Формирование интереса к классической музыке во внеклассной работе

PAGE 33

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы формирования у подростков интереса к классической музыке……………………………………………………………...6

1.1. Значимость интереса к музыке у детей в подростковом периоде….6

1.2. Особенности игры на классической гитаре………………………...11

Глава 2. Формирование интереса к классической музыке во внеклассной работе……………………………………………………………………………..17

2.1. Развитие интереса к классической музыке у школьников………………………………………………………………..17

2.2. Результаты внедрения образовательной программы во внеклассную работу с подростками……………………………………………………..21

Заключение...……………………………………………………………………..25

Список литературы………………………………………………………………27

Приложение 1. Устройство классической гитары……………………………..30

Приложение 2. Верхняя дека классической гитары, расположение гитарных пружин (вид изнутри)………………………………………………………… 31

Приложение 3. Беседы…………………………………………………………..32

Приложение 4. Примерный индивидуальный план для ученика. Инструментальные композиции………………………………………………..33

Приложение 5. Примерный репертуар для ансамбля. Инструментальные композиции………………………………………………………………………34

ВВЕДЕНИЕ

Музыка – источник радости в любом возрасте. Еще в раннем детстве ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование. В процессе музыкальной творческой деятельности у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии.

Актуальность темы курсовой работы «Развитие интереса подростков к классической музыке и игре на классической гитаре во внеклассной работе» выражается в том, что музыке необходимо учить всех детей независимо от того, откроется ли в ребенке музыкальная одаренность. Абсолютно немузыкальные люди встречаются так же редко, как и гении. Каждому в той или иной степени свойственна музыкальность – задача состоит в том, чтобы найти пути и средства ее выявления и развития.

В подростковом возрасте у старшеклассника происходит социальное созревание личности, формируется отношение к себе как к члену общества. Ведущей ролью в подростковом период играет социально-значимая деятельность, в которую подросток может включится, обучившись основам, а возможно и виртуозности в игре на гитаре. Старшеклассник без боязни выходит на любую возрастную аудиторию, в концертно-исполнительской деятельности он обретает чувство собственно значимости как исполнителя, умение контактировать с различными людьми, реагировать на изменение ситуации, расширяет свой кругозор, приобретает новые умения и навыки.

Объект исследования: интерес подростков к классической музыке.

Предмет исследования: игра на классической гитаре во внеклассной работе.

Цель исследования: разработка методического материала и применение на практике успешного опыта привития интереса подростков к классической музыке и игре на классической гитаре.

Задачи исследования:

  1. изучить литературу по теме исследования;
  2. проанализировать теоретические основы формирования интереса к классической музыке и игре на классической гитаре;
  3. раскрыть особенности игры на классической гитаре;
  4. рассмотреть учебные программы;
  5. сделать выводы.

Методы исследования: общенаучные (дедукция, индукция), анализ и синтез, эмпирические (наблюдение, беседа).

Гипотеза: в настоящее время культурный кризис порождает потерю интереса к подлинному искусству и способности сопереживать, особенно поддержаны влиянию низкокачественной музыкальной продукции именно подростки. Все перечисленное усугубляет влиянием на данную возрастную категорию рекламы в СМИ и интернет. Именно формирование интереса к классической музыке как образцу художественного и эстетического творчества, способного влиять на ценностные ориентации, их духовный мир, характер всей современной культуры.

Работа состоит из двух глав, в которых раскрывается тема курсового проекта, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе «Теоретические основы формирования у подростков интереса к классической музыке», автор выявляет значимость формирования системы знаний и умений, позволяющих воспитаннику пользоваться специализированной музыкальной литературой, музыкальными компьютерными программами; изучает влияние практических умений по организации любительских концертов, выступлений; овладение приемами игры на инструменте сольно, в ансамбле. Во второй «Формирование интереса к классической музыке во внеклассной работе» приводит пример методической программы, направленной на создание условий для музыкально-эстетического развития подростков и их творческой реализации. Потому что подростковый возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека в обществе, его общего духовного становления. В заключении автор делает выводы по теме исследования.

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у подростков интереса к классической музыке

1.1. Значимость интереса к музыке у детей в подростковом периоде

Одной из основных и определяющих частей современной мировой культуры является музыкальная культура общества, которая, в свою очередь, немыслима без культуры игры на музыкальных инструментах.

Невозможно себе представить современное общество без музыки во всех ее проявлениях, без широко развитой всемирной сети музыкально-образовательных учреждений: детских музыкальных школ, музыкальных училищ и колледжей, консерваторий и Академий музыки, музыкальных отделений университетов культуры, без многочисленных концертных залов, оперных и музыкальных театров, без симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей, без гигантской индустрии аудио- и видеозаписи музыкальных произведений и т.п.

Если коснуться роли отдельных музыкальных инструментов в современной музыкальной культуре, то мы получим достаточно пеструю, неоднородную и в какой-то мере неоднозначную картину. Действительно, очень трудно отдать предпочтение в этой роли какому-нибудь отдельно взятому инструменту (скрипке, виолончели, кларнету, гобою и т.д.) или какой-либо группе инструментов (струнных, клавишных, ударных и т.п.). Замечательным примером необходимости и оптимального использования практически всех видов современных музыкальных инструментов является симфонический оркестр. В последнее время, помимо классических музыкальных инструментов, широкое распространение получили электронные инструменты, синтезирующие музыку на базе современных достижений радиоэлектроники и акустики.

К числу наиболее распространенных музыкальных инструментов XXI века можно отнести классическую шестиструнную гитару, признанную сегодня во всем мире и нашедшую весьма заметное место среди музыкальных инструментов, имеющих обширный сольный концертный репертуар. В нашей стране в течение последних двух столетий гитара - один из самых популярных и любимых инструментов. Об этом свидетельствуют переполненные залы во время выступлений отечественных и зарубежных исполнителей-гитаристов, равно как и большой интерес молодежи к обучению игре на гитаре в музыкальных образовательных учреждениях, в том числе в музыкальных училищах.

Понятие «интерес» в широком смысле слова исследователи-философы трактуют как: «(от лат. – участвовать) пай, доля, привлечение к чему-либо, участие в чем-либо, склонность к чему-либо («проявлять интерес»); ценность и значение, придаваемые нами вещи, которая соответственно этому занимает наши мысли и чувства; с материальной точки зрения также польза, выгода, корысть («иметь свой интерес») [8]. Того, у кого есть интерес к чему-либо, называют заинтересованным; того же, кто постоянно преследует определенные интересы или кому делается некоторое предложение в расчете на успех, называют интересантом. Интересное – то, что возбуждает и удерживает наше внимание, потому что оно имеет позитивное или негативное значение для наших практических или теоретических потребностей. В зависимости от предмета интереса говорят о материальных и духовных, о научных и художественных, о всеобщих и частных интересах. «Благоразумным интересом» называет Гельвеции связь бескорыстия с собственной пользой. С политической, особенно внешнеполитической точки зрения интерес означает известные притязания государства за пределами своих границ» [8].

Педагогический словарь нам дает следующее определение понятию «интерес» [7]: «(от лат. interest – имеет значение, важно), стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии учебный материал усваивается с трудом, часто формально».

Анализ научной литературы показывает, что понимание интереса к музыке неоднозначно: Ю.Б. Алиев, Г.П. Стулова и др. связывают интерес к музыке с развитием эмоциональной сферы, Д.Б. Кабалевский, Н.В. Шацкая и др. подчеркивают необходимость музыкального просвещения детей, Л.Г. Арчажникова указывает на взаимосвязь интереса к музыке и активной творческой деятельности. учитывая различные подходы к пониманию интереса к музыке, под интересом к классической музыке мы понимаем целостное динамическое образование личности, которое включает способность к эмоциональному восприятию произведений классической музыки, элементарные знания в области музыки, музыкально-творческую деятельность.

Интерес формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой и общественной деятельности человека, и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые внешней занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным их проявлениям.

Особое значение в развитии детей имеет познавательные и элементарные проявления неосознанного познавательного интереса наблюдаются на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами таких проявлений интереса являются яркие, красочные, а также подвижные или издающие звуки предметы. Ребёнок непроизвольно обращает на них внимание, испытывает чувство удовлетворения при созерцании их или при манипулировании ими. Обогащение жизненного опыта, общение с окружающими, овладение речью определяют дальнейшее формирование и развитие познавательного интереса ребёнка сначала в элементарных, затем во всё более усложняющихся формах. Примерно с 2 лет дети начинают задавать взрослым огромное кол-во вопросов по поводу предметов и явлений окружающего мира (возраст 3-5 лет так и называется: «возраст почемучки»).

В среднем школьном возрасте у детей углубляются собственно познавательный интерес. У подростка они очень избирательны: он может отдавать явное предпочтение одним учебным предметам и проявлять безразличие к другим. Часто познавательные проявления интереса выходят за пределы школьных программ. Для подростков и старших школьников, особенно для мальчиков, характерен интерес к технике, связанный с конструированием и моделированием. В этом возрасте формируется и укрепляется осознанный интерес к спорту, художественной литературе и кино.

Заметное развитие в подростковом и особенно юношеском возрасте приобретают общественно-политический интерес, что связано с расширением кругозора учащихся, участием их в общественной жизни школы. Старшие школьники начинают глубоко и систематично интересоваться определёнными областями научными знания.

В этом возрасте достаточно сильно проявляется интерес к мировоззренческим вопросам, проблемам морали. Развивается интерес к труду: ученик видит и осознаёт, что результат его труда имеет общественную ценность, инициативным и творческим, требует от них самодеятельности и самоорганизации.

Поэтому в этот период важна не только учебная деятельность, но и досуг. Очень часто подростки уделяют большое внимание к своей внеурочной деятельности. Перед школой стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся интерес пробуждать, формировать и развивать новые социально ценные, а также наиболее соответствующие индивидуальным особенностям, возможностям и способностям учащихся.

Мы считаем возможным выделить следующие уровни такого изучаемого явления как «интерес» [7]:

  • любопытства (низкий уровень), который характеризуется возникновением у подростков эмоционального отклика на звучащее произведение классической музыки; эмоциональный отклик на уровне любопытства характеризуется непродолжительностью;
  • любознательности (средний уровень), для которого свойственно проявление познавательной активности к изучаемым произведениям классической музыки; при изучении классической музыки подросток стремится к пониманию музыкального языка, освоению жанров, форм и стилей музыки;
  • устойчивого интереса (высокий уровень), для которого типичны устойчивая положительная оценка классической музыки, а также участие в музыкально-творческой деятельности («обработка» классической музыки совместно с преподавателем, самостоятельный поиск классической музыки).

В наши дни стало особенно заметным, что активная гитарная педагогическая и исполнительская деятельность недостаточно подкреплена соответствующей теоретической и методической базой, в связи с чем наметилось явное отставание теории профессиональной подготовки от мировой исполнительской гитарной практики.

В последние годы интерес к обучению игре на гитаре в России настолько возрос, что возникла проблема нехватки профессионально подготовленных гитаристов-педагогов. Дело доходит до того, что классическую гитару в детских школах искусств вынуждены преподавать педагоги, не имеющие даже минимальной собственной подготовки по игре на гитаре, не говоря уже об уровне их методического образования и хотя бы о минимальном практическом опыте обучения игре на таком достаточно специфическом и сложном инструменте, каким является шестиструнная гитара [22].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что возрастной особенностью старших школьников является, в том числе и подростков, является неустойчивость интересов. В этот период они принимают характер страстных, но кратковременных увлечений. Не вникая глубоко в дело загораются новым интересом. Задача педагогов заключается в том, чтобы углублять и расширять интересы, делать их действенными, превращать в стремление, в склонность заниматься деятельностью, ставшей центром его интересов.

Основываясь на изученный педагогический опыт, мы можем твердо говорить о том, что познавательный интерес для школьника является самым близким, потому что на нем основана повседневная учебная и практическая деятельность. Именно этот энергетический фактор, создает благоприятные условия для соучастия в деятельности учителя и учащихся.

1.2. Особенности игры на классической гитаре

В истории музыки классическая гитара занимает особое место. Она пришла к нам из глубины веков. За время своего существования гитара многократно видоизменялась. Окончательно инструмент сформировался и принял современные очертания около трех столетий назад.

Эпохой расцвета классической гитары называют период с конца XVIII до середины XIX веков. Такие гитаристы как Д. Лгуадо, Ф. Сор, М. Каркассн, Ф.Карулли, М. Джулиан и другие раскрыли возможности гитары как инструмента, сочетающего в себе мелодическую и гармоническую стороны. Используя некоторые народные приемы игры, в сочетании с высокой исполнительской культурой, гитаристы создавали блестящие произведения, ставшие образцами классической гитарной школы [2].

В начале XX века наблюдается новый виток в истории развития классической гитары. Первоначально гитара была инструментом для домашнего музицирования. Однако усилиями таких выдающихся мастеров- исполнителей как Ф.Таррега и Л. Сеговия, классическая гитара превратилась в солирующий концертный инструмент и по праву заняла достойное место рядом с такими инструментами как скрипка, виолончель, фортепиано [3].

В последнее время популярность и интерес к классической гитаре продолжает расти. Поэтому обучение игре на классической гитаре - одно из приоритетных направлений современного музыкального образования в специальных учебных заведениях и в системе дополнительного образования детей. Оно обусловлено, с одной стороны, демократичностью и доступностью инструмента, с другой стороны - стремлением подрастающего поколения к приобщению к лучшим традициям музыкального искусства. Систематические занятия на гитаре способствуют всестороннему музыкальному развитию ребенка, воспитанию у него тонкого художественного вкуса, музыкального слуха, любви к музыке, расширению музыкального кругозора.

Классическая гитара - это одна из самых распространенных гитар, является прародительницей всех остальных разновидностей гитар. Ведь именно классическая гитара появилась самой первой, потом уже на ее основе стали производиться и все остальные разновидности гитар. По общепринятой тенденции родина этого инструмента Испания, именно оттуда и стала распространятся классическая гитара со второй половины XVIII века.

Характерные особенности классических гитар [14]:

  • данная гитара обладает достаточно широким и плоским грифом. У многих начинающих гитаристов возникают трудности при игре, особенно у музыкантов с небольшими кистями рук;
  • у классических гитар от головки грифа до корпуса гитары расположено и доступно только 12 ладов;
  • метки ладов(точки) на грифе располагаются не на передней плоскости грифа, а на боковой поверхности;
  • на классических гитарах устанавливаются нейлоновые гитарные струны, что значительно снижает силу изгиба, действующую на гриф;
  • на классических гитарах отсутствует защитная пластина, которая на эстрадных акустических гитарах устанавливается под резонаторным отверстием. Так как на классических гитарах в основном не играют медиатором, здесь применяется так называемый классический стиль игры, следовательно, поцарапать корпус нельзя. Но никто собственно не запрещает вам играть на классике используя медиатор, поэтому если вы хотите играть медиатором, а не пальцами, то пожалуйста играйте и на классической гитаре используя медиатор.

Рассмотрим более подробно устройство классической гитары (Приложение 1).

Классическая гитара, как и любая другая гитара состоит из двух основных частей это корпус и гриф. Разберем подробнее из чего именно.

Корпус классической гитары состоит из [3]:

  • Верхней деки. Обычно изготавливается из цельного массива дерева, порода древесины – ель или кедр. На более дешевых моделях верхняя дека делается из фанеры. На звучание гитары особое влияние оказывает, как раз именно верхняя дека гитары.  Немного выше центра, на верхней деки, располагается резонаторное отверстие или как его еще называют розетка. Диаметр этого отверстия 8,5 см. Внутри верхняя дека укрепляется при помощи пружин, для того чтобы от усилий натяжения струн дека не деформировалась. Под пружинами здесь понимаются не железные пружины, а небольшие деревянные перекладины (Приложение 2).
  • Нижней деки. Или как ее еще называют задняя стенка корпуса гитары. Также как и верхняя дека изготавливается либо из цельного массива дерева, либо же из фанеры. В зависимости от пород древесины нижняя дека может быть полностью плоской, или немного выпуклой.
  • Обечайки. Это две полоски, изготовленные из той же древесины, что и нижняя дека. Ширина этих полосок обычно не превышает 10 см. Обечайки соединяют между собой верхнюю и нижнюю деки, и образуют так называемые боковые стенки.
  • Подставки. Предназначена для крепления струн. Устанавливается подставка в нижней части верхней деки. Представляет собой прямоугольную пластину, длиной приблизительно 20 см.

Гриф классической гитары состоит из [3]:

  • Головки грифа. Выполняется из куска дерева в котором выпиливаются два отверстия и устанавливается колковый механизм, предназначенный для натяжения и ослабления струн.
  • Самого грифа. Выполняется из цельного куска древесины. Порода дерева для грифа это в основном кедр. Гриф крепиться к корпусу гитары при помощи так называемой пятки. На передней поверхности  грифа устанавливается тонкая пластина которая называется накладкой. На более дешевых моделях накладка отсутствует. На передней поверхности грифа на определенном расстоянии устанавливаются металлические порожки. Расстояние между порожками называется ладом.
  • Неотъемлемой частью классической гитары являются шесть нейлоновых струн.

По качеству материала, из которого сделаны гитары, они часто подразделяются на три серии: beginner («начинающий») – части корпуса сделаны из «шпона» («ламината»), имитирующего массив дерева. Solid Top («цельная верхняя дека») – верхняя дека сделана из цельной резонансной ели или кедра, обечайки и нижняя дека – из «шпона». Concert guitar, концертная, «бюджетная» и «мастеровая» гитара. Все части такой гитары изготавливаются из цельного отборного дерева ценных пород [14].

Существуют близкие классическим гитары, представляющие собой своего рода «отклонения от «нормы» [3]:

  1. Гитары, произведённые в СССР на основе «русской» семиструнной гитары.

В Советском Союзе было налажено массовое низко-технологичное производство шести и семиструнных акустических гитар. Главная их отличительная особенность – гриф, крепящийся к корпусу при помощи винта с четырёхгранной головкой (отдельно выпускался специальный гитарный ключ для регулировки этого грифа). Гитары выпускались с металлическими струнами. Большой тираж «фабричных» гитар и удешевлённое производство «наводнило» рынок гитар и сформировало своеобразное несколько искажённое представление о гитаре у советского обывателя.

  1. Классическая гитара с «вырезом» в корпусе возле грифа (cutaway).

Часто подобные инструменты являются электро-акустическими, т.е. оборудованы звукоснимающим устройством.

  1. «Многострунные» классические гитары – гитары с количеством струн, большим, чем шесть.

Сюда можно отнести популярную некогда семиструнную «русскую» гитару со специфическим строем «Соль-мажор», а также необычные «экспериментальные» инструменты. Последние, как правило, единичны и связаны с конкретным именем исполнителя или мастера. Например, известны такие гитаристы-восьмиструнники, как Николай Свищев (Россия) или Пол Голбрейт (Paul Galbraith, Великобритания). Гитара, на которой играет Пол Голбрейт («Брамс-гитара», работы Дэйвида Рубио) в известной степени уникальна. Играть на ней нужно, как на виолончели, уперев штырь, предусмотренный конструкцией гитары, в резонаторный ящик, дополнительно усиливающий звук гитары. Мензура для каждой струны – своя (увеличивается в сторону низких струн), в связи с чем лады на грифе не параллельны, а «расходятся» от тонких струн к басам и подставка поэтому расположена под углом. Менее известны такие гитары, как девяти-струнная «Гран»-гитара, связанная с именем Устинова Владимира Николаевича, пропагандировавшего её в конце 20 века, а также - 10-струнная гитара Эгберто Гисмонти.

Таким образом, мы можем сделать выводы:

  1. Классическая гитара – один из самых популярных инструментов во всем мире и используется в совершенно разных выступлениях, при этом являясь незаменимым атрибутом любого похода или бардовского фестиваля.
  2. Исполнение на гитаре отличается обилием приемов звукоизвлечения, с помощью которых выявляются богатые красочные возможности инструмента. Звук гитары не обладает большой силой. Он хорошо сочетается с человеческим голосом и со звучанием других инструментов, что обусловило применение гитары для аккомпанемента пению и в камерных ансамблях.
  3. Образовательная программа обучения игре на классической шестиструнной гитаре призвана сформировать у детей комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для их творческой самореализации через шкально-исполнительскую деятельность.

ГЛАВА 2. Формирование интереса к классической музыке во внеклассной работе

2.1. Развитие интереса к классической музыке у школьников

Д.Б. Кабалевский утверждает, что понять музыкальное произведение - это значит понять его жизненный замысел, как композитор передал нам основную идею, почему он использовал именно такую музыкальную форму и другие средства музыкальной выразительности. необходимо знать, в какой именно атмосфере появилось на свет то или иное музыкально произведение. Это можно назвать «биографией художественного произведения» <...> знание этих биографий и составляет основу художественного образования слушателей» [5, с. 20].

Исследователи сходятся во мнении, что музыкально-творческая деятельность способствует более глубокому освоению музыкального произведения, развивает общую музыкальность детей и является важным средством развития способности образного видения мира (Б.В. Асафьев, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина). развивая эту мысль, мы предлагали сделать «аранжировку» классического произведения, используя тембры современных музыкальных инструментов, а также наоборот – использовать тембры музыкальных инструментов сим-фонического оркестра в современных музыкальных композициях.

Среди наиболее эффективных методов работы со старшеклассниками является внедрение во внеклассную работу образовательных программ. Одной из успешных мы считаем методический труд педагога дополнительного образования Карандеевой И.В., который далее рассмотрим подробнее.

Участники программы: учащиеся 8-11 классов (14-17 лет). Наличие музыкальной подготовки не является обязательным. В отдельных случаях возможно занятия по программе с учащимися более младшего возраста. Готовность к обучению, особенности работы с ребенком определяется педагогом.

Организационно педагогические основы программы:

Продолжительность образовательного цикла – три года обучения. Группа первого года обучения формируется из учащихся 8-9 классов, не имеющих специальной музыкальной подготовки. Первый уровень предполагает формирование первичных навыков овладения игрой на инструменте, знакомство с различными музыкальными стилями, авторами, исполнителями, исполнение несложных музыкальных произведений.

Группа второго года обучения состоит из обучающихся, прошедших первый этап обучения.

Группа третьего года обучения формируется из воспитанников, которые совершенствуют свои умения и навыки, полученные в первый и второй годы обучения.

Уровни являются интегрированными, что обеспечивает плавный рост творческого, культурного, коммуникативного развития воспитанника. Предложенная система обучения дает каждому подростку равные возможности для максимальной реализации своих музыкальных и творческих способностей. Это формирует у старшеклассника адекватную самооценку, и, вместе с тем, делает очевидной значимость личности, сумевшей проявить и реализовать себя в творчестве, в жизни коллектива.

Основу всего учебно-воспитательного процесса составляет овладение техникой, особенностями игры на гитаре. На занятиях ребята знакомятся с устройствами инструмента, правилами постановки рук, звукоизвлечения, особенностями записи мелодии через табулатуру, учатся играть разнохарактерные музыкальные произведения. Важным этапом перехода от индивидуального исполнения к игре в ансамбле является умение исполнять произведение вместе, вступать в нужный момент. Со временем появляется чувство внутреннего ритма, появляется навык отчета тактов. Солирующий инструмент любой (голос, гитара, флейта) должен выделяться на фоне игры над остальными.

Также, в задачу руководителя входит обучение правильному пению: звукообразованию, голосоведению, дыханию, дикции. Через раскрытие творческой индивидуальности исполнителя, ребенку прививается культура пения, координируется список музыкальных предпочтений. Сочетая индивидуальную работу по постановке голоса с ансамблевой, необходимо добиваться чистоты унисона.

Выбор репертуара для воспитанника – наиболее трудная задача для руководителя. Правильно подобранный репертуар способствует духовному и росту старшеклассника, определяет его творчество, дает возможность овладения техническими приемами.

Интерес ребят к гитаре позволяет воспитывать «трудных» детей, особенно если они непрерывно заняты в этом коллективе.

  • занятия с группой 1 года обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа;
  • занятия с группой 2 года обучения - 2 раза в неделю по 3 академических часа;
  • занятия с группой 3 года обучения - 2 раза в неделю по 3 академических часа.

Для организации работы по программе используется база «», наличие личной гитары у каждого воспитанника является обязательным.

Педагогические условия реализации программы:

  • учет индивидуального опыта, психологических особенностей, возрастных характеристик участников программы;
  • индивидуальный подход к работе с воспитанниками и обучение их работе в группе;
  • обеспечение условий для выбора участниками программы актуальной для их деятельности уровня самореализации;
  • стимулирование проявления творческой активности и инициативы;

Основной формой реализации программы является учебное занятия.

Программа предусматривает комплексный подход к построению и проведению занятия. Оно должно включать различные виды деятельности: музыкальная грамота, творческая исполнительская деятельность (пение, игра на музыкальном инструменте), слушание музыки. Каждый из этих видов имеет свою цель и систему обучения, но все они тесно связаны друг с другом.

Кроме того, достаточно часто проводится занятия в форме коллективного прослушивания исполнения воспитанником или ансамблем произведения остальными членами объединения. Организация таких мини-концертов помогает учащимся преодолеть страх сцены - сперва перед малой аудиторией, научиться адекватно оценивать игру других людей, находить собственные ошибки и неточности. Так же, выступления членов объединения записываются на камеру для последующего просмотра выступления, коллективной работой над ошибками.

Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • овладение воспитанником системой знаний и умений, позволяющих воспитаннику пользоваться музыкальной литературой, специализированными компьютерными программами, расширение музыкального кругозора;
  • приобретение практических умений по организации концертной деятельности;
  • овладение приемами игры на инструменте сольно, в ансамбле.
  • личностный рост, формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере;
  • создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества в коллективе объединения;
  • организация системы проверочных работ (тестирование, опрос, самостоятельный разбор произведения, шефская работа членов объединения с более «слабыми» кружковцами и др.) с целью мониторинга результатов обучения.

2.2. Результаты внедрения образовательной программы во внеклассную работу с подростками

Г.И. Щукина определяет эмоциональное начало как важнейший энергетический ресурс интереса и подчеркивает, что «умственная и нравственная энергия» ученика находят выход в деятельности, которая ему интересна [7].

Предметом дискуссии являлась целесообразность использования произведений классической музыки в современном звучании, т.е. с помощью современных музыкальных инструментов и компьютерных программ.

Учащиеся по истечению первого года обучения должны знать:

Устройство гитары, условия хранения, эксплуатации, транспортировки, техника безопасности. Историю гитары. Фамилии и черты биографии, творческого пути известных исполнителей и композиторов, работавших с гитарой. Посадку гитариста. Постановку правой и левой руки. Отщипывание струн в переборах. Бой, виды боя. Условные обозначения пальцев левой, правой руки, нумерацию струн, ладов. Аккорды. Особенности исполнения музыкальных произведений, написанных в мажоре, миноре. Знать табулатуру, уметь ее читать. Настройку гитары, особенности постановки нейлоновых, металлических струн. Особенность посадки, звукоизвлечения, пения при исполнении музыкальных произведений разного характера, для разной возрастной аудитории: туристской песни в кругу друзей, классического произведения на концерте и др. Особенности записи мелодии, подбора «на слух» мелодии и аккомпанемента. Особенности игры в ансамбле. Биографию, историю известных групп и исполнителей. Специфику работы со средствами программы «Gitar pro». Особенности русской народной, средневековой шотландской, ирландской, английской, американской, восточной, австралийской музык, испанской музыки. Историю возникновения музыкальных стилей, инструментов.

По истечению года обучения должны уметь:

Работать с самоучителем, правильно сидеть, перемещать руки при игре на инструменте, самостоятельно определять аккорды, работать со справочной литературой, знать 5-10 видов боя, уметь импровизировать, 5-10 переборов. Играть в ансамбле, уметь организовать репетицию. Уметь играть «с листа», работать с песенниками, программой для ПК «Gitar pro». Самостоятельно определять стиль музыкального произведения, организовать зрителей на концерте. Уметь подбирать «на слух» мелодию, аккомпанемент, проводить самостоятельный поиск репертуара с использованием песенников, самоучителей, средств Интернета.

Учащиеся по истечению второго года обучения должны знать:

Правила техники безопасности при игре и транспортировке инструмента. Историю струнно-щипковых музыкальных инструментов. Сведения из биографии известных исполнителей и композиторов произведений для гитары. Усложненные переборы, бой. Особенности построения аккордов. Особенности звукоизвлечения гитариста-виртуоза: слайд, пулл, хаммер, глушение, стакатто, тремоло, вибрато, трель, флажолет. Настройка гитары, перетяжка струн. Соотношение нотной и табулатурной записи. Понятие длительности. Расположение нот на грифе гитары. Знаки альтерации. Особенности звукоизвлечения, пения при исполнении музыкальных произведений разного характера, для разной аудитории. Особенности проведения репетиции ансамбля, игры в ансамбле. Особенности работы с программой «Gitar pro», основы поиска информации в Интернете.

По истечению второго года обучения должны уметь:

Работать с самоучителями, нотными сборниками. Подбирать аккомпанемент на слух. Самостоятельно определять особенности звукоизвлечения при исполнении песен различного характера. Играть сольные, басовые, аккомпанирующие партии в ансамбле. Играть новое произведение «с листа». Использовать ресурсы программы «Gitar pro» для записи музыкального произведения. Уметь записывать и читать произведение написанное нотами. Проводить самостоятельный поиск репертуара с использованием песенников, самоучителей, средств Интернета. Участвовать в организации мини-концертов, отчетных концертов.

Учащиеся по истечению третьего года обучения должны знать:

Историю возникновения музыкальных стилей, инструментов. Специфику сыгрывания музыкального коллектива. Технику безопасности имгры и транспортировки инструмента. Особенности настройки гитары. Особенности игры на блок-флейте. Значение термина «ансамбль», особенности игры в коллективе. Особенности альтернативной музыки технику изготовления простейших музыкальных инструментов.

По истечению третьего года обучения должны уметь:

Уметь наизусть играть произведения изученных стилей, народов. Основы игры на блок-флейте. Играть в ансамбле. Уметь изготавливать простейшие музыкальные инструменты.

Для занятий по программе каждый воспитанник обязан иметь музыкальный инструмент – гитару с нейлоновыми струнами.

Педагогом при объяснении теории используется доска, на которой пишется оперативная информация или размещаются заранее подготовленные плакаты, материалы.

Возможно использование на занятиях магнитофона или ПК для прослушивания музыкальных произведений в учебных целях, так же для просмотра концертов различных групп и исполнителей.

Для овладения средствами программы «Gitar pro» желательно наличие ПК на занятии, большую часть работы учащиеся проводят дома самостоятельно, но с особенностями работы в программе знакомит педагог.

При проведении концертов следует использовать усиливающую звук аппаратуру, микрофоны. Возможно использование видеоряда (мультимедийный экран, проектов, ПК).

Для лучшего усвоения учащимися учебного материала используется система раздачи текстов песен, памяток с аккордами, другой информацией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Освоение игры на классической гитаре требует долгой и кропотливой работы, знания различных видов техники и приемов игры, и глубокой исполнительской культуры в целом. Исследователи в этой области считают, что никогда не удастся достичь чего-либо значительного, если вы не удосужились правильно поставить руки (игровой аппарат). Поэтому как и в любой другой деятельности, важен многолетний и добросовестный труд.

В процессе формирования интереса к классической музыке у подростков средства представлены методами и приемами, позволяющими «достичь проектируемого результата в уроке, т.е. реализовать его содержание, организовать деятельность учителя и учащихся» [4, с. 38].

Произведения классической музыки, обладающие глубоким эмоциональным содержанием, способны вызвать у учащихся самые разнообразные эмоции, которые наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте - на стадии онтогенетического развития между детством и взрослостью (15 - 16 лет), т. к. эмоциональная сфера подростка претерпевает значительные изменения: переживания становятся глубже, эмоциональное отношение - длительнее, чувства - более стойкими.

Рассмотрев теоретические и методические вопросы цели исследования, мы можем сделать следующие выводы: интерес – важный компонент всестороннего развития личности. Познавательный интерес лежит в основе творческих способностей личности, где происходит не только овладение и присвоение, но и создание новых духовных ценностей; форма внеклассной работы обладает уникальными возможностями привлечения учащихся к музыке, раскрытию перед ними богатства и многообразия музыкального иcкусства, формирования у них потребности в общении с ним. Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении; гитара пользуется огромной популярностью во всем мире, классическая гитара – инструмент, который прекрасно подходит для самых различных форм музицирования. Она идеально звучит как при аккомпанировании пению или другим инструментам, так и в сольном исполнении; подбор музыкального репертуара, cоставления плана беседы, разработка сценария, представляют широкие возможности для развития интереса детей к классической музыке в исполнении гитары.

Область чувств развивается, приобретает многогранность, подросток под маской безразличия может скрывать высокое эмоциональное напряжение, тревогу или волнение. с помощью реализации музыкального интереса, интереса к классической музыке эмоциональное напряжение и чувства могут переключаться в сферу художественно-эстетических переживаний и творческой деятельности (Э.Б. Абдуллин, Б.М. Теплов и др.).

Мы считаем, чем чаще будет звучать гитара как солирующий инструмент, тем больше она будет способствовать развитию интереса у подростков к классической музыке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Блокфлейта. Репертуарный сборник для начинающих // под ред. Мазура Я. А., Чеботаря Д. И. Киев: «Музычна Украина», 1984. – 37 с.
  2. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. М.: Всесоюзное издательство Советский композитор, 1985 г.- 110 с.
  3. Виды гитар [Электронный ресурс]. URL: http://gitar-studia.com/guitars.html (дата обращения 10.09.2015)
  4. Гитаристу-любителю. Шестиструнная гитара. Выпуск №1 // сост. Оскарович Вещицкий П. М.: «Советский композитор». – 1977. – 16 с.
  5. Гитаристу-любителю. Шестиструнная гитара. Выпуск №12 // сост. Агабабов В. П. М.: «Советский композитор». – 1987. – 40 с.
  6. Иванов И.П. Энциклопедия творческих дел. – М.: «Педагогика», 1989 г. – 209 с.
  7. Интерес. Педагогический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Interes-690.html (дата обращения 10.09.2015)
  8. Интерес. Философский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/philosophy/Interes-915.html (дата обращения 10.09.2015)
  9. Казанский О.А. Основы педагогический деятельности. – Липецк, 1991 г. – 111 с.
  10. Кирьянов Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Московский центр содействия развитию искусств «Тоника», 1991, 1 тетрадь.
  11. Кирьянов Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Московский центр содействия развитию искусств «Тоника», 1991, 2 тетрадь I и II части.
  12. Кирьянов Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Московский центр содействия развитию искусств «Тоника», 1991, 3 тетрадь.
  13. Классическая акустическая гитара [Электронный ресурс]. URL: http://play-info-guitar.ru/guitar-info/akusticheskie-gitari/klasika (дата обращения 08.09.2015)
  14. Классическая гитара [Электронный ресурс]. URL: http://ak-gitara.ru/klassicheskaya_gitara.html (дата обращения 08.09.2015)
  15. Классическая гитара, ее характерные особенности и составные части [Электронный ресурс]. URL: http://gitaristtv.ru/klassicheskaya-gitara-ee-xarakternye-osobennosti-i-sostavnye-chasti.html (дата обращения 12.09.2015)
  16. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России: материалы первоначального доклада Российской Федерации Комитету по правам ребенка. М.: «Информпечать», 1993 г. – 72 с.
  17. Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Ось-89», 2001 г. – 48 с.
  18. Молодежная палитра (содержательные аспекты деятельности молодежных и детских общественных объединений) / сост. Грушихин А.М., Головлева И.В., Боева Л.А. - Липецк: Комитет по делам молодежи администрации Липецкой области, 2004 г. – 147 с.
  19. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / под ред. Сластенина В. А. Исаева И. Ф., Мищенко А.И., Шиянова Е.Н. – М.: «Школа-Пресс», 2000 г. – 510 с.
  20. Сольфеджио. Одноголосье. Часть 1 // сост. Калмыков Б., Фридкин Г. М.: «Музыка». – 1984. – 156 с.
  21. Татьянин Е.В., Золотухина И.Н. Использование технических и аудиовизуальных средств в учебном процессе. Методическое пособие. -Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2004. - 78 с.
  22. Татьянин Е.В., Золотухина И.Н. Методика использования технических и аудиовизуальных средств в учебном процессе. Методические рекомендации. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2004. - 43 с.
  23. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.: «Музыка», 1988. – 272 с.

Приложение 1.

Устройство классической гитары

Приложение 2.

Верхняя дека классической гитары, расположение гитарных пружин (вид изнутри)



Приложение 3.

Беседы

  1. «История гитары».
  2. Серия бесед «Мастерство исполнителя» (В. Зинчук, А. Сеговия, Пако де Лючия и др.)
  3. «Азбука поведения на сцене».
  4. «Музыка в кино. Саундтрек».
  5. «Авторская музыка».
  6. «Направления в эстрадной музыке».
  7. «Этикет»
  8. Серия бесед: «Русский рок» (группа «Ария», «Алиса», «ДДТ» и др.)
  9. Серия бесед «Особенности национального звукоизвлечения, инструменты» (ирландская, шотландская, японская, русская, испанская идр. музыка).
  10. Серия бесед «Группы и исполнители» (Элвис Пресли, «Apocaliptica», «Blackmore's night», Ванесса Мэй и др.).
  11. Серия бесед «Строки, опаленные войной» (музыка гражданской, Великой Отечественной, Афганской, Чеченской войны).

Приложение 4.

Примерный индивидуальный план. Инструментальные композиции.

1 год обучения.

«Собачий вальс», мелодии из кинофильмов «История любви», «Титаник», «Крестный отец». Andre Poopp «Love is Blue». «La cucaracha». Из репертуара группы «Blackmore's night»: «Greensleeves».

2 год обучения.

Л. В. Бетховен «Лунная соната», «Fur Elise». «Feelings». Гомес «Романс». «Испанское каприччо». Из репертуара группы «Blackmore's night»: «Breton Dans», «Memmingen». Tarrega Francisco «Adelita». «Кубинский танец».

3 год обучения.

Мелодия из кинофильмов «Властелин колец», «Профессионал», «Амели». Barbara «Gottingen». Tarrega Francisco «La Paloma». «Malaguena». «Сhoros». Frank List «Liebestraum».

Приложение 5.

Примерный репертуар ансамбля.

Инструментальные композиции.

1 год обучения.

Народная песня «Казачья притча». «A Londonderry Air». «Mission Impossible». Из репертуара группы «Blackmore's night»: «Greensleeves», «Catherine Howard’s Fate». Из репертуара группы «Ария»: «Закат». «Осень».

2 год обучения.

«Tico-tico». Из репертуара группы «Nightwish»: «Lapland». Из репертуара группы «Blackmore's night»: «Magical World», «Now and Then», «Spirit of the Sea», «Wish you were here». «Scotland The Brave», «Beyond the Sunset». Из репертуара Элвиса Пресли: «A Mess of Blues», из репертуара группы «Apicaliptica» «Far Away».

3 год обучения.

Р. Пипо «Танец с топорами». «Чардаш». «Take Five». Из репертуара группы «Blackmore's night»: «Fare Thee Well», «Possum goes to Prague». «The Entertainer». «Keshiki shinzuru».

Формирование интереса к классической музыке во внеклассной работе