АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ (на примере «ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия»)
Содержание
Введение……………………………………….……..………….…………...4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА………….………………………….. 7
1.1. Организация государственной пенсионной системы……………………...7
1.2. Состав и структура финансовых ресурсов……………………...…………10
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ (на примере «ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия»).................15
2.1.Правовой статус Пенсионного фонда и основные показатели деятельности его структурного подразделения ………………….. ……..…15
2.2. Общая характеристика ПФР………….……………..……..……....…. …..15
2.3.Анализ состава и структуры финансовых ресурсов……………..…..…16
2.4. Оценка эффективности управления финансовыми ресурсами…............ 32
Заключение……………………………………………………………..…..45 Список использованных источников
и литературы…………………………………………………………….. 46
Приложения…………………………………………………………………47
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионный Фонд Российской Федерации является финансово кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данный орган был создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года в целях государственного управления. Пенсионный фонд - важное звено финансовой системы государства, при этом он имеет ряд особенностей:
-фонд создан органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
- денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, таких как материнский капитал и погребение, не включенных в бюджет;-
- денежные средства фонда используются для финансирования пенсий гражданам РФ, а так же россиянам проживающим за границей, кроме того ПФ выделяет денежные средства на оплату материнского капитала и на услуги погребения;
- формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; Пенсионный фонд затрагивает такие виды деятельности, как:
- организация назначения и выплаты пенсий;
-назначение и выплата пенсий за границу;
-инвестирование средств пенсионных накоплений;
-индивидуальный (персонифицированный) учет;
-материнский (семейный) капитал.
Выпускная аттестационная работа отражает проблему управления финансовыми ресурсами пенсионного фонда. Управление финансовыми ресурсами сложный многообразный процесс, требующий тщательного контроля на каждом этапе финансирования. Процесс финансирования является сложным и требует больших затрат во времени. В нем участвует большое число сотрудников, что влечет за собой огромные финансовые затраты, средств выделяемых бюджетом Пенсионного Фонда, кроме того процесс оформления трудовой пенсии затрагивает будущих пенсионеров.
Объектом исследования является система бухгалтерского (бюджетного) учета в государственном учреждении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предметом исследования является учетная политика «ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия».
Целью выпускной аттестационной работы является изучение теоретических основ формирования учетной политики, исследование содержания учетной политики «ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия» для разработки рекомендаций по совершенствованию учетной политики при выборе способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.
Особенность исследования выпускной аттестационной работы заключается в обосновании комплекса научно-методических положений, связанных с определением содержания учетной политики для целей бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета для выработки практических рекомендаций по совершенствованию ее формирования.
Несмотря на имеющиеся научные и практические разработки, степень и уровень разработанности проблемы учетной политики государственных учреждений не отвечает современным требованиям, в связи с чем ее организационно-технические и методические аспекты требуют углубленного исследования и дальнейшего развития.
Нормативной базой выпускной аттестационной работы являются
законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления Правительства РФ по общеэкономическим вопросам, бухгалтерскому (бюджетному) учету, налогообложению, международные стандарты финансовой отчетности.
Теоретическими источниками исследования явились основные положения и выводы, сформированные в научных трудах отечественных и зарубежных экономистов, таких как А.С. Бакаев, А.В. Брызгалин, Н.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, Н.П. Кондраков, А.Д. Шеремет, X. Андерсон, Джой К. Шима, Э. Майер, занимающихся исследованиями в области построения, раскрытия учетной политики, а также методологии бухгалтерского и управленческого учета, а так же учебная литература, периодические издания.
В ходе написания выпускной аттестационной работы использовались методы познания: анализ, группировка, а также методы табличного и графического представления информации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Организация государственной пенсионной системы
Пенсионная система России представляет собой довольно сложное для понимания сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная (трудовая) пенсия еще будет назначена. По-прежнему, нынешним пенсионерам пенсия выплачивается из сумм, полученных налогообложением зарплат (фонда оплаты труда) работающего поколения.
Важными составляющими пенсионной системы России стали негосударственное пенсионное обеспечение и пенсионное страхование, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами.
Если отличие составляющих пенсионной системы по виду управления и собственности государственное/негосударственное, понятно из названия, то термины «обеспечение» и «страхование» имеют большое количество определений. Приведем некоторые из них.
Обеспечение система мероприятий, направленных на компенсацию законодательно установленным гражданам их заработка в период нетрудоспособности за счет средств Пенсионного фонда России, формируемых из платежей федерального бюджета.
Страхование - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам их заработка в период нетрудоспособности за счет денежных фондов, формируемых из уплаченных страхователями (предприятий, учреждений, граждан) страховых взносов.
Рисунок 1 Структура пенсионной системы РФ
Государственное пенсионное обеспечение (до 2002 года) выплата государственных пенсий, назначенных до 1 января 2002 года исходя из стажа работы, соотношения среднемесячной зарплаты работника и средней зарплаты по стране. Данный вид пенсий выплачивается из федерального бюджета.
Государственное пенсионное страхование назначение и выплата трудовой пенсии, состоящей из базовой, страховой и накопительной части. Начиная с 1 января 2002 года застрахованным в Пенсионном фонде России работникам и гражданам, осуществляющим индивидуальную деятельность (нотариусы, предприниматели и т.п.) в зависимости от размера уплаченных страховых взносов и страхового стажа (времени уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России работодателями или гражданами, осуществляющими индивидуальную деятельность). Минимальный страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии 5 лет.
Государственное пенсионное обеспечение (с 2002 года) назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению федеральным государственным служащим; военнослужащим; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) в зависимости от стажа государственной службы или выслуги лет. Размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) соответствует в процентном отношении размеру базовой части трудовой пенсии. Данный вид пенсий выплачивается из федерального бюджета.
Профессиональные пенсионные системы - назначение и выплата профессиональных льготных пенсий, связанных с особыми условиями труда (списки №1, №2 производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях). Профессиональные пенсии выплачиваются за счет дополнительных взносов работодателей (учредителей профессиональных пенсионных систем) до достижения пенсионного возраста. Данный вид пенсий в настоящее время не назначается до принятия соответствующего федерального закона.
Негосударственное пенсионное обеспечение - назначение и выплата негосударственных пенсий за счет пенсионных взносов вкладчиков (юридических и/или физических лиц) по условиям договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных между вкладчиками и негосударственными пенсионными фондами.
Обязательное пенсионное страхование - назначение и выплата негосударственными пенсионными фондами накопительной части трудовой пенсии за счет страховых взносов работодателей и граждан, осуществляющих индивидуальную деятельность, по условиям договоров об обязательном пенсионном страховании, заключенных между застрахованными лицами и негосударственными пенсионными фондами.
1.2. Состав и структура финансовых ресурсов
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Средства ПФР формируются за счет:
-страховых взносов работодателей;
-страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
-страховых взносов иных категорий работающих граждан;
ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
-средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
-средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
-добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Средства ПФР направляются в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда РФ» на:
выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделений ПФР.
В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
Правление ПФР несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР, определяет перспективные и текущие задачи ПФР, утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты, назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений; утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР; решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.
Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.
ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Местонахождение ПФР - город Москва.
В структуру ПФР входят его управления в Федеральных округах и территориальные управления в субъектах Российской Федерации, в городских округах и районных муниципальных образованиях. Структура ПФР представлена на рисунке.
Пенсионный фонд Российской Федерации
Аппарат при
Управление Пенсионного фонда руководстве
Российской Федерации в федеральном
округе Делопроизво-
Отдел коорди- дитель+бух-
нации и конт- галтер
роля за дея- Начальник управления
тельностью от-
делений Пенси- Отдел пра-
онного фонда Заместитель начальника Управления вового ре-
Российской Фе- гулирования
дерации в фе-
деральном ок-
руге Отдел реги-
ональных
социальных
Информационно- программ
аналитический
отдел
Региональные управления ПФР
Рисунок 2 - Структура Пенсионного фонда России
В соответствии с бюджетным законодательством Пенсионный фонд России является участником бюджетного процесса. Соответственно бухгалтерский учет и составление финансовой отчетности осуществляется на основании бюджетного законодательства. По данным финансовой отчетности, формируемой ГУ УПФР г.Элиста за 2013-2014 годы получены следующие финансовые результаты по содержанию аппарата.
Таблица 1
Изменение объема основных показателей результатов деятельности ГУ
Наименование показателей |
За 2013г. |
За 2014г. |
За 2014г. |
Доходы, млн.рублей |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Расходы, млн.рублей |
27,98 |
34,23 |
37,91 |
Чистый операционный результат |
-27,98 |
-34,23 |
-37,91 |
Представленные в таблице данные указывают на то, что ГУ УПФР г.Элиста не осуществляет деятельность по производству продукции, а
обеспечивает реализацию государственных полномочий в установленной сфере деятельности.
По итогам финансово-хозяйственной деятельности состояние счетов по данным балансов за 2013-2014 годы приведены в таблице 2
Таблица 2
Показатели состояния счетов ГУ
Показатель |
Данные баланса на конец отчетного года, млн.рублей |
Динамика, % |
|||
2013 |
2014 |
2014 |
Гр2 к гр1 |
Гр3 к гр2 |
|
А |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
Нефинансовые активы |
1,002 |
0,802 |
0,612 |
-20,0 |
-23,0 |
Основные средства (балансовая стоимость) |
6,979 |
7,632 |
10,431 |
9,0 |
36,0 |
Амортизация основных средств |
5,977 |
6,904 |
9,959 |
16,2 |
44,2 |
Основные средства (остаточная стоимость) |
1,002 |
0,728 |
0,472 |
||
Материальные запасы |
0,141 |
||||
Финансовые активы |
0,015 |
0,146 |
0,041 |
12,9 |
-71,9 |
Денежные документы |
0,101 |
0,027 |
|||
Расчеты по выданным авансам |
0,015 |
00,45 |
0,014 |
||
Обязательства |
0,005 |
0,004 |
0,002 |
-20,0 |
-80,0 |
Расчеты по платежам в бюджет |
0,005 |
0,004 |
0,003 |
||
Финансовый результат |
1,012 |
0,944 |
0,651 |
Данные о состоянии счетов позволяют сделать вывод о значительной амортизации основных средств, незначительной задолженности в расчетах по платежам в бюджет.
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ (НА ПРИМЕРЕ «ГУ УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ ЭЛИСТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ»)
2.1. Правовой статус Пенсионного фонда и основные показатели деятельности его структурного подразделения - ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия
Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением, утвержденным ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.
2.2 Общая характеристика ПФР
Целями и задачами ПФР являются:
-целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Федеральным законом
-организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
-капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
-контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
-организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;
-межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
-изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
-проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
-разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
2.3 Анализ состава и структуры доходов бюджета ПФРФ за период 2013-2014 г
В доходы бюджета Фонда включены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, передаваемые фонду на выплату пенсий и пособий, субвенции из федерального бюджета, передаваемые фонду на покрытие дефицита бюджета фонда в связи с недостатком средств на выплату базовой части трудовой пенсии, суммы недоимки, пеней и иных финансовых санкций, а также иные источники установленные законодательством Российской Федерации.
Таблица 3
Структура доходов Пенсионного Фонда в 2013-2014 гг
Доходные источники |
2013 г. |
2014 г. |
Изменения |
|||
сумма, млн. руб. |
доля в доходах, % |
сумма, млн. руб. |
доля в доходах, % |
млн. руб. |
в структуре |
|
Доходы бюджета Пенсионного фонда, всего |
1566,4 |
100,0 |
3222,6 |
100,0 |
1656,2 |
- |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии |
617,0 |
39,4 |
1356,7 |
42,1 |
739,7 |
2,7 |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии |
96,5 |
6,2 |
183,7 |
5,7 |
87,2 |
-0,5 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ |
833,2 |
53,2 |
1640,3 |
50,9 |
807,1 |
-2,3 |
Прочие |
19,2 |
1,2 |
45,1 |
1,4 |
25,9 |
0,2 |
2014 г. |
2014 г. |
Рис. 3 Структура доходов Пенсионного Фонда в 2006-2009 гг.
В структуре доходов Пенсионного Фонда наибольшую долю составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, т.е. в 2013 г 53,2%, а в 2014 г их доля снизилась на 2,3% и составили 50,9%. Так же значительна доля поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (в 2013 г 39,4%, а в 2014 г их доля увеличилась на 2,7% и составили 42,1%).
Доля страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии в 2013 г - 6,2%, в 2014 г. - 5,7% (снижение на 0,5%).
Доля прочих доходов в 2013 г - 1,2%, в 2014 г. 1,4% (увеличение на 0,2%).
В 2014г бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по доходам утвержден в сумме 1 637 580,0 млн. рублей, из них 1 536 990,4 млн. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год по доходам утвержден в сумме 1 914 133,2 млн. рублей, из них 1 777 702,6 млн. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Объем доходов бюджета Фонда в 2014 году утвержден в сумме 3 282 951 083,1 тыс. рублей, из них 2 994 149 643,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 053 995 672,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 925 427,0 тыс. рублей;
Бюджет Пенсионного фонда по доходам в 2014 году исполнен на 104,5%, в 2014 г на 104,2%
В структуре доходов Пенсионного Фонда наибольшую долю составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, т.е. в 2014 г - 53,2%, а в 2014 г - их доля снизилась на 2,3% и составили 50,9%. Так же значительна доля поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (в 2013 г - 39,4%, а в 2014 г их доля увеличилась на 2,7% и составили 42,1%).
Доля страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии в 2013 г - 6,2%, в 2014 г. - 5,7% (снижение на 0,5%).
Доля прочих доходов в 2013 г - 1,2%, в 2014 г. - 1,4% (увеличение на 0,2%).
В структуре расходов Пенсионного Фонда наибольшую долю составляют расходы на страховую часть трудовой пенсии, т.е. в 2013 г. - 45,5%, а в 2014 г - их доля увеличилась на 0,9% и составила 46,4%. Так же значительна доля расходов на базовую часть трудовой пенсии (в 2013г - 32,7%, а в 2014г их доля снизилась на 0,2% и составили 32,5%).
Доля прочих расходов в 2013г - 10,6%, в 2014г увеличилась на 2,2% и составила 12,8%.
Доля ежемесячных денежных выплат ветеранам составила в 2013г - 2,9%, в 2014г снизилась на 1% и составила 1,9%, а доля ежемесячных денежных выплат инвалидам в 2014г снизилась по сравнению с 2013г на 1,9% и составила 6,4%.
На рис. 5 наглядно демонстрируется незначительные изменения в структуре расходов Пенсионного Фонда в 2014г по сравнению с 2013г
.
2013 г. |
2014 г. |
Администратор доходов ежемесячно осуществляет сверку внутренних расчетов по доходам. Структурное подразделение, ведущее бюджетный учет, оформляет Акт сверки внутренних расчетов по форме согласно приложению к Учетной политике и представляет структурному подразделению, осуществляющему расчеты по администрированию поступлений.
Учет начисления, удержания и выплат сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат осуществляется на основании первичных документов:
Расчетной ведомости по начислению пенсий, пособий и иных социальных выплат по форме согласно приложению к Учетной политике;
Расчетной ведомости по начислению пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, по форме согласно приложению № 24 к Учетной политике;
Ведомости сумм неоплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат по форме согласно приложению № 25 к Учетной политике;
Расчетной ведомости по доставке пенсий, пособий и иных социальных выплат по форме согласно приложению № 26 к Учетной политике;
Реестра сумм, удержанных по исполнительным документам и прочим основаниям, по форме согласно приложению № 27 к Учетной политике.
Для контроля начисленных, доставленных, удержанных сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат применяются:
Сводный реестр расчетных ведомостей по начислению пенсий, пособий и иных социальных выплат по форме согласно приложению № 28 к Учетной политике;
Сводный реестр ведомостей сумм неоплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат по форме согласно приложению № 29 к Учетной политике;
Сводный реестр расчетных ведомостей по доставке пенсий, пособий и иных социальных выплат по форме согласно приложению № 30 к Учетной политике;
Сводный реестр сумм, удержанных по исполнительным документам и прочим основаниям, по форме согласно приложению № 31 к Учетной политике.
УПФР получив от финансового органа платежное поручение о возврате средств пенсий и иных социальных выплат граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, передает структурному подразделению, осуществляющему расчеты с получателями пенсий, выехавших на постоянное жительство за пределы Российской Федерации Уведомление о возврате средств пенсий и иных социальных выплат граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы Российской Федерации по форме согласно приложению № 32 к Учетной политике, для уточнения сведений о получателе и банковских реквизитов.
Расчетная ведомость по начислению пенсий, пособий и иных социальных выплат, Ведомость сумм неоплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат, Расчетная ведомость по доставке пенсий, пособий и иных социальных выплат и Реестр сумм, удержанных по исполнительным документам и прочим основаниям (далее Расчетные ведомости) хранятся на бумажных носителях или в архивных электронных файлах, подписанных с использованием электронной цифровой подписи, защищенные от несанкционированного доступа третьих лиц, в течение сроков, предусмотренных правилами организации государственного архивного дела. При необходимости расчетные ведомости могут быть распечатаны по запросу уполномоченных лиц.
Расчеты по погашению переплат получателями пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также работником территориального органа ПФР (виновным лицом) осуществляется путем зачисления денежных средств на счет финансового органа (ОПФР) с символом «01» в 15-16 разрядах номера лицевого счета.
При погашении переплат пенсий, пособий и иных социальных выплат путем удержания переплат:
из заработной платы виновного лица осуществляется перечисление удержанных сумм с текущего счета с символом «03» в 15 16 разрядах номера лицевого счета на лицевой счет финансового органа ПФР (ОПФР) с символом «01» в 15-16 разрядах номера лицевого счета;
из пенсий, пособий или иных социальных выплат, которые перечисляются в доход бюджета ПФР путем списания средств из бюджета ПФР со счета с символом «02» в 15 16 разрядах номера лицевого счета ПФР и зачисления их на счет с символом «01» в 15 16 разрядах номера лицевого счета финансового органа ПФР (ОПФР).
Учет расчетов по пенсионному, социальному обеспечению и социальным выплатам осуществляется с использованием следующих терминов контрагентов:
«Пенсионеры и иные получатели пособий и социальных выплат» - по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам;
«Наследники» по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам наследникам;
«Доставщик» - контрагент по доставке пенсий, пособий и иных социальных выплат;
«Взыскатель» - контрагент по исполнительным документам;
«Получатели средств материнского (семейного) капитала» - при перечислении средств (части средств) материнского (семейного) капитала по распоряжению лиц, имеющих государственный сертификат;
«Правопреемники» - при перечислении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Первичные документы для санкционирования платежей утверждаются руководителем учреждения.
Реестр платежных документов по счету подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения, используется в качестве первичного документа и при наличии значительного массива платежных поручений, заменяя платежные поручения.
В соответствии с приказами Минфина РФ Учетной политикой определяется и корреспонденция счетов бюджетного учета распорядителя бюджетных средств как получателя бюджетных средств, получателя бюджетных средств по санкционированию, начислению и выплате пенсий, пособий и иных социальных выплат и администрированию доходов бюджета ПФР, источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора по учету финансовых вложений ПФР (с использованием счетов управленческого учета), предусматриваемых отдельными приложениями.
2.3 Оценка эффективности управления финансовыми ресурсами
В 2013г профицит бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации утвержден в сумме 76,98 млн. рублей.
Профицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год утвержден в сумме 131,78 млн. рублей.
Профицит бюджета Пенсионного фонда в 2013 году исполнен на 130,3%, в 2014 - на 121,7%
Таблица 4
Показатели бюджета Пенсионного Фонда, млн. руб
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|||||
Утв. |
Исп. |
Утв. |
Исп. |
Утв. |
Исп. |
Утв |
Исп. |
Утв. |
Исп. |
|
Доходы |
1566,44 |
1637,58 |
1914,13 |
1946,82 |
2621,08 |
2730,17 |
3282,95 |
3222,65 |
4680,04 |
- |
Расходы |
1489,47 |
1537,26 |
1782,35 |
1786,46 |
2113,71 |
2357,48 |
3041,79 |
3008,66 |
4398,04 |
- |
Величина дефицита / профицита |
76,98 |
100,32 |
131,78 |
160,36 |
507,37 |
372,38 |
241,47 |
213,99 |
282,00 |
- |
Анализ данных показывает, что в 2013г доходы Пенсионного Фонда превысили утвержденный показатель на 4,54%,а в 2014г утвержденные доходы недоисполнены на 1,84%, а расходы на 1,09%.
В целом за рассматриваемый период бюджет Пенсионного Фонда был как утвержден, так и исполнен с профицитом.
В результате мероприятий по повышению пенсий в 2014 году средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1,72 тысячи рублей, или на 35% и на конец года составил 6,63 тысячи рублей. В частности, с 1 марта 2014 года установлен размер базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 1,95 тысячи рублей с ростом на 8,7% и с 1 декабря - 2,56 тысячи рублей с ростом на 31,4%, одновременно повышены размеры всех других базовых частей трудовых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). Кроме того, с 1 августа 2014 года проведена индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%, а с 1 апреля 2014 г проведено дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на 17,5% Вьюницкий В.И. Что ждет пенсионную систему? // Пенсия. - 2014. - №4. - С.41-52..
Размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан были увеличены с 1 апреля 2014 года на 13%.
На конец 2014 года общий уровень доходов с учетом установленных ежемесячных денежных выплат и дополнительного ежемесячного материального обеспечения составил в среднем у инвалидов и участников Великой Отечественной войны - 20 тысяч рублей, а у инвалидов, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - 14 тысяч рублей.
Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда составили 61,9миллион рублей, или 97,7% к бюджетным назначениям. При этом расходы на содержание органов Фонда за 2014 год составили 59,8 миллион рублей (97,9% к бюджетным назначениям) или 2% от общих расходов Фонда
В целом, индексация пенсий в 2014 году осуществлялась темпами, опережающими рост заработной платы.
Среднегодовой размер трудовой пенсии по старости превысил прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза. Средний размер социальной пенсии на конец года достиг величины прожиточного минимума пенсионера в РФ и составил 4,24 тысячи рублей.
Фактическое исполнение бюджета фонда за 2014 год по доходам составило 3 миллион 222,6 миллиона рублей (101,9% к бюджетным назначениям) и по расходам - 3,008 миллион рублей (98,5%). За 2014 год бюджет фонда исполнен с дефицитом в сумме 36,8 миллион рублей по текущим обязательствам и профицитом в сумме 250,8 миллион рублей по накопительной составляющей бюджета.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду в соответствии с законодательством РФ, поступили в полном объеме в сумме 1 триллиона 944,2 миллион рублей. В том числе на выплату базовой части трудовой пенсии было направлено 984,4 миллион рублей, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и других социальных выплат - 560,5 миллион рублей, на покрытие дефицита бюджета фонда - 399,3миллион рублей.
Средства федерального бюджета, передаваемые фонду на осуществление ежемесячных денежных выплат и выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (инвалидам, ветеранам, Героям Советского Союза, Героям РФ и другим категориям граждан), поступили в сумме 272,74миллион рублей (100% к бюджетным назначениям).
Доходы бюджета фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, за 2014 год составили 282,9 миллион рублей (98% к бюджетным назначениям), из них поступление страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии 266,6 миллион (102,6% к бюджетным назначениям).
Для возмещения потерь, возникших при инвестировании фондом сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в фонд за 2013 год, в соответствии с распоряжением Правительства РФ, Минфином России в 2014 году в бюджет фонда перечислены средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в размере 9,7 миллион рублей.
Объем пенсионных накоплений увеличился за отчетный период на 250,8 миллион рублей (в 1,3 раза) и по состоянию на 1 января 2014 года составил 975,8 миллион рублей, в том числе средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям - 414,2миллион рублей, из них государственной управляющей компании - 401,6 миллион рублей; средства пенсионных накоплений, не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, - 561,6 миллион рублей, из них направленные на временное размещение в разрешенные законодательством РФ виды активов - 308 миллиардов рублей.
В 2014 году в бюджет Фонда поступило 2,6 миллион рублей дополнительных страховых взносов в рамках реализации программы государственного софинансирования пенсий.
Таким образом, проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013-2014г, можно выявить тенденцию увеличения средств федерального бюджета в финансировании пенсионной. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального, низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов, изменение с 2013 года тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %, несовершенство законодательства в части администрирования страховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе просроченной).
Рассмотрим динамику базовой, страховой и накопительной части пенсии. Для базовой части пенсии характерна тенденция к снижению выплат, таким образом, правительство пытается снизить нагрузку на федеральный бюджет, и перейти к 2014 страховому принципу формирования пенсий, что прослеживается в тенденции роста взносов страховой и накопительной части пенсии.
В структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пенсионный фонд Российской Федерации сегодня - это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России (выплата пенсий, пособий), основной задачей которого, является аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда с соответствии с действующим законодательством.
Свою финансовую деятельность ПФР «ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия». осуществляет на основании законодательных и иных нормативных правовых актов по пенсионному и социальному обеспечению, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике и других методических документов. Бюджет ПФР «ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия». формируется на каждый год на основании Бюджетного кодекса.
Для ПФ РФ «ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия».
характерна сложная система финансовых отношений, возникающих по поводу движения финансовых ресурсов, формирования на этой основе его доходов и их расходования на установленные цели.
Основным источником формирования средств являются страховые взносы. Поступающие в бюджет ПФ РФ «ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия».
средства используются по следующим направлениям: выплату трудовых пенсий и пособий, выплату пенсий военнослужащим и др., содержание аппарата ПФ РФ «ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия»., расходы по доставке пенсий и др.
С 2013 года произошли изменения в законодательстве РФ и в настоящее время ПФ РФ объединил две ключевые функции- администрирование страховых взносов и назначение и выплату пенсий. ЕСН действовавший до 1 января 2013 года был отменен и на 2013 год ставка отчислений в ПФ РФ составляла 20 %, что соответствует ставке 2014 года. С 1 января 2013 года ставка страховых взносов в ПФ РФ составляет 26%. С 1 января 2014 года ставка страховых взносов в ПФ РФ составляет 22 %.
Пенсионная реформа 2013 г., несмотря на негативное влияние глобального финансового кризиса 2008 г., успешно решила следующие поставленные задачи:
Обеспечена государственная гарантия для всех категорий нынешних пенсионеров по минимальному уровню материального обеспечения- прожиточному минимуму пенсионеров;
Восстановлены утраченные в ходе рыночных реформ пенсионные права советских пенсионеров - валоризация;
Но в то же время финансовый кризис не позволил достичь главной цели страховой пенсионной системы- долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета ПФ РФ «ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия».
Происходит дальнейшее реформирование пенсионной системы: регулирование тарифной ставки, начиная с 2013 г. путем установления тарифов страховых взносов и верхней границы дохода, на который они начисляются. В настоящее время максимальный тариф страховых взносов, уплачиваемых страхователями за наемных работников, составляет с 2014 года - 22%.
Пенсионная система «ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия». представляет собой один из наиболее сложных экономических объектов управления в современном обществе, зависит от комплекса факторов: в частности от темпов роста и структуры ВВП, долю в нем фонда оплаты труда, от состояния и ситуации на рынке труда, уровня оплаты труда, от периода трудовой активности и структуры трудового стажа, от демографических факторов: рождаемости, смертности, продолжительности жизни, от нормативных требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы и пенсионные программы) и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Основы бухгалтерского учета. Под ред. Сац Б. / М.: 1995г.
- Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. / М.: “Бухгалтерский учет”
- Алборов, Р.А. Основы аудита / Р.А. Алборов, Л.И. Хоружий, С.М. Концевая М.: Издательство «Дело и сервис», 2007.
- Аникин, П. Учетная политика по МСФО и ПБУ / П. Аникин //Консультант. 2014. - N 13.
- Анищенко, А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2007 г. / А.В.Анищенко. М.: Издательско-консультационная компания «Статус Кво-2007». 410 с.
- Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский учет / Ю.А. Бабаев, Л.Г. Макарова, Ю.А. Оболенская и др.. М.: Проспект, 2008. - 387 с.
7. Соловьев А.К. Актуарный прогноз развития пенсионной системы в условиях пенсионной реформы (до 2015 г.) // Пенсия. - 2007. - №8. - С.45-50.
8. Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования. Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 335 с.
9. Финансы: Учебник / Под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. М.: Рос. Экон. акад., 2013.
10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Акад.Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
11. Финансы: Учебник/ под. ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика - 2003 г.
12. Финасы, денежное обращение и кредит: Учебник 2-ое изд. Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова-М.: Проспект, 2013г.
12. Человек и труд. - 2013.- № 3
13. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. М. Годин, И. В. Подпорина, В. П. Гореляд. - 8-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2014.
14. Пенсионное обеспечение в России: учебное пособие/ Р. И. Ерусланова, Ф. Н. Емельянова, Р. А. Кондратьева. - Дашков и К, 2008.
15. Российский статистический ежегодник. 2014: Росстат. - М.
16. Финансы : учебник / под ред. Проф. М. В. Романовского. проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. - 2- е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт-Издат, 2014. - (Университеты России)
17. Финансы: учебник / под ред. В. В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2014.
18. Медведев Д. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2013 годах / Д. Медведев // Финансы. - 2014. - № 6.
19. О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы / Долотов В. А. // Финансы. - 2014. - № 5.
20. Ильин В. В. К вопросу об эффективности пенсионной реформы / В. В. Ильин, Н. А. Сердюкова // Финансы. - 2007. - № 5.
21. Пенсионная система России: реформа продолжается / К. Л. Лельчук // Финансы. - 2014. - № 1.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
3
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ (на примере «ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия»)