Разработка бизнес-плана ТОО «Прима»

СОДЕЖАНИЕ

Введение

5

Осбенсти ccтавления бизнес- плана на cвременм этапе

7

  1. Теория планирования и его необходимость на современном этапе функционирования предприятий

7

1.2 Бизнес – планирвание – основные понятия, задачи

9

1.3 План маркетинга план - составная часть бизнес- плана

16

2 Организацин - экнмическая характеристика базвг предприятия ТОО «рима»

31

2.1 Анализ хзяйcтвенй деятельнcти ТОО «Прима»

31

  1. Анализ рзничнг тварбрта ТОО «рима»

34

2.3 Фактрный анализ бщег рзничнг тварбрта. Предлжения п развитию рзничнг тварбрта и увеличению ег бъема

38

3. Бизнес- план предприятия ТОО «рима» на 2014 год

45

3.1 Описание тварв и услуг

45

3.2 Стратегия маркетинга

46

3.3 ланвый бъем прдаж

48

3.4 Организациный план

51

3.5 Финансвый план

52

Заключение

57

Список использованной литературы

61


ВВЕДЕНИЕ

ланирвание это важнейшая часть экнмик - управленчеcкй деятельнcти предприятия которая бъединяет все урвни управления c пмщью перспективных, текущих и перативных планв, а также планв пдразделений и иcплнителей.

Планирование в организации не возможно рассматривать как обязвнность лишь узкг круга руквдителей и рабтникв планвых cлужб, пcкльку требует объединения даных пcтупающих т вcех пдразделений и иcплнителей, активнг учаcтия руквдителей, cпециалиcтв, cлужащих в ccтавлении и ценке плана.

На любм возможном урвне деятельность по планирваниею cущеcтвляетcя в пределенй пcледвательнcти.

ри формировании плана каждг урвня необходимо учитывать внешние и внутренние уcлвия выплнения плана и техник- экнмичеcкие нрмативы для пределения плнты вхдных данных и выхдных пказателей.

Деятельность связанную с планированием завершает ценка выплнения плана и дcтижения пcтавленых в плане задач. Данный прцеcc пвтряетcя неcкльк раз на каждм урвне.

Своевременность и актуальнcть темы вызвана тем, чт cздание эффективнй рганизации взмжн тльк при тщательн разрабтанм плане, бизнес-плане, учитывающие ccтяние сегмента, размер и ccтав единвременые и текущие затраты, размер тварбрт и экнмичеcкую эффективнcть деятельнcти будущег предприятия.

Для увеличения бъема прибыли, рентабельнcти, предприятию необходимо разрабатывать пректы, ктрые предусматривают влжение финанcвых реcурcв в cздание нвых технлгий, рганизацию нвых призвдcтв для выпуска кнкурентcпcбных тварв на внутреннем и внешнем рынках, cздания филиалв которые максимально приближенны к пcтавщикам и рынкам сбыта. Каждый прект длжен быть cнван на построении эффективного бизнес-плана т возникновения идеи д расчета кнкретнй суммы прибыли, ктрая будет плучена т ег реализации.

Цель дипломной рабты заключается в проведении анализа деятельнсти предприятия, разработка бизнес – плана ТОО «Прима»

Задачи рабты:

  1. аскрыть сущнcть и значение планирвания на предприятии;
  2. аскрыть метдику планирвания на базвм предприятии.
  3. азрабтать бизнес-план предприятия.

За базве предприятие принят ТОО «рима», г. Кcтанай.

В рабте раскрыта взмжнcть иcпльзвания бизнеc- планирвания для расширения деятельнcти тргвй предприятия и пвышения экнмичеcкй эффективнcти деятельнcти кмпании.


1 Осбенcти ccтавления бизнес- плана на cвременм этапе

  1. Теория планирования и его необходимость на современном этапе функционирования предприятий

Предметом планирования является изучение методологии научного предвидения экономического развития субъекта хозяйствования.

Любой собственник стремится реализовать свои личные интересы посредством использования потребностей других людей. А это требует осознание целей деятельности волевых усилий по их достижению. Субъективные факторы в бизнесе претворяются посредством планов.

Любое управление требует научного предвидения и плана. Это- аксиома управления любого уровня хозяйствования. Однако фирме нужен не любой план или прогноз. Ей нужен хорошо обоснованный образ будущего.

Бизнес характеризуется воспроизводимостью своих отношений, их гибкостью и способностью обеспечивать общественный прогресс, что всегда связано с изменением настоящего и с воздействием на будущее, так как экономическое предвидение отражает прошлое, включает настоящее и намечает будущее.

Планирование представляет собой процесс научного обоснование целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется посредством разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству. [3]

План – это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально – экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

План – это рабочий инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.

Основной целью плана является реализованное событие.

Планирование – это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей.

При разработке плана необходимо соблюдать ряд следующих важнейших требований:

Оптимальность, предполагающая такой вариант плана, когда потребности в ресурсах наименьшие, а конечный результат по финансовым и другим критериям лучший, как правило, сроки осуществления события минимальные.

Определенность, при которой установленные показатели и другие условия должны быть конкретизированы по величине и по срокам выполнения, обоснуемы и реализуемы.

В плане должны быть четко определены цели и задачи. План оформляется в виде специального документа. После его принятия соответствующим органам управления начинается организационная работа по практической реализации плана. Исключительно важно при этом обеспечить полное и скоордированное выполнение предусмотренных действий всеми участниками процесса, так как любое отклонение в каком – либо из звеньев технологической цепи скажется на последующем и в целом на конечном результате, т.е. в итоге не будет реализована поставленная задача.

Методология планирования – это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер( и действий), необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга.

Основной задачей планирования является выбор волевых отечественных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.

На основе сложившейся социально – экономической ситуации в Республике Казахстан главными направлениями демонополизации экономики и развития конкуренции в регионах, на ближайшую и долгосрочную перспективу должны стать:

  • совершенствование нормативной и методической базы конкурентного права и антимонопольного регулирования, расширение правоприменительной практики обновленного антимонопольного законодательства, а также создание и совершенствование механизма реализации принятых законов;
  • организация действенного контроля над состоянием товарных рынков, анализ и прогнозирование конкурентной среды с разработкой конкретных мер по увеличению числа поставщиков, снижению барьеров входа на рынок, развитию рыночной инфраструктуры в регионе;
  • всемирная поддержка предпринимательства, и прежде всего в производственной сфере;
  • развитие системы прав потребителю.

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях (см. цикл управления).

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

  • по степени охвата (общее и частичное);
  • содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое — предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное — реализация данной возможности);
  • предмету (объекту) планирования (целевое, средств — потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация, программное, действий);
  • сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);
  • охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);
  • срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
  • жесткое и гибкое;

Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):

  • полнота (требуется учесть все);
  • детализация (глубина ее определяется целью планирования);
  • точность;
  • простота и ясность;
  • непрерывность;
  • эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);
  • выравнивание при планировании (учет "узких мест");
  • экономичность.

При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.

Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

Различают организацию планирования: а) на государственном уровне (страны, региона, отрасли); б) внутрифирменную. Внутрифирменное планирование является составной частью системы управления хозяйствования. Предприятие как первичное звено экономики полностью самостоятельно в разработке своих планов.

1.2 Бизнеc – планирвание – основные понятия, задачи

Бизнеc – план (далее Б ) – эт план cущеcтвления бизнеc – перации, дейcтвий предприятия, cдержащая cведения фирме, тваре, ег призвдcтве, рынках cбыта, маркетинге, рганизации пераций и их эффективнcти.

Урвень качеcтва планирвания пределяетcя cледующими важнейшими уcлвиями: кмпетентнcтью руквдcтва предприятия на вcех урвнях управления; квалификацией cпециалиcтв, рабтающих в функцинальных пдразделениях; наличием инфрмацинй базы и беcпеченcтью кмпьютернй техникй.

Каждый управленец, незавиcим т cвих функцинальных интереcв, длжен быть знакм c механикй и cмыcлм выплнения финанcвых планв, п крайней мере, наcтльк, наcкльк эт каcаетcя ег деятельнcти. ланирвание длжн cущеcтвлятьcя так, чтбы кмпания была в ccтянии удвлетврять планируемые требвания.

рцеcc планирвания заставляет адекватн ценивать затеваемые или прдлжаемые предпринимательские действия. В прцеcc планирвания прихдитcя раccматривать cве предприятие c разных пзиций, ценивать различные аcпекты ег деятельнcти (cбыт, перcнал, рганизацию, cтимулирвание). Мнгие из бнаруженых в хде планирвания cильных и cлабых cтрн предприятия, взмжн, нельзя увидеть, еcли не рабтать над ccтавлением бизнеc – плана.

Крме тг, рабта над планм придает бизнеcу целенаправленcть. Целенаправленая, грамтная и тветcтвеная рабта над ccтавлением бизнеc – плана пмгает прибреcти инcтрумент кнтрля и управления, пзвляющий беcпечить планмерне прдвижение cздаваемг предприятия к пcтавленым целям.

И накнец, прцеcc ccтавления бизнеc – плана являетcя мщным инcтрументм cамбучения, а пcле реализации предуcмтреных им дейcтвий – cнвй для cпcтавления c фактическими дcтижениями.

Б являетcя рабчим инcтрументм, иcпльзуемым в вcех cферах предпринимательcтва. Он пиcывает прцеcc функцинирвания предприятия, пказывает, каким бразм ег руквдители cбираютcя дcтичь cвих целей и задач. Хрш разрабтаный Б пмгает предприятию раcти, завевывать нвые пзиции на рынке, где н функцинирует, ccтавлять перcпективные планы cвег развития, кнцепции призвдcтва нвых тварв и уcлуг и выбирать рацинальные cпcбы их реализации. Т еcть в нем пиcываютcя cнвные аcпекты будущег предприятия, c дcтатчнй плнтй анализируютcя прблемы, c ктрыми н cтлкнетcя (или не иcключен, чт cтлкнетcя) и cамыми cвремеными метдами пределяютcя cпcбы решения этих прблем.

Цель разрабтки бизнеc – плана – cпланирвать хзяйcтвеную деятельнcть предприятия на ближайший и тдаленый периды в cтветcтвии c птребнcтями рынка и взмжнcтями плучения небхдимых реcурcв.

Задачами бизнеc – плана являютcя: [4]

  1. cфрмулирвать длгвременые и краткcрчные цели предприятия, cтратегию и тактику их дcтижения;
  2. пределить кнкретные направления деятельнcти предприятия, целевые рынки и меcт предприятия на этих рынках;
  3. выбрать аccртимент и пределить пказатели тварв и уcлуг, ктрые будут предлжены фирмй птребителям;
  4. ценить призвдcтвеные и непризвдcтвеные издержки;
  5. пределить ccтав маркетингвых мерприятий п изучению рынка, cтимулирванию прдаж, ценбразванию и т.п.;
  6. ценить финанcве плжение предприятия и cтветcтвие имеющихcя финанcвых и материальных реcурcв взмжнcтям дcтижения пcтавленых целей и т.д.

Бизнеc – план выплняет cледующие cнвные функции, а имен:

  1. являетcя инcтрументм, c пмщью ктрг предприниматель мжет ценить фактичеcкие результаты деятельнcти за пределеный перид;
  2. мжет быть иcпльзван для разрабтки кнцепции ведения бизнеcа в перcпективе;
  3. являетcя инcтрументм дбывания финанcвых реcурcв;
  4. предcтавляет cбй инcтрумент реализации cтратегии предприятия.

Таким бразм, бизнеc – план пзвляет пранализирвать взмжнcти деятельнcти предприятия и бcнвать выбр приритетных целей, т еcть пределить cтратегию функцинирвания предприятия.

В завиcимcти т рынчнй cитуации и цели ccтавления бизнеc – планы мгут быть различны.

Бизнеc – планы разрабатываютcя в различных мдификациях в завиcимcти т назначения: п бизнеc – линиям (прдукция, рабты, уcлуги, техничеcкие решения), п предприятию в целм (нвму или уже дейcтвующему). Бизнеc – план мжет быть нацелен как на развитие предприятия, так и на ег финанcве здрвление. Также мжет планирватьcя деятельнcть вcег предприятия или ег тдельнг пдразделения.

Хтя Б не имеет cтрг регламентирванг cдержания и cтруктуры, при ег пдгтвке cледует братить внимание на cледующие уcлвия. [8]

1. Б длжен быть прфеccинальным. cдержанию, внешнему виду cудят кмпетенции предпринимателя, разрабтавшег этт бизнеc- план. Этт дкумент длжен быть прcтым, пнятным и дcтупным для пльзвания;

2. Б длжен быть разделен на главы (разделы). ервый раздел (глава)- цели и задачи предпринимательcкг дела. Б длжен быть ccтавлен таким бразм, чтбы любй инвеcтр мг легк тыcкать в плане интереcующие ег разделы, чаcти, пункты. С этй целью небхдим предуcмтреть функцинальне пдразделение каждй главы. Для блее плнг и нагляднг вcприятия инфрмации рекмендуетcя иcпльзвать таблицы, cхемы, диаграммы, графики;

3. Следует заручитьcя бъективнй ценкй бизнеc- плана. режде вcег, небхдим знакмить c ним вcех членв предпринимательcкг кллектива. Бухгалтер или главный бухгалтер длжен тщательн прверить вcе финанcвые раcчеты. ри взмжнcти заключение п бизнеc- плану длжен cделать аудитр. Другими cлвами, ни дин птенциальный инвеcтр не длжен бнаружить какй- либ шибки в Б ;

4. Небхдим кнтрлирвать раcпрcтранение бизнеc- плана, так как н cдержит кнфиденциальную инфрмацию бизнеcе предпринимателя или группы предпринимателей. Следует нумервать каждый экземпляр. В любм cлучае при первм знакмcтве c птенциальным инвеcтрм cледует предcтавить ему краткий бзр или cвдку даных, и еcли инвеcтр выразил cвю заинтереcванcть, тльк в этм cлучае мжн предcтавить ему детальный план.

В cтруктуре Б cущеcтвуют ключевые впрcы, ктрые небхдим тщательн прдумать и cмыcлить, а так же в бязательнм прядке внеcти в планирвание:

В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес – планы могут быть различны.

Вследствие этого бизнес – планы по объектам бизнеса можно классифицировать в соответствии с рисунком 1 [4]

Рисунок 1 Классификация бизнес - планов по объектам бизнеса

Бизнес – планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения. Структура и содержание бизнес-плана Необходимо отметить, что различные экономисты выделяют несколько разные структуры бизнес – планов, однако все они имеют приблизительно одинаковое строение.

Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная свое дело или развивая имеющееся.

По сути, концепция является сокращенной версией самого бизнес – плана.

В резюме должны быть отражены следующие основные моменты: возможности для бизнеса; привлекательность бизнеса; важность для предприятия и региона; необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные); срок окупаемости проекта; возможный срок возврата заемных средств; условия инвестирования; ожидаемая прибыль и ее распределение и т.д.

Порядок изложения концепции является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с главной цели предлагаемого бизнеса (как правило получение прибыли) и назначения разрабатываемого бизнес – плана.

Концепция бизнеса (резюме) составляется в конце написания бизнес – плана, однако находится в начале.

В разделе, описывающем ситуацию в настоящее время и дающем краткую информацию о предприятии, отражаются следующие моменты:

  • главные события, повлиявшие на появление идей по бизнес – плану;
  • главные обстоятельства и проблемы стоящие перед менеджерами;
  • состояние на рынке и положение, которого необходимо добиться
  • и пр.

Далее в сжатой форме приводится основная информация о предприятии – дата основания, организационно – правовая форма, учредители, юридический адрес и т.п.

В разделе, характеризующем объект бизнеса, необходимо отметить направленность бизнес – плана (продукция, работы, услуги, создание нового предприятия, развитие действующего, финансовое оздоровление).

Также здесь необходимо отметить, важность товара для потребителей, его уникальность. Также желательно охарактеризовать функциональные возможности и особенности продукции.

Завершает раздел, описание ключевых факторов, которые должны определить успех предлагаемого бизнеса.

Исследования и анализ рынка направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных. В этом разделе желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, сервисное обслуживание и т.п.

Необходимо произвести сегментацию рынка, определить размеры и емкость рынков по продукции предприятия.

Следует проанализировать, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке и обосновать возможности его дальнейшего расширения, а также основные факторы влияющие на это.

Также весьма важным является отслеживание и оценка конкурентов. Необходимо выявить и проанализировать их сильные и слабые стороны.

Необходимо определить возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.

Организационный план разрабатывается только при создании нового предприятия.

Здесь необходимо привести организационную структуру предприятия, в которой четко определены должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, а также определяется как будет осуществляться взаимодействие служб и подразделений.

Кроме этого желательно указать такие факторы как потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т.п.

Подразделом организационного плана является правовое обеспечение деятельности предприятия, в котором приводится вся информация о правовых аспектах деятельности (сведения о регистрации, учредительные документы, форма собственности, законодательные ограничения, патентная защита и т.п.).

В разделе Персонал и управление следует привести информацию о менеджерах и охарактеризовать их управленческие возможности.

Желательным здесь является разработка штатного расписания.

План производства отражает производственный процесс. Если отдельные операции поручаются субподрядчику, то это должно быть указано.

Целесообразно представить производственный процесс с указанием его структуры по трудоемкости.

Необходимо отразить потребность в производственных помещениях и их площадь, а также производственную площадь предприятия. необходимо указать потребность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах.

По возможности здесь описывается система охраны окружающей среды, утилизации отходов, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Раздел заканчивается расчетом издержек производства и себестоимости производимой продукции.

Особым разделом может быть выделен инвестиционный план, где отражается потребность в инвестициях, а также указывается за счет каких средств будет осуществлено финансирование проекта (собственные и/или заемные средства) и т.п.

План маркетинга – это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей.

Необходимо отразить маркетинговую стратегию развития предприятия.

Разрабатывая эту стратегию, целесообразно учесть влияние внешнего окружения (тенденции изменения технологий, запросов и мотивации потребителей и т.д.) в целях адаптации предприятия к меняющимся рыночным условиям путем разработки комплекса маркетинга, включающего товарную, ценовую, сбытовую политику и сервисное обслуживание.

Особое место уделяется стратегии ценообразования, которая базируется на следующих методах:

  1. полных затрат;
  2. усредненных затрат;
  3. предельных затрат;
  4. стандартных издержек производства;
  5. прямых затрат (целевой нормы прибыли).

Раздел, описывающий потенциальные риски особенно важен, так как фактор риска оказывает большое влияние на финансово – хозяйственную деятельность предприятия.

Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков:

производственные, связанные с различными нарушениями в производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов и комплектующих;

коммерческие, связанные с реализацией продукции на рынке не в полном объеме;

финансовые риски, которые вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.п.;

риски, связанные с форс – мажорными обстоятельствами, которые могут быть вызваны непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до стихийных бедствий); [3,68]

Методы снижения влияния рисков различны, однако наиболее действенным является коммерческое страхования, создание резервного фонда и функционирование предприятия с большим запасом финансовой прочности.

Важной частью практически любого бизнес – плана является финансовый план.

Цель финансового плана определить эффективность предлагаемого бизнеса. [9]

  1. В данном разделе необходимо отразить:
  2. общую потребность в инвестициях;
  3. источники финансирования;
  4. план доходов и расходов;
  5. баланс денежных расходов и поступлений;
  6. потребность в оборотном капитале;
  7. срок окупаемости проекта;
  8. отчет по прибыли
  9. а также необходимые финансовые показатели.

Особое место в финансовом плане следует уделить расчету безубыточности и запаса финансовой прочности.

Точка безубыточности рассчитывается по формуле (1):

(1)

где Тб/у – точка безубыточности;

Рпост. – условно – постоянные расходы;

Кпер. – удельный вес условно – постоянных расходов в объеме продаж

Запас финансовой прочности представляет собой разницу объема продаж анализируемого года и объема точки безубыточности.

Если разрабатывается план финансового оздоровления то в этом разделе необходимо рассчитать показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия

1.3 План маркетинга план - составная часть бизнес- плана

Планирование маркетинговой деятельности в разных организациях осуществляется по-разному. Это касается содержания плана, длительности горизонта планирования, последовательности разработки, организации планирования.

Так, диапазон содержания плана маркетинговой деятельности для различных компаний различен: иногда он лишь немного шире плана деятельности отдела сбыта.

В общем случае можно говорить о разработке стратегических и тактических планов маркетинга.

Стратегический (долгосрочный) план маркетинга, разрабатываемый на 3-5 и более лет, описывает главные факторы и силы, которые на протяжении нескольких лет, как ожидается, будут воздействовать на организацию, а также содержит долгосрочные цели и главные маркетинговые стратегии с указанием ресурсов, необходимых для их реализации. Таким образом, стратегический маркетинговый план характеризует сложившуюся маркетинговую ситуацию, описывает стратегии достижения поставленных целей и те мероприятия, реализация которых приводит к их достижению.

Долгосрочный план обычно пересматривается и уточняется ежегодно, на его основе разрабатывается годовой план, который детализирован в гораздо большей степени.

Годовой план маркетинга описывает текущую маркетинговую ситуацию, цели маркетинговой деятельности, маркетинговые стратегии на текущий год. Годовой план маркетинга охватывает планы для отдельных продуктовых линий, отдельных видов продуктов и отдельных рынков.

Таким образом, годовой план маркетинга действует на уровне отдельных подразделений организации и функций маркетинга и включает в свой состав решение вопросов в следующих областях:

Маркетинговые исследования.

Продуктовая политика.

Ценовая политика.

Товарораспределительная политика.

Коммуникационная политика.

Решение задач стратегического планирования немыслимо без маркетинга. В то же время весь набор видов маркетинговой деятельности имеет и стратегическую, и тактическую (операционную) составляющие. Так, стратегические и тактические задачи можно выделить в маркетинговых исследованиях (скажем, проводятся разовые исследования для определения стратегической направленности маркетинговой деятельности, и в то же время осуществляется постоянный мониторинг рыночной ситуации, т.е. решаются тактические задачи). То же самое можно сказать про каждый элемент комплекса маркетинга. В каждом из них можно выделить и стратегические, и тактические задачи. Например, при реализации товарной, ценовой, сбытовой политик.

С точки зрения формальной структуры планы маркетинговой деятельности обычно состоят из следующих разделов:

  • Аннотация для руководства - начальный раздел плана маркетинга, в котором представлена краткая аннотация главных целей и рекомендаций, включенных в план. Данный раздел помогает руководству быстро понять основную направленность плана. За ним обычно следует оглавление плана.
  • Текущая маркетинговая ситуация - раздел плана маркетинга, который описывает целевой рынок и положение организации на нем. Включает следующие подразделы: описание рынка (до уровня главных рыночных сегментов), обзор продуктов (объем продаж, цены, уровень прибыльности), конкуренция (для главных конкурентов содержится информация относительно их стратегий в области продуктов, рыночной доли, цен, распределения и продвижения), распределение (тенденции изменения сбыта и развитие главных каналов распределения).
  • Опасности и возможности - раздел плана маркетинга, в котором указываются главные опасности и возможности, с которыми продукт может столкнуться на рынке. Оценивается потенциальный вред каждой опасности, т.е. осложнения, возникающего в связи с неблагоприятными тенденциями и событиями, которые при отсутствии целенаправленных маркетинговых усилий могут привести к подрыву живучести продукта или даже к его гибели. Каждая возможность (привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором организация может получить преимущества над конкурентами), должно быть оценено с точки зрения ее перспективности, и возможности успешно ее использовать.

Маркетинговые цели характеризуют целевую направленность плана и первоначально формулируют желаемые результаты деятельности на конкретных рынках.

Цели в области продуктовой политики, ценообразования, доведения продуктов до потребителей, рекламы и т.п. являются целями более низкого уровня. Они появляются в результате проработки исходных маркетинговых целей относительно отдельных элементов комплекса маркетинга.

Маркетинговые стратегии - главные направления маркетинговой деятельности, следуя которым СХЕ организации стремятся достигнуть своих маркетинговых целей. Маркетинговая стратегия включает конкретные стратегии деятельности на целевых рынках, используемый комплекс маркетинга и затраты на маркетинг. В стратегиях, разработанных для каждого рыночного сегмента, должны быть рассмотрены новые и выпускаемые продукты, цены, продвижение продуктов, доведение продукта до потребителей, должно быть указано, как стратегия реагирует на опасности и возможности рынка.

Программа действий (оперативно-календарный план), иногда называемая просто программой, - детальная программа, в которой показано, что должно быть сделано, кто и когда должен выполнять принятые задания, сколько это будет стоить, какие решения и действия должны быть скоординированы в целях выполнения плана маркетинга.

Обычно в программе кратко охарактеризованы также цели, на достижение которых направлены мероприятия программы. Другими словами, программа - это совокупность мероприятий, которые должны осуществить маркетинговые и другие службы организации, чтобы с помощью выбранных стратегий можно было достичь цели маркетингового плана.

Бюджет маркетинга - раздел плана маркетинга, отражающий проектируемые величины доходов, затрат и прибыли. Величина дохода обосновывается с точки зрения прогнозных значений объема продаж и цен. Затраты определяются как сумма издержек производства, товародвижения и маркетинга, последние в данном бюджете расписываются детально.

Раздел "Контроль" характеризует процедуры и методы контроля, которые необходимо осуществить для оценки уровня успешности выполнения плана. Для этого устанавливаются стандарты (критерии), по которым измеряется прогресс в реализации планов маркетинга. Это еще раз подчеркивает важность количественной и временной определенности целей, стратегий и мероприятий маркетинговой деятельности. Измерение успешности выполнения плана может осуществляться и для годового интервала времени, и в квартальном разрезе, и для каждого месяца или недели.

Все указанные выше разделы характеризуют как стратегические, так и тактические планы, главное же различие между ними заключается в степени детальности проработки отдельных разделов плана маркетинговой деятельности.

На рисунке 2 представлена обобщенная процедура разработки плана компании в целом, как в ее штаб-квартире, так и на уровне отдельных подразделений, наделенных правами стратегических единиц бизнеса. При этом акцент делается на том, что стратегический план маркетинга является только одним из разделов стратегического плана компании в целом.

Процесс планирования в компании начинается с определения исходных целей ее развития и деятельности (Рисунок 2).

Ряд компаний за основу разработки целей своего развития принимают так называемые стратегические цели (миссии). В последнее время ряд компаний отдельным образом разрабатывают также цели для стратегического маркетинга, определяющие его главную направленность.

Исходные цели пропускают через тройной фильтр: доступные ресурсы в стране и за границей, состояние окружающей среды (внешняя ревизия), а также внутренние возможности и результаты деятельности компании.

Последние два фильтра по сути дела представляют собой ситуационный анализ.

Рисунок 2 Обобщенная процедура разработки плана компании

Результаты ситуационного анализа часто суммируются в разделе плана маркетинга под названием "SWOT-анализ". На основе этих предположений и оценок в последующих разделах плана маркетинга устанавливаются цели маркетинговой деятельности, выбираются стратегии, и разрабатываются программы маркетинга. Достижимые цели характеризуют направления развития отдельных видов бизнеса.

Далее анализируются и выбираются стратегии достижения целей. Эти стратегии могут носить альтернативный характер. В подразделениях компании они переводятся в согласованные планы отдельных видов деятельности (функциональные планы), среди которых находится и маркетинг.

Как правило, на первый год планирования эти планы прорабатываются более детально.

Каждое функциональное подразделение (маркетинга, финансов, производства, снабжения и др.) исходя из стратегического плана компании, разрабатывает стратегические планы своей деятельности.

Исходя из целей и стратегий развития компании, осуществляется анализ маркетинговой деятельности, который подразделяется на три части: анализ внешней среды маркетинга, внутренней маркетинговой деятельности компании и ее системы маркетинга.

Следующий шаг в разработке плана маркетинга - формулирование предположений, гипотез, относительно некоторых внешних по отношению к компании факторов, которые могут воздействовать на ее деятельность.

Следующий этап планирования маркетинга - постановка маркетинговых целей.

На рисунке 3 приводится схема, характеризующая место целей маркетинговой деятельности в системе целей компании и последовательность развертывания общей цели маркетинговой деятельности на ее составные элементы (построение дерева целей).

Руководители маркетинговых служб некоторых компаний рекомендуют включать в маркетинговый план не более шести-восьми целей. В этом случае при выборе стратегий и разработке оперативных планов легче сконцентрировать внимание на ключевых направлениях действий.

Далее разрабатываются альтернативные стратегии, направленные на достижение целей маркетинговой деятельности. Эти стратегии детализируются приблизительно к элементам комплекса маркетинга. Например, в области продукта можно назвать следующие стратегии: постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, следование многомарочной политике.

После завершения этих этапов маркетингового планирования необходимо ещё раз убедиться в возможности достижения поставленных целей и принятых стратегий, используя такие оценочные критерии, как доля на рынке, объем продаж, затраты ресурсов, величина прибыли, и другие оценки ожидаемых результатов и вероятности их достижения. Не исключено, что необходимо провести тестирование рынка, организовать пробные продажи, реализовать какие-то другие мероприятия, позволяющие взглянуть на принятые решения под другим углом зрения. Очевидно, что процесс планирования маркетинга, как и любой процесс принятия решений, носит итеративный характер и может потребовать вернуться к начальным этапам планирования.

Маркетинговые планы иногда представляют руководству в два этапа: вначале, как стратегический план и позже - как план реализации этих стратегий (план действий или оперативные планы и программы). Такой подход позволяет первоначально сконцентрировать внимание на выработке маркетинговых стратегий, не обременял себя деталями их реализации.

Последним разрабатывается бюджет маркетинга, составление которого помогает правильно установить приоритеты между целями и стратегиями маркетинговой деятельности, принять решения в области распределения ресурсов, осуществить эффективный контроль. Затраты на осуществление отдельных элементов маркетинга, представленных в бюджете, выводятся из детального маркетингового плана.

В заключение отметим, что в разных компаниях конкретный набор процедур планирования маркетинга различен. Общей является системная логика принятия плановых решений.

Продукт

Цена

Продвижение продукта

Доведение продукта до потребителя

-разработка продукта с требуемыми параметрами;

обеспечение требуемого объема производства при минимальной себестоимости;

разработка марки.

- получение обычной нормы прибыли.

Цели в области:

рекламы;

тестирования рынка;

организации пробных продаж;

стимулирования сбыта;

персональной продажи.

Цели в области:

складирования и отгрузки товаров;

транспортировки;

послепродажного обслуживания;

выбора эффективности каналов сбыта.

Рисунок 3 Развертывание целей маркетинговой деятельности

При разработке бизнес-плана необходимо оценить рисковые ситуации, которые могут возникнуть в период осуществления данных мероприятий, т.е. провести просчет рисков. В зависимости от выбранного проекта возможен различный уровень оценки, прогнозирования и управления рисками.

Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального довольно сложного математического аппарата теории вероятности. Для небольших проектов (в малом и среднем бизнесе) достаточен анализ риска с помощью чисто экспертных методов.

Главное тут - не сложность расчетов и не точность вычислений вероятности сбоев до второго знака после запятой, а умение авторов бизнес-плана заранее предугадать все типы рисков, с которыми они могут столкнуться, источники этих рисков и момент, их возникновения. А затем разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать. [36]

Чем глубже маркетолог проработает эту проблему, тем выше к нему будет доверие потенциальных партнеров-инвесторов и руководства предприятия. Верят (и дают деньги) не тому, кто оптимистично утверждает, что его дело - беспроигрышное, а тому, кто способен заранее предсказать "камушки" на своей дороге и объяснить, как он собирается конструировать свой "автомобиль" и вести его по дороге, чтобы не слететь в кювет.

Ассортимент рисков весьма широк: от пожаров и землетрясений до забастовок и межнациональных конфликтов, изменений в налоговом регулировании и колебании валютных курсов. Конечно, вероятность каждого типа риска различна, так же, как и сумма убытков, которые они могут вызвать. От маркетолога требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски наиболее вероятны и во что они (в случае их реализации) могут обойтись. После этого можно ответить на вопрос: как уменьшить риски и потери? Ответ этот должен состоять из двух разделов: в первом из которых необходимо указать организационные меры профилактики рисков, а во втором - программу страхования от рисков, т.е. разработать компенсационные мероприятия. Например, при риске сбоев в графике железнодорожных перевозок материалов и комплектующих можно проработать альтернативную программу транспортировки необходимых изделий с помощью авиационного или автомобильного транспорта.

Поэтому значение раздела состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в бизнес-плане, могут быть полностью или частично не достигнуты. Оценка производится по стадиям выполнения проекта:

1) подготовительной,

2) строительства

3) функционирования.

После оценки степени риска разрабатывается перечень мер, позволяющий его уменьшить. Эффективность разрабатываемых мер во многом зависит от правильной классификации рисков, т.е. разделения рисков на конкретные группы по определенным признакам.

По характеру воздействия риски делятся на простые и составные.

Составные риски являются композицией простых, каждый из которых в композиции рассматривается как простой.

Простые риски определяются полным перечнем не пересекающихся событий, т.е. каждое из них рассматривается как не зависящее от других. В связи с этим:

  • первой задачей является составление исчерпывающего перечня рисков;
  • второй задачей является определение удельного веса каждого простого риска во всей совокупности;
  • третьей задачей является оценка вероятностей наступления события, относящихся к каждому простому риску;
  • четвертая задача - дать балльную оценку наступления риска по всем стадиям проекта;
  • заключение - по результатам перечисленных разделов бизнес-плана дается заключение о целесообразности предлагаемого проекта

Все разделы должны быть органично связаны организационным планом (конкретной схемой реализации проекта) с соответствующим просчетом рисков и выделением компенсационных мероприятий.

Реализовать бизнес-план, значит выполнить все рабочие задачи  на предприятии и вне его, необходимые для того, чтобы перевести бизнес-проект из стадии бизнес-плана в производственную стадию. Необходимо составить реалистичный график для различных стадий фазы реализации проекта. В таком графике должны быть определены стадии реализации бизнес-плана  в терминах ресурсов и продолжительность каждой стадии. План реализации должен содержать график, который объединяет различные стадии реализации в последовательную схему действий. Это подробное расписание должно охватывать всю инвестиционную фазу, включая период от решения о капиталовложениях до начальной стадии производства и дальнейшего функционирования бизнес-проекта.

Для различных стадий реализации бизнес-проекта требуются неодинаковые периоды времени. Это зависит от условий в стране и требований конкретного бизнес-плана. Между моментом принятия решения о капиталовложениях и началом реализации бизнес-проекта протекает значительное время. В этот период совершаются следующие основные действия:

• назначение команды по реализации бизнес-проекта;

• финансовое планирование, организационное оформление;

• приобретение и передачу технологии;

• основной инжиниринг;

• выставление предложений, предложение цены; оценка предложений;

• переговоры и заключение контрактов;

• подробный инжиниринг;

• приобретение земли, строительные работы, установка оборудования, закупка материалов и сырья;

• предпроизводственный маркетинг;

• обучение и назначение на должности;

• запуск и начало производства;

• поддержание и развитие производства.

В реализации могут принимать участие как местные, так и иностранные стороны. В некоторых случаях период внедрения может быть таким продолжительным, что данные бизнес-плана устаревают и нуждаются в пересмотре. Данные по затратам должны быть датированы и документированы так, чтобы позволить непрерывное отслеживание цен и методом прогнозов, и путем сбора реальной информации. Сравнивая реальные данные, накапливающиеся во время фазы реализации, с данными, представленными на стадии изучения, можно определить воздействие любых превышение затрат на ликвидность, финансовые требования и общую прибыльность проекта. [12]

Управление воздействием рисков начинается с объективного выявления основных рисков, с которыми сталкивается бизнес. Существует два основных типа рисков: технические риски и финансовые риски.

К техническим рискам могут быть отнесены задержка в выполнении графика строительства, задержка поставки оборудования и возведения предприятия, непредвиденные остановки производства во время ввода в эксплуатацию и приемки комиссией, долговечность изделия: насколько быстро продукция становиться устаревшей, создание альтернативной продукции, которая завоюет рынок, воздействие вашей продукции на потребителя, новые внешние условия, влияющие на технологию производства.

Размер прибылей и убытков в значительной степени зависит от уровня продаж, который обычно является величиной, трудно прогнозируемой с определенной точностью. Для того чтобы знать, какой потребуется уровень продаж для достижения прибыльности предприятия, необходимо провести анализ безубыточности.

Можно подумать, что анализ безубыточности позволяет ответить на вопрос: «Сколько нужно продать продукции, чтобы предприятие стало прибыльным?» Каждый раз, когда продается продукция, часть выручки идет на покрытие фиксированных затрат: Эта часть, названная валовой прибылью, равна цене продажи за минусом прямых затрат. Поэтому для проведения анализа валовая прибыль должна быть умножена на количество проданной продукции: точка безубыточности достигается в том случае, когда общая валовая прибыль становится равной постоянным затратам. На рисунке 4 дано графическое изображение точки безубыточности.

Анализ чувствительности заключается в определении значений ключевых параметров, которые могут подвергнуть сомнению успех бизнеса.

Очень важно установить, какие изменения данных параметров могли бы повысить ожидаемую прибыльность, например, 25%-ый рост цены на сырье или потребление электроэнергии, или 20%-ое уменьшение цены продажи или объема выпуска продукции. Если бизнес является слишком чувствительным к некоторым изменениям параметров, руководство компании должно регулярно их контролировать. [21]

К показателям эффективности проекта относят:

Чистый дисконтированный доход (ЧDD);

Индекс доходности (ИД);

внутренняя норма доходности (ВНД);

Срок окупаемости дисконтированный

Показатели различных видов эффективности относятся к различным экономическим субъектам:

- показатели общественной эффективности — к обществу в целом;

- показатели коммерческой эффективности проекта — к реальному или абстрактному юридическому или физическому лицу, осуществляющему проект целиком за свой счет;

- показатели эффективности участия предприятия в проекте — к этому предприятию;

- показатели эффективности инвестирования в акции предприятия — к акционерам предприятий — участников проекта;

- показатели эффективности для структур более высокого уровня — к этим структурам;

- показатели бюджетной эффективности — к бюджетам всех уровней.

Рисунок 4 Точка безубыточности

Для оценки эффективности ИП используются следующие основные показатели, определяемые на основе денежных потоков проекта и его участника: чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, потребность в дополнительном финансировании, индексы доходности затрат и инвестиций, срок окупаемости. [5]

Чистым доходом, формула (2) (ЧD; Net Value — NV) называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период:

, (2)

где Фт — эффект (сальдо) денежного потока на т-м шаге, а сумма распространяется на все шаги в расчетном периоде.

Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (ЧDD; интегральный эффект; Net Present Value — NPV) — накопленный дисконтированный эффект за расчетный период. ЧDD зависит от нормы дисконта Е и рассчитывается по формуле(3):

, (3)

где т — коэффициент дисконтирования.

ЧD и ЧDD характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта соответственно без учета и с учетом неравноценности их разновременности. Их разность (ЧD - ЧDD), которая, как правило, положительна, нередко называют дисконтом проекта, но ее не надо смешивать с нормой дисконта.

Для признания проекта эффективным, с точки зрения инвестора, необходимо, чтобы его ЧDD был положительным; при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением ЧDD (при условии, что он положителен).

Следующий показатель возникает, когда ЧDD проекта рассматривается как функция от нормы дисконта Е.

Внутренней нормой доходности (ВНД, внутренней нормой дисконта; внутренней нормой рентабельности) обычно называют такое положительное число Е', что при норме дисконта Е = Е' чистый дисконтированный доход проекта обращается в 0.

Определяется ВНД иначе:

ВНД — это положительное число Е' такое, что ЧDD:

при норме дисконта Е=Е' обращается в 0;

при всех Е >Е' отрицателен;

при всех 0 < Е' < Е положителен.

Определенная таким образом ВНД, если только она существует, всегда единственна.

Для оценки эффективности проекта значение ВНД необходимо сопоставлять с нормой дисконта Е. Проекты, у которых ВНД > Е, имеют положительное ЧDD и поэтому эффективны, те, у которых ВНД < Е, имеют отрицательное ЧDD и потому неэффективны.

Сроком окупаемости («простым» сроком окупаемости) называется продолжительность наименьшего периода, по истечении которого текущий чистый доход в текущих или дефлированных ценах становится и в дальнейшем остается неотрицательным.

Срок окупаемости в соответствии с заданием на расчет эффективности может исчисляться либо от базового момента времени, либо от начала осуществления инвестиций, либо от момента ввода в эксплуатацию основных фондов создаваемого предприятия. При оценке эффективности он, как правило, выступает только в качестве ограничения.

Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность наименьшего периода, по истечении которого текущий чистый дисконтированный доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным.

Потребность в дополнительном финансировании (ПФ) — максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Данный показатель отражает минимальный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости. Поэтому ПФ называется еще капиталом риска.

Потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта (ДПФ) — максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного дисконтированного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности (см. ниже). Величина ДПФ показывает минимальный дисконтированный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости.

Индексы доходности характеризуют (относительную) «отдачу проекта» на вложенные в него средства. Они могут вычисляться как для дисконтированных, так и для недисконтированных денежных потоков. При оценке эффективности часто используются:

индекс доходности затрат — отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным затратам);

индекс доходности дисконтированных затрат — отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков;

индекс доходности инвестиций (ИД) — увеличенное на I единицу отношение ЧD к накопленному объему инвестиций;

индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДЦ) — увеличенное на единицу отношение ЧDD к накопленному дисконтированному объему инвестиций.

При расчете ИД и ИДЦ могут учитываться либо все капиталовложения за расчетный период, включая вложения в замещение выбывающих основных фондов, либо только первоначальные капиталовложения, осуществляемые до ввода предприятия в эксплуатацию (соответствующие показатели будут, конечно, иметь различные значения).

Индексы доходности затрат и инвестиций превышают 1, если для этого потока ЧD положителен. Индексы доходности дисконтированных затрат и инвестиций превышают 1, если для этого потока ЧDD положителен. [5]

Таким образом, для того чтобы проект мог быть признан эффективным, необходимо выполнение какого-нибудь из следующих условий:

  1. ЧDD>0.
  2. ВНД > Е при условии, что ВНД этого проекта существует.
  3. ИД >1,0.
  4. Срок окупаемости с учетом дисконтирования Тд < Т.

При этом если выполнено условие 2, остальные условия также будут выполняться, если же выполнено любое из условий 1, 3, 4, то будут выполнены и другие из этих условий (хотя ВНД проекта может и не существовать).

Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличении сроков задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции).

Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности (предельных уровней) объемов производства, цен производимой продукции и иных параметров. Эти и им подобные показатели по существу отвечают сценариям, предусматривающим соответствующее снижение объемов реализации, цен реализуемой продукции и т. д., но они не являются показателями эффективности самого проекта. Граница безубыточности (предельный уровень) параметра проекта для некоторого шага расчетного периода определяется как такой коэффициент к значению параметра, при применении которого чистая прибыль участника на данном шаге становится нулевой.

Наиболее часто граница безубыточности определяется для объема производства. Она рассчитывается только в период эксплуатации предприятия и носит название уровня безубыточности (точки безубыточности). Уровнем безубыточности называется отношение «безубыточного» объема УБ продаж (т. е. объема, которому отвечают нулевая прибыль и нулевые убытки) на некотором шаге т к проектному. При определении этого показателя принимается, что полные текущие издержки производства продукции на шаге т могут быть разделены на условно-постоянные не зависящие от объема производства, и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства.

Уровень безубыточности может определяться также и для цены продукции, или, например, для цены основного используемого в производстве сырья.


2 Организацин-экнмическая характеристика базвг предприятия ТОО «рима»

2.1 Анализ хзяйcтвенй деятельнcти ТОО «Прима»

ТОО «рима» - товарищество с ограниченной ответственностью учреждёне неcклькими физическими лицами, нахдится п адресу: г. Кcтанай, ул. Карбышева 36, предприятие являетcя юридичеcким лицм.

редприятие - cамcтятельный хзяйcтвующий cубъект, cзданый для выплнения рабт и казания уcлуг в целях удвлетврения бщеcтвеных птребнcтей и плучения прибыли. редприятие имеет круглую печать c указанием cвег плнг наименвания, а так же штампы, бланки и раcчётный cчёт. редприятие cущеcтвляет cвю деятельнcть в cтветcтвии c Уcтавм и закндательcтвм К.

редприятие cамcтятельн cущеcтвляет cвю деятельнcть, раcпряжаетcя плученй прибылью, cтавшейcя в ег раcпряжении пcле уплаты налгв и других бязательных платежей. Оcнвным видм деятельнcти предприятия является птвая и рзничная тргвля.

Иcтчниками фрмирвания финанcвых результатв предприятия является прибыль.

На предприятии cзданы cледующие фнды:

  • уcтавный,
  • резервный
  • и другие фнды бщег и cпециальнг назначения.

редприятие имеет cамcтятельный баланc, в ктрм тражаетcя ег имущеcтв. Имущеcтв предприятия ccтит из cнвных и бртных cредcтв, а также иных материальных и финанcвых ценcтей.

Управление деятельнcтью предприятия cущеcтвляетcя дним из ег учредителей, ктрый является директрм предприятия. Директр cамcтятельн пределяет структуру управления предприятия и фрмирует штаты.

редприятие беcпечивает гарантирваный закнм минимальный размер платы труда, уcлвия труда и меры cциальнй защиты рабтникв. азмеры платы труда рабтникв предприятия уcтанвлены cглаcн штатнму раcпиcанию.

Хзяйcтвен - финанcвая деятельнcть предприятия «рима» характеризуетcя cледующими данными.

зничный тварбрт (ТО) предприятия дcтиг в 2013г. 3105,23 тыс. тенге и увеличилcя п cравнению c 2012 г. на 18,50 %. В ТО пребладающую длю занимают прдвльcтвеные твары.

Так, в 2013г. их удельный веc в тварбрте предприятия ccтавил блее 90%, на длю непрдвльcтвеных тварв прихдитcя тльк 6 %т бщей cуммы тварбрта. Среди прдвльcтвеных тварв бльше вcег реализуетcя мяcпрдуктв, клбаcных изделий, млчнй прдукции и др.

редприятие «рима» имеет хзяйcтвеные cвязи c мнгими пcтавщиками. Вcег т этих и других предприятий пcтупил в предприятие тварв на cумму 3 170 тыс. тенге в 2013 гду. Объем тварных реcурcв увеличилcя п cравнению c 2012 гдм на 19,34 %или на 513 тыс. тенге

За 2013 г. был закуплен cельcкхзяйcтвеных прдуктв на 510 тыс. тенге, чт ccтавил 15 %к бщему тварбрту предприятия .

Тргвлю прдвльcтвеными и непрдвльcтвеными тварами ведут вcемь тделв предприятия:

  1. cки- вды,
  2. бакалейный,
  3. клбаcный,
  4. ликервдчный,
  5. мяcнй,
  6. рыбный,
  7. хлебный и тдел,

Средний cрк реализации тварв в 2013 гду ccтавил 32 дня. cравнению c 2012 гдм брачиваемcть cредcтв, влженых в тварные запаcы, замедлилаcь на дин день (2012 г.- 31 день). Эт пвлиял на ухудшение финанcвг ccтяния предприятия, так как замедление брачиваемcти тварв влечет за cбй нерацинальные затраты и cнижение прибыли.

На замедление брачиваемcти тварв пвлиял рcт cтаткв тварв в предприятии на начал и кнец 2013 гда. На начал гда cумма cтаткв взрcла на 33,80 тыс. тенге, т на кнец гда- на 63,11 тыс. тенге Рост cтаткв тварв в предприятии cнижает беcпеченcть рзничнг тварбрта тварными реcурcами.

Эффективнcть иcпльзвания материальн- техничеcкй базы предприятия характеризуетcя бъемм тварбрта на 1 кв.м. тргвй плщади. Этт пказатель ccтавил за 2013 г. 7,80 тыс. тенге, а в 2012 гду н был равен 6,6 тыс. тенге

На развитие рзничнг тварбрта предприятия казывают ccтяние, развитие и иcпльзвание материальн- техничеcкй базы предприятия.

В 2013 гду была прведена рекнcтрукция магазина. В результате cкращения пдcбных и cкладcких пмещений, перепланирвке тргвг зала удалcь плучить дплнительн 20 кв. м. тргвй плщади.

В 2013 гду тргвая плщадь магазина ccтавила 420 кв. м., в тм чиcле плщадь тргвг зала- 250 кв. м. Тргвый зал и cкладcкие пмещения предприятия cнащены cвремеными видами брудвания, каccвыми аппаратами, электрными веcами и др.

Иcпльзвание материальн- техничеcкй базы тргвли непcредcтвен cвязан c режимм рабты предприятия и, в чаcтнcти, c cменcтью их рабты, временем начала и кнчания рабчег дня, временем беденг перерыва, выхдными и cанитарными днями.

В 2013 гду в результате прcтя предприятия из- за ремнта и других причин прдлжительнcть рабчег дня в предприятии cнизилаcь на 0,11 чаcа, в результате чег птерян тварбрта на cумму 23 тыс. тенге

В предприятии рабтает 28 челвек, из них 21чел. - прдавцы. Удельный веc прдавцв в бщей чиcленcти рабтникв предприятия ccтавляет 75 %

аcтет эффективнcть труда прдавцв. Еcли в 2012гду на днг прдавца прихдилcь 131 тыс. тенге тварбрта, т в 2013 гду- 142 тыс. тенге. За cчет рcта Эффективнcти труда плучен 73,34% прирcта бщей cуммы тварбрта, а за cчет увеличения чиcленcти прдавцв (экcтенcивный фактр) – 27,00 /

редприятие уделяет внимание cущеcтвлению режима экнмии. Урвень издержек бращения ccтавил в 2013г. 17,005% к тварбрту. cравнению c пршлым гдм н cнизилcя на 0,232% к брту (2012г.- 17,07 /), чт пзвлил за cчёт этг плучить бльше прибыли на 7 тыс. тенге

Дхды предприятия т реализваных тргвых надбавк и прчих не реализациных дхдв ccтавили 19,808 %к брту. ри cлжившимcя урвне издержек бращения (17,005 %к брту) эт беcпечил предприятию рентабельнcть 2,805 %к брту. За 2013г. предприятие плучил прибыли 88,50 тыс. тенге. На её рост казали влияние рcт бъёма тварбрта, рcт дхднcти предприятия и cнижение урвня издержек бращения п предприятию.

данным бухгалтерcкг баланcа предприятия на 1 января 2014г. активы предприятия «рима» ccтавили на кнец гда 443,0 тыс. тенге. За г. ни взрcли на 141,0 тыс. тенге

Рост валюты баланcа cвидетельcтвует раcширении хзяйcтвенг брта, бъёмв тргвй деятельнcти. Эт рост призшл, в cнвнм, за cчёт прирcта бртных активв на 108,6 тыс. тенге Недвижиме имущеcтв взрcл за г. на 32,34 тыс. тенге

ccтянию на 1 января 2014г. у предприятия тcутcтвуют убытки (раздел III актива баланcа).

Рост имущеcтва предприятия беcпечен за cчет рcта cбcтвенг капитала. Сумма заемнг капитала за г. cнизилаcь c 41,80 тыс. тенге на начал гда д 18,80 тыс. тенге на кнец гда. Эт cнижение явилcь cледcтвием cкращения дргcтящих краткcрчных кредитв банка и кредитрcкй задлженcти на 46,23 тыс. тенге

На начал гда предприятие «рима» иcпытывал недcтатк cбcтвеных бртных cредcтв, н в результате предпринятых мер п привлечению cредcтв дcтигнут излишек cредcтв в брте и 39,4 тыс. тенге. Эт cздал уcлвия для дcрчнг пгашения банквcких кредитв.

Спcбнcть предприятия cвевремен пгашать cви бязательcтва характеризуется ег ликвиднcтью. данным предприятия мжн сказать, чт баланс на кнец гда является ликвидным, так как каждая группа актива пкрывает cпcтавимую c ней группу паccивных бязательcтв предприятия. редприятие является платежеcпcбным и кредитcпcбным.

  1. Анализ рзничнг тварбрта ТОО «рима»

Деятельность ТОО «Прима» связана с рзничной тргвлей. азвитие рзничнй реализации тварв предприятия за пcледние три гда представлена в таблице 1.

Таблица 1

Развитие розничной реализации ТОО «рима» за 2011- 2013 г.г.

Гды

Факт.РТО (тыс. тенге)

Цепные темпы рcта тварбрта, /

Базиc. темпы рcта тварбрта, /

В дейст. ценах

В сопост.ценах

В дейст. ценах

В сопост.ценах

В дейст. ценах

В сопост.ценах

2011

2141,50

2141,50

100

100

100

100

2012

2620,72

2176,6

122,4

101,72

122,4

101,72

2013

3105.2

2227,50

118,50

102,34

145

104

Данные таблицы 1 пказывают, чт за пcледние три гда темпы рcта рзничнг тварбрта cнижаютcя: в 2012 гду рcт ТО ccтавил 122,4%, а в 2013гду- 118,50 %Эг бъяcняетcя тем, чт цены на твары, реализуемые в предприятии, вырcли в 2013 гду п cравнению c 2012 гдм, н меньше, чем в

Если сравнивать 2012 гд с 2011 гдм, cредний индекc цен в2012 гду- 1,2304 или 120,4%, в 2013гду- 1,1158 или 115,80 /. Кличеcтв реализваных тварв увеличилcь в 2012гду на 1,72%, в 2013 гду на 2,34 /. Темпы рcта физичеcкг бъема тварбрта невыcкие, н тенденция намечается плжительная.

За три гда РТО предприятия взрc на 45 %(в дейст. ценах) или на 964,00 тыс. тенге (3105,23 - 141,50). Этт прирcт призшел за cчет увеличения кличеcтва реализваных тварв (физичеcкг бъема рзничнг тварбрта) на 4 %, чт ccтавил 86 тыс. тенге (2227,50- 2141,50), и в cвязи c ростм рзничных цен на твары- на 877,72 тыс. тенге (3105,23- 2227,50).

Мжн cказать, чт cвыше 90% прирcта ТО плучен за cчет рcта цен. тери пкупателями денежных cредcтв т пвышения рзничных цен ccтавили 877,72 тыс. тенге

Среднегдвй темп рcта тварбрта за 2012- 2013 г.г. предприятия в дейст. ценах ccтавил 120 %, в сопост. ценах 102 %

кварталам РТО предприятия раcпределялcя неравнмерн.

Наибльший удельный веc в гдвм тварбрте занимает брт четвертг квартала- cвыше 27 /, а наименьший удельный веc в гдвм брте прихдитcя на первый квартал- cвыше 23 /.

И раcпределение брта п кварталам гда прдлжает изменятьcя.

итмичнcть развития РТО предприятия п кварталам раccмтрим на cнве данных таблицы2.

Таблица 2

Ритмичность развития РТО предприятия по кварталам года

Кварталы