Модель взаимосвязи стратегических факторов успеха

red255;Содержание:

Введение

  1. Анализ среды окружения……………………………………………………4
  2. Рынок - угрозы, шансы, риск…………………………………….……….9
  3. Сценарий будущего………………………………..……………………….10
  4. Кривые жизненных циклов продукции…………………………………14
  5. Модель взаимосвязи стратегических факторов успеха……………....17

6. Отличия финансового и денежного рынков……………………….……19

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Содержание стратегического планирования –это планомерная организация регулирования развития национальной экономики, ее отдельных подсистем, планирование деятельности коммерческих структур.

Наука стратегического планирования тесно связана с другими социально –экономическими науками: управлением, менеджментом, экономической теорией, финансовыми науками, философией, социологией, демографией, политологией. В процессе стратегического планирования экономического и социального развития используются выводы, фактические данные и методы исследования, применяемые функциональными науками и отраслевыми экономиками. Наука стратегического планирования опирается на математику, технические и естественные науки.

Стратегическое планирование зарекомендовало себя как один из самых действенных инструментов современного менеджмента. Вспомним старую, многократно проверенную временем истину: «Именно на менеджменте всех уровней лежит задача сделать все возможное для обеспечения оптимального варианта будущего развития и не позволить втянуть себя в водоворот неудач».

Современный мир весьма многообразен, зависит от множества факторов, но если этот тезис станет путевой звездой для тех, кто способен взять на себя огромное бремя ответственности за руководство и готов сделать все для того, чтобы быть на уровне требований в рамках этой ответственности, то успех развития не только предприятия, но и страны в целом будет обеспечен.


  1. Анализ среды окружения

Анализ среды предприятия –это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей.

Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы:

  • С точки зрения стратегического планирования –улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на фирму и ее будущее.
  • С точки зрения политики фирмы - помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление.
  • С точки зрения текущей деятельности - обеспечивает информацией, необходимой для наилучшего выполнения плановых заданий.

Процесс анализа организационной среды начинается с определения основных элементов внутреннего и внешнего пространства фирмы. После того, как эти элементы определены, фирма должна выделить те из них, которые являются для нее наиболее важными: их называют «критическими точками». Затем фирма собирает необходимую информацию о критических точках.

Среду любой организации можно определить как совокупность трех сфер –внутренней среды, рабочей среды, общей среды.

Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях, в какой мере фирма обладает внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявление внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы.

Обследованием целесообразно охватить:

1. Состояние компании как объекта управления и возможности повышения ее организационного потенциала:

- структура и организационный потенциал фирмы, ее связи и участие в других фирмах, предприятиях и компаниях;

-состояние и динамика факторов производства (основных производственных фондов, трудовых и информационных ресурсов);

- использование имеющегося производственного потенциала;

- состояние внутренней части системы развития фирмы и ее связи с внешними организациями развития;

- состояние каналов сбыта и сети послепродажных услуг.

. Деятельность фирмы по стадиям жизненного цикла продукции, технологии и возможности ее совершенствования, в том числе:

- структура деятельности;

-исследование общественных потребностей возможностей и способов их удовлетворения и использования;

- создание опытных образцов технологического оборудования (или участие в этом процессе);

- создание опытных образцов продукции;

-изготовление технологического оборудования или его модернизация;

- монтаж и наладка технологического оборудования или участие в этом процессе;

- эксплуатация технологической системы;

- изготовление продукции;

- обращение продукции (маркетинг);

- обслуживание продукции у потребителя;

- утилизация продукции или участие в этом процессе.

. Механизм и организация управления, в том числе:

- состояние и возможности повышения эффективности экономического, мотивационного, организационного и правового механизмов;

- состояние и возможности совершенствования системы управления;

- качество руководящих кадров, главных и функциональных менеджеров и их способность справиться с решением новых проблем.

Как правило, анализ слабых и сильных сторон предприятия, фирмы, компании в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны (сферы деятельности):

. Персонал и организация: взаимодействие менеджеров и рабочих; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками; осуществление исследований и разработок; организационные структуры; распределение прав и ответственности; иерархия подчинения.

2. Производство: изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка.

. Финансы: процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации (поддержание и обеспечение ликвидности, создание инвестиционных возможностей и т.п.).

. Маркетинг: процессы, связанные с реализацией продукции (стратегия продукта, ценообразование, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынков сбыта и систем распределения).

Два других пространства составляют внешнюю среду фирмы.

Рабочая среда –это среда непосредственных контактов с фирмой, она включает тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения, или которые оказывают прямое воздействие на фирму. Это, во–первых, поставщики экономических ресурсов, необходимых фирме (сырье, финансовый капитал, производственный капитал), отдельно выделяют поставщиков труда –наемных работников, затем –клиенты –потребители продукции фирмы, посредники –финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические структуры (например, налоговая инспекция). Во–вторых, к элементам рабочей среды относят конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории –средства массовой информации, общества потребителей и т.п., - которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика фирмы.

Иначе рабочую среду организации называют микросредой фирмы.

Общая среда фирмы состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения общую среду бизнеса иногда называют «экологией фирмы». Общая среда –это среда косвенных контактов фирмы. Выделяют четыре основных элемента общей среды –экономические, технологические, политические, социальные факторы. Каждый из них тесно связан с остальными факторами и воздействует на них.

Наиболее важные факторы каждой из этих сфер.

1. Экономические факторы:

- инфляции;

- трудовых ресурсов;

- финансовой устойчивости;

- стабильности курса рубля;

- ставки по кредитам;

- тарифы на транспортные услуги и энергоресурсы;

- налоговые ставки.

2. Политические факторы:

- таможенная политика;

- антимонопольная политика;

- разделение полномочий федеральных и региональных органов власти;

- жесткость государственного регулирования экономики;

- льготы и свободные экономические зоны;

- политика приватизации;

- инвестиционная политика.

3. Рыночные факторы:

- формирование рынка в заинтересованной сфере деятельности;

- жизненные циклы товара;

- интенсивность конкуренции;

- цены на товары;

- доходы различных социальных групп;

- динамика спроса и предложения.

4. Производственно-технологические факторы:

- состояние производства на внешних для компании участках, технологических цепей;

- возможности новых технологических разработок;

- уровень технологии конкурентов;

- состояние внешних звеньев в системе управления.

5. Международные факторы:

- возможности и ограничения, вызванные деятельностью международных и региональных организаций;

- возможности и ограничения, вызванные экономическим союзом стран СНГ;

- изменение валютного курса;

- зарубежные стратегии защиты или расширение компании, фирмы, отраслей.

6. Социальные факторы:

- социальная напряженность в обществе;

- уровень предложения на рынке рабочей силы;

- имидж компании в обществе;

- движение в защиту прав потребителя;

- активность профессиональных союзов в защиту прав трудящихся;

- условия жизни различных социальных групп.

Среду общего воздействия называют также макросредой фирмы.

Одна из основных проблем, с которой сталкивается современная компания-организация и поддержание жизнеспособного бизнеса в условиях стремительно меняющегося рынка и деловой среды. Стратегическая бизнес-единица должна постоянно отслеживать основные факторы макросреды (демографические, экономические, технологические, политические, юридические, социальные, культурные), а также значимые моменты микросреды (клиентура, конкуренты, каналы распределения, поставщики), которые влияют на возможности получения прибыли.

Основная цель исследования окружающей бизнес-среды заключается в осознании новых маркетинговых возможностей. Маркетинговая возможность - область покупательских нужд, удовлетворение которых - основа прибыли компании. Возможности компании классифицируются в соответствии с их привлекательностью и вероятностью успеха. Успех компании зависит не только от соответствия ее деловых возможностей основным требованиям целевого рынка, но и от того, превосходят ли они потенциал конкурентов.

Угрозы со стороны окружающей бизнес-среды - негативное влияние неких тенденций или неблагоприятное развитие событий, которое в отсутствие защитных маркетинговых мероприятий приводят к сокращению объемов продаж и снижению доходов компаний. Чтобы избежать угроз, фирма должна подготовить план действий на случай непредвиденных обстоятельств, в котором будет предусмотрена ее ответная реакция.

2. Рынок - угрозы, шансы, риск

Главной целью анализа деятельности предприятия является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также возможностей и рисков, связанных с его внешней средой. При таком анализе особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий.

В практике используют разные виды анализа и их комбинации. Так, различают анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации (анализ фактов), на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее (анализ событий и отклонений), на базе будущей информации (анализ планируемых показателей). Анализ отклонений является частью процессов контроля, анализ планируемых показателей служит для оценки составленных планов и выбора плановых альтернатив. Прогноз состояния внешней среды содержит предположения о будущем состоянии (развитие) определенных переменных внешней среды предприятия с учетом определенных исходных условий. Общая цель такого прогноза - создать по возможности надежные основы для планирования собственного будущего поведения, поскольку динамичные системы должны всегда учитывать развитие своей внешней среды.

Специальная цель: по результатам анализа выявить во внешней среде возможные шансы и риски для предприятия.

Предсказание будущих событий должно всегда основываться на определенных предпосылках, или условиях, от выполнения либо невыполнения которых зависит правильность или ложность предсказаний.

Система раннего предупреждения - особая информационная система, благодаря которой руководство предприятия получает сведения о потенциальных опасностях, грозящих из внешней среды или внутренней среды самого предприятия, с тем, чтобы своевременно и целенаправленно реагировать на «угрозы» соответствующими мероприятиями.

3. Сценарий будущего

стратегическое планирование жизненный цикл сценарий

Впервые термин «сценарий» был употреблен в 1960 г. футурологом Х. Каном при разработке картин будущего, необходимых для решения стратегических вопросов в военной области.

Сценарий –это описание (картина) будущего, составленное с учетом правдоподобных предположений. Для прогноза ситуации характерно существование определенного количества вероятных вариантов развития.

В сценариях учитываются в основном характеристики внешней среды, но, кроме этого, и специфические для предприятия аспекты. В сценарии речь идет как об описании возможных будущих ситуаций, так и о ходе развития условий возникновения этих ситуаций.

Пространство

будущих

возможностей

Разрушительные сценарии

события

Текущая ситуация Прогнозируемый период

Рис. 1. Так изобразил модель сценариев немецкий исследователь Х. Гешка

Для описания границы возможного будущего события наряду с наиболее вероятным сценарием (трендовый сценарий) необходимо разрабатывать и альтернативные сценарии, в частности экстремальные сценарии.

В зависимости от постановки вопроса можно говорить о трендовых и нормативных сценариях. Трендовые сценарии имеют прогностический характер; нормативные сценарии задают цель, которую нужно достичь, и прогнозируют пути ее достижения. В рамках прогноза состояния внешней среды, как правило, речь идет о трендовых сценариях

В целом сценарий подчинен стратегической функции фирмы и разрабатывается в процессе долгосрочного планирования. Широкий временной охват предполагает усиление в неопределенности среди бизнеса, и поэтому для сценария характерна некоторая недостоверность и повышенное количество ошибок. Поскольку определение количественных параметров будущего затруднено, при составлении сценариев чаще всего используются качественные методы и интервальные прогнозы показателей.

Вместе с тем сценарий предполагает комплексный подход для его разработки, помимо качественных могут использоваться количественные методы.

Техника разработки сценария - это многоступенчатый, требующий привлечения большого числа специалистов, междисциплинарный процесс поиска решения проблем, на отдельных этапах которого применяются различные методы исследования. Независимо от подходов к структурированию процесса разработки сценария можно отметить несколько общих моментов:

- имеет постоянной структуры, в нем в явном виде учитываются возмущение события;

- дает возможность обрабатывать количественную и качественную информацию;

- позволяет попытаться учесть взаимовлияния и взаимозависимости многих факторов внешней среды;

- является гибким с точки зрения постановки проблемы или применяемых в отдельности методов и в связи с этим комбинирует различные методы анализа и прогнозирования.

Последним пунктом подчеркивается интегрирующее воздействие процесса разработки сценария. При разработке сценария применяются следующие методы: построения древа проблем, мозговой штурм, морфологический анализ имитационные игры, статистический анализ, метод Дельфи и ситуационное моделирование.

Сценарии используются в качестве базы для генерального целевого и стратегического планирования, а в дальнейшем и для контроля планов.

Составление сценария включает в себя несколько этапов.

Первый этап. Структурирование и формулировка вопроса. Вопрос, выбранный для анализа, должен быть определен так точно, как это возможно. На данном этапе должна быть собрана и проанализирована базовая информация. Поставленная задача должна быть согласована со всеми участниками проекта.

Второй этап. Определение и группирование сфер влияния. Для осуществления необходимо выделить критические точки среды бизнеса и оценить их влияние на будущее организации.

Третий этап. Установление показателей будущего развития критически важных факторов среды организации. После того, как основные сферы влияния определены, необходимо определить их возможное состояние в будущем, исходя из намеченных фирмой целей. Показатели будущего состояния не должны быть чрезмерно благополучными.

Четвертый этап. Формирование и отбор согласующихся наборов предположений. Возможное развитие сфер влияния определяется исходя из их сегодняшнего состояния и всевозможных изменений. Различные альтернативные предположения о будущем состоянии наиболее значимых компонентов среды комбинируются в наборы. Из полученных отбираются три набора по критериям:

  • Высокая сочетаемость предположений, входящих в набор;
  • Наличие большого числа значимых переменных;
  • Высокая вероятность событий, относящихся к набору предположений.

Пятый этап. Сопоставление намеченных показателей будущего состояния сфер влияния с предположениями об их развитии. На этом этапе сопоставляются результаты третьего и четвертого этапов. Повышенные или заниженные показатели среды корректируются при помощи данных, полученных на четвертом этапе. Так, если фирма на третьем этапе прогнозировала увеличение рождаемости в регионе на 5%, а анализ на четвертом этапе показал, что произойдет ухудшение экономической конъюнктуры, экологической обстановки, возможны политические и социальные коллизии, то на пятом этапе показатель 5% должен быть изменен в сторону его уменьшения, например до 3%.

Шестой этап. Введение в анализ разрушительных событий. Разрушительное событие –это внезапно случившийся инцидент, который не был ранее спрогнозирован и который может изменить направление тенденции.

Разрушительные события могут иметь как отрицательный характер (наводнения, землетрясения, аварии атомных реакторов), так и положительный (технологические взрывы, политические примирения между бывшими противниками).

Из возможных разрушительных событий нужно выделить те, которые способны оказать наиболее сильное воздействие, и учесть их при составлении сценариев (например, на состояние рождаемости в регионе могут повлиять авария на атомной станции или вероятность локального конфликта, открытие нового месторождения полезных ископаемых. Однако реальное воздействие возможно только первого из событий).

Седьмой этап. Установление последствий. Сопоставляются стратегические проблемы фирмы и выбранные варианты развития среды. Определяется характер и степень воздействия тех или иных вариантов развития на стратегические области действий фирмы.

Восьмой этап. Принятие мер. В узком смысле этот этап уже не относится к анализу. Однако он естественно вытекает из предыдущих этапов.

4. Кривые жизненных циклов продукции

Жизненный цикл товара - важнейшая концепция, которая рассматривает динамику конкурентоспособного пребывания товара на рынке. Говоря о том, что у товара есть свой жизненный цикл, мы подразумеваем следующее:

- срок жизни товара ограничен;

- жизненный цикл товара на рынке проходит несколько этапов, каждый из которых не только открывает перед продавцом определенные возможности, но и ставит свои проблемы;

- на разных этапах жизненного цикла товара прибыль, которую он приносит, варьируется;

- каждый этап жизненного цикла товара требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом.

Жизненный цикл товара характеризуется изменением объемов продаж и получаемой прибыли во времени, графически представляемое в виде кривой, по форме напоминающий колокол (рис. 2) На этой кривой можно выделить четыре этапа внедрение, рост, зрелость и спад.

Рис. 2. Изменение объема продаж и прибыли на протяжении жизненного цикла товара

Внедрение - период медленного увеличения объема продаж в момент, когда товар только поступает на рынок и завоевывает покупателей В связи с большими затратами компании во время внедрения товара, прибыль на этом этапе отсутствует

Рост - период быстрого признания товара потребителями и значительного «увеличения прибыли.

Зрелость - период замедления темпов роста объема продаж, поскольку товар нашел признание у большой группы покупателей. Прибыль стабилизируется или начинает снижаться за счет роста затрат на маркетинговые мероприятия, проводимые в целях отражения атак конкурентов.

Спад —период снижения объема продаж и уменьшения прибыли. Определить начало и завершение каждого этапа достаточно сложно. Это становится возможным, только когда рост или падение объема продаж очевидны. Однако производителю следует знать, какова продолжительность этапов, характерных для его отрасли. Жесточайшая конкуренция на рынке приводит к уменьшению длительности жизненного цикла товара, а это означает, что товары должны приносить прибыль за более короткий период времени.

Цель модели жизненного цикла –правильно определить стратегию бизнеса для каждой стадии существования товара на рынке.

Но не все товары имеют жизненный цикл, описываемый кривой, по форме напоминающей колокол. Было выявлено от 6 до 17 различных форм кривых жизненного цикла товара. Три наиболее часто встречающиеся формы представлены на рис. 3. На рис. 3а показана кривая рост - резкое падение и стабилизация объемов продаж, что объясняется появлением новых потребителей, которые впервые приобретают данный товар.

Рис. 3 а). Кривая рост - резкое падение - зрелость

Кривая с повторным циклом (рис. 3б) когда компаний усиленно рекламируют новые товары на первом жизненном цикле. Затем объем продаж начинает падать и фирма разворачивает новую рекламную кампанию, что выводит товар второй цикл (обычно меньший по объемам продаж и продолжительности).

Рис. 3 б). Кривая с повторным циклом

Еще одна разновидность кривой жизненного цикла - «гребешковая» кривая жизненного цикла товара (рис. 3 в), состоящая из последовательного ряда циклов, возникновение которых обусловлено открытием новых характеристик товара, способов его использования или появлением новых потребителей

Рис. 3 в). Гребешковая кривая

5. Модель взаимосвязи стратегических факторов успеха

Планирование полей бизнеса составляет ядро стратегического планирования. Оно включает долгосрочное планирование продуктовой программы и соответствующего потенциала на уровне отдельных полей бизнеса и предприятия в целом (см. рис. 4).

Стратегическое поле бизнеса характеризуется следующими признаками:

  • выполняет самостоятельные рыночные задачи при помощи собственных продуктов в рамках четко сформулированных целей;
  • имеет ясно определенных внешних конкурентов, с которыми эта стратегическая единица конкурирует на рынке;
  • обладает относительной хозяйственной самостоятельностью при реализации ключевых хозяйственных функций (разработка, производство, сбыт), несет определенную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, имеет при необходимости собственную систему планирования, учета и контроля.

Таким образом, стратегические поля бизнеса являются «носителями факторов «успеха» со своими собственными шансами и рисками, сильными и слабыми сторонами, с собственными целями, как монетарными (оборот, денежные потоки, результат за период, ценность капитала и др.), так и немонетарными (численность персонала), и могут быть определены как «предприятие в миниатюре» (миниформа). Стратегические поля бизнеса представляют отдельные продукты, продуктовые группы и продуктовые программы с соответствующим потенциалом. Они должны по возможности соответствовать оперативным структурным единицам для обеспечения единства оперативного и стратегического управления.

Рис. 4. Взаимосвязь стратегических факторов успеха

6. Отличия финансового и денежного рынков.

Под финансовым рынком понимается совокупность всех денежных ресурсов, которые находятся в постоянном движении под воздействием изменяющегося спроса и предложения на них со стороны различных субъектов экономики. Финансовый рынок является каналом распределения и перераспределения денежных средств в соответствии с потребностями хозяйствующих субъектов и изменениями рыночной конъюнктуры. Его масштабы всецело зависят от состояния и объема общественного производства, а также от численности населения.

Денежный рынок - составная часть денежного оборота, он выступает, как механизм перераспределения денежных средств между секторами и субъектами экономики. Иногда встречается понятие финансового рынка, в широком смысле его отождествляют с денежным рынком, в узком с рынком капитала.

Денежный рынок - сектор или часть рынка долговых капиталов, где осуществляются краткосрочные депозитно-долговые операции (сроком до 1 года), который обусловливает движение оборотных средств предприятий и организаций, краткосрочных средств банков, учреждений, государства и населения.

Рынок денег - сеть специальных (банковско-финансовых) институтов, которые обеспечивают взаимодействие спроса и предложения на деньги как специфический товар. Это рынок, на котором спрос на деньги и предложение денег определяют процентную ставку или уровень процентных ставок.

Денежный рынок представляет собой механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке капитала. Если спрос равен предложению, то на рынке возникает равновесие. Иными словами, денежный рынок находится в состоянии равновесия, когда спрос на деньги соответствует предлагаемому их количеству и денег в экономике равно столько, сколько необходимо для обеспечения её стабильности.


Заключение

Изложив материал в данной контрольной работе, приходим к выводам, что:

  • Анализ среды предприятия –это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей.
  • Процесс анализа организационной среды начинается с определения основных элементов внутреннего и внешнего пространства фирмы. После того, как эти элементы определены, фирма должна выделить те из них, которые являются для нее наиболее важными: их называют «критическими точками».
  • Главной целью анализа деятельности предприятия является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также возможностей и рисков, связанных с его внешней средой. При таком анализе особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий.
  • Сценарий –это описание (картина) будущего, составленное с учетом правдоподобных предположений. В сценарии речь идет как об описании возможных будущих ситуаций, так и о ходе развития условий возникновения этих ситуаций.
  • Жизненный цикл товара - важнейшая концепция, которая рассматривает динамику конкурентоспособного пребывания товара на рынке.
  • Планирование полей бизнеса составляет ядро стратегического планирования. Оно включает долгосрочное планирование продуктовой программы и соответствующего потенциала на уровне отдельных полей бизнеса и предприятия в целом стратегические поля бизнеса являются «носителями факторов «успеха» со своими собственными шансами и рисками, сильными и слабыми сторонами, с собственными целями.
  • Под финансовым рынком понимается совокупность всех денежных ресурсов, которые находятся в постоянном движении под воздействием изменяющегося спроса и предложения на них со стороны различных субъектов экономики.
  • Денежный рынок представляет собой механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке капитала.


Список использованной литературы.

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2001г.

. Алексеева М.М. «Планирование деятельности фирмы», Москва «Финансы и статистика», 2000 год.

. Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы - М.: Финстат, 2001г.

. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по напр. И спец. «Менеджмент» - М.: Гардарика, 2000г.

. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. В 2 ч. Ч 1. Стратегическое планирование. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000г.

23

Модель взаимосвязи стратегических факторов успеха