Личностно-ориентированный урок литературы


Как сердцу высказать себя,

Другому как понять тебя...


Ф. И. Тютчев

Литература по сути своей предмет личностно-ориентированный. Для того чтобы ученик испытывал отвращение к уроку литературы и, как следствие, к ней самой, необязательно оскорблять его, унижать, ставить двойки — достаточно просто игнорировать его личность, “проходить” программу так, как удобно, интересно, кажется правильным нам, взрослым, не вникая в проблемы того, ради кого всё это “проходится”.

Одним из видов насилия в школе является внеличностное, “чужое” знание. Каждый учитель не один раз оказывался в крайне неприятной ситуации: ты с огромным усилием “втискиваешь” в голову ребёнка знания, а он изо всей силы сопротивляется. Чаще всего мы обвиняем детей: “Ничего не хотят, ничего им не нужно, я тут перед ними распинаюсь…” и так далее. Но дети отвергают ненужные, чуждые, неинтересные им знания. Из страха перед оценкой, из уважения к нам они, конечно, могут, послушать, выучить, сдать, а потом — сразу же забыть. Причём если внеличностные знания, полученные на многих других предметах, просто бесполезны, литературе они наносят непоправимый вред, так как, внушая нелюбовь к предмету, закрывают для ребят важнейший источник духовной радости.

Как сделать урок литературы личностно-ориентированным, как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для наших учеников величайшими ценностями, к которым нужно бережно и любовно относиться, как научить их понимать себя, другого человека, что поможет нам, педагогам, понять своих воспитанников? В своей статье поделюсь практическим опытом решения этих непростых вопросов. Одно из таких решений — система творческих работ, специально направленная на раскрытие личности ребёнка. Она решает несколько педагогических задач:

    дети раскрывают особенности своего характера, личностные пристрастия, интересы, увлечения, иногда пишут о возникающих в их жизни психологических проблемах; юные авторы пытаются выразить себя в слове, чтобы таким образом ещё раз осмыслить свои внутренние проблемы, взгляды, устремления, и тем самым учатся процессу рефлексии; знакомясь с работами товарищей, начинают лучше понимать друг друга, ценить личность другого человека.

Раскроем этот процесс несколько подробнее.

Первое сочинение в пятом классе — сочинение-знакомство. Тема сочинения — «Я». Задача на первый взгляд несложная — я прошу рассказать детей о своей внешности, о своём характере, об увлечениях. План составляем вместе: «Я люблю»; «Я не люблю»; «Я очень хорошо умею делать»; «У меня не получается»; «Я дружу» и так далее.

И вот работы написаны. С разрешения детей некоторые читаю вслух: “Я очень люблю жареную курочку”; “Я люблю шоколадный торт”; “Я люблю свою мамочку”; “Я люблю гулять один и думать”… Обращаем все вместе внимание на то, какие разные работы, а это значит, что и все мы не похожи друг на друга, что у каждого свой внутренний мир, о котором мы все пишем по-разному. Именно поэтому нам так и интересна каждая работа, потому что двух одинаковых “я” не существует. Хорошо, если учитель изобразительного искусства предложит детям написать автопортрет. Хороший учитель рисования обязательно объяснит им, что в портрете должны отразиться настроение и характер изображаемого человека. Для ребёнка это ещё одна возможность углубиться в свой внутренний мир, а для педагога, знающего психологию, сделать необходимые для себя выводы о проблемах, характере ребёнка, неповторимости его внутреннего мира.

«Моя комната», «Моя любимая игрушка» (её нужно обязательно принести в класс), «Мой кот» (собака, попугай), «Мой любимый уголок природы», «Моя осень» — все эти темы давно известны словесникам, нужно только сосредоточить детей на осознании и раскрытии своего внутреннего мира. Учитель предлагает: “Попробуйте описать свою комнату так, чтобы можно было угадать, чья это комната; чем похоже на вас ваше животное; какое настроение у вашей осени”.

Понять и раскрыть себя очень важно, но не менее важно понять и почувствовать другого человека. “Одним из существенных параметров, по которым измеряется человек, является отношение к другому человеку…” — писал С. Л. Рубинштейн (Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. С. 377). «За что я ценю своего друга?», «Любимое стихотворение моей мамы», «Портрет соседа по парте»… Рассмотреть, услышать того, кто находится рядом, понять его настроение, чувства, осмыслить своё к нему отношение — задача работ, направленных на понимание другого человека.

Вера в добро, потребность делать хотя бы небольшое доброе дело — всё это необходимо для становления нравственного человека — Homo morales. Литература всегда помогала воспитывать такого человека. Важно, чтобы урок литературы не был оторван от насущных проблем современности, от личностных проблем учеников. Сейчас во все программы по литературе включены те или иные отрывки из Библии. Обсудив «Притчу о добром самаритянине», прошу детей написать небольшое сочинение на тему «Как мне помогли». Ведь наверняка у каждого в жизни был свой “добрый самаритянин”, пусть дети вспомнят тех, кто делал им добро, пусть посвятят им своё сочинение, ведь то, что написано, а значит, осмыслено, приобретает особую ценность. Читаем написанные работы в классе, разумеется, с разрешения авторов. Звучат более двух десятков историй о конкретной доброте. Наверняка они оставят след в душах наших воспитанников…

К сожалению, в последнее время в преподавании литературы наметилась крайне тревожная тенденция: знания стали заслонять личность ученика. Это связано с требованиями единого государственного экзамена, который проверяет не сформированность личностных качеств, а всё те же знания, умения и навыки. Дети ищут метафоры, эпитеты, оксюмороны, парафразы и так далее, иногда не понимая, зачем им это нужно. Возникает сомнение в необходимости знаний по литературе вообще.

Изучая литературное произведение, учитель должен использовать любую возможность обратиться к личностному опыту ребёнка, вовлечь его в размышление не только над литературоведческими проблемами, но и над общечеловеческими. Приведём примеры.

Изучаем роман И. А. Гончарова «». Обсуждаем, каков идеал жизни Обломова, каков идеал жизни Штольца. Возникает естественная ситуация обсуждения идеалов современного человека. Задаю вопрос: “А каков ваш идеал жизни?” Мы ни в коем случае не уходим от литературного произведения, потому что десятиклассники сравнивают идеалы жизни героев, анализируют, почему ни покой, как понимает его Обломов, ни труд, как понимает его Штольц, не могут являться единственным содержанием и целью жизни. Задумываясь, возможно, впервые над идеалом человеческой жизни, старшеклассники следуют внутренней логике романа, который обращает читателя к этим вопросам. На уроке получается живой и в высшей степени заинтересованный разговор, благодаря которому ребята знакомятся с мировоззренческими установками друг друга, многие важные выводы сделает для себя и учитель.

За семь лет обучения в средней и старшей школе литература даёт возможность обсудить с ребятами многие общечеловеческие проблемы — более того, неоднократно возвращаться к ним в разные возрастные периоды наших учеников.

В 6-м классе на уроках развития речи пишем работы «Какие качества я больше всего ценю в человеке?», «Что мне не нравится в людях?». В 9-м классе изучаем «Божественную комедию» Данте. Все человеческие пороки поэт распределяет по девяти кругам ада. Обсуждаем вместе с ребятами логику Данте и делаем работу «Самый страшный грех и самая прекрасная добродетель». Проблемы счастья, смысла жизни, любви, отношения к Родине, природе, искусству проходят сквозь всю русскую литературу. И каждый раз, обращаясь к ним, ребёнок растёт как личность.

Самые сложные темы, касающиеся теории литературы, можно сделать интересными и личностно значимыми для ученика. В 9-м классе мы изучаем литературные направления, знакомимся с классицизмом, сентиментализмом, романтизмом. Чтобы особенности этих литературных направлений стали более понятны девятиклассникам, обращаем внимание на то, как они отразились в архитектуре, музыке, живописи. На один из обобщающих уроков по теме «Литературные направления» просим принести ребят свои фотографии или фотографии своих близких, напоминающие по стилю классицизм, сентиментализм и романтизм. Ученики раскладывают фотографии на партах, и первые десять минут они рассматривают фотографии друг друга. Затем мы находим те, в которых наиболее ярко проявились черты того или иного направления. Далее каждый ученик выбирает наиболее понравившуюся ему фотографию и описывает её, используя художественную стилистику того направления, к которому близок выбранный портрет. Эта стилистика отражается даже в названиях работ: «Милая притворщица», «Маленький взрослый мальчик», «Лазурное спокойствие», «Улыбка, блеск глаз, тюльпаны», «Самое сокровенное…», «Осень смотрит на тебя…», «Маленький рай», «Тунисский сентиментализм», «Моя мама» и другие.

Обратим внимание, насколько они эмоционально окрашены. Ребята должны были не просто описать портрет, но и уловить его настроение, проникнуть во внутренний мир человека, запечатлённого на фотографии.

Передо мной портрет давно и хорошо знакомого мне человека. В глазах Полины — глубокая и таинственная задумчивость. На губах — лёгкая, едва заметная улыбка, даже кажется, что её и нет, но, если вглядеться в её простые черты лица, она сразу заметна… Этот портрет выражает настоящую жизненную красоту человека. Хоть фото и чёрно-белое, но сразу становится понятно, что внутри этот человек очень яркий: у него всё получится в жизни и он добьётся всего, чего захочет.

Ваня Р.

Обращает на себя внимание такая особенность: описывая портреты своих одноклассников, ребята постарались увидеть в них самое лучшее, даже чуть-чуть приукрасить и внешне, и внутренне, одухотворяя своим чувством, отношением простенькие любительские фотографии. Когда работы читались в классе, было видно, как светлели лица тех, чьи портреты с такой любовью и вниманием описывались.

Пухлые тучи опустились на землю, а над ними — лазурное небо. На заднем плане — спокойные, неторопливые корабли. Аня изображена на переднем плане. Она положила руку на борт корабля так спокойно и уверенно, будто не первый раз находится на нём. Её волосы неторопливо перебирает ветер. На лице — сдержанная улыбка. Её кофточка сливается с лазурным цветом неба. Мне кажется, после того, как был сделан этот снимок, Аня осталась одна на палубе, присев на скамью. Она размышляла о чём-то своём, о чём-то личном.

Антон Ф.

Анализируя работу, можно обратить внимание на эпитет, который использовал автор (“пухлые тучи”), может быть, не совсем удачный в данном контексте, но, безусловно, неожиданный, оригинальный. А вот олицетворение здесь очень уместное: “Её волосы неторопливо перебирает ветер”. Теоретико-литературные сведения становятся личностным знанием, когда ученик использует тропы в своей собственной работе и понимает, для чего они ему понадобились.

Передо мной лежит яркая фотография, сделанная моим отцом. На ней — я. Я, стоящий в нарядном костюме с цветами в руках перед своим домом. Я, готовый начать новую эру в своей жизни. Я, впервые идущий в школу…

Миша Т.

Ребята сразу замечают, что торжественность, парадность описания достигается благодаря использованию одинаковых по структуре предложений. Этот художественный приём называется синтаксический параллелизм. Обратим внимание, как удачно использовал его Миша. А какое прекрасное сравнение подобрал Тима, описывая свою младшую сестрёнку: “Эта девчонка на фотографии слилась с природой, будто сама осень смотрит на тебя”. Вот мы и повторили некоторые средства художественной выразительности, ввели новое понятие, но получилось это как-то естественно, ненавязчиво. И если в дальнейшем, читая, например, Омара Хайяма:

Пускай ты прожил жизнь без тяжких мук — что дальше?

Пускай твой жизненный замкнулся круг — что дальше?

Пускай, блаженствуя, ты проживёшь сто лет

И сотню лет ещё — скажи, мой друг, что дальше? —

Они вспомнят, что поэт использует здесь синтаксический параллелизм, замечательно; но не беда, если и не вспомнят, — важно, чтобы вопрос, поставленный в стихотворении, не оставил их равнодушными.

Творческая работа в жанре подражания — ещё одна возможность для ребёнка личностно раскрыться. Ученик осваивает эстетическую форму, вкладывая в неё своё содержание. Творческих работ, в основе которых лежит этот приём, очень много: это подражание жанру (написать сказку, песню, оду, сонет и так далее), литературному направлению (письмо в стиле сентиментализма, стихотворение в стиле романтизма), стилю автора, произведения (написать стихотворение о современной жизни в стиле поэмы «Кому на Руси жить хорошо», продолжить описание природы в стиле Гоголя, Тургенева, закончить предложение о любви в стиле Бунина или Куприна и так далее). Работая над подражанием, ученик как бы пропускает через себя и авторские идеи, и авторский стиль, учится смотреть на мир глазами другого человека, в то же время оставаясь самим собой.

Прежде чем дать ребёнку задание написать подражание, мы должны его подготовить к выполнению такой работы. Во-первых, провести стилистический анализ текста, которому нужно будет подражать. Выделить и объяснить особые приметы стиля эпохи, литературного направления или автора. Во-вторых, научить ребёнка находить их в тексте. Затем потренироваться в узнавании текстов изучаемого литературного направления или автора. И только после этого можно давать задание написать подражание. Вот, например, подражание античной лирике, написанное ученицей 9-го класса Самсоновой Анастасией.

Самое страшное, друг, не жизни лишиться, а чести.

Мало кто думает так, но он и воистину прав.

Тот же, кто руку подаст врагу, тонущему в море,

Того назовут дураком, а он ведь с душой человек.

Друг мой, запомни, на зверя мы только лишь тем не похожи,

Что оградить мы себя запретами твёрдыми можем.

Девочка выразила в этих стихах очень важные мировоззренческие идеи: о том, что честь важнее жизни, о сострадании к врагам, о том, что человек обязан ограничить себя рамками нравственного закона, если не хочет стать зверем, и о том, что людей, живущим по высшим нравственным законам, не понимают и отвергают. Эти идеи могут стать темой для дискуссии. Не все в классе согласятся с мыслями, высказанными в стихах. Тем лучше: разговор на уроке литературы должен быть откровенным. Вспомним литературных героев, поступавших согласно этим принципам. В конце урока можно попросить ребят ответить на стихотворения одноклассницы своими гекзаметрами.

Торжественная ода — очень трудный жанр. Целый урок приходится потратить на то, чтобы прочитать и перевести знаменитую ломоносовскую «Оду на день восшествия…». Кому или чему сегодня вы посвятили бы торжественную оду? Этот вопрос вызывает оживление в классе. Другу лучше написать послание, любимой — лирическое стихотворение или сонет, политические деятели вызывают желание написать эпиграмму… Ода требует величия предмета. Миша Тетюхин написал «Оду прекрасному Санкт-Петербургу».

Нигде в России не узреть

Прекраснее такого града:

Лазурью озаряют твердь

Красоты пышного парада.

Сверкают стогны и мосты,

Повсюду веет вдохновенье,

Деревья шепчут и кусты…

Как сладко оное мгновенье!

Как несколько веков назад

Петрова длань крест заложила,

Растёт с годами невский град,

Российская растёт с ним сила!

Сияй же славой, Град великий,

Несокрушимый никогда,

И Прометея волей дикой

Объятен будь ты навсегда

И, как прекрасная звезда,

Гори над всеми ярким ликом!

Найдём в этом произведении все особенности торжественной оды. Ученики выполняют это задание с увлечением, стараясь доказать, что их однокласснику действительно удалось справиться с таким трудным жанром.

Стихотворения в прозе после изучения Тургенева, «Кому на Руси жить хорошо» — о современной жизни — после прохождения поэмы Некрасова, «Один день моего детства» после повести Толстого «Детство» — эти работы связывают в сознании детей классические произведения с современной жизнью — их жизнью, общечеловеческие и национальные проблемы с их личными человеческими проблемами.

Старшеклассники, замученные подготовкой к ЕГЭ, сочинениями на литературоведческие темы, бесконечными тестами и анализами (эпизодов, стихотворений, рассказов), особенно живо откликаются, когда им дают возможность написать о себе. Недавно пришлось замещать урок в 11-м классе. Рассказала ребятам о жанре эссе и попросила написать эссе на любую тему. И вот одна девочка мне, совершенно незнакомому человеку, написала о том, как она влюблена и счастлива, и что она не может быть не влюблённой, и что есть много людей, которые любят её, и что любовь — это и есть счастье. Юному сердцу просто необходимо “высказать себя”, и урок литературы должен помочь ему в этом. Если то, что мы делаем с детьми на уроке, никак не связано с тем, что происходит в их внутренней жизни, наша работа бессмысленна. И наоборот, если мы поможем нашему воспитаннику разобраться в себе, понять другого, если уроки литературы дадут ему точку опоры в жизни, значит, мы работали не зря.