“Тонкий скептицизм” чеховской прозы


“Чехов овладел своим представлением жизни” и освещает её с “высшей точки зрения”, — написал М. Горький в 1900 году в статье по поводу рассказа Чехова «В овраге». А в воспоминаниях о нём писатель тонко подмечает черты поэтики зрелого Чехова: “Это часто бывало у него: говорит так тепло, серьёзно, искренно и вдруг усмехнется над собой и над речью своей. И в этой мягкой, грустной усмешке чувствовался тонкий скептицизм человека, знающего цену слов, цену мечтаний”.

ЗАдача уроков в 10-м классе — помочь школьникам увидеть этот “тонкий скептицизм” в очень разных произведениях; определить, чем отличаются эти произведения от других.

Повесть «Скучная история» (1889) написана в период духовного кризиса писателя. В критике не было однозначной оценки повести, так как она противоречива, в ней нет готовых ответов. Сам Чехов писал А. Плещееву: “Ничего подобного отродясь я не писал, мотивы совершенно у меня новые, и я боюсь, как бы не подкузьмила меня моя неопытность. Вернее, боюсь написать глупость” (из письма Чехова от 3 сентября 1889 года). Ему же в письме от 30 сентября: “Мой герой — и это одна из его главных черт — слишком беспечно относится к внутренней жизни окружающих и в то время, когда около него плачут, ошибаются, лгут, он преспокойно трактует о театре, литературе”.

Критика встретила повесть по-разному, но все отмечали её необычность: “...у Вас ещё не было ничего столь сильного и глубокого, как эта вещь…” (из письма А. Плещеева Чехову от 27 сентября 1889 года). “Некоторые говорят даже, что это лучше всего Вами до сих пор написанного. Другие, что повесть оставила глубокое впечатление; третьи, что это совсем ново, и, наконец, что это выдающаяся вещь в «Северном вестнике» за весь год” (Плещеев — Чехову от 5 ноября 1889 года).

Перед уроком возможно Опережающее домашнее задание, включающее подготовку небольших сообщений.

1. Расскажите о духовном кризисе писателя.

2. Прокомментируйте письма А. Н. Плещеева и А. П. Чехова. О каких особенностях повести они говорят?

3. Найдите возможные прототипы героев повести. (Материалы о прототипах можно найти в книге Б. М. Шубина «Дополнение к портретам», 1989.)

Вопросы для обсуждения на уроке

1. В чём своеобразие этой повести? Почему она вызвала такие отклики? Каковы особенности её формы и композиции?

2. От чьего лица ведётся повествование?

3. Зачем автор использует повествование от первого лица?

4. В каких двух временных планах ведётся повествование? Как показано прошлое и настоящее?

5. Почему в повести так много философии? Зачем вводятся размышления о литературе, театре?

6. Почему профессор переоценивает свою жизнь, “просматривает” её заново?

7. Как получилось, что прожитая жизнь вызывает у него чувство отчаяния?

8. Почему он так резок в оценке себя и окружающих? Найдите эти оценки и прокомментируйте их.

9. Что заставляет его видеть всё в чёрном цвете? (“Насколько блестяще и красиво моё имя, настолько тускл и безобразен я сам”. Герой всё видит сквозь призму смертельной болезни. Он знает, что скоро умрёт и поэтому пытается подвести своеобразные итоги жизни. Он видит, что сам безобразен; жена — “старая, очень полная, неуклюжая женщина, с тупым выражением мелочной заботы и страха”; “я холоден, как мороженое, и мне стыдно”; когда дочь целует, “я вздрагиваю, точно в висок жалит меня пчела”; “мысли о детях отравляют меня” и т. д.)

В результате обсуждения текста школьники могут составить схему отношений героя с людьми и с предметами. Смотря на мир, герой испытывает различные ощущения, большей частью болезненные:

— жена (раздражает),

— дочь, сын (могли бы помочь родителям),

— университетские ворота (давно не ремонтированы),

— дворник (скучающий),

— сад (я его не люблю),

— швейцар Николай (хранитель университет­ских традиций),

— прозектор Пётр Игнатьевич (трудолюбивый, скромный, но бесталанный),

— лекции (испытываю наслаждение),

— товарищ (стремимся показать, что мы оба необыкновенно вежливы и очень рады видеть друг друга),

— студент, не сдавший экзамен (скучно),

— молодой доктор, пришедший за темой для диссертации (сердито кричу),

— Катя (люблю, как дочь),

— Гнеккер, жених дочери (раздражение).

Итоговые вопросы

— Как раскрывается герой во взаимоотношениях с другими лицами?

— Когда, с кем он испытывает положительные эмоции?

(Швейцар Николай, потому что он тоже по-своему предан науке; при чтении лекций — это самое дорогое дело жизни; Катя — она не притворяется.)

— Как профессор реагирует на просьбы вообще и особенно близких людей?

— Катя ищет у него помощи, совета, как у старшего, учителя молодежи. Как он отвечает ей?

(Что ж я могу сказать? Ничего я не могу. Ничего я не могу сказать тебе, Катя. По совести, Катя, не знаю... Давай, Катя, завтракать.)

Выводы. В финале повести есть такие слова: “Я хочу, чтобы наши жёны, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей”. Но герой не сумел так прожить, чтобы около него было тепло близким людям. И поэтому так печален итог: “Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует моё воображение, даже самый искушенный аналитик не найдёт того, что называется общей идеей или богом живого человека... Я побеждён”.

Повесть «Чёрный монах» (1895) с элементами фантастики и мистики — одно из самых загадочных произведений писателя. Л. Н. Толстой, прочитав, воскликнул: “Это прелесть! Ах, какая прелесть!” (Г. А. Русаков приводит эти слова в письме к Чехову от 14 февраля 1895 года.)

Сам же автор, отвечая на упрёки в том, что он сам, наверное, болен, раз пишет такие произведения, говорил в письме к Суворину от 25 января 1894 года: “...Если автор изображает психически больного, то это не значит, что он сам болен. «Чёрного монаха» я писал без всяких унылых мыслей, по холодном размышлении. Просто пришла охота изобразить манию величия. Монах же, несущийся через поле, приснился мне”.

В эти годы Чехов создаёт своеобразных героев, сложных, неоднозначных.

Вопросы для обсуждения

1. Кто такой Коврин? Магистр философии, которому является Чёрный монах? Сумасшедший? Или гений, способный общаться с другим миром?

2. Почему мы долго не можем понять, кто же он?

3. Какую роль играет природа для понимания авторского отношения к героям? Найдите описания природы и прокомментируйте их.

4. Сравните два мира: мир Песоцких и мир Коврина. Как вы к ним относитесь?