Пути пвышения эффективнсти развития малого бизнеса в Республике Казахстан

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………….5

1 Эволюция развития предпринимательской деятельности……………………....7

1.1 Экономическое содержание предпринимательства. Понятие малого бизнеса………………………………………………………………………………..7

1.2 Анализ современного состояния и развития малого предпринимательства.18

1.3 Развитие малого предпринимательства за рубежом…………………………20

2 Анализ развитие малого предпринимательства в Республике Казахстан……………………………………………………………………...…….25

2.1 Современное состояние малого бизнеса……………………………………...25

2. 2 Проблемы и механизмы финансирования сектора малого предпринимательства в Республике Казахстан ………………………………….27

2.3 Проблемы и перспективы инновационных предприятий малого бизнеса в Республике Казахстан…………………………………………………………….31

3 Пути пвышения эффективнсти развития малого бизнеса в Республике Казахстан…………………………………………………………………………..42

3.1 Работа по улучшению бизнес-климата в Республике Казахстан……………42

3.2 Мероприятия поддержки и развития малого бизнеса в Республике Казахстан……………………………………………………………………………48

3.3 Технопарки в Республике Казахстан…………………………………………64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….70


ВВЕДЕНИЕ

Развитие малого предпринимательства является одним из условий успешного реформирования экономики. Создание и развитие сектора малого предпринимательства является основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Настоящая работа во многом обусловлена потенциалом малого предпринимательства как движущей силы становления и развития рынка. В ежегодном Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана 2013 года отмечено, что задача сегодняшнего дня – создание необходимых условий и предпосылок для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних. Становление и развитие сектора малого бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики любого государства. Статистические данные по структуре ВВП зарубежных стран говорят о том, что в рыночной экономике малый бизнес представляет собой ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Помимо этого, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость.

Зарубежный опыт экономического и социального развития подтверждает, что предпринимательство может стать реальным фактором не только стабилизации, но и роста экономики Казахстана. Малое предпринимательство содействует поддержанию на должном уровне конкуренции, гибкой перестройке производства, ускорению инновационных процессов, формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости. В связи с этим научный анализ экономических проблем малого бизнеса в Казахстане приобретает особую значимость в условиях реформирования экономики, характеризующейся, в первую очередь структурной перестройкой хозяйства, необходимостью стабилизации воспроизводственных процессов и обеспечения в перспективе устойчивого экономического развития.

Актуальность на сегодняшний день приобретают проблемы оптимизации государственного и негосударственного воздействия на сектор предпринимательства, отсутствие целостной системы управления предпринимательством на уровне государства и его регионов, конкретного предприятия. В целом можно отметить, что в республике государственная поддержка малого и среднего бизнеса носит многоуровневый характер: осуществляются мероприятия в области снижения налогового бремени, проводится легализация собственности и активов, реализовывается комплекс мер по облегчению доступа к кредитным ресурсам, упрощаются административные процедуры и разрешения, организовываются региональные центры поддержки малого и среднего бизнеса как в городах, так и на селе.

Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» был создан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 № 669 «О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2008 года № 962 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669» путем слияния акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «азына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук». Важным фактором развития малого бизнеса является информационная среда предпринимательства, Информация при становлении “информационного общества” в сочетании с капиталом, трудом, землей и предпринимательскими способностями превращается в мощный фактор ускорения экономического роста. Поэтому для обеспечения информационно-методической и консультационной помощи малым предприятиям необходимо создавать по опыту зарубежных стран центры развития малого бизнеса, бизнес-инкубаторы, технопарки. Укреплять и развивать связи малых предприятий через систему бирж, торговых ярмарок, банков и инновационных компаний.

и развитие малого бизнеса - сложный и противоречивый процесс, требующий комплексного подхода. Когда республика достигнет некоторой макроэкономической стабилизации, необходимо повернуться лицом к микроэкономическим проблемам. Развитие малого и среднего бизнеса в республике не столько должно опираться на внешнюю помощь, сколько на использование внутреннего потенциала Казахстана.

Целью данной дипломной работы: показать основную тенденцию развития малого предпринимательства в Казахстане, проблемы его развития и возможные пути их решения.

Задачи:

рассмотреть становление и развитие малого предпринимательства; изучить сущность и проблемы предпринимательства в Казахстане;

произвести анализ основных проблем развития малого и среднего предпринимательства.

Предметом исследования являются отношения, возникающие между государством и малым и средним предпринимательством.

Объектом исследования являются предприятия малого и среднего бизнеса Республики Казахстан.

Методологической и теоретической основой работы являются научные исследования представителей зарубежной и отечественной экономической мысли, законодательные и нормативные акты Республики Казахстан. В работе также использовались монографические исследования, статьи, опубликованные в периодической печати, данные Агентства Республики Казахстан по статистике, статистические материалы стран СНГ, зарубежные источники, материалы отдельных казахстанских предприятий малого и среднего бизнеса. Научная новизна работы заключается в совершенствовании механизма государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан.


1 Эволюция развития предпринимательской деятельности

1.1 Экономическое содержание предпринимательства. Понятие малого бизнеса

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Предпринимательство(предпринимательская деятельность)-инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

Предприниматель – это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места.

Определение предпринимательства. Природа предпринимательского дохода. В научный оборот термин «предприниматель» был введен впервые экономистом Ричардом Кантильоном в 1975 году, обозначив так человека, покупающего по известной цене, а продающего по неизвестной и, следовательно, несущего риск.

До сих пор отсутствует единый подход к определению феномена «предпринимательства». Четкое определение «предпринимательство» является одной из проблем в условиях формирования парадигмы стратегического развития Казахстана по инновационному пути.

Современное определение предпринимательства опирается на множество точек зрения. Наиболее общей является понимание предпринимательства, в широком смысле, как специфический фактор общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую динамику воспроизводственных процессов через создание новых более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов.

В более конкретной форме, предпринимательство – это система хозяйствования, основанная на рисковой, инновационной деятельности, целью которой является получение предпринимательского дохода, и затрагивающая либо весь процесс воспроизводства, либо отдельные его стадии (производство, распределение, обмен и потребление).

Предпринимательский доход отличается от «среднестатистической» прибыли и определяется как «сверхприбыль», возникающая в результате исключительно рационального соединения факторов производства, что ведет к снижению индивидуальных издержек по сравнению с общественными, на базе которых формируется рыночная цена.

В экономической теории понимание предпринимательского дохода базируется на теории экономических (вмененных) издержек, в соответствии с которой предпринимательских доход делится на нормальную прибыль и экономическую прибыль (сверхприбыль).

Бухгалтерские (внешние) издержки – учтенные денежные выплаты и расходы, плата за привлекаемые ресурсы.

Внутренние (субъективные) – затраты собственного ресурса, которые невозможно учесть в финансовой деятельности предпринимателя как хозяйственного субъекта. Внутренние издержки содержат в себе нормальную прибыль и альтернативные издержки предпринимателя.

Альтернативные издержки – возможные максимальные доходы от альтернативного использования собственных ресурсов (имущества, труда, капитала), выступающие как рента, проценты на капитал, зарплата.

Нормальная прибыль – минимальное вознаграждение за реализацию предпринимательских способностей, которого достаточно для того, чтобы удержать предпринимателя в данной сфере хозяйствования.

Риск как ключевой аспект предпринимательства. Самые первые исследователи предпринимательства (Р.Кантильон и его последователь Иоган Генрих Тюнен) связывали предпринимательство именно с риском, а организационно-управленческие и инновационные аспекты предпринимательской деятельности не рассматривались.

По Кантильону предприниматель это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск. устремленный в будущее, чьи действия характеризуются надеждой получить доход, и готовностью к потерям.

Прибыли и потери предпринимателя есть следствие риска и неопределенности, сопровождающих его решения. Прибыль зависит от разницы между вполне определенной закупочной ценой факторов производства и той неопределенной ценой, по которой результирующий продукт можно будет продать.

Последователи Кантильона определили предпринимательский доход как плату за риск, которая качественно отличается от дохода на капитал и заработной платы. Таким образом, существует качественное отличие предпринимателя от собственника капитала и менеджера. Одной из причин, вызвавшей необходимость подобного разграничения послужила индустриальная революция, высветившая роль предпринимателей и собственников капитала в экономическом развитии.

Разница между функцией предоставления капитала и предпринимательской функцией является основой для развития современного венчурного капитала. Венчурный капиталист - это профессионал в сфере распределения капитала (собственного или средств держателей акций) в рискованные предприятия с целью получения высокой, заранее оговоренной, нормы прибыли.

Но только предприниматель берет на себя риск и всю полноту ответственности за успех бизнеса, поэтому он должен обладать качествами необходимыми как для менеджера, так и для предпринимателя. В то же время Маршалл подчеркивает, что качеств, характеризующих идеального предпринимателя настолько много, что только немногие обладают ими в высшей степени. В основном предприниматели могут быть в чем-то очень сильны, в чем-то менее, но главная задача предпринимателя заключается в том, чтобы привести в движение капитал, труд, разработать основной план и детальные мероприятия по его выполнению. По мере роста предприятия, должны расти и предпринимательские способности, при этом, он должен сохранять свою оригинальность, разносторонность, способность к инициативным действиям, настойчивость, только в этом случае, он может оставаться успешным предпринимателем. Таким образом, заслуга Маршалла в том, что он впервые указывает на разницу между предпринимателем и менеджером (администратором).

Предпринимательство как экономический феномен - уже категории бизнеса, но в хозяйственной практике их часто отождествляют. Однако это не синонимы и не тождества, хотя и очень близкие по значению понятия.

Бизнес шире, чем предпринимательство, ибо он охватывает отношения, возникающие между всеми участниками рыночной экономики, и включает в действие не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственные структуры.

Предпринимательство - динамичный элемент бизнеса, представляющий собой инициативную, самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность гражданами, объединениями граждан по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг с целью получения прибыли. Предпринимательство включает в оборот своего субъекта, предпринимателя, а не всех участников рынка. Отсюда мы можем вести речь о предпринимательском бизнесе, наряду с потребительским, трудовым и государственным. Существуют 3 формы предпринимательского бизнеса (индивидуальное предпринимательство, хозяйственное товарищество и акционерное общество).

Философией предпринимательства является свободный индивидуализм, главная черта которого - обеспечение личного процветания за счет собственных усилий, но это не противоречит интересам общества. Возможности обогащения одних не должны сдерживаться слабостями других. Только богатый может быть меценатом, спонсором, милосердным. Извлекая пользу для себя, предпринимательство действует на благо общества.

Предпринимательство формирует вокруг себя среду, в которой утверждается уважение к личности, реализует стремление к самоутверждению, позволяет высвободить творческий потенциал людей, обеспечивает им сферу деятельности, выступает как тип хозяйствования. Являясь следствием демократизации общества, предпринимательство само, по мере проникновения в экономические структуры и в психологию людей, поддерживает процесс освобождения общества и личности от рутинных стагнаций производства, формирует тип мышления, образ жизни. Бизнеса без предпринимательства не бывает, это не только элемент его системы, но и фактор развития.

Развитие предпринимательства означает рационализацию экономики, повышение конкурентоспособности, избавление от балласта неиспользуемых или плохо эксплуатируемых ресурсов, более полную реализацию главного потенциала общества - человека. По этой причине предпринимательство не может быть социалистическим или капиталистическим. Оно - неотъемлемая часть бизнеса, рыночной экономики и развивается только там, где утверждается свободная рыночная среда и демократизация общества.

Всякое угнетение предпринимательства является основой для порабощения человека.

Нельзя быть свободным гражданином, не имея своего дохода, своего дела. Общество, в котором все люди - наемные работники по отношению к государству, не может быть гуманным. Экономика, превращенная в единую фабрику, где все работают по единому хозяйственному плану, отвергла предпринимательство, по своей сути. Возникшее, так называемое, социалистическое государство, демагогически проповедовавшее якобы свое процветание при нищем народе и разоренной, дефицитной экономике, было обречено. Практика показала, что современные социалистические тенденции знаменуют резкий разрыв со всем ходом западной цивилизации, которую современный человек создавал, начиная с эпохи возрождения, и, которая была, в свою очередь, цивилизацией, основанной на принципах предпринимательства. Поэтому сегодня возврат к предпринимательству - это возврат к цивилизации, это путь выхода из тупика, в который нас завели глашатаи «строительства коммунизма».

Предпринимательство, как элемент бизнеса, не может быть отделено от труда, от ведения хозяйства, от присвоения. Без труда бизнеса не бывает. Труд и предпринимательство - это процессы целенаправленной деятельности по производству материальных и духовных благ, но если для предпринимательства труд - главное условие его развития и источник создания жизненных благ, то предпринимательство - это средство, оплодотворяющее труд творчески, осознанным компонентом, это содержательная, качественная сторона деятельности, характеризующаяся самопринуждением субъектов, выбравших данную деятельность, их заинтересованностью, непосредственной причастностью к конечным результатам труда.

Предпринимательство - это качественно новый эффективный тип ведения хозяйства, который требует прогрессивных способов, приемов, методов его ведения, а также конкретного собственника, хозяина производства. Таким образом, предпринимательство выступает как экономическая категория, элемент бизнеса, тип хозяйствования и образ жизни.

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство государственное;

б) предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление непосредственных производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, конструкторское бюро);

2) осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества, прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом — посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

1) к увеличению производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;

2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

3) к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в этом виде предпринимательства - основная, определяющая.

Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:

1) традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство),

2) инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Таким образом, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

  • количество занятых работников до 50 чел.;
  • годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
  • сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:

  • количество занятых работников от 50 до 250 чел.;
  • годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;
  • сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основании патента, выданного налоговыми органами или свидетельства об индивидуальном предпринимательстве.

Изменения внутренних и внешних условий хозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия (растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством.

Основываясь на опыте работы американских компаний можно сделать вывод: «Те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе производства, не столько выигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и долю рынка». [15, 26 ]

Какие же характеристики необходимы сегодня успешно развивающемуся производству?

Небольшие организационные подразделения с небольшим числом работников, имеющих более высокий, чем прежде, квалификационный и образовательный уровень.

Небольшое число уровней управленческой иерархии, почти полное упразднение организационной пирамиды.

Данные тенденции в развитии организационных структур управления реализуются в двух направлениях:

во-первых, это динамичное развитие малого бизнеса;

во-вторых, появление и развитие командных (бригадных) структур.

Сегодня на всех уровнях управления нужны автономные, самоуправляемые группы работников из разных подразделений компании, способные непосредственно выйти на рынок. В сущности, данные структуры являются логическим следствием тенденций в развитии формирования организационной структуры управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Основные преимущества, характерные черты, присущие малому и среднему бизнесу:

а) возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе упрощена структур принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

б) ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

в) поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашей страны; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкий бизнес мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.

г) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям на основе субкооператоров.

д) небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

е) экономическая эффективность производства в малых предприятиях.

ж) инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР.

Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства.

Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. В большинстве случаев (около 90%) фирмы разоряются не из-за нехватки капитала или неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний. [23,163]

1.2 Анализ современного состояния и развития малого предпринимательства

Предпринимательство всегда находится под пристальным вниманием государства. С 1991 года в Казахстане реализовано шесть государственных программ по поддержке и развитию МСБ. В настоящее время реализуется Дорожная карта бизнеса – 2020. За последние годы сокращено более 600 различных подвидов лицензируемой деятельности. Выдача некоторых лицензий передана на региональный уровень, а сами процедуры упрощены. Создан Комитет по развитию предпринимательства, функционирует ФРП «Даму» и другие институты.

В рейтинге Всемирного Банка по легкости ведения бизнеса показатели Казахстана последовательно улучшаются. На сегодня Казахстан занимает 47 позицию. Доступ к капиталу в Казахстане значительно повысился в последние годы.

Формируется трехуровневая система финансирования в частном секторе. Функционируют различные институты содействия предпринимательству: ассоциации, объединения, включая «Атамекен», бизнес инкубаторы, консалтинговые компании, некоммерческие структуры и учебные. Улучшение бизнес климата и повышение потенциала предпринимательства положительно сказывается на темпах экономического развития.

Как известно, бизнес должен выполнять 3 основные функции: экономическую, инновационную и социальную функцию.

Малый бизнес Казахстана готов стать основой экономической деятельности, однако его потенциал, особенно инновационный, еще полностью не задействован. Сегодня бизнес выполняет больше социальную функцию, взяв на себя часть функций государства по обеспечению занятости (31% населения вовлечены в сферу малого и среднего предпринимательства). 

Доля субъектов малого предпринимательства (СМП) в общем количестве хозяйствующих субъектов – 93%, что соответствует уровню развитых стран. Низкий вклад СМП в ВВП (20%) по сравнению с развитыми странами (Германия – 57%, Великобритания-52, США – 52, Франция- 50%), вызван тем, что большую долю в ВВП создает крупный бизнес (7% крупного бизнеса Казахстана создает 70% ВВП, представленного нефтяным и горно-металлургическим секторами). Эта ситуация отражает структуру нашего бизнеса, в большей части сосредоточенного в сырьевых отраслях (Рис.1)

Рис. 1 – Доля СМП в ВВП, в общей занятости и в общем количестве хозяйствующих субъектов

На сегодня выпуск продукции в СМП на 48% больше, чем в субъектах среднего предпринимательства (ССП). Однако наблюдается тенденция увеличения темпов роста выпуска продукции ССП, что является положительной тенденцией для создания базы индустриализации. Так, выпуск продукции СМП в 2010 году составил 7275779 млн. тенге, что больше на 26,2% по сравнению с 2009 годом. Выпуск продукции ССП в 2010 году составил 4761501 млн. тенге, что на 30,2% больше, чем в 2009 году.

Удельный вес уплачиваемых налогов СМП в общем объеме налоговых поступлений в 2009 году составил 15,0%, в том числе удельный вес поступлений от индивидуальных предприятий (ИП) и крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) всего лишь 6 %. Это говорит о том, что малый бизнес пока еще не является основным источником налоговых поступлений и основным фактором экономической деятельности государства. Вместе с тем СМП создают базу для развития средних и крупных предприятий, а также выполняют вспомогательную функцию для функционирования среднего и крупного бизнеса. 

Большинство компаний не стремятся разрабатывать и внедрять инновации. Частично это объясняется тем, что бизнес слабо представляет выгоды от инновационной деятельности. Он не имеет достаточных свободных финансовых средств для разработки и внедрения инноваций. Основной формой инноваций остаются процессные инновации, продуктовые и технологические инновации не получили широкого распространения. В результате существующий инновационный потенциал в виде технопарков, венчурных фондов, НИИ, институтов инновационного развития, конструкторских бюро используется не в полном объеме. 

На сегодня занятость обеспечивают в равной мере ИП, ССП и юридические лица МП (в среднем 734 тыс.человек). Однако эта тенденция не сохраниться в ближайшее время, т.к. наблюдаются положительные тенденции роста численности занятых в ССП, а численность в ИП и КФХ будет сокращаться. Если в 2006 году численность занятых в ССП составляло 267074 человек, что почти в 2 раза меньше, чем в СМП, то уже в 2010 году эти показатели сравнялись и за 9 месяцев 2011 года численность ССП превысила численность занятых в СМП. Все это говорит о положительной тенденции увеличения среднего предпринимательства. Положительной тенденцией является рост юридических малых предприятий. Наблюдается снижение численности занятых в ИП. Так, в 2009 году в ИП было занято 874,4 тыс. человек, в 2010 - 710,6 тыс. человек.

Снижение численности в КХ вызвано наметившейся тенденцией урбанизации и объединением существующих предприятий. Итого, на сегодня МСБ обеспечивает занятость 2630 тыс. человек, что составляет 31% от общего числа занятых в экономике, что означает выполнение МБ социальной функции.

По состоянию на 01.11.2011 г. подавляющую долю 64,8% (2/3) составляют индивидуальные предприниматели, что обусловлено введением с 2002 года специального налогового режима для субъектов малого бизнеса, предусматривающего упрощенный порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов и упрощение налоговой отчетности; преобразованием неорганизованного челночного бизнеса в организованный в форме ИП. Следствием данной тенденции явилось то, что в Казахстане отсутствует достаточный предпринимательский слой для проведения индустриализации (доля средних предприятий составляет 1,2%).

Доля активных субъектов МСБ в общем количестве зарегистрированных составляет 72,7%. (Рис. 2). Высокая доля неактивных субъектов вызвана тем, что здесь учтены предприятия, которые давно прекратили свою экономическую деятельность, но фактически не могут закрыться, потому что процедура закрытия бизнеса очень сложная (10 тыс. долларов и от 1,5 до 5 лет). Большую долю в общем количестве активных субъектов МСБ составляют ИП (64,8%), КХ (24,7%), юридические лица МП (9,3%) и только 1,2% ССП.

Однако, в связи с тем, что темпы роста ССП составляют 2,1 раза, при сохранении такой тенденции доля активных ССП будет повышаться более высокими темпами, чем другие формы хозяйствующих субъектов. В Казахстане все еще низка доля среднего бизнеса (всего 1,2% от количества активных субъектов МСБ), однако они выпускают около 60,4% продукции сектора МСБ. Это говорит о высокой производительности труда в среднем бизнесе и необходимости его дальнейшего развития, как основной составляющей экономического роста. 

Рис. 2. Доля активных субъектов в общем объеме зарегистрированных субъектов МСБ

Регионы резко различаются по уровню предпринимательской активности. Почти половина экономического потенциала (47,3%) страны сосредоточена в 4 регионах, численность населения которых составляют около 3 млн. человек, т.е. пятая часть населения Казахстана приносит около 50-ти процентов от всех доходов страны. Наибольший удельный вес занимают города Астана и Костанай, индустриальные регионы. На долю четырех отстающих аграрных регионов приходится 11,7 % ВВП. По валовому региональному продукту на душу населения Атырауская область превышает Жамбылскую в 10 раз. Разрыв между отдельными регионами за 10 лет усилился: с 9 ,4 раз в 2000 г. до 10 раз в 2009 году. Самый низкий уровень имеют аграрные области, самый высокий – гг. Астана и Костанай, нефтегазовые регионы.

Лидерами по количеству активных субъектов являются ЮКО, Алматинская, г.Костанай, что частично объясняется большой плотностью населения. Наименьшее количество активных субъектов в Кызылординской, Северо-казахстанской и Мангистауской областях. Это связано с аграрной направленностью регионов и низкими объемами выпуска продукции. Вместе с тем, в ряде регионов наблюдается тенденция снижения количества активных субъектов МСП: ЮКО и Алматинская область.

1.3 Развитие малого предпринимательства за рубежом

Существующая структура сектора МСБ Казахстана не способствует масштабной диверсификации экономики страны, т.к. 41,1 % заняты в торговле, в то время как в развитых странах доля торговли на уровне 18 % (Канада), 16,4 % (Норвегия). Наблюдается расхождение с развитыми странами по сельскому хозяйству и промышленности: в Казахстане 23,4% и 2,2%, в Канаде – 4,62% и 6,1%, Норвегии – 1,46% и 6,6% соответственно (Рис.3).

Причины отраслевых диспропорций:

- гарантированно быстрая отдача от инвестиций в торговле (срок окупаемости инвестиций в торговлю составляет от 0,5 до 1 года, в промышленности от 3 – 10 лет);

- высокий уровень первоначального капитала в промышленности (по данным GEM 2007, от 5 млн. тенге и выше, в то время как в торговле от 20 тыс.тенге);

- отсутствие достаточных собственных ресурсов;

- высокие риски капиталовложений в промышленность. 

Рис. 3. Доля МСБ в отраслевом разрезе в сравнении с зарубежными странами

Учитывая вышеизложенное политика государственной поддержки должна быть направлена в приоритетные сектора с учетом их экспортоориентированности с постепенным переходом от массовой к «индивидуальной» поддержке проектов. 

Несмотря на то, что в рейтинге Doing Business республика поднялась с 58-го на 47-е место, по сложности получения разрешения на строительство Республика Казахстан занимает, по данным Всемирного банка, 147 место из 183. По данным Всемирного банка, затраты на экспорт одного контейнера из Казахстана более чем в 6 раз превышают аналогичные затраты на экспорт из Китая и составили в 2011 году 3130 долл. США, а по времени 76 дней. Вместе с тем положительным моментом являются высокие позиции Казахстана в рейтинге простоты регистрации собственности, где Казахстан уверенно опережает страны блока БРИК, а также многие развитые страны.

По данным опроса, только 15% опрошенных участвуют в программах государственной поддержки, эффективность которых составляет 89%. Основные факторы, влияющие на предпринимательскую активность: бизнес-компетенции (30%), регуляторная система (25%), финансы (15 %), институты поддержки (10%), инфраструктура поддержки (10%), налоги (10%).

Бытует мнение, что главная проблема для предпринимателей – это финансы. Однако практика показывает, что 46,2% начинающих предпринимателей сделали собственные вложения в объеме 57,7% в стартовый капитал. Вложения друзей и коллег в предпринимательство – 30% и 3,1% соответственно. Прочие лица поддержали предпринимательское финансирование в объеме 6%. Таким образом, только 3,2% финансовых ресурсов - потребность бизнеса в других финансовых институтах (GEM).

Использование компаниями банковского кредита за последние 6 месяцев составило 21,2%, для сравнения ЕС - 30,4%. В среднем, казахстанские компании берут взаймы суммы до 25 тысяч евро (до 5 млн тенге), при этом заимствования за последние два года делали лишь около 30% компаний, что значительно меньше среднего по 27 странам ЕС. В Казахстане недостаточно развит коммерческий кредит, лизинг, гранты или субсидированные банковские кредиты. В структуре финансирования МСБ большую долю составляют БВУ (64,6), доля АО «ФРП Даму» - 28%, АО «НУХ КазАгро» - 5,6%. Несмотря на большое количество институтов финансовой поддержки, наиболее крупными являются только эти 3. "ФРП Даму" с 01.11.2007 по 01.09.2011 годы выдал 10093 займов. Средняя сумма кредита составила 31,79 млн. тенге. Средний срок кредита 26 - 27 месяцев. Средне взвешенная ставка 16,20%. Эффективная ставка 17,95%. Общее количество созданных рабочих мест составило 3070. По количеству налоговых платежей Казахстан занимает высокую позицию (всего семь платежей, 11 место по данному показателю), а также достаточно хорошую позицию по общей ставке налогообложения (по этому показателю страна находится на 41 месте, размер общей ставки налогообложения 28,6%, по которой Казахстан входит в тройку первенства по странам СНГ). Казахстан занимает 13 место в рейтинге 183 государств по простоте налоговых платежей, лидируя не только в Центральноазиатском регионе, но и среди стран СНГ. Страны Центральной Азии находятся ниже по списку: Киргизия - 162 место, Таджикистан - 168 место и Узбекистан - 157 место. Россия в мировом рейтинге налоговых режимов занимает 102 место, Китай 121 место. Область, где республике необходимо значительно улучшить свои показатели, - это затраты времени на выполнение налоговых обязательств, по этому показателю страна на 68 месте. В Казахстане в настоящее время зарегистрировано свыше 50 бизнес-инкубаторов и инновационных центров, основную долю клиентов которых составляют компании, занимающиеся производством (продукты питания, пошив одежды, производство мебели, ремесло и производство сувениров) и работающие в сфере услуг (в сфере обучения, консалтинга и строительно-ремонтных работ, СТО). Деятельность казахстанских бизнес-инкубаторов сводится к простой аренде помещений, в то время как бизнес-инкубатор должен быть местом развития малых инновационных предприятий. В 2010 году из государственного бюджета в АО «НИФ» были выделены средства в размере 245 миллионов тенге на оплату услуг, оказываемых технопарками по технологическому бизнес-инкубированию проектов. Количество казахстанских франчайзинговых сетей насчитывается в 37 единиц, количество казахстанских франчайзинговых точек – 189. Иностранные сети, которые занимают до 90% рынка, больше представлены торговым франчайзингом. Объем франчайзинговых отношений в Казахстане, в доле МСБ составляет 3,5%. Объем розничного товарооборота через франчайзинговые сети в Казахстане - 1,5%. Для сравнения объем франчайзинговых отношений в доле МСБ в Германии составляет 45% и объем розничного товарооборота через франчайзинговые сети в Германии 60%. С целью продвижения франчайзинга на казахстанский рынок необходимо реализовать следующий набор мер: широкомасштабная пропаганда данной формы создания бизнеса (процент банкротств сокращается в 3 раза); создание магазинов по продаже франшиз (с учетом российского опыта); совершенствование системы защиты интеллектуальной собственности; активизация деятельности казахстанской ассоциации франчайзинга; совершенствование законодательства в области франчайзинга. Для дальнейшего развития предпринимательства необходимо предоставление следующих условий: знания по ведению бизнеса (кадры, бизнес- навыки, бизнес-планирование, стратегирование); информация о рынке (маркетинг, рынки сбыта, партнеры, конкуренты); доступность капитала и технологий (кредиты, инвестиции, лицензии и патенты); административные барьеры (лицензирование, разрешения, администрирование, конкуренция); инфраструктура поддержки (институты развития, СЭЗ, инкубаторы, ассоциации, транспортно-логистические коммуникации).


2 Анализ развитие малого предпринимательства в Республике Казахстан