Особенности верстки рекламной полиграфия (листовки, плакаты, буклеты, постеры)

останай облысы кімдігі білім Басармасыны

«останай трмысты ызмет крсету колледжі»

коммуналды меммлекеттік азыналы ксіпорны

Коммунальное государственное казенное предприятие

«Костанайский колледж бытсервиса»

Управления образования Костанайской области

Маманды: 1227000 Баспа ндірісі

Біліктілік: 1227072 Электронды теру жне верстка жасау операторы

Специальность: 1227000 Печатное производство

Квалификация: 1227072 Оператор электронного набора и верстки

Дипломды жмыс

Дипломная работа

Особенности верстки рекламной полиграфия (листовки, плакаты, буклеты, постеры)

Орындаан: Выполнил(а): Картунова Е.М.

учащаяся группы ОЭНВ-1

Кеес беруші: Консультант: Степченко И.Н.

преподователь специальных дисциплин

останай . - 2015 ж.

Утверждаю

Зам. директора по УПР

______________ И.А. Ким

«___» ____________ 2015 г.

ЗАДАНИЕ

на письменную экзаменационную работу № 5

студентки группы ОЭНВ-1 Картуновой Елены Михайловны

Маманды: 1227000 Баспа ндірісі

Специальность: 1227000 Печатное производство

Біліктілік: 1227072 Электронды теру жне верстка жасау операторы

Квалификация: 1227072 Оператор электронного набора и верстки

г. Костанай – 2015 г.

ТЕМА ЗАДАНИЯ: Особенности верстки рекламной полиграфия (листовки, плакаты, буклеты, постеры)

Перечень вопросов, подлежащих разработке:

РАЗДЕЛ I. БАСТАМА. СОДЕРЖАНИЕ. Содержание содержит все заголовки работы и номера страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три – пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки в конце.

РАЗДЕЛ П. КІРІСПЕ. ВВЕДЕНИЕ. Введение отражает актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. По объему введение составляет 2 или 3 страницы.

РАЗДЕЛ III. НЕГІЗГІ БЛІМ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Основная часть. В этом разделе излагается краткое теоретическое описание изучаемой технологии, явления или процесса.

РАЗДЕЛ IV. ЕБЕКТІ ОРАУ БОЙЫНША ІС-ШАРА. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. Мероприятия по охране труда. Этот раздел должен содержать систему законодательных, социально-экономических, технических, санитарно-гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

РАЗДЕЛ V. ОРЫТЫНДЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Заключение. В этом разделе излагаются краткие выводы по изучаемой технологии, явления или процесса.

РАЗДЕЛ VI. ПАЙДАЛАНЫЛАН ДИБИЕТТЕР ТІЗІМІ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Список используемых источников должен показать основательное знакомство с нормативно-правовой базой, специальной литературой, интернет ресурсами, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять главное в современном состоянии изученности темы. Объем раздела не должен превышать 1 страницы.

Рекомендуемая литература:

  • ГОСТ 7.60-2003 Межгосударственный стандарт. Издания. Основные виды.
  • ГОСТ 7.83-2001 Межгосударственный стандарт. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
  • ОСТ 29.130-97. «Издания. Термины и определения»
  • Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источником физических факторов (компьютеры и видеоматериалы) оказывающих воздействие на человека» (Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 года № 1430)
  • Стефанов С. «Реклама и полиграфия» [текст] / Гела-принт, 2004. - 320, с.; - 3000 экз. – ISBN 5-901008-29-4
  • Соловьев В.И. Редакторская подготовка изданий [Текст]/Логос, 2004. – 496, с.; 3000 экз.
  • Быкова, Г.Н. Пробное издание «Технология наборных процессов». [Учебно-методический комплекс] / Астана: Фолиант, 2004. – 348, с. ; 30 экз.
  • Базилов Ж.Ж., Быкова Г.Н. Пробное издание «Основы допечатной подготовки», / Астана: Фолиант, 2003. – 168, с. ; 30 экз.

РАЗДЕЛ VII. ОСЫМША. ПРИЛОЖЕНИЕ. Приложение должно содержать инструкционную карту, скриншоты образцов полиграфической продукции и ее оригиналы.

Срок сдачи дипломной работы: «23» мая 2015 г.

Консультант ДР: __________________ Степченко И.Н.

Дата выдачи задания дипломной работы «25» февраля 2015 г. задание дипломной работы обсуждено на заседании ЦМК «25» февраля 2015 г. Протокол № 5

Председатель ЦМК: __________________ Финк Н.Э.

I. БАСТАМА.

СОДЕРЖАНИЕ

I. БАСТАМА. СОДЕРЖАНИЕ

4

II.КІРІСПЕ. ВВЕДЕНИЕ

5

III. НЕГІЗГІ БЛІМ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

7

3.1 Особенности вёрстки рекламной полиграфии

7

3.2 Виды полиграфических изделий

11

3.3 Изменения технологии печати в зависимости от тиражности изделия.

19

3.4 Способы скрепления книжных блоков

20

3.5 Шитье блока книги нитками

22

3.6 Шитье книжного блока проволокой

24

3.7 Клеевое бесшвейное и швейно-клеевое скрепление блоков книг

25

IV.ЕБЕКТІ ОРАУ БОЙЫНША ІС-ШАРА. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

29

V. ОРЫТЫНДЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

VI. ПАЙДАЛАНЫЛАН ДИБИЕТТЕР ТІЗІМІ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

33

VII. ОСЫМША. ПРИЛОЖЕНИЕ

34

II. КІРІСПЕ.

ВВЕДЕНИЕ

Оформление современных полиграфических изделий порой просто удивляет. Еще недавно редко можно было увидеть на прилавках магазинов поздравительные открытки, щедро усыпанные блестками. Зато сейчас их великое множество. Конечно, для того чтобы потребитель смог приобрести ароматизированный буклет или большой плакат с изображением любимого исполнителя эстрадных песен, необходимо потрудиться. При работе приходится использовать химикаты и красители с резким запахом, что не очень хорошо влияет на здоровье. Но благодаря оборудованию, установленному на предприятии, можно не прерывать надолго работу. К примеру, канальные фанкойлы на всех этапах производства полиграфической продукции очищают воздух от едких примесей и неприятных запахов, создают приемлемый микроклимат в помещении.

Это особенно важно при выполнении после печатных работ. Под ними понимают фальцовку, биговку, листоподборку, тиснение, вырубку и многое другое. Наверное, читателю интересно, как осуществляются подобные процессы, правда? Если это так, то хочется скорее пригласить в путешествие по увлекательному миру современной полиграфии и после печатных операций (важной составляющей производства бумажной продукции).

Обычная тетрадка в клеточку или в линию проделывает огромный путь до того момента, как оказывается на школьной парте и нещадно исписывается чернилами. Бумажное полотно обрабатывается на различных станках. Так, для сгибания листов используются фальцевальные аппараты. Вообще, когда требуется изготовить какое-либо многостраничное изделие, к примеру, брошюру, параллельно необходима листоподборка. Благодаря этому скорость производства брошюр увеличивается в несколько раз. При работе нельзя использовать отсыревшее полотно. Впрочем, высокая влажность воздуха не грозит, если в помещении есть тепловентиляторы. В тех случаях, когда полиграфическое изделие предполагается выполнить из картона, хлопот у мастеров прибавляется. Требуется дополнительно сделать биговку перед фальцовкой. На месте сгиба устанавливают специальный микроскопический желобок. Большинство полиграфической продукции необходимо скреплять. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, часто практикуется прошивка проволокой или скребками. Считается, что это довольно экономичный метод. К нему прибегают в том случае, когда брошюры имеют небольшое количество полос. Во-вторых, крепеж осуществляется и посредством склеивания. Этим способом пользуются достаточно часто. Нет необходимости использовать проволоку, а стойкий запах клея не беспокоит благодаря тому, что в помещении установлены воздушные завесы с функцией вентиляции воздуха.

III. НЕГІЗГІ БЛІМ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1 Особенности вёрстки рекламной полиграфии

Верстка полос должна быть единообразной по отбивкам заголовков и дополнительных текстов, по размещению таблиц, формул, сносок, иллюстраций и подписей к ним. В газетных, журнальных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии выполнение этого требования не обязательно.

Порядок следования и расположения отдельных частей издания при верстке определяется оригиналом, макетом (если он есть) и издательской спецификацией.

В книжных изданиях титульный лист, авантитул, шмуцтитулы, начало первого из предисловий и основного текста рекомендуется заверстывать на нечетных полосах, контртитул или фронтиспис — на четной (обычно второй) полосе.

Высота всех полос издания независимо от применяемых кеглей шрифта должна быть строго одинакова.

Верстка текста должна быть приводной, т. е. строки текста должны точно совпадать с соответствующими строками на обороте. Все части текста, набранные другим кеглем или по иным правилам (заголовки, дополнительные тексты, сноски, формулы, таблицы), а также иллюстрации с подписями должны быть приведены с помощью отбивок к высоте, кратной кеглю основного текста. В газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии выполнение этого правила не обязательно.

Не разрешается в начале полосы или колонки оставлять неполную концевую строку абзаца. Это правило не относится к коротким строкам математических рассуждений между формулами. В журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии концевые строки в начале полосы допустимы при длине строки не менее 2/3 исходного формата.

Не следует в конце полосы или колонки оставлять строку с абзацным отступом. В журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии допускается оставлять абзацную строку, если концевая строка над абзацем будет не менее 2/3 исходного формата.

Не следует заканчивать последнюю строку печатной полосы знаком переноса. Правило может быть нарушено, если его выполнение значительно ухудшит качество выключки строк.

Размеры спусков в начальных полосах должны соответствовать указаниям в издательской спецификации и быть одинаковыми во всем издании. Допускается отклонение от заданной величины спуска на одну строку.

Заголовки, подзаголовки, заставки, инициалы, выступающие над текстом и размещаемые в пределах спуска, должны быть заверстаны в счет спуска (размер спуска считают от верхнего края полосы до первой строки текста).

Концевая полоса должна занимать не менее 1/4 полосы и быть короче полной не менее чем на 4 кегельных величины основного шрифта.

Если колонцифры оформляются со знаками тире или с наборными украшениями, то отбивку колонцифр от этих знаков делают на полукегельную величину.

Колонцифры не должны быть на титульных листах, шмуцтитулах, полосах с выходными сведениями и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (в научно-технических изданиях илюстрационные полосы обычно имеют колонцифры), а также на концевых полосах и в верху полосы — на начальных (спусковых) полосах. В счет колонцифр все эти полосы входят.

Части издания на вклейках, накидках, приклейках в счет колонцифр не входят и колонцифры на вклейках не ставятся.

Колонтитулы вверху полосы входят в счет заданной высоты полосы и отбиваются от текста примерно на кегельную величину основного шрифта (при многоколонной верстке — на ширину средников между колонками).

Колонтитул на каждой полосе должен соответствовать данному разделу, главе, параграфу (по оригиналу).

Колонтитулы не ставят на титульных листах, полосах с выходными сведениями, начальных полосах (кроме колонтитулов, размещаемых в наружном поле в нижней-части полосы) и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (кроме изданий научно-технической литературы).

Колонтитулы отбивают от нижней линейки на 2 п. Если текст колонтитула размещается между двумя линейками, то должна быть обеспечена зрительная равномерность верхней и нижней отбивок его от линеек.

При наборе колонцифр вместе с текстом колонтитула вверху полосы колонтитул должен быть выключен посередине формата, а колонцифру — в наружный край в счет пробела справа или слева.

Все виды дополнительных текстов (цитаты, внутритекстовые примечания, перечисления, пояснения и т. п.), набранные шрифтом пониженного кегля, заверстываются так, чтобы их общая высота вместе с отбивками была кратна кеглю основного шрифта.

Для дополнительных текстов внутри полосы отбивка снизу может быть на 2—4 п. больше, чем сверху, дополнительные тексты внизу или вверху полосы (например, при переходе дополнительного текста с полосы на полосу) должны быть отбиты с одной стороны (соответственно сверху или снизу) в пределах кегля дополнительного текста.

Цитаты, перечисления и примечания, набранные шрифтом основного кегля, заверстываются без каких-либо отбивок от основного текста.

Сноски отделяют от основного текста тонкой линейкой длиной в 1 кв. Величина отбивки сносок от текста (включая линейку) должна быть в пределах от 1 до 2 кегельных величин шрифта сносок с таким расчетом, чтобы общая высота сносок с отбивкой была кратна кеглю основного шрифта.

Сноски должны размещаться (последняя из них, по крайней мере, начинаться) на той полосе, на которой в основном тексте имеется знак сноски. Допускается перенос последней сноски на следующую полосу с оставлением на первой полосе трех строк сноски (в журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии — двух строк). Переносимая часть сноски не должна быть концевой строкой, а оставшаяся — абзацной (в газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии это допускается).

Если каждая из сносок начинается с абзацного отступа, то должно быть обеспечено равнение цифр в знаках сносок по разрядам или звездочкам по правому краю.

В изданиях, набираемых без абзацных отступов, а также со втяжкой вторых строк (с обратным отступом) наибольший знак сноски должен быть набран в край.

Если часть сноски перенесена на следующую полосу, повторяется линейка, отделяющая сноски от текста, но не повторяются знаки сноски. При наличии на полосе, на которую перенесена часть сноски, других сносок они заверстываются после перенесенной части.

В неполных концевых полосах сноски заверстываются внизу полосы.

Эпиграфы и посвящения ко всему изданию, заверстываемые на первой текстовой полосе (они могут располагаться и на отдельных полосах до или после титульного листа), размещают в правой части полосы над рубрикой (в счет спуска) с отбивкой от нее на 16 24 п.

Эпиграфы и посвящения к отдельной части, главе, статье заверстываются между заголовками и началом текста с отбивкой сверху и снизу на кегельную величину шрифта.

Ссылка на источник в эпиграфе отбивается от него на 2 п. При наличии нескольких эпиграфов или эпиграфа с переводом между ними должна быть сделана отбивка по 4 п.

Набор оглавлений и содержаний должен точно соответствовать оригиналу, размеры однотипных втяжек должны быть одинаковыми, числа выровнены по разрядам в номерах глав и параграфов, а также в графе с номерами страниц. Между номером главы (параграфа) и началом текста дается отбивка полукегельной величиной шрифта.

Если оглавление (содержание) имеет отточия, следует выровнить их по вертикали и окончания полных текстовых строк по вертикали последних отточий.

При двух-, трех- и многоколонной верстке для каждой колонки следует соблюдать основные технические правила верстки текстовой полосы.

Все строки основного текста в смежных колонках должны быть выровнены по горизонтали. В газетных, информационных изданиях приводность верстки по всем строкам не обязательна. По горизонтали должны быть выровнены первые и последние строки в каждой полосе и под каждым многоколонным заголовком (в последней колонке статьи под заголовком допустимо заверстывать на одну строку меньше, чем в остальных).

Колонки на полосе должны быть разделены пробелами, размеры которых задаются издательской спецификацией или макетом. Если в средниках размещают линейки или украшения, отбивка от них должна быть не менее 2 п.

Колонтитулы должны быть набраны на общий формат полосы и отделены от текста пробелом, примерно равным ширине средников между колонками.

Заголовки, относящиеся ко всем колонкам, должны быть выключены на полный формат полосы, заголовки к текстам нескольких смежных колонок — на общий формат этих колонок. При этом текст перед заголовком равномерно разверстывается над ним, а последующий (к которому относится заголовок) — под ним.

Заголовки в отдельных колонках должны быть заверстаны как в одноколонной верстке. Следует избегать размещения таких заголовков в смежных колонках по одной горизонтали.

Таблицы и выводы, заверстываемые во всех или нескольких смежных колонках, не должны разрывать текста — текст каждой колонки переходит через таблицу.

Формулы не следует заверстывать на две или больше колонок. Каждая формула размещается в тексте одной колонки даже в тех случаях, когда необходимы несколько переносов формулы. В научно-технических и производственных журналах допускается верстка формул вразрез полосы.

Все виды сокращенных слов, в том числе сокращения метрических мер и технических величин, должны быть набраны тем же шрифтом, что и текст (в выделенных частях текста — выделительным шрифтом).

Математические сокращения (sin) — прямым светлым латинским шрифтом, обозначения химических элементов — прямым светлым латинским с прописной буквы.

Сокращения должны быть отбиты от относящихся к ним чисел или слов междусловным пробелом. Так же должны быть разделены между собой и от фамилии инициалы.

В составных сокращениях (и т. д.) между отдельными частями отбивка должна быть равна полукегельной величине шрифта, а при наличии точки — 3 п. В журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии во всех случаях допустимы отбивки междусловными пробелами.

В сокращениях по начальным и конечным буквам слова (ф-ка) знак дефис не должен быть отбит от предшествующих и последующих элементов.

Индексы и показатели между собой и от предшествующих и последующих элементов набора не должны быть отбиты (Н2О, м3/с).

При наборе перечислений (строк или абзацев с последовательной нумерацией римскими, арабскими цифрами или буквами) должны быть выровнены по вертикали разряды чисел, точки или скобки после обозначения пунктов и начало текста во всех пунктах.

В каждом пункте перечисления вторая и последующие строки должны быть набраны либо в край, либо со втяжками, обеспечивающими равнение всех текстовых строк по одной вертикальной оси.

Шрифтовые выделения (курсивом, полужирным, жирным) должны быть выполнены шрифтами той же гарнитуры и кегля, что и основной текст. Знаки препинания, следующие за выделенной частью текста, должны быть набраны основным шрифтом.

При выделениях прописными буквами междусловные пробелы должны быть увеличены примерно на 2 п. Для журнальных, газетных информационных изданий и изданий оперативной полиграфии это требование может не выполняться.

При выделениях шрифтами большего или меньшего кегля должно быть обеспечено единство линии шрифта в каждой строке.

При выделениях подчеркиванием длина линейки должна точно соответствовать длине выделяемой части текста, исключая пробелы, отделяющие основной текст от выделяемого.

При выделениях вразрядку межбуквенные пробелы и ширина междусловных пробелов внутри, а также на границах выделения и текста должны быть равномерно увеличены. При наборе шрифтами кегля до 7 величина разрядки должна составлять 1 п., для шрифтов кегля 8 и выше — 2 п.

Примечания автора или редактора, а также слова, введенные в текст цитаты, отделенные запятыми с тире, должны быть набраны без отбивки тире от запятой и с отбивкой 2 п. между тире и следующим текстом.

Полиграфия – это техника многократного получения одинаковых изображений (оттисков) путем нанесения красочного слоя на бумагу или другой материал. Процесс нанесения красочного слоя на материал называется печатанием.  Со времени изобретения печати в XV веке, она постоянно совершенствовалась и развивалась: возникали новые технологии, новые печатные формы, материалы для печати и многое другое. На современном рынке печати существует огромное количество видов печати, в которых используются самые различные технологии.

Полиграфию можно разделить на следующие группы:

  • Представительская полиграфия – продукция, необходимая для работы фирмы. Сюда относятся визитки, блокноты, приглашения, папки, конверты, фирменные бланки. Такая полиграфия выполняется с фирменными логотипами, которые поднимают имидж, способствуют росту популярности, а также узнаванию компании и продукции, выпускаемой ей, на современном рынке. Кроме того, деловая полиграфия несет на себе смысл завуалированной рекламы.
  • Книжно-журнальная полиграфия выпускается большими тиражами. В эту группу относятся книги, журналы, учебники.
  • Рекламная продукция. Такой вид полиграфии представлен очень широко: это буклеты и брошюры, этикетки и флаеры, каталоги и постеры, плакаты и афиши. Задачей рекламной полиграфии является привлечение клиента, его заинтересованность в предлагаемой услуге или товаре.
  • Календарная продукция. Самой многофункциональной полиграфической продукцией являются календари. Кроме основной своей функции – контроля за временем и планированием дел – они несут эстетические функции, такие как: украшение офиса, эффектный рекламоноситель. Существуют различные виды календарей: листовой, листовой перекидной, настольный и настенный. Незаменимым помощником является карманный календарь. Для бухгалтерии существую табель-календари. Есть масса календарей на тему «Сад и огород». Также осуществляется выпуск религиозных календарей, где указаны посты, праздники.

3.2 Виды полиграфических изделий

1. Афиша – одностороннее листовое издание справочно-рекламного содержания, оповещающее о публичном мероприятии и предназначенное для расклейки. Афиши вывешиваются у входов в театры, на улицах, площадях и в других публичных местах. Обычно на афише помещается название исполняемого произведения, а также имена авторов, исполнителей. 

2. Визитная карточка – неотъемлемый атрибут современного делового общения, носитель контактной информации о человеке или организации. Визитки одновременно выполняют две важных функции – информационную и рекламную – и условно делятся на три вида:

  • Личная визитная карточка используется в неформальном общении и не имеет стандарта по содержанию информации. Как правило, в личной визитке присутствуют имя и фамилия владельца, а также основные контакты – телефонный номер, адреса электронной почты и персонального сайта.
  • Корпоративная визитная карточка не содержит имён и фамилий, в ней размещается информация о компании – сфера деятельности, перечень предоставляемых услуг, контактные телефоны, карта проезда, электронный адрес и адрес веб-сайта. Корпоративная визитка выполняется в строгом соответствии фирменному стилю компании, в ней обязательно присутствует логотип.
  • Деловая визитная карточка предназначена для делового общения и несет информацию о должностном лице. В деловых визитках указываются имя, фамилия, должность владельца, обязательно – название компании и вид ее деятельности. Деловая визитка также является носителем фирменного стиля компании.

Размер: 50х90 мм. В качестве основы для визиток используются дизайнерский картон, ламинат, тонкий пластик. С помощью вырубки можно изготовить визитки любой нестандартной формы. При создании визитки важно не увлекаться и не отяжелять простой проект лишними деталями. Основным критерием при выборе размера и типа применяемых шрифтов должна быть их читаемость. В России, в отличие от многих западных государств, довольно широкое распространение получила двусторонняя верстка визиток. Кроме того, в нашей стране пока окончательно не устоялись четкие нормы и правила оформления визитных карточек.

3. Бланк – листовое издание форматом не более А4, предназначенное для документооборота и обмена информацией с внешними организациями (для оформления договоров и коммерческих предложений, внутренних приказов, распоряжений и бухгалтерской документации, прайс-листов, деловых писем и т. д.).

Фирменные бланки являются составной частью фирменного стиля, поэтому в их оформлении используются фирменные цвета, шрифты, способ верстки и логотип. В бланках указываются наименование организации, ее банковские реквизиты, адрес, номера телефонов и факсов, адрес корпоративной электронной почты. Бланки могут быть отпечатаны офсетным или цифровым способом, в черно-белом или в многоцветном варианте, на офсетной, мелованной или дизайнерской бумаге.

4. Блокнот – стопка соединенных вместе отрывных листков бумаги для записей, скрепленных с обложкой при помощи клея или пружины.

Блокноты используются в ежедневном обиходе и в качестве раздаточного материала на семинарах, конференциях и т.д. На обложке и внутренних листах блокнота можно разместить логотип, контакты и другую полезную информацию, превратив его в рекламный инструмент или бизнес-подарок для партнеров и клиентов.

5. Буклет – это отпечатанный с двух сторон лист бумаги в виде одного листа печатного материала, сфальцованного в 2 и более сгибов так, что их читают или рассматривают, раскрывая как ширму. Буклет это самая часто используемая в рекламе печатная продукция. Применение буклетов весьма обширно. Они информативнее и компактнее, чем листовка, и способны информировать потребителей или клиентов компании о продукции, услугах и преимуществах.

Верстка буклета – это достаточно сложный процесс. Буклет же, являясь разновидностью листовки, представляет собой определенным образом сложенный лист бумаги, который имеет 4 и более страниц. Компоновка иллюстраций и текста на этом печатном изделии осуществляется по тем же правилам, как и на остальных видах полиграфии. Однако при верстке буклета учитывается, что страницы располагаются совершенно по-другому. Основные способы фальцовки – это «гармошка», перекрестные и оконные фальцы. И в зависимости от выбранного способа расположения страниц верстка будет иметь свои особенности.

5. Брошюра – многостраничное печатное издание в мягкой обложке (от 4 до 48 полос), содержащее подробную рекламную информацию о компании, ее товарах или услугах.

Брошюры более информативны, чем листовки или буклеты, – в них содержится гораздо больше текстового и наглядного материала, включая иллюстрации, графики, диаграммы, таблицы и т.д. Способ брошюровки – скрепкой, пружиной, термоклеем, нитками или специальными болтами – зависит от плотности бумаги и количества полос.

При верстке брошюр большое внимание следует уделять дизайну. Благодаря своей красочности, лаконичности и внешней привлекательности он должен вызывать у потенциального клиента желание ознакомится с содержанием этого вида полиграфической продукции. Брошюру можно сделать более эффектной, применив нестандартный формат – например, большой, с горизонтальным расположением полос, или, наоборот, маленький карманный вариант. Брошюру можно сделать более представительной, используя для обложки картон с тиснением, между страницами вставить кальку, ввести дополнительный цвет – золотой, серебряный или фирменный пантон (Pantone).

6. Воблер (или вобблер) – сувенирная или рекламная продукция, представляющая собой кусок плотной бумаги или картона неправильной (чаще всего круглой или овальной формы) с приклеенной к нему двусторонним скотчем прозрачной пластмассовой полоской. Относится к POS-материалам. На воблере обычно печатается красочная рекламное изображение. Другой стороной эта полоска может с помощью такого же скотча прикрепляться к любой вертикальной плоскости. Качающийся воблер привлекает внимание и таким образом стимулирует продажи.

7. Газета – Периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения, иллюстрации, фотографии и рекламу.

Верстка многоколонная. В процессе верстки необходимо так расположить и оформить материалы газеты, чтобы читатель смог быстро разобраться в ее содержании, найти то, что его интересует; кроме того, верстка должна помочь обратить внимание читателя на главные материалы номера и побудить его прочитать их. Степень соответствия верстки этим требованиям — главный критерий оценки ее качества.  Общим для всех газет принципом верстки является ее зависимость от содержания материалов номера. Значимость этих материалов, их тематическая направленность, особенности содержания определяют особенности их размещения в номере и на каждой полосе, ту или иную степень их выделения, приемы их технического оформления.

Специфика верстки российских газет характеризуется относительно большими размерами публикуемых материалов по сравнению с материалами, помещаемыми в большинстве зарубежных изданий.  В газетах применяют несколько типов (стилей) верстки. Виды верстки, входящие в первую группу, определяются по конфигурации материалов. Главным признаком второй группы является направление разверстки материалов на полосе — вертикальное или горизонтальное. Виды верстки, относящиеся к третьей группе, определяются по степени симметрии размещения материалов на полосе.  Выбор типа верстки во многом определяется особенностями читательской аудитории, а также стремлением найти для газеты индивидуальное лицо, отличное от других периодических изданий. 

Для верстки используется модульная сетка – система горизонтальных и вертикальных направляющих, помогающих сориентировать и согласовать между собой отдельные элементы композиции. 

8. Журнал – периодическое текстовое издание в обложке, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и др. вопросам, литературные произведения, иллюстрации и фотографии, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Верстка многоколонная. Применяется модульная сетка. В журналах допустимы дополнительные конструктивные элементы – вкладки, приклейки. В журналах, комплектуемых вкладкой, допустимо помещать крупноформатные детали вразъем. 

Характерные особенности, присущие журнальной верстке:

  • Высокая цветовая насыщенность – возможность цветной печати с высоким качеством провоцирует дизайнеров на максимальное использование цвета. Иногда неумелое использование цвета приводит к тому, что страдает читабельность журнала – такой журнал можно рассматривать, но очень трудно читать.
  • Сложность макетов – в красочных журналах не редкость такие специальные эффекты, как постеры, выпуск за обрез, вращение текста, использование трехмерной графики, сложные колонтитулы, печать фотографий на развороте (при этом часть фотографии печатается на одной форме, а часть – на другой) и др.
  • Большой объем файлов публикаций – высококачественные цветные фотографии требуют много места на диске и высокого быстродействия компьютеров для их обработки. Публикация может занимать десятки и сотни мегабайт, поэтому становится необходимым использование специальных носителей большой емкости – Zip, CD-R и CD-RW, магнитооптических дисководов и др. для переноса файлов.

9. Диспенсер – рекламный мини щит из картона с объемным карманом для информационных материалов. Относится к POS-материалам. Изготавливается путем кашировки лайнера на толстый картон с лицевой и/или оборотной стороны. Высекается так, что карман путем переворота служит ножкой для диспенсера. Как правило, диспенсер стоит на столах или на стойках.

10. Книга – непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 48 с.  Верстка — один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. От ее выполнения прямо зависит качество готовой книги. Это также один из наиболее сложных процессов, обеспечивающий при соблюдении обязательных технических правил стилевое и техническое единство оформления и художественную целостность издания, соответствие каждой полосы, каждого разворота как их содержанию, так и общему принципу оформления книги.

Единообразие верстки — это одинаковый характер верстки всех полос издания, имеющих одинаковые элементы, в частности: равенство всех спусков на начальных полосах, примерное равенство отбивок всех заголовков и подзаголовков различных рангов, примечаний в тексте, сносок, подписей под рисунками, одинаковый способ заверстки однотипных иллюстраций (вразрез или в оборку), одинаковая отбивка колонтитулов и колонцифр, сигнатур и норм и т. п.

Верстка может быть одноколонной и многоколонной. Необходимо соблюдение ГОСТов и ОСТов.

Необходимо соблюдение приводности. Выключка основного текста в книгах делается по формату (по ширине полосы набора). Обязательно должны присутствовать переносы. В одной книге не допускается использование более трех видов гарнитур. Высота полос издания должна быть строго одинакова. Нежелательно заканчивать последнюю строку страницы знаком переноса.

Недопустимы висячие строки. Висячей строкой называется неполная строка, которая остается на странице одна, когда весь абзац текста — на другой. Также «висячими строками» в типографской практике называют и концевые строки, расположенные в начале полосы. Висячей строкой также будет являться та, которая не перекрывает (или мало перекрывает) абзацный отступ. 

11. Конверт – предназначены для деловых посланий, являются носителями фирменного стиля и выполняют представительскую функцию – демонстрируют адресату статус отправителя. На фирменных конвертах обычно печатают логотип, адрес и телефоны компании.

Стандартные «евроконверты» формата Е65 (110х220мм) имеют прозрачную вставку (для адреса) и рассчитаны на письма и бланки, сложенные втрое. Конверты формата С5 (162х229мм) вмещают лист А4, сложенный пополам, а также нестандартные открытки и пр. Конверты формата С4(229х324мм) называют курьерскими и используют для отправки деловой корреспонденции, журналов, брошюр и т.п. Для удобства такие конверты снабжаются верхними или боковыми клапанами.

Конверты могут быть цветными, с внутренней запечаткой, а для неформальных случаев конверты могут быть изготовлены по спецзаказу – нестандартного формата и с использованием дизайнерских материалов.

Использование конвертов с символикой компании в деловой переписке повышает планку представительности и официальности деловых отношений. Использование фирменных конвертов в почтовой рассылке позволяет посылать большое количество рекламных материалов и повышает вероятность того, что эти материалы будут прочитаны. 

12. Кубарики – отрывные бумажные блоки. Это стопки (от 3 до 10 см) небольших отрывных листов, соединенных между собой с торцевой стороны при помощи клея. Используются для оперативных записей. Это простой, незатейливый офисный инструмент – является продуктом имиджевой полиграфии: в качестве изображения на каждый лист наносятся элементы фирменного стиля (логотип, слоган) и контактная информация. Фирменный кубарик можно преподнести в качестве бизнес-сувенира.

13. Листовка – малоформатное рекламное издание без фальцовки (сгибов), одностороннее или двухстороннее, в черно-белом или полноцветном исполнении.

Основной функцией рекламной листовки является информирование. Такие листовки распространяются через почтовые ящики, раздаются у метро и т.д. На выставках, презентациях и в местах продаж используются листовки с информацией о представленных товарах и предлагаемых компанией услугах. Формат листовки позволяет изложить необходимую информацию, подкрепить текст картинками и напечатать карту проезда. В зависимости от рекламируемых товаров или услуг и типа целевой аудитории листовки могут печататься на плотной мелованной или тонкой офсетной бумаге. Низкая себестоимость и оперативность изготовления листовок дает возможность своевременно реагировать на изменение хода рекламной кампании.

Главной целью профессиональной верстки листовки является улучшение восприятия информации и читаемости текста, оптимальное размещении на листе текста, таблиц, графиков, иллюстраций.

Особенности верстки листовки:

  • Текст листовок должен быть интересным, грамотным, четким.
  • В листовке не должно быть слишком мало или слишком много картинок, иллюстраций.
  • Для повышения эффективности рекламы в листовках применяются разные методы выделения ключевых слов.
  • Для листовок лучше использовать сорта бумаги, которые приятные на ощупь.
  • Листовка не должна быть слишком яркой, или же наоборот, слишком блеклой.

Разновидность рекламной листовки – флаер, дающий право на скидку. Это распространенная форма рекламы мест досуга и разнообразных услуг. Наиболее распространенные форматы флаеров: 10х7 см, 10х15 см, 20х10 см.

14. Меню – красочно оформленный перечень блюд с указанием наименований, цен. Могут быть размещены фотографии.  Качественно изготовленное меню, использование дорогих дизайнерских бумаг, красочных фотографий или рисунков – рецепт правильного выбора клиента. 

15. Мобайл – это двусторонний рекламный носитель произвольной формы, состоящий из наклеенных с двух сторон на толстый переплетный картон одинаковых по форме лайнеров и высеченных по их контуру. Относится к POS-материалам. Мобайл подвешивают на леске или специальном потолочном креплении через отверстие, имеющееся в его верхней части.

16. Наклейка – малая форма печатной рекламы на самоклеющейся основе (бумаге или виниловой пленке). Верхняя часть наклейки может быть изготовлена из бумаги, из специальной прозрачной или белой пленки, из цветной фольги. Наклейки, изготовленные на виниловой основе, называют стикерами. Стикеры часто используются в рекламной продукции. Данный вид рекламной продукции раскупается для всевозможных целей. Стикеры можно размещать в различных местах. Он может иметь различные формы. Он может быть прямоугольным или даже треугольным. Самые интересные наклейки — это бумаги многоугольной формы, которые имеют многоцветное полиграфическое исполнение.

Наклейки могут быть любых нестандартных форм, их печать производится цифровым (небольшие тиражи форматом до SR-А3) или офсетным (крупные и средние тиражи форматом до В2) способом. В производстве наклеек, предназначенных для использования внутри помещений, применяется интерьерная печать.

Данный вид полиграфического изделия используется для размещения рекламных материалов и сведений о продукции. Например, самой востребованной рекламой считается наклейка на автомобиль. Она позволяет сразу решить несколько задач. Также, наклейки используются и в других сферах. Например, в качестве информационного материала.

17. Открытка – непериодическое листовое издание рекламного или информационного содержания.  Для печати открыток могут использоваться различные виды материалов: открытки печатаются на глянцевой, матовой, фактурной и сияющей дизайнерской бумаге с различными вариантами отделки и нанесения изображений – фольгированием, тиснением фольгой (золотой, серебряной, цветной), конгревом, блинтовкой, сложной вырубкой, ламинацией или выборочной лакировкой (УФ, глиттерным или ароматизированным лаком).

Небольшие тиражи (до 500 шт.) печатаются цифровым способом, для крупных партий оптимальна офсетная печать. Стандартные размеры открыток – 148х105мм, 150х100мм, 210х200мм (с биговкой), 190х200мм (с биговкой).

18. Пакет – самый популярный рекламоноситель, предназначенный для утилитарного применения. Функциональность пакета обеспечивает его многоразовое использование и, следовательно, долгосрочность размещенной на нем рекламы. Практически все фирменные магазины используют для упаковки своих товаров фирменные пакеты, тем самым подчеркивая высокое качество товара и солидность компании-продавца.

Пакеты могут быть бумажными и пластиковыми. Среди пластиковых пакетов особой популярностью пользуется пакет-«майка». Бумажные пакеты рассчитаны на вес от 3 до 10 кг, пластиковые - от 3 до 15 кг. 

Для изготовления бумажных пакетов используется мелованная бумага с ламининацией матовой или глянцевой пленкой, картон, крафт-бумага, бумага «под лен» и «под пластик». Изображения наносятся офсетным способом или методом шелкографии. При верстке макета для бумажных пакетов нужно помнить и о некоторой специфике – бумажный пакет имеет кроме лицевой части еще боковую и донную плоскости. Поэтому почти всегда становится вопрос о дизайне и макетировании этих частей пакета. Учитывая, что область дна это та область, где будет происходить склейка, не надо планировать там никакого изображения, но и оставлять его чистым тоже неэстетично. А также в макете бумажного пакета есть еще одна часть, которую не хочется оставлять белой – в верхней части пакета есть заворот внутрь, шириной около 50 мм.

Для решения этой задачи лучше поступить так – для днища и верха в макете оставляется припуск в 55 мм, таким образом, по вертикали готовый размер лицевой области пакета увеличился на 55 мм вверху и снизу. На макете эти 55 мм как в нижней, так и в верхней части окрашиваются фоном основной подложки рекламного поля.

19. Папка – непременный атрибут делопроизводства, представляет собой изделие из плотной бумаги, картона или полимера, предназначенное для хранения деловых бумаг (обычно формата А4). Различают несколько видов папок: папки цельнокройные и с клеевыми или вырубными боковыми клапанами, папки с замковым или клеевым скреплением, папки-файлы, папки-зажимы, папки картонные или пластиковые, а также представительские кожаные папки с тиснением логотипа.

Фирменные папки являются носителями фирменного стиля – в них обязательно присутствует логотип компании, они оформлены в фирменной цветовой гамме, необходимая контактная информация печатается на них только фирменными шрифтами. Фирменные папки с успехом используются не только в делопроизводстве, но и в рекламных целях, поэтому они являются

20. Плакат – рекламное листовое издание с ярким графическим изображением, используемое в рекламных целях. Обычно печать плакатов осуществляют в форматах А3 (297х420 мм) и А2 (420х594 мм), оптимальных для больших и средних тиражей, но существует возможность печатать большие имиджевые плакаты форматами А1 и А0.

Для производства плакатов используется стандартная, дизайнерская или самоклеющаяся бумага, а также самоклеющаяся виниловая пленка. Для печати небольших тиражей с максимальным форматом А3 применяется цифровой способ печати, крупные тиражи с максимальным форматом А1 печатаются офсетным способом, для больших плакатов, предназначенных для интерьерной и наружной рекламы, применяется широкоформатная печать.

Верстка плаката заключается в компоновке текстового и изобразительного материала на листе выбранного формата.

Отпечатанные плакаты ламинируются или покрываются лаком. Широкоформатные плакаты могут закрепляться в рамках-фрэймах, накатываться на жесткое основание или закатываться с обеих сторон в ламинирующую пленку. Для рекламы в местах продаж часто используются постеры - плакаты, наклеенные на основание из гофрокартона или плотного переплетного картона методом каширования.

21. Пригласительный билет – особая форма информирования предполагаемых участников мероприятия о предстоящем событии, демонстрирующая особое внимание и уважение к приглашенному.

Рассылка пригласительных билетов давно уже стала правилом хорошего тона в организации бизнес-мероприятий (семинаров, выставок, презентаций, корпоративных собраний), праздников частного и светского характера (дней рождения, свадеб, юбилеев, приемов и фуршетов). Особенное значение пригласительные играют при проведении закрытых мероприятий для ограниченного круга лиц.

Пригласительные билеты изготавливаются в форме открыток, на цветной дизайнерской бумаге или картоне. Печать производится цифровым или офсетным способом, а также методом шелкографии, широко используются тиснение золотом и серебром, термоподъем и конгрев, выборочное глянцевое УФ-лакирование. Особую роль в оформлении пригласительных билетов играет дизайн, способный подчеркнуть важность мероприятия и респектабельность проводящей его компании.

22. Проспект – вид многостраничной печатной продукции рекламно-информационного характера. Проспект рекламный – это хорошо иллюстрированное, сброшюрованное или сфальцованное издание, посвященное одному товару или нескольким однородным товарам. Существуют также престижные рекламные проспекты, посвященные фирме и рассказывающие об ее истории, достижениях, возможностях, производственной программе, успехах на международных рынках и т.д.

23. Штендер — это выносная складная конструкция в форме арки или прямоугольника с информацией на одной или двух рекламных поверхностях.  Относится к POS-материалам.

Каркас изготавливают из металла, поскольку штендер устанавливается на открытом воздухе, а металл, в отличие от дерева или пластика более прочен и устойчив к воздействиям внешней среды. Размер штендера варьируется около 0,61,35 м (стандартные размеры рекламного поля 0,61,0 м, 0,61,15 м, 0,751,2 м и 0,71,7 м). Рекламное изображение (картинка или текст) наносится на основу. Это могут быть оцинкованный металл, тонкий пластик, сотовый поликарбонат или оргалит.

24. Этикетка – специальный рекламно-информационный носитель, который размещается непосредственно на товаре и сообщает потребителю необходимую информацию о товаре, его производителе, сроках и условиях хранения данной продукции, а в отдельных случаях и о способе ее применения.

Этикетка предназначена для выделения товара из общего ряда аналогичной продукции, поэтому важную роль в ее исполнении играет дизайн – нередко именно этикетка становится решающим фактором покупательского выбора. Текст, хоть и имеет для покупателя большое значение, чаще всего печатается очень мелким шрифтом. Изображение на этикеточную бумагу обычно наносится офсетным способом.

3.3 Изменения технологии печати в зависимости от тиражности изделия.

Для любого изделия полиграфии существует оптимальная технология изготовления, которая в очень большой степени зависит от тиража, которым планируется печатать изделие полиграфии. Знание тиража во многом может повлиять на выбор правильной технологии изготовления, от которой, в значительной степени, будет зависеть стоимость печати изделия.

С увеличением тиража печатной продукции наступает переходный момент, когда имеет смысл по экономическим, а иногда и по технологическим соображениям, изменить способ печати.  Выбор способа печати надо осуществлять исходя, например, из качества. Если очень важно высокое качество печати, то лучше выбрать офсетный способ. Качество, получаемое по технологии офсетной печати, на данный момент времени, является наилучшим. Офсетная печать передаст всю красочность изображения, все тона и полутона.

Если же определяющим фактором является скорость печати тиража, то лучше воспользоваться цифровой печатью – печать офсетным способом занимает больше времени в силу того, что много времени уходит на допечатную подготовку.

В офсетной печати большая часть затрат приходится на допечатную подготовку, причем эти затраты никак не зависят от размера тиража, но достаточно велики. Поэтому, чем больше тираж, тем дешевле цена одного печатного изделия. Объясняется это тем, что затраты на допечатную подготовку как бы «распределяются на весь тираж». Стоимость оттиска при цифровой печати постоянна и не зависит от тиража.

На выбор способа печати может также оказать влияние необходимость печатания определенных элементов изображения дополнительными цветами. В этом случает также лучше выбрать офсетный способ печати. Но можно поступить по-другому: если тираж небольшой, его можно напечатать цифровым способом, а дополнительный цвет «впечатать» трафаретным способом.  Еще при увеличении тиража экономически более выгодной может быть рулонная офсетная печать.

Производство упаковки осуществляется чаще всего методом флексографии. Но если тираж совсем небольшой, то более экономически эффективным окажется трафаретный способ печати на изготовленных заранее пакетах без изображения.

3.4 Способы скрепления книжных блоков

Скрепление книжных блоков, состоящих из отдельных листов или тетрадей, может осуществляться различными способами, каждый из которых имеет свои достоинства, недостатки и преимущественную область применения. По варианту технологии скрепления книжных блоков все способы делятся на потетрадные и поблочные, а по виду скрепляющих материалов, деталей или устройств - на швейные, клеевые, швейно-клеевые и механические. По виду укладки тетрадей или блока в швейной машине и месту расположения скрепляющих элементов швейное скрепление может выполняться вразъем (по корешковому сгибу тетрадей), внакидку (по корешковому сгибу блока, скомплектованного вкладкой) и втачку (по корешковому полю блока, скомплектованного подборкой). Клеевое скрепление выполняется по поверхности корешка, а механические способы - по корешковому полю блока.

При потетрадном скреплении книжных блоков, характерном лишь для шитья нитками и проволокой, все листы каждой тетради скрепляются поперечными элементами нитяного шва или ножками проволочных скоб, а тетради последовательно присоединяются друг к другу с помощью наружных элементов шва и корешкового материала или, при шитье проволокой, - только с помощью корешкового материала. При поблочном скреплении листы или тетради книжного блока скрепляются одновременно за один или несколько (при шитье нитками внакидку и втачку - за несколько десятков) циклов работы оборудования.

Технология потетрадного скрепления книжных блоков обеспечивает высокую прочность, долговечность и хорошую раскрываемость книжных изданий, но ее высокая трудоемкость, прямо пропорциональная числу тетрадей в книжном блоке, не позволяет включать эту операцию в непрерывное поточное производство. Технология поблочного скрепления блоков, трудоемкость основных вариантов которого не зависит от их толщины и формата. Трудоемкость поблочного скрепления нитками и спиралями зависят от высоты блоков, а трудоемкость высечки отверстий при скреплении механическими способами - от толщины блоков. обеспечивает высокую производительность ведущего оборудования, позволяет организовать непрерывное поточное производство наибольшей части цепочки технологических операций, начинать его с комплектовки блоков, а не с их обработки, как это делается при потетрадном скреплении блоков. При поблочном скреплении блоков обычно создается равнопрочная по толщине блока конструкция книжного издания, но крайние (при комплектовке вкладкой - наружные и внутренние) листы блока скрепляются менее прочно. Раскрываемость изданий зависит в основном от вида поблочного скрепления и может изменяться от полной (при скреплении спиралями, гребенками, замками) до плохой (при шитье проволокой втачку, скреплении винтами и заклепками).

В швейных способах, при шитье блоков нитками и проволокой, скрепляющими материалами являются нитки или тонкая проволока, в клеевых бесшвейных способах (КБС) - клей (дополнительно - обложка или окантовочный материал); в швейно-клеевом способе листы каждой тетради скрепляются нитяными скобами, а тетради друг с другом - клеем и окантовочным материалом. В механических способах скрепления блоков используются металлические или пластмассовые крепежные детали - винты с гайками, заклепки, спирали, кольцеобразные гребенки, обоймы и замковые устройства с разъемными дужками.

Швейные способы скрепления блоков позволяют получать высокую прочность и долговечность изданий, но при значительной толщине или высоте блока весьма трудоемки. Клеевое бесшвейное скрепление в зависимости от загрузки полиграфического предприятия может осуществляться на сравнительно простом полуавтоматическом оборудовании или на высокопроизводительных поточных линиях, на которых может выполняться большая часть цепочки брошюровочно-переплетных операций. Оно характеризуется малой трудоемкостью технологического процесса и высокой рентабельностью производства. В то же время КБС дает хорошие результаты лишь при тщательном подборе клея к бумаге и строгом соблюдении режимов выполнения технологических операций. Швейно-клеевое скрепление блоков сочетает достоинства швейного и клеевого способов скрепления, обеспечивает возможность организации непрерывного поточного производства, начиная с комплектовки книжных блоков, хорошую прочность, долговечность и раскрываемость изданий. К его недостаткам можно отнести то, что оно может применяться при обработке листовой печатной продукции, так как скрепление тетрадей нитяными скобами выполняется на фальцевальных машинах, снабженных швейными аппаратами. Механические способы скрепления позволяют надежно скрепить блоки практически любой толщины и любого формата на простом малогабаритном оборудовании. Они обеспечивают высокую прочность и долговечность различной продукции книжного типа, но при их применении необходима предварительная операция высечки или сверления отверстий в корешковой зоне блока, значительно снижается процент использования бумаги.

Можно утверждать, что максимальную прочность и долговечность книжных изданий обеспечивает скрепление блоков нитками, несколько меньшую - скрепление проволокой и термонитями, а наименьшую - клеевое бесшвейное скрепление. Полную раскрываемость книжных изданий обеспечивает скрепление блоков спиралями, гребенками и замками, очень хорошую - потетрадное шитье нитками и проволокой и швейно-клеевое скрепление, хорошую - КБС, а плохую - шитье нитками и проволокой втачку, скрепление винтами, заклепками и обоймами. По производительности ведущего оборудования, трудозатратам и рентабельности производства наилучшие показатели у шитья проволокой внакидку и клеевого бесшвейного скрепления, хорошие - у швейно-клеевого скрепления, наихудшие - у потетрадного шитья нитками и проволокой и механических способов скрепления.

3.5 Шитье блока книги нитками

Шитье нитками самый старый способ скрепления книжных блоков, так как он применялся и для скрепления рукописных книг. В мировой практике применяют три вида шитья блоков нитками: потетрадное, внакидку и втачку. Потетрадное шитье имеет две разновидности: на марле и без марли.

Почти два тысячелетия рукописные и печатные книги сшивали потетрадно нитками тонкими сухожилиями и нитками вручную с использованием простого швейного станка (деревянной доски с П-образной стойкой на краю), позволяющего закреплять связки или тесьмы в натянутом состоянии. Технология потетрадного шитья книжных блоков была механизирована лишь в конце 19 в., в 1984 г. (фирма «Бремер», Германия) и автоматизирована в 50-х гг. 20 в. (СССР). В настоящее время шитье блоков нитками осуществляется на специализированных ниткошвейных полуавтоматах и автоматах. Специализированные машины предназначены для потетрадного шитья блоков простым брошюрным стежком Универсальные ниткошвейные машины позволяют шить блоки на марле простым и переставным переплетным стежком и без марли простым и переставным брошюрным стежком.

Для шитья используются прочные капроновые и хлопчатобумажные нитки линейной плотностью порядка 50 текс (г/км) и полиграфическая хлопко-полиэфирная марля марки «НШ» (для ниткошвейных машин). При шитье без марли листы тетрадей и тетради друг с другом скрепляются тремя-шестью стежками, число которых зависит от высоты книжного блока, а крайние тетради блока приклеиваются к соседним узкой полоской клея, чтобы предотвратить их отрыв из-за роспуска шва после разрезки нитей между блоками. При шитье на марле к корешку блока наружными элементами шва дополнительно прикрепляется широкая лента корешкового материала, служащая для надежного скрепления переплетной крышки с блоком, а между блоками делается марлевая петля, которая после разрезки, выполняемой вручную на приемном столе машины, образует клапаны корешкового материала, ширина которых может быть 18 или 22 мм в зависимости от формата и толщины блока.

Производительность ниткошвейных полуавтоматов составляет около 60 тетрадей в минуту, а максимальная техническая скорость автоматов достигает 100-130 цикл/мин. Однако даже при высокой скорости шитья трудоемкость шитья блоков, состоящих из 20 - 30 тетрадей, составляет значительную часть всех трудозатрат, необходимых на брошюровочно-переплетные процессы. Вследствие этого, в настоящее время потетрадное шитье нитками применяется преимущественно для скрепления, блоков изданий, рассчитанных на большой срок службы и (или) интенсивное пользование - собраний сочинений, энциклопедий, многообъемных словарей и справочников, учебников и др. Потетрадное шитье без марли простым брошюрным стежком применяется в основном при изготовлении изданий в переплетной крышке, если дальнейшую обработку блоков толщиной 12 - 40 мм предполагается обрабатывать на автоматизированных лоточных линиях, на которых марля приклеивается после механической обработки корешка. Этот способ шитья иногда применяют в мелкосерийном производстве многообъемных изданий в обложке при толщине блока свыше 15 мм, если другие способы скрепления нельзя применить (например, из-за отсутствия оборудования) или они не могут обеспечить требуемые значения показателей прочности, долговечности и раскрываемости изданий.

Поблочное шитье блоков нитками внакидку имеет ограниченное применение, например, в крупносерийном производстве малообъемных детских изданий в переплетной крышке. Этот способ скрепления используется в поточной линии «Де Флорес» (фирма «МакКейн», США), в которой шитье блоков выполняется швейной машиной фирмы «Зингер» (США) двухниточным цепочечным швом с длиной стежка до 2 мм.

Шитье книжных блоков нитками втачку может осуществляться на специальных машинах фирмы «Зингер» сравнительно толстыми нитками линейной плотностью порядка 100 текс. За рубежом этот способ достаточно широко применяется при изготовлении изданий, рассчитанных на большой срок службы или интенсивное пользование при выборочном чтении - учебников, справочников, энциклопедий и т.п.

3.6 Шитье книжного блока проволокой

Шитье книжных блоков проволокой в производстве изданий в переплетной крышке среднего, значительного и большого объемов стали применять в последней четверти 19 в.: первая многоаппаратная проволокошвейная машна была создана фирмой «Братья Бремер» (США) в 1875 - 1876 гг. Это была полуавтоматическая машина для потетрадного скрепления блоков на корешковом материале. На таких машинах осуществляется шитье проволокой вразъем, при котором проволочные скобы, сформированные 4-7 швейными аппаратами, прокалывает полураскрытую тетрадь изнутри, а ножки скоб загибаются поверх корешкового материала.

В мировой практике применяют три вида шитья проволокой: потетрадное вразъем и поблочные внакидку. Потетрадное шитье проволокой вразъем широко (наравне с потетрадным шитьем нитками) применялось в течение примерно 80 лет, но конкурировать с автоматизированным шитьем нитками во второй половине 20 в. этот способ уже не мог. В 70-х гг. 20 в. машины для потетрадного шитья проволокой вразъем были сняты с производства, но и в настоящее время они еще используются на полиграфических предприятиях в производстве альбомов, атласов, кляссеров и другой малотиражной продукции практически любого формата и толщины блока.

Поблочное шитье блоков проволокой внакидку может выполняться на проволокошвейных машинах типа 4БШ1-30 (Украина), на вкладочно-швейных машинах типа 731 и 735 (предприятие «Полиграф», ГДР) и на вкладочно-швейно-резальных агрегатах (Н11РА) различных моделей. Поблочное шитье блоков проволокой втачку может выполняться на проволокошвейных машинах 4НШ-30 и на подборочно-швейных автоматах, например, 891-D (фирма «Бремер-Шталъ», ФРГ).

Одноаппаратные проволокошвейные машины рассчитаны на скрепление изданий и блоков малого и среднего объема, при этом они быстро переналаживаются с шитья внакидку на шитье втачку или наоборот. Производительность этих машин невелика (14 - 20 экз/мин при шитье внакидку и 10 - 15 экз/мин при шитье втачку), поэтому они используются в основном в мелкосерийном производстве книжных изданий в обложке.

Подборочно-швейными называют подборочные машины, снабженные аппаратами для шитья блоков втачку. Они рассчитаны на изготовление блоков среднего объема для изданий в обложке и могут успешно применяться в среднесерийном производстве. В России и странах СНГ эти машины не получили широкого применения, так как такие издания в настоящее время предпочитают скреплять клеевым бесшвейным способом на машинах, которые выполняют и последующую операцию крытья блока обложкой. Вкладочно-швейные машины с ручным накладом тетрадей и обложки не получили широкого применения из-за высокой трудоемкости обслуживания и низкой рентабельности. Широкое распространение получили ВШРА, предназначенные для массового производства изданий в обложке и имеющие максимальную техническую скорость от 150 цикл/мин (модель 750, фирма «Бремер-Шталь, ФРГ) до 300 цикл/мин (модель 301, фирма «Мюллер-Мартини», Швейцария»).

Для шитья используется тонкая (около 0,6 мм) стальная полиграфическая или общего назначения проволока, диаметр которой подбирается в соответствии с поверхностной плотностью бумаги,. толщиной тетрадей или блоков и может отличаться от указанного в меньшую или большую сторону на 01-0,2 мм.

3.7 Клеевое бесшвейное и швейно-клеевое скрепление блоков книг

Идея клеевого бесшвейного скрепления (КБС), соединения отдельных листов книжного блока только клеем, появилась давно (первый патент зарегистрирован в Австрии в 1811 г.), но реальная возможность получения прочной и долговечной склейки листов по торцам появилась лишь после получения поливинилацетата (1936 г., Германия), водная дисперсия которого (ПВАД) широко применяется в технологии КБС. В России и странах СНГ этот способ скрепления блоков стал применяться для скрепления изданий в обложке с 50-х гг., а для изданий в переплетной крышке - с 80-х гг. 20 в.

По технологии подготовки тетрадей книжного блока к скреплению способы клеевого скрепления делятся на три группы:

1) с фрезерованием корешковых фальцев тетрадей;

2) с частичным разрушением фальцев;

3) без разрушения фальцев.

В каждой группе различают по три варианта технологии КБС, но в данном учебном пособии дадим описание лишь тех вариантов, которые получили относительно широкое применение в полиграфии России и стран СНГ.

Наиболее широкое применение во всем мире получил вариант КБС с фрезерованием корешковых фальцев без роспуска (сдвига «лесенкой») листов, в котором у скомплектованного блока сфрезеровываются корешковые фальцы на величину до 5 мм, после чего тщательно удаляется бумажная пыль, корешок блока заклеивается толстым (до 0,8 мм) слоем клея, а блок кроется обложкой или окантовывается корешковым материалом. Для изготовления изданий в обложке по данной технологии фирма «Мюллер-Мартини» (Швейцария) выпускает более десяти моделей машин и агрегатов КЕС с максимальной технической скоростью от 25 («Беби-Пони») до 300 цикл/мин («Нормбиндер SFC»). Для оснащения малых полиграфических предприятий различные фирмы выпускают малогабаритные полуавтоматические машины КБС, выполняющие две-три основные операции: фрезерование и заклейку корешка, крытъе блока обложкой.

Ведущие фирмы, производящие брошюровочно-переплетное оборудование, выпускают агрегаты и поточные линии КБС, рассчитанные и на изготовление изданий в переплетной крышке. Такие поточные линии (например, линия на основе агрегата «Систембиндер КМ» фирмы «Колбус», ФРГ) отличаются тем, что подборочный автомат дополняется секцией приклейки или присоединения форзацев к блоку, агрегат КБС работает на «холодном» клее, тлеет секцию окантовки корешка блока, высокочастотное сушильное устройство и дополняется протяженным транспортером для охлаждения и досушки окантованных блоков перед их трехсторонней обрезкой.

Для КБС применяется неразбавленная высоковязкая ПБАД с содержанием сухого вещества около 50% или термоклей на основе сополимера винилацетата с этиленом. Термоклей перед работой разогревается и наносится на корешок блока в виде расплава с температурой от 140 до 180°С. Он не требует сушки, так как закрепляется при затвердевании за счет естественного охлаждения в течение нескольких десятков секунд. КБС предъявляет особые требования к бумаге блока: она не должна быть сильноклееной и жесткой, лучшие результаты по прочности и долговечности изданий обеспечивают пористые, слабоклееные, тонкие бумаги с долевым раскроем,- с машинным направлением вдоль корешка блока.

Применение термоклея позволяет примерно в 1,5 раза повысить скорость работы оборудования и полностью автоматизировать производство на операциях от комплектовки блока до упаковки готовой продукции. К недостаткам этого варианта технологии КБС следует отнести то, что термоклей значительно дороже ПВАД, дает жесткую и относительно недолговечную пленку, что ухудшает раскрываемость изданий и ограничивает область его применения производством изданий в обложке с малым сроком службы,

На Украине в 1960-х гг. был разработан и получил применение вариант КБС с фрезерованием корешковых фальцев и армированием корешка полиграфической марлей, заправляемой в узкие поперечные пропилы (прорези), что значительно повышает прочность и долговечность клеевого скрепления листов блока. Этот вариант КБС осуществляется на полуавтоматах бесшвейного скрепления (ПБС «Спутник»), в которых выполняется контейнерная (сразу по нескольку экземпляров) обработка блоков для изданий в переплетной крышке.

В последнее десятилетие получил промышленное применение вариант КБС без срезки корешковых фальцев и склейкой мест корешковых сгибов в процессе фальцовки запечатанной бумажной ленты в фальцаппаратах рулонных книжно-журнальных печатных машин. Проклейка мест корешковых сгибов может выполняться системой струйных аппаратов типа «Оптиматик-6000» (фирма «Планатольверке В. Хессельман, ФРГ). Изготовление и обработка книжных блоков, состоящих из таких тетрадей, может выполняться на любых машинах и поточных линиях клеевого бесшвейного скрепления при отключении секции фрезерования корешка, что позволяет считать этот вариант КБС весьма перспективным в крупносерийном производстве книжных изданий.

Способ швейно-клеевого скрепления книжных блоков был разработан в ГДР и получил промышленное применение в 60-х гг. 20 в. По этому способу скрепление книжного блока происходит в два этапа: каждая тетрадь блока в процессе ее фальцовки прошивается специальными нитками по месту корешкового сгиба, а скрепление скомплектованного блока, состоящего из прошитых тетрадей, производится клеем и окантовочным материалом. Шитье тетрадей производится в фальцевальных машинах, снабженных специальными швейными аппаратами модели 311, установленными над транспортным столом последней фалъцсекции. Швейный аппарат формирует две нитяные скобы, ножки которых в момент кратковременной остановки тетради на транспортном столе фальцмашины выводятся через отверстия, образованные тонкими иглами, на наружную сторону тетради, отгибаются в сторону, прижимаются и привариваются к тетради по линии последующего корешкового сгиба нагретыми примерно до 250° С колодками. В фальцмашине, в зависимости от высоты корешка сшиваемой тетради, могут быть задействованы от одного до четырех швейных аппаратов, что позволяет скреплять тетради двумя-восемью скобами, которые распределяют попарно и равномерно по высоте корешка.

Шитье термонитями может осуществляться также на полуавтоматических машинах модели 301 и на швейно-фальцевалъных автоматах 341 (фирма «Бремер-Шталь», ФРГ). На полуавтоматах 301 раскрытая тетрадь укладывается вручную на рабочем столе и прошивается при нажатии на педаль. Швейно-фальцевальные автоматы 341 могут подключаться к любой фальцевальной машине для шитья частично сфальцованной тетради и получения последнего (третьего или четвертого) сгиба.

Швейные полуавтоматы 301 рассчитаны на применение в малых полиграфических предприятиях, где их используют в производстве малообъемных издании в обложке, рекламных изданий книжного типа. Фалъцевально-швейные машины с аппаратами 311 и швейно-фальцевальные автоматы предназначены для средних и крупных предприятий, выпускающих книжную продукцию в переплетных крышках.

Для шитья термонитями используются специальные двухкомпонентные вискозно-полипропиленовые нити, полипропиленовая составляющая которых при шитье играет роль термоклея, переходящего в жидкотекучее состояние в интервале температур 220-270°С.

Швейно-клеевое скрепление предусматривает еще две операции, которые выполняются после комплектовки блока: заклейку корешка и его окантовку, что позволяет получить прочное клеевое скрепление сшитых тетрадей друг с другом и повышает надежность скрепления ножек нитяных скоб. Эти и последующие, операции выполняются на заклеечно-окантовочном агрегате 670 (фирма «Бремер-Шталь», ФРГ), который используется как пооперационное оборудование или работает в поточной линии, состоящей из подборочной машины 891, агрегата 670, сушильного устройства Т2, ТЗ или Т4 (различной мощности - в зависимости от толщины книжных блоков) и трехножевого резального автомата SDY-EZ.

Скрепление термонитями получило широкое применение в Германии (в конце 80-х гг. 20 в. в ГДР этим способом скреплялось около 50% книжных изданий). В России и странах СНГ оно находит ограниченное применение, так как предполагает использование листовой печати и получение тетрадей на фальцевальных машинах. Из-за неоспоримого достоинства этого способа скрепления - получения малых отверстий от проколов тонкими иглами в корешке тетрадей, через которые не проникает клей, наносимый на корешок в процессе обработки блока и портящий внутренние развороты книги, - этот способ применяют в производстве иллюстрированных книжных изданий, отпечатанных на мелованных и высококаландрированных бумагах.

IV.ЕБЕКТІ ОРАУ БОЙЫНША ІС-ШАРА.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Охрана труда - система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в условия производственной деятельности работников умственного труда. Их труд стал более интенсивным, напряженным, требующим значительных затрат умственной, эмоциональной и физической энергии. Это потребовало комплексного решения проблем эргономики, гигиены и организации труда, регламентации режимов труда и отдыха.

Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасности условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма составляет одну из главных забот человеческого общества. Обращается внимание на необходимость широкого применения прогрессивных форм научной организации труда, сведения к минимуму ручного, малоквалифицированного труда, создания обстановки, исключающей профессиональные заболевания и производственный травматизм.

Согласно ГОСТ 12.2.032-78 конструкция рабочего места и взаимное расположение всех его элементов должно соответствовать антропометрическим, физическим и психологическим требованиям. Большое значение имеет также характер работы. В частности, при организации рабочего места программиста должны быть соблюдены следующие основные условия:

оптимальное размещение оборудования, входящего в состав рабочего места;

достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения;

необходимо естественное и искусственное освещение для выполнения поставленных задач;

уровень акустического шума не должен превышать допустимого значения.

Главными элементами рабочего места оператора являются письменный стол и кресло. Основным рабочим положением является положение сидя. Рабочее место для выполнения работ в положении сидя организуется в соответствии с ГОСТ 12.2.032-78.

Рабочая поза сидя вызывает минимальное утомление оператора. Рациональная планировка рабочего места предусматривает четкий порядок и постоянство размещения предметов, средств труда и документации. То, что требуется для выполнения работ чаще, расположено в зоне легкой досягаемости рабочего пространства.

Моторное поле - пространство рабочего места, в котором могут осуществляться двигательные действия человека.

Максимальная зона досягаемости рук - это часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми максимально вытянутыми руками при движении их в плечевом суставе.

Оптимальная зона - часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми предплечьями при движении в локтевых суставах с опорой в точке локтя и с относительно неподвижным плечом.

Рассмотрим оптимальное размещение предметов труда и документации в зонах досягаемости рук:

При проектировании письменного стола следует учитывать следующее:

высота стола должна быть выбрана с учетом возможности сидеть свободно, в удобной позе, при необходимости опираясь на подлокотники;

нижняя часть стола должна быть сконструирована так, чтобы оператор мог удобно сидеть, не был вынужден поджимать ноги;

поверхность стола должна обладать свойствами, исключающими появление бликов в поле зрения оператора;

конструкция стола должна предусматривать наличие выдвижных ящиков (не менее 3 для хранения документации, листингов, канцелярских принадлежностей, личных вещей).

V. ОРЫТЫНДЫ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие полиграфисты отмечают, что в последние годы темпы развития брошюровочно-переплетных процессов существенным образом ускорились. Некоторое время назад казалось, что этот довольно консервативный сегмент полиграфических технологий уже достиг своей наивысшей точки развития и ничего принципиально нового придумать уже нельзя. Однако…

За последнее десятилетие изменилось количество и структура полиграфических предприятий, появились новые мощные производители книжно-журнальной продукции. Одновременно увеличилось количество малых полиграфических предприятий и фирм. Много изменений произошло в производстве послепечатного оборудования: большинство российских заводов полиграфического машиностроения прекратили его выпуск. Их место заняли мощные зарубежные фильмы-производители.

Одной из значимых объективных реалий в брошюровочно-переплетном производстве является общемировая тенденция к сокращению среднего тиража книг. Согласно статистическим данным в России средний тираж книг падает. В 2007 г. он составил 6119 экз. против 11628 экз. в 1996 г. При этом почти половина изданий (47% книг) выпущены тиражом до 5 тыс.

Тенденция к сокращению тиражей и росту числа наименований предъявляет к послепечатному оборудованию ряд требований: рентабельность, минимизация затрат времени на переналадку на новый формат и толщину блоков.

Изменилась структура использования переплетных крышек, технология их изготовления и отделки, появились новые покровные материалы. Практически уже не используется переплет типа 5, зато широко применяются цельнокрытые переплетные крышки, многокрасочные, с припрессованной пленкой, которые значительно улучшили внешний вид и долговечность книг. Упрощение конструкции переплетных крышек положительно повлияло на конструкцию крышкоделательных машин и их производительность.

А вот объем производства книжной продукции в переплетных крышках со скреплением нитками постепенно сокращается, вместо нее все чаще выпускаются издания в мягкой обложке, скрепленные клеевым бесшвейным способом. Этой тенденции способствует то, что количество операций при этом уменьшается почти в два раза, растет производительность выполнения основных операций, уменьшается себестоимость продукции и длительность технологического цикла. Таким образом, есть значительные экономические преимущества выпуска изданий по упрощенной технологии. Одновременно появились новые виды клея, в частности, полиуретановый, который обеспечивает очень высокую прочность скрепления любых бумаг, в том числе мелованных.

Важнейшими критериями при производстве книг, брошюр и других конечных продуктов, как и прежде, являются повышение прочности (например, прочности на разрыв), улучшение возможностей пользования продукцией (например, раскрывание книги), уменьшение отклонений в размере, расположении и форме (например, отклонение фальцовки). На ряду с этим идет поиск новых вариантов продукции для повышения эффективности и привлекательности печатной продукции

VI. ПАЙДАЛАНЫЛАН ДИБИЕТТЕР ТІЗІМІ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. http://yatalant.spb.ru/index.php

2. http://knowledge.allbest.ru/journalism/

3. . Воробьев Д.В. Технология после печатных процессов / Д. В./ Воробьев – М.: МГУП, 2000. – 393с

4. Пергамент Д.А. Брошюровочно-переплетное оборудование / Д.А Пергамент - М.: МПИ, 1990.

5. Воробьев Д.В. Технология брошюровочно-переплетных процессов /Д. В. Воробьев , А.И Дубасов., Ю.М.Лебедев - М.: Книга, 1989.

6. Петров К.Е. Справочник по процессам полиграфии / К.Е Петров. - М.: Кроу, 1998

VII. ОСЫМША.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Инструкционная карта

Тема: Создать плакат в программе Adobe Photoshop.

Цель: Овладеть приемами создания плакатов в программе Adobe Photoshop.

Последовательность

выполнения упражнения

(что делать)

Инструктивные

указания

(как делать)

Самоконтроль

студентов

(как проверять)

1. Создаем новый документ в программе Adobe Photoshop.

Файл – Создать – В диалоговом окне задаем параметры плаката 420*297

2. Делаю заливку фона.

Выбрать инструмент заливка – Залить фигуру.

3. Вставляю изображение.

Файл – Открыть – Выбрать файл – Нажать Ок

4. Вставляю текст.

Выбрать инструмент текст – Напечатать текст. Задать параметры текста.

3. Вставляю изображение.

Файл – Открыть – Выбрать файл – Нажать Ок

Особенности верстки рекламной полиграфия (листовки, плакаты, буклеты, постеры)