БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ
PAGE 36
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АЛИСА» ………………4
1.1. Экономическая характеристика ОАО «АЛИСА»..……………...........4
1.2. Характеристика учетного аппарата ОАО «АЛИСА».………………10
1.3. Характеристика формы бухгалтерского учета, применяемой в организации ОАО «АЛИСА»……….……………………………………………..13
1.4. Характеристика применяемых в организации бухгалтерских
компьютерных программ и справочных консультационных систем…………...15
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ.......................................................................................................................17
2.1. Документальное оформление кассовых операций, обязанности кассира………………………………………………………………………………17
2.2. Учет движения денежных средств по кассе…………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...31
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..33
ВВЕДЕНИЕ
Объектом прохождения производственной практики являлось предприятие ОАО «Алиса».
Предметом является учет и анализ денежных средств в ОАО «Алиса».
Цель работы: изучить совокупность теоретических, организационно-методических и практических вопросов учета и анализа формирования и использования денежных средств в ОАО «Алиса».
Задачи практической работы:
- ознакомиться с порядком ведения кассовых операций на предприятии ОАО «Алиса»;
- изучить организацию и оформление кассовых операций;
- рассмотреть первичные документы, являющиеся основанием для формирования операций по кассе;
- изучить синтетический и аналитический учет денежных средств.
Для осуществления предприятием любой основной деятельности (производственной, посреднической, коммерческой и т. д.) необходимы денежные средства, которые получаются от продажи готовой продукции, товаров, от оказания сервисных услуг, а также в виде поступлений от операций с ценными бумагами.
Организации расходуют денежные средства на развитие основной деятельности, приобретение материальных ценностей, оплату труда работников; вкладывают во внеоборотные активы и др.
Объемом денежных средств, имеющихся у предприятия, определяется его платежеспособность.
Отчет о движении денежных средств вместе с остальными формами отчетности обеспечивает предоставление информации, позволяющей оценить эти показатели, а также понять изменения в чистых активах компании, ее финансовую структуру, в том числе ликвидность и платежеспособность, способность регулировать время и плотность денежных потоков в условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних факторов.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АЛИСА»
- Экономическая характеристика ОАО «АЛИСА»
Объектом прохождения практики является предприятие ОАО «Алиса» - производственно-коммерческая фирма, выпускающая безалкогольные напитки и осуществляющая доставку очищенной воды потребителям физическим и юридическим лицам.
Юридический адрес ОАО «Алиса»: 423822, Россия, республика Татарстан, г. Набережные Челны, БСИ, проезд Фабричный, д.17.
Общество с ограниченной ответственностью «Завод безалкогольных напитков «Алиса» начало свою деятельность в июне 1995 года и стало одним из первых в России предприятий по выпуску купажных лимонадов.
Для определения места под строительство завода, было пробурено несколько скважин. Задача, поставленная перед предприятием, это выпуск только высококачественной продукции, поэтому после проведенных исследований органолептических показателей и вкусовых качеств, была выбрана скважина в районе Базы УПТК, где и началось производство напитков «Алиса».
Возглавлял тогда производство директор Балдин Виктор Николаевич. За время существования предприятия менялось руководство: Краев Валерий Иванович (1996-1998г.), Андронов Вячеслав Александрович (1998-2000), Шеин Николай Александрович (2000-2001г.), в настоящее время директором является Бетковский Дмитрий Александрович. Но для производства напитков главной задачей было и остается выпуск высококачественной продукции, с использованием лучшего сырья известных фирм Австрии, Швеции.
Относительно недорогая продукция с маркой «Алиса» завоевала большую популярность среди потребителей не только по выпуску безалкогольных напитков, но и минеральных вод «Колодец Хрустальный» и «Акватория». Постоянно происходит расширение ассортимента продукции, а их уже более 40 наименований, отличающееся и внешним видом и различными эксклюзивными ароматами. С 2002 г. на базе АБК ДОК в районе БСИ было начато производство бутилированной воды «Колодец Хрустальный».
На данный момент предприятие владеет 5-ю скважинами, откуда берётся вода для безалкогольного и кондитерского производств. Вода из 2-й скважины имеет статус минеральной лечебно-столовой, подтверждённой бальнеологическим заключением. Остальные скважины признаны источниками минеральной природной столовой воды.
В 2004 году к ЗБН «Алиса» присоединилось кондитерское производство «Булай» выпускающая продукцию с 1997г., а это более 45 видов - шоколадных конфет, тортов, зефира, мармелада. Особо стоит отметить, что глазурь, применяемая для глазирования продукции, выпускается непосредственно на фабрике по традиционным старинным рецептурам, при этом используются такие натуральные ингредиенты, как какао-масло и какао-тертое, которые и придают особый общепризнанный вкус шоколаду.
Завод осуществляет постоянные поставки продукции, не только жителям Татарстана, но и в Башкортостан, Оренбургскую, Кировскую и Самарские области, Пермский край и Удмуртию.
На предприятии «Алиса» успешно трудятся 400 человек, производя большой обьем работы, только в 2004году было реализовано продукции на сумму 102782000 рублей.
Продукция «Алиса», «Булай» отличается доступностью цен и высоким качеством, которое по достоинству оценено дипломами и медалями, специализированных выставок в г.г. Самара, Нижний Новгород, Тюмень, Уфа, Екатеринбург, Москва, Санк-Петербург.
Так торт «Рандеву» и конфеты «Десерт» - имеют золотую медаль, конфеты «Птичье молоко» награждены серебряной медалью, питьевая вода «Колодец Хрустальный» - награждена золотой медалью, а также является «Лучшей водой России-2003», минеральная вода «Акватория» - завоевала серебряную медаль и это еще не весь список наград. Продукция завода неоднократно внесена в число «100 лучших товаров России».
Природная питьевая вода «Хрустальный колодец» отличается превосходным вкусом, идеальной сбалансированностью минералов и солей, ежедневно необходимых для нормального функционирования всего человеческого организма.
На всех этапах производства минеральной воды «Хрустальный колодец» проходит жесточайший контроль качества.
Напитки, чай, кофе, приготовленные на основе минеральной воды «Хрустальный колодец», отличаются превосходным вкусом, сохраняя при этом все свои полезные свойства.
Причина признания продукции производимой ООО «Заводом безалкогольных напитков Алиса» проста: наши напитки изготавливаются на основе артезианской воды добываемой на глубине 110 метров в 10 км от населенного пункта.
Использование артезианской воды само по себе является гарантом высокого качества и стабильности работы предприятия.
Постоянное расширение и обновление ассортимента, поддержание высокого качества, позволяет выдерживать конкуренцию с отечественными и зарубежными призводителями.
Основная тенденция на рынке напитков - предложение продуктов, обладающих дополнительными ценностями и качествами. Наглядной иллюстрацией этого утверждения является тот факт, что традиционные ниши на рынке напитков Европы демонстрируют в последние годы незначительный, но устойчивый прирост:
- бутылированная вода - 4%;
- газированные напитки - 3%;
- соки/нектары - 3%.
В то же время серьезное развитие получили новые направления в сфере функциональных продуктов. Например, объем продаж в категории «Здоровые продукты и напитки», сегодня в Европе исчисляется $ 25 млрд. в год, а в США Функциональные продукты «стоят» $ 20 млрд. В 2000 году продажи на рынке энергетических напитков Великобритании, по оценкам специалистов, составили $ 1 млрд. В Западной Европе лидирующим направлением развития на рынке напитков в 2000 году стала продукция серии «Новая эра напитков», они являются наиболее активной группой роста. В настоящее время это направление составляет уже 25% общего роста рынка напитков. Восточная Европа демонстрирует устойчивые тенденции повторения развития рынка на Западе!
Основной целью создания акционерного общества является получение прибыли.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- выпуск и реализация пивобезалкогольных напитков и минеральных вод;
- производство и реализация других видов пищевой продукции;
- услуги общественного питания;
- торговая деятельность;
- коммерческие и посреднические операции;
- транспортные и сервисные услуги;
- внешнеэкономическая деятельность;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- сдача в аренду административных и производственных помещений.
- производство и реализация тепловой энергии;
- другие виды деятельности, не запрещенные действующими Федеральными законами.
ОАО «Алиса» является одним из бюджетообразующих предприятий города.
Ассортимент продукции ОАО «Алиса» дополняет ряд сопутствующих, смежных и близких по технологии изготовления видов продукции. На мощностях завода компания выпускает минеральные лечебно-столовые, питьевые столовые воды, квас натурального брожения фильтрованный и нефильтрованный, безалкогольные газированные напитки на сахарном сиропе и сахарозаменителях.
Организационная структура ОАО «Алиса» представлена на рис. 1.1.1.
Организационная структура предприятия разделена на 5 блоков, для обеспечения функций руководства процессами добычи и очистки воды. Главному бухгалтеру подчинены подразделения бухгалтерии, обеспечение сбор и хранение первичных учетных документов, а также регистрацию и предоставление учетных данных внутренним и внешним пользователям в соответствии Законом о бухгалтерском учете РФ.
Рис. 1.1.1. Организационная структура ОАО «Алиса»
Блок организационной структуры предприятия, возглавляемый техническим директором, обеспечивает непрерывность производственного процесса подачи воды. А также разработку и реализацию промышленной и технической политик. Блок ответственен за соответствие параметров очищенной воды стандартам.
Отдел экологии определяет цели, задачи и основные направления деятельности предприятия в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на перспективу. Он является структурным производственным подразделением, включает лаборатории.
Подразделения, подчиненные коммерческому директору, обеспечивают материальными ресурсами основной и вспомогательный производственные процессы предприятия. Обеспечение товарно-материальными ресурсами ценностями (ТМЦ) проводиться по заявкам от подразделений.
Службы директора по персоналу обеспечивает набор и воспроизводство персонала для выполнения производственных (Основного и вспомогательного) процессов предприятия.
В рамках функциональных обязанностей службы проводят набор, обучение, повышение квалификации персонала как самого значимого ресурса.
Директору по экономике и финансам подчинены службы: обеспечивающие оборот денежных средств предприятия; анализ финансово-хозяйственной деятельности; автоматизацию управленческой деятельности.
Гарантированный рынок сбыта позволяет осуществлять долгосрочное планирование развития производства ОАО «Алиса», расширять и укреплять долгосрочные партнерские отношения с потребителями.
Из таблицы 1.1.2. видно ежегодное увеличение объемов поднятой воды из источников на 0,45% в 2010 году и 2,87% в 2011 году. Из приведенных показателей (см. рис.1.1.2.) самым высокодоходным показателем, входящим в номенклатуру продукции является питьевая вода, в динамике за три года наблюдается рост выпуска продукции по данному виду номенклатуры, аналогично по объемам реализации, т.е. поднятию воды из подземных вод.
Таблица 1.1.2.
Динамика показателей объемов производства
ОАО «Алиса» за 2009 - 2011 гг. (тыс.м3)
№ п/п |
Показатель |
Единица измерения |
2009 |
2010 |
Темп роста, % |
2011 |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Поднято воды, в т.ч. |
тыс.м3 |
3332,80 |
3347,20 |
100,45 |
3443,00 |
102,87 |
2 |
Очищено воды |
тыс.м3 |
3332,80 |
3347,20 |
100,45 |
3443,00 |
102,87 |
3 |
Реализовано воды, всего, в т.ч. |
тыс.м3 |
2761,00 |
2776,98 |
100,51 |
2854,68 |
102,81 |
Таким образом, ОАО «Алиса» осуществляет свою деятельность по линейно-функциональной структуре, которая обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.
1.2. Характеристика учетного аппарата ОАО «АЛИСА»
Учетный процесс в ОАО «Алиса» организует главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю организации Генеральному директору.
Формы бухгалтерской отчетности, как внешней, так и внутренней, также разрабатываются главным бухгалтером и утверждаются в приказе по учетной политике. Организационно-технический аспект формирования учетной политики способы реализации требований в учетных регистрах, схемах записей на счетах учета и как они осуществляются с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее места в управленческой структуре организации и взаимодействия с другими функциональными и производственными подразделениями. При формировании учетной политики главный бухгалтер определяет структуру бухгалтерской службы и уровни подчиненности.
Приказ об учетной политике и Учетная политика представлены в приложении 1.
Организация бухгалтерского учета на предприятии ОАО «Алиса» основана на системе построения учетного процесса, который слагается из следующих основных элементов:
1) первичный учет;
2) регистры бухгалтерского учета;
3) документооборот;
4) инвентаризация;
5) отчетность.
Управленческие и бухгалтерские кадры имеют высшее образование, все специалисты бухгалтерии (10 человек) окончили курсы повышения квалификации в системе «1С-Бухгалтерия».
Структура всех подразделений бухгалтерии представлена на рис. 1.2.1.
Рис. 1.2.1. Структура подразделений бухгалтерии ОАО «Алиса»
Структура имеет схему комбинированной организации бухгалтерского учета по участкам учетной работы. При комбинированной организации структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы, кроме того, в ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета (см. рис. 1.2.1.).
Для отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций, связанных с изменением активов и обязательств, на предприятии применяют систему счетов бухгалтерского учета, или счетный план (план счетов), который разработан и утвержден Минфином РФ, представленный синтетическими счетами (счетами первого порядка) и открываемыми к ним субсчетами (счетами второго порядка).
На синтетических счетах отражаются обобщенные данные об активах и обязательствах организации. Синтетические счета детализируются по каждому виду активов, обязательств и процессов, называются аналитическими. Субсчет является промежуточным учетным звеном между синтетическим счетом и аналитическими счетами. Порядок ведения аналитического учета на предприятии установлен исходя из Инструкции к Плану счетов, ПБУ, методических указаний и других нормативных актов Минфина.
Годовая бухгалтерская отчетность на предприятии в себя включает:
- Бухгалтерский баланс (форма № 1);
- Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
- Отчет об изменениях капитала (форма № 3);
- Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
- Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
- Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
Кроме того, в годовую отчетность входят пояснительная записка и итоговая часть аудиторского заключения (если фирма должна пройти обязательную аудиторскую проверку по закону.
В бухгалтерском учете применяется журнально-ордерная форма учета.
Применение на предприятии ОАО «Алиса» единой журнально-ордерной формы регулируется письмом Минфина России от 24.07.92 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях», а также соответствующими отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей.
Учет ведется по ведомости №10 «Движение товарно-материальных ценностей». Кроме того, данная форма ведения бухгалтерского учета широко используется в программных продуктах [16, c.9].
Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.
Таким образом, первичным звеном бухгалтерского учета ОАО «Алиса» является бухгалтерия. Бухгалтерия самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения. Каждый документ должен иметь обязательные реквизиты, которые отражают содержание и характер операций. Все первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке: по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнение реквизитов): арифметический подсчет сумм.
1.3. Характеристика формы бухгалтерского учета, применяемой в организации
В своей деятельности предприятие ОАО «Алиса» использует упрощенную систему налогообложения.
При ведении бухгалтерского учета бухгалтерия руководствуется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 96 № 129-ФЗ.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета ОАО «Алиса» составляет на основе установленного Министерством финансов РФ Плана счетов, применяемого на территории РФ.
Согласно учетной политике, на предприятии ОАО «Алиса» инвентаризации проводятся как полные, охватывающие все виды ресурсов фирмы, так и частичные, охватывающие какую-либо определенную группу хозяйственных средств или источников, например материалы на одном складе. Плановые инвентаризации проводятся по состоянию на 1 ноября текущего года, внеплановые - по мере необходимости.
Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается во взаимной выверке расчетов с соответствующими предприятиями, организациями и отдельными лицами.
Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регламентируются в следующем порядке:
- основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежит оприходованию и зачислению, соответственно, на финансовые результаты.
- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывают по распоряжению директора фирмы, соответственно, на издержки обращения или уменьшения финансирования фондов.
Нормы убыли применяются лишь в случаях выявления фактических недостатков. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм; недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порчи сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц.
В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостачи и потери списываются на издержки производства, обращения или уменьшения финансирования фондов [11, c.21].
Записи сумм долга за тем или иным дебитором, которые числятся по данным бухучета ОАО «Алиса», сверяются с записями сумм долгов по данным бухучета предприятий дебиторов и кредиторов, а также отдельных лиц.
Таким образом, в ОАО «Алиса» бухгалтерский учет организации ведет бухгалтерская служба как комбинированное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, согласно п.2, ст.6 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г.
1.4. Характеристика применяемых в организации бухгалтерских компьютерных программ и справочных консультационных систем
В условиях автоматизированной обработки формируется ведомость «Вкладной лист кассовой книги» и составляется «Отчет кассира». Обе ведомости имеют одинаковые реквизиты. Ежедневно они передаются в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.
Последовательность обработки и производства записей по учету денежных средств в кассе может быть представлена в виде рис. 1.4.1.
Рис. 1.4.1. Схема записей по учету
денежных средств в кассе ОАО «Алиса»
Денежные расходы, а также поступления контролируются финансовой службой или бухгалтерией предприятия. Все другие подразделения могут подавать заявки на расходование денежных средств в адрес контролирующей службы.
Конфигурация автоматизирует процесс оперативного планирования денежных средств. Для решения этой задачи используется двухступенчатая схема оформления денежных операций [15, c.22].
Первая ступень это регистрация в информационной базе намерения об изменении состояния денежных средств и взаиморасчетов. Намерения регистрируются путем ввода в информационную базу заявок на расходование денежных средств и запланированных поступлений денежных средств.
Вторая ступень это регистрация в информационной базе факта платежа, который приводит к изменению состояния денежных средств и взаиморасчетов.
Таким образом, в ОАО «Алиса» бухгалтерский учет организации ведет бухгалтерская служба.
Бухгалтерия самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения.
Все документы и журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.
Система учета, используемая фирмой ОАО «Алиса», имеет множество существенных преимуществ:
- Реализована возможность ведения учета нескольких организаций в единой информационной базе. Есть возможность использовать общие списки товаров, статей затрат, контрагентов и т. д., что избавляет от необходимости двойного ввода информации и позволяет поддерживать полную консолидацию учета.
- Введен отдельный план счетов налогового учета. Упрощена сопоставимость данных бухгалтерского и налогового учета, что важно для обеспечения требований ПБУ 18/02 «Расчеты по налогу на прибыль».
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ
- Документальное оформление кассовых операций, обязанности кассира
Получение и расходование наличных денег из кассы организации считаются кассовыми операциями, оформление которых регламентируется нормативными актами ЦБ РФ: «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. № 40, «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от19 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями от 22 января 1999 г.; Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001г. №1050-у «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке», Письмо ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. № 85-Т «По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами по одному договору».
Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. № КО-3), по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств организацией, правильность нумерации кассовых документов, проверяется полнота и своевременность произведенных кассиром операций (приложение 2).
Информация обо всех фактах поступления и выдачи наличных денег организации на основании приходных и расходных кассовых ордеров обобщается в кассовой книге (ф. № КО-4). Записи в ней производятся по мере совершения кассовых операций, оформленных первичными документами. Каждая организация имеет только одну кассовую книгу, ее листы пронумеровываются, прошнуровываются, а сама книга опечатывается сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера (приложение 3). Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах, вторые экземпляры листов служат отчетом кассира, первые остаются в кассовой книге, поэтому и первые, и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются, сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера или лица, его заменяющего.
В кассовой книге фиксируется остаток денежных средств на начало дня, который соответствует остатку на конец предыдущего дня, а также приход и расход денежных средств за день. В кассовой книге находит отражение движение денежных средств с указанием корреспондирующих счетов, а также от кого и за что имели место поступления денежных средств, кому и на какие цели они были выданы. В конце рабочего дня ежедневно кассиром подсчитываются итоги кассовых операций за день, выводится остаток денег в кассе на следующее число и передается в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Организация может держать в своей кассе денежных средств только в пределах лимита, установленного обслуживающим банком, а всю денежную наличность сверх лимита должна сдавать в банк.
При выявлении фактов превышения лимита остатка наличных денег в кассе на организацию налагается штраф в трехкратном размере сверхлимитной кассовой наличности, а с руководителя взыскивается административный штраф в размере 50 минимальных месячных размеров оплаты труда.
Все операции с кассовой наличностью осуществляет кассир, являясь лицом с полной материальной ответственностью. Администрация, прежде чем оформить работника на эту должность, должна ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций.
Поступление наличных денег в кассу организации оформляется приходными кассовыми ордерами (ф. № КО-1), которые должны быть пронумерованы по порядку с начала отчетного года. Обязательными реквизитами приходного кассового ордера являются наименование организации и структурного подразделения, получающего денежные средства; номер документа; дата его составления; дата внесения денежных средств в кассу; корреспондирующие счета; наименование юридического или физического лица, от которого получены средства; сумма, указанная цифрами и прописью, с выделением, в том числе НДС; основание; подписи главного бухгалтера и кассира. Для подтверждения приема денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, которая представляет собой доказательство факта совершения операции с наличными денежными средствами лицом, получившим на руки квитанцию. Квитанция содержит реквизиты, аналогичные приходному кассовому ордеру.
Из кассы денежные средства могут выдаваться на следующие цели: на выплату заработной платы; под отчет на хозяйственные и операционные расходы; в связи с оказанием материальной помощи работникам; в порядке возмещения расходов отдельным работникам произведенных ими на производственные цели предприятия (по решению руководителя); на выплату пособий по временной нетрудоспособности; на выдачу ссуд и др.
Наличные деньги из кассы организации выдаются по расходным кассовым ордерам (ф. № КО-2). В отдельных случаях разрешается замена составления расходного кассового ордера документами на расходование денежных средств в кассе, оформленными надлежащим образом и содержащими отметку штампа с реквизитами расходного кассового ордера. К таким документам относятся платежные (расчетно-платежные) ведомости на выдачу заработной платы из кассы организации; заявления на выдачу денег; счета и др. Кроме того, в аналогичном порядке могут оформляться разовые выплаты, связанные с заработной платой при уходе в отпуск, увольнением работника организации, выдачей пособия по временной нетрудоспособности, увольнением работника организации, с получением денег под отчет на командировочные расходы и т.п. Документы на выдачу денег подписываются руководителем и главным бухгалтером организации.
Наиболее значительны суммы выплат наличных денег из кассы по заработной плате. Основным документом на выплату заработной платы является платежная (расчетно-платежная) ведомость (приложение 3). На титульном листе его делается разрешительная надпись на выплату денежных средств за подписями руководителя и главного бухгалтера организации или лиц, на это уполномоченных. В платежной ведомости каждый работник расписывается против своей фамилии. Операция по выплате заработной платы должна быть закончена в трехдневный срок, включая день получения денег в банке. Против невыплаченных сумм ставится штамп «Депонировано». В конце платежной ведомости кассир указывает итог на сумму фактически выплаченных и подлежащих депонированию денежных средств. В кассовую книгу записывается фактически выплаченная сумма, а депонированные суммы по расходному кассовому ордеру сдаются в банк.
Работа в кассе организации возлагается на кассира. Прием кассира на работу оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации. После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель организации обязан под расписку ознакомить его с должностной инструкцией, указанным выше Порядком ведения кассовых операций в РФ и заключить с кассиром договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
Приказы о приеме работников (в том числе кассира) на работу должны оформляться с использованием унифицированных форм первичной учетной документации по учету кадров.
Должностная инструкция предусматривает следующие основные обязанности кассира.
- осуществление операций по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность;
- сдача в учреждение банка денежной наличности сверх установленных лимитов;
- ведение на основе приходных и расходных документов кассовой книги;
- оформление документов и получение в соответствии с установленным порядком денежных средств в учреждениях банка для выдачи заработной платы и премий, оплаты командировочных и других расходов;
- сверка фактического наличия денежных сумм с книжным остатком;
- составление кассовой отчетности.
Для надлежащего выполнения должностных обязанностей кассир должен знать:
- руководящие и нормативные документы (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т. п.), касающиеся ведения кассовых операций;
- формы кассовых и банковских документов; правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств;
- порядок оформления приходных и расходных документов;
- лимит остатка кассовой наличности, установленный для организации, и правила обеспечения его сохранности;
- порядок ведения кассовой книги и составления кассовой отчетности;
- правила эксплуатации электронно-вычислительной техники;
- основы организации труда, правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены организацией с работниками, достигшими 18-летнего возраста и занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовые формы договоров о полной материальной ответственности утверждены постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85 (в настоящее время Федеральная служба по труду и занятости).
В соответствии с указанным постановлением с кассиром должен заключаться договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
Заполненная типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности, рекомендованная к применению указанным постановлением, приведена в приложении 4.
С этими лицами также заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности и на них распространяются все права и обязанности, установленные для кассиров.
В тех случаях, когда по вине руководителей организаций не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут ответственность в установленном законодательством порядке.
Все наличные деньги и денежные документы хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира.
Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассира, которому запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.
Таким образом, касса организации находится в бухгалтерии. Бухгалтер-кассир ведет кассовую книгу и другие кассовые документы. Расчеты с клиентами ведутся с применением ККМ. Свободные денежные средства хранятся на расчетном счете банка.
2.2. Учет движения денежных средств по кассе
Учет денежных средств в кассе ОАО «Алиса» регламентируется вышеназванным нормативным актом. Этим нормативным документом определен порядок ведения кассовых операций в РФ, который предусматривает документально обоснованное оформление движения денежных средств на основе типовых форм первичной документации. На данном предприятии предусмотрена должность кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. Для осуществления расчетов наличными деньгами организация имеет кассу и ведет кассовую книгу по установленной форме.
Движение денежных средств в кассе в любой организации состоит из двух основных стадий:
- поступления (прихода) денежных средств в кассу;
- выбытия (расхода) денежных средств из кассы.
Учет операций по получению и расходованию наличных денег связан с выполнением кассовых операций, регламентируемых письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993г. № 18 «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» (вместе с «Порядком», утвержденным ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40).
Прием наличных денег при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовой машины.
Поступление наличных денег оформляется приходными кассовыми ордерами (ф. № КО-1), обязательными реквизитами которых являются:
- наименование организации;
- номер и дата составления;
- дата поступления в кассу денежных средств;
- корреспондентские счета;
- наименование юридического или физического лица, от которого поступили средства;
- сумма поступления цифрами и прописью с выделением НДС;
- основание поступления.
К ордеру прилагается квитанция, которая выдается на руки лицу, от которого получены денежные средства. Приходные ордера составляются на основе первичных документов, подтверждающих факт совершения операции: например при получении в кассу от подотчетного лица остатка неиспользованных подотчетных сумм указывается номер авансового платежа.
К основным способам поступления наличных денежных средств в кассу организации относятся:
- поступление из банка по чеку на выплату заработной платы сотрудникам, на хозяйственные, операционные и командировочные расходы;
- поступление в виде выручки от покупателей и заказчиков за отгруженные товары, продукцию (выполненные работы, оказанные услуги);
- поступление в виде кредитов или займов, полученных от кредитных или других организаций;
- поступление в виде возврата авансов или займов, ранее выданных другим организациям;
- поступление наличных денежных средств при осуществлении операций, связанных с расчетами по оплате труда персонала организации, с персоналом по прочим операциям, с учредителями и др.
Поступающие в кассу организации наличные денежные средства в первую очередь должны сдаваться на расчетный счет организации в банке.
В остальных случаях наличные денежные средства могут выдаваться (расходоваться) из кассы организации на следующие цели:
- под отчет на хозяйственные и операционные расходы;
- на командировочные расходы;
- на выплату заработной платы;
- на выплату пособий по социальному страхованию;
- на выдачу займов (ссуд) работникам организации;
- на выплату компенсаций за использование личного легкового автомобиля для служебных поездок;
- на закупку товарно-материальных ценностей и др.
На исследуемом предприятии ОАО «Алиса» в июле 2011 года прошли следующие приходные операции по кассе (табл. 2.2.1).
Таблица 2.2.1
Корреспонденция счетов по поступлению
денежных средств в кассу ОАО «Алиса» в июле 2011 года
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, (руб.) |
Корреспонденция счетов |
|
Дт |
Кт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Получено на командировочные расходы |
2900=00 |
50 |
51 |
2 |
Получено на хозяйственные нужды |
2000=00 |
50 |
51 |
3 |
Поступила выручка от реализации |
10000=00 |
50 |
90-1 |
4 |
Внесен остаток аванса Иванова И.И. |
184=00 |
50 |
71 |
5 |
Получено на выплату зарплаты |
25240=00 |
50 |
51 |
6 |
Получено в кассу от покупателя |
6000=00 |
50 |
62 |
Поступления денежных средств и денежных документов в кассу оформляются бухгалтерскими записями:
- при получении денежных средств по чекам с расчетных, валютных и специальных счетов в кредитных организациях
Д-т сч. 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»;
К-т счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»; при получении иностранной валюты в кассу организации согласно заявке по установленной форме оформляется бухгалтерская запись -
Д-т сч. 50 «Касса», субсчет «Касса в иностранной валюте»;
К-т сч. 52 «Валютные счета»;
- погашение дебиторской задолженности покупателями и заказчиками, подотчетными лицами, учредителями, разными дебиторами и отдельными структурными подразделениями организации:
Д-т сч. 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»;
К-т счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
- «Расчеты с учредителями»;
- «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
79 «Внутрихозяйственные расчеты»;
- при получении денежных средств в результате предоставленных кредитов и займов -
Д-т сч. 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»;
К-т счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
- при получении в кассу организации выручки от продажи товаров, работ и услуг,
Д-т сч. 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»;
К-т счетов 90 «Продажа», субсчет 1 «Выручка», 99 «Прибыли и убытки».
Расходование наличных денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером (ф. № КО-2), а в отдельных случаях документом, оформленным штампом с реквизитами расходного кассового ордера (например, расчетно-платежная ведомость на выдачу заработной платы).
Обязательными реквизитами ордера являются: номер и дата составления; наименование организации; корреспондирующие счета; сумма цифрами и прописью; наименование физического или юридического лица, которому выданы деньги; основание выдачи; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя, его подпись, а также подписи руководителя, главного бухгалтера и кассира.
Выдача денег из кассы осуществляется на основании распоряжения руководителя организации с разрешения главного бухгалтера.
На предприятии ОАО «Алиса» в августе 2011 года прошли следующие расходные операции по кассе (табл. 2.2.2).
Таблица 2.2.2
Корреспонденция счетов по расходам
денежных средств из кассы ОАО «Алиса» в июле 2011 года
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, (руб.) |
Корреспонденция счетов |
|
Дт |
Кт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Выдано на командировочные расходы |
2900=00 |
71 |
50 |
2 |
Выдано в подотчет на хозяйственные нужды |
2000=00 |
71 |
50 |
3 |
Выручка от реализации внесена на расчетный счет |
10000=00 |
51 |
50 |
4 |
Выдан перерасход Сидорову |
200=00 |
71 |
50 |
5 |
Выплачена зарплата работающим |
25240=00 |
70 |
50 |
6 |
Внесено на расчетный счет из кассы |
6000=00 |
51 |
50 |
Расходование денежных средств и денежных документов из кассы оформляется бухгалтерскими записями, представленными в таблице 2.3.2.
В расходных кассовых ордерах обязательно указываются документы, которые явились основанием для выдачи денежных средств из кассы.
В целях контроля за правильностью отражения в учете кассовых операций и соблюдения кассовой дисциплины не реже одного раза в месяц проводится инвентаризация кассы. На день инвентаризации кассир должен оформить все приходные и расходные денежные документы и сдать их в бухгалтерию, подтверждая это подписью в расписке, форма которой приведена в Акте инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ-15).
Комиссия сверяет сальдо по ведомости № 1 с данными Кассовой книги и фактической кассовой наличностью. Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах, которые подписываются членами комиссии и кассиром. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй остается у кассира. Информацию о результатах инвентаризации комиссия доводит до руководителя, который принимает соответствующее решение.
Выявленный излишек кассовой наличности приходуется:
Д-т сч. 50 «Касса»; К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
Обнаруженная сумма недостачи предъявляется кассиру при установлении его вины: Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; К-т сч. 50 «Касса».
Одновременно: Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»: субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
К-т сч. 94 «недостачи и потери от порчи ценностей».
Если вина кассира не установлена, то сумма недостачи списывается на финансовые результаты организации как внереализационные расходы:
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Таким образом, для учета наличия и движения денежных средств в кассе в организациях используется активный счет 50 «Касса», по дебету которого показывается остаток денежных средств и денежных документов, по кредиту суммы выданных наличных денег и денежных документов. Движение денежных средств по кассе происходит на различные цели: выдачи наличных в подотчет на хозяйственные нужды и командировочные расходы, расчеты по оплате труда с работниками предприятия, выдача авансов и другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу. Касса- подразделение предприятия, организации, выполняющее операции с наличными деньгами и другими ценностями, а также сами наличные деньги и денежные документы, находящиеся на хранении в этом подразделении, предназначенные на текущие повседневные расходы предприятия. Все кассовые операции оформляются унифицированными формами первичной учетной, документации, утвержденными Госкомстатом РФ и согласованными с Министерством финансов РФ и Министерством экономики РФ. Денежные средства хранятся в кассе в переделах лимита, согласованного с обслуживающим организацию банком. При отсутствии такого согласования любой остаток средств в кассе считается сверхлимитным с наложением штрафных санкций.
Учет операций по получению и расходованию наличных денег на предприятии ОАО «Алиса» строго урегулирован в соответствии с порядком выполнения кассовых операций, регламентируемых письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993г. № 18 «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» (вместе с «Порядком», утвержденным ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40).
Неотъемлемое условие эффективного существования предприятия в современной конкурентной среде создание эффективного механизма управления денежными потоками, обеспечивающего формирование оперативной и достоверной информации, регулирование взаиморасчетов, повышение платежной дисциплины и, в конечном итоге, ускорение оборачиваемости денежных средств.
Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения в целях эффективного использования финансовых ресурсов. Умелое распределение денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход. Поэтому необходимы правильные управленческие решения о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли.
Для решения этой цели необходимо осветить организацию и ведение бухгалтерского учета, правильность и законность их отражения, подлинность и достоверность совершения денежных операций, целевого использования и условий хранения денежных средств.
Цель работы: изучить совокупность теоретических, организационно-методических и практических вопросов учета и анализа формирования и использования денежных средств в ОАО «Алиса» достигнута.
Все подразделения предприятия ОАО «Алиса» действуют в процессе производства взаимосвязано. Для их согласованной деятельности четко определены регламент работы каждого звена, методы и формы их взаимосвязи.
Учетный процесс в ОАО «Алиса» организует главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю организации. При формировании учетной политики главный бухгалтер определяет структуру бухгалтерской службы и уровни подчиненности. Формы бухгалтерской отчетности, как внешней, так и внутренней, также разрабатываются главным бухгалтером и утверждаются в приказе по учетной политике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.09.2008) // Собрание законодательства РФ. 1994, № 32, ст. 3301,
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ. № 31, 1998, ст. 3824.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп., от 05.01.2008) // Собрание законодательства РФ. 2000, № 32, ст. 3340.
- Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 2002, № 1 (ч. 1), Ст. 1.
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 26.04.2007) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28, Ст. 2790.
- Федеральный законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 21, Ст. 1957.
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 03.11.2006) // Российская газета. № 228, 28.11.1996.
- Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г. // Российская газета. № 135, 15.06.1992.
- Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (ред. от 03.05.2000) // Финансовая газета (Региональный выпуск). № 1, 2005 (форма ИНВ-17).
- Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // Финансовая газета. № 28, 1995.
- Белов И. Н. Бухгалтерский учет. М.: ИНФРА М, 2007. 280 с.
- Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005. 347 с.
- Булгакова Л.И. Аудит в России: Механизм правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2005. 430 с.
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: ИНФРА М, 2007. 118 с.
- Федотов А.В. Кассовые операции. М.: Главбух, 2003. 216 с.
- Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2005. 584 с.
- Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. 320 с.
- Блохин К.М. Составление бюджета движения денежных средств прямым методом // Аудиторские ведомости. 2006, № 2.
Приложение 1
ПРИКАЗ № 115
Об учетной политике ОАО «Алиса»
на 2011 год
Дата: 25.12.2010 г.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить на 2011 год учетную политику ОАО «Алиса» для целей бухгалтерского учета и налогообложения согласно приложению к настоящему приказу.
2. Положения учетной политики обязательны для исполнения всеми работниками ОАО «Алиса», ответственными за ведение бухгалтерского и налогового учета, подготовку первичных документов.
3. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить лично на руководителя подразделения.
Ген. директор Д.А. Бетковский
Приложение к Приказу № 115
от 25.12.2010г.
Учетная политика ОАО «Алиса» на 2011 год
1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Положение учетной политики |
Выбранный вариант |
Основание |
Создание резервов за счет финансовых результатов |
Организация создает резервы: |
п. 45, 70 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н) |
Способ определения стоимости финансового актива при его выбытии |
по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений. |
п. 26 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений " (утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. N 126н) |
Отражение в бухгалтерской отчетности прочих доходов и расходов |
Прочие доходы отражаются в отчете прибылях и убытках развернуто. |
п. 18.2 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 32н) |
Применение ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" малыми предприятиями |
ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" применять в общем порядке. |
п. 2 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. N 114н) |
2. Учетная политика ОАО «Алиса» для целей налогового учета
Положение учетной политики |
Выбранный вариант |
Основание |
Организация налогового учета |
Налоговый учет в организации ведется на основе регистров бухгалтерского учета с добавлением в них реквизитов, необходимых для налогового учета в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. |
ст. 313, 314 Налогового кодекса РФ |
Определение даты получения дохода (осуществления расхода) |
Налоговый учет в организации ведется по методу начисления. |
ст. 271, 273 Налогового кодекса РФ |
Методы списания сырья и материалов при определении размера материальных расходов |
по средней себестоимости. |
ст. 254 Налогового кодекса РФ |
Методы оценки стоимости покупных товаров, уменьшающей доходы от их реализации |
по средней стоимости. |
п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ |
Методы начисления амортизации |
линейный. |
п. 1 ст. 259 Налогового кодекса РФ |
Метод учета расходов на капитальные вложения в основные средства |
Капитальные вложения увеличивают первоначальную стоимость основного средства. |
п. 9 ст. 258 Налогового кодекса РФ (до 2009 г. - п. 1.1. ст. 259 НК РФ) |
Распределение по периодам дохода от реализации в производствах с длительным (более одного года) технологическим циклом |
равномерно пропорционально понесенным в отчетном (налоговом) периоде расходам в общих расходах на производство продукта (выполнение работы, оказание услуги). |
ст. 316 Налогового кодекса РФ |
Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) |
расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. |
п. 1 ст. 318 Налогового кодекса РФ |
Продолжение к Приказу №115
Учет прямых расходов налогоплательщиками, оказывающими услуги |
Прямые расходы, связанные с оказанием услуг в полном объеме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. |
п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ |
Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) |
по прямым статьям расходов. |
п. 1 ст. 319 Налогового кодекса РФ |
Порядок формирования стоимости приобретения товаров |
В стоимость приобретения товаров включается cумма всех расходов, указанных в п. 6 ПБУ 5/01 "Учет материально - производственных запасов" (утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н). |
ст. 320 Налогового кодекса РФ |
Создание резервов |
Создавать резервы: предстоящих расходов на оплату отпусков в размере 15% от начисленной заработной платы. |
п. 1 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ |
Распределение платежей по налогу на прибыль и авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации |
Распределение с использованием показателя суммы расходов на оплату труда |
п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ |
Порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль |
В случае, если организация является плательщиком ежемесячных авансовых платежей, осуществлять их уплату в размере 1/3 квартального авансового платежа. |
п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ |
Ген. директор Д.А. Бетковский
Приложение 2
Код |
||
Форма по ОКУД |
0310003 |
|
ОАО «Алиса» |
по ОКПО |
23386509 |
организация |
|
|
структурное подразделение |
ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ
ПРИХОДНЫХ И РАСХОДНЫХ КАССОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
2011 г.
|
_____Кассир___________ _______________________________________
должность фамилия, имя, отчество
По данному образцу печатать все страницы журнала по форме № КО-3
Приходный документ |
Сумма, руб. коп. |
Примечание |
Расходный документ |
Сумма, |
Примечание |
||
дата |
номер |
дата |
номер |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
15.09.11 |
184-00 |
Остаток п/о |
||||
18.09.11 |
19 |
2900-00 |
Командир. |
||||
И т.д. |
Приложение 3
Образец обложки
Код |
||
Форма по ОКУД |
0310004 |
|
по ОКПО |
|
|
организация |
|
|
структурное подразделение |
КАССОВАЯ КНИГА
На 2011 г.
Код |
||
Форма по ОКУД |
0310004 |
|
ОАО «Алиса» |
по ОКПО |
23386509 |
организация |
|
|
структурное подразделение |
КАССОВАЯ КНИГА
на 2011 г.
Печатать на последней странице:
В этой книге пронумеровано и
прошнуровано 48 листов.
М.П.(штампа)
Руководитель организации _____________ ______________ ______________________
должность подпись расшифровка подписи
Главный бухгалтер _____________ _________________________
подпись расшифровка подписи
“ ” _________________ г.
Касса за «08» января 2011г. Лист ____1____
ПОЛЕ ДЛЯ ПОДШИВКИ |
Номер документа |
От кого получено или кому выдано |
Номер корреспондирующего счета, субсчета |
Приход, руб. коп. |
Расход, руб. коп |
Л и н и я о т р е з а |
|
Номер документа |
От кого получено или кому выдано |
Номер корреспондирующего счета, субсчета |
Приход, руб. коп. |
Расход, руб. коп |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
|
10538-00 |
х |
|
|
|
|
|
|||||
Остаток на начало дня |
||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
1. |
Получено от ООО «Виктория» |
90.1 |
159 300-00 |
|||||||||
2 |
Внесено в банк |
51 |
|
159 300-00 |
||||||||
и т.д. |
||||||||||||
Итого за день |
159 300-00 |
159 300-00 |
||||||||||
Остаток на конец дня в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии |
10 538-00 |
х |
||||||||||
- |
х |
|||||||||||
Кассир______ __ _____________________ подпись расшифровка подписи |
||||||||||||
Записи в кассовой книге проверил и документы в количестве _______один_______________ ________ приходных и прописью ______________один __________________________ расходных прописью |
||||||||||||
получил. Бухгалтер __________________ _____________________________ подпись расшифровка подписи |
||||||||||||
Перенос |
159 300-00 |
159 300-00 |
||||||||||
Приложение 4
Договор о полной материальной ответственности
Именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1) Работник принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему Работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и в связи с изложенным обязуется:
а) бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) имуществу Работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба;
б) своевременно сообщать Работодателю либо непосредственному руководителю обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества;
в) вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного ему имущества;
г) участвовать в проведении инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состояния вверенного ему имущества,
2) Работодатель обязуется:
а) создавать Работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного ему имущества;
б) знакомить Работника с действующим законодательством о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю, а также иными нормативными правовыми актами (в том числе локальными) о порядке хранения, приема, обработки, продажи (отпуска), перевозки, применения в процессе производства и осуществления других операций с переданным ему имуществом;
Продолжение Приложения 4
в) проводить в установленном порядке инвентаризацию, ревизии и другие проверки сохранности и состояния имущества.
3) Определение размера ущерба, причиненного Работником Работодателю, а также ущерба, возникшего у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и порядок их возмещения производятся в соответствии с действующим законодательством.
4) Работник не несет материальной ответственности, если ущерб причинен не по его вине.
5) Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания.
Действие настоящего Договора распространяется на все время работы с вверенным Работнику имуществом Работодателя.
6) Настоящий Договор составлен в двух имеющих одинаковую юридическую силу экземплярах, из которых один находится у Работодателя, а второй у Работника.
7) Изменение условий настоящего Договора, дополнение, расторжение или прекращение его действия осуществляются по письменному соглашению сторон, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Расходный кассовый ордер
(Форма № КО-2)
Приходный кассовый ордер
(Форма № КО-1)
Учетный персонал производственных подразделений
Бюро налогового учета
Бюро учета затрат
Отдел учета кассовых операций
асчетный отдел
Материальный отдел
Бухгалтерия
Генеральный директор
Службы заместителя директора по персоналу
Службы заместителя директора по экономике и финансам
Службы коммерческого директора
Службы технического директора,
заместителя по ремонту и эксплуатации
городских сетей
БЛОК 1
Отдел экологии
Лаборатории
Управление автотранспорта и спецтехники
Служба технической диагностики
Энергоцех
Цех капитального ремонта
Производственные цеха
Главный бухгалтер ОАО «Алиса»
БЛОК 5
Отдел труда и заработной платы
Расчетный отдел
АСУ
БЛОК 2
Отдел кадров:
Служба подбора кадров
Служба
учета
кадров
Отдел развития и обучения персонала
БЛОК 3
Финансовый отдел
Отдел экономического прогнозирования цен и зарплаты
Бухгалтерия
БЛОК 4
Отдел материально-технического снабжения
Отдел маркетинга
Абонентский
отдел
Журнал регистрации приходных и расходных Кассовых ордеров (Форма № КО-3)
Кассовая книга (Форма № КО-4)
Отчет по кассе (отрывной лист из
Кассовой книги)
Журнал ордер № 1 по кредиту счета 50 «Касса» и ведомость по дебету счета 50 «Касса»
Главная книга
Бухгалтерский баланс
Унифицированная форма № КО-4 Утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88
Унифицированная форма № КО-4 Утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ