояние здоровья пациента-ребенка, степень его выздоровления или течения болезни в баллах. Мало того не взбредет в голову самому безответственному эскулапу назойливо информи-роватъ самого больного, его товарищей и родителей о течении болезни. Это настолько безнравственно и дико, что даже категорически запрещено законом под угрозой уго-ловного наказания.

Для более успешного лечения врач не только не разглашает информацию о болезни, но и сам пытается всячески создать положительно-благоприятный психологический микро-климат для самого больного и вокруг него. Смешно было бы предположить /смешно, по-тому что невозможно/, что родители больного ребенка пришли к врачу, а он бы им заявил: "Вот полюбуйтесь на своё чадо! Никак не могу вылечить! По состоянию здоровья полу-чает одни "единицы" и "двойки"." А в ответ на жалобы врача родители начали бы угро-жать ребенку, наказывать его, не брезгуя применятъ рукоприкладство, требовать немедленного выздоровления. Глупо?! Ну не скажите! А разве мы, учителя, поступаем не так? Это мы выставляем ребенку отметки за состояние здоровья его психики и мыш-ления. Это именно мы водим рукой родителя, избивающего своего ребенка за плохие достижения в школе.

Школьная отметка многолика: на ее достоинство влияют многочисленные факторы, часто никак не завсящие от ученика. Хорошее настроение у учителя - оценки поползли в гору; неудачи у него в семье, на работе, в транспорте на пути в школу, в магазине... - отметки резко ухудшаются; болит ли у учителя зуб, болит ли голова, жмёт ли обувъ - все это влияет на качество отметки. И вот учитель, уже не внимая никаким объяснениям учеников и их оправданиям, лепит направо и налево то, что подсказывает раздражение.

Мои оппоненты, наверняка, приведут массу доводов в зашиту любимой ими отметки в баллах. И будут по-своему правы. Но хочу спросить у этих невольных или вольных апологетов отметки: известны ли им случаи, когда именно неудовлетворительная отметка становилась причиной самоубийства ребенка? Молчите? Подобные случьи, к огромному сожалению, далеко не единичны, а жизнь одного ребенка не стоит и десятка сколъ угодно великолепно продуманных систем. Тем более, что система отметок имеет альтевнативное решение. Другое дело, что заниматься этой альтернативой много сложнее, а многим просто не под силу: хотя должность и зарплата к этому обязывают.

Может в статъе автор напустил туману и сгустил краски, нарисовав безотрадную и безнравственную картину? Да вряд ли! На самом - то деле реальность более сложнее, а от того н более мрачная.

Вот теперъ, мой уважаемый читатель, можно ответить на вопрос, вынесенный в заголо-вок автором. Так бытъ или не быть школъной отметке в баллах?

96516 ГубинГ. А. ул. Дружбы, 39, с. Ромашкино, Сакский р-н, АРК