Использование музыкальных произведений композиторов разных эпох на тему любви в процессе подготовки сольного вокального концерта

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Бурятский республиканский педагогический колледж»

Кафедра музыкального образования

Диплом

Использование музыкальных произведений композиторов разных эпох на тему любви в процессе подготовки сольного вокального концерта

Выполнила Соломенникова Валентина

Студентка 341 группы МХФ

Проверила Рубан Любовь Константиновна

Г.Улан-Удэ, 2015

Содержание

Введение………………………………………………………………..….……..3

Глава I. Технология подготовки и проведения сольного концерта

1.1 Понятие концерта. Виды концертов

1.2 Классификация концертов

1.3 Технология подготовки концертов

Глава II. Составление программы сольного концерта на тему любви посредством произведений композиторов разных эпох.

2.1. Сценарий сольного концерта на тему любви

2.2. Анализ музыкальных произведений композиторов разных эпох на тему любви, используемых в сольном вокальном концерте

2.3 Принципы составления концертной программы

2.4. Работа с концертмейстером

Заключение………………………………………………………………………

Приложение…

Список использованной литературы ………………………………………….


Введение

 Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, осмысления красоты и глубины человеческих чувств и отношений.

История развития человека как личности неразделимо связана с историей развития искусства и культуры. Духовные потребности населения на протяжении многих веков провоцировали модификацию, как отдельных видов искусства, так и методы его преподнесения в массы.

Наше исследование посвящено использованию музыкальных произведений композиторов разных эпох на тему любви в процессе подготовки сольного вокального концерта.

Концертно - исполнительская деятельность – важная часть творческой работы студентов, которая является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Она предполагает овладение определенным комплексом теоретических знаний и практических умений, требует постоянного музыкального, интеллектуального и артистического совершенствования.

Цель работы вытекает из признания её актуальности — подготовить сольный вокальный концерт на тему любви.

Гипотеза исследования:

- описать технологию подготовки и проведения концерта :  

- определить понятие концерта, его виды;  

- изучить технологию  подготовки концерта;

- раскрыть технологию проведения концерта.

Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи:

1. Дать характеристику понятия «концерт», рассмотреть виды концерта.

2. Разработать концертную программу.

3. Провести музыкальный анализ произведений.

4. Провести сольный концерт.

Объектом исследования является процесс подготовки сольного вокального концерта.

Предмет исследования - произведения композиторов разных эпох на тему любви.

Методы исследования: анализ и синтез специальной, методической, справочной литературы.

Теоретическая значимость:  определены понятие концерта, его виды;  изучена технология  подготовки концерта;  раскрыта технология проведения сольного концерта.

Структура и объем курсовой работы определились с учетом цели и задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, и списка использованной литературы.

Глава I. Теоретические основы подготовки сольного концерта

  1. Концерт, виды концертов.

Концерт (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.

Концерт в разные исторические эпохи

Несмотря на то, что корни концертной деятельности уходят в античность, современный концерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. Предшественниками концерта можно считать разного рода состязания древней в Древней Греции. Из литературных источников до нас дошли имена прославившихся греческих певцов Тернадо (676 г до н. э ), Стехизора. Ксенокрита, Клеомента. Теона и других.

В Средние века (до второй половины XVIII века) концерт был прерогативой аристократии и носил музыкально-исполнительский характер, к тому же имел закрытую форму, рассчитанную на небольшой круг специально приглашенных лиц. С появлением первых опер в конце 16 века вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артистов – любимцев публики с исполнением наиболее эффективных арий  из опер или танцев из балетов. Постепенно артисты  в дивертисментах стали пополнять репертуар произведениями, взятыми не только у ведущих спектаклей. Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артистов, которые в рамках театрального представления остались так или иначе скованными. Появление в 16 веке первых опер повлекло за собой формирование вокального искусства. Не смотря на то, что основы вокального обучения создавались с незапамятных времён , родоначальницей оперного пения, как вокального жанра, является Италия. Яркими представителями и одними из создателей мировой классической вокальной школы, педагогических традиций являются педагоги Мануэль дель Пополо Висенте Гарсиа (отец – великий тенор периода Дж.Россини) и Мануэль Патрисио Родригес Гарсиа (сын)

В 16 веке европейская музыкальная литература обогатилась рядом интересных сочинений, в которых, наряду с общими теоретическими рассуждениями о музыке, приводятся высказывания о технике художественного пения, делаются попытки научного объяснения процесса звукообразования и появляются изложения первых методов обучения художественному пению как искусству. Наиболее значительными работами в 16-ом и 17-ом веках, дошедшие до наших дней, были работы Джозеффо Царлино (16 век), Людовико Цаккони (16 век), Джулио Каччини (17 век), Оттавио Дуранте (17 век), Михаила Преториуса (17 век). Известен метод обучения пению Парижской консерватории (17-18 вв.), методика выдающегося французского певца Гароде, чешского педагога и певца Манштейна, итальянского певца и педагога Франческо Ламперти, Энрико Карузо и многих других. Именно в Италии откристаллизовалось в своих основных качествах искусство оперного певца как жанр. В Италии произошел первоначальный отбор и типизация всех вокальных понятий. Из Италии вышли и удержались до сих пор во всем мире термины вокального искусства, определились и наметились основные элементы технологии оперного пения, такие понятия, как тесситура, дыхание, диапазон голоса, сольфеджирование и вокализирование, пассажи, трели, динамика звучания, регистры, интонации и т.д.

Родиной первых форм развлекательных концертных программ в помещениях салонов-театров, паб-театрах (пивных баров со сценой) и мюзик-холлов (музыкальных залах при гостинице) оказалась Англия.

Особенного расцвета подобный синтез достиг во Франции во второй половине XIX века. Характерной чертой для Парижа и для других французских городов стала деятельность кафешантанов и кафе-концертов, рассчитанных на небольшое число посетителей.

Первые действительно публичные концерты XVIII века были исключительно музыкальными. Появление на профессиональных подмостках других видов искусства можно связывать с возникновением концертных программ в драматических театрах (к. XVIII — н. XIX в.): после сыгранной пьесы там шёл ещё дивертисмент, в котором актёры данного театра и приглашенные со стороны артисты показывали концертные номера разных жанров.

В середине 20-х годов 19 века дивертисменты начинают устраиваться и в драматических театрах, главным образом в Александровском в Петербурге  и в Малом театре в Москве. Тут они нарекаются антрактами, ибо а антракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. В антрактах выступают самые знаменитые актеры, того времени. Великий М. Щепкин первым стал читать пред занавесом произведения А.С. Пушкина и Т.Г. Шевченко, басни И.А. Крылова. Исполнял он в антрактах и водевильные куплеты. Таким образом, антракт приучал к соседству разнообразных жанров. И еще очень важно, что выделялись и выносились на просцениум лучшие, более удавшиеся монологи куплеты и другие фрагменты ролей. И это естественный отбор постепенно превращался в новую форму искусства – концерт. Все виды выступлений в дивертисментах и антрактах до сих пор живут в концертных программах. Обычай актеров театра исполнять лучшее из своего сценического репертуара прочно вошел в концертную жизнь. Без их выступлений не обходится современный концерт. В середине 20-х годов 19 века дивертисменты начинают устраиваться и в драматических театрах, главным образом в Александровском в Петербурге  и в Малом театре в Москве. Тут они нарекаются антрактами, ибо а антракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. В антрактах выступают самые знаменитые актеры, того времени. Великий М. Щепкин первым стал читать пред занавесом произведения А.С. Пушкина и Т.Г. Шевченко, басни И.А. Крылова. Исполнял он в антрактах и водевильные куплеты. Таким образом, антракт приучал к соседству разнообразных жанров. И еще очень важно, что выделялись и выносились на просцениум лучшие, более удавшиеся монологи куплеты и другие фрагменты ролей. И это естественный отбор постепенно превращался в новую форму искусства – концерт. Все виды выступлений в дивертисментах и антрактах до сих пор живут в концертных программах. Обычай актеров театра исполнять лучшее из своего сценического репертуара прочно вошел в концертную жизнь. Без их выступлений не обходится современный концерт. Вряд ли многие знают сейчас, что слово вокзал, связанное со «встречами» и «отъездами», «лязгом колес», закрепилось за местом прихода и ухода поездов из-за искусства, и притом искусства эстрадного. В 18 веке вокзалами назвали загородные сады с клубно-концертными помещениями, которые сочетали в своих стенах концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из «Лондонского Воксала» -  столичные увеселительные учреждения. В 40-х годах 19 века большой популярностью пользовался Павловский вокзал, где были построены концертная и танцевальная зеленая эстрада и Сад искусственных вод. В садах и вокзалах интереснейшими постановками были целые представления, построенные на фольклоре: танцах, песнях, обрядах некоторых областей России. В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестров, исполняющих танцевальную музыку. Пятнадцать лет на эстраде Павловского вокзала выступал композитор Иоганн Штраус. В эти годы им были созданы лучшие вальсы. Эстрада вокзалов и садов развивалась в явно демократическом направлении, чем вызывало недовольство Николая I. При Александре II  ее положение еще ухудшилось. В 1862 году вышел указ, окончательно подчинивший концертное дело полицейскому надзору. Допускались только благотворительные концерты при императорском театре. Но благотворительные концерты сыграли немалую роль в развитии отечественной эстрады, но ее истинно народный характер был несколько приглушен.

В середине 20-х годов 19 века дивертисменты начинают устраиваться и в драматических театрах, главным образом в Александровском в Петербурге  и в Малом театре в Москве. Тут они нарекаются антрактами, ибо а антракте перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. В антрактах выступают самые знаменитые актеры, того времени. Великий М. Щепкин первым стал читать пред занавесом произведения А.С. Пушкина и Т.Г. Шевченко, басни И.А. Крылова. Исполнял он в антрактах и водевильные куплеты. Таким образом, антракт приучал к соседству разнообразных жанров. И еще очень важно, что выделялись и выносились на просцениум лучшие, более удавшиеся монологи куплеты и другие фрагменты ролей. И это естественный отбор постепенно превращался в новую форму искусства – концерт. Все виды выступлений в дивертисментах и антрактах до сих пор живут в концертных программах. Обычай актеров театра исполнять лучшее из своего сценического репертуара прочно вошел в концертную жизнь. Без их выступлений не обходится современный концерт. Вряд ли многие знают сейчас, что слово вокзал, связанное со «встречами» и «отъездами», «лязгом колес», закрепилось за местом прихода и ухода поездов из-за искусства, и притом искусства эстрадного. В 18 веке вокзалами назвали загородные сады с клубно-концертными помещениями, которые сочетали в своих стенах концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами. Слово «вокзал» перешло к нам из «Лондонского Воксала» -  столичные увеселительные учреждения. В 40-х годах 19 века большой популярностью пользовался Павловский вокзал, где были построены концертная и танцевальная зеленая эстрада и Сад искусственных вод. В садах и вокзалах интереснейшими постановками были целые представления, построенные на фольклоре: танцах, песнях, обрядах некоторых областей России. В садах и вокзалах утвердились и выступления оркестров, исполняющих танцевальную музыку. Пятнадцать лет на эстраде Павловского вокзала выступал композитор Иоганн Штраус. В эти годы им были созданы лучшие вальсы. Эстрада вокзалов и садов развивалась в явно демократическом направлении, чем вызывало недовольство Николая I. При Александре II  ее положение еще ухудшилось. В 1862 году вышел указ, окончательно подчинивший концертное дело полицейскому надзору. Допускались только благотворительные концерты при императорском театре. Но благотворительные концерты сыграли немалую роль в развитии отечественной эстрады, но ее истинно народный характер был несколько приглушен.

Начиная с XX века «концерт» приобретает немного иное звучание. Так, например, Малая Советская Энциклопедия (3-е изд. 1959) включает в программу концерта «литературные, хореографические, а также сценические (вне театрального представления) произведения». В Большой советской энциклопедии (3-е изд.) мы встречаемся с закреплением сегодняшнего понимания концерта. «Концерт, публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Виды концерта — музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)»

Концерт сегодня стал самостоятельным видом искусства, многоликим и многообразным. Он вобрал в себя жанры от серьезной камерной симфонической музыки до жанров эстрадно-развлекательных.

Концерт в массовой культуре

Концерт в массовой культуре — массовое зрелищное событие, проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе (площади, стадионы и т. п.). Как правило в концертах участвуют хореографические, эстрадные и рок-коллективы. Сцена на концертах оборудована микрофонами, мощной звуковоспроизводящей и световой аппаратурой. Иногда концерты проводятся на открытом пространстве в несколько гектар, где строится специально оборудованная звуком и светом большая высокая сцена для выступления артистов. Как правило такие подиумы окружатся большими видеоэкранами, на которые транслируется увеличенное изображение происходящего на сцене. На таких больших концертах количество зрителей доходит до 500 000 человек.

Исполнение на подобных концертах может быть как вживую, так и под фонограмму.

1.2  Классификация концертов.

Концерт – самая популярная и общедоступная форма культурно-досуговой деятельности, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта – формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного. И, наконец, удачный концерт – это всегда хорошая возможность отдохнуть, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю. Существует несколько видов концертов, но эта классификация, в какой-то степени, условная.

Виды концертов и их характеристика.

В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую  из двух основных разделов: филармонического и эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим либо к эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром. К филармоническим принято относить следующие жанры концертов: - симфонические: концерты симфонического оркестра, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора; - камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов; - концерты духовых инструментов, оркестров или ансамблей народных инструментов; -концерты хоровых и танцевальных коллективов, хор, капелла, ансамбль песни и танца и т.д. - концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов – мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов – концертмейстеров ансамблей и оркестров; - музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистами, чтецами, артистами балета; - концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающих исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

К эстрадным концертам относятся: - концерты эстрадно-симфонических и эстрадных концертов, джазоркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку; - концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения; - концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен; - концерты артистов разговорного жанра (артистов драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.); - театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов, с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы); - концерты коллективов народно-эстрадного жанра исполняющий легкий, развлекательный репертуар; - концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.

Утвердилась следующая классификация концертных программ, но квалификация в какой то степени условная:

 По целевому назначению: текущие, отчетные, смотровые, праздничные, юбилейные;

 По месту проведения: стационарные, выездные, гастрольные;

По составу участников выступлений: любительские, профессиональные, смешанные;

По числу участников: сольные (бенефисы), групповые (полубенефисы), коллективные (одного кружка или студии), сводные и т.д.;

По составу зрителей: концерты для детей, ветеранов, для женщин и др.;

По способу построения программ концерты могут быть тематические, сборные (дивертисменты), театрализованные.

Таким образом, концерт самая популярная и общедоступная форма культурно-досуговой деятельности, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.

1.3.Технология подготовки концерта.

Среди главных требований, которые предъявляются к концерту как форме культурно-досуговой деятельности, можно выделить следующие:

 Идейная выдержанность.

Познавательная и воспитательная ценность концертных программ.  Художественная полноценность исполняемых произведений.

Организаторы концертов при оформлении концертных программ не должны проявлять нетребовательность и опускаться до неразвитого зрителя, а постепенно перевоспитывать его несовершенные вкусы. Обычное оправдание «это нравится публике» здесь неуместно. Лучший способ борьбы  с «халтурой» - активно противопоставлять ей произведения настоящих мастеров:  и классиков, и современников, и отечественных, и зарубежных. Сильным средством высоких эстетических вкусов навсегда останутся произведениями народного творчества, проверенные временем,  отшлифованными многими поколениями, ставшими настоящими шедеврами.  Отобрать для концертной программы  идейно и художественно  полноценные танцы, песни, стихи -  только половина дела. На высоком уровне должно  быть и исполнение концертных номеров.  Большинство концертов  в культурно-досуговом учреждении – самодеятельные,  и артисты его должны быть  очень требовательны к себе. Публичный провал  недоработанного номера способен навсегда отбить желание  к занятию искусством, к дальнейшим выступлениям с эстрады. Низкий уровень исполнения способен убить даже талантливое произведение. Если же отдельные зрители, делая «скидку на самодеятельность», одобрительно или нейтрально относятся к смелым выступлениям, это  порождает у исполнителей самоуверенность, пагубную привычку халтурить;   Жанровое разнообразие. Типичная черта концертов, организуемых в культурно-досуговых учреждениях клубного типа,  и важное условие их успеха у зрителей -  наличие в программе различных видов и жанров искусства. Добиться этого можно, если будет расширяться репертуар существующих коллективов и будут создаваться новые коллективы художественной самодеятельности. Например, хоровой коллектив. Если это единственный вокальный коллектив культурно-досугового учреждения, он должен готовить солистов и ансамбли разного состава. Драматическому коллективу целесообразно не ограничиваться постановкой только одноактных пьес. Должна вестись параллельная работа над интермедиями, сценками и другими номерами разного жанра;  Продуманное построение и грамотная режиссура. Независимо от вида концерту всегда должно быть присуще внутреннее единство. В сюжетном концерте оно достигается за счет фабульной линии, в концерте бессюжетных  большую роль играет продуманный конферансье. Реплики и интермедии  ведущего и конферансье обеспечивают главные переходы, органичную стычку номеров, лучшие подготавливают зрителей к восприятию каждого выступления. Опытный ведущий способен создать слитное представление даже из разнообразных номеров.

 1.5.Технология проведения концерта.  Организация концерта.

Для проведения такого мероприятия обязательно создается постановочная группа за 1,5 месяца. В состав ее входят режиссер и его помощник: балетмейстер, хормейстер, звукорежиссер, художник по свету, художник-декоратор. Для коллективного обсуждения вопросов собираются заседания постановочной группы, которые предусматриваются планом подготовки концерта. На первом заседании постановочной группы обсуждается замысел концерта и распределяются обязанности. На втором заседании утверждается программа концерта, дается карточка-задание каждой службе и утверждается план подготовки концерта. На следующей встрече постановочной группы утверждается эскиз художественного оформления, звуковая и световая партитура. Организованность и продуктивность всех репетиций зависит от четкого и продуманного до мелочей репетиционного плана. Он должен составлять после того, как составлен план подготовительных работ: определились исполнители, их репертуар, сроки подготовки оформления, костюмов и т.д. репетиционный план предусматривает два периода: сначала в репетиционных залах, на запасных площадках, а затем в том помещении, где будет проходить концерт. Режиссер должен сам предварительно посмотреть репетиционные помещения. Он должен обратить внимание даже на такие пустяки, как размеры помещений, освещение, вентиляция, наличие музыкальных инструментов, магнитофон. В этот период идет просмотр и прослушивание всех исполнителей всех жанров, то есть проверяется готовность их к репетиционной работе на сцене. С чего начинать репетировать на сцене? Желательно не оставлять на последние часы номера более сложные и массовые (танцы, песни). Лучше всего их репетировать вначале. Когда большие коллективы сидят в ожидании несколько часов зрительном зале, то о никакой творческой обстановке разговаривать быть не может. Нужно начинать репетировать с массовых номеров, а затем переходить к сольным. Такой принцип дает возможность по ходу репетиции постепенно отпускать освободившихся исполнителей, и с каждой репетиционной минутой, когда у артистов наступает все большая усталость и напряженность, участников станет меньше, а значит и обстановка для работы улучшится. Когда все номера отдельно отрепетированы на сцене, начинается их монтаж в единую программу. Ведущее место среди всех видов репетиций занимает общи прогон концерта без остановок. Эта репетиция дает возможность увидеть концерт целиком. Общий прогон, как правило, обнаруживает опасные места для звукорежиссера, рабочих сцены, осветителей, которые не обеспечили чистые переходы от одного номера к другому. Такая репетиция дает возможность почувствовать ритм концерта, свое место в нем и рассчитать свои силы. На этой репетиции выверяется световая и звуковая партитура, выверяется общая протяженность-хронометраж концерта. После такой репетиции необходим ее детальный разбор. Вот для этого и нужно в репетиционном времени для ликвидации всех просчетов и недоработок. Вот для этого и нужно в репетиционном плане всегда после первого прогона предусматривать один день «на репетиции» по назначению. Одновременно с этим проводятся технические (монтировочные) репетиции на сцене (по свету, звуку и технической стороне). Завершающий план репетиционной работы – генеральная репетиция, перед которой целесообразно провести застольную репетицию, на которой присутствуют все организаторы концерта. Генеральную репетицию режиссер может поручить проводить помощнику, что бы посмотреть самому концерт из зрительного зала. После обсуждения генеральной репетиции обычно проводится сдача концерта художественному совету культурно-досугового учреждения. Перед концертом режиссер должен проверить готовность к нему всех «служб», всех участников. Во время концерта обычно находится за кулисами, следит за его ходом, но не должен создавать нервозную обстановку. После концерта он делает его разбор, собрав всех членов постановочной группы.[2, С. 67] Заключение. Концерты сопровождают нас с самого рождения и до сегодняшних дней, приобретая разные формы, видоизменяясь, но суть и значение для культурного воспитания граждан не теряет. Значимость концертов связана также и с тем, что они объединяют как форма досуга все возрастные категории, и самую разную по социальному статусу аудиторию социально-культурной деятельности. Концерт является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании. Классификация конценртов весьма разнообразна. Критерием здесь может выступать возраст участников (детские, семейные, праздники для пенсионеров); масштаб охвата (частные, корпоративные, городские, региональные, всероссийские); тематика (народные, социальные,); При организации концерта необходимо определить его цель и задачи, целевую аудиторию. Затем следует выбрать площадку проведения праздника, составить примерную смету расходов, выбрать спонсоров. Необходимо четко выяснить, кто именно отвечает за тот или иной этап организации праздника. Только при грамотной организации концертов, они пройдут успешно. Взгляд на концерт, как на деятельность открывает возможность по-новому взглянуть на праздник, если кратко сказать - концерт коммуникация по поводу свободы. Концерт соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На концерте люди ощущают более чем когда-либо свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других. Концерты уходят своими корнями в культовые или астрологические праздники наших предков. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, и в ней действуют законы массы. Праздничная, веселая непринужденная атмосфера концертов способствует повышению внушаемости. Посетители открыты для общения, настроены на принятие информации, воспринимают предложенную информацию позитивно. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий. Таким образом, следует искать новые подходы к организации традиционных, «старых» форм досуга, в том числе и концертов. Концерты имеют большое социально-культурное значение, т.к. объединяет одной целью большое количество культурных учреждений, коллективов художественной самодеятельности. Воспитывает патриотизм, повышает культурный уровень и привитие интереса к массовым праздникам. Творческие работники сферы культуры сохраняют традиции и обычаи приднестровского народа. В непростое время творческие работники культурно-досуговых учреждений прилагают все усилия, что бы развивать народное творчество, музыкальную и художественную культуры, прививая подрастающему поколению любовь и гордость к своей Родине. Цель работы достигнута. Поставленные задачи раскрыты.

  1. Составление программы сольного концерта на тему любви посредством произведений композиторов разных эпох.

Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро". Ария Керубино из II действия

Опера - любимый жанр творчества Моцарта., когда слышу оперную арию, создание оперы - моя идея фикс". Он обращается к этому жанру всю жизнь. Первая опера - "Аполлон и Гиацинт"- написана в 11 лет, относится к жанру опера seria. Последняя- "Волшебная флейта" в год смерти, представляет собой жанр зингшпиля. Моцарт выступает реформатором оперного жанра, несмотря на то, что теоретически он не обосновал ее. Его реформа – результат творчества

Свадьба Фигаро написана зимой 1785-1786 года. Она написана по сюжету знаменитой французской комедии Бомарше "Свадьба Фигаро".

в жанре опера buffa, о чем свидетельствуют: бытовой сюжет оперы, сцены с переодеваниями, не узнаваниями, неожиданные столкновения персонажей, речитативы secco и др. Однако есть и элементы оперы seria, например, образ графини, который создан в духе опер seria, лишь в совместных сценах она превращается в буффонную героиню, и соглашается на проделки Сюзанны, также стоит упомянуть об образе Керубино, который в момент изъяснения с графиней тоже превращается в героя оперы seria или арию Барбарины "Уронила, потеряла" из второго действия

Эта комедия была запрещена цензурой Вены, так в ней поднималась остросоциальная тема высших и низших слоев. Ввиду этого Моцарту и либреттисту оперы Лоренцо да Понте пришлось сгладить текст оперы, но главное было сохранено. Премьера "Свадьбы Фигаро" состоялась 1 мая 1786 года. Среди демократической публики она имела большой успех, но в аристократических кругах не получила одобрения, потому вскоре была снята с репертуара венского театра.

Структурно опера Моцарта соответствует типичным итальянским операм, она состоит из 29 номеров, соединенных между собой речитативами secco на фоне клавесина. Но есть в опере и сквозные сцены - сцена в конце первого действия и сцена в конце второго действия они развиваются бесцезурно, по линии крещендо.

Также в опере появляются нововведения, касающиеся характеристики персонажей.

Ария Керубино из II действия

Бомарше так характеризует Керубино: "прелестный шалун: беспокойное и смутное желание -вот основа его характера". В опере Керубино обрисован в двух ариях как пылкий юноша, ещё не способный разобраться в собственных чувствах, готовый влюбляться на каждом шагу. Речь юного пажа отличает внутреннее горение, не покидающее его волнение и смятение. Моцарт сохранил основные героя, но преобразил особой лирической наполненностью. Керубино получился облагороженным и опоэтизированным. Его партию исполняет низкий женский голос - меццо-сопрано. Ария написана в трех частной форме в тональности Си бемоль мажор. В мелодическом строе арии песенные обороты тесно переплетаются с мотивами "вздоха" и хроматическими мотивами "томления". В среднем разделе со слов Sento un affetto pien di desir в музыке отчётливо отражается постоянная смена настроений героя. Это происходит с помощью гармонической неустойчивости музыки, постоянного модулирования. Особенно обращает на себя внимание характерное для Моцарта чередование мажоро-минорных красок, ладовых подмен.

Вот итальянские слова арии и их перевод:

Voi che sapete, che cosa e amor,  Вы, кто знает, что такое любовь,
Donne, vedete                              Дамы, смотрите,
s'io l'ho nel cor!                             она ли в моем сердце!
Donne, vedete                              Дамы, смотрите,
s'io l'ho nel cor!                             она ли в моем сердце!

Quello ch'io provo vi ridiro;            То, что я испытываю, я вновь повторю вам;
e per me nuovo,                           Это новое для меня 
capir nol' so.                                и я не знаю, как это понять.
Sento un affetto pien di desir,       Я чувствую нежность, полон желания,
ch'ora e diletto, ch'ora e martir.     Это и восторг, и  мучение.
Gelo,                                          То я леденею,
e poi sento l'alma avvampar,         то я чувствую, что моя душа воспламеняется,
e in un momento torno a gelar.      и в тот же миг снова леденею.
Ricerco un bene fuori di me,          Я ищу себе счастье вдали
Non so                                        Я не знаю, 
chi il tiene,                                  кто держит (меня в таком состоянии),
non so cos'e.                              я не знаю, что это такое.
Sospiro e gemo,senza voler,         Я вздыхаю и плачу, не желая этого,
palpito e tremo, senza saper.        я бьюсь и трепещу, не зная, от чего.
Non trovo pace, notte, ne di,         Нет мне покоя ни ночью, ни днём,
ma pur mi piace languir cosi.        но мне нравится такое беспокойство.

Voi, che sapete che cosa e amor,   Вы, кто знает, что такое любовь,
Donne, vedete                               Дамы, вы видите, 
s'io l'ho nel cor!                             она ли в моем сердце!
Donne, vedete                                Дамы, вы видите, 
s'io l'ho nel cor!                            она ли в моем сердце!
Donne, vedete                                Дамы, вы видите,
s'io l'ho nel cor!                               она ли в моем сердце!

Вот поэтический перевод арии:


Сердце волнует жаркая кровь...
Кто объяснит мне, - это ль любовь?
Кто объяснит мне, - это ль любовь?

Слова иного я не найду,
странно и ново то, что терплю.
Это волненье - тяжко, легко ль -
И наслажденье и вместе боль!
То задыхаюсь, то трепещу!
Слов нежных, ласки жадно ищу!
То жар опасный душу томит,
то хлад ужасный кровь леденит...
Бледнею, таю день ото дня,
чего желаю, - не знаю я.
Но пусть страданья мне уж невмочь - 
хочу любить я и день и ночь!..

Сердце волнует жаркая кровь...
Кто объяснит мне, - это ль любовь?
Кто объяснит мне, - это ль любовь?
Сердце волнует жаркая кровь...
Кто объяснит мне, - это ль любовь?
Кто объяснит мне, - это ль любовь?

Моцарт изображает всё это в музыке. В этой арии найдено общее выражение нетерпеливого, тоскующего любовного чувства, порой прорывающегося жарким пламенем.

Ария может быть исполнена сопрано и меццо-сопрано. Трепетно- взволнованный характер арии и образ юноши Керубино требуют от вокалиста способности к перевоплощению. Ария помогает в работе над ровностью звучания, выявления исполнительских данных. Следует обратить внимание на выразительность и динамикой. Большой трудностью при разучивании является поступенное движение мелодии шестнадцатыми вверх и вниз с мягким и плавным выпеванием гласных.

  • Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро". Кавантина Графини из II действия.

Пуччини. Опера «Джанни Скикки». Ария Лауретты.

Входящая в «Триптих» комическая опера композитора — единственное сочинение этого жанра в его творчестве. Здесь прослеживаются традиции, идущие от вердиевского «Фальстафа». В опере сочетаются яркие мелодии (например, ария Лауретты «O mio babbino care» — одна из популярнейших в мировом репертуаре) с выразительными и динамичными речитативами. Опера входит в репертуар крупнейших оперных театров мира. Первая постановка на русской сцене состоялась в 1976 году (Ленинград, Малый театр оперы и балета). Отметим постановки в Джанни Скикки (Gianni Schicchi) — опера Дж. Пуччини в 1 действии, либретто Дж. Форцано по «Божественной комедии» Данте. III ч. оперного Триптиха;

Глинка. Опера «Иван Сусанин»..

(1804 – 1857) – гениальный композитор, основоположник  оперной и симфонической  русской классической музыки, как и А.С. Пушкин в русской литературе и поэзии. Талант М.И. Глинки созревал и сформировался в послевоенный период победоносной войны с Наполеоном в 1812 году. Данный исторический период  связан с ростом освободительных идей от гнета помещиков крестьянства. Он воплотил  и поднял на более высокий уровень музыкальное творчество  своих предшественников. 

Вернувшись в Россию в 1834 году, композитор воодушевился темой, предложенной В. А. Жуковским. Сюжет был посвящен подвигу костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью ради спасения родины и царя во время польской интервенции в начале XVII века. Заметное влияние на трактовку образа главного героя оказала стихотворная дума Рылеева «Иван Сусанин», в которой трагедия народного героя тесно связана с общенародной судьбой. 

Романс Антониды.

Один из самых задушевных и трогательных номеров оперы.

Характеристика Антониды связана с традициями ранней русской оперы. Светлый и поэтический образ простой русской девушки у Глинки впервые приобрел законченное и цельное воплощение. Его Антонида, любящая и верная, открыла собой галерею прекрасных, возвышенных женских образов, созданных русскими композиторами классиками. Пленительный облик юной героини по - разному раскрывается в ариях, сценах, ансамблях этой оперы: все переживания об отце о судьбах родины переданы в простом и задушевном романсе «Не о том скорблю подруженьки».

С большой утонченностью и грацией композитор претворяет в ее вокальной партии знакомые обороты бытовых романсов и песен того времени. Романс написан в простой песенно – романсовой форме в тональности соль – минор. Здесь композитор не выходит за рамки бытового романса.

В этом романсе Глинка не стремится к усложненной фактуре и внешней виртуозности. Партия фортепианного сопровождения сведена до минимума, отличается чистотой и плавностью голосоведения, изяществом выразительных деталей. Мелодию романса отличает благородная простота. Но при кажущейся простоте выразительных средств, исполнение данного произведения требует от вокалиста высокого мастерства. В романсе широко использованы самые разнообразные приемы исполнения: широкая кантилена, гибкая декломация, тончайшие нюансы в градации звука и тембрового контраста.

П.И.Чайковский. Романс «Я ли в поле да не травушка была»

Вершина, кульминация русской романсной лирики – творчество П.И. Чайковского. Камерное вокальное творчество композитора – эмоциональная доминанта вокальной лирики, лирический дневник, на страницах которого мы встречаем страстную жажду счастья и горечь несбывшихся надежд, чувство острого душевного разлада и неудовлетворенности, все усиливающийся контраст между высокими порывами к идеалу и однообразной серой действительностью. Основная часть вокального творчества Чайковского относится к области лирики и связаны с темой любви во всем богатстве положительных и отрицательных чувств и настроений. Композитор выделяет в том или ином поэтическом тексте, прежде всего доминирующий психологический мотив, находит соответствующую ему музыкальную интонацию, которая становится основой целостной композиции. Форма романсов определялась во взаимодействии поэтического и музыкального начал с обязательным внимание не только к вокальной, но и фортепианной партии. Искренность, выразительность музыкальных образов, яркость интонаций и интенсивность их развития, богатство фортепианной партии, а главное воплощение чувств. Владеющих каждым человеком делают лирический дневник этого композитора одной из самых популярных и любимых областей его наследия.

Соответствие музыки Чайковского характеру текста прекрасно иллюстрируется следующим романсом звучащим как истинно народная песня. Романс на стихи поэта Ивана Сурикова называется «Я ли в поле да не травушка была»,где
Чайковский обращается к излюбленной теме женской судьбы, девичьих мечтаний, безжалостно и грубо разрушаемых жизнью. Этот романс близок протяжным крестьянским песням.и как это часто имеет место в народных песнях жизненная судьба девушки сопоставляется с образами природы: скосили зеленую травушку, сломали и связали в жгутики калинушку — неволей повенчали девушку с немилым.

Романс-песня «Я ли в поле да не травушка была» написан в вариационно-куплетной форме с рефреном, но, как и обычно у Чайковского, вариантно-куплетное повторение не исключает и единой линии драматического развития с кульминацией в конце песни. Достигается это композитором, во-первых, благодаря изменениям фактуры фортепианной партии в различных куплетах (аккордовый склад в первом и втором куплетах, арпеджированный — в третьем); во-вторых — изменениями в мелодии, особенно в рефрене третьего куплета песни, где предельно расширяется и общий диапазон (до ля второй октавы). С народно-песенным типом мелодического развития роднит этот романс-песню также свобода метра (переключение с 4 на 2 и инструментальные отыгрыши у фортепиано, напоминающие звучание народных инструментов, тоже вариантно развивающиеся в каждом новом куплете.

В вокальной партии романса тонко сочетаются напряженные речитативные интонации с мелодически распевными. И задача исполнителя услышать и понять сплетение этих линий.

Интерпретация романса потребует от вокалиста тонкой эмоциональной чуткости, интеллекта и широкой культуры исполнения. Необходим серьезный анализ музыкального содержания романса, внимательное прочтение нотного текста. Особого внимания требует чтение текста с точки зрения синтаксиса музыкальной речи, а также выбор соответствующего замыслу темпа. Роль фортепиано в вокальной лирике Чайковского очень велика и выступает как равноправный партнер исполнителя.

PAGE \* MERGEFORMAT 27

Использование музыкальных произведений композиторов разных эпох на тему любви в процессе подготовки сольного вокального концерта