Конспект урока по географии Великий шелковый путь 8 класс


8 Класс

Физическая география Казахстана

Тема: Великий шелковый путь

Цели: 1) раскрыть роль и историческое значение Великого Шёлкового пути в развитии Казахстана и народов, находившихся на пути его следования; раскрыть причины быстрого роста и расцвета культуры городов Южного Казахстана и Жетысу; объяснить влияние пути на социально-экономическое положение Казахстана, на складывание культурных, религиозных и международных отношений;

2) развивать творческую активность учащихся, аналитические способности, понимание ценности памятников Великого Шёлкового пути; формировать умение работать с учебником и дополнительными источниками информации, исторической картой, работать в паре, группе; развивать картографические умения и навыки; развивать умение работать с различными видами тестов;

3) воспитывать чувство гражданственности, интерес к истории Родины, развивать творческий интеллект.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивный.

Оборудование: физическая карта Казахстана, интерактивная доска, карта «Шелкового пути»

Ход урока:

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

- Как известно, Шелковый путь - система караванных дорог, которые в древности и средневековье пересекали Евразию от Средиземноморья до Китая и служили истоками возникновения и развития торговых и культурных связей народов, государств, регионов, находившихся в зоне этого пути. Нас интересует в первую очередь вопрос: как реализовывался первый в истории человечества мирный контакт между народами Востока и 3апада. Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в экспедицию по трассам Великого Шёлкового пути.

Объявление темы урока (слайд №1)

Объявление цели урока (слайд №2) Цель урока (для учащихся): раскрыть роль и историческое значение Великого Шёлкового пути в развитии государств и народов, находившихся на пути его следования.

Проблемное задание: «Какое значение имеет изучение Великого Шёлкового пути в наши дни?»

II. Изучение нового материала

- Начиная с 6 века, Великий Шёлковый путь стал развиваться в двух направления: один по Сырдарье, второй - Тянь-Шанский.

Первый путь начинался в Китае и через Восточный Туркестан (Кашгар), шёл в Жетысу, далее по Сырдарье и побережью Арала (иногда через Хорезм в Мангыстау в нижнее течение Урала; вдоль берегов Волги и Дона, на Кавказе вдоль побережья моря Кара (Чёрного) на Ближний и в Византию). В этом направлении Восток и Запад соединяла река Сырдарья. Могучая река Сырдарья определяла судьбы народов, селившихся в бассейне с древнейших времён. Города возникали здесь не случайно и вовремя – каждая эпоха диктовала свои условия. Главными торговыми городами Южного Казахстана были Суяб, Навакент, Кула Испиджаб, Арсубанкент, Отрар, Шавгар, Янгикен.

Второй путь начинался в Восточном Туркесане (Кашгаре) и проходил через Жетысу (долины рек Чу, Или) вдоль Жунгарского, Илийского, Кыргызского Алатау и Таласских гор в Шаш (Ташкент). Далее путь через Самарканд, Бухару, Мерв шёл в Малую Азию и Византию. На этом пути стояли большие и богатые города – Суяб, Баласагун, Тальхир, Кулан, Тараз, Газгирд (Казыкурт), Испиджаб.

III. Самостоятельная работа с текстом

Работа в группах.

Класс делится на 3 групп. Каждой группе определяется по 2 города: Сарайчик, Тараз, Отрар, Кулан, Койлык, Саудакент.

На чтение текста и работу с ним группам даётся 5 минут. Учащиеся должны прочитать информацию о своём городе и кратко законспектировать наиболее важную информацию о нём.

Затем в течение 5 минут в группе происходит обсуждение прочитанного. Каждый учащийся группы рассказывает то, о чём прочитал в течение одной минуты (перед этой работой в каждой группе назначается таймер, который следит за временем). По окончании времени, рассказ продолжает следующий учащийся и так до тех пор. Пока не расскажет каждый учащийся или не кончится общее время работы.

Затем из группы выбирается один учащийся. Который будет рассказывать изученный материал группой.

Выступление представителей групп.

Каждому представителю группы на выступление даётся только 3 минуты.

Учащиеся других групп слушают выступающего и в тетради кратко конспектируют наиболее важную информацию.

Первичное закрепление.

Выполнение теста с «дополнением» (в текст вписывается пропущенное или дополнительное слово):

О средневековом городке Кулан первые сведения появились от арабских путешественников … (Ибн Хордадбека и Кудамы ибн Джагифара)

Основным видом деятельности жителей Кулана было … (сельское хозяйство)

Город Койлык славился своими… (базарами)

В развалинах города Койлык археологами были обнаружены остатки … (буддистского) храма и … (водопровода)

Этот город находился на пересечении караванных путей (Саудакен).

В Саудакенте процветали … (торговля и ремёсла)

Город Отрар располагался в устье реки… (Арысь)

Известный философ и ученый аль-Фараби являлся выходцем из этого города (Отрар)

Площадь древнего Отрара составляла … (200 га)

Впервые данные о городе Тараз упоминаются в маршрутнике посла Византии … (Земарха Киликийского)

Тараз был торговым, политическим и … (экономическим) центром страны.

Месторасположение древнего Тараза впервые было научно доказано известным востоковедом… (В. В. Бартольдом)

Сарайчик расположен В 50 км от современного города… (Атырау)

По одной из версий город Сарайчик был основан ханом… (ханом Батыем)

IV. Знакомство с памятниками культуры на протяжении Великого Шёлкового пути.

Знакомство с памятниками культуры проходит в виде игры с опорой на знания детей по Истории Казахстана.

Игра «Знаешь ли ты?»

Учитель описывает памятник природы, учащиеся должны догадаться о чём идёт речь.

Расположен в Центральном Казахстане, на правом берегу реки Каракенгир. Имеет форму прямоугольника, высота 10 м. Выложен из жженого кирпича, внешняя кладка имитирует ковер с узорами алаши. (Кумбез Алаша хана)

Находится в одном из самых древних городов на земле Казахстана - Туркестане. Великий тюркский поэт и мыслитель Яссави был с почестями похоронен в небольшом мавзолее, который стал местом паломничества и поклонения мусульман. Он был возведен в XII веке, в начале эпохи правления Караханидов. Спустя 233 года, в начале XV века, по приказу Тимура над скромной усыпальницей был возведен пышный мавзолей. В этом памятнике искусно отображены все виды исламских традиций и требования исламской религии. Если помещение, в котором расположен ритуальный казан, символизирует его святость, то мечеть считается символом исламской идеологии. (Комплексный мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави)

Этот памятник воздвигнут создателю кобыза, певцу, композитору, акыну, покровителю поэтов и музыкантов. Он представляет собой четыре вертикальных стелы из железобетона высотой 8 м, с раструбами в верхней части. Каждая стела ориентирована по сторонам света. В той части, где сходятся раструбы, находится орган из 40 металлических труб. При ветре он издает звуки, напоминающие звучание кобыза. Внутри памятник образует стрельчатый свод, покрывающий центральный символ - ось. Он украшен орнаментом «туйе табан» («след верблюда»), символизирующим верблюдицу Коркыта Желмая, которая обладала волшебной силой. (Памятник Коркыт ата)

В настоящее время ведётся комплексное международное исследование Великого Шёлкового пути. Обращение мировой науки к изучению Великого Шелкового пути - это поистине отсчет времени назад, в глубь веков, попытка проследить вехи истории и «смену поколений».Кроме того, изучение Великого Шёлкового пути призвано поддержать сотрудничество, научное и культурное, между учеными стран, входивших когда-то в регионы влияния древнего пути. Наиболее полная оценка стоящих перед исследователями задач была дана Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором: «Шелковый путь, проходивший через степи, моря и пустыни, предоставлял великолепную возможность для установления контактов и диалога, способствовал возможности взаимного обогащения выдающихся цивилизаций. Цель проекта комплексного исследования Шелкового пути - содействовать тому, чтобы народы сегодня осознали необходимость возобновить диалог, воспользовались имеющей историческое значение возможностью взаимопонимания, общения и взаимного обогащения цивилизаций, расположенных вдоль этого пути ».

V. Рефлексия:

На доске вывешивается плакат, ученики по очереди продолжают высказывание.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. я научился…

7. урок дал мне для жизни…

8. мне захотелось… Выставление оценок.



VI. Домашнее задание:

1) придумать эмблему, или символ Великого Шёлкового пути; 2) заполнить контурную карту «Направления и трассы Великого Шёлкового пути».