Въездной туризм

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Аграрный колледж

Цикловая комиссия социально-экономических дисциплин и землеустройства

Специальность 43.02.10 «ТУРИЗМ»

Затеев Ырысту Петрович

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Въездной туризм

«Допустить к защите в ГАК»

Зам.директора по учебной работе

_______________Т.В. Захарова

«___»_________2015г.

Председатель цикловой комиссии

_______________О.А. Попова

«_____»__________2015г.

Научный руководитель

преподаватель

_______________Е.Г. Тинина

Работа защищена

«____»______________ 2015г.

с оценкой __________________

председатель ГАК ____________

(подпись)

Горно-Алтайск 2015

Содержание

Введение………………………………………………………………….

3

1 Теоретическое обоснование и организация вьездных туров ………………………………………………………

5

1.1 Сущность и этапы развития въездного туризма

1.2 Факторы, влияющие на состояние и развитие въездного туризма

1.3 Современное состояние въездного туризма

2 Характеристика потенциала въездного туризма Республики Алтай……………………………………………………

2.1 Рекреационные ресурсы РА и их значение в развитии въездного туризма в регионе

2.2 Чуйский тракт как объект культурно- исторического туризма

2.3 Праздники….

2.4 Археологические памятники

2.5 Музей….

3. Разработка тура в рамках въездного туризма по Кош-Агачскому району

Заключение……………………………………………………………

Литература……………………………………………………………….

Приложения……………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Туризм занимает одно из первых мест в мировой экономике. В некоторых странах он является основной статьей национального дохода. Среди множества видов туризма особое место занимает въездной туризм, так как именно этот вид туризма определяет максимальную экономическую эффективность.

Тема актуальна, так как въездной туризм, как сфера деятельности данного вида туризма оказывает комплексное влияние на все отрасли хозяйства страны.

Цель работы рассмотреть основные тенденции состояния и перспективы развития въездного туризма.

В соответствии с заявленной целью определены следующие задачи:

-выявить роль и значение въездного туризма;

- описать проблемы и перспективы въездного туризма Республики Алтай;

проанализировать влияния въездного туризма на развитие региона.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Предметом исследования является

Объектами исследования выступают предприятия и организации сферы въездного туризма, рассматриваемые как участники процесса формирования и развития рынка туристских услуг

Работа состоит из введения, теоретической части (глава 1) в которой подробно изложена история развития международного туризма. Особое внимание при этом уделено этапам развития международного туризма. Приведены примеры, определяющие мотивы международного туризма. Установлено, что основоположником международного туризма, как впрочем и туризма в целом, является Томас Кук.

Вторая глава работы посвящена практики организации въездного туризма

При написании работы использованы учебники, учебные пособия, данные средства массовой печати, материалы Министерства Туризма по Республики Алтай, интернет ресурсы.

Полученные материалы и выводы могут использоваться туристскими фирмами Республики Алтай, оказывающих услуги въездного туризма, а также при изучении дисциплин по специальности «Туризм».

1 Теоретическое обоснование и организация вьездных туров

1.1 Сущность и этапы развития въездного туризма

Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врожденным свойством человека. Цели путешествия могут быть самыми разнообразными - деловыми, познавательными, ради поиска приключений, получения сильных ощущений, для отдыха, для отвлечения от монотонности повседневной жизни.

Единообразной периодизации туристского движения в науке не существует, поскольку его история уникальна для каждой страны или культурного сообщества. Однако систематизация истории туризма необходима, чтобы лучше понять весь комплекс связанных с ним экономических, экологических и общественных явлений, и попытки в этой области продолжаются.

Наиболее точно соответствующей тенденциям мирового развития сферы туризма можно считать систематику, согласно которой в туристском движении выделяют следующие периоды:

-ранней исторический - до середины XIX в.;

-начальный - с середины XIX в. по 1914 г.;

-период развития - с 1914 по 1945 г.;

период массового туризма — с 1945 г. и по настоящее время.

Зачатки туристской деятельности появились еще в глубокой древности. Мотивами перемещения людей чаще всего служили такие факторы, как торговля, жажда познания, открытий, обучение, религия и просто отдых. В специальной литературе приводятся египетские тексты, датируемые 2000—1000 гг. до н.э., которые свидетельствуют, что путешествия ради удовольствия и отдыха были обыденным явлением в жизни древних египтян [Основы межд. Тур с.14 ].

Географическая культура Древнего Китая также находилась на высоком уровне. Китайцы оставили множество географических описаний рек, морей, гор. Путешествия китайского посла Чжан Цана (II в. до н.э.) имели важное практическое последствие - по его маршрутам прошел Великий шелковый путь.

Наиболее рискованными и технически оснащенными были морские путешествия древних финикийцев вдоль берегов Европы и Африки.

Исторические источники также сообщают о том, что уже в VI в. до н.э. древние греки и римляне совершали поездки в Египет. Их привлекали необычная природа, великолепные архитектурные сооружения, к тому же Египет считался лечебным курортом. Древнегреческий историк Геродот побывал не только в Египте, но и во многих других странах Востока - от Ливии до Вавилона и Ассири, а также в Малой Азии и даже Северном Причерноморье. Свои путешествия он описал в девяти книгах «Истории».

Подавляющее большинство населения в те времена довольствовалось рассказами о дальних странствиях; только значительно позднее - с изобретением книгопечатания - появилась возможность читать о путешествиях в книгах, газетах и иллюстрированных журналах. В Древней Греции зародились также спортивные поездки, поскольку на Олимпийские игры прибывали участники и зрители из разных стран.

В Русском государстве первые путешествия диктовались познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. В IX в. княгиня Ольга посетила Византию. По мнению историка С. М. Соловьева, важнейшими причинами, побудившими ее совершить путешествие, были «любопытство посмотреть чудеса образованного мира» и престиж, так как «возвышался тот, кто был в Константинополе». Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Основными местами «зарубежного» паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, по русским землям - Сергиев Посад, Оптина пустынь, Коренная пустынь и другие монастыри.

В 1468-1474 гг. тверской купец Афанасий Никитин совершил знаменитое «хождение за три моря» - путешествие, предпринятое для расширения рынков сбыта. Он побывал в Персии, Индии, а на обратном пути посетил Сомали, Маскат, Турцию.

Еще большее влияние на туризм оказала эпоха Возрождения, когда начала бурно развиваться экономика, появились новые ремесла, расширилась торговля между странами. Вместе с тем путешествия требовали значительных финансовых средств, наличия юридических привилегий и значительного объема свободного времени, поэтому путешествовать могли только немногочисленные представители наиболее богатых социальных групп. В XVII в. стали популярны путешествия по Европе, связанные с желанием получить образование. Они проводились в рамках «программы воспитания молодых аристократов». В Англии маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем - в Италию: Геную, Милан, Флоренцию, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды. Путешествия способствовали налаживанию хозяйственных и политических контактов аристократической молодежи со знатными иностранными семействами. Первооткрывателями Альп как объекта туризма, в том числе зимнего, а также изобретателями зимних видов спорта были англичане, гораздо позже к ним присоединились французы и американцы.

Считается, что дворянской и аристократической молодежи XVII и XVIII вв., путешествовавшей не только ради образования, но и для развлечений и удовольствия, может быть присвоен статус туристов.

Поездки за границу с целью приобретения знаний, расширения кругозора в России практикуются с конца XVII в., начиная с правления Петра I. Пример показал сам Петр, совершив в 1697-1699 гг. путешествие в составе Великого московского посольства в страны Западной Европы[Основы межд. Тур с.14 ]..

Такие путешествия, во время которых происходило знакомство с разными сторонами европейской жизни, значительно повлияли на развитие русской культуры. Одним из результатов этого влияния стало обязательное изучение дворянами иностранных языков. Екатерина II в сопровождении свиты и иностранных послов пересекла всю западную часть Российской империи, проплыла по Днепру, осмотрела города Херсон и Севастополь. Император Павел I вместе с супругой под именем графа Северного путешествовал по Европе более года. Он побывал во многих немецких городах, посетил Австрию, Нидерланды, Францию, Италию.

Для ранней исторической фазы развития туризма характерны сложность и длительность путешествий. Скорость перемещения составляла примерно 6 км/ч, а расстояние, покрывавшееся за день, не превышало 60 км. Привилегия или своего рода необходимость путешествовать принадлежала купцам, богатым мещанам, дворянам и аристократам.

Первым специалистом туристской отрасли считается англичанин Томас Кук. В 1841 г. он организовал массовое путешествие по стране, после которого туризм вступил в начальный период современной фазы развития. Описание этой первой туристической поездки 570 членов общества трезвости из г. Лестера в г. Лафборо сохранилось до наших дней. Стоимость поездки была невелика - всего один шиллинг, и цели она преследовала не коммерческие.

С 1847 г. созданное Т. Куком предприятие стало организовывать зарубежные поездки - сначала во Францию, а позднее и в другие европейские страны. В 1851 г. Кук основал первое коммерческое бюро путешествий «Томас Кук и сын» и в 1865 г. вывез первую организованную группу зажиточных туристов на отдых в Швейцарию.

Таким образом, именно он положил начало современной туристской индустрии. Во второй половине XIX в. туристские фирмы возникали во многих странах (в России - в 1885 г.). Обычным явлением становится резервирование мест в транспорте и номеров в гостиницах, классификация отелей, дорожные чеки, расписания и качественные путеводители с исчерпывающей информацией.

Этому событию в большой мере способствовал промышленный переворот на транспорте и появление такого массового транспортного средства, как железные дороги.

В 1838 г. колесно-винтовой пароход «Грейт вестерн» совершил свой первый рейс и доставил из Америки в Европу 68 пассажиров, положив начало регулярному пароходному сообщению между Нью-Йорком и Лондоном. В 1866 г. Кук организовал поездки двух групп английских туристов в США, а в 1867 г. пароход «Квейкер Сити» отправился в пятимесячное морское путешествие, взяв на борт 60 человек. Среди них находился Марк Твен, описавший свои дорожные приключения в книге «Простаки за границей». Так начал развиваться межконтинентальный туризм. В 1882 г. Кук организовал первое в мире кругосветное путешествие.

Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Кука в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Ланна, Политическая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха, открывается Велосипедный туристский клуб. Несколько позже туристские фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах Европейского континента.

В России большое внимание туризму уделяют со второй половины XIX в. В этот период получают широкую известность Общество любителей естествознания, Крымский горный клуб, Кавказское горное общество. В 1885 г. в Петербурге начинает свою деятельность первая российская туристическая компания Л. Липсона. С 1899 г. в Москве при Педагогическом обществе работает комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся. В 1895 г. создается Ялтинское бюро Крымско-Кавказского горного клуба.

Эти учреждения выпускали первые специализированные журналы: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант». В работе туристических организаций принимали участие многие известные ученые, путешественники, писатели, общественные деятели. Среди них Д.Н. Мамин - Сибиряк, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, К.А. Тимирязев, И.П. Павлов. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, в 1873-м - Исторический.

20 марта 1719 г. по указу Петра I в Карелии был открыт курорт «Марциальные воды». Это послужило началом изучения лечебных свойств минеральных источников и распространению путешествий с целью лечения и оздоровления. Возникают бальнеологические курорты в Старой Руссе, Кашине, под Самарой (Сергиевские Минеральные Воды), Липецком, в Ялте, Кавказских Минеральных Водах.

В XIX в. экскурсии, походы, путешествия стали применяться как способ обучения в школьном, специальном и высшем образовании, а также для сбора научно-географической и краеведческой информации о различных регионах России. Развитие науки, изобретения в области техники, появление железных дорог, пароходов - все это способствовало быстрому распространению как внутренних, так и внешних поездок с различными целями.

В 1882 г., после того как великие князья совершили паломничество в Святую Землю, император Александр III подписал указ о создании Императорского православного палестинского общества. Эта научно-благотворительная организация поддерживала православие на Ближнем Востоке, строила там больницы, церкви, школы, организовывала путешествия в Святую Землю.

Создание во второй половине XX в. автомобиля с двигателем внутреннего сгорания дало человечеству быстрый и комфортный способ передвижения. Уже в первой половине XX в. автомобили и автобусы в Европе и США становятся распространенным видом транспорта. В 1903 г. в Америке братья Райт совершили полет на построенном ими самолете с двигателем внутреннего сгорания, одновременно первые самолеты появляются в Европе. Совершенствуется морской транспорт, строятся гигантские для того времени лайнеры, способные за неделю пересечь океан Развитие морского и авиационного транспорта способствовало увеличению международных поездок.

Широкую деятельность по развитию туризма вело Российское общество туристов, созданное в 1901 г. на основе Общества велосипедистов - туристов (ОВТ). Члены общества организовывали различные экскурсии - пешие, велосипедные, лыжные, верховые, участвовали в байдарочных и парусных заплывах. Член общества Анисим Панкратов совершил первое кругосветное путешествие на велосипеде, которое длилось более полутора лет.

Первая Мировая война прервала международные туристические связи. Однако после ее окончания международный туризм вступил в новый период развития. В 1920-х гг. значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, если до войны большинство туристов направлялись в Италию и Швейцарию, то после ее окончания в сферу туризма оказались вовлечены практически все государства Европы.

В Советской России главной целью туризма было просвещение широких масс населения с помощью экскурсий и путешествий. Наряду с этим формируется база для элитного отдыха и оздоровления, а также рынок элитного выездного туризма. На развитие туризма в России благоприятное влияние оказала новая экономическая политика (нэп), введенная в 1922 г.

В 1928 г. Российское общество туристов было реорганизовано в Общество пролетарского туризма, а в 1930 г. создается Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Особой популярностью пользовались пешеходный и лыжный туризм. В 1929 г. основывается Всесоюзное акционерное общество «Интурист», что было связано с началом развития иностранного туризма. Приемом иностранных туристов занималось Всесоюзное акционерное общество «Отель». В его ведении находилось 17 отелей в разных городах страны. До 1941 г. было принято около 100 тыс. иностранных туристов. В 1939 г. учреждаются также добровольные альпинистские организации военно-спортивной направленности, из членов которых в годы Великой Отечественной войны формировались специальные отряды. К 1939 г. в СССР была создана курортная индустрия, располагавшая 1828 санаториями и 1270 домами отдыха.

Но в целом в мире, несмотря на поступательное развитие, период начала 1930-х гг. характеризуется рядом факторов, которые довольно негативно отразились на международном туризме. Это прежде всего мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и обострение политической обстановки в Европе, связанное с приходом к власти в Германии нацистской партии Гитлера.

Иностранный туризм начинает привлекать внимание различных спецслужб и разведывательных органов в качестве канала для сбора информации и проведения подрывной работы. Во время гражданской войны в Испании в Министерстве пропаганды нацистской Германии был создан специальный отдел туризма. Его главной задачей являлась отправка в Испанию немецких солдат под видом туристов.

Вторая мировая война резко сократила объем международного туризма. После войны многие города Европы лежали в руинах, резко ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров. Свою отрицательную роль сыграло и обострение политической обстановки в мире во второй половине 1940-х гг., когда началась безудержная гонка вооружений. Для миллионов людей внешний мир стал казаться источником угрозы и опасности. Только спустя несколько лет после окончания Второй мировой войны международный туризм в Европе, США и Канаде начал возрождаться. К 1950 г. общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всем мире, превысило довоенный уровень и составило более 25 млн. человек.

В послевоенные годы туризм приобретает массовый характер и становится формой досуга не только элиты общества, но и среднего класса, молодежи, учащихся. Формируется мощная индустрия отдыха с развитой инфраструктурой. Это период активной деятельности туристских фирм, массового строительства гостиниц, мотелей, заведений для отдыха и развлечений. Широкое распространение получает международный обмен. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, туризм переходит от индивидуальных форм к организованным.

В 1980-х гг. международный туризм превращается в важную часть международных экономических связей, приносящую стабильный доход. Меняется структура туристского спроса, мировой туристский рынок становится более разнообразным. В социальном аспекте для 1980-х гг. характерно повышение спроса на туристские услуги со стороны населения со средними или даже невысокими доходами.

К 2020 г., по мнению ЮНВТО, список наиболее популярных туристских направлений кардинально изменится. Ожидается, что самой посещаемой страной мира станет Китай.

Таблица 1- Ведущие страны мира по прибытиям туристов в 2020 г.

Страна

Прибытие туристов, млн чел.

Доля

в мировом

туристском

потоке, %

Среднегодовой

рост в 1995-

2020 гг., %

Китай

137,1

8,6

8,0

США

102,4

6,4

3,5

Франция

93,3

5,8

1,8

Испания

71,0

4,4

2,4

Сянган (ОАР Китая)*

59,3

3,7

7,3

Италия

52,9

3,3

2,2

Великобритания

52,8

3,3

3,0

Мексика

48,9

3,1

3,6

Россия

47,1

2,9

6,7

Чешская Республика

44,1

2,7

4,0

Всего

708,8

44,2

-

Предполагается, что в 2020 г. Китай посетит каждый одиннадцатый турист нашей планеты. Эксперты ЮНВТО считают, что США останутся на втором месте, а Франция переместится с первого на третье место. На пятое место, потеснив Италию и Великобританию, поднимется Сянган (ОАР Китая). Прогнозируется, что в десятку самых популярных направлений войдет и Россия с предполагаемыми 47,1 млн. прибытий туристов в 2020 г., а количество въезжающих туристов будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих за ее пределы. Перспективы развития как въездного, так и выездного туризма в России оцениваются как хорошие. Однако достоверность прогноза будет проверена временем. Пока что России необходимо определить свою нишу на мировом рынке въездного туризма, повысить темпы развития индустрии туризма и обеспечить привлекательность страны для иностранных туристов.

1.2 Факторы, влияющие на состояние и развитие въездного туризма

Одну из первых попыток классификации факторов предпринял А.П. Дубнов в 1970 г. [Теоретические основы рекреационной географии, 1975. - С. 35]. Он выделил основные группы факторов: факторы вовлечения, к которым относятся природные условия, тип культурной жизни и исторические условия жизни района, и факторы распределения — туристские ресурсы, уровень жизни района, транспортная удаленность. Факторы вовлечения побуждают человека к рекреационной деятельности, а факторы распределения определяют границы региональных туристских рынков. Такая группировка полезна при изучении туристского спроса; она помогает определить его региональные особенности.

Другой исследователь П. Мариотт в 1971 г. разделил все факторы на селективные, локализующие и реализующие [Теоретические основы, 1975. - С. 36]. К селективным факторам он отнес хозяйство, расселение, социальные и политические факторы; к локализующим - природные и культурно-исторические факторы. Группа реализующих факторов включает коммуникационные и материально-технические факторы.

М.А. Ананьев предложил подразделить факторы развития туризма на внутренние и внешние [Ананьев М.А., 1975. -С. 32]. При этом к внутренним он относит факторы, включающие природно-географические, демографические при доминирующем значении социально-экономических факторов. Внешние факторы рассматриваются им как тип международных отношений, сложившихся между данной страной и другими странами, которые влияют на состояние торгового и платежного балансов данной страны и ее партнеров, уровень цен на международных рынках, их соотношение с затратами национального труда на производство отдельных видов услуг и т.д.

Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебов полагают, что развитие туризма находится под влиянием многочисленных объективных и субъективных групп факторов [Мироненко Н.С, Твердохлебов И.Т., 1981. - С. 150]. Согласно их мнению быстрый рост международного туризма в современном мире обусловлен в первую очередь действием объективных групп факторов. К ним относятся: социально-экономические; демографические; природно-географические; научно-технические; медико-биологические. Наряду с ними существует и группа субъективных факторов, примерами которых могут служить национальные традиции, мода, рекламная активность и т.д.

Французский ученый Ж. Гибилато в 1983 г. схематично изобразил влияние вышеназванных факторов на развитие туризма [Александрова А.Ю., 1996. - С. 40] (см. приложение 2).

В середине 1990-х годов рядом исследователей рассматривались статичные и динамичные группы факторов развития туризма. К статичной группе относятся факторы, относительно неизменные в течение времени — природно-географические и культурно-исторические. Группа динамичных факторов сложнее по своему составу. В ней выделяются три подгруппы: 1) факторы, связанные с населением (социально-экономические и демографические); 2) факторы, связанные с внешней и внутренней политикой государства (геополитические и политические); 3) материально-технические и технологические факторы, объединяющие развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Как мы убедились, возможны различные подходы к группировке факторов, влияющих на развитие международного туризма. Вместе с тем каждый фактор не является самодостаточным. Все факторы взаимосвязаны и их влияние взаимообусловлено. Один и тот же фактор может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развитие туризма.

Исходя из опыта существующих в отечественной и зарубежной литературе классификаций факторов, влияющих на развитие международного туризма, и с учетом современных тенденций развития международного туризма автором выделены семь основных групп факторов: 1) социально-экономические; 2) факторы географического положения; 3) природно-рекреационные; 4) историко-культурные; 5) медико-санитарные; 6) политические; 7) экологические [Щербакова С.А., 1999. - С. 124]. Предложенная группировка факторов по сравнению с существовавшими ранее характеризуется большей детализацией и дополняется анализом проявлений их воздействия на международный туризм.

Проведенные исследования показали, что с течением времени меняется роль различных факторов в развитии международного туризма. Однако до сих пор не проводился ретроспектив

возможность определения трендов его развития, включая пространственную составляющую.

На ранних этапах развития международного туризма определяющими являлись природно-рекреационные и историко-культурные факторы. С появлением массового туризма в 1950-х годах все возрастающую роль стали играть социально-экономические факторы, связанные с ростом численности среднего класса, доходов, уровня и качества жизни населения, увеличением продолжительности оплачиваемых отпусков при уменьшении средней продолжительности рабочей недели и др. На современном этапе развития международного туризма перечень доминирующих факторов пополнился политическими факторами (уровень политической стабильности), медико-санитарным фактором (эпидемиологическая и санитарно-гигиеническая обстановка), а также фактором, характеризующим состояние окружающей человека среды.

В перспективе возможно выявление новых факторов развития международного туризма в связи с широким распространением инновационных технологий в туристском обслуживании.

Рассмотрим особенности воздействия на развитие туризма важнейших из вышеперечисленных групп факторов.

По мнению многих исследователей, наибольшее влияние на развитие международного туризма оказывает группа социально-экономических факторов, которую в свою очередь можно разделить на три подгруппы: экономические, демографические и инфраструктурные факторы.

Подгруппа экономических факторов. Уровень и качество жизни населения напрямую определяют туристскую активность населения страны. Важнейшими предпосылками увеличения объема, активности и интенсивности туристской деятельности являются рост реальных доходов населения и увеличение свободного времени. По мере повышения уровня материального благополучия увеличивается спрос на товары и услуги в туризме. В развитых странах рост общественного богатства сопровождается сокращением доли расходов на питание и предметы
роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан.

Одновременно растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени. Туристская активность находится в прямой зависимости от уровня личного потребления в странах постоянного местожительства путешествующего.

На протяжении последних лет увеличение реальных доходов населения в развитых странах вело к постоянному росту отбытий в отпуск. А увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска и внедрение гибкого графика работы нашли свое отражение в возможности использования отпускного времени частями, т.е. несколько раз в год, что привело к росту числа непродолжительных туристских поездок. В связи с этим возрастает потребность в различных типах поездок по целям и видам деятельности и увеличивается туристская активность вне обычных пиковых сезонов.

В конце XX в. цены на путешествия поднимались медленнее, чем росла инфляция в целом в результате использования научно-технических достижений, конкурентного давления и др. На современном этапе появляются новые факторы развития туризма. К ним можно отнести валютный фактор. Считается, что рост относительной стоимости поездки за рубеж на 5% приводит к уменьшению спроса на выездной туризм на 6—10% [Квартальнов В.А., 1998. — С. 39]. Поэтому изменения курсов основных валют оказывают сильное влияние на туристские потоки между странами с сильными и слабыми валютами. Например, ввод единой валюты в странах Европейского союза (ЕС) способствовал увеличению внутрирегиональных потоков между странами ЕС.

Еще один важный момент современного мира — повсеместное распространение пластиковых кредитных карт, дорожных чеков. Они позволяют туристам оплачивать практически все услуги в поездке независимо от вида валют.

Глобализация является одним из важнейших факторов, действующих в международном туризме. Она проявляется в разных формах: пространственном расширении мирового туристского рынка путем освоения новых туристских районов, ускоренном развитии межконтинентальных туристских обменов, транснационализации в туристском и гостиничном хозяйстве, увеличении числа поглощений и слияний туристских предприятий, заключении соглашений о международном сотрудничестве в сфере туризма в различных формах, распространении глобальных компьютерных систем бронирования туристских продуктов, внедрении единых международных стандартов обслуживания туристов (см. приложение 1).

Подгруппа демографических факторов включает изменение численности, территориального размещения, возрастной структуры населения, состава и размера семьи, уровня урбанизации и др. Быстрый рост населения Земли сопровождается увеличением числа потребителей и расширением потребительских туристских рынков. Эта тенденция требует уточнения с учетом благосостояния общества и покупательной способности населения. Демографический взрыв происходит преимущественно за счет развивающихся стран, в которых низкий жизненный уровень является основным препятствием в развитии массового отдыха и туризма. В то же время в развитых странах, которые обеспечивают основной прирост количества туристов, наблюдается замедление темпов увеличения населения в результате падения рождаемости.

Особое влияние на развитие туризма и туристский спрос оказывает возрастная структура населения. Основными потребителями туристских товаров и услуг являются лица от 30 до 50 лет, имеющие свободное время и достаточное количество денежных средств. Высокими темпами роста отличается рынок туризма людей старше 50 лет, который во многом определяет функциональное и территориальное разнообразие организации туризма. Данная категория туристов позволяет гостиницам и курортам поддерживать хорошую загрузку в низкий сезон и круглогодичную занятость в туриндустрии. Например, в Испании в рамках социальной программы для лиц третьего возраста IMSERSO организуется около 400 туристских поездок в год. А по программе INATEL около 45 тыс. пожилых испанцев принимают участие в недельных турах [Tourism Facts & Figures, 1998. - P. 23].

Важно отметить увеличение числа работающих женщин во всех регионах, которые активно участвуют в выездном туризме. Женщины становятся главной силой туристской активности, связанной с отдыхом и проведением отпуска. Так, если в 1990-е годы количество путешествующих мужчин и женщин было одинаково, то в 2004 г. доля женщин в общем туристском потоке составила 72% - это свыше 506 млн чел. [World Overview & Tourism Topics, 2005. — P. 10]. Женщина представляет большой потенциал для туристского спроса в будущем, поскольку их средняя продолжительность жизни достаточно высока и они, в отличие от мужчин, всегда готовы испытывать на себе новые тенденции туристского бизнеса. Поэтому все чаще для женщин формируются спецпредложения, отвечающие потребностям женщин: шоп-туризм, спа-туризм, фитнес-туры, элитный туризм с посещением центров высокой моды и покупкой последних коллекций одежды, парфюмерии, украшений и др. [Щербакова С.А., 2006. - С. 181].

Произошли изменения в структуре семьи — увеличилась доля «одиночек», которым свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление к успеху в профессиональной деятельности, повышенные требования к качеству жизни. Они уделяют внимание организации своего свободного времени.

Урбанизация, влекущая за собой рост численности городского населения, плотности населения, ускоренный ритм жизни, экологические проблемы, повышает риск для здоровья человека. Она играет заметную роль в формировании туристского спроса. Чем крупнее город, тем сильнее желание его жителей проводить отпуск вне постоянного местожительства. И наоборот, чем меньше населенный пункт, тем ниже интенсивность туристских отбытий среди его жителей и тем ближе выбираемые ими цели туристских поездок.

Подгруппу инфраструктурных факторов можно разделить на материально-технические и технологические факторы.

Для эффективного развития международного туризма требуется, чтобы экономический уровень развития страны был достаточно высоким, способным обеспечить создание материально-технической базы туризма, которое определяет потенциальные возможности участия страны в международном туристском разделении труда. Каждая страна, претендующая называться туристской, должна предложить гостям достаточное количество услуг, в том числе размещение, питание, перевозки, а также культурные, спортивные и развлекательные мероприятия. Их качество должно соответствовать международным стандартам.

Для привлечения туристов создается система развлечений, включающая аттракционы, зрелищные мероприятия ( карнавалы, фестивали, ярмарки и т.д.), дельфинарии, зоопарки, тематические парки и др. Например, каждый из существующих в мире парков Диснейленда (в штатах Калифорния и Флорида, США, в Японии, Франции и Испании) принимает 1 млн гостей в год [Биржаков М.Б., 2000. - С. 177].

Технологический прогресс в средствах связи, на транспорте и других секторах экономики влияет на развитие туризма, помогает расширить процесс передвижения людей на дальние расстояния и способствует появлению новых мест туристского назначения в самых отдаленных и труднодоступных регионах мира. Совершенствование средств информационного обеспечения и компьютерного оформления туров упрощает организацию поездок и удовлетворение запросов путешествующих лиц.

Современные компьютерные системы бронирования обеспечивают организационную основу для распределения интегрированного туристского продукта. Исследования, проведенные компанией Claria Corporation в 2004 г. среди пользователей всемирной паутины, показали, что 88% респондентов посещают туристские сайты, при этом 61% пользователей бронируют в сети авиабилеты и 52% — услуги гостиниц [Савельев К.С., 2006. — С. 57].

Но технологические изобретения могут сократить потоки туристов. Так, например, при помощи «виртуальной реальности» турист может «посетить» разные страны, не покидая постоянного места проживания.

Значительное воздействие на развитие международного туризма оказывают факторы, обусловленные потреблением туристов и связанные с влиянием моды, предпочтений и привычек туристов, а также рекламной активностью туристских фирм и др.

Факторы географического положения включают:

физико-географическое положение, определяющее характер природно-рекреационных ресурсов;

экономико-географическое положение, выражающееся в особенностях по отношению к главным туристским рынкам;

транспортно-географическое положение, отражающее степень удаленности принимающей страны от основных стран - генераторов туристского спроса, а также степень легкости передвижения;

геополитическое положение, выражающееся в близости того или иного района к очагам международной напряженности.

Большинство выгод географического положения дестинации реализуется через транспортно-географическое положение, одной из характеристик которого является расстояние. Обычно оно определяется в километрах, но в рамках экономического анализа расстояние выражается в затратах времени и денег на его преодоление. Изменения, касающиеся величины затрат времени и денег на поездку, часто в результате ускорения или удешевления транспортного сообщения между странами, непосредственно отражаются на географии туристских потоков, объеме и интенсивности туризма. Например, снижение тарифов на трансатлантический перелет в начале 1980-х годов - это следствие расширения межконтинентального туристского обмена. Отмечалось увеличение числа прибытий иностранцев из-за океана в крупные туристские центры Америки и Европы: Нью-Йорк и Майами, Лондон и Париж [Александрова А.Ю., 2001. — С. 137].

Третью группу составляют природно-рекреационные факторы.

Природно-рекреационные ресурсы во многом определяют туристскую специализацию страны. Туристы учитывают особенности ландшафта и климата, аттрактивность, разнообразие, экзотичность и уникальность природно-рекреационных ресурсов, а также естественные возможности для занятия спортом, охотой, рыболовством и т.д. [Котляров Е.А., 1978. — С. 44]. Указанные характеристики в существенной мере определяют географию потоков международных туристов. Например, наличие превосходных морских пляжей и солнечный климат на курортах Средиземноморья порождают многочисленные туристские потоки из многих стран мира.

Вместе с тем природно-климатические условия являются одной из причин, обусловливающих сезонность туристских потоков. Климатические особенности связаны с тем, что в большинстве районов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения и занятия спортом по месяцам неодинаковы. Поэтому люди стараются получить отпуска в наиболее благоприятное по погодным характеристикам время года. Согласно статистическим данным на два летних месяца (июль, август) приходится до половины всех туристских поездок в Европе. При отдыхе на море, в горах и лесах именно климат определяет оптимальные параметры туристского сезона. Для других видов туризма климат играет роль корректора, ограничивающего равномерность поездок и использование рекреационных ресурсов.

Целебные свойства природных

Сказаться на развитии туризма или даже отбросить его на несколько лет назад могут и менее экстремальные обстоятельства, например, такие, как непродолжительный политический кризис или единичный инцидент. Нельзя не отметить также высокий уровень преступности, отрицательно влияющий на туристский имидж страны (например, Кения, ЮАР (район Дурбана), Гватемала, Бразилия, Колумбия, Южная Франция, Южная Италия, Испания). Как правило, каждый такой инцидент получает такую огласку в средствах массовой информации, и такая активная антиреклама способна нанести ущерб национальной индустрии туризма.

Можно выделить три вида дестабилизации ситуации, влияющей на индустрию туризма:

1) продолжительная дестабилизация - Ливан, Северная Ирландия, Шри-Ланка, Уганда и др.;

2) кратковременная дестабилизация вследствие единичного случая - Индонезия, Китай, Фиджи, Филиппины, США и др.;

3) неопределенность и постоянная изменчивость ситуации - Египет, Индия, Израиль, Ямайка, Кения, Перу, Турция, Россия и др.

Одной из самых опасных форм проявления политической нестабильности является терроризм.

Событие, произошедшее в США 11 сентября 2001 г., имело более драматические последствия, чем любой политический кризис в последние годы. Всемирная система бронирования авиабилетов «Амадеус» зафиксировала снижение продаж на 27,5% по сравнению с 2000 г. Только за 10 дней в период с 11 по 21 сентября убытки авиакомпании «Эйр Франс» составили 60 млн евро. Общий пассажирский трафик снизился на 7%, а на самом североамериканском направлении объемы перевозок сократились на 26,1%. Гавайские острова понесли убытки на 500 млн долл. в результате аннуляций 20% ранее забронированных мест. Индустрия Канады потеряла с сентября 2001 г. по декабрь 2002 г. более 14 тыс. рабочих мест и 457 млн евро [Tourism after 11 September, 2001. - P. 11]. В целом в результате террористических нападений 11 сентября международный туризм, с одной стороны, столкнулся с мгновенным сокращением туристского потока, затронувшим различные рынки, в особенности рынок США. С другой стороны, новая ситуация привела к перераспределению туристских потоков в пользу более безопасных туристских направлений и центров.

Также появилась определенная тенденция связывать нападения 11 сентября с целой культурой или религией (исламом). Она оказывает крайне неблагоприятное влияние на развитие туризма в странах, никак не причастных к терактам. Так, спрос на отдых в арабских странах в 2001 г. упал на 60—70%. Поэтому в ходе работы «Исламской конференции» был разработан план по развитию туризма между 28 странами-участницами, и ряд мусульманских стран (Египет, ОАЭ, Сирия, Иордания) начали реализовывать общую рекламную кампанию, рассчитанную на крупных западных туроператоров.

Тем не менее, как показывает практика, туристская память относительно коротка, и после прекращения неблагоприятных событий туристский поток быстро восстанавливается.

Экологические факторы выделились в отдельную группу не так давно. Они тесно взаимодействуют с группой природно-рекреационных факторов.

Экологическое состояние территории выражается прежде всего в тех ее свойствах и условиях, которые оказывают непосредственное влияние на ощущение и состояние здоровья туриста, обозначая степень благоприятности природных условий для отдыха [Кочуров Б.И., 2003. - С. 69]. К характеристикам, непосредственно влияющим на экологическую благоприятность условий отдыха и воздействующим на состояние здоровья туриста, относятся физиологическая комфортность территории (многие элементы климата, температурный режим поверхностных вод, стихийные природные явления и др.), психофизиологическая комфортность (характер открытости или закрытости пейзажей, ощущение тесноты от скопления людей или, напротив, одиночества, сенсорная избыточность или недостаточность, темп смены впечатлений и др.), техногенное загрязнение территории (чистота воздуха, воды, степень загрязнения ландшафтов и др.).

Возрастающие нагрузки на окружающую среду делают более актуальными задачи по защите и охране природных ресурсов. В настоящее время, а также в будущем рынок заполнится новым видом туристского продукта - экотуризмом, направленным не только на отдых, но и на бережное отношение к окружающей среде и экологическое просвещение туристов.

1.3 Современное состояние въездного туризма

Низкий уровень развития въездного туризма в России не соответствует значительному туристскому потенциалу страны с уникальными уголками природы, богатой памятниками истории и культуры мирового значения

Анализ развития данного вида туризма в России является сложным, прежде всего, нерешенностью проблем достоверного статистического учета турпотоков и экономических показателей функционирования туриндустрии. Данные ФСБ России (Пограничной службы), с одной стороны, свидетельствуют об увеличении въезда в Россию иностранных граждан (без учета въехавших на постоянное место жительства) с 1995 г. почти в 2,2 раза (22,06 млн. прибытий в 2004 г.). С другой - констатируют, что произошло это в основном за счет роста прибытий из стран СНГ (с 5,0 млн. в 1995 г. до 13,4 млн. в 2004 г.), тогда как число прибытий из стран дальнего зарубежья за тот же период увеличилось всего в 1,6 раза - с 5,3 млн. до 8,7 млн.

Кроме того, необходимо учитывать, что увеличение въезда из стран СНГ произошло в основном из-за роста частных поездок (в 3,6 раза), среди которых особенно велика доля трудовой миграции, тогда как туристские поездки составляют всего 3,3%, сохраняясь примерно на одном уровне с 2000 г. Наконец, такая динамика общего числа прибытий из стран СНГ может в известной степени объясняться улучшением пограничного контроля в условиях относительной прозрачности границ.

Общая цифра международных прибытий в страну впечатляет, и если считать большинство из них туристскими, то в списке самых посещаемых туристами государств Россия должна была бы занимать 7-е место после Франции (75 млн. прибытий), Испании (52,5 млн. прибытий), США (40,4 млн. прибытий), Италии (39,6 млн. прибытий), Китая (33,0 млн. прибытий) и Великобритании (24,8 млн. прибытий).

Но в Великобритании валютные поступления от 24,2 млн. иностранных прибытий составляют 19,4 млрд. долл., а в России, по данным за 2003 г., на 22,5 млн. прибытий приходится экспорт услуг на сумму 4,5 млрд. долл. Если валютные поступления в расчете на одно прибытие в США превышают 1600 долл., в Германию - 1250 долл., Италию и Испанию - по 790 долл., Австрию - 700 долл., Китай - 520 долл., то средние расходы, произведенные нерезидентом во время пребывания на территории Российской Федерации, составили всего 200 долл.

Это не означает, что мировой туристский рынок утратил интерес к нашей стране, о чем свидетельствует и динамика въезда в Россию из стран, граждане которых чаще всего выезжают за рубеж. Так, в 2003 г. на долю Германии приходилось 516 тыс. прибытий, США - 281, Франции - 189, Великобритании - 177, Италии - 170 и Японии - 87. Тем не менее, тон в структуре въезда из стран дальнего зарубежья задают государства, сопредельные России, на долю которых приходится и основная часть челночного оборота. В 2004 г. на долю Польши пришлось 1129 тыс. прибытий, Финляндии - 1092 тыс., Литвы - 951 тыс., Китая - 813 тыс., Эстонии - 521 тыс., Латвии - 371 тыс. и Монголии - 123 тыс. Особенно в этом отношении важен Китай, который располагает сегодня самым большим в мире потенциалом выездного туризма. По мере развития современных форм организации приграничной торговли число челночных прибытий из Китая сокращается, уступая место реальным турпоездкам, особенно после включения России в 2002 г. в список стран, рекомендованных властями КНР для посещения китайскими гражданами.

К этому перечню можно добавить Турцию, откуда в 2004 г. в Россию въехали 178 тыс. человек, значительная, если не большая, часть которых приезжала на заработки. Хотя нельзя не учитывать, что челночные направления со временем, как правило, становятся популярными туристскими дестинациями. Примером тому с точки зрения поездок российских граждан за рубеж могут служить и Римини в Италии, и Дубай, и Греция, и Турция, и Финляндия. Можно не сомневаться, что то же самое произойдет с поездками в Китай и Польшу.

Еще одним важным индикатором работы индустрии гостеприимства является количество созданных в этой сфере рабочих мест, в том числе с учетом сезонной занятости. Сказанное не умаляет, разумеется, значения таких показателей, как коэффициент загрузки средств размещения, объем реализации услуг, рентабельность, сроки окупаемости капиталовложений применительно к предприятиям и организациям, специализирующимся на приеме иностранных туристов, и, конечно, сумма налогов, уплачиваемых ими в бюджеты всех уровней.

Если считать народно-хозяйственную эффективность, нельзя не учитывать мультипликативный эффект развития въездного туризма (равно как и внутреннего), возникающий в результате создания рабочих мест и реализации товаров и услуг туристам предприятиями смежных отраслей - транспорта, культуры, народных промыслов, общественного питания, торговли, связи и т.д. Соответствующие методики разработаны Всемирной туристской организацией, но внедрение их сопряжено с немалыми трудностями в организации статистического учета и отчетности на региональном и общероссийском уровнях.

Таким образом, повышение эффективности государственного регулирования в сфере въездного туризма, равно как и решений, принимаемых на уровне внутрифирменного управления, невозможно без совершенствования системы соответствующих показателей, методологии и методики статистического учета и отчетности.

По результатам экспертного опроса 115 работающих на въезд туроператоров, который РСТ провел в 24 регионах России, составлен рейтинг проблем, препятствующих развитию въездного туризма в нашу страну (см. Приложение). Совершенно очевидно, что большинство вопросов, которые необходимо решить для увеличения турпотока в Россию, относятся к компетенции непосредственно государства.

Основные проблемы, мешающие развитию въездного туризма, напрямую связаны с общеэкономической ситуацией, в частности, инвестиционным климатом в стране. И, по большому счету, именно этим объясняется, например, дефицит гостиниц туркласса, то есть уровня 2-3*, и других объектов туристической инфраструктуры. Но есть первоочередные вопросы, которые государство может решить, а некоторые уже начало решать. На прошедшем в Лондоне саммите, как известно, Россия и Евросоюз договорились об упрощении въезда в Россию для граждан экономически развитых стран. Речь пока не идет о туристах, но, тем не менее, это важный шаг для стимуляции въездных потоков.

А договоренность о единой стоимости виз в 35 евро не только для стран Шенгенской зоны, но и для всего Евросоюза, дает основания надеяться, что и Россия в ближайшее время перейдет к реально паритетному варианту, а также сократит сроки выдачи виз максимум до трех-четырех дней, зарабатывая на количестве выданных въездных документов, а не на срочности их оформления. Но решение вопроса упирается не столько в МИД, который занимает по этому поводу достаточно конструктивную позицию, а в то, чтобы обеспечить достойное финансирование российских консульств за рубежом со стороны Минфина.

Но все эти меры можно рассматривать лишь как первый шаг на пути упрощения визовой процедуры, поскольку наши конкуренты – страны Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и даже СНГ, например, Казахстан, Киргизия, Украина - идут по пути перехода на режим безвизового въезда для экономически развитых стран и поэтапной отмены институтов подтверждения и обязательной регистрации.

Показательны примеры значения визовой политики для привлечения турпотоков. За последние два сезона Россия потеряла 50-60% израильского рынка, весьма важного для въездного туризма нашей страны. Причиной стала отмена Чехией и Венгрией виз для израильтян, и они дружно поехали в Восточную Европу. Пару лет назад по аналогичной причине заметно снизился въездной поток в Россию из Японии. Японские туристы предпочли Китай, который установил для них безвизовый въезд. В результате турпоток из Японии в Китай увеличился в 4 раза.

Русская пословица «Что дорого – то мило» в отношении турпоездок в Россию не работает. Въездной поток из Западной Европы в нашу страну сокращается во многом из-за высокой стоимости туров. Даже себестоимость туров в Россию превышает «желательную» платежеспособности граждан западноевропейских стран. То есть, они, конечно, могут потратить такие деньги на путешествие, но не будут этого делать, поскольку есть огромный выбор гораздо более выгодных предложений из Восточной Европы».

Классический недельный тур Москва - Санкт-Петербург за последние четыре года подорожал в 2-2,5 раза, и сейчас обходится европейцу в 1300-1400 евро при размещении в двухместном номере. При этом аналогичная поездка в Чехию или Венгрию стоит 500-700 евро.

Стоимость турпакета в Россию растет за счет всех составляющих. Например, за четыре года стоимость железнодорожного билета Москва - Санкт-Петербург выросла с $28-30 до $80, билеты в самые популярные музеи увеличилась в 3-4 раза, услуги гостиниц и предприятий общественного питания каждый год дорожают на 20-25%.

Также актуальна ситуация с привлечением инвестиций для развития туристической инфраструктуры в стране. Помимо снижения таможенных пошлин на импорт воздушных пассажирских судов, на котором сейчас настаивает Минэкономразвития, необходимо срочно рассмотреть вопрос о снижении, а лучше отмене таможенных пошлин на импорт современных туристических автобусов. Сегодня, чтобы ввезти в страну современный автобус, надо к его цене прибавить 20% - таможенные пошлины, 18% - НДС, 2,2% - налог на имущество. В итоге стоимость его для российских компаний увеличивается на 44% по сравнению с ценой, которую платят за такую же машину наши коллеги, например, из стран Балтии. Конкретно: установка таможенных пошлин на автобусы старше 7 лет в 3 евро за 1 куб. см двигателя увеличивает стоимость комфортабельного и безопасного западноевропейского туристического автобуса на 36 тыс. евро. В результате многие турфирмы не могут вообще позволить себе не только новые, но и даже подержанные автобусы недавнего года выпуска. Да и смысла нет их покупать: из-за высокой цены значительно растягиваются сроки окупаемости этих инвестиций. В результате оказывается под угрозой безопасность туристов, которых возят на старых автобусах с соответствующими техническими характеристиками.

По данным таможенной статистики за шесть месяцев 2005 года в страну ввезено 176 новых туристических автобусов. А подержанных – 1493, в том числе 163 – 80-х годов выпуска и 1042 – 1997-98 годов, ввезенные из Китая и Кореи.

Аналогичная проблема с речными круизными судами, которых реально в России не строят, а при импорте накручивается 23% стоимости (18% НДС плюс 5% таможенные пошлины). Сроки окупаемости, опять же, зашкаливают далеко за 10 лет. Не случайно затормозилась даже объявленная сделка по строительству первых шести теплоходов для России в Германии, а отечественный круизный флот представляет собой, чуть ли не экспозицию плавучего музея. Иными словами, без кардинального снижения налогов и таможенных пошлин на импорт транспортных средств для перевозок туристов реальных перспектив укрепления позиций на мировом туристическом рынке у России просто нет. Этот же вопрос необходимо срочно решать и в отношении импортного оборудования – лифтового, холодильного, вентиляционного и др. - для гостиниц и других предприятий индустрии гостеприимства.

Еще одна не менее важная проблема - некоммерческая реклама туристических возможностей страны за рубежом. Из федерального бюджета на это выделяется всего3 млн. евро, включая не только непосредственно рекламные акции, но и выставки, конференции и прочие мероприятия, проводимые Федеральным агентством по туризму. А та же Польша в 2006 году намерена потратить на свое продвижение более 60 млн. евро. Даже Франция, давно лидирующая на рынке въездного туризма, выделяет на рекламу страны 60 млн. евро, не считая региональных бюджетов. В среднем же каждая страна Евросоюза тратит на некоммерческую рекламу 34 млн. евро.

Поэтому, в России расходы на эти цели из федерального бюджета, если страна действительно делает ставку на развитие туризма, не могут составлять меньше $100 млн. в год. И пора, наконец, признать экспортный характер предпринимательской деятельности в области въездного туризма, предусмотрев соответствующие льготы по НДС.

По данным Росстата, увеличение стоимости услуг в сфере внутреннего туризма в 2001 г. составило 31,1%, в 2002 г. - 21,8%, а в 2003 г. - 19,4%. Тогда как, например, стоимость поездок российских граждан за рубеж в 2001 г. выросла на 8,8%, в 2002 г. - на 8,0%, а в 2003 г. - на 4,9% (при этом средняя стоимость поездки в Турцию даже сократилась на 3,6%, а в Китай - на 4,5%). В основе роста цен в сфере туризма лежат причины общеэкономического характера: неэффективность структурной, антимонопольной политики, сложившийся инвестиционный климат, рост мировых цен на энергоносители и др. Однако анализ динамики цен на отдельные виды услуг, реализуемых туристам, дает основания для дополнительных выводов. Прежде всего обращает на себя внимание то, что опережающими темпами растет стоимость услуг в тех отраслях, где регулирование цен (тарифов) относится к зоне ответственности государства. Речь идет, например, о железнодорожных билетах и входных билетах в музеи, большинство которых являются государственными.

Немало проблем возникает и при работе с музеями, особенно федерального значения, начиная от очередей на вход во время высокого сезона, обеспечения стоянками для автобусов, туалетами и заканчивая той же ценовой политикой. Проведенный Российским союзом туриндустрии (РСТ) анализ цен входных билетов в крупнейшие музеи мира показал, что в России их стоимость уже вышла на европейский уровень, уступая только музеям Тауэра и Ватикана.

Определенный прогресс во взаимоотношениях турбизнеса с музеями наметился. По итогам переговоров РСТ с руководством Государственного Эрмитажа и Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" эти музеи как наиболее пользующиеся спросом у иностранных туристов не повысили цены входных билетов на 2005 г. При этом Эрмитаж ввел сезонные скидки, а Московский Кремль довел информацию о стоимости своих услуг в следующем году до турфирм заранее, в октябре 2004 г.

Прежде турфирмы узнавали о ценах на высокий сезон уже после начала года, хотя договорный процесс с зарубежными партнерами и выпуск каталогов с указанием цен начинались осенью предыдущего.

Главной же причиной опережающего роста стоимости отечественного турпродукта является дефицит современных гостиниц туристского класса. Количество гостиничных предприятий за период с 1995 по 2003 г. сократилось на 28,8% и составило 3916, номерной фонд - на 17,2% (177,2 тыс. номеров), а единовременная вместимость - на 14,5% (364 тыс. мест). Разумеется, отчасти это связано с выбытием изношенных основных фондов и реконструкцией части гостиниц, предполагающей, как правило, увеличение площади номеров за счет сокращения их количества. Кроме того, надо учитывать, что, помимо гостиниц, отечественная база размещения включает санаторно-курортные учреждения и организации отдыха (пансионаты, дома и базы отдыха, турбазы и др.), общее число которых составляет 4601, а вместимость - 787,4 тыс. мест. Таким образом, общее количество мест в официально зарегистрированных в России средствах размещения, не считая детских оздоровительных учреждений, по состоянию на 2003 г. составляло 1151,4 тыс., что втрое больше, чем в Турции, и в четыре с лишним раза больше, чем в Египте. По этому показателю Россию в Европе опережают только Италия, Германия, Испания и Франция.

Развиваясь, туристический сектор России будет содействовать в целом развитию экономики страны в целом.

2 Характеристика потенциала въездного туризма Республики Алтай

2.1 Рекреационные ресурсы РА и их значение в развитии въездного туризма в регионе

Как было отмечено в первом разделе туристский бизнес является наиболее прибыльной и перспективной сферой вложения капитала. Особое значение туристская отрасль имеет для Республики Алтай, так как это регион с обширными рекреационными ресурсами. В Республику Алтай приезжают туристы более чем из 40 регионов России, большинство из соседних регионов:

-Новосибирской области,

-Алтайского края,

-Кемеровской,

-Томской областей,

-Омской области,

-Тюменской областей,

-Красноярского края,

-регионов Урала и европейской части Российской Федерации.

Горный Алтай сохранил красивейшие природные ландшафты, первозданность и нетронутость, каких нет в других регионах России. Алтай настолько многолик и разнообразен, что может удовлетворить вкус любого путешественника. Природно-климатические условия республики предопределили развитие многих видов туризма:

-приключенческий и экстремальный туризм,

-охотничий и рыболовный,

-спортивный и исторический,

-научный и другие.

Экономический потенциал позволяет развивать такие услуги, как лечебный туризм, религиозные туры, этнокультурный и экологический туризм, обслуживание транзитных туристов, следующих в Монголию и Китай.

Республика Алтай является единственным в России регионом, на территории которого можно провести спортивное путешествие по любому классификационному виду туризма от первой до шестой (высшей) категории сложности. Наиболее освоены в туристском отношении маршруты спортивного: горного, водного, конного, охотничьего и пешеходного туризма, проходящие в районах Белухи, рек Катуни, Чуй и Бии, а также по северной оконечности и вдоль Телецкого озера, по Чуйскому тракту. Это объясняется развитыми туристскими традициями края, а также относительной обеспеченностью предприятиями туристского обслуживания.

В связи с проведением различных научных исследований уникальных объектов и явлений (изучение археологических памятников, эндемичных видов растений и животных, различные географические исследования) перспективным является и развитие въездного туризма[ссылка источник ].

Восхождения на Белуху и на вершины в ее окрестностях привлекают большое количество альпинистов как российских, так и зарубежных.

Здесь возможно всё: сплав по горным рекам, альпинизм и горнолыжный спорт, семейный и оздоровительный отдых; в чистейшей природной среде, уникальные лечебные процедуры на основе Горно-Алтайских растений и продуктов мараловодства, пешие или конные маршруты, джип-сафари среди захватывающих дух ландшафтов, охота и рыбалка, культурно-этнографические открытия, паломнические туры по святым местам нескольких религий или научные экспедиции! В 2011 г. читатели журнала National Geographic назвали Горный Алтай лучшим в России "направлением для активного отдыха, в том числе экстремального".

Множество гостей съезжается раз в два года на национальный алтайский праздник "Эл - Ойын" - всенародные игры.

Итак, Республика Алтай обладает гигантским природным и историко-культурным потенциалом для развития въездного туризма. Природные сокровища Горного Алтая - Алтайский заповедник и Телецкое озеро, Катунский заповедник и гора Белуха, зона покоя Укок - включены в 1998 г. в список Мирового наследия ЮНЕСКО под общим именем "Золотые горы Алтая", - Прародина скифов, гуннов и тюрков, Горный Алтай способен открыть и любителю истории, и учёному-этнографу множество древних памятников и неразгаданных загадок.

Позитивная тенденция к изменению территориальной структуры прибытий уже проявилась. В 2009-2011 гг. поток туристов из европейских регионов страны возрос со 130 тыс. до 230 тыс. (на 77%), а их доля в общем турпотоке - с 13% до 17%. В эти же годы число иностранных туристов увеличилось на 30% - с 5,8 тыс. до 7,6 тыс. чел [ссылка источник ].

В Республики Алтай разработаны туристские проекты, которые в дальнейшем будут способствовать развитию въездного туризма. Среди них следует отметить

Три из пяти важнейших проектов ("Алтайская Долина", "Манжерок", "Алтай-Resort") осуществляются на севере в Майминском районе, где федеральная автотрасса "Чуйский тракт" и аэропорт Горно-Алтайска образуют главные транспортные ворота республики.

Горнолыжный курорт "Манжерок" располагается на 30 км южнее "Алтайской Долины". Его первая очередь завершена в 2010 г. и включает в себя 4 современные горнолыжные трассы с подъёмниками, трассы для беговых лыж и санных катаний по склонам, горнолыжную школу, отель на 120 мест. В перспективе "Манжерок" станет крупнейшим горнолыжным комплексом к востоку от Урала. Совместный проект Правительства Республики Алтай и ООО "Сбербанк Капитал" намечает доведение числа лыжных трасс до 32, а их протяжённости - до 60 км, создание сноуборд-парка и парка зимних развлечений. С применением технологий оснежения лыжный сезон будет длиться с октября по май включительно. Обширный комплекс пляжных, водных и других видов отдыха предусмотрен и для летнего сезона. Одновременная вместимость всех отелей Манжерока составит 6500 мест. Общая стоимость предстоящих второй и третьей очередей (2011 - 2016 гг.) проекта - 17,4 млрд руб. За счёт государственных средств (5,4 млрд руб.) предполагается провести инженерное обустройство территории, а частные инвестиции в коммерческие объекты составят 12 млрд руб.

Последний из триады курортов к югу от Горно-Алтайска - "Алтай-Resort",реализуемый Правительством Республики Алтай и ВАО "Интурист". По завершении строительства в 2016 г. в этот комплекс будут входить гостиницы на 1200 мест, искусственное озеро, спа-центр и для зимнего сезона - три горнолыжные трассы с подъёмниками.

Четвёртый проект - санаторно-курортный и экскурсионный комплекс "Чемал" - имеет лечебно-оздоровительную направленность и, одновременно, будет служит точкой базирования для всех, кто желает обследовать красивейшую долину Катуни на её Чемальском отрезке.

Наконец пятый проект, ориентированный на развитие горнолыжного и водного туризма, обустраивает берега прекрасного Телецкого озера.

Эти пять проектов с суммарными инвестициями боле 50 млрд руб. коренным образом модернизируют нашу туриндустрию, выдвинут Горный Алтай в число особо перспективных туристских направлений России и мира. С их помощью мы рассчитываем на прирост туристских посещений (1 мл. в год) и увеличение доходов от туризма минимум в 10-12 раз[ссылка источник ].

Описанные пять проектов должны создать ту необходимую критическую массу, которая позволит вывести Горный Алтай на новую траекторию как туристского, так и социально-экономического развития и будет существенно способствовать развитию въездного туризма.

Для современного туриста чистота воздуха, почв и водоёмов, первозданность природных ландшафтов, богатство флоры и фауны являются настоящими магнитами, побуждающими совершить путешествие в тысячи километров.

На Алтае развивают сотрудничество с Международным союзом охраны природы и Всемирным фондом дикой природы, лучшее берётся на вооружение. Чрезвычайное значение придаётся экологической экспертизе проектов, реализуемых в xpyпких экосистемах. Составляются паспорта пеших и конных туристских маршрутов в целях чёткого определения и соблюдения требований защиты природы и безопасности туристов

В 2009 г. утверждена концепция имиджевой политики Республики Алтай, ставшая основой дальнейших мероприятий по уточнению, визуализации, продвижению торговой марь "Горный Алтай". В маркетинговом сотрудничестве сибирских регионов, безусловно, есть рациональное зерно. Однако смущают устойчивые ассоциации типа "холод, зима, там медведи" и другие не всегда позитивные стереотипные представления о Сибири, на нейтрализацию которых может уйти слишком много времени и ресурсов. Кроме того, существу и интернациональный проект "Алтай - Золотые горы", предполагающий формирование единого маршрута по территории четырёх стран-участниц Международного координационной совета "Наш общий дом - Алтай" (Россия, Казахстан, Монголия и Китай).

Таким образом, Республика Алтай обладает уникальными ресурсами туризма, благоприятными природно-климатическими условиями, самым богатым по видовому составу растительным и животным миром, редкостным разнообразием ландшафтов на сравнительно небольшой площади, высочайшими вершинами и наибольшей площадью оледенения. Здесь сочетаются несколько видов рекреационно-туристских ресурсов, каждый из которых имеет высокую конкурентоспособность благодаря живописным ландшафтам, историческим и культурным памятникам, возможностям развития зимнего вида отдыха. По наличию рекреационно-туристских ресурсов республика, при условии развития материально-технической базы, может иметь высокий уровень конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.

2.2ХХХХХХХХХ

Таблица 2- Динамика изменения количества посещений Республики Алтай иностранными гражданами

Год

2007

2008

2009

2010

2011

Количество туристов, чел

6635

6748

5834

9398

7560

Анализируя данные таблицы, следует отметить, что в 2008 году по отношению к 2007 году наблюдается увеличение посещений Республики Алтай иностранными гражданами( въездной туризм) 2% до 6748 посещений. Однако в 2009 году по отношению к 2008 году поток иностранных граждан уменьшение на 13,5% и составил 5834 посещений. В 2010 году по отношению к 2009 году увеличился на 161% до 9398 посещений; в 2011 году по отношению к 2010 году увеличение на 25% до 7560 посещений.

Таким образом, динамика количества посещений Республики Алтай иностранными гражданами на сегодняшний день остается нестабильной. Наглядно это демонстрирует рисунок 2.

Проведенный анализ развития туристской отрасли региона позволяет сделать следующие выводы.

На территории региона преобладает въездной туризм в основном за счет регионов Сибирского федерального округа. Подавляющее большинство туристов приезжают из Алтайского края, Новосибирской и Томской областей. Таким образом, привлекательность природно-рекреационных ресурсов Горного Алтая обусловлена транспортной и информационной доступностью, низкими расходами на перемещение.

Богатая и удивительная по красоте природа Республики Алтай, ее экологическое благополучие привлекают ежегодно сотни тысяч туристов и любителей первозданной природы со всех уголков мира

Определив развитие туристской отрасли как приоритетной отрасли социально-экономического развития республики, Правительство Республики Алтай комплексно и системно решает экономические проблемы туристской отрасли и экономики региона в целом. Это реконструкция Чуйского тракта и Горно-Алтайского аэропорта, создание собственной энергетики, завершение строительства дороги, связывающей Республику Алтай и Кемеровскую область, создание условий для строительства туристской инфраструктуры, расширение всей сферы туристских и сопутствующих услуг

2.2 Чуйский тракт как объект культурно- исторического туризма

В мировой практике историко-культурное наследие используется чрезвычайно широко в различных сферах жизни общества. Многие объекты являются символом, своеобразной визитной карточкой ряда стран. Указывая, на глубокие корни и богатую историю того или иного народа, они повышают престиж страны, региона, конкретного населённого пункта. Во многих странах туризм в значительной степени базируется на использовании культурного наследия и включает в себя посещение древних памятников, музеев, памятных мест и пр. Алтай сегодня является перспективным туристским регионом, красочные пейзажи и культурно-историческое наследие, которого ежегодно привлекают большое количество туристов. Одним из наиболее ярких и запоминающихся мест Алтая является Чуйский тракт, самая знаменитая дорога, дающая выход России в Монголию.

Складывающиеся тысячелетиями комплексы археологических памятников занимают иногда значительные площади. Для обозначения подобных территорий в археологической литературе используется ряд терминов: «историко-ландшафтная зона», «археологическая территория», «уникальная археологическая территория». Наиболее семантически емким представляется термин «историко-ландшафтная зона», так как он содержит важнейшие для предмета обозначения признаки: гармоничность существования археологических (исторических) объектов в природной среде; определенная степень сохранности природного фона (ландшафта), в каком складывались и развивались древние этносы. По преимуществу приспособленный характер существования древних не нарушал природного равновесия. Именно поэтому археологические объекты искусственного происхождения (курганы, городища, изваяния и др.) адекватно воспринимаются лишь на фоне сохранившихся ландшафтов. Но, к сожалению, в результате воздействия естественных и антропогенных факторов степень сохранности первозданного природного фона историко-ландшафтной зоны, безусловно, оставляет желать лучшего. В наше время ежегодно утрачиваются десятки памятников истории и культуры не только вдоль Чуйского тракта (у сел Туэкта, Каракол, Курата, и др.), но и на Алтае в целом.

Проблему сохранения историко-археологических ландшафтов на Алтае можно решить только путем создания музейно-заповедных зон, музеев археологии под открытым небом, которые давно стали основой в мировой практике развивающейся системы современного туризма. При этом подходе археологические ландшафты могут быть сохранены, а экономический эффект их использования с учетом специфики и исторической значимости будет значительно выше, чем при использовании археологических ландшафтов в хозяйственных целях с их неминуемым исчезновением. Важно подчеркнуть, что туристская деятельность не вредит, а, наоборот содействует созданию условий действенной охраны археологического наследия от разрушения человеком и силами природы.

В связи с наметившимся приоритетным развитием индустрии туризма на Алтае нужны безотлагательные меры по сохранению и частичному использованию в туристских целях заповедных зон, исторических ландшафтов и памятников. В качестве примера предполагается использовать шведский опыт многоуровневой музеефикации для целей экологического туризма, а также уже накопленный опыт использования культурного наследия в сфере туризма в России (Новгород, Псков, Челябинская, Кемеровская области и др.). Имеется и некоторый опыт использования археологических объектов в туристских целях и на Алтае (Денисова пещера, курганы в долине р. Сентелек, археологический парк «Перекресток миров», Чултоков лог и др.).

Представляется необходимым объявить вдоль Чуйского тракта заповедными историко-ландшафтными зонами:

1. Территорию археологических памятников, расположенных у с. Туэкта. Основу комплекса составляют большие «царские» курганы скифского времени. Всего памятник включает 197 курганов и большое количество балбалов и выкладок.

2. Комплексы уникальных археологических памятников в долине р. Каракол, с курганами неолита, скифской эпохи, средневековья, с уникальными петроглифическими комплексами Бичикту-Бом и др., составляющими единый природно-исторический комплекс.

3. Приоритетными объектами для создания музеев под открытым небом является петроглифический комплекс «Калбак-Таш», насчитывающий более 5 тысяч рисунков разных эпох. 4. Район древнего святилища на высокой левобережной Катунской террасе вблизи впадения р. Большой Яломан в р. Катунь. Здесь зафиксировано 183 сооружения шести погребально-поминальных комплексов Яломан. Обнаружены древнее городище, курганы, петроглифы.

5. Комплекс археологических памятников расположенных в долине р. Юстыд в Чуйской степи.

6. Локальными объектами, но меньшими по площади, требующими также сохранения в виде простой музеефикации (щиты с пояснениями, указатели и др.), могут быть выделены: урочище Чултоков Лог, курганный могильник Балык-Соок, Ининские стелы, крепость Бичикту-Кая, наскальные рисунки Чуй-Оозы, Чуйский оленный камень (Адыр-Хан), Куэхтонарские печи и др.

Археологи неоднократно предлагали осуществить музеефикацию этих мест (Мартынов А.И., Шульга П. И., Молодин В.И. и др.). Немаловажным фактором здесь являются кроме уникальности этих памятников, достаточная доступность для посещения благодаря близости Чуйского тракта. Из-за хорошей дорожной привязки этих ландшафтов их музеефикация будет недорогой. Так, Мартыновым А.И. в 1997 г. был предложен проект археологического музея-заповедника «Каракол», это должен быть музей открытого типа как природно-археологический, расположенный на территории с. Каракол - с. Бичикту-Бом - с. Боочи до каменных курганов пазырыкского типа. Разумеется, для создания подобных музеев потребуются немалые усилия, однако существует опыт, вполне применимый к нашим условиям и позволяющий с наименьшими затратами ощутить посетителю свою сопричастность древности.

На древнейшей коммуникации Алтая - Чуйском тракте сохранились как элементы древней истории археологические памятники, так и объекты, свидетельствующие об истории строительства тракта в конце XIX начале XX вв., которые в настоящее время еще не достаточно используются в целях познавательного туризма, но также нуждаются в сохранении.

3. Разработка тура в рамках въездного туризма по Кош-Агачскому району

 Продолжительность: 9 дней/ 8 ночей
Сезонность: с мая по сентябрь
Даты заездов:04.07 -12.07, 21.07 – 29.07, 07.08 – 15.08, 25.08 – 02.09, 10.09 – 18.09 (скидка 10% от стоимости тура)
Стоимость тура: 8500 руб с человека

Количество чел. в группе: 4 – 8 человек

1день
Город Барнаул – село Барангол – перевал Семинский – перевал Чике-Таман – река Чуя (авто 550 км). Встреча в аэропорту Барнаула или на вокзале. Тур на плато Укок начнем с переезда по Чуйскому тракту до реки Чуя. Обилие археологических, исторических и природных памятников делает поездку по Чуйскому тракту увлекательным путешествием. Ночевка на берегу реки Чуя.

2день 
Река Чуя – село Акташ – село Курай – альплагерь Актру (авто 150 км) 
Оформление необходимых документов для тура на плато Укок. Переезд до альплагеря Актру, который работает с 1938 года.

3день
Трекинг до Голубого озера (6 часов, 12 км)
Вы отправитесь вдоль реки Актру, мимо «бараньих лбов», вверх по леднику Большой Актру до Голубого озера (2900 м). В хорошую погоду отсюда открывается вершина Актру (4075 м). Возвращение в лагерь.

4день
Река Актру – село Курай – село Кош-Агач – река Тархата – источник Теплый ключ. Продолжаем наш тур на плато Укок: покидаем альплагерь и следуем через Курайскую, а затем Чуйскую степь. В селе Кош-Агач получаем разрешение отправиться в тур на плато Укок. Далее наша дорога проходит по приграничной зоне, на Тархатинской погранзаставе делаем отметки в пропусках. Ночевка на источнике Теплый ключ.

5день
Источник Теплый ключ – перевал Теплый Ключ – застава «Кузбасская» – река Ак-Алаха. Принимаем утренние ванны в полезном радоновом источнике (температура воды от +12 до +20 градусов). Поднимаемся на перевал, откуда открывается грандиозная панорама плато Укок. Движемся вдоль массива Табын-Богдо-Ола («Пять Священных Вершин»). Далее следуем вдоль реки Ак-Алаха.

6день
В 90-х годах прошлого века на плато Укок археологами была сделана сенсационная находка: обнаружено захоронение знаменитой «Принцессы Алтая». Сегодня во время нашего тура по плато Укок мы побываем на месте раскопок.

7день
Переезд на озеро Кальджин-Куль-Бас. По желанию трекинг на обзорную высоту 2624 м, откуда открывается восхитительный вид на плато Укок.

8день
Озеро Кальджин-Куль-Бас – река Ак-Алаха – застава «Кузбасская» – перевал Теплый Ключ – источник Теплый ключ – озеро Тархатинское
Тур на плато Укок завершен.

9 день

 Отъезд в Барнаул.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие теоретические и практические выводы.

Туризм как отрасль, стимулирующая экономическое развитие стран, может использоваться в качестве инструмента в государственной политике для оптимизации экономического развития.

Международный туризм отличается неравномерностью развития по странам. Это объясняется как особенностями социально-экономического развития государств, различиями в структуре спроса, сложившимися культурными традициями, туристской политикой, так и непропорциональным распределением туристско-рекреационных ресурсов между странами.

Международный туризм подвержен воздействию многочисленных и разноплановых факторов. При этом их значение меняется на разных этапах его развития. На современном этапе доминирует влияние социально-экономических, геополитических, медико-санитарных и экологических факторов.

Для объективной оценки влияние международного туризма на национальную экономику целесообразно использовать единую систему методов и достоверные статистические данные, которые должны быть сопоставимыми (во времени и пространстве) и последовательными (совместимыми с принятыми на международном уровне макроэкономическими системами отчетности).

Наибольшее влияние международного туризма на макроэкономические показатели имеет место в странах со слабо диверсифицированной экономикой, недостаточно высоким уровнем развития производственной сферы и низкой квалификацией рабочей силы (Багамские Острова, Мальдивская Республика и др.). В этих странах международный туризм является отраслью специализации, способствующей росту национальной экономики. Вместе с тем представляет определенную опасность столь узкая направленность экономики этих стран, поскольку уменьшение туристского потока может повлечь за собой дестабилизацию всей экономики.

Группу стран со средним уровнем влияния международного туризма составляют страны с достаточной диверсифицированной экономикой различных отраслей и сфер экономики, где международный туризм играет значительную роль наряду с другими отраслями.

В группу с наименьшим влиянием международного туризма на национальную экономику попадают страны с принципиально различным характером экономики. Это высокоразвитые страны, где вследствие большого разнообразия и высокого уровня развития других отраслей экономики доля туризма невелика, а также страны с низким социально-экономическим уровнем развития, где туризм вообще не развит.

Для экономики большинства стран состояние туристского платежного баланса имеет очень большое значение, поэтому государства стремятся добиться положительного сальдо. Туристская политика многих стран имеет целью всемерно содействовать привлечению туристов и в то же время по возможности ограничить поездки своих граждан (вывоз валютных средств платежей) за границу. Ряд стран, уделяя первостепенное значение экспорту товаров, могут позволить себе иметь большой дефицит по другим статьям платежного баланса, в частности по статье «Туризм».

При этом, очевидно, существует закономерность: чем меньше страна и чем менее развита и диверсифицирована ее экономика и внешняя торговля, тем выше ее зависимость от индустрии туризма.

Особое значение международный туризм имеет в ряде развивающихся стран, что проявляется в его способности содействовать быстрому экономическому росту и повышению уровня жизни населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб.пособие. 2.М., 2003.

Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности: Учебник. М., 1992.

Ильина Е.Н. Туроперейтинг: Стратегия и финансы. М., 2002.

Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. М., 2000.

Квартальнов В. А. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Учебник. М., 2002.

Папирян Г.А. Маркетинг в туризме. М., 2000.

Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации": Утв. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г.

Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 № 132-ФЗ.

Экономика и организация международного туризма / Под ред. Л. Ф. Хо-доркова М., 1984.

Экономика современного туризма / Под ред. Г.А.Карповой. М., 1998.

Колбовский Е.Ю.: Экологический туризм и экология туризма. - М.: Академия, 2011

Скобельцына А.С.: Технология и организация экскурсионных услуг. - М.: Академия, 2010

Соколова М.В.: История туризма . - М.: Академия, 2010

Долженко Г.П.: Основы туризма. - М.-Ростов на/Д: МарТ, 2009

Въездной туризм