Разработка программного обеспечения паспортного стола

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский социально технический университет

имени академика З. Алдамжар

«Допущена к защите» _____________

Заведующий кафедрой _____________

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Разработка программного обеспечения паспортного стола

»

Специальность 5В070300 «Информационные системы»

Выполнил Джандыров А.Н.

Научный руководитель

Д.ф.-м.н., профессор Герасименко Н.Н.

Костанай 2014


Костанайский социально-технический университет

имени академика З. Алдамжар

Факультет Технический

Кафедра «Транспорт и технологии»

Специальность 5В070300 «Информационные системы»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой _____________________

«___» __________ 20___ г.

Задание

по дипломной работе студенту

Джандырову Аядилю Нурлановичу

(фамилия, имя, отчество)

1. Тема работы: Разработка программного обеспечения паспортного стола

2. Срок сдачи студентом законченной работы «07» мая 2014 г

3. Исходные данные к работе: описание паспортной службы

4. Перечень вопросов, разрабатываемых студентом:

  • разработать логическую модель базы данных;
  • реализовать в визуальной среде программирования программное средство;
  • протестировать полученный программный продукт.

5. Список рекомендованной литературы:

  1. InterBase и Firerd. Практическое руководство умных пользователей начинающих разработчиков (CD-ROM): Александр— Санкт-Петербург, БВ-Петербург, 2007 г.- 592 с.
  2. Базы данных (ROM): В. П. Агальцов — Санкт-Петербург, Мир, 2002 г.- 376 с.
  3. Базы данных и Delphi. Теория и практика : Д. Л. Осипов — Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2011 г.- 752 с.
  4. Кальянов, Г.Н. CASE- технологии. Консалтинг автоматизации процессов. 2-е изд. перераб. и доп. [Текст] / Г.Н. Кальянов – М.: линия - Телеком, 2000.-320с.: ил.
  5. Тихомиров, Ю.В. Microsoft SQL 7.0. [Текст] / Ю.В. Тихомиров – СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2000. – 720 с.
  6. Маклаков, С.В. BPwin и ERwin. CASE разработки информационных систем [Текст] / С.В. Маклаков - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2000 – 256 с.
  7. Мейер, М. Теория реляционных данных. [Текст] / М. Мейер- М.: Мир, 1987. - 608с.
  8. Базы данных. Разработка приложений: Л. В. Рудикова — Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2006 г.- 496 с.
  9. Базы данных: проектирования разработки приложений (+ дискета): Александр Чекалов — Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2003 г.- 384 с.

6. Дата выдачи задания «30» сентября 2013 г.

Руководитель ______________________________________________________

(подпись)

Задание принял к исполнению ________________________________________

(подпись)


Календарный план

№ п/п

Наименование этапов

дипломной работы

Срок выполнения этапов работы

Примечание

1.

Получение задание на выполнение дипломной работы. Разработка календарного графика на весь период выполнения дипломной работы

сентябрь 2013

2.

Написание введения в соответствии с научной проблемой и темой исследования

октябрь 2013

3.

Разработка логической структуры программного средства

ноябрь 2013

4.

Создание интерфейса программы

декабрь 2013

5.

Апробация и написание руководства пользователя

январь 2014

6.

Написание заключения

январь 2014

7.

Оформление дипломной работы

февраль 2014

8.

Подготовка к предзащите

март 2014

9

Предварительная защита дипломной работы на кафедре

апрель 2014

10

Защита дипломной работы

июнь 1014

Студент-дипломник __________________________

Руководитель работы _________________________


Содержание

Введение 6

1 Техническое задание проекта 8

1.1 Введение 8

1.2 Основания для разработки; 10

1.3 Назначение разработки; 10

1.4 Требования к программе и программному изделию; 11

2 Описание программы 16

2.1 Общие сведения; 16

2.2 Назначение и область применения; 16

2.3 Функциональное назначение; 17

2.4 Описание логической структуры; 17

2.5 Используемые технические и программные средства; 19

2.6 Вызов и загрузка; 21

3 Руководство пользователя 22

3.1 Общие сведения о программе 22

3.2 Условия выполнения программы; 22

3.3 Проверка программы 23

3.4 Обращение к программе 25

3.5 Выполнение программы 25

4 Техника безопасность 29

4.1 Электрический ток 29

4.2 Анализ пожарной профилактики 31

4.3 Вентиляция 31

4.4 Определение потребного воздухообмена 32

4.5 Эгрономика и производственная эстетика 33

Заключение 36

Список использованной литературы 37

ПРИЛОЖЕНИЯ 39


Введение

Информационные технологии c каждым днем сильнее и сильнее затрагивают области человеческой жизни. И на сегодняшний день, под натиском инновационных и телекоммуникационных технологий нужно вводить информационные системы в тех областях, где они не распространены и слабо развиваются и которые смогут минимизировать экономические затраты, затраты временные по обработке информации, и максимально повысить производительность труда.

На сегодняшний день, сотрудники служб документирования обеспечены собственными специализированными программными средствами, которые имеют множество специфических функций и вариантов поиска людей по базе данных. Однако, кроме государственных служб документирования, учет паспортных данных граждан, может быть необходим в организациях и учреждениях, где работает и обучается достаточно большое число людей.

Зачастую, сегодня базы данных учащихся и сотрудников, ведутся в MS Excel, что не очень удобно и малофункционально.

При работе над темой проекта «Разработка программного обеспечения паспортного стола», я ставил для себя целью создать простую и удобную замену традиционным базам MS Excel.

Цель дипломного проекта - закрепление знаний и навыков использования наиболее распространенных программных средств в управлении объектами экономики.

Задачи дипломного проекта - освоение методики и алгоритмов решения задач отраслевых информационных систем, исследования автоматизированных процессов решения экономических задач в различных отраслях, разработка информационных технологий отраслевых информационных систем:

- анализ и разработка моделей данных бизнес-процессов исследуемого объекта;

- логическое (концептуальное) проектирование по выбранной теме курсового проекта;

- проектирование на физическом уровне с учетом конкретной технологии и среды.

Объект исследования - Автоматизация работы паспортного стола.

Программная система, содержащая базу данных – это всякая информационная система на основе компьютера, где сведения могут совместно применяться несколькими программными приложениями. Это значит, что данные должны быть организованны так, что должно поддерживаться не только одним конкретным приложением.

Главная отличительная черта программной системы с базой данных от привычной файловой системы – это многоразовое и разностороннее применение одних и тех же сведений. Информационные сведения не должны быть привязаны к какому-то определенному программному приложению и не должны контролироваться ими. Некоторые программные средства приложения больше не будут отвечать за создание и ведение данных.

Такие функции возлагаются на следующий по иерархии уровень программного обеспечения – систему управления базами данных (СУБД). СУБД играют роль посредников между пользователем программы и данными. Еще СУБД должна давать гарантии некоторого уровня безопасности и поддерживать целостность данных в базе. Пользователь персонального компьютера должен обладать возможностью по защите собственных данных от несанкционированного доступа, а также восстанавливать их в случае порчи и утраты[1].

Локальное обеспечение сохранности данных – одна из главных особенностей СУБД. Достаточно значимое преимущество программных систем с базами данных – это централизованные обеспечения целостности данных.


1 Техническое задание

1.1 Введение

Целью каждой информационной системы является обработка сведений, касающихся объектов реального окружающего мира. В общем смысле слова база данных - это хранилище информации о некоторых объектах реального окружающего мира в какой-то определенной области. Под определенной областью будем понимать некоторую часть окружающего мира, которая подлежит изучению с целью организации управления и, в конечном итоге, автоматизации, как вариант - предприятие.

Когда создается база данных, то пользователь хочет упорядочить сведения по каким-то критериям и как можно быстрее получать выборку с разными сочетаниями признаков.

В современных технологиях баз данных предполагаются, что в создании данных, ее поддержке и обеспечении доступа пользователя к ним осуществляется централизованно при помощи специализированного программного средства - систем управления базой данных.

База данных (БД) - это названное хранилище структурированных определенным образом данных, которые имеют непосредственное отношение к некоторой определенной сфере знаний.

Система управления базой данных - это комплект программных и иных средств, который необходим при создании базы, поддержании их в современном состоянии и при организации поиска необходимых сведений. [2, 3]

Понятие баз данных тесно взаимосвязано с таким понятием структурных элементов, как запись, поле, файл (таблица).

Поле – это минимальная единица измерения и использования логической структуры данных, которая соответственно неделима как единица информации - реквизит.

Запись – это группа логических связей полей. Экземпляр записи – это пошаговая реализация записей, которая содержит определенные значения ее полей.

Файл (таблица) – это набор экземпляров записей из одной и той же структуры.

В структуре записи файла нужно указывать поле, значение которого служит ключом первичным (ПК), который идентифицирует экземпляр записи, и вторичным (ВК), который играет роль поискового и группового признака (по значению вторичных ключей можно найти много записей).

Ядро каждой базы - модель данных. Такая модель представляется как группа со структурой сведений, ограничениями целостности и операциями манипулирования сведениями. При помощи модели данных можно быть представленным объектам определенной области и связи между ними. [2, 3]

Модель - это идеальный объект, который представляет собой отражение системы и её элементов. Модель разрабатывается для внимания, синтеза и принятия решений о модификации и проектировании обновленной БД.

В источниках приводится такая классификация моделей данных:

1. Иерархическая модель данных – деревья, где сведения располагаются от корней к верхушке, а путь можно пройти по ветвям от узла к узлу.

2. Сетевая модель данных – все записи связаны между собой, определенную ветвь выделить нельзя, но узлы тоже есть.

3. Объектно-ориентированная технология моделирования данных.

4. Реляционная модель, которая ориентирована на расстановку сведений в виде обычных таблиц. Всякая реляционная таблица представляется собой двумерным массивом и обладает такими свойствами, как:

  • абсолютно все столбцы в реляционной таблице однородные, то есть каждый элемент в столбце имеет одинаковые типы (дата и время, символьный, числовой и т.д.) и длину;
  • абсолютно каждый столбец назван уникальным именем;
  • в таблице нет повторяющихся строк, все строки уникальны;
  • строки и столбцы в таблице могут идти в любом порядке.

Отношения представляются в виде таблицы, а их строки соответствуют кортежам и записям где столбцам - атрибутам отношений, домены, поля.

Поля, каждое значение которых уникально определяет соответствующие записи, называются простыми ключами (ключевыми полями). Когда запись уникально определена значением скольких полей, то такая таблица базы данных есть составной ключ.

Чтобы связать несколько реляционных таблиц, нужно ключевое поле из первой таблицы поставить в набор ключей другой таблицы (можно совпадение ключей); в другом варианте надо вводить в структуру одной таблицы внешний ключ - ключ другой таблицы. [4]

1.2 Основания для разработки

Основанием для разработки является задание на дипломное проектирование.

1.3 Назначение разработки

Программное средство «Паспортный стол » служит для помощи в работе паспортных служб. Эта программа должна упростить работу на автоматизированном рабочем месте пользователя.

Выполненное программное средство разработано в объектно-ориентированной среде Delphi в системе программирования Delphi 7. Файлы и таблицы баз данных, которые используются программным приложением «Паспортный стол» были сделаны в программе Microsoft Access.

В качестве вспомогательных средств, при проектировании были применены такие средства, как Pwin для разработки функционального моделирования и ERwin для разработки логического и физического моделирования, то есть для формализации и описания исследуемой предметной области. На следующем эьапе создания программы, при помощи вспомогательных средств быстрой работы, MS Access и Delphi были созданы собственно база данных и ее прототип – пользовательский интерфейс, адресованный конечному пользователю.

Программа «Паспортный стол» создана для поддержания оптимального режима работы паспортиста и служит для повышения качества предоставления услуг населению. Организация Автоматизированного Рабочего Места (АРМ) паспортиста обеспечивает выполнение следующих базовых функций Паспортных Столов:

  • выполнение паспортного и иного учета граждан по месту жительства и по месту временного пребывания; операциями прибытия и убытия с необходимой сопроводительной документацией;
  • введение поквартирного учета карточек;
  • оформление документации по получению и обмену паспортов.

Оперативное выполнение различного рода сопроводительных документов и написание стандартных выходных отчетов (комплекта документации в соответствии с действующими законами: заявлениями, справками, листками, выписками, карточками, талонами, бланками, списками, ведомостями). [7]

Информационно-справочное обслуживание, выдача справок и отчетов, установленных по закону, требованиям граждан, Управляющих компаний и запросов других органов и организаций. [7]

Распечатка нужного и обязательного объема отчетных форм для традиционной картотеки.

Одним из основных принципов функционирования программного средства «паспортный стол» является правило "данные следуют за человеком": в рамках программы, по завершении процесса снятия с регистрационного учёта одним паспортистом, персональные данные гражданина автоматически становятся доступными для выполнения регистрации по новому адресу другим паспортистом.

1.4 Требования к программе и программному изделию

IEE Standard Glossary of Software Terminology определяет такие требования как:

  • Условия и возможности, которые нужны пользователю для решения проблем и достижения целей;
  • Условия и возможности, которыми должна обладать программная система и ее компоненты, чтобы выполнять контракты и удовлетворять стандартам, спецификациям и другим документам.

Документальное предоставление условий и возможностей для п. 1 и 2. [7, 8,9]

Какие требования бывают

Требования к программам делятся на три уровня — бизнес-требования, требования от пользователей и функциональные требования. Кроме этого, всякая система может иметь собственные требования. [10]

Бизнес-требования(business requirements)

Бизнес-требования(business requirements) могут содержать высокоуровневые целевые направления организаций и заказчиков программной системы. Как правило, их заявляют те, кто финансирует проект, покупает систему, менеджеры настоящих пользователей, отделы по маркетингу. В таком документе поясняется, зачем предприятию нужна именно такая система, то есть написаны цели, которые преследует организация и которые она намерена достичь с помощью программы.

Удобно, когда принято записывать бизнес-требования в виде документов по образу и границе проектов, которые еще называются уставом проекта и документацией рыночных требований.

Определение границы проектов представляет из себя начальный этап управления общими задачами изменения объема работ.

Требования от пользователей [10,11]

Требования от пользователей имеют описание целей и задач, которые пользователь получит в системе. К хорошим методам предоставления этого вида информации относится вариант применения сценариев и таблиц «событие — отклик». Следовательно, в такой документации должно быть указано, что клиент сможет сделать в данной системе.

Функциональные требования [10, 11]

Функциональные требования определяют функциональную наполненность программного средства, которую разработчик должен настроить, чтобы пользователь смог выполнять поставленные перед ним задачи из бизнес-требований. Также такие требования называют требованиями поведения, они содержат основные положения с использованием конструкций «должен» и «должна»: «Данная система должна посредством электронной почты отсылать пользователю предложение на подтверждение заказа».

Функционально требования должны документироваться в спецификации требований к программе, где записывают так именно, как неотложно, ожидаемое поведение программной системы.

Системные требования [10, 11]

Системные требования - это высокоуровневые требования к программе, которые имеют некоторые подсистемы.

Говоря о системах, мы подразумевали программные проекты и подсистемы программного обеспечения и оборудования. Человек — часть системы, следовательно, некоторые функции в системе могут распространиться и на пользователя.

Бизнес-правила [10, 11]

Бизнес-правила включают в себя корпоративную политику, постановления правительства, установленные стандарты и программные алгоритмы. Бизнес-правила не относятся к требованиям по программному обеспечению, так как они находятся вне границ любой системы программного обеспечения. Но эти требования зачастую налагают определенные ограничения, определяя, кто может выполнять конкретные инструкции, и диктовать, какими именно функциями должна обладать та или иная система, подчиняя ее четким правилам.

Иногда правила могут быть источником признаков качества, которые находят свое отражение в функциональности.

Таким образом, можно проследить происхождение любых функциональных требований последовательно до бизнес-правил.

Нефункциональные требования [10, 11]

Нефункциональные требования дают описание целей и атрибутов качества. Атрибуты качества - это дополнительные описания функции продуктов, выраженные посредством описания его характеристики, которая важна как пользователю, так и разработчику. К таким характеристикам можно отнести:

  • легкость и простоту применения;
  • легкость размещения;
  • целостность системы;
  • результативность и устойчивость к отказам;
  • внешнее взаимодействие между системой и окружающим миром;
  • эргономичность дизайна и его реализации.

Ограничения могут касаться не только выбора возможностей разработчиков, но и внешнего вида, а также структуры программы.

Характеристика продукта [12]

Характеристика продукта — это группа логических связей между функциональными требованиями, которые обеспечиваются возможностями пользователей и удовлетворяются бизнес-целями.

В сфере коммерческого программирования характеристики представляются собой всеми заинтересованными членами группы требований, некоторые из которых обладают определенным уровнем важности при принятии конечного решения о закупке.

Каким критериям должны отвечать хорошие требования? [12]

Критерии качества хороших требований:

- Полнота.  Любое требование должно быть полностью описано по функциональности, которую следует проектировать в программе. То есть она должна содержать полный набор сведений, который необходим для разработчика, чтобы ему удалось сделать такой фрагмент по функциональности. Если правильно понимать, то сведения определенного рода не должны хватать, используйте при этом пометку «TB» (to be — нужно определять) на поле как стандартный маркер для выделения места.

Заполнить все пробелы в любом элементе требований, до того как приступить к конструированию разрабатываемой функции. [12]

- Корректность. Любое из требований может четко описать нужную функциональность. Для выполнения корректности нужна связь с источниками требований, такими как пожелания пользователя и высокоуровневые системы. Требования к программам, что конфликтуют с вышестоящими требованиями, не принято считать верными. Но, при этом главная оценка здесь— за пользователями, вот так им и непосредственным заместителем нужно предоставить требования для ознакомления.

- Осуществимость. Нужна возможность выполнения каждого требования при известных условиях и ограничении систем и операционной системы. Чтобы не изобретать недостижимые требования, нужно обеспечивать взаимодействие разработчиков с аналитиками по требованиям на период каждого извлечения требований. Разработчик реально оценит, что нужно делать технически, а что нет, и что делать можно, но при необходимом финансировании. Инструментальная работа и подтверждающие прототипы смогут помочь проверить выполнимость требования. [12]

- Необходимость. Всякое требование может отражать возможности, которые действительно нужны пользователю и которые нужны для соответствия внешнему системному требованию и стандарту. Кроме этого, они должны исходить от тех лиц, которые имеют полномочия на подпись положения. Нужно проследить любое требование вплоть до этапа сбора сведений о пользователях, когда выявлялись такие варианты применения, бизнес-правил и других источников.

- Назначение приоритетов. Нужно назначать приоритеты любому требованию, характеристике и варианту применения так, чтобы определилось, что именно нужно для следующей версии программы. Если все положения точно нужны, то менеджер проекта будет в затруднении по вопросу регулирования бюджета, нарушению срока, потери персонала и добавлению обновленных требований к процессу разработки,

Требования к программному обеспечению — совокупность утверждений относительно атрибутов, свойств и качеств программной системы, подлежащей реализации. Создаются в процессе разработки требований к программному обеспечению, в результате анализа требований.

Требования могут быть выражены в виде текстов утверждений и географических моделей.

В классическом подходе группа требований применяется на стадии проектирования ПО. Требования также применяются в процессе проверки ПО, так как тесты основываются на четких требованиях. [13]

Этапу создания требований, может предшествовать этап технико-экономического обоснования, и концептуальная фраза аналитики проекта. Фраза создания требований может быть поделена на определение требований (сбор, рассмотрение и выяснение потребностей лиц), анализ (проверка целостности и законченности), спецификация (документирование) и проверка правильности.


2 Описание программы

2.1 Общие сведения

Формулирование требований к программе, разрабатываемой для решения задачи, можно свести к следующим критериям:

- разрабатываемая программа должна обеспечивать быстрое и удобное получение информации, иметь простой и интуитивно понятный интерфейс.

- пользователь должен иметь возможность ввода новой информации и просмотра уже имеющейся.

- структура используемой базы данных должна быть подобрана оптимально.

Автоматизация паспортного стола должна служить средством оптимизации деятельности паспортистов за счёт увеличения оперативности и эффективности обслуживания населения.

По проведенным расчетам экономическая эффективность только для операции постановки граждан на регистрационный учет составляет более 30%, что приводит к суммарной экономии более 26 дней рабочего времени 1 паспортиста ежегодно.

В свою очередь жители домов, которых обслуживают паспортисты с использованием программы, заметили отсутствие очередей в паспортном столе и быстрое оформление всех необходимых документов. [13]

2.2 Назначение и область применения

Программа предназначена для использования сотрудниками паспортной службы и отдела кадров учреждения либо организации образования, где работают и обучаются достаточного количество людей.

Целью работы является создание программы облегчающей работу отделу кадров учебного заведения по контролю за преподавательским составом. Объект представляет собой продукт который можно будет использоваться во внешкольных учебных учреждениях, которые имеют небольшой штат преподавательского состава и которые обеспечены слабыми компьютерами с весьма ограниченным количеством памяти как оперативной ( от 512 килобайт до 2х мегабайт) так и внешней (емкость винчестера в районе 20 – 120 мегабайт).

Программа должна обеспечивать запись вновь нанятых преподавателей и исключение из списков уволенных. Однако, должна быть предусмотрена возможность восстановления удаленных данных. Для облегчения поиска необходимых данных следует предусмотреть сортировку имеющихся данных по именам преподавателей и по порядку найма .

Так же для облегчения поиска предусмотреть несколько режимов работы с базой – для поиска по личным данным преподавателя и по профессиональным данным (стаж . образование , должность и так далее).

2.3 Функциональное назначение

Настоящая информационно-поисковая система предназначена для ведения учета в паспортной службе, а также для автоматизированного поиска информации о гражданах.

2.4 Описание логической структуры

Программа «паспортный стол» по функциональным возможностям относится классу информационно-поисковых систем, по архитектуре – базам данных.

Логическая структура базы данных, которая составляет ядро самой информационно-поисковой системы, может быть представлена в виде следующей схемы данных (рисунок 1):

Рисунок 1. Схема данных базы «Паспортный стол»

Каждая из таблиц, представленных на схеме, является источником данных для соответствующих подсистем программы «Паспортный стол».

Программный комплект MS Office является самым распространенным пакетом автоматизации работы в офисе. Поэтому СУБД (Система управления базами данных) Access, входящая в комплект профессиональной версии комплекта стала де-факто стандартной базой данных, используемой в современном бизнесе.

СУБД крайне полезна в бизнесе для организации документооборота, так как позволяет исключить дублирование и ускорить обработку документов клиентов, и, следовательно, увеличить оборот и доход фирмы. Улучшение вида документов при этом положительно влияет на имидж фирмы и тоже позволяет привлекать клиентов.

Основные функции СУБД — это определение данных (описание структуры баз данных), обработка данных и управление данными. [14]

База данных в MS Access представляет собой совокупность инструментов для ввода, хранения, просмотра, выборки и управления информацией. К этим средствам относятся таблицы, формы, отчеты, запросы. В MS Access поддерживаются два способа создания базы данных. Вы можете создать пустую базу данных, а затем добавить в нее таблицы, формы, отчеты и другие объекты. Такой способ является наиболее гибким, но требует отдельного определения каждого элемента базы данных.

Кроме этого имеется возможность создать с помощью мастера базу данных определенного типа со всеми необходимыми таблицами, формами и отчетами. Так как MS Access содержит большой выбор подготовленных для Вас баз данных, второй способ во многих случаях может оказаться предпочтительным.

В обоих случаях у Вас останется возможность в любое время изменить и расширить созданную вами базу данных.

Один из основных плюсов разработки на MS Access – плотная связь с Microsoft Office. Для нормальной работы созданного приложения достаточно установить Офис. При этом так же устанавливаются все нужные для работы Access библиотеки, ODBC и т.д., что не всегда скажешь про тот же Delphi. Acess достаточно хорошо совместим с MS SQL Server и другими форматами баз данных. [14]

Каждая задача при решении включает в себя выбор способа решения. Acces при всей его внешней простоте позволяет решать весьма сложные задачи. Access достаточно серьезный инструмент, на котором быстро и хорошо можно сделать довольно сложные вещи.

Для многих проектов, где важна скорость разработки, Access подходит как нельзя лучше.

Каждый язык программирования предназначен под определенные цели и задачи. И Acess решает достаточно большое количество офисных, бухгалтерских и других подобных задач. Программирование в Access, создание структуры базы данных аналогичны как и в других средах. И не зачем стрелять из пушки по воробьям и делать что-то на Informixe, если все это проще сделать на Access.

Освоив основные принципы, легко перейти к другим средствам разработки. Отличие будет только в обертке - названиях функций, процедур, синтаксических правилах и т.д. Но основное - принцип создания баз и алгоритмов останется.

Acces изначально представлялся как настольная база данных, и в этой сфере ему трудно найти равного соперника. Так же Acess очень хороший контейнер для хранения запросов и таблиц при работе с ними через ADO.

Если не устраивает типовой набор контролов, то можно написать интерфейс для работы при помощи других средств, например, VisualStudio и Delphi. [14, 15]

Access позволяет разработать профессиональную базу данных в более короткие сроки и за меньшие деньги, и вполне удовлетворить запросы заказчика.

Кроме того, такое решение обладает большей гибкостью, настраиваемостью, в него легко можно внести дополнения и изменения, быстрее и дешевле чем в промышленные базы данных на основе Oracle и C++. Что касается трат на покупку MS Access, то он входит в MS Office, а этот продукт уже имеется на большинстве предприятий. Трудно представить себе компьютер, на котором бы не был установлен MS Office.

2.5 Используемые технические и программные средства

Для функционирования программы «Паспортный стол» необходимо, чтобы на рабочем компьютере был установлен пакет прикладных программ MicrosoftOffice, в частности СУБД MS Access. В этой программе хранятся таблицы с информацией базы данных паспортного стола. Для нормальной работы программы (быстрого поиска в базе) желательно наличие процессора Pentium 3 и выше.

Необходимые системные требования к ОЗУ и HDD: наличие не менее 512 Мб свободной основной памяти и не менее 300 Мб свободного дискового пространства.

С каждым годом загруженность информацией стремительно возрастает. Ее упорядочивание в виде бумажных записей давно перестало быть доминирующим из-за своей колоссальной громоздкости. Куда более проще хранить всю информацию в электронном виде. К тому же такой вид хранения позволяет ограничить доступ к информации с помощью паролей.

База данных, как один из способов упорядочить информацию, является весьма распространенным: БД широко используются на предприятиях, для учета товара на складах, при разработке Интернет-ресурсов и т.д.

Для работы с базами данных создано достаточно много специализированных программных средств: FoxPro, Oracle, Microsoft Access и т.д. Однако работать с ними можно и в средах программирования, например, в Borland С++ и Delphi. [16]

Ниже будет рассмотрена работа с БД в среде Delphi, которая позволяет, как создавать собственную БД, так и импортировать готовые (например, БД MS Access) для создания оболочки работы с ними, а также строить отчеты.

Мощность и гибкость Delphi при работе с базами данных основана на низкоуровневом ядре - процессоре баз данных Borland Database Engine (BDE). Его интерфейс с прикладными программами называется Integrated Database Application Programming Interface (IDAPI). В принципе, сейчас не различают эти два названия (BDE и IDAPI) и считают их синонимами. BDE позволяет осуществлять доступ к данным как с использованием традиционного record-ориентированного (навигационного) подхода, так и с использованием set-ориентированного подхода, используемого в SQL-серверах баз данных. Кроме BDE, Delphi позволяет осуществлять доступ к базам данных, используя технологию (и, соответственно, драйверы) Open DataBase Connectivity (ODBC) фирмы Microsoft. Но, как показывает практика, производительность систем с использованием BDE гораздо выше, чем оных при использовании ODBC. ODBC драйвера работают через специальный “ODBC socket”, который позволяет встраивать их в BDE. [17]

Все инструментальные средства баз данных Borland - Paradox, dBase, Database Desktop - используют BDE. Все особенности, имеющиеся в Paradox и dBase, “наследуются” BDE, и поэтому этими же особенностями обладает и Delphi.

Некоторые СУБД сохраняют базу данных в виде нескольких отдельных файлов, представляющих собой таблицы (в основном, все локальные СУБД), в то время как другие состоят из одного файла, который содержит в себе все таблицы и индексы (InterBase). Например, таблицы dBase и Paradox всегда сохраняются в отдельных файлах на диске. Каталог, содержащий dBase .DBF файлы и Paradox .DB файлы, рассматривается как база данных. Другими словами, любой каталог, содержащий файлы в формате Paradox и dBase, рассматривается Delphi как единая база данных.

Для переключения на другую базу данных нужно просто переключиться на другой каталог. Как уже было указано выше, InterBase сохраняет все таблицы в одном файле, имеющем расширение .GDB, поэтому этот файл и есть база данных InterBase.

Удобно не просто указывать путь доступа к таблицам базы данных, а использовать для этого некий заменитель - псевдоним, называемый алиасом. Он сохраняется в отдельном конфигурационном файле в произвольном месте на диске и позволяет исключить из программы прямое указание пути доступа к базе данных.

Такой подход дает возможность располагать данные в любом месте, не перекомпилируя при этом программу. Кроме пути доступа, в алиасе указываются тип базы данных, языковый драйвер и много другой управляющей информации. Поэтому использование алиасов позволяет легко переходить от локальных баз данных к SQL-серверным базам (естественно, при выполнении требований разделения приложения на клиентскую и серверную части).

TDataSet содержит абстрактные методы там, где должно быть непосредственное управление данными. TDBDataSet знает, как обращаться с паролями и то, что нужно сделать, чтобы присоединить пользователя к определенной таблице. [18]

В большинстве случаев dataset будет иметь прямое, один к одному, соответствие с физической таблицей, которая существует на диске. Однако в других случаях пользователь может исполнять запрос и другое действие, возвращающие dataset, который содержит либо любое подмножество записей одной таблицы, либо объединение (join) между несколькими таблицами.

Прежде всего, необходимо поместить во время дизайна на форму объект TTable и указать путь к используемой таблице. Для этого нужно заполнить в Инспекторе объектов свойства DatabaseName и TableName. В DatabaseName можно либо указать директорию, в которой лежат таблицы в формате dBase и Paradox (например, C:\DELPHI\DEMOS\DATA), либо выбрать из списка псевдоним базы данных (DBDEMOS).

Теперь, если свойство Active установить в True, то при запуске приложения таблица будет открываться автоматически.

Ниже представлен набор методов и свойства TDataSet, обеспечивающий все, что нужно для доступа к любой конкретной записи внутри таблицы:

  • procedure First;
  • procedure Last;
  • procedure Next;
  • procedure Prior;
  • property BOF: Boolean read FBOF;
  • property EOF: Boolean read FEOF;
  • procedure MoveBy(Distance: Integer);
  • Краткий обзор их функциональных возможностей:

Вызов Table1.First перемещает Вас к первой записи в таблице.

Table1.Last перемещает Вас к последней записи.

Table1.Next перемещает Вас на одну запись вперед.

Table1.Prior перемещает Вас на одну запись Назад.

Можно проверять свойства BOF и EOF, чтобы понять, находитесь ли Вы в начале и в конце таблицы.

Процедура MoveBy перемещает Вас на N записей вперед и назад в таблице. Нет никакого функционального различия между запросом Table1.Next и вызовом Table1.MoveBy(1). Аналогично, вызов Table1.Prior имеет тот же самый результат, что и вызов Table1.MoveBy(-1).

Чтобы начать использовать эти навигационные методы необходимо поместить TTable, TDataSource и TDBGrid на форму.

Далее, присоединить DBGrid1 к DataSource1, и DataSource1 к Table1. Затем установить свойства таблицы:

  • в DatabaseName имя подкаталога, где находятся демонстрационные таблицы (или псевдоним DBDEMOS);
  • в TableName установите имя таблицы CUSTOMER.

Легко заметить, что работа с БД в Delphi не так проста. С другой стороны, присутствует довольно широкий спектр возможностей, а также Delphi позволяет создать довольно функциональный и удобный интерфейс. При выборе программного средства для работы с БД часто приходится учитывать степень защиты от внешних атак. [18] В этом плане Delphi сильно проигрывает Oracle, поэтому если нужна хорошо защищенная БД, то не следует создавать ее в Delphi.

2.6 Вызов и загрузка

Системные файлы программы могут быть установлены в любом каталоге жесткого диска, так же как и файл базы данных. При запуске из окна программы можно указать месторасположение файла базы данных Access, воспользовавшись программой Проводник операционной системы Windows.


3 Руководство пользователя

3.1 Общие сведения о программе

Программа «Паспортный стол», по своим функциональным возможностям относится классу программ «информационно-поисковые системы» и по исполнению – базам данных, логически данное программное средство может быть представлено как система из двух компонентов:

  1. База данных, составляющая ядро информационной системы.
  2. Оболочка, выполненная в среде программирования Borland Delphi 7.

Программное средство не требует инсталляции и может быть установлена в любом месте жесткого диска, где удобно пользователю.

База данных позволяет хранить сведения о гражданах, их адресные данные, сведения о паспорте и удостоверении личности.

В программе имеются средства для добавления новых сведений, редактирования уже имеющихся данных, удаления данных, потерявших актуальность.

Также программа располагает средствами поиска данных по введенному образцу, выступающему критерием поиска.

Для удобства пользователя, данные, имеющиеся в базе, можно отсортировать различными способами: по фамилии, по имени, по полу.

При необходимости, пользователь данного программного средства может экспортировать данные в MS Excel и продолжить работу с ними.

Например, можно сформировать удобные отчеты, провести необходимые вычисления и воспользоваться списком граждан, зарегистрированных в базе.

3.2 Условия выполнения программы

Платформа создания программы:

Процессор: Athlon 6000+

Материнская плата: MSI K9N-Ultra на чипе 570-SLI

Память: 2048 Mb

Операционная система: Windows XP Sp2

Видео карта: Sapphire HD 3870 512Mb

Винчестер: Seagate 500 Gb

Среда разработки: Abobe Flash CS3

Минимальные системные требования.

Процессор: Celeron/Pentium/Athlon/Duron/Semptron с тактовой частотой 200 Mhz

Память: 64 Mb

Операционная система: Windows 98/Me/2000/XP/2003

Видео карта: 4 Mb

3.3 Проверка программы

Основной акцент в процессе тестирования программного средства был сделан на корректность отображения вновь вводимых данных, а также на проверку работоспособности связей, существующих между таблицами.

В процессе тестирования данного программного обеспечения бала проверена работоспособность всех элементов управления интерфейсом ПО. При нажатии на управляющие кнопки приложение переходило на верные страницы.

В процессе тестирования сообщений об ошибках не возникало.

Тестирование является органической частью процесса отладки программ, которая включает: собственно тестирование, диагностику и локализацию ошибок, а также корректировку отлаживаемых программ и контроль правильности устранения обнаруженных ошибок. [19]

В соответствии с этими стадиями процесса отладки изменяются цели и задачи тестирования.

Целями тестирования последовательно являются:

  • тестирование для обнаружения ошибок в программе;
  • тестирование для диагностики и локализации причин обнаруженных искажений результатов;
  • тестирование правильности выполненных корректировок и устранения обнаруженных ошибок в программе.

Различие целей влияет на выбор наиболее эффективных методов тестирования для их реализации.

Наиболее широкий спектр методов тестирования применяется для обнаружения ошибок. [19]

Основной целью такого тестирования является выявление отклонений результатов функционирования реальной программы от заданных эталонных значений.

При этом задача состоит в обнаружении максимального числа ошибок, в качестве которых принимается любое отклонение результатов от эталонов. Успешным является тестирование, которое приводит к обнаружению существования ошибок.

Если в результате тестирования ошибка не выявлена, то проведенные операции не дали сведений, позволяющих повысить качество программ, и тем самым не оправдали затрат.

В этом случае эффективными являются операции тестирования, обладающие высокой способностью по обнаружению ошибок в программе.

С этих позиций тесты, не способствующие обнаружению ошибок и только подтверждающие корректность функционирования программ, являются неэффективными, так как приводят к бесполезным затратам.

Цель тестирования для диагностики и локализации ошибок — точно установить первичное место искажения программ и данных, являющееся причиной отклонения результатов от эталонных, выявленного при тестировании для обнаружения ошибок.

Эффективными являются тесты, способствующие быстрой и точной локализации первичных ошибок.

На этой стадии затраты оправданы, и тестирование можно считать успешным, если оно привело к определению элементов программы, подлежащих корректировке.

После локализации и устранения обнаруженных ошибок применяется контрольное тестирование, цель которого состоит в подтверждении правильности выполненной корректировки программы и в отсутствии проявления ранее обнаруженной ошибки.

Успешность тестирования определяется отсутствием устранявшейся ошибки, а также отсутствием вторичных ошибок, которые могут появиться после проведенной корректировки. [19]

В соответствии с этими целями процесс тестирования проходит этапы [20, 21]:

  • выбор метода тестирования, адекватного объекту и этапу отладки, а также основной цели его выполнения;
  • планирование тестирования в соответствии с выбранным методом с учетом ограниченных ресурсов отладки, имеющихся для достижения заданного качества программы;
  • разработка и моделирование наборов конкретных тестовых значений и соответствующих им эталонов;
  • составление отладочных заданий с указанием контролируемых параметров, исходных данных и эталонов;
  • реализация процесса тестирования и получение результатов функционирования объекта отладки при подготовленных тестах и отладочных заданиях;
  • сравнение результатов тестирования с эталонами и обнаружение отклонений для принятия решений о проведении дополнительного тестирования с целью диагностики и локализации ошибок, а также для контроля правильности корректировки программ;
  • оценка полноты проведенного тестирования выбранным методом и необходимости применения другого метода тестирования;
  • оценка наличия ресурсов для продолжения отладки и момента ее завершения, а также определение достигнутого качества программ.

Представленные этапы тестирования для обнаружения ошибок и оценки достигнутого качества программ в процессе отладки дополняются этапами диагностики и локализации ошибок, а также контроля проведенных корректировок. [19]

На этих этапах выполняются основные работы по совершенствованию программ и устранению ошибок.

Для этого разрабатываются изменения текстов программ и описаний данных, которые реализуются путем подготовки откорректированной программы для продолжения тестирования.

Важной особенностью этих этапов является разработка дополнительных тестов для локализации ошибок и контроля выполненных корректировок.

3.4 Обращение к программе

Программа не требует инсталляции и может быть установлена в любом месте жесткого диска по желанию пользователя.

Пусковым является файл PASSPORTNIY.exe, имеющий пиктограмму, изображенную на рисунке 2.

Рисунок 2. Пиктограмма файла, запускающего программу «Паспортный стол»

3.5 Выполнение программы

При запуске программы, на экране появляется главное окно, внешний вид которого представлен на рисунке 3:

Рисунок 3. Внешний вид главного окна программы «Паспортный стол»

Главное окно программы условно разбито на следующие зоны:

  1. Меню. Меню главного окна имеет пункты и подпункты:
    1. Файл:
      • «Экспорт в Excel» – пункт меню, выбор которого позволяет пользователю экспортировать данные в MS Excel для их последующей обработки;
      • «Выход» - пункт меню, выбор которого осуществляет закрытие главного окна и выход из программы;
    2. Редактирование:
      • «Добавить ФИО» - выбор данного пункта меню вызывает на экран дополнительное диалоговое окно для вода и редактирования данных о фамилии, имени и отчестве человека. Внешний вид данного диалогового окна представлен на рисунке 4:

Рисунок 4. Внешний вид диалогового окна редактирования данных ФИО

  • «Удалить запись» - выбор данного пункта меню вызывает на экран дополнительное диалоговое окно, содержащее уточняющий вопрос «Удалить запись?» и кнопки с надписями «ОК» и «ОТМЕНА» для подтверждения и отмены удаления текущей записи. Внешний вид данного информационного окна представлен на рисунке 5:

Рисунок 5. Внешний вид информационного окна с возможностью подтверждения и отмены операции удаления

  • «Добавить личные данные» - выбор данного пункта меню вызывает на экран дополнительное окно вода личных данных и их редактирования. Внешний вид данного диалогового окна представлен на рисунке 6:

Рисунок 6. Внешний вид диалогового окна редактирования личных данных

  • «Добавить паспортные данные» - выбор данного пункта меню вызывает на экран дополнительное окно вода паспортные данных и их редактирования. Внешний вид данного диалогового окна представлен на рисунке 7:

Рисунок 7. Внешний вид диалогового окна редактирования паспортных данных

  • «Добавить данные по удостоверению» - выбор данного пункта меню вызывает на экран дополнительное окно вода данных удостоверения личности и их редактирования. Внешний вид данного диалогового окна представлен на рисунке 8:

Рисунок 8. Внешний вид диалогового окна редактирования данных удостоверения личности

  1. Сортировка. Меню сортировки содержит 3 подменю: «По фамилии», «По полу», «По имени».
    1. Справка. Меню вызывает окно, содержащее сведения о разработчике и дате создания программы.
  2. Кнопки быстрого доступа:
    1. «Найти». Средство поиска позволяет найти данные на основании критерия, введенного в поисковую строку. Начало операции поиска осуществляется нажатием кнопки Enter на клавиатуре;
    2. «Добавить ФИО». Данная кнопка вызывает окно добавления и редактирования данных о фамилии, имени и отчестве человека. Действует аналогично пункту меню «Добавить ФИО»;
    3. «Редактировать ФИО». Данная кнопка вызывает окно добавления и редактирования данных о фамилии, имени и отчестве человека. Действует аналогично пункту меню «Редактировать ФИО»;
    4. «Удалить». По нажатии данной кнопки пользователь получает предупреждение системы и запрос на подтверждение операции. При выборе кнопки «ОК» происходит удаление записи;
    5. «Экспорт в Excel». Нажатие данной кнопки запускает процедуру экспортирования данных из базы в электронные таблицы MS Excel для дальнейшей работы с ними;
    6. «Выход». При нажатии на эту кнопку главное окно программы закрывается и осуществляется выход из приложения;
  3. ФИО – это область в виде таблицы, посредством которой отображаются основные сведения о человеке. Внешний вид данного диалогового окна представлен на рисунке 9:

Рисунок 9. Внешний вид рабочей области главного окна программы в виде таблицы, содержащей данные ФИО и группа переключателей режима отображения

В правой части данной области имеются 3 переключателя: «Личные данные», «Паспортные данные» и «Удостоверение личности». При выборе позиций этой группы переключателей, пользователь выбирает вид и содержание следующей рабочей зоны;

  1. Активная зона может изменять свой внешний вид и содержание в зависимости от выбора пользователя. В активную зону, управляемую переключателями из предыдущей зоны, подгружаются соответствующие таблицы, их 3:
    1. Личные данные. Внешний вид активной зоны рабочей области главного окна программы в режиме представления личных данных приведен на рисунке 10:

Рисунок 10. Внешний вид Активной зоны рабочей области главного окна программы в режиме представления личных данных

  1. Паспортные данные. Внешний вид активной зоны рабочей области главного окна программы в режиме представления паспортных данных приведен на рисунке 11:

Рисунок 11. Внешний вид Активной зоны рабочей области главного окна программы в режиме представления паспортных данных

  1. Удостоверение личности. Внешний вид активной зоны рабочей области главного окна программы в режиме представления данных удостоверения личности приведен на рисунке 12

Рисунок 12. Внешний вид Активной зоны рабочей области главного окна программы в режиме представления данных удостоверения личности

Процедура экспорта данных из базы «Паспортный стол» в электронные таблицы Microsoft Excel позволяет передать необходимые данные и представить их в виде электронных таблиц. Внешний вид результата операции экспорта представлен на рисунке 13.

Рисунок 13. Внешний вид окна электронных таблиц MS Excel с результатами процедуры экспорта данных из базы «Паспортный стол»


4 Техника безопасность

Среди множества проблем применения компьютера (как олицетворения новых информационных технологий) следует особо выделить одну — проблему влияния компьютера на здоровье человека. Ее значимость и актуальность определяются стремительностью и глубиной проникновения ИТ во все сферы жизни и деятельности современного общества.

Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают дети, формирование личности которых происходит в условиях наступления новой информационной эры.

Охрана здоровья пользователя ПК — проблема многогранная, которая может быть решена на основе сбалансированного комплектного подхода, учитывающего целый ряд факторов: педагогических, медицинских, правовых, технических, организационных. Однако, несмотря на то, что этим вопросом занимаются многие специалисты, их работа до сих пор еще малоэффективна. Акцент в освещении проблемы здоровой работы с компьютером должен быть перенесен в педагогической деятельности с технических характеристик вычислительной техники (важность которых никто не подвергает сомнению) на биологические и социальные особенности пользователя. [25]

Проблема охраны здоровья — это не изучение реакции пассивных организмов, подвергающихся воздействию электростатического поля, слабых электромагнитных, рентгеновских и прочих излучений со стороны работающего активного компьютера.

Это вопросы формирования адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности.

4.1 Электрический ток

При пользовании средствами вычислительной техники и периферийным оборудованием каждый пользователь должен внимательно и осторожно обращаться с электропроводкой, приборами и аппаратами и всегда помнить, что пренебрежение правилами безопасности угрожает и здоровью, и жизни человека

Во избежание поражения электрическим током необходимо твердо знать и выполнять следующие правила безопасного пользования электроэнергией:

1. Необходимо постоянно следить на своем рабочем месте за исправным состоянием электропроводки, выключателей, штепсельных розеток, при помощи которых оборудование включается в сеть, и заземления. При обнаружении неисправности немедленно обесточить электрооборудование, оповестить администрацию. Продолжение работы возможно только после устранения неисправности.

2. Во избежание повреждения изоляции проводов и возникновения коротких замыканий не разрешается:

а) вешать что-либо на провода;

б) закрашивать и белить шнуры и провода;

в) закладывать провода и шнуры за газовые и водопроводные трубы, за батареи отопительной системы;

г) выдергивать штепсельную вилку из розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.

3. Для исключения поражения электрическим током запрещается:

а) часто включать и выключать компьютер без необходимости;

б) прикасаться к экрану и к тыльной стороне блоков компьютера;

в) работать на средствах вычислительной техники и периферийном оборудовании мокрыми руками;

г) работать на средствах вычислительной техники и периферийном оборудовании, имеющих нарушения целостности корпуса, нарушения изоляции проводов, неисправную индикацию включения питания, с признаками электрического напряжения на корпусе

д) класть на средства вычислительной техники и периферийном оборудовании посторонние предметы.

3. Запрещается под напряжением очищать от пыли и загрязнения электроооборудование.

4. Запрещается проверять работоспособность электрооборудования в неприспособленных для эксплуатации помещениях с токопроводящими полами, сырых, не позволяющих заземлить доступные металлические части.

5. Ремонт электроаппаратуры производится только специалистами-техниками с соблюдением необходимых технических требований.

6. Недопустимо под напряжением проводить ремонт средств вычислительной техники и перифейного оборудования.

7. Во избежание поражения электрическим током, при пользовании электроприборами нельзя касаться одновременно каких-либо трубопроводов, батарей отопления, металлических конструкций , соединенных с землей.

8. При пользовании элетроэнергией в сырых помещениях соблюдать особую осторожность.

9. При обнаружении оборвавшегося провода необходимо немедленно сообщить об этом администрации, принять меры по исключению контакта с ним людей. Прикосновение к проводу опасно для жизни.

10. Спасение пострадавшего при поражении электрическим током главным образом зависит от быстроты освобождения его от действия током.

Во всех случаях поражения человека электрическим током немедленно вызывают врача.

До прибытия врача нужно, не теряя времени, приступить к оказанию первой помощи пострадавшему.

Искусственное дыхание пораженному электрическим током производится вплоть до прибытия врача.

Все компоненты системного блока получают электроэнергию от блока питания.

Блок питания ПК — это автономный узел, находящийся в верхней части системного блока. Правила техники безопасности не запрещают вскрывать системный блок, например при установке дополнительных внутренних устройств и их модернизации, но это не относится к блоку питания.

Блок питания компьютера — источник повышенной пожароопасности, поэтому вскрытию и ремонту он подлежит только в специализированных мастерских. [23]

Блок питания имеет встроенный вентилятор и вентиляционные отверстия. В связи с этим в нем неминуемо накапливается пыль, которая может вызвать короткое замыкание.

Рекомендуется периодически (один - два раза в год) с помощью пылесоса удалять пыль из блока питания через вентиляционные отверстия без вскрытия системного блока.

Особенно важно производить эту операцию перед каждой транспортировкой и наклоном системного блока

4.2 Анализ пожарной профилактики

На рабочем месте запрещается иметь огнеопасные вещества

В помещениях запрещается:

а) зажигать огонь;

б) включать электрооборудование, если в помещении пахнет газом;

в) курить;

г) сушить что-либо на отопительных приборах;

д) закрывать вентиляционные отверстия в электроаппаратуре

Источниками воспламенения являются:

а) искра при разряде статического электричества

б) искры от электроборудования

в) искры от удара и трения

г) открытое пламя

При возникновении пожароопасной ситуации и пожара персонал должен немедленно принять необходимые меры для его ликвидации, одновременно оповестить о пожаре администрацию.

Помещения с электроборудованием должны быть оснащены огнетушителями типа ОУ-2 и ОУБ-3.

4.3 Вентиляция

Анализируемое оборудование не является источником пыли и газов.

Но при работе на анализируемом оборудовании пыль, постоянно находящаяся в воздухе, оседает на мониторе, системном блоке из – за электростатического поля компьютера.

В помещении, где предусматривается эксплуатация комплекта программных средств, находится бытовая пыль. Электризованная пыль вызывает раздражение кожи и слизистой оболочки глаз и носа.

При длительной работе в обстановке повышенной запыленности повышается опасность возникновения воспалительных процессов у человека. Требуемое состояние рабочей зоны достигается выполнением следующих мероприятий:

  • применение вентиляции;
  • кондиционирование воздуха;
  • проведение влажной уборки во всех помещениях, и особенно в тех, где эксплуатируется вычислительная техника.

Для защиты воздуха рабочей зоны и атмосферы от повышенной запыленности применяется система вентиляции. В данном случае необходимо использовать приточную вентиляцию.

Воздух рабочей зоны должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005-88.

4.4 Определение потребного воздухообмена

Микроклимат в рабочей зоне определяется сочетанием температуры, влажности, скорости движения воздуха и температурой окружающих поверхностей.

Неблагоприятные микроклиматические условия (повышенная и пониженная температура воздуха, повышенная влажность воздуха, повышенная подвижность воздуха) на рабочем месте приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости, что может стать причиной получения производственных травм.

Для обеспечения благоприятных микроклиматических условий используются отопительные установки (в зимнее время) и системы кондиционирования (в летнее).

Работа оператора относится к категории Ia (легкие физические работы).

Оптимальные и допустимые нормы температуры, влажности и скорости движения воздуха для рабочей зоны помещения категории работ I отражены в таблицах 1 и 2 соответственно.

Параметры микроклимата в рабочей зоне регламентирует ГОСТ 12.1.005 – 88.

Таблица 1.

Оптимальные нормы параметров воздушной среды.

Температура наружного воздуха, 0С

Оптимальные параметры воздушной среды на постоянных рабочих местах

Температура, 0С

Относительная влажность, %

Скорость движения воздуха, м/с

Ниже +10

21 – 25

не более 75

не более 0,1

Выше +10

22 - 28

75 при 24 0С

не более 0,1 – 0,2

Таблица 2.

Допустимые нормы параметров воздушной среды.

Температура наружного воздуха, 0С

Допустимые параметры воздушной среды на постоянных рабочих местах

Температура, 0С

Относительная влажность, %

Скорость движения воздуха, м/с

Ниже +10

21 – 25

не более 75

не более 0,1

Выше +10

22 - 28

75 при 24 0С

70 при 25 0С

65 при 26 0С

60 при 27 0С

55 при 28 0С

не более 0,1 – 0,2

4.5 Эгрономика и производственная эстетика

Новые возможности вызывают развитие новых свойств программного обеспечения, особенно форм общения человека с ЭВМ.

Необходимо обеспечить психологическую естественность деятельности пользователя с ЭВМ, адекватность программы целям и функциям обучения, удобство работы пользователя с ЭВМ и сохранение его здоровья.

Психолояльность и эргономичность являются одними из важнейших характеристик качества ПС (программных средств), Широко пропагандируемая и в настоящее время «дружественность программного обеспечения» как раз и предполагает наличие психолого-эргономической поддержки разработки программных средств. [23, 24]

Применение программных средств расставляет особые акценты между психологической и эргономической поддержкой дидактических целей. Психологическая естественность в соответствии с возрастными возможностями пользователя теснейшим образом связана с обеспечением таких, эргономических требований, как воспринимаемость информации, выделение особых зон для особенной информации и т. п.

Как отмечает Г. С. Цейтин любая разработка программного обеспечения включает в себя задачу проектирования деятельности будущего пользователя создаваемой системы. В практике автоматизации вопросы проектирования деятельности будущего пользователя обычно решаются стихийно, в лучшем случае на основе опыта авторов системно-технического обеспечения, а чаще всего исходя из случайных соображений. Более того, проект деятельности пользователя не входит в состав документации на автоматизированную систему, не является законченным продуктом ее разработки.

И как следствие отсутствуют психологически и эргономически обоснованные решения по таким важным вопросам, как определение класса решаемых пользователем задач, проектирование языка его взаимодействия с ЭВМ, выбор вида диалога, разработка дисплейных форматов, что приводит, как правило, к низкой мотивации у пользователей при решении задач с применением ЭВМ, к снижению эффективности их деятельности, повышенной утомляемости, к возникновению трудностей в освоении средств вычислительной техники.

Был предложен проектный программно-исследовательский подход к созданию психолого-эргономического обеспечения технических и программных средств деятельности пользователя.

Начальный этап разработки проекта деятельности пользователя ЭВМ включает следующие проектные, системотехнические, психологические и эргономические моменты:

  • системно - психологическую характеристики пользователя;
  • логико-психологическое описание класса решаемых с помощью ПС задач;
  • перечень программных поддержек основных стандартных процедур решения указанных задач;
  • описание структуры компьютеризированной деятельности, включающее те действия, процедуры, средства реализации, эффективные стратегии осуществления информационных технологий.

Следует учитывать индивидуальные различия пользователей, в частности предусматривать возможность получения информации различной степени подробности.

При выборе форм представления информации на экране компьютера необходимо исходить не только из содержания учебной деятельности, но и из тех возможностей, которые предоставляет компьютер для: реализации эффективных стратегий решения и достижения таких целей, которые при «ручной» технологии оказываются недостижимыми.

В связи с особым ритмом общения человека с ЭВМ особую роль приобретает проблема понимания текстов. [23, 24]

Это касается не только понимания текстов программ, но и понимания тех текстов, которые предъявляются пользователю на экране компьютера.

Необходимо исследовать, как приобретаются новые навыки и умения при использовании такого нового средства, как компьютер.

При разработке ПС эргономические требования могут быть представлены к процедуре взаимодействия пользователя с ЭВМ; видам диалога пользователя с ЭВМ; проектированию дисплейных форматов; контролю ошибок пользователя; временным параметрам диалога пользователя с ЭВМ; организации информации на экране; кодированию информации на экране; языкам взаимодействия пользователя ЭВМ.

Можно выделить целый ряд эргономических требований к организации информации на экране:

  • информация, предъявляемая на экране, должна быть понятной, логически связной, распределенной на группы по содержанию и функциональному назначению;
  • при организации информации на экране следует избегать избыточного кодирования и неоправданных, плохо идентифицируемых сокращений;
  • рекомендуется минимизировать на экране использование терминов, относящихся к ЭВМ, вместо терминов, привычных для пользователя;
  • не следует для представления информации использовать краевые зоны экрана;
  • на экране должна находиться только та информация, которая обрабатывается пользователем в данный момент.

В современных программных средствах используется ряд приемов для выделения части информации на экране: переструктурирование информации и выделение зон, окон для выделяемой части информации, а также инверсное изображение для части информации и различные эффекты, привлекающие внимание пользователей (мелькание и др.).

Использование этих приемов должно быть психологически обосновано особенно для ПС, функционально обусловлено и эргономично.

Рекомендуется: вопросно-ответные сообщения и подсказки помещать в верхней части экрана, выделяя явным образом отведенную для этого зону, например, отделяя ее горизонтальной линией от основной информации на экране; различные виды сообщения необходимо отделять друг от друга, в зоне вспомогательной информации. [23, 24]

Например, можно рекомендовать применять инверсное изображение для подсказок; зоны размещения на экране вспомогательной информации должны быть четко идентифицируемы - зона подсказок, зона комментариев, зона управляющих сообщений, зона для сообщений об ошибках; при зонировании экрана допускается изменение масштаба знаков в отдельной зоне; эффекты, привлекающие внимание пользователя ПЭВМ (мелькание, повышенная яркость, обратный контраст), следует применять строго в соответствии с проектом деятельности пользователя, только в тех случаях, когда, это необходимо и психологически обосновано.


Заключение