Создание учебного пособия по Macromedia Flash
Содержание
Введение 3
1. Техническое задание проекта 5
1.1 Введение 5
1.2 Основания для разработки; 6
1.3 Назначение разработки; 6
1.4 Требования к программе или программному изделию 7
2. Описание программы 10
2.1 Общие сведения 10
2.2 Назначение и область применения 10
2.3 Функциональное назначение; 11
2.4 Описание логической структуры; 13
2.5 Используемые технические и программные средства; 13
2.6 Вызов и загрузка; 15
3. Руководство пользователя 15
3.1 Общие сведения о программе 16
3.2 Условия выполнения программы; 16
3.3 Проверка программы 17
3.4 Обращение к программе 17
3.5 Выполнение программы 17
4. Техника безопасность 21
4.1 Электрический ток 22
4.2 Анализ пожарной профилактики 24
4.3 Вентиляция 24
4.4 Определение потребного воздухообмена 25
4.5 Эгрономика и производственная эстетика 26
Заключение 29
Список использованной литературы 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Введение
Процесс вхождения казахстанского образования в мировое образовательное пространство требует совершенствование, а также серьёзную переориентацию компьютерно-информационной составляющей. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Лавинообразный рост объёмов информации, принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности.
Актуальность выбранной темы дипломного проекта обуславливается следующими тенденциями в современном мире. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и учителя при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода «электронных учебников», методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, новационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников».
Применение компьютеров в обучении студентов создает возможность использования их для аудиторных (лекционных и лабораторных), аудиторно-самостоятельных и самостоятельных занятий. В настоящее время, во всех вышеперечисленных случаях, используется в основном программное обеспечение общего назначения - текстовые редакторы, электронные таблицы и др., но по нашему мнению необходимо применение специализированных обучающих систем. Существует множество различных подходов к классификации обучающих компьютерных программ, но единого мнения и соответственно общей классификации нет, что отмечается рядом авторов. Одна из предлагаемых классификаций основывается на целях и задачах обучающих программ или режимах использования автоматизированных обучающих систем, с выделением следующих типов: иллюстрирующие, консультирующие, операционная среда, тренажеры, обучающий контроль" [1].
Электронный учебник - компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.
Электронный учебник, как учебное средство нового типа, может быть открытой или частично открытой системой, т.е. такой системой, которая позволяет внести изменения в содержание и структуру учебника.
При этом, естественно, должно быть ограничение от несанкционированного изменения учебника, таким образом, чтобы, во-первых, не нарушался закон "Об авторских и смежных правах", а для защиты электронного учебника от несанкционированного изменения должен применяться пароль или система паролей.
Во - вторых, изменения, если предусмотрена такая возможность, должны быть разрешены только опытному преподавателю, чтобы не нарушалась общая структура и содержание электронного учебника.
Модификация электронного учебника может потребоваться, в первую очередь, для адаптации его к конкретному учебному плану, учитывающему специфику изучаемой дисциплины в данном ВУЗе, возможности материально-технической базы, личный опыт преподавателя, современное состояние науки, базовый уровень подготовленности обучаемых, объем часов, выделенных на изучение дисциплины и т.д.
Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий.
Сегодня недостаточно разработаны критерии оценки компьютерных программ по дискретной математике и практическая методика применения электронных учебников в обучении дискретной математике.
Поэтому цель работы: Разработать электронное учебное пособие по изучению Macromedia Flash.
- Техническое задание проекта
- Введение
Данная программа написана на основе языков визуального программирования и адаптирована под современные операционные системы Microsoft. Эта работа представляет собой проект, выполненный на языке программирования Delphi 7, с использованием дополнительных программ. Разработка имеет приятный и интуитивно понятный интерфейс и реализована в виде приложения.
Программа может служить в качестве учебного и проверочного пособия при изучении курса "Macromedia Flash", в качестве исходного материала при работе с программной средой Delphi, для самообразования и в качестве дополнительного материала.
Целью проекта является создание программного продукта - электронного учебно-методического комплекса, обеспечивающего:
- автоматизацию, ускорение и упрощение процесса обучения студентов;
- реализацию общих принципов построения электронных учебников;
- возможность внесения дополнений и изменений при дальнейшем развитии курса, или при изменении программы курса;
- средства самоконтроля учащихся.
Основными проблемами в сфере разработки приложений под Web были как объём странички и совместимость интернет броузеров. Корпорация Macromedia стремилась к использованию в Web всех последних новинок в области отображения информации.
Macromedia Flash - очень мощное, при этом простое в использовании средство создания анимированных проектов, на основе векторной графики с встроенной поддержкой интерактивности. Flash является идеальным рабочим инструментом для художников и дизайнеров, позволяющим дополнять создаваемые ими Web проекты анимацией и звуком.
Общеизвестно, что векторная графика занимает меньше места чем раннее использовавшейся растровая графика. Большое значение было предано совместного использования векторной графики и анимации. Это намного расширило круг интересов пользователей и разработчиков. Также имелась возможность вставки звукового сопровождения в Web страничку, придавая вместе с анимацией большую привлекательность. Внутренний язык программирования Action Script позволял сопровождать какие - либо действия или события, какими - либо звуковыми или видео эффектами. Возможности Action Script сравнимы с возможностями JavaScript и VBScript.
Изначально Flash разработки были мало известны, пока корпорация Macromedia не предложила переделать один из разделов сервера Walt Disney используя Flash.
Это дало большую рекламу Flash технологии. Многие дизайнерские студии начали покупать пакеты программных продуктов для разработки Web страничек при помощи Flash технологии.
Первоначально программа называлась Splash Animator и продавалась малоизвестной фирмой Future Animation для изготовления мультфильмов на
PC - компьютере. Предназначалась для художников - аниматоров и пользовалась ограниченным успехом, пока в связи с бумом на WWW-приложения такой гигант, как фирма Macromedia, не обратила на нее внимание, купив и переименовав во Flash. Разработчики Flash поменяли интерфейс программы для облегчения и автоматизации разработки проекта. Причем мультимедийный гигант не только сменил название и интерфейс, но и переориентировал пакет на рынок Web-анимации (при этом был предложен и свой, внутренний формат файлов векторной графики «*.swf» , и реализована поддержка для других популярных графических форматов, в том числе и для анимированного GIF, и обеспечил пакету хорошую рекламу. Однако изменения коснулись не только внешнего облика, но и содержания. Во Flash понятие интерактивности значительно расширилось благодаря использованию сценариев Action Script (Действия), которые позволяют авторам разрабатывать достаточно сложные стили поведения - behaviors (перемещаемые элементы интерфейса, логику и начальную математику), впервые дающие возможность создавать электронные магазины. В результате программа получила широкое распространение в среде Web-разработчиков и продолжает служить хорошим подспорьем профессиональным аниматорам.
С момента появления в 1996 г. технология Flash стала фактическим стандартом для разработки насыщенных мультимедийных Web-сайтов. В качестве наиболее ярких примеров можно назвать серверы Citibank, Fox, PepsiCola, Paramount, Plymouth, Chrysler, Nestle и Warner Bros.
Для работы во Flash не обязательно иметь какой - либо опыт в профессиональном программировании этот позволяет создавать Web узлы с элементами интерактивности без необходимости написания исходных кодов JavaScript, Java или HTML.
1.2 Основания для разработки;
Основанием для разработки является задание на дипломное проектирование.
1.3 Назначение разработки;
Электронное учебное пособие предназначено для повышения эффективности обучения по курсу «Macromedia Flash». Разработанный в рамках выполнения дипломного проекта программный продукт адресован учащимся старших классов школ, учащимся Костанайского социально-технического колледжа и преподавателям специальных дисциплин по специальности Вычислительная техника и программное обеспечение.
1.4 Требования к программе или программному изделию
В настоящее время существует множество определений понятия «электронный учебник», вот некоторые из них:
- это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого [7];
- это электронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующий государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания [1];
- это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также обеспечивает обратную связь [10];
- основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее образовательному стандарту специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой [8].
Анализируя работы [1-3, 6-10], посвященные созданию электронных учебников, следует отметить, что единого мнения и соответственно общих правил разработки данного вида дидактических материалов нет.
В классическом понимании учебник - это книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Следовательно, учебник как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:
- учебный материал излагается из определенной области знаний;
- этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;
- материал в учебниках излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.
Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. Во-первых, каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки студентов и предполагает конечный уровень обучения. Электронный же учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом он будет весь размещен на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня. Во-вторых, наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Она обеспечивается за счет использования при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п. В-третьих, электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации [2].
Рассмотрим основные требования к электронному учебнику:
Требования к текстовой информации.
Электронный учебник должен содержать только минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие к снижению восприятия и усвоения знаний. Существенное значение имеет размер и начертание шрифта. Электронный вариант учебника позволяет выделить отдельные слова или фразы цветом и фоном, что улучшает наглядность, позволяет акцентировать внимание на главном.
Требования к графической информации.
Электронный учебник должен содержать большое количество иллюстративного материала. Причем, графические изображения должны быть как можно более просто оформлены (не более чем девять линий и одно понятие на одно изображение) и соответствовать размерам экрана или окна на экране.
Что следует показывать графически:
- последовательные кадры, рисунки, которые показывают движение, причинные связи или структуру, диаграммы процессов, временные графики;
- диаграммы или рисунки, на которых опущены определенные частности для того, чтобы выделить особенности изображаемого явления, такие как сечения, чертежи, рисунки машин;
- качественное представление числовых данных, такое как линейные графики, диаграммы, пиктограммы;
- физические, политические и специализированные карты;
- диаграммы или рисунки, на которых опущены определенные частности для того, чтобы выделить особенности изображаемого явления, такие как сечения, чертежи, рисунки машин;
- таблицы и диаграммы или разного рода матричные представления словесных и числовых данных, такие как расписания, таблицы спортивных результатов, диаграммы для сравнения;
- статические фотографии, которые хороши для привлечения внимания, демонстрации подлинников, введения в контекст.
Использование видеофрагментов позволяет передать в динамике процессы и явления. Несмотря на большие размеры файлов, применять их целесообразно, т.к. восприятие и заинтересованность студентов повышаются и как следствие, улучшается качество знаний.
Требования к компоновке учебного материала.
Исключительное дидактическое значение имеет компоновка текстового, графического и другого материала. Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависят как от расположения информации на странице (экране компьютера), так и от последовательности идущих друг за другом страниц. Ведь, в отличие от печатного издания, в котором можно одновременно "заглядывать" в две страницы, держа промежуточные страницы в руках, в электронном учебнике это сделать невозможно. Но в связи с вышесказанным, электронный учебник должен позволять делать закладки в любом месте, отображать список закладок, отсортировав их в любом порядке.
В электронном учебнике должен быть список рекомендованной литературы, изданной традиционным, печатным способом. Список литературы может быть дополнен не только ссылками на статьи в журналах, сборниках научных конференций и др., но также и на электронные публикации, размещенные на серверах учебного заведения или в сети Internet [7].
Рассмотрим последовательность создания электронного учебника. В настоящее время существует хорошо отработанная методология создания компьютерных обучающих систем. Как и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов:
- Определение целей и задач разработки.
- Разработка структуры электронного учебника.
- Разработка содержания по разделам и темам учебника.
- Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника.
- Реализация.
- Апробация.
- Корректировка содержания электронного учебника по результатам апробации.
- Подготовка методического пособия для пользователя.
- Описание программы
- Общие сведения
Необходимо спроектировать и разработать программный продукт, представляющий собой гипертекстовое электронное учебно-методическое пособие с возможностью работы учебными и учебно-методическими материалами.
Разработка электронного учебного пособия основывается на следующих документах:
- Справочная литература по созданию работе в среде программирования Borland Delphi;
- Справочная литература по программированию на языке JObject Pascal;
Разработанный программный продукт необходимо представить в виде приложения Borland Delphi, доступноа для просмотра по средствам графического запуска в операционной системе Windows.
Для работы с программным продуктом пользователям необходимо освоить работу в Windows или другой ОС на уровне пользователя и ознакомиться с общим принципом работы с гипертекстовыми документами.
Отладка и тестирование электронного учебного пособия заключается в проверке корректности ссылок, корректности обработки результатов тестирования и оптимизации разделения излагаемых тем, разделов и параграфов.
2.2 Назначение и область применения
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее определенного количества экземпляров на одного обучающегося, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.
Данное электронное учебное пособие адресовано преподавателям, как вспомогательный материал при проведении занятий, а также учащимся для самостоятельного изучения и изучения с преподавателем.
В качестве сферы применения может быть использовано любым учебным заведением, в курс которого включена дисциплина « Мультимедиа технологии » или «Macromedia Flash».
2.3 Функциональное назначение
Внедрение компьютерной техники в сферу образования привело к его информатизации, заключающееся в использовании информационных технологий в процессе обучения с целью его оптимизации и активизации учебно-познавательной деятельности студентов. В качестве среды, обеспечивающей методически правильную подготовку и выдачу студенту учебного материала и решающей задачу управления познавательной активностью обучаемых, выступают учебные электронные издания (УЭИ) [1].
Основными дидактическими целями их использования при изучении учебной дисциплины являются целеполагание, мотивация и стимулирование, процесс усвоения учебного материала, практическое применение знаний для формирования умений и навыков, контроль и самоконтроль результатов обучения, коррекция обучающей деятельности и деятельности учения. Каждый компонент цикла обучения (цель - мотив - знание - навык - контроль - коррекция - деятельность) накладывает на УЭИ определенные педагогические задачи, выполнение которых позволяет подразделить учебные электронные издания на следующие виды: электронный учебник, электронный практикум, электронная система контроля, электронные пособия справочно-энциклопедического характера. Рассмотрим функциональное назначение электронного учебника.
Электронный учебник (ЭУ), по мнению О.В. Зиминой, с которым нельзя не согласиться, созданный на основе качественного учебника, должен не «заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждать студента взяться за книгу» [3].
Его использование в обучении позволяет преподавателю на этапе первичного взаимодействия активно включить учащихся в учебный процесс и, создавая внешние предпосылки для формирования мотивов учения при работе с ЭУ, поддержать интерес к изучаемой дисциплине. Внешняя мотивация учебно-познавательной деятельности обучаемого не характеризуется продолжительной устойчивостью. Задача преподавателя заключается в преобразовании внешних мотивов обучения, провоцируемых специфическими свойствами компьютера, во внутренние потребности учащегося, опирающиеся на содержательную составляющую ЭУ.
Основная задача ЭУ на этапе получения новых знаний заключается в привлечении в процесс обучения иных, нежели традиционный учебник, возможностей человеческого мозга, в частности, слуховой и эмоциональной памяти, с целью максимального облегчения понимания и запоминания наиболее существенных понятий, утверждений и примеров [3]. Основные фрагменты учебника или темы наряду с текстом и иллюстрациями содержат аудио- или видеозапись лекторского изложения материала. Лектор дает свое понимание изучаемого предмета, расставляет необходимые смысловые акценты, которые трудно бывает передать в обычном учебнике. Текстовая часть сопровождается многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром и индексом [4].
Учебно-познавательные действия обучающихся при работе с ЭУ связанны с переформулированием учебного материала, его критическим осмыслением, поиском рационального способа принятия решения, сравнения и сопоставления вариантов, реального проектирования, разбора нестандартных производственных ситуаций и других видов учебной деятельности.
Следовательно, применение ЭУ способствует не только осознанному и прочному запоминанию основных понятий и алгоритмов деятельности изучаемого учебного курса, но и творческому их применению.
Однако наличие хорошей мотивации учения и организация учебно-познавательной деятельности соответственно целям обучения не гарантируют достижения студентами планируемых результатов обучения. «Все зависит от способа организации управления учебным процессом, который обеспечивает завершенность дидактического процесса» [2].
Двусторонние отношения преподавателя и студента в образовательном процессе позволяют организовать управление обучением, как со стороны первого, так и со стороны второго. Традиционно преподаватель осуществляет управление усвоением учебного материала через периодический контроль с помощью тестов различного уровня или выполнения письменных работ. Вынужденные ожидания студентами помощи от преподавателя для проверки и коррекции своих действий приводят к слабому усвоению курса, снижению их познавательной активности, как следствию, неуспеваемости и низкому качеству знаний.
Повышению эффективности обратной связи между студентами и преподавателем, позволяющей контролировать промежуточные и конечные результаты обучения, сравнивать их с выдвинутыми целями и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебный процесс, способствует ЭУ, содержащий системы контроля и коррекции знаний.
Кроме этого, ЭУ формирует процессы самообучения, обладающие большим развивающим эффектом. С целью самостоятельного осуществления студентом управления процессом обучения ЭУ задает учащимся не только систему упражнений и задач, но и демонстрирует образец их выполнения, для возможности проверять, корректировать свои действия по выполнению упражнений, решению задач, проведению расчетов и т.д. Благодаря образцу «может быть осуществлен самоконтроль усвоения и самокоррекция как ошибок, так и прочности усвоения, т.е. самоуправление своей учебно-познавательной деятельностью» [2].
Следовательно, построение процесса усвоения учебного материала с учетом дифференциации индивидуальных возможностей студентов, реализация систематической оперативной обратной связи и основанной на ней коррекции процесса обучения, формирование процессов самообучения существенно усиливаются и реализуются при использовании в обучении ЭУ.
Таким образом, электронный учебник не является полным аналогом печатного издания. Он обладает принципиально новыми качествами по сравнению с традиционным учебником, объединяя в себе компьютерные и педагогические технологии. Применение ЭУ в процессе обучения специалистов основных экономических специальностей способствует повышению эффективности дидактического процесса на мотивационном этапе, этапах функционирования и управления учебно-познавательной деятельностью в силу основных и дополнительных особенностей ЭУ. Непосредственное взаимодействие с электронным учебником формирует умения и навыки работы с компьютерными технологиями, развивая информационную культуру.
2.4 Описание логической структуры
Программа имеет следующую структуру:
- Блок «Учебник». Состоит из подблоков «Теоретический материал» и «Лабораторный практикум».
- Блок «Тестирование» содержит тестирующую подпрограмму для проверки уровня знаний учащегося по пройденным темам, может быть использован для контроля и самоконтроля знаний.
- Блок «Архив результатов» содержит сведения, структурированные в виде таблицы, о том когда, кто и на какую оценку прошел тестирование в данной программе.
- Блок «Редактор БД» позволяет после проверки пароля внести изменения в базу тестов, добавить новые тестовые задания или удалить их.
2.5 Используемые технические и программные средства
Характерные черты электронных учебников, созданных средствами прямого программирования:
- разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура ЭУ, способ подачи материала и т.д.);
- сложность модификации и сопровождения;
- большие затраты времени и трудоемкость;
- отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания ЭУ, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.
При выборе средств была выполнена необходимая оценка наличия:
- аппаратных средств определенной конфигурации;
- сертифицированных программных систем;
- специалистов требуемого уровня.
Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.
Для создания данного электронного учебного пособия, была выбрана среда разработки Borland Delphi 7.
Delphi - это комбинация нескольких важнейших технологий:
- Высокопроизводительный компилятор в машинный код
- Объектно-ориентированная модель компонент
- Визуальное (а, следовательно, и скоростное) построение приложений из программных прототипов
- Масштабируемые средства для построения баз данных
Основной упор этой модели в Delphi делается на максимальном реиспользовании кода. Это позволяет разработчикам строить приложения весьма быстро из заранее подготовленных объектов, а также дает им возможность создавать свои собственные объекты для среды Delphi. Никаких ограничений по типам объектов, которые могут создавать разработчики, не существует. Действительно, все в Delphi написано на нем же, поэтому разработчики имеют доступ к тем же объектам и инструментам, которые использовались для создания среды разработки. В результате нет никакой разницы между объектами, поставляемыми Borland или третьими фирмами, и объектами, которые вы можете создать.
В стандартную поставку Delphi входят основные объекты, которые образуют удачно подобранную иерархию из 270 базовых классов. Для начала - неплохо. Но если возникнет необходимость в решении какой-то специфической проблемы на Delphi, советуем, прежде чем попытаться начинать решать проблему “с нуля”, просмотреть список свободно распространяемых или коммерческих компонент, разработанных третьими фирмами, количество этих фирм в настоящее время превышает число 250, хотя, возможно, я не обо всех знаю. Скептики, возможно, не поверят мне, когда я скажу, что на Delphi можно одинаково хорошо писать как приложения к корпоративным базам данных, так и, к примеру, игровые программы. Тем не менее, это так. Во многом это объясняется тем, что традиционно в среде Windows было достаточно сложно реализовывать пользовательский интерфейс. Событийная модель в Windows всегда была сложна для понимания и отладки. Но именно разработка интерфейса в Delphi является самой простой задачей для программиста.
В первую очередь Delphi предназначен для профессионалов-разработчиков корпоративных информационных систем. Может быть, здесь следует пояснить, что конкретно имеется в виду. Не секрет, что некоторые удачные продукты, предназначенные для скоростной разработки приложений (RAD - rapid application development) прекрасно работают при изготовлении достаточно простых приложений, однако, разработчик сталкивается с непредвиденными сложностями, когда пытается сделать что-то действительно сложное. Бывает, что в продукте вскрываются присущие ему ограничения только по прошествии некоторого времени.
Delphi такие ограничения не присущи. Хорошее доказательство тому - это тот факт, что сам Delphi разработан на Delphi. Можете делать выводы. Однако Delphi предназначен не только для программистов-профессионалов. Я читал в электронной конференции совершенно неожиданные для меня письма, где учителя, врачи, преподаватели ВУЗов, бизнесмены, все те, кто используют компьютер с чисто прикладной целью, рассказывали о том, что приобрели Delphi for Windows для того, чтобы быстро решить какие-то свои задачи, не привлекая для этого программистов со стороны. В большинстве случаев им это удается. Поразительный факт - журнал Visual Basic Magazine присудил свою премию Delphi for Windows.
Руководители предприятий, планирующие выделение средств на приобретение программных продуктов, должны быть уверены в том, что планируемые инвестиции окупятся. Поэтому одним из оцениваемых факторов должен быть вопрос - а легко ли найти специалиста по Delphi и сколько будет стоить его обучение, сколько времени специалист затратит на овладение продуктом. Ответ здесь получить весьма просто - любой программист на паскале способен практически сразу профессионально освоить Delphi. Специалисту, ранее использовавшему другие программные продукты, придется труднее, однако самое первое работающее приложение он сможет написать в течение первого же часа работы на Delphi. И, конечно же, открытая технология Delphi является мощным гарантом того, что инвестици, сделанные в Delphi, будут сохранены в течение многих лет.
2.6 Вызов и загрузка
Программа «Электронное учебное пособие по Macromedia Flash» не требует инсталляции и может быть скопирована в любое место по желанию пользователя.
Запуск программы «Электронное учебное пособие по Macromedia Flash» осуществляется посредством пиктограммы . При запуске открывается главная форма, внешний вид которой представлен на рисунке 1:
Рисунок 1. Внешний вид главной формы электронного учебного пособия
На главной форме содержатся кнопки, позволяющие получить доступ каждому блоку программы.
При запуске блока «Учебник», открывается окно, разделенное на 2 части. В левой части приведен список тем и названий лабораторных работ, текст, графика, схемы и прочие материалы загружаются в правую часть окна по нажатию кнопки осуществления выбора.
- Руководство пользователя
3.1 Общие сведения о программе
В данном дипломном проекте рассмотрена одна из сторон процесса информатизации образования создание и использование на практике одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий (НИТ) электронного учебного пособия.
Электронные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы. Также важное значений электронных пособий состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости, что очень важно.
Электронный учебник «Macromedia Flash» предназначен для самостоятельного изучения учебного материала по данной дисциплине или для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения. Он содержит всю необходимую по данной дисциплине тематику и удобен в использовании. Благодаря эргономичному дизайну с учебником приятно и комфортно работать.
Пользовательский интерфейс программы обеспечивает комфортное взаимодействие пользователя с программным продуктом. Интерфейс системы понятен и удобен в использовании, соответствует современным эргономическим требованиям.
Интерфейс программы рассчитан на использование манипулятора типа «мышь», то есть управление программой осуществляется с помощью набора экранных меню, кнопок и прочих навигационных элементов. Навигационные элементы выполнены в удобной для пользователя форме и обеспечивают быстрый доступ к необходимой информации.
3.2 Условия выполнения программы
Платформа создания программы:
Процессор: Athlon 6000+
Материнская плата: MSI K9N-Ultra на чипе 570-SLI
Память: 2048 Mb
Операционная система: Windows XP Sp2
Видео карта: Sapphire HD 3870 512Mb
Винчестер: Seagate 500 Gb
Среда разработки: Abobe Flash CS3
Минимальные системные требования.
Процессор: Celeron/Pentium/Athlon/Duron/Semptron с тактовой частотой 200 Mhz
Память: 64 Mb
Операционная система: Windows 98/Me/2000/XP/2003
Видео карта: 4 Mb
3.3 Проверка программы
Проверка работоспособности программы выполнялась разработчиком в режиме тестирования непосредственно в ходе разработки блоков и подблоков электронного учебного пособия.
Результаты проверки показали, что программное средство работоспособно, тестирующий блок показывает корректные результаты, ссылки в блоке «Учебник» соответствуют содержанию загружающихся материалов.
В процессе тестирования данного программного обеспечения бала проверена работоспособность всех элементов управления интерфейсом ПО. При нажатии на управляющие кнопки приложение переходило на верные страницы. В процессе тестирования сообщений об ошибках не возникало.
3.4 Обращение к программе
Запуск программы «Электронное учебное пособие по Macromedia Flash» осуществляется посредством пиктограммы, представленной на рисунке 2.
Рисунок 2. Пиктограмма пускового файла электронного учебного пособия
При запуске открывается главная форма, внешний вид которой представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Внешний вид главной формы электронного учебного пособия
На главной форме содержатся кнопки, позволяющие получить доступ каждому блоку программы.
При запуске блока «Учебник», открывается окно, разделенное на 2 части. В левой части приведен список тем и названий лабораторных работ, текст, графика, схемы и прочие материалы загружаются в правую часть окна по нажатию кнопки осуществления выбора.
3.5 Выполнение программы
При запуске программы открывается главное окно, на котором располагаются все основные элементы навигации.
Навигация из главного окна осуществляется при помощи 5 кнопок:
- «Учебник» - при нажатии на данную кнопку пользоватиель попадает в сам учебник, содержащий все теоретические материалы и задания для выполнения (лабораторные работы).
- «Тестирование» - эта кнопка запускает подпрограмму тестирования, при помощи которой учащийся может проверить свои знания по изученным темам.
- «Архив результатов» - нажав на эту кнопку пользователь может ознакомиться с результатами тестирования, которое проводилось ранее.
- «Редактор БД» - эта кнопка открывает форму редактирования тестовых материалов, на форме имеются элементы управления для добавления новых вопросов в базу, редактирования и корректировки имеющихся вопросов, а также удаления тех вопросов, которые уже потеряли свою актуальность.
- «Выход» - по нажатию этой кнопки закрывается главное окно программы и осуществляется выход из приложения.
Рассмотрим каждую подсистемы отдельно.
Подсистема «Учебник»
Подсистема «Учебник» имеет окно, внешний вид которого представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Внешний вид окна подсистемы «Учебник» электронного учебного пособия
Окно подсистемы, для удобства пользователя, разделено на 2 части «Навигационную» и «Информационную».
Навигационная часть окна имеет перечень тем, каждый пункт данного списка является ссылкой на соответствующий раздел теоретического или практического материала (рисунок 5).
Рисунок 5. Навигационная часть окна подсистемы «Учебник» электронного учебного пособия
Для перехода изучению материала, необходимо выбрать тему и нажать кнопку перейти, расположенную ниже списка тем.
Материал выбранной темы загружается в информационную часть окна учебника (рисунок 6).
Рисунок 6. Внешний вид информационного окна подсистемы «Учебник» электронного учебного пособия с загруженной в него информацией по выбранной теме.
Всего в пособии имеется 7 тем лекционного курса (теоретический материал) и 6 лабораторных работ, которые знакомят пользователя с основными инструментами и приемами работы в Macromedia Flash.
Кнопка «Выход» на навигационной части окна учебника позволяет выйти только из данной подсистемы и вернуться главному окну программы.
Подсистема «Тестирование»
Данная подсистема позволяет осуществлять контроль и самоконтроль знаний по выбранным темам. Запуск подсистемы производится из главного окна программы посредством кнопки «тестирование». При запуске окна тестирующей подпрограммы, на экране появляется диалоговое окно регистрации, где учащемуся нужно ввести свои данные:
- Ввод личных данных (рисунок 7)
Рисунок 7. Окно ввода личных данных
- Ввод данных о месте учебы (рисунок 8)
Рисунок 8. Окно ввода данных о месте учебы
После того, как пользователь зарегистрировался в подсистеме тестирования, он может приступать дальнейшей работе с программой посредством окна тестирования, внешний вид которого представлен на рисунке 9.
Рисунок 9. Внешний вид окна подсистемы тестирования электронного учебного пособия
Окно тестирования реализовано в виде набора вкладок, каждая вкладка содержит информацию об одном тестовом вопросе. Каждый вопрос имеет 3 варианта ответа, один из которых верный. Пользователю нужно внимательно ознакомиться с текстом задания и вариантами ответа, после того, как учащийся выберет вариант, который по его мнению является верным, в нижней части окна ему необходимо указать номер выбранного варианта и нажать кнопку «Следующий вопрос» для продолжения тестирования.
Если тестирование еще не закончено, т.е. ученик ответил не на все вопросы, имеющиеся в тесте, но хочет закончить контроль, программа ему этого не позволит. На экране появится предупреждающее сообщение (рисунок 10).
Рисунок 10. Внешний вид предупреждающего сообщения подсистемы тестирования
Если такое сообщение появилось, нужно вернуться тестированию и еще раз перепроверить все ли вопросы имеют ответ.
Если при начале проверки все вопросы были отвечены, то программа выводит сообщение с оценкой за тестирование (рисунок 11).
Рисунок 11. Внешний вид информационного окна с оценкой за тестирование. Подсистема тестирования.
Подсистема «Архив результатов»
Данная подсистема является небольшой базой данных, встроенной в основную программу. Данная база хранит информацию о всех тестированиях, проведенных при помощи подсистемы тестирования на данном компьютере. Сведения структурированы в виде таблицы (рисунок 12).
Рисунок 12. Внешний вид информационного окна с результатами тестирований. Подсистема «Архив результатов».
В архиве результатов отсутствуют средства редактирования, что было сделано преднамеренно, чтобы студенты не исправляли свои неудовлетворительные оценки на большие баллы.
Подсистема «Редактор БД»
Данная подсистема позволяет редактировать тестовую базу, которая используется для контроля в подсистеме «Тестирование». При запуске редактор БД программа запрашивает пароль, проверяя тем самым наличие прав на внесение исправлений (рисунок 13).
Рисунок 13. Окно ввода пароля, подтверждающего наличие прав на модификацию тестовой базы. Подсистема «Редактор БД»
По умолчанию пароль является пустым, но при желании можно его установить внутри программы.
После ввода верного пароля, пользователь получает доступ редактору тестовой базы (рисунок 14).
Рисунок 14. Внешний вид окна редактирования тестовой базы. Подсистема «Редактор БД»
Для редактирования вопроса нужно вписать текст задания в поле «Вопрос:» и заполнить поля с вариантами ответов. После этого в списке «Правильный вариант ответа:» нужно установить цифру, которая соответствует номеру варианта ответа, верного для заданного вопроса. По окончании редактирования вопроса, необходимо нажать кнопку «Сохранить» для сохранения результатов изменения.
Для перехода следующему вопросу нажать соответствующую кнопку.
Когда работа с редактором БД будет окончена, нужно нажать кнопку «Выход», окно редактора закроется и пользователь может снова работать с главным окном программы.
- Техника безопасность
Среди множества проблем применения компьютера (как олицетворения новых информационных технологий) следует особо выделить одну проблему влияния компьютера на здоровье человека. Ее значимость и актуальность определяются стремительностью и глубиной проникновения ИТ во все сферы жизни и деятельности современного общества. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают дети, формирование личности которых происходит в условиях наступления новой информационной эры.
Охрана здоровья пользователя ПК проблема многогранная, которая может быть решена на основе сбалансированного комплексного подхода, учитывающего целый ряд факторов: педагогических, медицинских, правовых, технических, организационных. Однако, несмотря на то, что этим вопросом занимаются многие специалисты, их работа до сих пор еще малоэффективна. Акцент в освещении проблемы здоровой работы с компьютером должен быть перенесен в педагогической деятельности с технических характеристик вычислительной техники (важность которых никто не подвергает сомнению) на биологические и социальные особенности пользователя. Проблема охраны здоровья это не изучение реакции пассивных организмов, подвергающихся воздействию электростатического поля, слабых электромагнитных, рентгеновских и прочих излучений со стороны работающего активного компьютера. Это вопросы формирования адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности.
- Электрический ток
При пользовании средствами вычислительной техники и периферийным оборудованием каждый пользователь должен внимательно и осторожно обращаться с электропроводкой, приборами и аппаратами и всегда помнить, что пренебрежение правилами безопасности угрожает и здоровью, и жизни человека
Во избежание поражения электрическим током необходимо твердо знать и выполнять следующие правила безопасного пользования электроэнергией:
1. Необходимо постоянно следить на своем рабочем месте за исправным состоянием электропроводки, выключателей, штепсельных розеток, при помощи которых оборудование включается в сеть, и заземления. При обнаружении неисправности немедленно обесточить электрооборудование, оповестить администрацию. Продолжение работы возможно только после устранения неисправности.
2. Во избежание повреждения изоляции проводов и возникновения коротких замыканий не разрешается:
а) вешать что-либо на провода;
б) закрашивать и белить шнуры и провода;
в) закладывать провода и шнуры за газовые и водопроводные трубы, за батареи отопительной системы;
г) выдергивать штепсельную вилку из розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.
3. Для исключения поражения электрическим током запрещается:
а) часто включать и выключать компьютер без необходимости;
б) прикасаться к экрану и к тыльной стороне блоков компьютера;
в) работать на средствах вычислительной техники и периферийном оборудовании мокрыми руками;
г) работать на средствах вычислительной техники и периферийном оборудовании, имеющих нарушения целостности корпуса, нарушения изоляции проводов, неисправную индикацию включения питания, с признаками электрического напряжения на корпусе
д) класть на средства вычислительной техники и периферийном оборудовании посторонние предметы.
3. Запрещается под напряжением очищать от пыли и загрязнения электроооборудование.
4. Запрещается проверять работоспособность электрооборудования в неприспособленных для эксплуатации помещениях с токопроводящими полами, сырых, не позволяющих заземлить доступные металлические части.
5. Ремонт электроаппаратуры производится только специалистами-техниками с соблюдением необходимых технических требований.
6. Недопустимо под напряжением проводить ремонт средств вычислительной техники и перифейного оборудования.
7. Во избежание поражения электрическим током, при пользовании электроприборами нельзя касаться одновременно каких-либо трубопроводов, батарей отопления, металлических конструкций , соединенных с землей.
8. При пользовании элетроэнергией в сырых помещениях соблюдать особую осторожность.
9. При обнаружении оборвавшегося провода необходимо немедленно сообщить об этом администрации, принять меры по исключению контакта с ним людей. Прикосновение к проводу опасно для жизни.
10. Спасение пострадавшего при поражении электрическим током главным образом зависит от быстроты освобождения его от действия током.
Во всех случаях поражения человека электрическим током немедленно вызывают врача. До прибытия врача нужно, не теряя времени, приступить к оказанию первой помощи пострадавшему.
Необходимо немедленно начать производить искусственное дыхание, наиболее эффективным из которых является метод ?рот в рот? или ?рот в нос?, а также наружный массаж сердца.
Искусственное дыхание пораженному электрическим током производится вплоть до прибытия врача.
Все компоненты системного блока получают электроэнергию от блока питания. Блок питания ПК это автономный узел, находящийся в верхней части системного блока. Правила техники безопасности не запрещают вскрывать системный блок, например при установке дополнительных внутренних устройств или их модернизации, но это не относится к блоку питания.
Блок питания компьютера источник повышенной пожароопасности, поэтому вскрытию и ремонту он подлежит только в специализированных мастерских.
Блок питания имеет встроенный вентилятор и вентиляционные отверстия. В связи с этим в нем неминуемо накапливается пыль, которая может вызвать короткое замыкание.
Рекомендуется периодически (один - два раза в год) с помощью пылесоса удалять пыль из блока питания через вентиляционные отверстия без вскрытия системного блока.
Особенно важно производить эту операцию перед каждой транспортировкой или наклоном системного блока
- Анализ пожарной профилактики
На рабочем месте запрещается иметь огнеопасные вещества
В помещениях запрещается:
а) зажигать огонь;
б) включать электрооборудование, если в помещении пахнет газом;
в) курить;
г) сушить что-либо на отопительных приборах;
д) закрывать вентиляционные отверстия в электроаппаратуре
Источниками воспламенения являются:
а) искра при разряде статического электричества
б) искры от электроборудования
в) искры от удара и трения
г) открытое пламя
При возникновении пожароопасной ситуации или пожара персонал должен немедленно принять необходимые меры для его ликвидации, одновременно оповестить о пожаре администрацию.
Помещения с электроборудованием должны быть оснащены огнетушителями типа ОУ-2 или ОУБ-3.
- Вентиляция
Анализируемое оборудование не является источником пыли и газов.
Но при работе на анализируемом оборудовании пыль, постоянно находящаяся в воздухе, оседает на мониторе, системном блоке из за электростатического поля компьютера.
В помещении, где предусматривается эксплуатация комплекса программных средств, находится бытовая пыль.
Электризованная пыль вызывает раздражение кожи и слизистой оболочки глаз и носа.
При длительной работе в обстановке повышенной запыленности повышается опасность возникновения воспалительных процессов у человека.
Требуемое состояние рабочей зоны достигается выполнением следующих мероприятий:
- применение вентиляции;
- кондиционирование воздуха;
- проведение влажной уборки во всех помещениях, и особенно в тех, где эксплуатируется вычислительная техника.
Для защиты воздуха рабочей зоны и атмосферы от повышенной запыленности применяется система вентиляции. В данном случае необходимо использовать приточную вентиляцию.
Воздух рабочей зоны должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005-88.
- Определение потребного воздухообмена
Микроклимат в рабочей зоне определяется сочетанием температуры, влажности, скорости движения воздуха и температурой окружающих поверхностей.
Неблагоприятные микроклиматические условия (повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность воздуха, повышенная подвижность воздуха) на рабочем месте приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости, что может стать причиной получения производственных травм.
Для обеспечения благоприятных микроклиматических условий используются отопительные установки (в зимнее время) и системы кондиционирования (в летнее).
Работа оператора относится к категории Ia (легкие физические работы).
Оптимальные и допустимые нормы температуры, влажности и скорости движения воздуха для рабочей зоны помещения категории работ I отражены в таблицах 1 и 2 соответственно.
Параметры микроклимата в рабочей зоне регламентирует ГОСТ 12.1.005 88.
Таблица 1.
Оптимальные нормы параметров воздушной среды.
Температура наружного воздуха, 0С |
Оптимальные параметры воздушной среды на постоянных рабочих местах |
||
Температура, 0С |
Относительная влажность, % |
Скорость движения воздуха, м/с |
|
Ниже +10 |
21 25 |
не более 75 |
не более 0,1 |
Выше +10 |
22 - 28 |
75 при 24 0С |
не более 0,1 0,2 |
Таблица 2.
Допустимые нормы параметров воздушной среды.
Температура наружного воздуха, 0С |
Допустимые параметры воздушной среды на постоянных рабочих местах |
||
Температура, 0С |
Относительная влажность, % |
Скорость движения воздуха, м/с |
|
Ниже +10 |
21 25 |
не более 75 |
не более 0,1 |
Выше +10 |
22 - 28 |
75 при 24 0С 70 при 25 0С 65 при 26 0С 60 при 27 0С 55 при 28 0С |
не более 0,1 0,2 |
- Эгрономика и производственная эстетика
Новые возможности вызывают развитие новых свойств программного обеспечения, особенно форм общения человека с ЭВМ.
Необходимо обеспечить психологическую естественность деятельности пользователя с ЭВМ, адекватность программы целям и функциям обучения, удобство работы пользователя с ЭВМ и сохранение его здоровья.
Психолояльность и эргономичность являются одними из важнейших характеристик качества ПС (программных средств), Широко пропагандируемая и в настоящее время «дружественность программного обеспечения» как раз и предполагает наличие психолого-эргономической поддержки разработки программных средств.
Применение ПС расставляет особые акценты между психологической и эргономической поддержкой дидактических целей.
Психологическая естественность в соответствии с возрастными возможностями пользователя теснейшим образом связана с обеспечением таких, эргономических требований, как воспринимаемость информации, выделение особых зон для особенной информации и т. п. Как отмечает Г. С. Цейтин любая разработка программного обеспечения включает в себя задачу проектирования деятельности будущего пользователя создаваемой системы.
В практике автоматизации вопросы проектирования деятельности будущего пользователя обычно решаются стихийно, в лучшем случае на основе опыта авторов системно-технического обеспечения, а чаще всего исходя из случайных соображений.
Более того, проект деятельности пользователя не входит в состав документации на автоматизированную систему, не является законченным продуктом ее разработки.
И, как следствие, отсутствуют психологически и эргономически обоснованные решения по таким важным вопросам как определение класса решаемых пользователем задач, проектирование языка его взаимодействия с ЭВМ, выбор вида диалога, разработка дисплейных форматов, что приводит, как правило, к низкой мотивации у пользователей при решении задач с применением ЭВМ, к снижению эффективности их деятельности, повышенной утомляемости, к возникновению трудностей в освоении средств вычислительной техники.
Был предложен проектный программно-исследовательский подход к созданию психолого-эргономического обеспечения технических и программных средств деятельности пользователя. Начальный этап разработки проекта деятельности пользователя ЭВМ включает следующие проектные, системотехнические, психологические и эргономические моменты:
- - системно - психологическую характеристики пользователя;
- - логико-психологическое описание класса решаемых с помощью ПС задач;
- - перечень программных поддержек основных стандартных процедур решения указанных задач;
- - описание структуры компьютеризированной деятельности, включающее те действия, процедуры, средства реализации, эффективные стратегии осуществления информационных технологий.
Следует учитывать индивидуальные различия пользователей, в частности предусматривать возможность получения информации различной степени подробности.
При выборе форм представления информации на экране компьютера необходимо исходить не только из содержания учебной деятельности, но и из тех возможностей, которые предоставляет компьютер для: реализации эффективных стратегий решения и достижения таких целей, которые при «ручной» технологии оказываются недостижимыми.
В связи с особым ритмом общения человека с ЭВМ особую роль приобретает проблема понимания текстов.
Это касается не только понимания текстов программ, но и понимания тех текстов, которые предъявляются пользователю на экране компьютера.
Необходимо исследовать, как приобретаются новые навыки и умения при использовании такого нового средства, как компьютер.
При разработке ПС эргономические требования могут быть представлены к процедуре взаимодействия пользователя с ЭВМ; видам диалога пользователя с ЭВМ; проектированию дисплейных форматов; контролю ошибок пользователя; временным параметрам диалога пользователя с ЭВМ; организации информации на экране; кодированию информации на экране; языкам взаимодействия пользователя ЭВМ.
Можно выделить целый ряд эргономических требований к организации информации на экране:
- информация, предъявляемая на экране, должна быть понятной, логически связной, распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению;
- при организации информации на экране следует избегать избыточного кодирования и неоправданных, плохо идентифицируемых сокращений;
- рекомендуется минимизировать на экране использование терминов, относящихся к ЭВМ, вместо терминов, привычных для пользователя;
- не следует для представления информации использовать краевые зоны экрана;
- на экране должна находиться только та информация, которая обрабатывается пользователем в данный момент.
В современных программных средствах используется ряд приемов для выделения части информации на экране: переструктурирование информации и выделение зон, окон для выделяемой части информации, а также инверсное изображение для части информации и различные эффекты, привлекающие внимание пользователей (мелькание и др.).
Использование этих приемов должно быть психологически обосновано особенно для ПС, функционально обусловлено и эргономично.
Рекомендуется: вопросно-ответные сообщения и подсказки помещать в верхней части экрана, выделяя явным образом отведенную для этого зону, например, отделяя ее горизонтальной линией от основной информации на экране; различные виды сообщения необходимо отделять друг от друга, в зоне вспомогательной информации.
Например, можно рекомендовать применять инверсное изображение для подсказок; зоны размещения на экране вспомогательной информации должны быть четко идентифицируемы - зона подсказок, зона комментариев, зона управляющих сообщений, зона для сообщений об ошибках; при зонировании экрана допускается изменение масштаба знаков в отдельной зоне; эффекты, привлекающие внимание пользователя ПЭВМ (мелькание, повышенная яркость, обратный контраст), следует применять строго в соответствии с проектом деятельности пользователя, только в тех случаях, когда, это необходимо и психологически обосновано.
Заключение