Вопросы и ответы к стихотворению Ф. И. Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний»
Стихотворение "Еще томлюсь тоской желаний…" посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Какие фразы и словосочетания характеризуют внутренний мир поэта, его переживания?
Внутренний мир поэта полон глубочайших переживаний, для выражения которых он находит волнующие сердце читателя слова и словосочетания. Сам психологический процесс возвращения к образу любимой женщины обозначен рядом глаголов, выстроенных по нарастающей, - томлюсь, стремлюсь, ловлю. Состояние лирического героя передают образы-метафоры: тоской желаний, в сумраке воспоминаний.
Как вы думаете, судя по этому стихотворению, только ли в воспоминаниях поэта живет образ адресата этих стихов? Как выражено отношение автора к "милому образу"?
Милый образ остается всегда живым для поэта. Прежде всего, такое впечатление создается за счет прямого обращения к любимой женщине как к адресату стихотворения. С одной стороны, "милый образ" незабвенен, он всегда перед взором лирического героя, с другой стороны, недоступен, недостижим. Для выражения этого, казалось бы, противоречивого образа (недостижим и "передо мной везде, всегда") найдено очень яркое сравнение, вбирающее в себя два эти начала, "как ночью на небе звезда".
В чем вы видите эмоциональный смысл стихотворения "Она сидела на полу…"? Почему, по - вашему, поэт использует сравнение взгляда на письма со взглядом душ "на ими брошенное тело"? Какие еще эпитеты и метафоры особенно привлекли ваше внимание при чтении стихотворения и почему?
В письмах перед женщиной проходит история жизни и любви, но "любви и радости убитой". Отсюда эмоциональное воздействие, осуществляемое через зримую картину общения ее с дорогими письмами, очень сильное. Мы приобщаемся и к отрадным чувствам героини, и к ее глубокой грусти, постигаем ее печаль, тоску. Усиление этого чувства осуществляется и с постижением настроений лирического героя, настолько преисполненного к ней трепетного сочувствия, страшной грусти и готового "пасть… на колени". В сравнении писем с золой символизируется прощание с любовью и надеждами (вспомним "Сожженное письмо" Пушкина; только здесь сожжение происходит мысленно). Однако еще более яркое сравнение находит Тютчев для показа, как в возвращении к старым письмам нахлынули одновременно и радостные ("О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой") и горестные чувства. Это строки:
Брала знакомые листыИ чудно так на них глядела,Как души смотрят с высотыНа ими брошенное тело.