Адаптация ребенка к школе





Ваш ребенок идет в школу, в первый класс. Событие значимое и поэтому Вы к нему готовились основательно. Купили рюкзак, тетради, альбом, краски и все то, что нужно для школы. Как правило, родители много внимания уделяют именно материальной стороне, знаниям (умение читать, считать и т. д.) и меньше эмоциональной сфере ребенка. Ошибочно родители предполагают, что если отвести ребенка на курсы по подготовке к школе, то это и будет залогом успеха его обучения и адаптации к школе. Это действительно важный этап, и родители, которые уделили этому время, поступили правильно, но это не все что включает в себя подготовка ребенка к школе. Важно чтобы родители ориентировались в развитии своего малыша, который стал младшим школьником, чтобы они могли вовремя включиться в ситуацию и оказать временную помощь в период адаптации ребенка к школе.

Поступив в школу, ребенок занимает совершенно новое место в системе отношений людей, происходит отрыв ребенка от прежней комфортной обстановки. Дом, садик, школа - три социума, которые имеют свои законы, свой уклад и требования. У ребенка, который идет в первый класс, происходят перемены, как внутренние, так и внешние. И хорошо когда сам ребенок и его родители готовы к переменам.

Внешние изменения. Изменение распорядка дня, новый коллектив, новый учитель ( как правило, дети его называют учителем, но подразумевают воспитателя и ждут отношения характерного именно для садика), более свободное передвижение по школе, пространственные изменения, столкновение с детьми разного возраста. У ребенка внутри возникает конфликт во многих сферах, например: дома он может встать и пойти в туалет, в садике он тоже сам идет в туалет, а в школе уже надо спросить разрешения выйти. Или дома бабушка давала покушать в любое время, в садике кормят 4 раза точно по графику, а в школе это целое событие, детей строят парами и ведут в другое помещение, где уже есть много других детей. Взрослым кажется, перемен не много, все очень похоже, но ребенок видит только перемены и ему приходится к ним привыкать, то есть идет адаптация не просто к новым условиям, а и к новой жизни, потому что теперь даже дома школа, так или иначе будет его касаться. Он должен будет готовить уроки, вовремя ложиться спать, вставать рано, собирать портфель и так далее. То есть у ребенка появляются каждодневные обязательства, которые будут оцениваться: учителем, родителем, одноклассником. Уже в первом классе ребенок через отношение учителя к нему знает успешен он или нет.

Внутренние изменения. Вводится система оценки успешности ребенка. Причем она не только является объективным показателем его успеваемости, но и влияет на его самооценку. Если раньше ребенок получал оценку от родителей, то теперь оценка выносится со стороны каждого, кто будет иметь с ним контакт: учитель, одноклассник, другие ученики и родители. Очень важно чтобы оценка ребенка была адекватная со всех сторон, чтобы не получилось что у одних он хулиган, у мамы золотой и хороший, у одноклассника "вредина". При такой обстановке ребенок будет избегать посещения школы, так как в ней ему вынесли плохую оценку, а дом будет выступать в роли убежища. Задача родителей это сгладить и разъяснить, что сам ребенок выбирает каким ему быть. Хочешь быть хорошим - будешь, главное приложи усилия и тогда все увидят, что ты ХОРОШИЙ, УСПЕШНЫЙ, УМНЫЙ и так далее. Если же разрыв в оценках будет велик между учителем и родителями, то внутри ребенка будет расти недовольство, как собой, так и теми, кто его травмирует. Чтобы этого избежать необходимо учителю и родителям вести единую политику, и ни в коем случае не занижать способности ребенка, не " вешать " на него ярлыки, например: грязнуля, двоечник, недалекий и так далее. Ребенок может взять ярлык " на себя " и поверит, что он такой, каким его называют. Поэтому важно его оценивать с позитивной точки зрения, важно повышать его чувство собственного достоинства, чувство того, что он индивидуальность. Так же к внутренним переживаниям можно отнести взаимоотношения с одноклассниками. К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой сформировавшуюся личность, которой свойственны те или иные черты характера. Поэтому поступив в школу, он своего рода открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих взаимоотношений. При этом ребенок продолжает обращаться к своему прошлому опыту, к тому, что было ранее в садике или дома и сравнивает эти периоды. Отсюда идут дискомфортные ощущения, когда он не видит соответствия между прошлым и настоящим, его представления как картинки не совмещаются. Отсюда у ребенка может возникнуть внутренний дискомфорт, агрессия ( направлена на других) , аутагрессия (направлена на себя) поэтому задача родителей поддержать его и разъяснить почему тут так, а дома иначе. На плечи родителей ложится ответственность за то, чтобы ребенок принял новые нормы, новые условия и правила поведения, легко прошел адаптацию к школе.

У ребенка 6-7 лет уже достаточно развиты рефлексивные способности (рефлексия -обращение сознания на себя - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний: какой я есть в действительности, каким меня видят другие, каким я себя вижу и т. д.). В развитии личности ребенка этого возраста мотив " Я должен" преобладает над мотивом "Я хочу". То есть у ребенка к моменту поступления в школу формируются психологические свойства характерные школьнику. И именно школа дает ему возможность эти свойства развить и закрепить в ходе школьного обучения. Ребенок усваивает специальные психофизические и психологические действия, которые обслуживают письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, лепку и т. д. Учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом, контролем за своим вниманием, развитием усидчивости, терпения, мысленным планированием и решением задач и т. д. Он как бы не только видит новое окружение, он еще и видит нового себя, и через себя развивает и реализует свои новые качества и характеристики, которые в последствии обеспечат хорошую успеваемость в школе.

Из комфортных семейных условий ребенок попадает в более жесткие условия, где требуется активизация всех жизненных сил, как физических так и психологических. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессовая. У ребенка повышается психическая напряженность и это отражается не только на его здоровье, но и на поведении. Поэтому, если учитель фиксирует негативное поведение ребенка, родители должны ответственно подойти к этому вопросу. Не следует попустительствовать, а надо обратиться к школьному психологу.

У большинства детей в этот период развиваются адаптационные формы поведения, рефлексии, и психические функции, которые будут способствовать его внедрению в новую ситуацию и он с успехом преодолеет стресс, связанный с появлением новообразований. Ведущим видом деятельности у ребенка становится учеба. Учебная деятельность требует от него новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, мышления и воображения, создает условия для личностного развития ребенка. Родители могут способствовать лучшей адаптации к школе, и лучшей успеваемости, если не допустят попустительства со своей стороны. Ребенок после школы обязательно должен иметь свое личное время для игры или для отдыха, в то же время он каждый учебный день обязан выполнять домашнее задание. Негативно сказываются на ребенке крайние формы опекунства или пренебрежительного отношения со стороны родителей в период первого школьного года обучения. Нельзя полностью загрузить ребенка учебой и постоянными требованиями о том, что он должен хорошо учиться. Если ребенок не будет одобрен со стороны родителей, то это может усилить его дезадаптацию, потому что в новой ситуации он может оправдать ожидания родителей. Поэтому, когда родители видят, что ребенок не справляется с тем, или иным новым обстоятельством школьной жизни, то самой лучшей помощью будет поддержка, а не высмеивание и критика. Родители могут сказать малышу: " Ты справишься, я уверен(а)", могут оказать ему временную помощь, но не вводить его в систему, иначе малыш будет во всех ситуациях полагаться на родителей. Если Вы видите, что данное препятствие малыш может преодолеть сам, тогда поддержите его, а не давайте готовое решение, пусть учится принимать решение и доводить начатое до конца. За эти успехи Вы можете его поощрять или хвалить. Такая позиция родителей дает возможность ребенку реализовать свои способности, учит его полагаться на себя и не ждать, что кто-то со стороны за него сделает ту или иную работу. Для школьника данные качества очень полезны, так как процесс обучения становится полем деятельности, где он может состояться как успешный, лучший, одобряемый. Очень важно в период первого года обучения не загружать ребенка до предела. Родители всегда хотят дать малышу больше, чем он может принять от них. Организовывают посещение кружков: танцы, вышивание, театральные группы, занятия английским и так далее. Такое отношение может привести к нежеланию и отвержению учебного процесса. Ребенок не успевает делать домашнее задание, и самое главное, у него нет времени на игры. Ребенок не получает отдыха, он находится в такой ситуации, когда все решения по поводу его времяпровождения решают родители, при этом они забывают, что отдых это залог здоровья. Два выходных в неделю достаточно для взрослого, а для ребенка должен быть отдых каждый вечер. Перенагрузка в учебном процессе может вызвать не только физическую слабость ( ОРЗ, грипп, бронхит ), но и эмоциональную( депрессия, агрессия, раздражительность, плаксивость...).

Как правильно организовать учебный день ребенка

Утром. Обязательно покормить завтраком, проверить собран ли портфель, сказать, что он молодец ( за что-то, например: все покушал, портфель собран...). Пожелать отличного дня и пообещать, что вечером обязательно чем-то займемся интересным. ( Слово, данное ребенку, надо сдерживать не смотря ни на какие обстоятельства).

Днем. После прихода ребенка домой со школы дать ему время на отдых. Он переодевается, кушает, потом можно предложить отвлечься, порисовать, поиграть в какие-либо игры.

После отдыха. ( проведение игры) говорим малышу, что идем пить чай и после этого делаем уроки ( таким образом, мы готовим его к тому, что сейчас он будет работать). Во время выполнения домашнего задания находиться рядом с ребенком, стараться не раздражаться, поощрять его успехи и время от времени отходить на 0,5-1 минуты. Если за это время он выполнил несколько неопрятно домашнее задание акцентировать его внимание, сказать, что он может лучше и попросить: " Покажи, как ты можешь постараться ". Если ребенок выполнил несколько домашних заданий и устал, родитель должен дать ему время на отдых, лучше всего организовать активное время провождение. Так как после сидения за столом ему требуется " выплеснуть" накопившуюся энергию. Можно поиграть в догонялки, в прятки, можно поиграть " кто выше ", можно выйти на улицу и дать ему возможность поиграть в песке или покататься на качелях, заняться тем делом, которое ему нравится. Если дети, которые могут выполнить все домашнее задание за один присест, поэтому им не требуется. Но после длительного сидения за столом и длительной интеллектуальной нагрузки такому ребенку требуется больше времени на разрядку, на восстановление своих сил.

Вечером. Ребенок должен собрать портфель, пок4шать обязательно обмыться, так как вода дает ощущение чистоты и отдыха. Можно стопы ног пополоскать прохладной водой, чтобы снять напряжение сегодняшнего дня. Перед сном можно почитать спокойную литературу. Мультфильмы желательно смотреть днем, так как они возбуждают нервную систему ребенка, и он может перед сном долго лежать в кровати, тревожно спать, или бояться ( если мультфильм был со злыми героями).

Памятка родителям.

Важные условия для успешного школьного обучения каждого младшего школьника: