РАЗРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКЦИИ НА ТЕМУ «НЕ ЗАВИСЕТЬ - ЭТО ЗДОРОВО!»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
РАЗРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
СОЦИАЛЬНОЙ АКЦИИ НА ТЕМУ «НЕ ЗАВИСЕТЬ - ЭТО ЗДОРОВО!»
Дипломник: Борисова А. Е.
Руководитель: Иванова С. В.
г. Москва, 2015 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…........……………………………………………………..……….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙН- ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ..........................................................................
1.1. Теоретические основы формирования графической концепции социальных акций как объекта графического дизайна..................................6
1.2. Основные графические приемы и принципы графической концепции социальных акций.........................................................................
1.3. Основная идея графической концепции социальной акции «Не зависеть - это здорово!»……........................................................................................ 34
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКЦИИ «НЕ ЗАВИСЕТЬ - ЭТО ЗДОРОВО!» …………………………………………………………….……
2.1. Разработка фирменного блока.......................................................................
2.2. Фирменный цвет.................................................................................
2.3. Фирменный шрифт...........................................................................
2.4. Стилеобразующий элемент..................................................................
2.5. Полиграфическая продукция..........................................................
2.6. Сувенирная продукция............................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….............
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальные проблемы, в виде зависимости от курения, интернета, алкоголя и наркотиков отражаются на состоянии здоровья этой группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний. Также, постоянно увеличивается процент молодежи, не имеющей работу и семью. Проявляются тревога, отчаяние, возмущение, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества и одиночеству. Неудачи в социальной адаптации молодежи приобрели беспрецедентный характер.
Проблема зависимости наблюдается и в Республике Саха (Якутия). Это выражается в том, что больше половины молодого населения имеют основные зависимости перечисленные выше. Решению данной проблемы способствует привлечение разных форм и методов работы: создание клубов по интересам, проведение flash mob. Свой вклад в развитие этого направления общественного движения вносит и социальная реклама.
В настоящее время данный вид рекламы в Республике Саха (Якутия) переживает период становления, и, несомненно, социологами отмечается огромный потенциал ее развития. И вместе с тем, несмотря на проведение различных социальных акций, их количество минимально и они недостаточно разработаны в плане именно графической концепции [39].
Социальная акция это основа, направленная на достижение социальных целей, которая является составляющей частью и элементом социальной рекламы, ориентированной на изменение моделей поведения и привлечение внимания к общественно значимым явлениям и проблемам [2]. На данный момент в республике существуют лишь серии плакатов, посвященных отдельно взятой проблеме, однако разработке креативной графической концепции социальной акции не уделяется достаточного внимания.
Грамотно разработанная графическая концепция позволит социальной акции быть эффективной в решении тех проблем, которые она обозначает населению, в том числе, и молодежи.
Вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы: графическая концепция социальной акции «Не зависеть - это здорово!».
Тема дипломного проекта - Разработка графической концепции социальной акции на тему:«Не зависеть - это здорово!»
Объектом исследования является процесс формирования графической концепции социальной акции как объекта графического дизайна.
Предмет исследования дизайн - приемы, которые применяются при создании графической концепции социальной акции «Не зависеть - это здорово!».
Цель дипломного проекта разработать графическую концепцию социальной акции «Не зависеть - это здорово!», которая будет способствовать решению проблемы избавления от зависимости в любой форме.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить процесс формирования графической концепции социальных акций как объекта графического дизайна.
2. Выявить основные графические приемы и принципы создания графической концепции социальных акций.
3. Разработать основную идею графической концепции социальной акции «Не - зависимая молодежь».
4. Создать серию социальных плакатов на данную тему.
5. Разработать комплект сувенирной и полиграфической продукции.
Теоретические основы: историко-теоретические положения графического дизайна об истории формировании плаката и развитии социальной рекламы; теоретические положения дизайн-проектирования социального плаката; положения графического дизайна, изучающие роль шрифта в социальном плакате, законы композиции в графическом проектировании.
Методы исследования: сравнительный анализ аналогов, анализ существующих социальных плакатов и фирменных знаков, изучение теоретических источников, использование методов эскизирования и проектирования, использование видов компьютерного моделирования.
В состав дипломного проекта входит пояснительная записка объемом 60 страниц, рекламноинформационная продукция: плакаты 4 шт., полиграфическая: флаеры, буклеты, афиша и сувенирная: футболка, бандана, браслет, сумка, значки, флаг.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ.
1.1. Теоретические основы формирования графической концепции социальных акций как объекта графического дизайна.
Социальная акция один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть: привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме. Это может быть проблема, волнующая:
1. определенную группу населения;
2. какое-либо профессиональное сообщество;
3. проблема жителей конкретной территории, требующая привлечения внимания органов исполнительной и законодательной власти.
Таким образом, ключевым моментом социальной акции является деятельность по привлечению внимания общества к существующей проблеме, в том числе посредством распространения информации [36].
При этом необходимо понимать, что социальная акция передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление, например, прекращение вождения автомобилей в состоянии алкогольного опьянения или предостережение от плохого обращения с детьми.
Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Часто нет системы или закономерности проведения акций, трудно определить иерархию, структуру участников, и в то же время, легко выделить неформальных лидеров и участников, деятельность, в которой акцент переносится с цели дела на привлечение внимания. Акция с целью рекламы товара будет пытаться информировать покупателя о продукции. Ее предназначение очевидно - продать конкретную продукцию, переключить на нее внимание с аналогичной продукции конкурентов. В основном, в акции важна незаконченность процесса, и возможность для людей, ставшими свидетелями акции, принять в ней участие. Главная цель в акционизме привлечение внимания со стороны людей «здесь и сейчас». Акции имеют общие черты со стихийными выступлениями.
Один из критиков, Т. Адорно, раскритиковал акционизм за то, что участник стихийной акции «отказывается задуматься о своем собственном бессилии». В современных условиях организаторы общественно-политических акций прямого действия проводят их, в большинстве случаев не опираясь на поддержку со стороны масс. Как правило, они немногочисленны и объединяют до нескольких десятков человек. В то же время в грамотно подготовленные акции могут быть вовлечены миллионы людей из разных городов.
Главное для организаторов стихийных акций действие и его эмоциональный эффект, а не результат. Одной из форм акционизма являются флешмобы. Серьёзные общественные силы противопоставляют акционизму сознательную борьбу за те или иные права или определённые требования. Соответственно, одиночным акциям общественные деятели и политики противопоставляют серьёзную теоретическую работу и проведение массовой разъяснительной работы, а публичные выступления приобретают системный характер, выливаются в политические кампании.
Наибольшую популярность акционизм имеет в молодёжном движении. Правительство России, в 1990-е годы отказавшись от проведения комплекса мер по государственной молодёжной политике, в ряде случаев стало ограничиваться отдельными крупными массовыми акциями. Наиболее известная акция последних лет «Георгиевская ленточка», призванная обратить внимание молодёжи на такие ценности, как патриотизм, уважение к ветеранам. Задача акции - усилить внимание. Социальная акция является составляющей частью и важным элементом социальной рекламы.
Социальная реклама это значимый вид рекламы в нашей жизни. Она привлекает внимание к очень важным проблемам общества, к социальным программам и возможностям их решения. Главное в этой рекламе наличие обратной связи. Если точно и ярко вскрывается проблема, то социальная ответственность такой рекламы заключается в том, чтобы дать зрителям возможность выбора путей решения этой проблемы или реакции на нее. Такая реклама обязательно должна быть подписана с указанием телефонов, сайта, иных контактов для того, чтобы зрители могли прореагировать на нее и выразить свое отношение к описанной ситуации [24].
Под разными названиями и в разные эпохи реклама применялась с давних времен. Изначально реклама была устной. Разносчики, бродячие ремесленники, торговцы расхваливали свой товар, предлагали различные услуги, при этом создавая шум. Отсюда и пошло название: «reclamare» «выкрикивать». Различные народы по-разному публиковали рекламу. Например, греки рисовали свои объявления на скалах вдоль торговых путей, вырезали на деревянных столбиках; египтяне устанавливали возле своих домов своеобразные вывески столбики с перечнем различных услуг. В Древнем Риме для рекламы строили специальные стены-альбумсы, их заполняли объявлениями, написанными углем или пурпурной краской.
Слово «реклама» у многих ассоциируется исключительно с коммерцией. Однако уже в древнейшие времена существовала политическая реклама. А с недавних пор все большее распространение в нашей стране получает социальная реклама как вид современной коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям. Предназначение социальной рекламы - гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы - изменение поведенческой модели общества.
Социальная реклама несет в себе информацию, представленную в сжатой, художественно выраженной форме. Она способна доводить до сознания и внимания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах. Необходимость решения социальных проблем повышает значимость данного вида рекламы и ставит задачи ее дальнейшего развития. Однако, необходимо отметить, что при всей имеющейся совокупности исследовательских и публицистических материалов о социальной рекламе сам феномен в полной мере не изучен.
Социальная реклама носит некоммерческий характер и решает важные общественные задачи. Она призвана пропагандировать определенный образ жизни и побуждать к конкретным действиям. Основным источником появления социальной рекламы является современная общественная жизнь, которая изобилует конфликтными ситуациями и противостоянием на уровне социальных групп и поэтому остро нуждается в созидательных стимулах и процессах.
Задачи социальной рекламы формулируются следующим образом:
- формирование общественного мнения;
- привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни;
- активизация действий по их решению;
- формирование позитивного отношения к государственным структурам;
- демонстрация социальной ответственности бизнеса;
- укрепление социально значимых институтов гражданского общества;
- формирование новых типов общественных отношений;
- изменение поведенческой модели общества [6].
Официально история социальной рекламы начинается с начала XX в. В 1906 году общественная организация «Американская гражданская ассоциация» создала первую социальную рекламу, призывающую защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими компаниями.
В США появились общественные организации, благодаря которым в американскую жизнь пришло понятие социальной рекламы. Социальная реклама возникла вместе с возникновением государственной политики и политической рекламы. Она появилась тогда, когда возникло государство и власти потребовалось вступить в коммуникацию с населением, чтобы получить от него помощь в поддержании порядка и пополнении армии.
Миссию социальной акции или рекламы, первоначально осуществляли листовки, призывающие вступать в ряды вооруженных сил, чтобы дать большой положительный результат в годы Гражданской войны.
В 1942 г. в Америке был создан Рекламный совет. Он так же, как и во время Первой мировой войны, решал задачи пополнения армии новобранцами, поощрял построение парков Победы и почтовые отправления на фронт. После войны Совет взял на себя работу по координации социальной рекламы.
В 50-е и 60-е годы Совет расширил сферу деятельности. Помимо работы в кризисных военных ситуация, он стал решать важные социальные проблемы способствовать повышению безопасности на дорогах, профилактике роста лесных пожаров. Рекламный Совет первым поднял проблемы неграмотности среди американцев, насилия над детьми. К их решению были подключены многие правительственные и общественные организации: служба иммиграции, Министерство связи, Министерство здравоохранения.
В 1987 г. Америка начала работу по проведению самых известных и высокобюджетных социальных кампаний: «Трезвость за рулем», «СПИД. Это может случиться с тобой», «Просто скажите: «Нет» (против наркотиков)». Тема наркотиков, поднятая инициативной группой как начало масштабной PR-акции, вышла впоследствии на уровень общегосударственной проблемы. В акции были задействованы сотни публикаций в газетах и журналах, более 50 вставок на телевидении и радио.
Развитие и авторитет социальной рекламы в настоящее время вырос настолько, что крупнейшие коммерческие корпорации проводят социальные рекламные кампании самостоятельно. Так, хорошо известна в Америке рекламная кампания фирмы Avon по предотвращению рака груди.
Сегодня в Соединенных Штатах на социальную рекламу тратится около 800 млн. долларов в год. Основным заказчиком социальной рекламы в США выступает национальное правительство. Правительство США использует социальную рекламу в качестве основного коммуникационного инструмента, который действенно помогает решать сложные общественные проблемы. Однако Правительство не может диктовать социальные темы Рекламному совету. Оно выделяет деньги, а Рекламный совет сам решает, на какие программы их потратить. Также социальной рекламой в Америке и во всем мире пользуются различные некоммерческие организации: церкви, школы, больницы, университеты, ассоциации. Например, Американская легочная ассоциация проводит ежегодные кампании с бюджетом около 10 млн. долларов, чтобы информировать общественность о вреде курения, о ранних признаках эмфиземы, рака легких и туберкулеза.
Характерной особенностью социальной рекламы в США является отношение к социальной рекламе как к своеобразному социальному лекарству по принципу: «профилактика дешевле, чем лечение». Только по одной проблеме борьбы с наркоманией за период с 1993-го по 2000-й год администрация Клинтона потратила на рекламу почти 2 млрд. долларов.
Что касается Германии, то там много разнообразной социальной рекламы. Чаще всего с ней ее можно увидеть на улице, возле универмага, в транспорте. Реже всего социальную рекламу можно встретить в средствах массовой информации. Несомненное достоинство социальной рекламы в Германии - ее мобильность и злободневность [8]. По тематике первое место в рейтинге социальной рекламы традиционно занимают дети. Далее следуют: семья, голод в странах третьего мира, беженцы, животные, СПИД. Пропагандируются крепкие семейные отношения, здоровый образ жизни, бережное отношение к животным, милосердие. Заказчиками социальной рекламы, как правило, являются либо государственные структуры, работающие в социальной сфере, либо благотворительные организации с мировым именем. Реже социальной деятельностью и ее рекламой занимаются коммерческие фирмы. Как правило, они делают это по двум причинам: с целью улучшения своего имиджа или из гуманистических побуждений.
Ответственность рекламодателей и рекламопроизводителей в области рекламы на Западе очень высока: ни один социальный проект, не прошедший экспертизу, не опробованный хотя бы на небольшом сегменте целевой аудитории, не выйдет в жизнь. Социальная реклама достаточно структурирована и идет в рамках одной стратегии. Производство социальной рекламы за рубежом - это индустрия. В России - это хобби.
В дореволюционной России существовала социальная реклама, которая реализовывалась посредством плакатов. Путем данных плакатов государство вступало в коммуникацию с населением, с целью получения от него помощи в поддержании порядка и пополнения армии.
После Октябрьского переворота в 1917 г. советское правительство создало специальную программу по производству социальной рекламы. Особенностью этой программы была ориентация на неграмотное городское население, крестьян, которых нужно было заразить революционными идеями. Советская власть полностью контролировала среди прочих других сферу рекламной деятельности в Союзе. На четырнадцатый день после Октябрьской революции 1917 года в числе первых распоряжений власти был издан декрет «О введении государственной монополии на объявления». Важнейшей задачей большевиков было запрещение печатать объявления где - нибудь, кроме газет, издаваемых Советами в провинции и в городах и центральным Советом в Питере для всей России. Можно заметить, что основные темы государственной рекламы советского времени отражали государственную политику [11]. Рассмотрев образцы социальной рекламы в советское время, можно условно выделить следующие темы, волнующие государственную власть:
- война, так как военная тематика преобладала во всех сферах жизни страны сразу после отречения Николая II от власти. Выходили яркие плакаты с хлесткими запоминающимися лозунгами. Такую рекламу можно разделить на два типа: государственно-социальную и военную.
- борьба с инакомыслящими;
- помощь голодающим и больным;
- призыв к здоровому образу жизни;
- воспевание коммунистических ценностей.
Иногда социальная реклама принимала вид песен, кинофильмов. Например, знаменитую песню «Пусть всегда будет солнце!» можно причислить к виду социальной рекламы. Советские кинофильмы, например, «Высота», «Девчата» рекламируют новые профессии, образ жизни простого советского гражданина, его характер и основные ценности.
Следует отметить знаменитые в 20-е и 40-е годы в СССР плакаты Дмитрия Мора «Ты записался добровольцем» и Ираклия Тоидзе «Родина мать зовет!» (илл. 1) [3].
Иллюстрация 1
Плакат Дмитрия Мора «Ты записался добровольцем?» и плакат Ираклия Тоидзе «Родина мать зовет!».
Середина 90-х гг. ХХ в. была насыщена с одной стороны, лавиной демократических выборов, многие из которых проводились впервые в нашей стране, а с другой стороны, совпала с наиболее тяжелым, кризисным этапом в построении новых экономических отношений. В этот период социальные вопросы: безработица, невыплаты зарплат, пенсий, социальных пособий, болезни и даже голод стали для большинства россиян проблемой номер один. Политтехнологи очень органично включили обсуждение этих проблем, их символику и образы в предвыборные кампании своих кандидатов. Классический пример рекламная кампания первого российского президента «Верю, люблю, надеюсь!» (1996 г.). В серии роликов, в которых простые люди рассказывали о своих проблемах, событиях, судьбах, был существенен социальный фактор. А остальная половина политической рекламы возникла во второй части предвыборного периода в роликах появился Б. Ельцин (хотя мог быть и любой другой политик). То, что с ним стали ассоциироваться позитивные чувства избирателей, на 90 % определило успех этой рекламной акции. В большинстве своем плакаты были направлены на получение помощи жертвам войн: Первой Мировой и Русско-Японской (илл. 2).
Социальная реклама в ее современном виде появилась в России в 1994-95 годах, когда появились первые ролики Рекламного Совета России «Позвоните родителям». Но, к сожалению, часто не все даже понимают смысл термина «социальная реклама». В связи с этим исследователи выделяют факторы, которые препятствуют развитию социальной рекламы в России:
- не выработана комплексная технология диагностики, профилактики и решения многих социальных проблем;
- на уровне нормативно-правового регулирования рекламной деятельности существует ряд проблем и противоречий;
- нет механизмов оптимального взаимодействия между участниками рынка социальной рекламы: заказчиками, производителями и потребителями.
Иллюстрация 2
Два плаката времен Первой мировой и Русско-японской войны.
Производство социальной рекламы - это один из элементов социальной ответственности. Степень ответственности в социальной рекламе чрезвычайно высока, так как реклама может дать обратный эффект. В социальной рекламе многие темы, которые затрагиваются, связаны с человеческой жизнью, особенно, рекламы против СПИДа, наркомании и т. д. Во всех Конституциях человеческая жизнь декларируется как основная ценность. Однако в настоящее время в России все еще не существует государственной концепции развития социальной рекламы, разовые акции не подкрепляются заметной государственной поддержкой. Недостаточно поддержки тем агентствам, которые касаются тем социальной рекламы.
Однако, необходимо отметить, что последние годы нарастает интерес к рекламе. Появляются различные подходы к технологии ее создания. Проектируют не только плакаты по социальной тематике, но и целые рекламно - полиграфические комплексы социальной рекламы, включающие множество объектов, разные рекламоносители, каналы распространения, технологии рекламовоспроизведения. Усложняются сферы рекламного креатива, дизайна идей и концепций и их адекватного воплощения в конечные рекламные объекты. Особую актуальность приобретает проектирование эффектных и ярких, нестандартных, инновационных дизайн - объектов [5].
В настоящее время много внимания уделяется вопросам места и роли социальной рекламы в жизни общества. Необходимость решения социальных проблем повышает значимость данного вида рекламы и ставит задачи ее дальнейшего развития. Однако, при всей имеющейся совокупности исследовательских и публицистических материалов о социальной рекламе, сам феномен в полной мере не изучен [38].
Основным элементом рассматриваемой рекламы является социальная акция. Для социальной акции важна четко продуманная выработанная графическая концепция, дизайн. Графический дизайн - это создание графических изображений с целью воплощения определенных идей. Иными словами, это творческое искусство проектирования различных объектов, посредством графических элементов, для улучшения визуальных, функциональных и эстетических качеств этих объектов [21].
В графическую концепцию социальной акции включается, как правило:
- серия плакатов;
- фирменный блок;
- полиграфическая продукция - афишы, флаеры, листовки, брошюры, грамоты и др.;
- сувенирная продукция - футболки, кепки, браслеты, банданы, сумки, флаги и др.
Первой и основной частью социальной акции является серия плакатов, которая несет все элементы акции в сокращенном, но в развернутом виде. Плакат - это броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий» [20]. Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации. В отличие от небольших по размеру рекламных носителей, таких как листовки, буклеты и флаера, плакаты афиши и постеры представляют собой вид рекламной продукции большого формата. В основном плакаты используют как средство наружной рекламы. Возможно применение для презентации своей продукции или услуг в выставочных залах, павильонах, офисных и деловых помещениях.
Искусство плаката в наши дни имеет разные жанры. Он может быть театральным, рекламным, экологическим, социальным и др. В данной работе в большей степени нас интересует становление и развитие социального плаката, являющегося частью социальной рекламы. Плакаты такого характера (разновидности) направлены на формирование общественного сознания. Актуальность социального плаката заключается в том, что он раскрывает проблематику и указывает на нравственные ценности общества. Плакат находится на границе эстетической деятельности человека - кроме художественного образа он содержит в себе информацию, связанную с повседневностью, т.е. имеющую массовое значение. Информационная сторона плаката имеет, как правило, рекламные цели - от пропаганды товара до пропаганды идей. Это всегда сообщение для публики, инструмент воздействия на нее. В плакате, рассчитанном на восприятие издалека, в перспективе улиц и площадей, главными выразительными средствами являются силуэт, цветовое пятно, ритм. Рассмотрим подробнее каждый из указанных изобразительных средств:
Силуэт это изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном (илл. 3).
Иллюстрация 3
Художественное выразительное средство в композиции - силуэт.
Пятно это пятно (цветовое, тональное), имеющее большое значение как в набросках и зарисовках, так и в работе над эскизами композиции. Цветовое пятно лучше всего показывать в окружении, отношении к другим цветам. Здесь речь идет о цветовых контрастах, которые способны строить основу выразительности композиции. Тональное пятно используется и для того, чтобы уже в эскизе композиции решить тональные контрасты, которые закладывают основу выразительности (илл. 4).
Ритм это равномерное чередование повторяющихся фигур, объемов, оттенков цвета через определенные интервалы. Группу таких объектов можно назвать ритмическим рядом или композиционным строем в картинной плоскости. У каждого ряда есть главная фигура, задерживающая внимание, акцент. Небольшие промежутки между элементами в ритмическом ряде называются интервалами, а пространства, отделяющие один ритмический строй от другого, паузами (илл. 5)
Иллюстрация 4
Варианты художественных выразительных средств:
тональное и цветовое пятно.
Иллюстрация 5
Художественное выразительное средство в живописи: Ритм.
Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию, плакат использует ряд специфических художественных средств изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, разновременных и происходящих в различных пространствах событий, обобщение формы предметов.
Выразительность социального плаката имеет некоторые особенности.
Существуют следующие графические принципы дизайна плаката:
- однозначность;
- лаконичность;
- принцип синхронности.
Рассмотрим данные принципы. Важным принципом плакатного дизайна является однозначность. Важно однозначное толкование созданного образа. Посторонние смыслы, мешающие восприятию человека, не должны быть использованы в проектировании. Добавление автором текстового комментария слогана чаще исключает разность толкования.
Слоган действует на зрителя не столько словом, сколько сутью проблемы, работает как графический образ с психологической составляющей. Слоган - лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения. «Слоган» термин, перешедший в русский язык из английского, первоначально был распространён среди американских рекламистов. Само слово происходит из гаэльского языка, где означало «боевой клич». В современном значении впервые употреблено в 1880 году. Ранее в русском языке вместо слова «слоган» употреблялось слово «лозунг», пришедшее в русский язык из немецкого (илл. 6) [23].
Яркие и запоминающиеся лозунги того времени имели успех и не перестают быть актуальными и в наше время. Проблемы, поднятые в плакатах, со временем не иссякнут, приобретая все более крупные и серьезные масштабы. Искусство развития социального плаката всегда будет востребовано в обществе, потому что включает в себя глобальные проблемы, которые стоят перед культурно развивающимся обществом [28].
Иллюстрация 6
Слоган «Найдется все»
Второй принцип плакатного дизайна это умение разумно использовать в плакате только лаконичную, легко считываемую графику. Современная жизнь требует ясных и ярких, а также кратких фраз и образов, которые люди способны воспринимать пребывая в городском шуме.
Третий принцип проектирования это синхронность. Актуальный плакат требует, чтобы эстетическая система дизайнера была синхронна и современна эстетической системе получателя информации. Для дизайнера соблюдение принципа синхронизации дает возможность быть услышанным и заметным современниками.
Также важной частью построения плаката является модульная верстка. Все элементы плаката располагаются по системе модульной верстки. Модульная система верстки это система, при которой основой композиции полос и разворотов становится модульная сетка с определенным шагом (модулем), одинаковым или разным по горизонтали и вертикали. Модульная система упрощает и ускоряет художественное конструирование и создаёт благоприятные условия для автоматизации вёрстки при использовании компьютерных настольно - издательских систем. Модульная сетка определяет в целом внешний вид будущего макета и строго задаёт места размещения на странице, страницах или во всех однородных документах всех предполагаемых элементов, текста, иллюстраций, заголовков статей и других графических и информационных объектов. Сетка представляет собой систему непечатаемых вертикальных, горизонтальных и диагональных линий, разделяющих страницу (илл. 7).
Иллюстрация 7
Модульная сетка в построении плаката.
Модульная сетка делит полосу на клетки одинаковой величины. Размер клетки по ширине и высоте, иначе говоря основной шаг сетки, равен модулю (модульной единице). Клетки модульной сетки отделены одна от другой небольшими промежутками, или пробельными шагами, которые соответствуют принятым для данного издания пробелам между текстом и иллюстрациями [17].
Имеет значение и грамотная композиция в плакате. Композиция одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов. Построение художественного произведения, организация, структура формы произведения. Понятие «композиция» близко по значению понятию «структура художественного произведения», но под структурой произведения подразумеваются все его элементы в их взаимосвязи, в точности и относящиеся к содержанию (илл. 8) [7].
Иллюстрация 8
Композиция в живописи.
Значительную роль в плакате играет и характер шрифта, а также, расположение текста (который не должен занимать больше 20 % площади всего плаката), яркое декоративное цветовое решение. Текст - зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов. Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подход - это отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности [27].
В настоящее время разнообразна система условных изобразительных средств современного плаката. Так, изображение и шрифт должны показать идею плаката. Сложно выбрать шрифт, который в каждом отдельном случае наиболее подходящий. Цвет шрифта также играет роль привлечения внимания и является стилеобразующей деталью плаката. Основные требования к работе над шрифтом в плакате:
- четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм шрифтов в плакате;
- органическая связь рисунка букв с содержанием текста, образность шрифта;
- зависимость рисунка букв от техники их исполнения;
- ритм;
- цветовая гармония;
- стилевое единство шрифтов в плакате;
- смысловая акцентировка в шрифтовой композиции;
- целостность, композиционная слаженность всего построения.
Необходимость соблюдения этих принципов объясняется психофизиологическими особенностями человека, проявляемыми в процессе чтения, особенностями человеческого зрения обращать внимание одновременно на группу букв или даже слов, скоростью опознания букв и осмысления слов, т. е. скоростью чтения. Это чрезвычайно важные требования к любому плакатному шрифту [4].
Шрифт это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.
Приведем усредненные показатели сочетаний основных цветов, влияющих на четкость шрифта и его удобочитаемость, выведенные экспериментальным путем для дневного освещения (илл. 9), сочетание цветов приводится в последовательности по ухудшению четкости, следовательно, понижению удобочитаемости шрифта.
Иллюстрация 9
Схема удобочитаемости слов на разном фоне.
Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание. Цветовая гармония представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как:
- цветового тона;
- светлоты;
- насыщенности;
- формы;
- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.
Ясность шрифта подразумевает быструю узнаваемость букв, оправданную простоту их графики. Удобочитаемость это общая оценка пригодности шрифта. Любой шрифт должен без искажений передавать содержание текста. И так, рассмотрим некоторые условия обеспечения удобочитаемости.
На примере (илл. 10), видно, что средние графемы букв O, Н, К хорошо отличаются друг от друга. Крайняя левая «О» сразу даже не читается как буква, правые «К» стали схожи с «Н», хуже опознаются, а на некотором удалении от зрителя почти теряют различие с «Н».
Таким образом, говоря о простоте графических форм букв, следует помнить, что не всякая простота является рациональной. Можно придать буквам наипростейшие формы, но от этого они еще не будут легкочитаемыми. Только те формы могут удовлетворить первое условие удобочитаемости, которые сочетают простоту с дифференцированностью, то есть с максимальным различием в графике букв. Так же соразмерность толщины основного штриха и внутри буквенного просвета, перевод шрифта светлого начертания в полужирное все это имеет значение, как и изменение наклонных, округлых и соединительных штрихов в буквах [19].
Иллюстрация 10
Схема читабельности букв.
Шрифт светлого начертания имеет соотношение толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета в шрифтах типа гуманистической антиквы 1:6, в шрифтах рубленых 1:4. Полужирные шрифты имеют соотношение 1:2, жирные 1:1. Сверхжирные и сверхсветлые начертания снижают удобочитаемость шрифта. Чрезмерная разреженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов, как вы видите (илл. 11).
Иллюстрация 11
Схема удобочитаемости шрифта.
Приводя пример современного решения шрифта с максимально сближенным расположением букв, оговоримся, что для короткой надписи такой прием вполне пригоден, так как придает строке некую острохарактерность. Но нецелесообразно применять его везде, и тем более в тексте. Пропорциональность отношения ширины и высоты букв: сверхузкий, узкий (1:2), нормальный (4:5), широкий (1:1), сверхширокий. Это соотношение в различных шрифтах неодинаково: в среднем принято для узкого 1:2, для нормального 4:5, для широкого 1:1. Читаемость снижается в буквах сверхузких и сверхшироких.
В шрифтах с геометрически равной толщиной штрихов горизонтальные штрихи всегда кажутся толще вертикальных, что придает шрифту некоторое беспокойство, неуравновешенность. Умеренный контраст штрихов шрифта антиквы обеспечивает хорошую удобочитаемость. В длинных текстах сильный контраст штрихов утомляет зрение, в коротких, напротив, может повышать удобочитаемость (шрифт типа новой антиквы) [31]. В отдельных случаях, например в трафаретном варианте, соединительные штрихи вообще могут быть опущены. Что касается размера шрифта, он определяется форматом плаката, а также расстоянием между объектом - носителем шрифта и зрителем. К этому следует добавить, что на удобочитаемость оказывают влияние: характер засечек и концевых элементов шрифта, левый наклон букв или слишком сильный наклон вправо (желателен наклон не более 7580° к линии строки), композиция, текстовая загруженность, изобразительные элементы плаката, степень освещенности и даже окружение, попадающее в поле зрения одновременно с плакатом.
В понятии «Плакат» существует понятие стандартного размера. Всего существует несколько стандартны форматов плаката, которые вы видите (илл. 12).
Иллюстрация 12
Стандартные форматы плакатов.
Формат А3. Размер 42см х 30 см.
Плакаты формата А3 наиболее универсальный формат для подачи агитационного материала. Такие плакаты могут располагаться в помещениях любой конфигурации. Обычно плакаты этого формата располагаются в производственных помещениях или подсобных помещениях. При соответствующем подборе материала, плакаты формата А3 могут использоваться для наружного размещения на территории предприятия.
Формат А2. Размер 42см х 60 см.
Плакаты формата А2 - стандартный формат для подачи обучающего материала. Обычно плакаты этого формата располагаются в помещениях, предназначенных для обучения, также часто плакаты размещаются на рабочих местах, что позволяет работающим изучить плакат более полно.
Формат А1, размер 84см х 60 см
Печать плакатов А1 требует качественную обработку изображения нашими специалистами. По вашему желанию может быть разработан уникальный дизайн. Широкоформатная печать фотографического качества позволит достигнуть максимально ярких цветов, лучшего качества печати и долгой эксплуатации.
Плакаты формата А1 обычно предназначаются для восприятия с большого расстояния. Обычно плакаты этого формата используются для наружного размещения, могут также располагаться в больших помещениях. Традиционно в этом формате используются агитационные плакаты, они содержат крупные изображения и небольшое количество текста, используется крупный шрифт [15].
Плакаты формата А0 - это самые большие плакаты из серии А, объединяющий листы бумаги разных размеров. Именно благодаря большому размеру (841х1189мм), такие плакаты востребованы там, где надо привлечь внимание и донести информацию до зрителя максимально ярко, зрелищно и на относительно большом расстоянии. Плакаты формата А0 могут использоваться в научных, просветительских, декоративных и рекламных целях. Большой размер плаката позволяет вместить немало печатной информации, как текста, так и картинок, схем и таблиц. Такие плакаты могут использоваться на научных форумах и конференциях, в качестве просветительских плакатов на стенах поликлиник, образовательных и других государственных учреждений. Другая сфера применения плакатов формата А0 дизайн интерьеров. Отпечатанные на них фотографии пейзажей или портретов, репродукции картин художников, оформленные в рамы и развешанные по стенам позволяют украсить помещение, объединить предметы интерьера в единую композицию.
Размеры плакатов могут изменяться в довольно обширном диапазоне. Основная масса настенных рекламных плакатов имеет размеры А2 (420 х 594 мм), В2 (500 х 707) и больше (илл. 13).
Иллюстрация 13
Стандартные и не стандартные форматы плакатов.
Несколько отдельно стоят плакаты очень больших размеров (постеры), размещаемые на больших рекламных площадях и стенах домов, которые имеют размеры, соответствующие размерам плоскостей, но стандартом считают 3 х 6 метров, или наоборот, очень маленького размера, как афишы, размера А4.
Создание дизайна плаката осуществляется и на основе сочетания идеи - замысла и краткой информации, достаточной для легкого восприятия, то есть на основе единого стиля. Единый стиль - это устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. Стилем также называется система признаков, по которым такая общность может быть опознана [13].
Дизайн целого плаката разрабатывается таким образом, чтобы информация воспринималась оптимальным образом. С помощью тщательно отобранного графического материала, дизайн плаката будет безупречно качественным и максимально эффективным.
После понятия «Плакат», немаловажным элементом акции является фирменный блок. Фирменный блок представляет собой традиционное, часто употребляемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Чаще всего - это изобразительный товарный знак и логотип. Фирменный блок может также содержать полное официальное название фирмы, его почтовые и банковские реквизиты. Иногда фирменный блок включает и фирменный слоган.
Третий вариант продукции также немаловажен, и несет в себе подробную информацию, а также является памятью о мероприятии. Полиграфическая продукция - это размноженная печатная продукция (книжно - журнальная, деловая, газетная, этикеточная, упаковочная). Обычно визитки, буклеты или листовки первыми попадают в поле зрения окружающих, и по их внешнему виду складывается впечатление о целой акции. Именно поэтому чрезвычайно важно иметь качественную полиграфическую продукцию, которая бы имела информацию о мероприятии. Если продукция нужная и содержит полезные сведения, как правило, она еще долгое время хранится в квартире или офисе. Полиграфическая продукция любопытна для потребителей не только потому, что содержит рекламное предложение, но и потому, что предоставляет важную для потребителя информацию, дает полезные ссылки.
В отличие от других рекламных носителей, полиграфическая продукция не нарушает привычный ход жизни потребителя, она предполагает, что читатель сам выберет удобное время, чтобы ознакомиться с рекламной информацией. Полиграфия способна размещать достаточно объемные тексты, которые будут содержать исчерпывающую, детальную информацию об акции.
Визитка, буклет или брошюра более выразительна, запоминающаяся, ясная и понятная привлекает больше зрителей. После мимолетного взгляда человек решает, стоит ли прочесть документ. Сочный, насыщенный цвет, оригинальный визуальный образ особенно привлекает внимание читателя.
Любая полиграфическая продукция это не просто качественная бумага и яркий цвет. Это своего рода презентация мероприятия и ее возможностей.
После полиграфической продукции идет четвертая часть социальной акции - сувенирная продукция. Сувенирная продукция - рекламное средство, подарки на память с нанесенной на них символикой и, возможно, слоганом мероприятия. Является эффективным средством привлечения народа, особенно молодежи. Существуют три типа сувенирной продукции:
- промо - сувениры продукция для масштабных рекламных акций;
- бизнес - сувениры продукция для соучастников;
- VIP сувениры особая продукция ограниченные по количеству.
К первой группе относятся канцелярские и компьютерные принадлежности: магниты, посуда, текстиль разные полезные вещи и приятные мелочи, периодически используемые дома и на работе. Сувенирная продукция, особенно если это ручка или блокнот, всегда находится под рукой и на видном месте, как и логотип или слоган акции также. То есть, память о мероприятии останется.
Вторая группа включает в себя отличающуюся продукцию, выпускаемую ограниченным тиражом и направленную на участников мероприятия.
Третья группа это необычные сувениры в виде дорогих настольных принадлежностей, кожаных портфелей и папок, настенных часов с логотипом или слоганом. Такая продукция чаще всего бывает ручной работы и в одном экземпляре.
Офисные сувениры (ручки, кружки, папки, ежедневники, визитницы) должны подходить к стилю мероприятия. Кружки должны быть удобные и сочетаться с другими элементами акции. Желательно предоставить несколько вариантов продукции, чтобы каждый мог выбрать на свой вкус.
Таким образом, рассмотренные принципы, несут в себе рекомендацию, но не имеют строгого характера. Здесь важен рекламный креатив, четкий смысл и неповторимость авторской идеи, а также, яркость и лаконичность, что является залогом эффектной визуальной подачи. На дизайнера возлагается большая ответственность перед населением, так как он создает массовый продукт, который в той или иной степени будет влиять на потребителя.
1.2. Основные графические приемы и принципы графической концепции социальных акций.
Социальная акция «Выпей стакан воды защити свои почки!»
В Якутске проводилась акция «Выпей стакан воды защити свои почки!», посвященная Всемирному дню почки. Акция проходила в марте 2015 года. Для того, чтобы стать участником акции, было необходимо сфотографироваться со стаканом воды и разместить фото в социальных сетях Instagram, Facebook, «ВКонтакте» с хештегом #саха_деньпочки.
Задача акции призвать горожан ответственно относиться к своему здоровью. Организаторы также анонсировали проект «Надежда на будущее», в рамах которого будет распространяться информация о профилактике и лечении почечных заболеваний. Волонтеры предлагали покупателям выпить стакан воды, проконсультироваться с врачом и сфотографироваться на фоне плаката акции. Врачи консультировали участников акции по вопросам профилактики почечных заболеваний. В акции приняло участие свыше 50 волонтеров, 15 врачей и около 700 жителей города.
В акции символичной вещью был любой стакан с водой и открытка голубого цвета, на которой были изображены почки, олицетворяющие любовь к себе, своему здоровью. (илл. 1). Также во время проведения мероприятия был использован характерный плакат данной акции. На плакате (илл. 2) имеется полупрозрачный не броский фон, где представлено множество человеческих фотографий, говорящих о том, что в мире очень много людей, еще не заботящихся о своем здоровье. Изображение планеты Земли, ее континентов в виде почек указывает на эту проблему.
В верхнем правом углу расположен логотип, представленный в виде почек, имеющих три разноцветные полосы. Изображение почек обусловливает, обнажает суть рассматриваемой проблемы. В свою очередь цветные полосы не связаны с другими коммуникаторами акции и имеют случайное расположение. Слева дана краткая информация фактора риска нарушения работы почек и рекомендации по предупреждению почечных заболеваний. Посередине плаката находятся две красные широкие полосы для привлечения внимания, на которых есть информация, когда данное мероприятие буде организовано.
Иллюстрация 1
Плакат.
В данной акции отсутствует полиграфическая и сувенирная продукция, что является большим минусом, так как памятных вещей, свидетельствующих о проведении социального мероприятия, у жителей города не осталось. Особых приемов здесь не применено, поэтому, акция прошла незаметно.
Иллюстрация 2
Образец комунникаторов: кружка и открытка.
Молодежная социальная акция «Я верю:)»
Акция состоялась весной 24 марта 2012 года. Институт Современного Искусства (ЯФ НВПО) выступил с акцией, которая была направлена на улучшение настроения, формирование позитивного мышления. В честь этой акции проводилась всеобщая презентация (чего?). Участники мероприятия проводили опрос молодежи, уточняли: насколько их мышление позитивно, считают ли они себя успешными, верят ли в позитивный исход.
В ходе проведения данной акции были использованы ряд плакатов, выполненных в одном стилистическом и дизайнерском формате.
За основу в серии плакатов взяты авторские фотографии. Также разработчиками акции был использован прием плакатной дорисовки. На каждом плакате расположена плашка разных цветов, имеющая позитивный характер с названием акции и цитатами мыслителей. Существует вечерний вариант плакатов, то есть вариант того, как они будут выглядеть вечером (илл. 3).
Иллюстрация 3
Серия плакатов.
В плакатах имеется дорисовка мыслей и мечты человека, в которые он погружен. Человек сам рисует свой мир, свою вселенную и это видоизменяет его самого.
Иллюстрация 4
Сувенирная продукция: футболки.
Иллюстрация 5
Карманный календарь.
В данную акцию включена также и сувенирная продукция в виде разноцветных футболок с яркими надписями (илл. 4): «Институт Современного Искусства. Социальная акция «Я верю:)». На таких футболках присутствовал логотип института. Участники акции вручали каждому посетителю карманные календари, на каждом из которых было по одному изображению, как и на плакатах. С обратной стороны календарика был размещен логотип и название института (илл. 5).
Ежегодная социальная акция «Молодежь за здоровое будущее!»
Ежегодная акция «Молодежь за здоровое будущее!» состоялась 26 июня 2014 года на площади Орджоникидзе. Она была проведена в рамках Международного дня борьбы с наркоманией, объединенного с Всероссийским днем молодежи. Как сообщает начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Саха (Якутия) подполковник полиции Марина Попова, организация данного мероприятия нацелена на пропаганду здорового образа жизни и показывает, что у молодежи есть другой, более интересный досуг, чем употребление алкоголя, табакокурения или наркотиков.
Кроме того, управление наркоконтролем проводит ряд профилактических мероприятий, которые направлены на предупреждение и пресечение правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков. Также в рамках мероприятия проводилось несколько конкурсов: рисунков для детей, танцевальные и соревнования на роликах для молодежи. Были организованы передвижные консультационные пункты, задействованные в данной акции «Молодежь за здоровое будущее!». Присутствовал элемент сувенирной продукции: большие воздушные шары желтого цвета, как символ солнца и радости, на котором написано жизнерадостным красным читабельным шрифтом: «Молодежь за здоровое будущее!» - название молодежной акции (илл. 6).
Графическая концепция данной акции была мало выражена. Отсутствовала полиграфическая продукция. Присутствовал лишь один элемент сувенирной продукции - воздушный шар. Из-за малой выраженности акции, она прошла всего один сезон, не оставив особых эмоций у населения.
Иллюстрация 6
Элемент сувенирной продукции: воздушный шар.
Молодежная акция «Всемирный день борьбы со СПИДом»
Студенческая молодёжная волонтёрская организация «Молодые молодым» провела акцию, посвящённую Всемирному дню борьбы со СПИДом в культурном центре 1-го декабря 2014-го года в г. Новгороде.
В ходе проведения данной акции были представлены сувенирная продукция: футболки, ленточка, полиграфическая продукция: бэйджи, листовки, мини - плакат, а также логотип.
Логотип акции изображен в виде английской буквы «V» фиолетового цвета и растушеванного красного сердца расположенного под буквой. Английская буква «V» («В») означает «волонтеры». Это название было дано в честь организаторов акции, то есть волонтеров. Фиолетовый цвет буквы символизирует мудрость, красный цвет и сердце любовь и помощь (илл. 7).
Иллюстрация 7
Логотип.
Иллюстрация 8
Сувенирная продукция: футболки; полиграфическая продукция: бэйджи, мини - плакат акции.
Футболки имеют ярко-красный цвет, это основной цвет данной акции, олицетворяющий любовь и желание в любой момент прийти на помощь людям. Футболки предусмотрены для участников акции. Вторым сувенирным элементом является ленточка, имеющая характерный цвет мероприятия, воспринимаемая как символ памяти о людях, погибших от СПИДа (илл. 9).
Иллюстрация 9
Сувенирный элемент: ленточка.
Полиграфическая продукция также имеет логотип акции. На бэйджах изображена эмблема, имя и фамилия участника мероприятия. На мини - плакате посередине изображена красная ленточка, в честь погибших от СПИДа, остальную часть плаката занимает информация, составленная композиционно, для полного осведомления читателя. Текст несет в себе информацию о СПИДе и других заболеваниях, которых нужно остерегаться. Используемый плакат является шрифтовым (илл. 8).
На листовках с одной стороны изображен логотип, а на обратной стороне располагается подробная сокращенная информация о данном мероприятии (илл. 10).
Каждый элемент продукции имеет общий стиль акции. Его организует цвет и эмблема, являющиеся основой создания данной акции. Присутствует как полиграфическая продукция, так и сувенирная, логотип. Данная акция была проведена успешна.
Иллюстрация 10
Образцы листовок с логотипом акции.
Социальная акция против никотиновой зависимости «Международный день отказа от курения»
22.11.2013 г. в городе Казани в рамках «Дня отказа от курения» Центр «выбор» провел акцию против никотиновой зависимости. Студенты приняли активное участие в данном мероприятии.
В ходе проведения акции был представлен плакат, имеющий белый цвет для удобства и свободного восприятия. На нем была отражена надпись: «Всемирный день отказа от курения». Ниже играющим шрифтом красного цвета (для привлечения внимания) написано: «Я свободен от курения уже…». Доска предназначена для желающих, которые могли бы разместить информацию о том, когда они бросили курить (илл. 12). Однако данный плакат ничем не связан с другими элементами акции и выполнен в случайной форме.
Второй плакат имеет прямоугольную вытянутую форму для того, чтобы большой текст не рябил перед глазами. Внимание привлекает разноцветность его фона, однако шрифты на нем видны плохо. Белые пятна, изображенные на фоне, не понятны и могут ассоциироваться с чем угодно. Шрифты подобраны случайно и являются неудобочитаемыми из-за того, что цвет сливается с фоном. Первый шрифт имеет своего рода прозрачность и легкость, имея лишь темную обводку в виде тени. Второй шрифт сливается с фоном из - за одинаковости оттенка. (илл. 11).
Иллюстрация 11
Плакат № 1.
Иллюстрация 12
Плакат № 2.
Акция «Свободный от зависимостей»
Министерство здравоохранения Республики Беларусь выражала серьезную обеспокоенность проблемой потребления табака, особенно среди подростков и молодежи, и приняла различные меры по профилактике этой зависимости. В связи с этим, а также в целях реализации положений по борьбе против табака, с 9 мая по 31 мая 2014 года проводилась республиканская информационно - образовательная акция «Беларусь против табака».
30 мая 2014 года в рамках акции «Беларусь против табака» в колледже прошла акция «Свободный от зависимостей», приуроченная к Всемирному Дню борьбы против табака. Стоит отметить, что особенную активность учащиеся проявили при проведении викторины, посвященной пропаганде ЗОЖ.
Было предусмотрено множество плакатов, на которых использовались «говорящие» изображения и надписи, информирующие о вреде курения и его пагубных последствиях. Но, к сожалению, единого стиля в работе не прослеживается. В основном, для привлечения внимания картинки на плакатах выполнены в мультипликационных комичных образах. Это сделано с той целью, чтобы подросток не сохранил негативную информация после проведения акции. (илл. 13).
Также присутствовал комичный макет в виде сигареты, ящик бело-голубого цвета, не имеющий связи с другими коммуникаторами и выполненный в случайной форме. Во время проведения акции был использован большой белый плакат - викторина, на котором был напечатан в мультипликационном виде курящий человек. Это вариант плаката игры, где любой молодой человек мог раскрасить курильщика цветными карандашами (илл. 14).
Иллюстрация 13
Коммуникаторы акции.
Присутствовали на акции только плакаты. Сувенирная и полиграфическая продукция и логотип отсутствовали. Стиль акции прослеживается только в мультипликационном приеме оформления, но в общей степени все выполнено в случайной форме. Данная акция не грамотно разработана с точки зрения графической концепции и проводилась лишь один раз.
Иллюстрация 14
Плакат - викторина
Серия социальных плакатов «Разве может случиться что-то хуже?», используемых с целью профилактики наркомании.
На фото представлена социальная акция профилактики наркомании в США, которую организовало рекламное агентство McKinney: «Разве может случиться что-то хуже?»
Иллюстрация 15
Серия плакатов.
За основу взяты авторские фотографии. Все плакаты выполнены в едином стиле, что характеризует один и тот же прием в трех плакатах - это фрагментарность и коллажирование (илл. 15).
Головы принадлежат низшим живым существам. Данный художественный прием был использован автором для того, чтобы показать: человек, употребляющий наркотики, опускается до уровня этих существ.
На плакатах изображено добровольное употребление яда, которым обычно люди травят тех или иных существ. Автор, таким образом, указывает на то, что наркотики это тоже яд, но люди его употребляют, причем делают это добровольно. Общеизвестно, что тараканы, крысы или слизняки привыкают к некоторым ядам, собственно, как и люди привыкают к наркотикам. Внизу справа размещена надпись названия серии плакатов, а рядом расположен логотип.
Данная серия акции грамотно продумана и ясно передает проблему употребления наркотиков.
Серия социальных плакатов «Подумай, прежде чем поджигать», отражающая пагубность влияния курения.
Социальная акция проблем курения в Индии организовало рекламное агенство RK Swamy BBDO: «Подумай, прежде чем поджигать».
Плакаты (илл. 16) выполнены в стиле минимализм. На первых двух плакатах не ясно выражена проблема курения. Изображение человека и дерева скрученной проволокой не понятно, и проблема курения здесь не прослеживается. На третьем плакате изображение сигарет, как связки ключей, является более понятным, чем на первых плакатах. Связка сигарет на третьем плакате показывает, что человек настолько часто курит, что сигареты он носит с собой, как ключи от дома.
Справа внизу написан слоган акции, и имеется небольшой блок информации о курении.
Необходимо отметить, что данная серия плакатов недостаточна разработана и не совсем точно передает проблему курения.
Иллюстрация 16
Серия плакатов.
Серия социальных плакатов «Зависимость. Социальные сети».
Автором серии плакатов является победительница конкурса молодых дизайнеров города Минска Мария Макарова. Серия плакатов посвящена социальным сетям, как одному из видов интернет - зависимости. Каждый из них сообщает не только о зависимости в целом, но и раскрывает определённые проблемы, а именно: ухудшение здоровья, потеря реальности, потеря близких и тому подобное [33].
Иллюстрация 17
Плакат № 1.
На плакате (илл. 17) мы видим стиль минимализма и статичности, что в некоторых случаях эффектно выглядит. Простота и лаконичность зачастую смотрится лучше, чем перегруженный плакат множеством деталей. Фон использован нейтрального цвета, чтобы на нем была видна необходимая информация, которую хочет донести молодой дизайнер до зрителя. «1 pixel» имеет крупный размер шрифта. Это обозначение говорит о человеке, который деградирует до такой степени, что он, как изображение становится маленьким. Данный плакат сообщает о том, что понятие «человек» постепенно теряет свою ценность. Границы между виртуальным и реальным миром исчезают, и, субъект, уже не осознает, что есть настоящее, а что нет. Постоянное пребывание в социальных сетях ведет к полнейшей деградации .
Иллюстрация 18
Плакат № 2.
Следующий, весьма эффектный плакат (илл. 18. Плакат № 2.) показывает восприятие зависимого человека мира вокруг. За основу взята авторская фотография.
Интернет зависимый не видит грань между реальностью настоящей и виртуальной. Пребывая в постоянном контакте с интернетом, возникают психические расстройства, из-за которых человек совершает поступки, как если бы он совершал их в виртуальной реальности. Сдержанность цветов и мягкая для глаз тональность выявляет принадлежность к настоящей реальности, а не к виртуальной, где чаще всего преобладает яркость цветов. Градация от четкости до пиксельной фактуры на молодой девушке подтверждает вышесказанные нами слова об исчезающей грани между двумя реальностями и призывает к натуральному и настоящему.
Иллюстрация 19
Плакат № 3,4.
Третий плакат (илл. 19) имеет две вариации, но их объединяет общая система хаоса. Оба варианта выполнены в виде чернобелой авторской фотографии, имея яркие элементы, призывающие внимание к главной проблеме плаката борьбе с зависимостью по отношению к социальным сайтам. Посередине плаката стоит задумчивая молодая девушка, которая является активным пользователем интернетных услуг. Вокруг девушки расположены всевозможные социальные сайты, которые передают через плакат напряженность. Если первый вариант берет минимальное количество интернет ссылок, но изображено все это в виде путаницы, то второй вариант имеет более статичное направление. Значки выстроены строго по модульной сетке, но большое количество мелких значков имеют неприятное воздействие. По этой причине легче воспринимается первый вариант третьего плаката.
Серия представленных нами плакатов привлекает своей необычностью и нестандартностью, однако единого стиля в плакатах не просматривается, из-за чего не совсем понятно: эти плакаты созданы одним человеком и являются серией.
Социальный плакат антиалкогольной пропаганды «Знай меру!»
Иллюстрация 20
Плакат.
Автором плаката является Михаил Ткаченко. Главный московский журнал российского графического дизайна «Kak» подвел итоги конкурса социального плаката «Знай меру!», объявив его победителем. Конкурс был организован производителем «КиНовский» коньяк и журналом «Каk» на сайте kak.ru. Цель конкурса: создать оригинальный макет плаката на две из предложенных тем: «Знай меру!» и «Кто пьет, тот не водит!»; определить и поощрить дизайнеров, создавших наиболее оригинальные и яркие образцы дизайна. Работы принимались до 28 ноября 2008 года [37].
Проблема, изображенная на плакате, выявляет зависимость человека от алкоголя (илл. 20). Плакат имеет простую структуру, но усложнен авторской фотографией молодого человека, грамотно отредактированной в компьютерной программе Adobe Photoshop. Минимализм очень ценится, если его преподнести в приемлемом виде. На наш взгляд, именно здесь это и присутствует. На данном социальном плакате есть два объекта это слоган и изображение человека. Видно, что автор хотел сказать, буквально разрушив лицо человека отпечатком формы бутылки, что употребление алкоголя влияет не только на состояние нашего внешнего вида, но и внутреннего, то есть на все здоровье в целом. Это также показывает и оттенок кожи у человека на плакате и трещины, идущие по всему лицу.
Данный плакат смотрится четко, ясно и эффектно. Грамотно выполненный плакат полностью выражает мысль автора, который понятен сразу, с первого взгляда.
Таким образом, в акциях и сериях плакатов, описанных выше, используются различные графические приемы. Например, в плакатах используется прием коллажирования, фрагментации и дорисовки. Некоторые плакаты выполнены в стиле минимализма. Краткость и, в то же время, четкость передачи идеи плаката привлекает особое внимание. Как правило, любой плакат должен понятным языком выражать всю суть темы, не имея при этом пестроты, искажающей смысл.
Серия плакатов и коммуникаторы должны создавать общее представление об акции, сочетаясь в одном стиле. Однако, большинство акций не разработаны в плане графической концепции. Мероприятия ограничиваются некоторыми элементами полиграфической или сувенирной продукции и полного комплекта не прослеживается почти ни в одной акции. Разработка многих коммуникаторов выполнена не грамотно, в случайной форме и не связана со всеми коммуникаторами акции единым стилем.
На основе вышесказанного, мы создаем свою собственную графическую концепцию с применением подобных приемов, которая будет способствовать решению проблемы избавления от зависимости в любой форме.
1.3. Основная идея графической концепции социальной акции «Не зависеть - это здорово!»
Основной идеей акции является показ разрушительной силы зависимости через использование приемов коллажирования, который отражает фрагментарность отдельных частей тела, дорисовки, акцентирования на главной проблеме, преувеличении образов.
Раскрывается вся суть их использования, то есть показан момент совершенной ошибки, имеющий в некоторых плакатах сатирическую ноту, или передающий всю серьезность зловредной привычки. Данная графическая подача направлена на изменение отношения к обыденным зависимостям так, чтобы человек мог по-настоящему задуматься над этой проблемой и прийти к положительному решению относительно своего здоровья.
Распознающим элементом акции является цветовая гамма красно-белого цвета, логотип и слоган: «Зависимость - это слабость». Эти элементы располагаются на всех носителях акции. Слоган, как правило, выделяется цветом и размером шрифта. Он имеет однотонный цвет и печатную форму шрифта, чтобы не происходило слияние с изображением, но в то же время, слоган должен передавать характер акции. На логотипе изображено рукопожатие, которое олицетворяет символ помощи и одновременно обыгрывает один из стилеобразующих элементов карикатуры, зачеркнутые красной линией в красном круге.
На плакатах отображены все четыре разрушающие зависимости молодежи. Использованы авторские фотографии, отредактированные на дизайнерской программе Adobe Photoshop, Остальная продукция выполнена в краснобелой гамме, как и использованная плашка красного цвета, расположенная внизу каждого плаката.
Сувенирная продукция разработана с учетом предпочтений молодой аудитории, которая в большей степени ценит такие качества, как удобство и простота восприятия информации. В ходе проведения мероприятия также будут организованы группы участников, одетые в футболки и банданы красного и белого цветов с логотипом и слоганом социальной акции.
В сувенирной продукции на красных браслетах располагается логотип и название акции: «Не зависеть это здорово!». На флаге, футболке, бандане, сумке и значках красного цвета также изображен логотип и название акции.
Так как во время акции будут развешиваться плакаты, то мы разработали и полиграфическую продукцию: флаеры, буклеты, афишу. Участники будут вручать полиграфическую и сувенирную продукцию молодым людям, которых встретят на улицах города.
На афишах расположена информация о концерте для молодежи, а также логотип и слоган данной акции. Слева расположены изображения из плакатов под обрез в хаотическом порядке, как средство стилеобразующего элемента. Хаотичность придает более позитивное восприятие, которое сообщает, что зависимость можно побороть, исключить из своей жизни.
Флаер двусторонний, формата А5. Выполнен в краснобелой гамме. На нем расположена подробная и краткая информация о концерте от имени акции на лицевой части, а на обратной расположено приглашение для молодежи на мероприятие в честь акции. Имеются стилеобразующие элементы в виде карикатур, перечеркнутых красной линией в круге.
Буклет в виде четырех скрепленных листов формата А5 в характерной гамме акции. Количество листов обуславливается количеством зависимостей, в данном случае их 4. На лицевой части расположены изображения из плакатов и текст о вреде употребления. На обратной стороне описано время мероприятий, которые будут проводится в связи с акцией. Также на буклете расположено название, логотип и один из стилеобразующих элементов - это хаотично расположенные изображения из плакатов.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКЦИИ «НЕ ЗАВИСЕТЬ - ЭТО ЗДОРОВО!»
2.1. Разработка фирменного блока.
Фирменный блок социальной акции «Не зависеть - это здорово!» состоит из логотипа и фирменного знака.
Мы выбрали знаком нашей акции - рукопожатие заключенное в круг, символизирующее помощь нуждающимся людям. Символ помощи дает надежду, облегчение (илл. 1).
Иллюстрация 1
Фирменный блок.
Фирменный знак представляет собой авторское изображение рукопожатия, выполненное в виде трафаретного отпечатка. Логотип имеет красно - белый цвет.
Логотип является шрифтовым написанием названия социальной акции. Логотип выполнен шрифтом трафаретного вида Stencil BT, с заливкой красного цвета. Над логотипом размещена надстрочная строка красного цвета, набранной шрифтом Microsoft JhengHei Boot.
Фирменный знак и логотип целесообразно располагаются относительно друг друга. Знак расположен слева от логотипа.
Фирменный блок имеет построение по сетке, предусматривающее пропорции знака, логотипа и надстрочной надписи (илл. 2).
Иллюстрация 2
Построение фирменного блока по сетке.
Фирменный блок хорошо масштабируется (илл. 3). При уменьшенном варианте сохраняется читаемость логотипа и фирменного знака. Фирменный блок может использоваться без надстрочной надписи, если ее при сильном уменьшении плохо видно. Важным является название акции и знак.
Иллюстрация 3
Масштабирование фирменного блока.
Фирменный блок может размещаться как на белом фоне или плашке, так и на красном. Возможна вариативность инверсии, но в рамках белого и красного цветов (илл. 4). При использовании сложного и пестрого фона, фирменный блок располагается, как правило, на красной или белой плашке (илл. 5).
Иллюстрация 4
Образец фирменного блока, размещенного на белом фоне и красной плашке.
Иллюстрация 5
Вариации размещения фирменного блока.
Использование черно-белого варианта фирменного блока недопустимо, так как концепция и позитивность красного цвета будет утеряна.
Допускается использование фирменного знака без логотипа, так как узнаваемость акции не исчезает. Знак может располагаться как на белой плашке, так и на красной (илл. 6).
Иллюстрация 6
Варианты расположения фирменного знака отдельно от логотипа.
Вполне допускается и использование логотипа без фирменного знака. Но не допускается изменение фирменного шрифта и его начертания, фирменного цвета. Также, не допускается изменение пропорций, сжатие и другие изменения. Фирменный блок не может быть размещен на другой однотонной или пестрой плашке, кроме красной или белой (илл. 7).
Иллюстрация 7
Недопустимые варианты использования фирменного блока.
2.2. Фирменный цвет.
Фирменный знак, логотип и надстрочная надпись выполнены двумя основными цветами - красным и белым (илл 1). Основные цвета являются фирменными и изменение цвета недопустимо. Главным цветом фона является красный.
Иллюстрация 1
Цветовое решения фирменного знака и логотипа.
2.3. Фирменный шрифт
Фирменный шрифт является элементом фирменного блока. Логотип выполнен шрифтом трафаретного вида Stencil BT, с заливкой красного или белого цвета, в зависимости от цвета плашки (илл. 2). Над логотипом расположен надстрочный текст, набранный шрифтом Microsoft JhengHei Boot. Он используется и в качестве основного наборного шрифта для текста (илл. 3).
Иллюстрация 2
Алфавит выполненный фирменным шрифтом и цветом.
Иллюстрация 3
Алфавит выполненный наборным шрифтом.
Шрифт (название) используется только в написании логотипа, шрифт (название) применяется в написании информации.
2.4. Стилеобразующий элемент.
Первый стилеобразующий элемент - это изображения расположенные в хаотичном порядке и выполненные под обрез (илл. 1).
Иллюстрация 1
Стилеобразующий элемент № 1.
2.5. Полиграфическая продукция.
Афиша (илл. 1).
Афиша одна из важнейших элементов полиграфической продукции. На афише будет располагаться стилеобразующий элемент в виде хаотично расположенных изображений, взятых из плакатов. Также, расположена информация флаговой верстки о проведении благотворительного поп - концерта для молодежи, с использованием фирменного блока и фирменных шрифтов.
Формат афиши А4, односторонняя печать на офсетной бумаге, 120 гр.
Афиша является активным носителем информации, а также, этот элемент продукции мало затратный в печати.
Флаер (илл. 2).
Второй элемент полиграфической продукции является флаер. Он несет в себе краткий информационный текст о благотворительном концерте и о самой акции, представляет собой своеобразный пригласительный билет.
Флаер имеет двустороннюю печать. На лицевой стороне располагается информация о предстоящем поп - концерте, а на обратной стороне размещен текст о проведении мероприятий посвященных данной акции. Формат флаера - А5 альбомного расположения, 160 гр.
Иллюстрация 1
Афиша.
Иллюстрация 2
Флаер.
Буклет (илл. 3).
Третий элемент - буклет. Буклет был разработан с учетом распространения информации, оригинальность и удобства. Буклет имеет четыре соединенных листа формата А5, 160 гр.
На лицевом части расположены изображения используемые в плакатах и вред каждой из четырех зависимостей. Страницы имеют ритм в цветовом решении. На обратной части расположена информация о проведении мероприятий в честь акции, краткий текст о том, к чему ведет зависимость и какие трудности испытывает молодой человек. Также, присутствует фирменный блок. Имеется ритм цветового решения и используется стилеобразующий элемент, в виде изображений взятых из плакатов.
Илюстрация 3
Буклет.
2.6. Сувенирная продукция.
Футболка (илл. 1).
В акции используются красного фирменного цвета футболки с фирменным блоком, либо с ее фирменным знаком. Размещение блока или знака идет по центру. Варианты исполнения: ......
Иллюстрация 1
Футболка.
Бандана (илл. 2).
Бандана - функциональный головной убор, особенно весной - во время проведения акции. Банданы имеют красный цвет, на них нанесен фирменный блок без надстрочной надписи, также может располагаться и один знак. Варианты исполнения:......
Иллюстрация 2
Бандана.
Сумка (илл. 3).
Сумка выполнена из хлопковой ткани. Она имеет фирменный красный цвет, на нем располагается фирменный блок. Также может быть размещен отдельно взятый знак.
Иллюстрация 3
Сумка.
Флаг (илл. 4).
Флаг выполнен из натуральной хлопковой ткани красного цвета. Длина - 1м и ширина - 0.5 м. На флаге расположен полностью фирменный блок, без надстрочной надписи.
Иллюстрация 4
Флаг.
Браслет (илл. 5).
Браслет выполнен из силикона, красного цвета. На браслете расположено название акции, так как знак в уменьшенном виде не рассматривается, как и надстрочная надпись.
Иллюстрация 5
Браслет.
Значки (илл. 6).
Значок имеет упрощенное оформление - фирменный цвет и знак. Значок может быть железным или пластиковым. Размер значка 5х5.
Иллюстрация 6
Значки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аузан А. Есть целая серия проблем, которые не решаются государством без общества и обществом без государства. М.: ОГИ, 2001
2. Бове Л. Кортлэнд, Аренс Ф. Уилльям Современная реклама. М.: Издательский дом “Довгань”, 1995
3. Бызов Л. Становление новой политической идентичности в постсоветской России. М.: “Гендальф”, 1999
4. Васильева П.Р. Молодежная политика в России. М.:Инфра-М, 2006
5. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995
6. Голуб О.Ю. Социальная реклама: учебное пособие. М.: ИТК «Дашков и К», 2011.
7. Дегтярев А.Р. Изобразительные средства рекламы: Слово, композиция, стиль, цвет. М.: Фаир-Пресс, 2006
8. Иконникова М. В. Социальная реклама на Западе и в России. 2008. - № 11.
9. Кузнецов В.Н. “Социология молодежи”, 2007 г., с.335
10. Кузнецов П. Часть пейзажа? Как оценивать эффективность социальной рекламы// Маркетолог. - № 1 2008 г.
11. Колупаева Ю. Социальная реклама Советского периода и в современной России.
12. Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама. М.: ДМК Пресс, 2001.
13. Мандель Б. Р. Социальная реклама.- М.; ИНФРА-М, 2012г
14. Манько Ю.В., Оганян К. М. “Социология молодежи”, 2008 г., с.316
15. Назайкин А. Н. Иллюстрирование рекламы. М.: Эксмо, 2004
16. Ньюарк К. Что такое графический дизайн. М.: Астрель, 2005.
17. Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования. М.: Юнити-Дана, 2010.
18. Патернотт Ж. Создание логотипов и графических концепций. СПб.: Питер, 2007.
19. Писаревский Д. А. Шрифты и их построение. СПб.: из сборника, 1927
20. Плакат статья из Большой советской энциклопедии.
21. Райн Х. Графический дизайн. М.: Астрель АСТ, 2005.
22. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2008.
23. Слоган материал из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/
24. Соболева Е. Маленькие трагедии. Социальная реклама. // Рекламный мир - № 3 2003 г.
25. Тангейт М.. Всемирная история рекламы. М.; Альпина Бизнес Букс, 2008 г.
26. Тимофеев Г., Тимофеева Е. Графический дизайн. М.: Феникс, 2002
27. Устин В. Композиции в дизайне. М.: АСТ, 2006.
28. Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика СПб., 1999 г.
29. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. СПб: Питер, 2000.
30. Чебурашкина Е. Роль социальной рекламы в современном обществе. Анализ российского опыта. // Рекламодатель - № 11 2008 г.
31. http://www.adme.ru/creative-outdoor/reklama-s-razmahom-254555/
32. http://art-lk.ucoz.ru/publ/ehto_interesno/shriftovoj_plakat/13-1-0-16
33. http://www.designdebut.ru/gallery/1502
34. http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30073
35. http://www.fom.ru
36. izumrud.68edu.ru
37. www.kak.ru сайт журнала о графическом дизайне “KAK”
38. http://psynet.carfax.ru/tests/nez2.htm
39. http://sakhapress.ru/archives/115624
40. http://www.voxru.net
РАЗРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКЦИИ НА ТЕМУ «НЕ ЗАВИСЕТЬ - ЭТО ЗДОРОВО!»