Урок практической психологии


Ничего не вижу, ничего не слышу...

Учёба - это процесс, в котором взаимодействуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Судите сами:

    90% из того, что ребёнок сделает своими руками хотя бы один раз, он усваивает. Поэтому старайтесь, чтобы ребёнок не только слушал, но и пытался самостоятельно повторить пример. 70% того, о чём мы говорим, откладывается в памяти. Пусть ребёнок повторяет за вами вслух, а не молча слушает. Наводящими вопросами подводите ребёнка к правильной мысли, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам. Всего 20 % того, что ребёнок слышит, он запоминает, поэтому одних объяснений будет не достаточно. 30% того, что малыш видит, он усваивает, поэтому так важны наглядные картинки, объясняющие материал.

При этом важно и то, какой орган чувств доминирует у вашего ребёнка. Психологи выделяют три основных типа детей по способу усвоения информации:

Кинестетический тип

Такие дети обучаются в основном через непосредственное участие и активные действия. Ребёнку необходимо всё время двигаться, а при разговоре он не может обойтись без жестов. Он будет хорошо усваивать информацию, если процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью. Кинестетикам требуется спокойное окружение и возможность движения. Во время урока важно таким детям давать короткие передышки: намочить тряпку, стереть с доски, помочь раздать детям тетради. Также не стоит тренировать у кинестетика усидчивость во время выполнения домашнего задания. Если такого ребёнка насильно заставлять сидеть, сложа руки, и слушать, он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учёбе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. С возрастом он повзрослеет и научится следовать установленным нормам поведения.

Визуальный тип

Основной канал восприятия такого ребёнка - зрение. Малыш с удовольствием рассматривает книжки и любит смотреть телевизор. Во время объяснения нового материала он постоянно рисует в тетради абстрактные картинки. Не запрещайте это - так ему легче сосредоточиться. Дети визуального типа учатся посредством письма, им необходимо всё самостоятельно записать. Лучше всего такой ребёнок будет воспринимать материал в виде таблиц, рисунков и с помощью образных ассоциаций. Таким малышам в большей мере, чем другим, нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не отвлекаться. Хорошим помощником в учёбе станут компьютерные программы или обучающие видеокассеты.

Аудиальный тип

Ребёнок усваивает информацию посредством слушания, он обладает большим словарным запасом, а также хорошей памятью на имена и факты. Однако шум, резкие голоса и даже шёпот мешают ему сосредоточиться. Поэтому позаботьтесь о создании спокойной обстановки во время выполнения домашних заданий. Некоторым детям, наоборот, необходим фон - приглушённая спокойная музыка. Пусть ребёнок несколько раз проговорит вслух учебный материал - для этого можно использовать магнитофон.