Привлечь к себе любовь пространства… (Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии)
Компьютер как инструмент обработки информации
на уроке зарубежной литературы
"Привлечь к себе любовь пространства..."
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии
Интегрированный урок в 11 классе
Цели урока: - Подведение итогов знакомства учащихся с творчеством
Всемирно Признанных писателей - лауреатов Нобелевской
премии;
- формирование навыков сбора информации и использования
при этом современных компьютерных технологий;
- воспитание уважения к мастерам слова, к величию
человеческой мысли и труда, отмеченных самой престижной
в мире премией.
Проблема: Действительно ли настоящий талант не остаётся в тени?
Наглядность: презентация урока с изображением медали Альфреда Нобеля,
портретов русских писателей - лауреатов Нобелевской премии
(21 слайд; материалы, собранные учащимися в результате
работы в Интернете).
Эпиграф к уроку:"Уважение современников лучше, чем удивление потомков"
П. Буаст
ХОД УРОКА
1. Прежде всего, о самом Альфреде Нобеле. Это была неординарная личность, талантливый учёный и богатый предприниматель, чьё имя неразрывно связано с общественной жизнью XX века. Он свободно владел шестью языками, много путешествовал по европейским странам, учился, занимался экспериментами с нитроглицерином. Это талантливый химик и инженер. Именно он изобрёл динамит, бездымный порох, искусственные заменители шёлка, кожи и резины. Общая численность его патентов - 355. за свои изобретения Нобель получал большие деньги, но жил аскетом. Всю жизнь посвятил науке, экспериментам. Но в душе был лириком, даже писал стихи. Жил одиноко, был болезненным. За год до смерти, 27 ноября 1895 года, написал завещание, которое увековечило его имя.
(Учащиеся визуально изучают материал, переключая слайды
№6, 7, 8, 9 - "Альфред Нобель", №10, 11 - "Интерьер комнаты, в которой жил Нобель)
2. Действительно ли заслуживает писатель столь высокого признания?
3. Год 1958. нобелевская премия присуждается русскому поэту, прозаику, переводчику Борису Леонидовичу Пастернаку.
(Слайды №17, 18 "Пастернак Б. Л. Фотографии из музея Б. Пастернака)
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог,
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы её закон,
Её начало,
И повторял её имён
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад,
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетева
Тугого лука.
Прекрасной характеристикой поэтического феномена Пастернака могут служить слова Анны Ахматовой:
Он награждён каким-то вечным детством,
Той щедростью и яркостью светил.
И вся земля была его наследством,
А он её со всеми разделил.
Парадокс, но имя Пастернака в Советском Союзе долгое время находилось под запретом. Причин было много, одна из них - согласие поэта на публикацию романа "Доктор Живаго" на Западе. Произведение запретили печатать в СССР, потому что революция и гражданская война в романе рассматривались не с классовых, а с общечеловеческих позиций. Роман (бессмертное произведение) вышел в Италии, а в 1958 году писатель был удостоен Нобелевской премии. Всё это послужило поводом для жестокой травли. Пастернака исключили из Союза писателей, он вынужден был отказаться от Нобелевской премии, волнуясь за судьбы своих близких. Но сознанье творческой победы помогло ему сохранить твёрдость духа: "Я написал то, что думаю... Роман (бессмертное произведение) оказался сильнее моих мечтаний, сила же даётся свыше, и, таким образом, дальнейшая его судьба не в моей воле. Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое..."
Легко ли было поэту? Свою Нобелевскую речь он всё-таки произнёс. Её стало стихотворение "Нобелевская премия":
Я пропал, как зверь в загоне:
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Тёмный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца иль злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Только через 31 год диплом и медаль нобелианта будут вручены сыну поэта Евгению но денежный эквивалент, по уставу, получить было уже нельзя.
Учитель литературы: Ваше отношение к услышанному?
(Ответы учащихся)
(Слайд №19 "Михаил Шолохов "Тихий Дон")
3. Иосиф Бродский - Нобелевский лауреат, обладатель мировой славы, но прежде всего - поэт со сложной судьбой. В 1964 году в Ленинграде судили 23-летнего поэта Иосифа Бродского за то, что он избрал делом своей жизни поэзию, стал неординарной фигурой на литературной сцене, осмелился называть себя поэтом. Компания невеж получила возможность измываться над талантливой молодёжью. Анна Ахматова с горечью писала:
О своём я уже не заплачу,
Но не видеть бы мне на земле
Золотое клеймо неудачи
На ещё безмятежном челе.
На суде поэт вёл себя так, как на вечере поэзии. Был осуждён на 5 лет лишения свободы за так называемое "тунеядство". В 60-е годы XX века Бродский пополнил вечный ряд поэтов-изгнанников.
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад тёмно-синий
я впотьмах не найду,
между выцвевших линий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнёт над мотами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
над затылком снежок.
И услышу я голос:
-До свиданья, дружок.
И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
словно девочки-сёстры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.
В 1972 году Иосифу Бродскому было предписано покинуть страну.
Навсегда расстаёмся с тобой, дружок.
Нарисуй на бумаге простой кружок.
Это буду я: ничего внутри.
Посмотри на него - и потом сотри.
Своими стихами поэт отвечает на наши вопросы о вечных человеческих ценностях и прежде всего о том, что поможет устоять в борьбе со временем. Это язы "Порой с помощью одной рифмы пишущему стихотворение удаётся оказаться там, где до него никто не бывал..." Необыкновенно афористичным был язык его выступления. Вот послушайте:
- Книга является способом перемещения в пространстве опыта со скоростью перевёрнутой страницы.
- Я не призываю заменить государство библией..., но я не сомневаюсь, что если бы мы выбирали нашу власть по её читательскому опыту, а не по её политическим программам, на земле было бы меньше горя.
- Не может быть законов, которые защищали бы нас от самих себя, ни один криминальный кодекс не содержит наказание за преступление против литературы. И среди этих преступлений самым тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения, не сожжение книг... Существует преступление более тяжкое - пренебрегать книгами, не читать их. За это преступление человечество расплачивается всей своей жизнью. Если преступление это совершает нация - она платит за это своей историей.
Учитель литературы: Самого же поэта до конца 80-х не пускали в СССР -
даже на похороны родителей. А потом он не захотел возвращаться. "Я так давно живу вдали от родины, что мой взгляд - это взгляд извне, и то, что там происходит, я кожей не чувствую". Но в 1987 году, когда Иосиф Александрович получал Нобелевскую премию по литературе, устроители, по традиции, поинтересовались, каким национальным гимном чествовать лауреата. Бродский попросил, чтобы звучала музыка Гайдна. Он не считал своей родиной ни США, ни СССР.
В 56 лет, пережив несколько инфарктов, великий поэт скончался. Известна строка из открытого письма Брежневу, написанного перед отъездом в Италию: "Я верю, что я вернусь. Поэты всегда возвращаются6 во плоти или на бумаге". Эти слова оказались пророческими.
Итак, сделаем вывод: всегда ли настоящий талант получает заслуженное признание?
(Ответы учащихся)
Давайте попытаемся исправить эту несправедливость. Представьте себя на месте членов Нобелевского комитета. Вы - один из них. Сейчас начнётся заседание комитета, и у вас есть возможность порекомендовать желаемую кандидатуру в лауреаты Нобелевской премии. Как вы считаете, на какие моменты необходимо обратить внимание присутствующих, характеризующих кандидатуру своего претендента?
(Ответы учащихся: талант, неординарность, значительный вклад в развитие мирового искусства, разрешение общечеловеческих проблем и т. д.)
Учитель литературы: Нобелевская премия и всё, что с ней связано, всегда
привлекает внимание целого мира. Глубоко в душе каждый писатель и учёный мечтают творить так, чтобы его работа была оценена самой престижной в мире наградой. Будем надеяться, что в XXI веке среди нобелиантов появятся и наши соотечественники.
Учитель информатики предлагает при помощи компьютера создать обложку книги любимого писателя или поэта. Учителя выставляют оценки за работу на уроке. Учащиеся получают задание домой доделать обложку в программном обеспечении Paint.