Разработка программного обеспечения для призывного пункта на языке программирования Delphi

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1 Особенности использования информационных технологий в структуре Вооруженных сил Республики Казахстан 4

1.1 Место и роль призывных участков в структуре Вооруженных сил Республики Казахстан 4

1.2 Применение информационных технологий в деятельности военкоматов 5

2 Разработка программного обеспечения 9

2.1 Основание для разработки 9

2.2 Обзор средств создания автоматизированных рабочих мест и формирование требований к программному комплексу «Призывник» 10

2.3 Обоснование выбора среды программирования 16

2.4 Проектирование и разработка основных алгоритмов и программного кода комплекса «Призывник» 26

2.5 Описание программных модулей 41

3 Руководство для пользователя 43

3.1 Установка программного комплекса «Призывник» 43

3.2 Использование программного комплекса «Призывник» 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52


ВВЕДЕНИЕ

В наш 21 век никто не представляет без компьютеров жизнь во всех ее сферах: экономической, политической, социальной. Компьютерные игры, банкоматы, Интернет - это только начало длинного перечня услуг, представляемых обществом каждому из нас. Продолжается гонка за более совершенными компьютерами и передовыми удобными программами, компьютеризация становится самоцелью при этом, как правило, забывается, что компьютер - это только инструмент, средство, упрощающее нам работу, выполняющее монотонные и трудоемкие операции: накопление, систематизация, обработка больших массивов разрозненных данных, в конечном итоге - представление в упорядоченном виде - необходимой информации. Основой такого процесса являются информационные технологии.

На текущий момент развития информационных технологий остается все меньше сфер человеческой деятельности, в которых не нашла применение компьютерная техника призванная облегчить рутинный, требующий множества сложных однообразных расчетов труд человека [1].

Проектирование, разработка и внедрение автоматизированных рабочих мест на основе компьютерной техники и специализированного программного обеспечения получила широкое распространение. В Республике Казахстан идет подготовка к созданию единой базы данных, в настоящее время внедряются и проходят тестирование отдельные звенья этой масштабной информационной системы: базы данных внутренних органов, налогового комитета и многих других департаментов.

Одной из составляющих этой системы является подсистема учета призывников или если быть более точным учета и формирование команд для отправки на срочную воинскую службу в вооруженные силы Республики Казахстан.

Основной целью данной дипломной работы является создание программного комплекса в области ведения учета и формирования различного вида отчетов в области создания пакетов прикладных программ, в частности системы формирования контингента команд срочной военной службы для департамента вооруженных сил Республики Казахстан Костанайской области.

Для этого были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и привести к единому стандарту все виды необходимых выходных документов (отчетов), использующихся при формировании и отправке команд срочной службы вооруженных сил Республики Казахстан на примере департамента Костанайской области.
  2. Изучить принципы проектирования и создания автоматизированных рабочих мест на примере департамента вооруженных сил Костанайской области.
  3. Провести анализ существующих решений по аналогичной теме.
  4. Создать программный комплекс, решающий задачи учета призывников, формирования команд и различных выходных документов (отчетов).

Объектом исследования дипломной работы являются основные принципы разработки программного обеспечения для призывного пункта на языке программирования Delphi.

Методы исследования: аналитический обзор литературы, программных систем.

По результатам исследования опубликована статья в Сборнике магистрантов и студентов КСТУ

Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников. Работа содержит 4 таблицs и 11 рисунков. Список используемой литературы содержит 29 наименование.


1 Особенности использования информационных технологий в структуре Вооруженных сил Республики Казахстан

1.1 Место и роль призывных участков в структуре Вооруженных сил Республики Казахстан

Среди большого количества организаций и учреждений призывные участки занимают специфическое место, поскольку являются посредником между гражданской и военной сферами общества, решают важные задачи в области строительства Вооруженных Сил РК, накопления и подготовки военно-обученных ресурсов, мобилизационной подготовки и мобилизации Вооруженных Сил РК, социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы. В вопросах "постоянного воспроизводства" Вооруженных Сил РК им в обществе отведена особая роль - военная жизнь гражданина начинается и заканчивается в военкомате: первоначальная постановка на воинский учет, призыв на военную службу, призыв на военные сборы, набор на военную службу по контракту, пенсионное обеспечение граждан, для которых военная служба была профессией.

Законом Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года № 561-IV ЗРК О воинской службе и статусе военнослужащих определено, что одними из его основных задач являются поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил, осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил, обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей [2].

Участие военкоматов в выполнении задач, возложенных на Министерство обороны РК, влечет за собой возложение на них и исполнение ими особого рода задач, отличных от задач других организаций и учреждений.

Основные направления деятельности военкоматов:

  1. поддержание высокой боевой готовности Управления, подчиненных ему управлений и отделов городов и районов;
  2. организация работы по выполнению мобилизационного задания, взаимодействие с исполнительными представительными органами, другими силовыми ведомствами;
  3. организация и ведение учета людских, транспортных, материальных ресурсов;
  4. ведение учета юношей допризывного и призывного возрастов осуществление контроля и оказание методической помощи исполнительным органам и учреждениям образования по подготовке граждан к воинской службе;
  5. приписка граждан к призывным участкам, призыв граждан на срочную воинскую службу и воинскую службу по контракту, отбор граждан и оформление документов для поступления в военно-учебные заведения;
  6. организация работы по патриотическому воспитанию населения совместно с представительными, исполнительными органами, общественными объединениями области, с ветеранами войн и военных конфликтов, пропаганда боевых традиций старших поколений, престижа воинской службы и положительного имиджа ВС РК;
  7. поддержание твердой воинской и трудовой дисциплины в подчиненных управлениях и отделах по делам обороны, здорового морально-психологического состояния личного состава.

1.2 Применение информационных технологий в деятельности военкоматов

Информационные технологии - это загадочное для многих понятие, которое не имеет четко определенного значения, до настоящего времени не разработано общей теории информационных технологий как системы целостных взаимосвязанных приемов, методов и средств обработки информации, не определено само понятие "информационная технология" [3].

Законодатель определил многие термины, например "информация", "информатизация", "информационные процессы", "информационная система", "информационные ресурсы", однако понятие "информационная технология" было им упущено из внимания, несмотря на то, что оно широко использует в тексте многих нормативных правовых актов.

В настоящее время информационные технологии понимаются как работа на компьютере или упрощаются исключительно до ассоциаций с компьютерами и программным обеспечением.

Иной подход к пониманию сущности информационных технологий прослеживается в разных учебных пособиях по информатике, в которых дается определение этого понятия.

Однако и в них все сводится к узкому пониманию информационных технологий как комплекса методов, способов и средств автоматизации информационной деятельности и обеспечения информационного процесса.

Эти определения не являются полными и всеобъемлющими по той причине, что существенно снижают роль информационных технологий как основы построения систем управления и массового обслуживания, оптимизации работы информационной системы или коллектива организации.

Необходимо обратить внимание, что информационные технологии не существуют сами по себе, а являются неотъемлемой частью информационных систем. Их можно сравнить с инструментом, который лежит без дела до тех пор, пока не будет использован мастером по своему прямому назначению.

Применение для выполнения несвойственной функции аналогично приводит или к излишнему расходованию ресурса работы, или к неэффективному использованию.

Поэтому рассмотрение и анализ применяемых информационных технологий осуществляется исключительно в комплексе с самими информационными системами.

Для понимания сущности информационных технологий необходимо обратиться к сущности составляющих этот термин слов: "информация" и "технология".

В различных источниках дается определение понятия "информация", но они поражают своей упрощенностью, сведением всей полноты сути к простому отождествлению с отображением действительности.

Такая трактовка и приводит к ограниченности понимания сути понятия "информационная технология". Непонимание сути термина приводит к тому, что в любого рода документах используется множественное число понятия "информационная технология" - "информационные технологии", что позволяет оперировать термином без осмысления его значения.

Таким образом, несмотря на то, что работа имеет прикладной характер и не имеет цели изучения теории информации и информатики, необходимо четко определить термин "информационная технология" [4-6].

Безусловно, с системной точки зрения заслуживает внимания определение Симоновича С.В.: "Информация - это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов", "информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов", иными словами - информация - это обработанные в соответствии с определенными требованиями потребителя данные (или сведения) о каких-либо явлениях, объектах, событиях, процессах и лицах.

Понятие "технология" имеет более устойчивое и однородное определение в различных источниках, которое можно сформулировать как определенная документами последовательность (или совокупность) действий, направленных на достижение поставленной цели.

Диалектическое объединение понятий "информация" и "технология" позволяет раскрыть понятие "информационная технология" как установленную нормативными документами систему действий и средств (инструментов) по преобразованию данных (сведений) о лицах, явлениях, объектах, событиях и процессах в соответствии с определенными требованиями заинтересованных потребителей информации.

Корневым стержнем является последовательность действий, которая определяется требованиями пользователя, вырабатываемыми в соответствии с целью его деятельности, регламентирующими документами в сфере приложения информационной технологии, на основе этих параметров определяются формализованные документы, которые должны быть на всех этапах обработки данных и представления информации.

Необязательными элементами могут быть оптимизирующие компоненты (например, база данных) и технические средства (например, компьютер или аппаратура связи), которые усовершенствуют работу, а также орган, уполномоченный осуществлять регламентацию деятельности, и специализированная по предоставлению технических средств организация, являющиеся в определенных условиях внешними факторами.

Наглядное представление сущности термина "информационная технология" дано на рисунке 1

Уполномоченный

орган

Регламентирующие

документы

Требования

пользователя

Объект

изучения

Данные

(сведения)

Формализованные

документы

Информация

Цель изучения

(обработки)

Пользователь

(заказчик)

Последовательность

действий

Оптимизирующие

компоненты

Операторы

(исполнители)

Технические

средства

Специализированная

организация

Рисунок 1. Принципиальная схема организации и внешних связей информационной технологии

Детальное рассмотрение представленной схемы неизбежно подводит к выводу, что информационная технология - это не что иное, как система со своими элементами, подсистемами, связями и внешней средой.

Следовательно, информационная технология должна обладать свойствами, присущими только системам: принципом эмерджентности (в соответствии с которым система обладает качествами, не присущими изолированным друг от друга отдельным составляющим ее элементам) и синергическим эффектом (дополнительным эффектом, возникающим при совместном, взаимосвязанном действии элементов системы, который может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от организации системы) [7-10].

Действия должны выполняться каким-либо персоналом, если пользователь является заказчиком и не выполняет определенные действия по обработке данных. В случае, если пользователь самостоятельно выполняет что-либо, то все равно он выполняет функции оператора. Таким образом, кто бы ни исполнял функции непосредственной работы с данными, в структуру информационной технологии включается оператор - человек, непосредственно осуществляющий техническую работу.

Подводя итог всему вышесказанному, можно окончательно сформулировать определение понятия "информационная технология" - это установленная нормативными документами система действий и средств (инструментов) по преобразованию данных о лицах, явлениях, объектах, событиях и процессах в соответствии с определенными требованиями заинтересованных потребителей информации. С этой точки зрения, можно уверенно заявить, что информационные технологии являются основой оптимизации работы любого общественного организма в силу своей четкости строения и появления эмерджентности и синергизма.


2 Разработка программного обеспечения