От списка книг к уроку литературы


С копившимися мучениями рос и опыт. Список, хоть какие определения к нему добавь, детьми воспринимается как обязаловка, да ещё и летняя, потому психологически отторгается. Учитель просто сказал или ласково предложил — и этим уже обязал. “А что для души почитать, я из Интернета узнаю”, — часто слышу в сентябре. И как же быть? Ведь получается, что ни я, ни мои ученики особого удовольствия от летнего списка не получают.

В прошлом мае решилась на эксперимент, и, поскольку уже прошёл почти год, можно сказать, что эксперимент удался. Правда, он коснулся только 6-го класса, и речь, следовательно, в основном будет о программе чтения шестиклассников.

Один из частых аргументов учеников — для чего такие большие (20–22 книги) списки даёте, если не всё потом изучаем? А ведь говорится в мае: такие-то программные, такие-то для души, такие-то… Оказывается, все программные — так, вероятно, в конце мая воспринимает ученическое ухо. Сознаюсь честно, в первые годы работы этот аргумент сильно раздражал. Но он подсказал и решение.

Ученики получили два листочка: первый назывался «Список программных произведений по литературе для 6-го класса», второй «Книги для 11–13-летних». Первый составлен как обычно, но напротив имени каждого автора я поставила примерные сроки, когда его произведение будем изучать в следующем учебном году, и объём в страницах. Пояснила: если вы не успеете прочитать летом, то можно читать в течение учебного года, ориентируясь на сроки и объёмы. Результат в сентябре — по 3–4 самых объёмных произведения прочитаны.

Что касается второго списка, то его удобно составлять по жанрам или темам (фантастика, история, приключения и т. п.). Этот «список» был неполным — я исключила из него те произведения, о которых ученики узнают в сентябре (о них ниже). Вместо 20–22 названий оставила 12 (это плюс к программным). Это позволило ученикам спокойно прочитать летом ещё и самостоятельно выбранные книги, это уже плюс к моим 12. А когда они пришли в сентябре на первый урок по литературе, узнали о нашей программе чтения.

В нашем лицее учебный процесс делится на семестры — шесть в году, и программа чтения была ориентирована именно на этот режим. Мною были выбраны пять книг (исключила последний семестр) для устной работы на последнем уроке в конце каждого семестра. Часто эти уроки используем для игр, для дополнительных каких-то тем — в этом году дополнительными стали произведения, не включённые в летний список: «Пропавшие в Бермудии» А. Слаповского, «Маленький принц» Экзюпери, «Оскар и Розовая дама» Шмитта, «Вся жизнь впереди» Ажара и «Чучело» Железникова. Ученики в течение семестра (5–6 недель) читают одно произведение, за неделю до урока получают задания и готовятся. На второе и третье произведение, по желанию самих учеников, мы потратили по два урока вместо одного — так велик был интерес. Чтобы книгу читали все, я приготовила папку с электронными текстами всех пяти произведений, и ученики скопировали её на свои флэшки. Впоследствии кто-то приходил с книгами, кто-то распечатывал тексты из папки.

Чем обусловлен выбор этих произведений? Повесть Железникова есть в программе 6-го класса. Французские писатели выбраны в связи с годом Франции в России и с тем, что группа учеников изучает французский язык как второй иностранный. Что касается романа Слаповского, то желание познакомить с ним детей возникло после интервью, которое он дал в конце 2008 года телеканалу «Культура». Писатель рассказал о замысле серии романов для семейного чтения, объяснил, почему он обратился к детской теме, и сообщил, что закончил первую книгу. Сама творчество Слаповского люблю, в выпускном классе работаем с его рассказами, которые можно читать прямо на уроках. Роман (бессмертное произведение) «Пропавшие в Бермудии» увлёк учеников и родителей настолько, что взрослые купили на весь класс вторую книгу, «Пропавшие в стране страха», которая как раз вышла осенью 2009 года, и вновь коллективно читали.

Что способствовало семейному увлечению? Сначала прошёл урок — как и обещано, в конце первого семестра. Первый том у многих был, так как продавался уже с весны, остальные распечатали необходимые для урока фрагменты (роман большой). К уроку ученики выполняли следующие задания.

Приготовьте рассказ о том, что знала и умела семья до того, как попала в Бермудию, и что пригодилось им в незнакомой стране. (На уроке в ходе рассказов учеников обсуждался вопрос о ценностях, имевших место в реальном мире, и потере их значимости в новом.)

Выпишите не менее трёх мыслей, которые вас чем-то поразили. (Читая на уроке свои примеры, ученики формулировали их в краткие предложения: эти мысли предлагались в качестве жизненных девизов.)

Выберите одну курьёзную, с вашей точки зрения, ситуацию и Приготовьте к ней комментарий.

После урока дома ученики письменно отвечали на вопрос: “Хотели бы вы, чтобы книгу прочитали взрослые? Почему?” Вот некоторые из ответов.

    Думаю, что взрослым следует прочитать эту книгу, потому что в ней говорится о возможностях человека. Например, родители хотят, чтобы их ребёнок был везде и во всём лучший, что просто невозможно. Мы не можем ходить одновременно в школу, на тренировку и к репетиторам! А если успеваем, то к концу дня валимся спать, не выучив уроки на следующий день (Миша П.).

    Эту книгу следует прочитать учителям. Слаповский рассказывает о двух видах школ, о разных уроках. Неплохо бы нашим учителям провести такие, которые основываются во многом на умениях (Маша П.).

    Взрослым следует познакомиться с папой Олегом, который думал только о своих финансах, и мамой Настей, которая думала только о себе и карьере певицы. Родители поймут, что о нас тоже нужно думать (Лера К.).

    Взрослые, вам нужно прочитать эту книгу хотя бы потому, что вас попросили дети (Дима Г.).

Уже потом узнала, что почти во всех семьях взрослые прочитали роман до урока и уже обсудили в семье. Тогда инициативные родители и предложили подарить классу вторую книгу.

Уроки в конце семестра — это часть программы чтения. Параллельно с чтением одной новой книги ученики должны письменно отчитаться за некоторые из летнего списка. Каждый раз придумывала новую форму отчёта, чтобы и интерес поддержать, и дать возможность писать разные типы текстов. Этот отчёт сдаётся в начале последней недели семестра, чтобы успеть проверить к последнему уроку. Все сроки назначаются заранее и правила в течение года не меняются. Работы по самостоятельному чтению объёмны — по 5–6 страниц, но читать их очень интересно. После проверки ученики сами обмениваются работами, чтобы познакомиться с интересными версиями. По этим произведениям уроки не проводятся.

Похожие принципы использую и при работе с более старшими детьми. Два года подряд на первом уроке в 8-м классе ученики пишут об одной прочитанной летом книге. Выбор не ограничен, условия: 1) кратко сказать о содержании, 2) выделить интересное (деталь, эпизод, героя…), 3) рассказ построить так, чтобы убедить других прочитать. Кроме того, что узнаю о прочитанном моими учениками летом, даю возможность на первом уроке настроиться на “связное и грамотное изложение”.

Когда подходил к концу год, появилась идея использовать рекомендации восьмиклассников для семиклассников. Идея пришла из жизни. Мы, взрослые, часто жалуемся, что дети (чаще собственные) не слышат нас. А потом, когда они подрастают, иногда сказанное когда-то вами выдают за совет, например, от друга. Вот, мол, как Сашка прав оказался! На замечание же: “Я тебе о том же тогда-то говорила/л” — удивлённо покачивают головой: “Не помню”. Вот эту ситуацию я и решила использовать для составления списка будущим восьмиклассникам.

Сделала тоже два списка, как для 6-го класса, но второму посвятила последний в мае урок. Я читала фрагменты из тех работ, которые писали ученики в прошлом году. Причём не просто выбирала книги и работы, но и имена учеников. Есть всегда те, кто пользуется заслуженным авторитетом: победители или призёры предметных олимпиад, спортсмены, приносящие лицею медали и грамоты, просто очень интересные личности. Их мнение ценят — значит, оценят и рекомендации по чтению. Так и получилось. Думаю, что подобные письменные работы можно вывешивать на стендах с начала мая, меняя каждую неделю. К концу мая ученики разных параллелей смогут составить себе некое представление о том, что летом почитать, а главное — с кем это можно обсудить. Приведу пример одной из работ.

“В книге Джона Стейнбека «Золотая чаша» описана история жизни одного из величайших пиратов — Генри Моргана. Ещё в юном возрасте он отправляется на корабле в Карибское море на поиски приключений, славы, богатства. Но, как обычно бывает в таких историях, судьба героя складывается нелегко. Как только он оказался в море, его продали в рабство. Морган должен был работать на плантациях. Ему повезло, так как хозяин плантаций был бездетным и принял Моргана за сына. Хозяин освободил Генри от работы и разрешил пользоваться своей библиотекой. Генри очень увлёкся чтением. Он читал о древних воинах, бесстрашных солдатах и учился. В этой комнате у него появилась мечта стать флибустьером. И по истечении срока рабства он им стал. Благодаря накопленным знаниям и упорству он стал великим пиратом в истории. У него оставалась лишь одна цель — завоевать Панаму — Золотую чашу. И он, несмотря на все трудности, добился своего. Хотя пираты — люди злые и беспощадные, хочется симпатизировать Моргану. Не каждый человек обладает таким упорством. Так что, если вы хотите узнать о жизни этого человека больше, прочтите эту замечательную книгу” (Алексей Ш).

Наталья Ванюшева,

Учитель литературы, зав. кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29