Информатизация общества

  1. Введение

- Информатизация общества- это создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества. Образовательная система в таком обществе должна базироваться на опережающем формировании информационного пространства Российского образования и широком использовании информационных технологий.

Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий, которые повсеместно вошли в нашу жизнь. Их применение в учебном процессе как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения дает возможность использовать психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, что ведет к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс.

Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. Обновление содержания обучения связанно, прежде всего, с повышением роли гуманитарной подготовки, формированием у обучаемых последовательного естественнонаучного представления об окружающем мире.

Внедрение компьютерных технологий создаёт предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Компьютерные презентации как средство обучения учащихся технологии».

- В исследовании нашли отражения положения теорий педагогической технологий (В.П. Беспалько, Г. К. Селевко , М.В.Кларин); проблемы информатизации и компьютеризации образования ( И.Г.Захарова, Б.С. Гершунский , Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина др.), дидактические аспекты использования компьютерных технологий ( Ю.К. Бабанский, Е.И. Машбиц, Л.И. Корнеева).

Цель исследования: разработка и апробация компьютерных презентаций на уроках раздела « Кулинария», 5 класс.

Объект исследования: процесс обучения учащихся 5 класса технологии.

Предмет исследования: использование компьютерных презентаций при изучении раздела «Кулинария», 5 класс.

Задачи исследования:

1) произвести обзор и анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

2) Разработать компьютерные презентации к урокам раздела « Кулинария», 5 класс;

3)Разработать учебно-тематический план и план-конспекты уроков раздела « Кулинария», 5 класс;

4)Выполнить педагогический эксперимент по апробации компьютерных презентаций на уроках раздела «Кулинария», 5 класс;

5)Произвести расчет себестоимости затрат на изготовление объекта труда;

6) Проанализировать материально-техническую базу кабинета технологии физико-математического лицея № 38 г. Ульяновска.

В работе использованы методы теоретического (изучение литературных источников, анализ, синтез, классификация, обобщение) и эмпирического исследования (наблюдение, беседа, тестирование, изучение школьной документации и продуктов деятельности школьников, педагогический эксперимент).

Глава 1. Использование компьютерных технологий как педагогическая проблема

  1. Сущность понятия « компьютерных технологий»

Под компьютерными технологиями мы понимаем дидактическую сущность компьютерных технологий обучения и их соотношение с педагогическими технологиями, а также их место в структуре организации учебного процесса в школе. Для понимания компьютерных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

Технология- комплекс организационных мер, операций и приёмов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом. При этом следует понимать под термином:

-изделие любой конечный продукт труда ( материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т.п.);

-номинальное качество – качество прогнозируемое или заранее заданное, к примеру, оговоренное техническим заданием;

-оптимальные затраты минимально возможные затраты, не влекущие за собой ухудшения условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и прочих рисков.

На учебных занятиях по технологии, в большинстве случаев презентация готовится для показа с использованием компьютера, ведь именно при таком показе презентации можно реализовать все преимущества электронной презентации.

Если аудитория слушателей не большая, то показ можно осуществлять с экрана компьютера.

Для больших аудиторий применяются либо большие экраны, либо проекторы, причем, готовя презентацию надо учитывать возможности устройств (разрешающую способность, яркость, контрастность), на которой она будет показана.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства .

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение . На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I - как «проникающая» технология .

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III - как монотехнология .

Классификационные параметры технологии:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистско-технократическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: информационная + операционная.

По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.

По типу управления познавательной деятельностью: компьютерная.

По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: информационная + операционная , диалогическая + программированное обучение.

По направлению модернизации: эффективность организации и управления.

По категории обучаемых: все категории.

Акцент целей:

• Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

• Подготовка личности «информационного общества».

• Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

• Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения:

• Обучение - это общение ребенка с компьютером.

• Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

• Диалоговый характер обучения.

• Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

• Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект — субъект, объект - субъект.

• Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

• Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

• Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Особенности содержания:

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации , экспертные системы.

Базы данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией . Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск информации в базе данных осуществляются тремя основными способами.

Иерархическая база данных в качестве классификационной основы использует каталоги и рубрикаторы, т.е. информационно-поисковые языки иерархического типа.

В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.

Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной матрицы, так, что искомая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистические базы данных более известны под названием электронные таблицы.

В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информацию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.

Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления учителю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем .

Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т.к. он может по своему желанию легко пере структурировать информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания.

Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA , поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логики ознакомления с информацией, но дают возможность сочетать тексто-графическую информацию со звуком, видео и кинофрагментами, мультипликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA .

Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей.

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; вдруг их - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.

Особенности методики:

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой среды.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

- средство подготовки текстов, их хранения;

- текстовый редактор;

- графопостроитель, графический редактор;

- вычислительная машина больших возможностей ;

- средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

- программировании, обучении компьютера заданным процессам;

- создании программных продуктов;

- применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией , телекоммуникации в internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

- игровых программ;

- компьютерных игр по сети;

- компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

• Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом .

• Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

• Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

• Подготовка компонентов информационной среды , связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии входят:

- знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

- знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

- знание современных операционных систем и владение их основными командами;

- знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения и владение их функциями;

- владение хотя бы одним текстовым редактором;

- первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

- первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - internet:

• переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

• привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

• интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

Одним из направлений информационных технологий является использование аудио и видео средств. Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.

Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения.

Таким образом под понятием « компьютерные презентации» мы понимаем что слово "презентация" обозначает представление, демонстрацию. Обычно для компьютерной презентации используется мультимедийный проектор, отражающий содержимое экрана компьютера на большом экране, вывешенном в аудитории. Презентация представляет собой совмещение видео-ряда - последовательности кадров со звуко-рядом - последовательностью звукового сопровождения. Презентация тем эффективнее, чем в большей мере в ней используются возможности мультимедиа технологий.

Презентация- представляет собой последовательность слайдов. Отдельный слайд может содержать текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звук.

  1. Характеристика компьютерных технологий

Существует три способа проведения показа слайдов, управляемый докладчиком, управляемый пользователем и автоматический.

При использовании слайдов, управляемых докладчиком, отображаются все слайды во весь экран (наиболее типичная ситуация), а презентацию обычно ведет докладчик. Этот способ показа слайдов наиболее приемлем для доклада.

Учитель получает полный контроль над презентацией: он может проводить ее вручную или в автоматическом режиме, останавливать ее для записи замечаний или действий, а также вести запись звука во время презентации. Режим удобен для показа презентации на большом экране или для проведения презентационной конференции.

В случае показа слайдов, управляемых пользователем презентация показывается на малом экране, например, при просмотре одним пользователем по корпоративной сети.

Слайды отображаются в небольшом окне; имеются команды смены слайдов, а также команды редактирования, копирования и печати слайдов. В этом режиме для перехода к другому слайду используется полоса прокрутки, при чем одновременно может работать другое приложение. Можно отобразить панель инструментов Web, помогающую просматривать другие презентации и документы офис.

Если использовать автоматический показ слайдов, то данный переключатель позволяет провести автоматическую презентацию.

Для проведения автоматического показа слайдов на выставочном стенде или в другом подобном месте можно подготовить ее с расчетом недоступности большинства меню и команд и автоматического повторения слайдов в непрерывном цикле.

Автоматические презентации представляют собой удобный способ распространения информации в виде показа слайдов, осуществляемого без учителя.

Проводя показ слайдов на первый план необходимо выдвигать содержание. Инструментальные средства (анимация, переходы и д.р.) используются для подчеркивания определенных аспектов сообщаемых сведений, поэтому они не должны отвлекать внимание аудитории на спецэффекты.

Для учащихся читающих слева направо включается анимация в слайды таким образом, чтобы пункты текста «влетали» на экран слева. Для выделения определенного пункта, введите его справа, что привлечет особое внимание.

Музыка, которая зазвучит во время перехода или анимации сконцентрирует внимание учеников на показываемых слайдах. Однако, злоупотребление звуковыми эффектами может отвлечь внимание от важных моментов.

Приведем наиболее частые ошибки и рекомендации разработчикам презентаций:

· Обилие текста на одном слайде плохо читаемо и утомляет зрителя. Текст должен не только нести информацию, но и быть элементом дизайна страницы. Порой достаточно выделить фрагменты текста шрифтом необычной гарнитуры. Разбейте текст на блоки, оформите крупным размером и распределите по нескольким слайдам. В другом случае, дополните слайд с речевым сопровождением, хотя это требует несколько больших усилий и времени, к тому же необходимо иметь микрофон, хорошую дикцию и начальные знания о звуковых форматах записи и воспроизведения.

· Не используйте анимационных эффектов с резкой сменой позиции текста. Взгляд пользователя устает в погоне за текстом, прыгающим на экране. Излишнее увлечение анимацией либо полное ее отсутствие – две крайности в пользовании этой действительно эффективной возможности Power Point. Впадая в зависимость от простоты использования, кажущегося эффекта творчества, разработчик заполняет анимационными эффектами, как петардами, взрывающимися в самый непредсказуемый момент. В то же время каждый анимационный эффект мешает прочтению текста, поскольку все мы привыкли читать со страницы книги, журнала, газеты, на которой буквы не прыгают и иллюстрации самопроизвольно не передвигаются. Умелое сочетание анимации, текста и графики – это процесс творческий. Назначение анимационного эффекта – это создание у слушателя определенного настроения, способствующего лучшему пониманию сути объекта, которым может быть и текст, и графика.

· Использование только текста тоже утомляет зрителя. Графика, фото с анимацией или без нее значительно улучшает степень восприятия тематики всей презентации и отдельных клипов. Единственное противоречие – увеличивается размер файла.

· Возможность вставки в клип фрагментов видео игнорируется большинством пользователей может быть вследствие того, что видеофрагмент надо предварительно вырезать из фильма, иногда отредактировать цвет, контраст, а это требует дополнительных знаний о форматах видео, умение пользоваться хотя бы простыми программными средствами для редактирования видео.

· Слабо используются возможности навигации при помощи гиперссылок, которые могут быть представлены как стандартными кнопками, так и любыми изображениями и текстом. Это лишает интерактивности в пользовании презентацией. Комфортность получения информации – важный фактор как для избалованного качественным софтом, уверенного пользователя, так и для начинающего.

· Использование готовых шаблонов оформления существенно ускоряет создание документа. В то же время шаблоны делают презентацию похожей на сотни других, так как внешнее оформление легче запоминается, чем содержание. У зрителя формируется эффект узнавания шаблона, отвлекающий от содержания и навевающий скуку от многократно видимого образа .

Существует несколько видов и типов презентаций. Различные виды презентации, как правило, отличаются своей функциональностью и стоимостью. Чем красивее и технологичнее презентация, тем сложнее ее сделать и тем она дороже. Если нужно представить информацию в школе или университете, то можно обойтись простенькой презентацией, выполненной в Microsoft Power Point или формате PDF, но если необходимо произвести впечатление на серьезную публику, от решения которой будет зависеть успех вашего дела, то на создание презентации лучше не скупиться.

Презентации можно разделить на следующие виды по типу их носителя:

1. Бумажные презентации:

Бумажные презентации, как правило, используются в качестве раздаточного материала во время выступления, либо могут быть представлены отдельным лицам для индивидуального ознакомления. В плане восприятия они не очень эффективны. Ведь, если бумажные презентации используются во время выступления, то источник получения информации не один для всех, а у каждого свой, поэтому при таком виде презентации бывает сложно добиться синхронизации внимания и понимания всех участников мероприятия. К тому же возможности бумаги как источника получения информации достаточно ограничены: можно улучшать качество полиграфии и графики, но произвести такой эффект вовлеченности аудитории, как с помощью интерактивных или мультимедийных презентации не получится.

2. Электронные презентации:

Электронные презентации демонстрируются на экране монитора, плазменной панели или с помощью проектора. Этот вид презентаций имеет все технологические и функциональные возможности, необходимые, для наиболее понятного визуального представления информации и произведения хорошего впечатления на публику. Такие презентации поддерживают анимацию, видео, звук и интерактивные элементы – все эти возможности можно направить на создание незабываемого эффекта.

Виды электронных презентаций по технике их демонстрации:

  1. Интерактивные презентации, выполняющиеся под управлением пользователя. Используются при демонстрации материала докладчиком перед аудиторией. Процессом демонстрации такой презентации управляет ведущий, сопровождая демонстрацию презентации своими комментариями. Также презентации такого типа могут показываться в выставочных и торговых залах на экранах информационных киосков, только в этом случае презентацией управляет зритель - человек, которому адресована эта информация.
  2. Непрерывно выполняющиеся презентации. Презентации такого вида используются без участия пользователя. В основном демонстрируются на плазменных панелях и мониторах в презентационных, торговых залах, выставочных стендах и других местах скопления целевой аудитории.

Виды электронных презентаций по типу формата:

  1. Презентации, выполненные в Power Point. Эти презентации являются наиболее легкими в создании. Power Point позволяет создавать простые презентации в виде слайд-шоу, добавляя анимацию, звук и сценарии. Презентации такого типа могут хорошо выглядеть, если созданы профессиональным дизайнером и все ее ингредиенты – графика, текст, анимация – выполнены в едином стиле.
  2. Презентации, выполненные в формате PDF. Презентации такого типа представляют собой набор статичных страниц и идеально подходят для почтовых рассылок или распечатки на принтере. Главными воздействующим факторами в таких презентациях являются красивый дизайн и правильно представленная информация. Основные достоинства – простота, удобство, небольшой размер файла. Недостаток – статичность.
  3. Презентации, выполненные в формате Flash. Этот вид презентаций наиболее технологичен и функционален, потому что технология Flash ни чем не ограничивает дизайнера в воплощении творческого замысла. Flash поддерживает векторную, растровую графику, анимацию, видео, звук, скрипты. Создать красивую и функциональную Flash-презентацию способен только профессиональный flash-дизайнер.

Виды электронных презентаций по способу представления информации:

  1. Статичные презентации – вид презентаций, на которых информация представлена в статике в виде картинок и текста.
  2. Анимированные презентации – вид презентаций, на которых информация представлена с использованием анимации.
  3. Мультимедийные презентации – вид презентаций, в которых применяются анимация, графика, текст, интерактивные элементы, звук, видео.
  4. Видео презентации - вид презентаций, в которых информация представлена в виде видеофильма;
  5. 3D-презентации - вид презентаций, в которых информация представлена с использованием трехмерной графики и трехмерной анимации.

Таким образом мы узнали что существует три способа проведения показа слайдов: управляемый докладчиком, управляемый пользователем и автоматический. Обилие текста на одном слайде плохо читаемо и утомляет зрителя. Текст должен содержать не только информацию, но и быть элементом дизайна страницы. Делятся на виды по технике их демонстрации :

Интерактивные- выполняются под управлением пользователя;

Непрерывно выполняющиеся презентации- используются без участия пользователя. Так же делятся по виду формата Power Point, PDF, Flash.

По представлению информации:

Статические- презентация в виде картинок с текстом.

Анимированные — информация представлена с использованием анимации.

Мультимедийные — применяется анимация,графика,текст,звук,видео.

Видео презентации — где информация представлена в виде видеофильма

3-D- информация представлена в трёхмерном графике и трехмерной анимации.

  1. Использование компьютерных презентаций на уроке технологии.

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, слайд - фильмов. Отснятые цифровыми фото- и видеокамерами материалы легче обрабатывать на компьютере. Сканер позволил вводить в компьютер изображения изделий, иллюстрации из печатных изданий, фотографии, а графические редакторы – устранить в них дефекты, выбрать нужный формат, изменить цвет, яркость, контрастность, удалить лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составить из них новые изображения.

Учителя технологии используют преимущества компьютерных технологий для создания наглядных пособий, нехватка которых остро ощущается в процессе преподавания технологии.

Применение на уроках технологии компьютерных слайд - фильмов как нельзя лучше отвечает поставленным задачам, так как обеспечивается самостоятельный и творческий подход к получению информации, воспитывается логическое мышления и техническая грамотность, активизируется учебный процесс .

Основная функция средств наглядности - иллюстрация, помощь в наиболее полном и глубоком понимании образа того или иного предмета или явления.

Обоснованное применение компьютерных слайд - фильмов способствует активизации познавательной деятельности учащихся развития зрительной памяти, логического мышления, способствует воспитанию культуры труду.

Варианты использования Microsoft PowerPoint в работе с учащимися:

1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала:

· заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.

· наглядная демонстрация процесса (построение диаграмм, таблиц, моделирование физических опытов, построение географических карт и т. д.), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

1. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:

· подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада;

· создание фотоальбомов, как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту.

2. Совместное изучение источников и материалов:

· совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.).

3. Корректировка и тестирование знаний:

· проведение дополнительных занятий в компьютерном классе или школьной медиатеке, когда отставшие или отсутствовавшие учащиеся самостоятельно изучают материал на основе презентаций;

· работа с тестирующими системами и тренажерами.

Несколько примеров уроков технологии с презентациями:

1) Бинарный урок (биология + домоводство) на тему "Витаминный БУМ"

Автор: Набиева Гульназ Радиковна

Урок направлен на обобщение и расширение знаний учащихся об овощах и фруктах и на закрепление технологии приготовления блюд из них. Задачи урока: ознакомить учащихся с основных видами овощей и фруктов; обобщить знания учащихся по технологии приготовления салата через совершенствование навыков нарезки овощей при помощи ножа; конкретизировать знания детей о профессии повара, воспитывая трудолюбие, уважение к людям труда

(http://festival.1september.ru/craft/page-3 );

2) "Биологическое значение пищи" - текстовый иллюстрированный материал. "Физиология питания" - презентация

Автор: Яркина Елена Борисовна

Материал может использоваться на уроках технологии и внеклассных мероприятиях, связанные со здоровьесберегающими технологиями. Раскрывает биологическое значение пищевых продуктов для организма человека. Презентация знакомит с продуктами, содержащими белки, жиры, углеводы, и их лечебными свойствами.

( http://festival.1september.ru/craft/page-3);

3) Блюда из яиц

Автор: Андреева Наталия Георгиевна

Урок знакомит учащихся с праздником Светлая Пасха, со значением блюд из яиц в питании человека; учит технологии приготовления и оформления блюд из яиц и украшению их в технике «декупаж»; воспитывает навыки культурного поведения; расширяет знания о сервировке стола. ( http://festival.1september.ru/craft/page-3);

4) Бутерброды и горячие напитки

Автор: Дроздова Елена Борисовна

Цели урока – ознакомить учащихся с классификацией бутербродов, горячими напитками, историей этих блюд; сформировать навыки по приготовлению бутербродов и горячих напитков; воспитывать аккуратность и опрятность в работе. (http://festival.1september.ru/craft/page-4 )

5) Бутерброды и их виды

Автор: Рашкова Ольга Юрьевна

Урок разработан для учащихся 5-го класса. Учащиеся узнают об истории появления и значении хлеба в жизни человека, познакомятся с классификацией бутербродов. Урок направлен на формирование умений при нарезке хлеба для приготовления бутербродов и развитие эстетического вкуса при оформлении и подаче бутербродов. Лекционная часть урока сопровождается презентацией. В практической части урока учащиеся приготавливают открытые бутерброды с сырной смесью.

( http://festival.1september.ru/craft/page-4);

6) В родном доме и каша гуще

Автор: Свекольникова Светлана Ивановна

Цели урока: познакомить учащихся с пищевой ценностью круп, с видами и способами приготовления каш; развитие творческих умений, самостоятельности; умения определять доброкачественность продуктов; готовить блюда из круп; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к продуктам питания.

( http://festival.1september.ru/craft/page-4).

Компьютерные презентации на уроках технологии важны для ответа на поставленные задачи, так как обеспечивают самостоятельный и творческий подход к получению информации , воспитывает логическое мышление и техническая грамотность, активизируется учебный процесс.

  1. Возрастные особенности учащихся 5 класса

«Чувство взрослости» - особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом – уверенностью подростка в учительской несправедливости и необъективности.

Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.

Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется в самой поверхностной и примитивной форме- в экспериментах со внешностью.

Теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.

Важно поддерживать и помогать в тех случаях, когда школьник еще не может самостоятельно решить данную учебную задачу. «Открытая» помощь постепенно переходит в косвенную, что дает ученику шанс самостоятельно выполнить задание. Это обеспечивает развивающий эффект обучения.

Сообщество взрослых ожидает от подростка способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создает условия для возможного понимания человека другой культуры, эпохи, мировоззрения. У младших школьников она только начинает формироваться – теперь, в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога она может окрепнуть и стать личностным образованием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Речь идет о создании учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, прежде всего - высказанные авторами разных учебников и учебных пособий.

В психологических исследованиях отмечается, что 10–12 лет – пограничный возраст между детством и отрочеством, с которым связано два кризиса:

        Возрастной кризис обусловлен физиологическими факторами; в связи с началом этапа полового созревания происходят изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что все эти особенности объективны, они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия. Возрастной кризис продуктивен: без его полноценного проживания основные возрастные новообразования развиваются ущербно.

        Образовательный кризис связан с резким изменением уклада школьной жизни при переходе из начальной школы в основную: вместо собственного классного помещения появляется кабинетная система; вместо одного учителя, строящего с каждым ребёнком и его семьёй полные и равносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ограниченными в основном вопросами успешности в отдельных дисциплинах и поведением на уроках,         возникает явление "беспризорности" (неприкаянности) детей в школьном здании.

Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной в основной школу. Дело прежде всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т. е. оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.

"Чувство взрослости", не подкрепленное еще реальной ответственностью, – вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. Чувство взрослости появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает учениками средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом – в уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.

Для подростка характерна склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество "продуктов" учебной работы школьника и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5–6-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:

  • учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
  • анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5–6-х классах являются:

  • снижение интереса к учению и успеваемости;
  • появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя;
  • нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.

Необходимо:

  • иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
  • наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5–6-й классы);
  • знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.

При подготовке к уроку учитель должен стремиться создавать оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность; как можно чаще вносить элемент новизны; строить работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался; использовать приёмы дискуссии, спора, анализ жизненных ситуаций, в которых проявлялась бы жизненная позиция ученика. При изложении материала целесообразно делать акцент на занимательность, необычность, вызывающую интерес учащихся. Следует на каждом уроке находить возможности для поощрения учеников, создавая, тем самым, атмосферу успеха.

И так мы узнали что существует два вида детского кризиса:

Возрастной и образовательный.

В возрастном кризисе дети чаще отвлекаются , не адекватно реагируют на замечания . Это приводит к плохой успеваемости. Таким образом учитель должен быть объективным и найти целесообразные щадящие методы и формы взаимодействия.

Образовательный кризис происходит во время перехода из начальной школы в средюю. Тогда возникает явление «безпризорности» детей в школьном здании.

1.5. Выводы

Анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

Необходимость использования компьютерных мультимедийных технологий в процессе обучения и самообучения – это неоспоримый факт. Знания, которые используются при создании презентаций, базируются на достижениях науки, передового педагогического опыта и профессионального мастерства.

К достоинствам слайдовой презентации можно отнести:

· последовательность изложения.

· возможность воспользоваться официальными шпаргалками.

· мультимедийные эффекты.

· копируемость.

· транспортабельность.

Обоснованное применение компьютерных слайд - фильмов способствует активизации познавательной деятельности учащихся развития зрительной памяти, логического мышления, способствует воспитанию культуры труду.

Применение на уроках технологии компьютерных слайд - фильмов обеспечивает самостоятельный и творческий подход к получению информации, воспитывает логическое мышления и техническая грамотность, активизирует учебный процесс.

Эта работа ориентирована, прежде всего, на повышение творческого потенциала учащихся в целом, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса

Глава 2. Разработка и апробация компьютерных презентаций на уроках раздела « Кулинария», 5 класс.

  1. Роль и место раздела «Кулинария», 5 класс в образовательной области «Технология».

Цель изучения раздела «Кулинария», 5 класс заключается в том ,чтобы средствами трудовой подготовки способствовать социально-трудовому становлению учащихся, овладеть обще-технологическими и специальными компонентами знаний, умений и навыков . Таким образом речь идет о формировании у молодого поколения технологической культуры. Особенно важна это для современного постиндустриального мира,в котором основное место занимает именно технология , следовательно, такая подготовка молодежи наиболее значима и жизненно необходима.

Раздел «Кулинария» в 5 классе включает в себя: приготовление завтрака,оформление готовых блюд и подача их к столу. Столовые приборы и правила пользования ими. Правила поведения за столом. Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия , характеризующие единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам, специализации.

Развитие общественного питания: дает существенную экономию общественного труда вследствие более рационального использования техники, сырья, материалов; предоставляет рабочим и служащим в течении рабочего дня горячую пищу, что повышает их работоспособность, сохраняет здоровье.

Учащиеся должны знать:

- знать правила выполнения приглашений;

- знать виды и назначения столовых приборов, посуды, правила ухода, правила сервировки;

- знать, из каких материалов лучше изготавливать салфетки;

- правила сервировки стола и способы складывания салфеток;

- знать необходимые принадлежности для сервировки стола к завтраку, название столовых приборов и посуды.

Учащиеся должны уметь:

  • уметь выполнять приглашения, делать геометрические построения;
  • уметь распознавать виды столовых приборов ,сервировать стол к завтраку;

  • уметь складывать салфетки при сервировке стола;
  • уметь правильно подбирать салфетки к скатерти, сервировать стол складывать салфетки;
  • уметь самостоятельно и творчески выполнять задания.

2.2. Разработка компьютерных презентаций к урокам раздела «Кулинария», 5 класс

«Сервировка стола к завтраку»

Возникновение интереса к технологии у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет настроена учебная работа. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно, увлеченно, и использовать это как отправную точку возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.