ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАНОВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМ
1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАНОВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМ
1.1. Страноведение научная основа туризма
1.2. Этапы развития страноведения как науки
1.3. Объект и предмет исследований в страноведении
1.4. Методы и функции страноведения
1.5. Образ страны и комплексная страноведческая характеристика
1.1. Страноведение научная основа туризма
Страноведение древнейшая наука, возникшая еще в античном мире и вызванная к жизни потребностями людей в сведениях о разных странах и районах. В течение столетий и даже тысячелетий страноведение носило, и в своей комплексной форме носит поныне, универсальный характер, охватывая все стороны природы и жизни людей отдельных стран и районов.
Авторами страноведческих сочинений долгие годы являлись путешественники, побывавшие в тех или иных странах и сообщавшие, читателю о том, что они в этих странах увидели. Чаще всего это были не описания страны в целом, а лишь тех ее районов, вдоль которых или через которые проходили маршруты путешествий. Такие маршрутные страноведческие характеристики встречаются и в публикациях наших современников, чаще всего журналистов.
Естественно, что путешественники старались и стараются рассказать обо всем, виденном ими, и представляющем, на их взгляд, интерес: о природе, населении, хозяйстве. И не случайно, конечно, что такие описания носят стихийно-комплексный характер.
Для того чтобы понять, что собой представляет страноведение как наука, следует обратиться к его истории. Рассмотрим основные школы и этапы классического страноведения, не только получившие большую популярность, но и способствовавшие его развитию.
Среди географических идей древнего мира, унаследованных современной географией, особое значение имеют взгляды ученых античности. Античная (греко-римская) география достигла своего расцвета в Древней Греции и Риме в период с XII в. до н.э. по 146 г. н.э.
В Древней Греции зародились основные направления географической науки. Уже к VI в. до н.э. нужды мореплавания и торговли (греки основали в то время ряд колоний на берегах Средиземного и Черного морей) вызвали необходимость в описаниях суши и морских берегов. На рубеже VI в. до н.э. Гекатей из Милета составил описание Ойкумены - всех стран, известных в то время древним грекам. “Землеописание” Гекатея стало началом страноведческого направления в географии. В эпоху “классической Греции” виднейшим представителем страноведения был историк Геродот из Галикарнаса (485-423 гг. до н.э.). Его страноведение было тесно связано с историей и имело справочно-описательный характер. Геродот путешествовал по Египту, Вавилонии, Сирии, Малой Азии, западному побережью Черного моря; дал описание городов и стран в труде “История в девяти книгах”. Такие путешествия не приводили к открытию новых земель, но способствовали накоплению более полных и достоверных фактов и развитию описательно-страноведческого направления в науке.
Наука классической Греции нашла свое завершение в трудах Аристотеля из Стагиры (384-322 гг. до н.э.), основавшего в 335 г. до н.э. философскую школу - Ликей - в Афинах. Практически все, что было известно о географических явлениях к тому времени, обобщено в “Метеорологике” Аристотеля. Этот труд представляет собой начала общего землеведения, которые были выделены Аристотелем из нерасчлененной географической науки.
Итоги античной географии были подведены уже в эпоху Римской империи двумя выдающимися учеными-греками - Страбоном (около 64 г. до н.э.) и Клавдием Птолемеем (90-168 гг. н.э.). Труды этих ученых отражают два разных взгляда на содержание, задачи и значение географии. Страбон представлял страноведческое направление. Он ограничивал задачи географии только описанием Ойкумены, предоставляя выяснение фигуры Земли и ее измерение математикам, а объяснение причин наблюдаемых на Земле явлений - философам. Его знаменитая “География” (в 17 книгах) - описательное сочинение, ценный источник по истории и физической географии античного мира, полностью до нас дошедший - geoglobus.ru. К.Птолемей был последним и самым выдающимся представителем античной математической географии. Основную задачу географии он видел в создании карт. Составленное Птолемеем “Руководство по географии” - это перечень нескольких тысяч пунктов с указанием их широты и долготы, которому предпосылается изложение способов построения картографических проекций. Птолемеем во II в. н.э. была составлена наиболее совершенная карта древнего мира, которая неоднократно издавалась в средние века.
Средневековье стерло с лица земли античные знания. Господство церкви во всех областях культуры означало и полный упадок географических представлений: география и космогония были целиком подчинены церковным нуждам. Даже Птолемей, оставленный в роли высшего авторитета в этой области, был выхолощен и приспособлен для потребностей религии. Верховным авторитетом в сфере космогонии и землеведения стала Библия все географические представления основывались на ее данных и ставили своей целью их объяснение. Узкий мир замкнутый в общинах. Натуральное хозяйство.
Широко распространились «теории» о земле, плавающей в океане на китах или черепахах, о точно очерченном «крае земли», о небесной тверди, поддерживаемой столбами, и т.п. Землеведение подчинялось библейским канонам: в центре земли располагался Иерусалим, на востоке, за землями Гога и Магога, находился рай, из которого была изгнаны Адам и Ева, все эти земли омывались океаном, возникшим в результате всемирного потопа.
Одной из наиболее популярных в то время была «географическая теория» александрийского купца, а затем монаха Козьмы Индикоплова (Индикоплейста, т.е. плававшего в Индию), жившего в первой половине VI в. Он «доказал», что земля имеет форму «скинии Моисеевой», т.е. шатра библейского пророка Моисея, прямоугольника с соотношением длины к ширине как 2:1 и полукруглым сводом. Океан с четырьмя заливами-морями (Римским, т.е. Средиземным, Красным, Персидским и Каспийским) отделяет обитаемую сушу от восточной земли, где находится рай и откуда берут начало Нил, Ганг, Тигр и Евфрат. В северной части суши расположена высокая гора, вокруг которой вращаются небесные сферы, летом, когда солнце стоит высоко, оно недолго скрывается за вершиной, и поэтому летние ночи короткие по сравнению с зимой, когда оно уходит за подножье горы.
Подобного рода взгляды, естественно, поддерживались церковью как «истинные», соответствующие духу Священного писания. Не удивительно, что в результате этого в западноевропейском обществе распространялись совершенно фантастические сведения о различных областях и населяющих их народах людях с песьими головами и вообще безголовых, имеющих четыре глаза, живущих запахом яблок и т.п. Извращенная легенда, а то и просто вымысел, не имеющий никакой почвы, стали основой географических представлений той эпохи. Одна из таких легенд, впрочем, сыграла значительную роль в политической и общественной жизни раннего и развитого средневековья; это легенда о христианском государстве священника Иоанна, якобы расположенном где-то на востоке. Сейчас уже трудно определить, что находится в основе этой легенды то ли смутные представления о христианах Эфиопии, Закавказья, несторианах Китая, то ли простая выдумка, вызванная надеждой на помощь извне в борьбе с грозным противником. В поисках этого государства, естественного союзника европейских [171] христианских стран в их борьбе с арабами и турками, предпринимались различные посольства и путешествия.
На фоне примитивных воззрений христианского Запада резко выделяются географические представления арабов. Арабские путешественники и мореплаватели уже в раннем средневековье собрали огромный багаж данных о многих, в том числе и далеких, странах. «Кругозор арабов, по словам советского арабиста И. Ю. Крачковского, обнимал в сущности всю Европу за исключением Крайнего Севера, южную половину Азии, Северную Африку... и берега Восточной Африки... Арабы дали полное описание всех стран от Испании до Туркестана и устья Инда с обстоятельным перечислением населенных пунктов, с характеристикой культурных пространств и пустынь, с указанием сферы распространения культурных растений, мест нахождения полезных ископаемых». Арабы также сыграли большую роль в сохранении античного географического наследства, уже в IX в. переведя на арабский язык географические сочинения Птолемея. Правда, накопив огромное богатство сведений об окружающем их мире, арабы не создали крупных обобщающих работ, которые бы теоретически осмыслили весь этот багаж; их общие концепции о строении земной поверхности не превосходили Птолемея. Впрочем, именно благодаря этому арабская географическая наука оказала большое влияние на науку христианского Запада.
Путешествия раннего средневековья носили случайный, эпизодический характер. Перед ними не стояли географические задачи: расширение географических представлений было лишь попутным следствием основных целей этих экспедиций. А ими были чаще всего религиозные мотивы (паломничества и миссионерство), торговые или дипломатические цели, иногда военные завоевания (часто грабеж). Естественно, что полученные таким путем географические сведения были фантастическими и неточными, недолго сохранявшимися в памяти людей.
Однако, прежде чем переходить к рассказу о географических открытиях раннего средневековья, необходимо разобраться в самом понятии географического открытия. Сущность этого понятия вызывает большие расхождения в среде историков географии. Некоторые из них предлагают считать географическим открытием первое исторически доказанное посещение представителями народов, знающих письмо, не известных им земель; другие [172] первое описание или нанесение на карту этих земель; третьи разделяют открытия населенных земель и ненаселенных объектов и т.д. Рассматриваются также различные «уровни» территориальных открытий. На первом из них, локальном, происходит открытие данной территории заселяющим ее народом. Эти сведения остаются, как правило, достоянием одного народа и нередко исчезают вместе с ним. Следующий уровень региональный: сведения о различных областях, регионах, нередко далеко расположенных от мест поселений народов-исследователей; они часто носят случайный характер и не оказывают большого влияния на географические представления последующих эпох. И, наконец, открытия мирового, глобального уровня, становящиеся достоянием всего человечества.
Открытия западноевропейских путешественников раннего средневековья относятся, как правило, к региональному уровню. Многие из них были забыты или даже не стали широко известны тогдашнему миру; мировая наука узнала о них лишь в XIXXX столетиях; память о других сохранилась, пережив столетия, но преимущественно в виде легенд и фантастических рассказов, настолько отошедших от своей основы, что сейчас уже невозможно установить их истинную суть. Например, Эрик Торвальдсон (Эрик Рыжий).(950-1002). Первооткрыватель Ирландии. За убийство был выселен в Исландию, открыл за время 3-х летнего изгнания южную, восточную и западную части новой земли, названной ими Гренландией. 1000 год побережье Ньюфаунленда, Баффинова земля, п-ов Лабрадор. «Сага об Эрике Рыжем», «Сага о гренландцах».
Но это не умаляет значения иной раз безумных по своей смелости предприятий, вызывающих у нас одновременно чувство восхищения и недоверия. Эти чувства еще более усиливаются при мысли о том, что лишь небольшая часть путешествий нашла отражение в письменных памятниках.
Наиболее распространенными в раннее средневековье были путешествия с «благочестивыми» целями паломничества и миссионерства. Что касается паломничеств, то большая часть их ограничивалась Римом, в Иерусалим отваживались отправляться лишь одиночки. Гораздо больший размах имело миссионерство, особенно ирландское. Ирландские монахи-отшельники в VIVIII вв. открыли дорогу к Гебридским, Шетландским, Фаррерским островам и даже в Исландию и частично заселили их (правда, эта колонизация, в частности Исландии, оказалась недолгой). Иногда миссионеры предпринимали исключительные по своей смелости путешествия: к числу их относятся предполагаемое путешествие несторианского миссионера сирийца Олопена (VII в.) в Китай и более достоверное путешествие английского епископа Сигельма (IX в.) в Южную Индию.[173]
Наибольшее количество географических открытий раннего средневековья падает на долю норманов. Шведы, норвежцы и датчане далеко раздвинули границы средневековой ойкумены, побывав в Исландии и Гренландии, на берегах Белого и Каспийского морей, на севере Африки и северо-востоке Америки. Их открытия яркий пример «региональных» открытий: ко второй половине XV в. не только норманские поселения в Гренландии и на Ньюфаундленде деградировали и вымерли, но и сами известия об открытиях этих земель исчезли из памяти средневекового общества, не оказав никакого воздействия на формирование географических представлений последующих эпох.
Неизмеримо больший резонанс в обществе имели посольства той эпохи. К важнейшим из них относятся: посольство эстов ко двору Теодориха Остготского (VI в.), два посольства Карла Великого к Гарун-аль-Рашиду (IX в.), арабские дипломатические миссии в Восточную Европу (Скандинавию, Волжскую Булгарию и пр.) и другие дипломатические предприятия иной раз недостаточно определенного назначения (например, в «государство священника Иоанна»). Собственно дипломатическая ценность всех этих посольств была невелика, однако они сыграли большую роль в возбуждении интереса западноевропейского общества к новым странам.
Из сказанного видно, что размах путешествий раннего средневековья был невелик: на протяжении полутысячелетия лишь несколько из них завершились серьезными открытиями. И дело здесь не только в том, что нам известна часть этих предприятий; оставшиеся неизвестными вряд ли были широко известны и современникам. Причина слабого размаха путешествий заключается в том, что торговля, главный стимул этого рода деятельности, носила случайный характер.
Изменения в эпоху Возрождения вместе с началом развития торговли и ВГО.
Новое время
В XVII в. вышла в свет работа Бернхарда Варена «География генеральная». Ее можно считать не только началом, но и крупным достижением географической классики. Автор впервые разделил географию на общую (систематическую) и региональную. По мнению ученого, региональная география изучает:
земные свойства стран (конфигурация, границы, рельеф, величина, природные условия и ресурсы);
небесные свойства (климат и астрономические данные);
человеческие свойства (население, его культура, язык, традиции, ремесла и науки, политическое устройство, населенные пункты).
Б. Варен считал региональную географию сравнительной (рассматривающей свойства и явления в сравнении одного места с другим).
В XVIIXVIII вв. в университетах Германии получает развитие описательное государствоведение, или «камеральная статистика». Студенты должны были заучивать сведения о странах и городах (территория, население, государственный строй, экономика, армия, традиции и т. д.). Это направление называется немецкой школой.
В конце XIX начале XX в. популярность получает французская страноведческо-краеведческая школа, главным представителем которой являлся Видаль де ла Бланш. Этому направлению присуще большое искусство описания и гуманистичность, за что оно и получило название «географии человека». Характерным в его трудах было отсутствие четко выраженной программы, кроме того, автор не придерживался схемы описания. Все данные излагались так, чтобы читатель ощутил контраст территории. Для этого выбирались и объединялись наиболее интересные и впечатляющие факты. Нередко в один ряд ставились аспекты, далекие друг от друга, например климатические, этнографические, политические [12]. Отголоски этой школы мы видим в произведениях Жюля Верна.
Основное внимание французской школы было направлено на человека. Первичным, основным объектом исследования здесь являлся «образ жизни», т. е. рассматривалась неразрывная связь, взаимодействие между человеком и природой в ходе адаптации его к окружающим условиям. Последователи этого направления в первую очередь рассматривали внешние выражения в области человеческой деятельности. Поэтому при названии «география человека» акцент все же делался на сферу, где человек более всего зависел от природы и теснее всего с ней был связан. Вместе с тем данной школе страноведения было свойственно описание архаичных образов жизни. Как правило, большие города и промышленные районы не изучались.
В середине XIX в. появляется научная школа, которая достигла больших результатов в области синтезирования страноведческих описаний. Она называлась антропогеография. Это название было придумано немецким географом Ф. Ратцелем, который, оставаясь на позициях географического детерминизма, сформулировал принципы антропогеографии, состоящие в изучении расселения людей в связи с различиями окружающей географической среды, а также с формирующимся в процессе расселения образом их жизни.
Основоположниками русской школы страноведения являются известные ученые Лев Семенович Берг и Николай Николаевич Баранский.
Профессор Л.С. Берг (18761950) возглавлял кафедру страноведения в Петербургском университете в 19251931 гг. Являясь сторонником природной основы страноведения, он считал, что «страноведение есть наука о странах, или, точнее, о географических аспектах (или ландшафтах), и за ней-то и должно быть удержано название географии» [18, с. 15]. При этом основную задачу страноведения он видел в изучении природных стран в их естественных границах.
Один из ведущих специалистов в области экономической географии и отечественного страноведения, выдающийся географ профессор Н.Н. Баранский (18811963) полагал, что основными объектами изучения в географии являются страна и район во всем их своеобразии природном, хозяйственном, культурном, политическом. Однако в его исследованиях акцент делался на социально-экономические аспекты изучения стран и регионов, но с учетом природно-ресурсных характеристик территорий.
Современное страноведение, вобрав в себя важнейшие разработки основателей географических школ, является комплексной дисциплиной, изучающей широкий круг вопросов, связанных с территориями стран и регионов. Прежде всего, это вопросы, касающиеся:
природы и природных ресурсов изучаемой страны;
истории ее формирования;
особенностей ее населения, хозяйства, политики;
культуры;
рекреации и др.
Поэтому, как утверждал известный географ-страновед Я.Г. Машбиц, страноведение органично вписывается в современный этап развития географии, когда возрастает значение фундаментальных и прикладных географических исследований. Важное основополагающее научное значение страноведения по отношению к сфере рекреации и туризма подчеркивают в своих работах Н.С. Мироненко, Ю.Г. Липец, Э.П. Романова, Э.Л. Файбусович и другие географы.
Поскольку у страноведения и туризма есть общие аспекты изучения территория, природа, население и хозяйство стран и регионов, то основы этих двух дисциплин целесообразно рассматривать совместно.
В современных условиях следует признать, что нельзя отправляться в путешествие, не ознакомившись с географической картой, не имея сведений о природных условиях, обычаях и нравах народов, хозяйстве и политике в той стране или территории, куда направляется турист. Менеджер туристской фирмы, организатор путешествия, туристской программы должен хорошо знать все особенности. Необходимую для этого информацию дает комплексное страноведение [17].
Таким образом, в настоящее время без глубокой страноведческой подготовки немыслимо формирование современного организатора туризма, специалиста туристского бизнеса высокого класса. Определенная страноведческая подготовка необходима и самим туристам.
В настоящее время в связи с интенсивным развитием туристской отрасли мирового хозяйства возникла необходимость нового страноведческого осмысления географических знаний. Изучение страноведения становится все более необходимым для выпуска специальной литературы и разнообразных путеводителей, обоснования и разработки туристских маршрутов, а также создания новых продуктов на рынке рекреации и туризма.
1.2. Этапы развития страноведения как науки
Как научная дисциплина страноведение прошло несколько этапов своего развития.
Первый этап (до XIX в.) период стихийного страноведения. На этом этапе основную роль играли страноведческо-описательные работы, авторами которых были либо ученые, занимавшиеся изучением и описанием своего отечества, либо заезжие путешественники, составлявшие по возвращении описания посещенных ими земель и стран. Как правило, все страноведческие работы в течение многих веков были описательными. Но бывали, конечно, и исключения: ученые античности и средневековья были склонны и к аналитическому мышлению. Именно в их трудах появляются элементы анализа сложных взаимоотношений в природе и обществе, взаимосвязи между природой, человеком, хозяйством.
Второй этап (XIX в., особенно вторая его половина) период появления достаточно большого числа аналитически страноведческих работ, в которых в большей или меньшей степени анализируются сложные связи внутри природы, населения, хозяйства и, что особенно важно, между природой, населением и хозяйством. Именно в этот период отдельными учеными высказываются и прямо противоположные взгляды: о решающей роли географической (природной) среды на развитие общества (географический детерминизм) и отсутствие такой роли (географический нигилизм) взгляды, не ставшие, к счастью, директивными и потому не затормозившие развитие науки. Зарождение геополитики, экономической, социокультурной географии. Первые этнографические исследования, фольклорные экспедиции. Популяризация науки.
Третий этап (первая половина XX в.) период быстрой дифференциации наук, когда специалисты стараются не столько расширять сферу своих научных интересов, сколько углублять ее. Это не могло не сказаться и на развитии страноведения. Единое когда-то страноведение стало дифференцироваться, появилось физико-географическое (природное) страноведение, социально-экономическое страноведение и др. Но на этом процесс дифференциации не остановился, что повлекло за собой опасность исчезновения страноведения как научной дисциплины. И эту опасность общество уловило; жизнь заставила вернуться на новом научном уровне к истокам страноведения и войти в новый этап его развития.
Четвертый этап (вторая половина XX в.) характеризуется возвращением к комплексному страноведению, но на новой теоретической основе, позволяющей не только описывать страну или район, но и глубоко анализировать всю систему связей триады природачеловекхозяйство. Не случайно появляются комплексные страноведческие работы, часто имеющие важное ограничение: это работы геострановедческие. Поэтому в подавляющем большинстве публикаций почти отсутствуют элементы историко-культурного страноведения. Есть, правда, и исключения. В России это награжденное Государственной премией 20-томное издание «Страны и народы» достойный пример современного комплексного страноведения. Другие примеры единичны.
Следует добавить, что возвращение к комплексному страноведению не было случайным.
Во-первых, жизнь показала, что нельзя изучать деревья, за которыми бы не был виден весь лес (изучать отдельные аспекты облика страны, не изучая ее в целом).
Во-вторых, практика продемонстрировала, что в настоящее время, в век обострения экологических проблем изучить, и тем более решить их, можно только при условии комплексного, истинно страноведческого подхода к территории.
Можно сказать, что экологические проблемы «рушат стены» между науками и отдельными научными дисциплинами. И современное страноведение может помочь в этом, несомненно, прогрессивном процессе. Но нельзя прийти к изучению всего страноведческого комплекса, минуя отдельные его элементы. Отсюда возникает необходимость предварительного изучения проблем страноведения физико-географического, демографического и этноконфессионального, историко-культурного, политического, социально-экономического. Вершиной страноведения является комплексное страноведение, синтезирующее выводы «частных» страноведений.
Если изучение страноведческих проблем отдельных государств в какой-то мере подкреплено литературой, то анализ теоретических вопросов страноведения приходится вести в большой мере самостоятельно. Кроме приведенных в библиографическом списке литературных источников, следует привлекать для анализа международные и национальные статистические справочники. Наконец, нельзя забывать, что очень большую роль в изучении проблем страноведения того или иного государства играют карты и географические атласы. Иной раз хорошие и подробные карты могут дать не меньше информации, чем многостраничное страноведческое описание. Важно только, чтобы карты были разнообразными по содержанию и охватывали все страноведческие проблемы страны «от геологии до идеологии» (как писал известный ученый Н.Н. Баранский) [13].
1.3. Объект и предмет исследований в страноведении
Основной признак, по которому одна наука отличается от другой, это объект ее исследования, существенно отличающийся от предмета исследования. Например, объектом исследования географии является планета Земля с ее материками, океанами и их более мелкими частями (горами и равнинами, морями, озерами, реками и т. д.).
Предметов исследований географии множество географическая оболочка, ее сферы и их взаимодействие, природные процессы, явления, природные закономерности и аномалии в различных сферах географической оболочки и др.
Согласно определению, [35], «объектом страноведения являются страны как основные единицы социально-экономической организации мира, а также их крупные части (районы) и региональные группировки».
Страноведение связано, прежде всего, с описанием территорий регионов и стран и определением их естественных рубежей, с выявлением определенных пространственных и временных особенностей, присущих данным территориям и расположенным на них природным и антропогенным явлениям и объектам. Описание территорий регионов и стран мира должно производиться в соответствии с предметом исследования. Таких предметов в страноведении в зависимости от цели изучения страны может быть много: природа страны в целом и ее отдельные составляющие( климат, рельеф, природные воды и др.); население страны, его численность, расовый и этнический состав, языки, религии и др.; экономика страны, уровень ее развития, специализация сельского хозяйства и промышленности и т. д. Итак, основными предметами исследования в страноведении являются природа, население и хозяйство на территории страны или региона. Современные страноведческие исследования связывают разнообразные предметы в единый страноведческий комплекс, который позволяет сформировать более или менее объективный образ страны.
В поле исследований комплексного страноведения в равной степени должны быть не только природные и антропогенные объекты, но и процессы и явления (природные, демографические, социально-экономические, экологические и др.), происходящие в пространстве и во времени на территории определенных регионов и стран в их взаимосвязи.
При этом описание территорий и выявление их особенностей должны производиться на основе комплекса географических, исторических и социально-экономических методов, которые дают возможность осуществить анализ фактов и их синтез и ответить на ряд основных вопросов о территории. Применительно к изучаемой территории это позволяет выявить тенденции развития страны.
В свою очередь туристское страноведение своим объектом кроме всего перечисленного имеет и туристские ресурсы.
1.4. Методы и функции страноведения
Слово «метод» в переводе с греческого языка означает «путь к чему-либо». В общем смысле метод это способ достижения цели: прием или образ действия. Для учащихся метод это способ изучения предмета науки. Большинство географов таким специфическим методом считает хорологический (пространственный). Данный метод объединяет всю совокупность географических наук. Широкое распространение хорологический метод получил в первой половине XX в. благодаря трудам географа из Германии А. Геттнера.
Современный подход к хорологии очень ясно выразил географ В.С. Преображенский основой хорологического метода «выступает представление о взаимосвязи в пространстве» [2, с. 10]. Хорологический метод развивается по принципу регионализма, который означает, что в рамках определенного региона возникает специфическое территориальное единство взаимодействия природы, человека (населения) и его деятельности. Регионализм, таким образом, направляет исследователей на изучение территориальных взаимодействий. При этом во внимание принимаются наслоения и синтез нескольких культур на данной территории.
Очевидно, что хорологический принцип непосредственно связан с принципом комплексности. Комплексность здесь означает всестороннее изучение конкретной территории.
Помимо всесторонности, при анализе объекта большое значение имеет генетический метод, рассматривающий предмет в его развитии. Этот подход очень важен для науки, так как он учитывает формирование. Без него нельзя перейти от функции описания к функции объяснения, а ограничиваться только регистрацией фактов для науки недостаточно.
Одним из наиболее важных принципов страноведения является экологический. В настоящее время требуется решать не только проблему рационального использования ресурсов, но и проблему организации оптимальной среды обитания.
Необходимо также обратить внимание на гуманистический принцип в страноведении, который акцентирует внимание исследователя на развитии человека как цели.
В свете гуманизации страноведения и с учетом все возрастающей роли туризма в современных условиях в процессе синтеза знаний о странах и районах появляются новые методологические задачи:
показать образ жизни и вскрыть процессы воспроизводства человека (его здоровье, долголетнюю активную жизнь, духовный потенциал и т. п.);
охарактеризовать развитие производства как средства, которое обеспечивает определенный уровень жизни;
охарактеризовать природную среду как источник ресурсов и как среду трудовой деятельности и повседневного обитания человека;
показать, как природная среда и другие факторы влияют на развитие туризма;
показать, как туризм влияет на развитие страны (региона) [18].
Для развития науки важнейшим фактором является общественная потребность в ней, а точнее, в тех функциях, которые она выполняет. Страноведение же выполняет следующие функции.
1. Гносеологическая функция. Страноведение имеет большое познавательное, просветительское значение. Оно вносит существенный вклад в создание географической картины мира.
2. Аксеологическая (оценочная) функция. Дается оценка страны или региона с точки зрения наличия тех или иных ресурсов (природных, экономических, туристских и т. д.).
3. Информационная функция. Она состоит в сборе, хранении и предоставлении сведений о стране и ее районах (географии, природе, культуре, истории и т. д.).
Важную роль страноведение играет во внешнеэкономических связях.
Синтезируя знания, страноведение выполняет в системе географических наук интегративную роль.
1.5. Образ страны и комплексная страноведческая характеристика
Образ категория конкретного мышления, его формирование основано на личном отношении исследователя к изучаемому объекту.
Образ страны или города может носить личностную, эмоциональную окраску и быть весьма субъективным. Создание объективного образа страны задача сложная и трудная, он меняется со временем, но должен быть по возможности более цельным, многогранным и красочным.
Образ страны это живое, наглядное представление об особенностях той или иной территории, государства. Он может иметь различные качественные стороны или аспекты: живописный, этнический, экономический, политический образ и др. Образ страны может формироваться на основе личного посещения человеком той или иной страны, знакомства с ее природой, людьми и их культурой, хозяйством и товарами, которые производятся в этой местности.
Кроме того, образ стран создают в средствах массовой информации в целях рекламы туризма, экономических достижений стран, в политических целях и др.
Нередко представление о городах и странах формируется и удерживается в сознании многих людей на основе широко представленных и растиражированных штампов, ярлыков, знаков, символов, существующих наряду с флагами и гербами этих стран. Например, такими широко известными и зрительно узнаваемыми символами городов и стран являются Московский кремль Россия, Москва; Эйфелева башня Франция, Париж; статуя Свободы США, Нью-Йорк; дворец Тадж-Махал Индия, Агра и др. Многие из этих символов вошли в список объектов Всемирного культурного наследия.
Однако эти символы нельзя отождествлять с теми объемными образами стран, которые могут формироваться на основе чтения научной, художественной и научно-популярной литературы, просмотра кинофильмов и непосредственного, личного восприятия путешествующих людей, заинтересованных туристов, получивших впечатления от собственного знакомства с природой, людьми и экономикой страны посещения. При этом, конечно, наибольшее значение приобретают зрительные образы, которые запечатлеваются и остаются в памяти людей, посетивших ту или иную страну.
Как отмечал Ю.Д. Дмитревский, важнейшую роль в создании образа страны играют эмоциональные моменты и личное отношение исследователя к изучаемому предмету [13]. Однако объективность образа страны зависит от полноты рассматриваемого страноведческого комплекса. Этот образ должен отвечать современной действительности и в то же время содержать исторические аспекты, вбирая в себя элементы прошлого. При этом должны наличествовать факты, дающие возможность видеть тенденции и перспективы развития страны.
Одним из важнейших аспектов образа страны является образ жизни населения. Именно образ жизни, обычаи и нравы людей в незнакомой стране, особенности быта и национального характера местных жителей вызывают интерес приезжих, туристов.
Образ жизни широкое понятие, включающее природную среду обитания людей, к которой они адаптированы, нравы и обычаи разных слоев населения, демографические черты, этноконфессиональные и социально-экономические характеристики страны, специализация ее хозяйства.
Уровень жизни тесно связан со всей системой социально-экономических характеристик, материальной и социальной обеспеченностью и образом жизни населения.
Уклад жизни обусловлен образом и уровнем жизни, ее установившимся ритмом и темпом, привычными будничными и праздничными занятиями, общественными нравами, соблюдением религиозных обрядов, предпочтениями, менталитетом населения.
Нельзя не отметить, что в настоящее время образ страны неразрывно связан с экологической обстановкой на соответствующей территории. Острота современных экологических проблем мира ни у кого не вызывает сомнения. Однако состояние природной среды, степень урбанизации и техногенных загрязнений значительно различается в разных природных зонах и странах мира. От этого во многом зависит привлекательность (аттрактивность) того или иного района мира или страны для рекреации и туризма. Мода.
Следовательно, образ страны, формирующийся у туриста, складывается из многих аспектов природы, культуры населения и хозяйства и в результате позволяет оценить степень привлекательности той или иной территории для целей рекреации и туризма. Этот образ может сформироваться и закрепиться на основе самых разнообразных личных восприятий, объективных и субъективных факторов, среди которых главными являются следующие впечатления:
от посещения страны туристом, знакомства с природой: климатом и ландшафтами территории, ее растительным и животным миром (пейзажный образ);
знакомства с населением страны, с особенностями культуры и традиций народов, с их образом жизни, одеждой, фольклором, нравами и обычаями (этнографический образ);
ознакомления с памятниками истории и культуры, архитектурными ансамблями городов (историко-культурный образ);
национальной литературы и искусства, прочитанных книг, посещения картинных галерей и выставок (литературно-художественный образ);
экономических достижений страны, ее хозяйственной специфики, товаров, продаваемых в торговой сети, уровня цен на товары, уровня жизни и пенсионного обеспечения населения (социально-экономический образ);
особенностей сервиса, уровня и качества обслуживания в такси, гостинице, ресторане, на пляже, в туристском агентстве и в других местах, которыми воспользовался турист в стране посещения (сервисный образ);
популярного восприятия страны через средства массовой информации открытки, журналы, картины, флаги, гербы, денежные знаки, напитки, сигареты и др. («брендовый» образ).
В отличие от этого объективный и многогранный образ страны должен формироваться из суммы всевозможных впечатлений, на основе всестороннего анализа и синтеза информации о данной стране, в сравнении его со своим отечеством и другими странами. Сравнительный страноведческий анализ может проводиться по принципу подобия или различия отдельных компонентов (географическое положение страны, природные условия, этнографические, языковые и религиозные особенности, социально-экономические достижения и др.), характеризующих образ того или иного государства.
Для создания страноведческой характеристики страны используются различные схемы, содержащие большее или меньшее число элементов, передающих своеобразие характеризующих территорий страны. Главным требованием к страноведческому комплексу является наличие описания трех его основных элементов природы, населения и хозяйства.
Типовая схема страноведческой характеристики как база для создания образа страны может строиться на основе следующих показателей:
географического положения (особенности территории страны);
природных и экологических условий территории (рельеф, климат, природные воды, растительный и животный мир);
историко-культурной характеристики страны;
населения страны и истории его формирования (численность и плотность населения, расовые и этноконфессиональный состав, языки, обычаи и традиции народов);
главных городов (их расположение, история, особенности населения и специализация хозяйства, достопримечательности);
социально-экономической характеристики страны (основные отрасли хозяйства, районы и их специализация, транспортные связи и инфраструктура туризма (определение характерных черт хозяйства);
политико-географической характеристики страны (государственное устройство и строй, политические партии, криминальная обстановка, их влияние на туризм);
рекреации и туризма (особенности размещения центров, их специализация);
общей оценки развития страны (определение тенденций и перспектив).
Тема 1. Страноведение как наука
- Раскройте понятие, объект, предмет, функции страноведения как науки.
- Определите проблемы, цели, методы исследования страноведения.
- Сделайте общий обзор истории становления науки страноведение.
- Что такое «образ страны» и на основе чего он формируется?
- На основе каких показателей строится типовая схема страноведческой характеристики территории?
Доклады
1) Ранние представления о страноведении.
2) Представления о «новой географии» в семнадцатом веке.
3) Немецкая школа государствоведения как отраслево-статистическое направление современного страноведения.
4) Немецкая школа «коммерческой географии».
5) Антропогеография как генеральное направление страноведения девятнадцатого века.
6) Особенности французской школы страноведения.
7) Цивилизационный подход в страноведении.
8) Современное западное страноведение.
9) Зарождение и развитие российского страноведения.
10) Современное страноведение в России.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАНОВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМ