Трудовое, семейное и хозяйственное право

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

По предмету: «Правоведение»

На тему: «Трудовое, семейное и хозяйственное право»

План:

  1. Понятие трудового права, трудовых правоотношений. Трудовой договор. Условия заключения контракта, испытательный срок, перевод и перемещение………………..3-9

  1. Брак заключение в органах РАГСа. В любом отделении РАГСа…………………………………………………………………9-13

  1. Причины возникновения хозяйственных обязанностей. Законы и другие нормативные акты……………………………12-14

  1. Список использованная литература………………………15

В настоящее время трудовое право в промышленно развитых странах мира признается одной из главных отраслей права. И это понятно, так как именно в сфере применения труда, где создается материальные духовные блага, находятся зона переплетения жизненно важных интересов важных социальных групп, интересов государственных. Общественных и личных, частных. От методов правового регулирования труда во многом зависит общественное спокойствие и ощущение взаимопонимания субъектов трудовых правоотношений. Это сфера в которой задействовано наиболее число членов общества. А поэтому она заслуживает особо пристальное внимания государства.

Трудовое право занимает одно из ведущих мест среди отраслей современного права Украины. Его значение определяется ролью труда в обществе. Каждому человеку, реализующему закрепленное в ст. 43 Конституции Украины право на труд, приходится сталкиваться с нормами трудового права.

Предмет трудового права отвечает на вопросы: какие общественные отношения регулируются этой отраслью права. Само наименование трудового права свидетельствуют о том, что содержания отношений, регулируемых отраслью права, составляет трудовая деятельность людей. Однако не все отношения, связаны с трудом, включаются в сферу деятельности трудового права, а те отношения которые входят в предмет – неоднородны по своему содержанию, целевому назначению и субъективному составу.

Определение трудового права имеет особое значение, ведь только определив круг общественных отношений, которые в настоящее время составляют предмет, можно установить сферу применения трудового законодательства.

В самом общем виде предмет трудового права как отрасли трудового права составляющие трудовые отношения – общественные отношения, возникающие непосредственно при применении труда наемных работников производственной и иной деятельности и иной деятельности, а также другие тесно связанные с ними общественные отношения.

Общественные отношения можно классифицировать:

  1. в зависимости от свойств и характера труда, а также степени реализации интереса работников на:

- отношения, возникающие в результате реализации способности к труду (по трудоустройству, собственно трудовое отношения, отношения по профессиональной подготовки и повышению квалификации);

- отношения, обеспечивающие охрану и развитие трудовой деятельности рабочих и служащих (между профсоюзным органом и работодателем по участию в управлении предприятиями, учреждениями, организациями и установлению условий труда, по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и правел по охране труда, отношения по социальному страхованию работников);

- отношения, возникающие в результате ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей (возникающие при совершении дисциплинарного проступка, по возмещению материального ущерба, причиненного работником предприятию, отношения по возмещению предприятием вреда, причиненного здоровью работника);

- процессуальные отношения в сфере трудового права.

  1. в зависимости от субъектного состава и способа регулирования на:

- индивидуальные;

- коллективные.

Что такое трудовой договор.

Трудовой договор - это соглашение между трудящимся и предприятием, по которому работник обязуется выполнить работу по определенной профессии, специальности, квалификации или должности с соблюдением правил внутреннего распорядка, а предприятие обязуется выплачивать ему заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором и соглашением сторон (ст. 21 КЗоТ Украины).

На какой период заключаются трудовые договоры.

Трудовые договоры по сроку действия подразделяются на договоры, заключаемые на неопределенный срок, устанавливаемый соглашением сторон, и на время выполнения определенной работы (ст. 23 КЗоТ Украины).

В большинстве случаев трудовые договоры заключаются на неопределенный срок. Этим обеспечивается возможность закрепления на производстве постоянных кадров, а также получение рабочими и служащими постоянной работы.

В случае, если в приказе о приеме на работу не указан срок, на который работник принимается, он считается принятым на постоянную работу.

Договоры, заключаемые на определенный срок и на время выполнения определенной работы, считаются срочными. К ним относятся и договоры о временной и сезонной работе.

Согласно ст. 23 КЗоТ Украины срочный трудовой договор заключается в случаях, если трудовые отношения невозможно оформить на неопределенный срок с учетом характера будущей работы либо условий ее выполнения, либо интересов работника и в других случаях, предусмотренных законодательными актами.

Какие документы должны быть представлены трудящимся при приеме на работу.

При приеме на работу трудящийся представляет собственнику или уполномоченному им органу паспорт и трудовую книжку, а подростки, которым еще не исполнилось 16 лет, вместо паспорта предъявляют свидетельство о рождении.

В тех случаях, когда гражданин поступает на работу впервые, он вместо трудовой книжки представляет справку из жилищного управления или сельского (поселкового) Совета народных депутатов о последнем занятии.

Лица, уволенные в запас из Вооруженных Сил Украины, обязаны предъявить военный билет.

При приеме на работу, требующую специальных знаний, администрация вправе требовать от работника предъявления соответствующего документа о профессиональной или образовании. Например, диплом учителя, удостоверение водителя и т.д.

При приеме на работу запрещается требовать документы, не предусмотренные законодательством, а также данные про национальность и партийность работника (ст. 25 КЗоТ Украины).

Какие особенности приема на работу и труда несовершеннолетних.

На каждом предприятии должен вестись специальный учет работников, не достигших 18-летнего возраста, с указанием даты их рождения (ст.189 КЗоТ Украины).

Запрещается использовать труд несовершеннолетних на тяжелых и вредных работах, перечень которых утверждается Министерством охраны здоровья Украины по согласованию с Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда. (ст. 190 КЗоТ Украины).

При приеме на работу несовершеннолетних, а в дальнейшем ежегодно до достижения 21 года они подлежат обязательному ежегодному медицинскому освидетельствованию (ст.191 КЗоТ Украины).

Запрещается привлекать несовершеннолетних к работам в ночное время (с 22.00 до 6.00), сверхурочным работам и работам в выходные дни (ст. 192 КЗоТ Украины).0

Обязательно ли устанавливать при приеме на работу испытательный срок.

Установление испытательного срока при приеме на работу - это право, а не обязанность собственника или уполномоченного им органа.

Вместе с тем, заключая трудовой договор с работником, собственником или уполномоченный им орган не всегда может знать его деловые качества, квалификацию, отношение к выполнению служебных обязанностей и т.п.

Срок испытания для рабочих не может превышать одного месяца, других категорий - трех месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с профкомом - шести месяцев.

Не устанавливается испытательный срок: для лиц моложе 18 лет, молодых рабочих после окончания профессиональных учебно-воспитательных заведений; молодых специалистов после окончания высших учебных заведений; лиц, уволенных в запас с военной или альтернативной (невоенной службы); инвалидов, направляемых на работу согласно рекомендаций медико-социальной экспертизы.

Приказ о приеме работника и установлении срока испытания должен быть доведен до работника под расписку. Если в приказе о приеме на работу или контракте не указан срок испытания или работник не ознакомлен с приказом под расписку, он считается принятым на работу без испытательного срока.

Какой порядок приема на работу по контракту.

Согласно статьи 21 КЗоТ Украины особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон.

Сфера применения контракта определяется законодательством. Поэтому его можно применять только там, где это разрешено соответствующими нормативными актами. К таким актам в настоящее время относятся: Закон Украины “О Предприятиях”, “Об Образовании”, “О печатных средствах массовой печати (прессы) в Украине” и некоторые другие. Закон Украины “О предприятиях в Украине” разрешает применение контрактной формы трудового договора на предприятиях всех форм собственности.

Перевод на другую работу.

Законодательство о труде, как правило, запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 31 КЗоТ Украины). Перевод на другую постоянную работу на том же предприятии, а так же перевод на работу на другое предприятие либо в другую местность (хотя бы вместе со всем предприятием) допускается только с согласия рабочего или служащего (ст.32 КЗоТ Украины). Несоблюдение этого правила рассматривается как грубое нарушение законодательства о труде.

Что следует считать переводом, требующим согласия работника.

Поскольку трудовой договор заключается с указанием трудовой функции работника (определенной специальности, квалификации или должности), а также размера заработной платы и условий труда, предусмотренных законом, коллективным договором и соглашением сторон (ст. 21 КЗоТ Украины), переводом на другую работу, требующим согласие работника, признается изменение хотя бы одного из перечисленных выше условий. В частности, поручение трудящемуся работы, не соответствующей его трудовой функции; работы, хотя бы с прежним содержанием трудовой функции, но с изменением заработной платы; работы с сохранением размера заработной платы, но с изменением льгот, преимуществ и иных существенных условий труда и т. п. рассматривается как перевод на другую работу.

К существенным условиям труда, изменение хотя бы одного из которых требует согласия работника, судебная практика относит, например, размер и систему заработной платы (повременная, сдельная, премиальная), ее время и порядок (сменная работа, ночные смены); право на сокращенный рабочий день или дополнительный отпуск ; право на получение пенсии на льготных условиях и т. п.

В чем заключается отличие перевода на другую работу от перемещения на другое рабочее место?

Перевод работника на другую постоянную работу без его согласия не допускается

(ст.32 КЗоТ Украины). Вместе с тем, собственник или уполномоченный им орган вправе, исходя из интересов производства, перемещать рабочих и служащих. При перемещении согласия работников не требуется.

Перемещение - это поручение трудящемуся работы на другом рабочем месте, в другой бригаде, цехе, структурном подразделении предприятия в той же местности. При этом специальность, квалификация, должность, другие существенные условия трудового договордджа не изменяются.

В том случае, когда в связи с производственными изменениями в организации производства и труда произошло изменение существенных условий труда ( систем и размеров оплаты, льгот, режима работы, установления и отмены неполного рабочего времени, совмещения профессий, изменения разрядов и наименования должностей и др.), работник должен быть поставлен в известность о производственных изменениях не позднее чем за два месяца. Трудовой договор с работниками, отказавшимися от продолжения работы при существенно изменившихся условиях в связи с изменениями в организации производства труда подлежит прекращению по п.6 ст.36 КЗоТ Украины.

Если при рассмотрение спора будет установлено, что изменение существенных условий труда работника произведено собственником или уполномоченным им органом не в связи с изменениями в организации производства и труда на предприятии, в учреждении, организации, то такое изменение с учетом конкретных обстоятельств может быть признано судом неправомерным с возложением на собственника или уполномоченного им органа обязанности восстановить его прежние условия труда.

Как производится временный перевод на другую работу по производственной необходимости.

Производственная необходимость - это всегда выполнение таких чрезвычайных работ, которые нельзя было предвидеть или предотвратить. Выполнение плановых заданий, работ по оказанию помощи селу в проведении сельхозработ, оказание помощи строительным организациям, как правило, не является производственной необходимостью. При отказе работника от выполнения таких работ его нельзя привлечь к ответственности.

Каковы особенности временного перевода на другую работу при простое.

Законодательством о труде установлены правила перевода работника в связи с простоем, то есть непредвиденной остановкой работ. простой может быть как по вине работника, так и по не зависящим от него причинам. например, из-за порчи станка, отсутствия сырья. При простое у работника нет возможности исполнять свои непосредственные трудовые обязанности, поэтому собственник или уполномоченный им орган должны перевести его на все время простоя на другую работу на том же предприятии. При невозможности использовать работающих на том же предприятии, они могут быть переведены на другое предприятие, они могут быть переведены на другое предприятие в той же местности, но уже на срок до одного месяца.

При простое и в случае временного замещения отсутствующего работника не допускается перевод квалифицированных работников на неквалифицированные работы.

Заключение брака в органах РАГС (Регистрация Актов Гражданского Состояния).

В статьях 28, 29, 34 Семейного кодекса урегулирован порядок регистрации брака. В соответствии со ст. 28 СК заявление о регистрации брака подают сами лица, желающие вступить в брак, в любой РАГС по их выбору (согласно ст. 173 КоБС 1969 г лица, желающие вступить в брак могли подать заявление о регистрации брака лишь в отдел РАГС по месту жительства одного из них или по месту жительства их родителей). В исключительных случаях заявление можно подать через представителя. При этом полномочия представителя должны быть нотариально удостоверены.

1.1 Понятие брачного возраста в Украине. Согласно статьи 22 Семейного Кодекса "Брачный возраст устанавливается в 18 лет для мужчин и в 17 лет для женщин....", но он может быть изменен государственной администрацией районов, районов городов Киева и Севастополя, исполнительные комитеты городских и районных в городах Советов в исключительных случаях снижать брачный возраст.

Установка брачного возраста обусловлена тем, что для вступления в брак необходимая определенная степень физической и психической зрелости. Вместе с тем, законодательство о браке и семье не устанавливает предельного максимального возраста для вступления в брак. Не имеет юридического значения и разница в возрасте лиц, которые вступают в брак. Семейный Кодекс Украины. К., 2004

Закон не указывает срок, на который можно снижать брачный возраст, предоставляя решение этого вопроса на усмотрение отмеченных органов. В законе не отмеченные конкретные случаи, при наличии которых можно снижать брачный возраст. Чаще всего основаниями для снижения брачного возраста является фактическое создание семьи, беременность, рождение ребенка. Отказ в снижении брачного возраста согласно (ст ст. 55 и 124) Конституции, Конституция Украины. Киев, Вентурі, 1996 может быть обжалован в суде. Когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, несовершеннолетний, вступивший в брак, приобретает дееспособность в полном объеме с момента вступления в брак. Следующее расторжение брака не влияет на объем его дееспособности.

С 1 января 2004 года вступил в силу Семейный кодекс Украины, в котором закреплен ряд новых положений, связанных с регулированием семейных отношений.

Впервые в законодательстве дано нормативное понятие семьи и определен правовой статус ребенка. Основой семьи является брак, т.е. семейный союз женщины и мужчины, зарегистрированный в государственном органе регистрации актов гражданского состояния.

В Украине впервые правовое регулирование государством брачных и семейных отношений было предусмотрено Декретами СНК УССР от 20 февраля 1919 года "О гражданском браке и ведении книг записи актов гражданского состояния" и "Об организации отделов записей актов гражданского состояния". В Декретах было подчеркнуто, что в Украине впредь признаются только гражданские браки, то есть браки, зарегистрированные в органах ЗАГС (теперь - РАГС).

В популярной литературе и в быту довольно часто употребляют термин "гражданский брак", под которым понимают брак, не зарегистрированный в органах РАГС, то есть фактический, не официальный брак. Естественно, такая трактовка не верна. Гражданским браком, по закону, признается брак, заключенный в органах РАГС, он отличается от церковного брака, который является частным делом вступающих в брак.

Каковы же условия вступления брака и препятствия к этому? Брак можно заключать по достижении брачного возраста и при взаимном согласии лиц, вступающих в него.

Согласно ст. 22 Семейного кодекса, (далее - СК) в Украине брачный возраст для женщин начинается с 17 лет, а для мужчин - с 18 лет. Возрастной порог объясняется тем, что для вступления в брак лицо должно достичь определенной физической и психической зрелости. Семейный Кодекс Украины. К., 2004

Часть 2 ст. 23 СК предусматривает, что по заявлению лица, достигшего 14 лет, решением суда ему может быть предоставлено право на брак, если будет установлено, что это отвечает его интересам. В законодательстве не указаны основания для снижения брачного возраста. Чаще всего таковыми являются - фактическое создание семьи, беременность, рождение ребенка. Суд при рассмотрении заявления о снижении брачного возраста защищает интересы лица, достигшего 14 лет, определяет семейный статус и право на вступление в брак. Семейный Кодекс Украины. К., 2004

Если по решению суда лицу, достигшему 14 лет, будет предоставлено право создать семью, несовершеннолетний приобретает дееспособность в полном объеме с момента вступления в брак.

Не могут состоять в браке между собой лица, являющиеся родственниками по прямой линии родства, родные (полнородные, неполнородные) брат и сестра, двоюродные брат и сестра, родные тетка, дядя и племянник, племянница и т.п. Семейный кодекс значительно расширил по сравнению со ст. 17 КоБС 1969 г. перечень лиц, которые из-за родственных и приравненных к ним отношений (отношений, возникающих в связи с усыновлением), не могут состоять в браке. Сімецне право України / За редакцією О.В. Дзери. К.,Вентурі 1997. - С.79

В статьях 28, 29, 34 Семейного кодекса урегулирован порядок регистрации брака. В соответствии со ст. 28 СК заявление о регистрации брака подают сами лица, желающие вступить в брак, в любой РАГС по их выбору (согласно ст. 173 КоБС 1969 г лица, желающие вступить в брак могли подать заявление о регистрации брака лишь в отдел ЗАГС по месту жительства одного из них или по месту жительства их родителей). В исключительных случаях заявление можно подать через представителя. При этом полномочия представителя должны быть нотариально удостоверены.

Лица, подавшие заявление, должны сообщить друг другу о состоянии своего здоровья. Однако СК не предусматривает ответственности за последствия, которые могут наступить в случае нарушения этого требования. Хотя понятно, что последствия от незнания о неизлечимых заболеваниях у будущего супруга могут быть непоправимыми.

Семейный кодекс закрепил давнюю народную традицию, узаконив помолвку. Помолвленными считаются лица, подавшие заявление о регистрации брака (ст. 31 СК). Однако правоотношения, возникающие из помолвки, не являются семейно-правовыми, так как они не создают обязанности вступления в брак. Семейный Кодекс Украины. К., 2004

В связи с помолвкой могут возникнуть гражданские правоотношения, в силу которых лицо, отказавшееся от брака, обязано возместить другой стороне затраты, понесенные ею в связи с приготовлением к регистрации брака и свадьбе.

По общему правилу, регистрация брака производится по истечении одного месяца со дня подачи заявления. Дается время, чтобы желающие создать семью еще раз взвесили серьезность своих намерений.

Руководитель органа РАГС при наличии уважительных причин может разрешить регистрацию брака до истечения месяца. В СК нет перечня таких причин. Ими могут быть, исходя из сложившейся практики, переезд на постоянное место жительства в другое государство или в другую местность, выезд одного из лиц, желающих вступить в брак, в длительную командировку и т.п. В случае беременности невесты, рождения ребенка, наличия непосредственной угрозы для жизни жениха или невесты брак может быть зарегистрирован в день подачи заявления (КоБС не предусматривал регистрацию брака в течение одного дня). Руководитель органа РАГС может отложить регистрацию брака, но не более чем на три месяца. Такая отсрочка предоставляется только в том случае, если в орган РАГС поступила письменная информация о наличии предусмотренных законодательством препятствий для регистрации брака. Об отсрочке уведомляются заинтересованные лица. Брак регистрируется в помещении государственного органа РАГС (ст. 33 СК). По заявлению лиц, вступающих в брак, регистрация может быть проведена по месту их проживания, по месту оказания стационарной помощи или в ином месте, если указанные лица не могут по уважительным причинам прибыть в орган регистрации актов гражданского состояния. Ни Семейный кодекс, ни Правила регистрации актов гражданского состояния в Украине не перечисляют эти уважительные причины. Но они вытекают из содержания указанных норм. Наличие уважительных причин должно быть подтверждено документально. Семейный Кодекс Украины. К., 2004

В момент регистрации присутствие невесты и жениха обязательно. Регистрация брака через представителя не допускается. Вступление в брак порождает возникновение между супругами личных неимущественных и имущественных правоотношений. При этом в первую очередь между супругами возникают личные правоотношения, в частности, на выбор фамилии при заключении брака.

Если на момент регистрации брака фамилия одного или обоих новобрачных уже двойная, каждый из них имеет право заменить одну из частей своей фамилии на фамилию другого. СК предусматривает право супругов изменить свои фамилии не только при регистрации брака, но и в период брака. В соответствии же с нормами КоБС, действовавшего прежде, после вступления в брак любой из супругов мог изменить свою фамилию только на общих основаниях. Ст. 37 СК устанавливает презумпцию действительности брака. Действительным является брак, заключенный в соответствии с требованиями законов.

Хозяйственный кодекс Украины устанавливает в соответствии с Конституцией Украины правовые основы хозяйственной деятельности, которая основывается на разнообразии хозяйственных субъектов различных форм собственности. Хозяйственный кодекс Украины нацелен на обеспечение роста деловой активности хозяйственных субъектов, развитие предпринимательства и на этой основе увеличение эффективности общественного производства, его социальную направленности в соответствии с требованиями Конституции Украины, утвердить общественный хозяйственный порядок в экономической системе Украины, способствовать гармонизации с другими экономическими системами.

Основания возникновения хозяйственных обязательств.

Хозяйственные обязательства могут возникать:

непосредственно из закона или другого нормативно-правового акта, который регулирует хозяйственную деятельность;

из акта управления хозяйственной деятельностью;

из хозяйственного договора и других соглашений, предусмотренных законом, а также из соглашений, не предусмотренных законом, но таких, которые нему не противоречат;вследствие причинения вреда субъекту или субъектом хозяйствование, приобретение или сохранение имущества субъекта или субъектом хозяйствование за счет другого лица без достаточных на то причин;в результате создания объектов интеллектуальной собственности и других действий субъектов, а также вследствие событий, с которыми закон связывает наступление правовых следствий в сфере хозяйствования. (Статья 174).

Все виды государственной власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Законодательная власть принимает законы; судебная власть — акты правосудия; Конституционный Суд — заключения; органы прокуратуры — акты прокурорского надзора; исполнительная власть — акты государственного управления.

Правовыми актами управления регулируются общественные отношения, определяются права и обязанности их участников. В этих актах властные волеизъявления закрепляются на продолжительный срок. Тем самым государственному управлению придается необходимая стабильность, предоставляется возможность контроля за выполнением актов.

Акты управления являются правовыми, так как с их помощью достигается правовой результат, то есть осуществляется установление, изменение или отмена правовых норм, возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, либо то и другое одновременно.

Правовые акты управления в своем большинстве имеют юридическое значение, то есть они обязательны к исполнению каждым, кому адресованы (авторитарны), имеют силу актов государства, и их исполнение обеспечиваются государством. Поэтому можно сказать, что правовые акты управления — это и юридические акты. Юридическое значение правовых актов управления различно. В зависимости от этого их можно разделить на несколько групп:

Акты, издание которых влечет возникновение, изменение или прекращение административных правовых отношений. В этом случае они выступают как юридические факты. Например, приказ ректора вуза о назначении на должность начальника отдела кадров.

Акты, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права. Это акты нормаустановительного характера, например, Положение о нотариате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь.

Акты, служащие основанием для издания других правовых и не правовых актов управления. Такие акты, как правило, являются разновидностью нормаустановительных.

Акты, выступающие как условие действительности других актов (гражданско-правовых, трудовых и т. д.). Например, разрешение милиции на изготовление печати для организации служит условием для заключения договора между организацией и предприятием на изготовление печати.

Отдельные акты могут играть роль доказательств при рассмотрении некоторых категорий дел в судах и органах государственного управления. Эти акты во многом схожи с правовыми актами. [1]

Таким образом, правовые акты управления — это:

-юридические акты;

-исполнительные решения;

-авторитарные решения;

-подзаконные официальные решения;

-односторонние веления;

-умышленные волевые действия администрации;

-форма управленческой деятельности;

-важная форма выражения, проявления компетенции государственного органа;

-видоизменяющие, устанавливающие, прекращающие общественные отношения;

-организующие решения.

Под правовыми актами управления следует понимать декреты, указы, постановления, распоряжения, указания и другие документы установленного вида, в устной или иной форме закрепляющие решения компетентных органов (должностных лиц), направленные на установление, изменение или отмену правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правовых отношений в процессе осуществления государственного управления.

Список использованная литература.

  1. Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ)

  1. Основы правоведения Украины/ Кивалов С.В.-Х: Одиссей 2001

  1. Семейный Кодекс Украины. К., 2004

  1. Сімецне право України / За редакцією О.В. Дзери. К.,Вентурі 1997. - С.79

  1. Конституция Украины

Трудовое, семейное и хозяйственное право