Масляная система тепловоза 2ТЭ10М. Амортизатор дизеля М756Б

Управление образования Гомельского облисполкома

Учреждение образования «Гомельский государственный

профессиональный лицей железнодорожного транспорта»

Специальность 3-370251 Эксплуатация и ремонт тягового подвижного состава железнодорожного транспорта

Квалификация 3-370251-51 Помощник машиниста дизель-поезда, 7 разряд

3-370251-52 Помощник машиниста тепловоза, 7 разряд

ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«Масляная система тепловоза 2ТЭ10М. Амортизатор дизеля М756Б»

Выполнил: учащийся группы №6

Гусаков П.А.

Проверил: преподаватель

Приходько А.П.

2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1. Масляная система тепловоза 2ТЭ10М 3

1.1 Главный контур

1.2 Контур подачи масла к вспомогательным механизмам тепловоза

1.3 Контур фильтра тонкой очистки

1.4 Контур центробежного фильтра

1.5 Контур масло прокачивающего агрегата

1.6 Масляный насос

1.7 Фильтр грубой очистки масла

1.8 Фильтр тонкой очистки масла

2. Амортизатор дизеля М756Б 9

3. Охрана труда 11

Заключение 12

Литература 13

Введение

Непрерывную подачу масла к трущимся деталям дизеля, заднего и переднего распределительных редукторов и конического редуктора гидропривода обеспечивает масляная система тепловоза. От масляной системы питаются также гидромуфта вентилятора холодильной камеры и пневмопривод автоматики холодильной камеры.

В зависимости от назначения систему можно условно разбить на пять контуров: главный контур (контур подачи масла в дизель), контур подачи масла к вспомогательным механизмам тепловоза, контуры фильтра тонкой очистки, центробежного фильтра и масло прокачивающего агрегата.

  1. МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10М

1.1 Главный контур

Насос забирает масло из картера и по трубопроводу подает для охлаждения в водомасляный теплообменник. Охлаждающий элемент теплообменника представляет собой набор медных трубок , концы которых развальцованы . Полости воды и масла разъединены сальниковым уплотнением, зажатым между нижним корпусом и крышкой.

Масло проходит охлаждающий элемент за 14 ходов, вода — за три хода, что достигается определенным расположением перегородок 14 и перегородок в нижней и верхней крышках. Охлажденное масло поступает в фильтр грубой очистки щелевого типа. Фильтр состоит из 10 включенных параллельно фильтрующих секций, вставленных в сварной корпус. Фильтрующая секция представляет собой набор промежуточных и рабочих пластин, поочередно надетых на центральный стержень, так что «лапки» промежуточных пластин совпадают со «спицами» рабочих пластин. Толщина промежуточной пластины 0,15мм, что определяет величину фильтрующей щели. На стоик квадратного сечения надеты ножи , так что своими концами они входят в щели между рабочими пластинами и образуют гребенку для очистки фильтрующих элементов. Масло, проходя внутрь фильтрующей секции, очищается от примесей, превышающих размер щели между рабочими пластинами, и отфильтрованное нагнетается в масляные коллекторы дизеля.

Работа системы контролируется контрольно-измерительными приборами:

1) давление, создаваемое масляным насосом — по манометру, установленному на щите приборов в дизельном помещении;

2) давление в конце верхнего масляного коллектора дизеля — манометром своей секции и манометрами, установленными на пультах управления крайних секций;

3) температура масла на выходе из дизеля — термометрами своей секции и термометрами , установленными на пультах управления крайних секций;

4) максимально допустимая температура — температурным реле (при превышении максимально допустимой температуры снимается нагрузка с дизеля);

5) перепад давления — манометрами — определяет степень загрязнения фильтра грубой очистки.

На пульте управления средней секции установлен манометр давления масла и термометр.

1.2 Контур подачи масла к вспомогательным механизмам тепловоза

К вспомогательным механизмам тепловоза масло подводится очищенным в фильтре грубой очистки через предохранительный клапан, который пропускает масло при давлении в главном контуре свыше 0,07—0,08МПа (0,7—0,8кгс/см2). Клапан исключает переполнение маслом редукторов и гидропривода при остановке дизеля и прокачке системы масло прокачивающим насосом. Масло к переднему и заднему распределительным редукторам и коническому редуктору гидропривода подводится через редукционные клапаны.

Масло из распределительных редукторов отводится в картер дизеля откачивающими насосами, установленными на редукторах. Для отключения подачи масла к редукторам, а также для поддержания необходимого давления в случае выхода из строя редукционных клапанов установлены вентили.

Масло к гидромуфте привода вентилятора холодильной камеры поступает через запорный клапан, который перекрывает подачу масла в гидромуфту (с целью снижения остаточных оборотов вентиляторного колеса) при выключенной гидромуфте (закрытии жалюзи). В этом случае доступ воздуха в пневмоцилиндр прекращается, клапан под действием пружины садится на седло, а масло на передний подшипниковый узел гидропривода подается через канал диаметром 1,5мм в клапане. При отказе запорного клапана гидромуфта питается через открытый вентиль, при этом давление будет поддерживаться дросселем . Масло от гидропривода отводится через общую сливную трубу в картер дизеля. На сервомотор автоматического привода гидромуфты масло поступает от контура центробежного фильтра и отводится в общую сливную трубу. Давление масла в системе смазки вспомогательных механизмов контролируется манометрами.

1.3 Контур фильтра тонкой очистки

До 4% масла главного контура проходит через фильтр тонкой очистки, где отделяются от масла мельчайшие частицы примеси. Фильтрация производится бумажными фильтрующими секциями. Фильтровальная бумага, надетая на картонную полосу, спирально навернута на трубку и по цилиндрической поверхности оклеена стяжной полосой. Фильтрующие секции установлены в корпусе на семи полых стержнях, которые каналами соединяются с нижней полостью В чистого масла. Отфильтрованное масло сливается в картер дизеля. Давление в фильтре регулируется дросселем и замеряется манометром.

1.4 Контур центробежного фильтра

Около 4% общего количества масла проходит дополнительную тонкую очистку в центробежном фильтре. Масло подается из картера дизеля отдельным масляным насосом шестеренного типа с приводом от заднего распределительного редуктора. В центробежном фильтре масло проходит по каналам оси и фланца во внутреннюю полость ротора, далее по зазорам между осью и коробкой к трубкам и через сопловые наконечники выбрасывается двумя противоположно направленными струями в полость корпуса.

Реактивное действие струи заставляет ротор вращаться с частотой 83— 100с-1(5000—6000об/мин), и возникающая при этом центробежная сила отбрасывает более тяжелые частицы в масле к внутренним стенкам ротора, где они откладываются. Очищенное масло из корпуса сливается по горловине в картер дизеля. Для создания необходимой скорости истечения струи из сопел ротора масло подводится к фильтру под давлением 0,8—1,04МПа, которое поддерживается разгрузочным клапаном, избыток масла сбрасывается в главный контур. Контроль давления масла до центробежного фильтра ведется по манометру.

1.5 Контур масло прокачивающего агрегата

Обеспечивает прокачку дизеля маслом перед запуском, что значительно уменьшает износ и задиры поверхностей, а также мощность, необходимую на раскрутку коленчатого вала и пуск дизеля. Масло забирается из картера дизеля шестеренным масло прокачивающим насосом и подается в фильтр грубой очистки, далее — в масляные коллекторы дизеля. Одновременно маслом заполняется трубопровод главного контура и теплообменник. При работе дизеля контур масло прокачивающего насоса перекрывается невозвратным клапаном

1.6 Масляный насос

Для циркуляции смазки под давлением на дизеле установлен шестеренный масляный насос с подачей 120 м3/ч при 1510 об/мин и давлении 0,5 МПа. Чугунный корпус насоса имеет два патрубка с фланцами к одному из них масло подводится из поддизельной рамы, а по другому оно нагнетается в масляную систему. В механически обработанную внутреннюю полость корпуса вставлены две косозубые шестерни, изготовленные из стали. Шпильками через уплотнительные прокладки к корпусу притянуты две подшипниковые планки, изготовленные из антифрикционного чугуна.

В планки вставлены четыре роликоподшипника, являющиеся опорами косозубых шестерен. Соосность гнезд подшипников и поверхности корпуса обеспечивается сборкой в специальном приспособлении с последующей фиксацией четырьмя коническими штифтами (по два на каждую планку). Штифты и наружные кольца роликоподшипников удерживаются от выпадания с левой стороны планкой, с правой — крышкой.

На шлицы левого хвостовика ведущей шестерни насажен зубчатый поводок, закрепленный гайкой со штифтом. На правый хвостовик надеты шайба и шариковый подшипник, который через шайбу закреплен гайкой со шплинтом. Подшипник, упирающийся наружным кольцом в поршень, воспринимает осевую силу, возникающую при работе насоса. При этом поршень от перемещения удерживается давлением масла, поступающего по каналам из нагнетательной полости насоса.

От проворота поршень удерживается штифтом. Одним концом он запрессован в поршень, а другим вставлен в отверстие крышки . Крышка фиксирована двумя диагонально расположенными коническими штифтами. Нижние подшипники ведомой шестерни имеют одинаковое крепление, состоящее из шайбы, притянутой к подшипнику двумя болтами. Болты от проворачивания удерживаются стопорной шайбой. Масло, поступающее на смазывание подшипников и проникшее по зазору поршня из полости крышки, уходит по каналу в картер дизеля.

На корпусе установлен предохранительный клапан. Его корпус расположен внутри отсека управления. Клапан двумя пружинами и прижат к притертому с ним седлу. Регулировка нажатия пружин производится нажимной гайкой, застопоренной после регулировки шплинтом. Клапан регулируется на давление 0,55 МПа. При превышении давления поршень перемещается влево, пропуская масло из нагнетательной полости насоса в картер дизеля. Масляный насос установлен на опорной плите насосов на уплотнительной прокладке.

1.7 Фильтр грубой очистки масла

Фильтр служит для очистки масла, поступающего в дизель, от механических примесей. Фильтр состоит из: стального сварного корпуса, разделенного горизонтальной перегородкой на полости неочищенного и очищенного масла. В корпусе установлено десять фильтрующих секций пластинчато-щелевого фильтра. К корпусу фильтрующей секции прикреплен набор фильтрующих пластин рабочих и промежуточных, поочередно надетых на центральный стержень так, что «лапки» промежуточных пластин совпадают со спицами рабочих пластин. Между рабочими пластинами образуются щели высотой 0,15 мм, равной толщине промежуточных пластин. В корпус секции ввернуты четыре стойки, к которым прикреплен нижний фланец. Одна из четырех стоек имеет квадратное сечение и несет на себе ножи (толщиной 0,1 мм) таким образом, что они своими концами входят в щели между рабочими пластинами, образуя гребенку для очистки фильтрующих элементов.

Масло из полости неочищенного масла поступает к фильтрующим секциям. Проходя через щели между рабочими пластинами, оно очищается от примесей, превышающих размер щели. Очищенное масло через колодцы, образованные вырезами между спицами рабочих пластин и вырезы в корпусе секции, поступает в полость очищенного масла, откуда через выходной фланец идет в двигатель.

Щели фильтрующих секций очищают проворотом центрального стержня секции рукояткой. При этом вместе со стержнем поворачивается весь набор фильтрующих пластин (рабочих и промежуточных), а неподвижные ножи очищают щели от грязи.

1.8 Фильтр тонкой очистки масла

В корпусе фильтра на семи полых стержнях установлено бумажных секций тонкой очистки (по четыре секции на каждом стержне); каждая секция состоит из пластиковой трубки, на которую навита фильтровальная бумага с проставкой из картона. Секции закрепляются на стержнях гаиками. Внутренняя полость каждого стержня соединяется с нижней полостью.

Неочищенное масло из полости через бумажные фильтрующие элементы и отверстия в стержнях попадает во внутреннюю полость стержня и затем в полость чистого масла фильтра, откуда через выходной фланец сбрасывается в картер дизеля. Клапан служит для перепуска масла из полости в полость при увеличении перепада давления выше допустимого 0,2 МПа из-за загрязнения бумажных пакетов.


2 АМОРТИЗАТОР ДИЗЕЛЯ М756Б

Амортизатор (Рисунок 2) дизеля М756Б пружинного типа, жестко укреплен двенадцатью призонными болтами на фланце седьмой шейки коленчатого вала и предназначен для сглаживания неравномерности вращающего момента, передаваемого коленчатым валом.

Амортизатор состоит из корпуса, на наружной и внутренней сторонах которого имеются шлицы, предназначенные для зацепления с муфтой вала отбора мощности, и поводка крепящегося к коленчатому валу. В корпусе и поводке имеется семь радиальных пазов (в амортизаторах, изготавливавшихся до 1968г., имелось 12 пазов). Внутри каждого паза размещены по две опоры, на выступах которых установлены большие и малые пружины. Пружины распирают опоры и прижимают их к радиальным выступам корпуса и поводка. Перемещению пружин вдоль оси вала препятствуют планки, установленные с двух сторон и крепящиеся к поводку призонными болтами.

В промежутках между пружинными гнездами установлены цилиндрические ролики, центрирующие корпус относительно поводка.

Вращающий момент при работе дизеля передается через поводок на корпус через опоры, нагруженные пружинами и, рассчитанными на определенную затяжку. Если вращающий момент превышает силу затяжки пружин на роликах, происходит угловое перемещение корпуса относительно поводка, т. е. ведомой части относительно ведущей, чем и сглаживается неравномерность передаваемого вращающего момента. Поверхности соприкосновения корпуса с роликами, пружинами и опорами азотируются на глубину 0,2—0,25мм. Поверхности поводка и опоры пружин цементированы и закалены на глубину 0,7-1,2мм.

Рисунок 2 – Амортизатор

1—поводок; 2—венец; 3—опора пружин; 4—большая пружина; 5—малая пружина; 6—ролик; 7—планка; 8—шайба стопорная; 9—болт

Охрана труда

Гидравлический инструмент и приспособления с гидроприводом должны соответствовать требованиям стандартов системы безопасности труда и документации заводов-изготовителей (фирм).

Они могут применяться для прессовки наконечников на гибких шлангах, проводах, кабелях, а также для резки проводов, кабелей, арматуры, листового металла, конструкций из металла при ремонтах, техническом обслуживании оборудования или ликвидации последствий пожаров, аварий и катастроф на объектах и коммуникациях.

К работе с гидравлическим инструментом допускаются работники не моложе 18 лет, специально обученные и прошедшие проверку знаний требований безопасности при работе с указанным инструментом.

Для привода в действие гидравлического инструмента допускается применять электрический ручной или ножной привод гидронасосов и гидроцилиндров.

Перед началом работы с гидравлическим инструментом необходимо проверить:

  • прочность всех соединений элементов инструмента;
  • состояние и отсутствие повреждений маслопроводов, гидронасоса, гидроцилиндра и органов управления, а также отсутствие подтеков масла;
  • исправность и работоспособность инструмента.

В качестве маслопровода в инструменте должны применяться специальные гибкие шланги. Использовать поврежденные шланги запрещается. Шланги должны храниться на специальных барабанах или в ящиках.

Места соединения шлангов с гидронасосом и гидроцилиндром инструмента должны быть герметичными и не допускать течи масла.

При работе с гидравлическим инструментом контролируется давление масла, величина которого не должна превышать установленной документацией завода-изготовителя.

При резке металла и прессовке наконечников гидравлическим инструментом должны использоваться средства защиты рук (перчатки), специальная одежда, обувь и др.

Замена режущих и прессовочных элементов и устранение неисправностей в процессе работы с гидравлическим инструментом без его остановки запрещается.

В случае утечки масла из гидравлического инструмента на рабочем месте загрязненная поверхность должна быть немедленно очищена. При незначительных утечках масла допускается производить его уборку ветошью. В остальных случаях поверхность масла следует засыпать песком и убрать его с использованием искробезопасных лопат или совков в специально отведенные места.

Устройство и эксплуатация электропривода гидронасоса гидравлического инструмента должны соответствовать требованиям «Правил устройства электроустановок»

Заключение

В данной экзаменационной работе изучены следующие вопросы: назначение и устройство Масленой системы тепловоза 2ТЭ10М, амортизатор дизеля М756Б.

Описано назначение, устройство и принцип работы масляной системы. Особое внимание уделено работе масляных контуров. А также в данной работе имеются поясняющие рисунки к разделам и раздел охраны труда.

Литература

  1. Кузьмич, В.Д. Тепловозы: Основы теории и конструкция: учебник для техникумов ж.-д. транспорта./ В.Д.Кузьмич, И.П.Бородулин, Э.А.Пахомов, Г.М.Русаков. Под ред. В.Д.Кузьмича. – М.: Транспорт, 1982. – 317с.
  2. Филонов, С.П. Тепловоз М62 (Руководство по эксплуатации и обслуживанию)./ С.П.Филонов, В.И.Бидненко, И.А.Черноусов. – М.: Транспорт, 1977.
  3. Инструкция по охране труда


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

3

Разраб.

Провер.

Приходько

Реценз.

Н. Контр.

Утверд.

Лит.

Листов

ГПТЛЖТ

Лист

2

Лист

3

Лист

4

Лист

5

Лист

6

Лист

7

Лист

8

Лист

9

Лист

10

Лист

11

Лист

12

Лист

13

Масляная система тепловоза 2ТЭ10М. Амортизатор дизеля М756Б