Проектная деятельность школьников и ее этапы

екция №8. Избранные вопросы методики преподавания информатики,

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ ЭТАПЫ

Проектная деятельность школьников и ее этапы.

Перемены в современной общественной жизни вынуждают нашу школу пересматривать прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, уметь добывать и применять полученные знания, тщательно обдумывать и принимать взвешенные решения, чётко планировать свои действия, быстро адаптироваться к новой ситуации. Воспитание коммуникативных навыков, толерантности, планетарного мышления становится актуальной задачей современного образования.

Всё это предполагает знакомство с принципиально новыми представлениями, понятиями и формами учебной теории и практики, существенно зависящими от научно-технологических достижений и перспектив XXI века. Так, например, владение компьютером как инструментом приёма, преобразования и передачи всех видов информации, используемых в ходе учёбы, - одно из требований, предъявляемых к учащимся уже начальных классов. Социальный же заказ общества - подготовить выпускников школы к реалиям жизни и труда в высокотехнологизированном XXI веке. Большие возможности в этом отношении открывает метод проектов или метод учебных проектов, наряду с другими нетрадиционными методами получающий сейчас всё большее распространение.

Вообще толкование слова «проект» (в переводе с латинского буквально «брошенный вперёд») мы находим в словарях как «план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание».

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.

Историческая справка.

Метод проектов, известный также как метод проблем, возник ещё в 1920-е годы в США. Обычно его связывают с идеями гуманистического направления в философии и образовании американского философа и педагога Дж. Дьюи. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. В России идеи проектного обучения возникли практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии и др. метод проектов нашёл широкое распространение и приобрёл большую популярность за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем). «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения
  2. Практическая, теоретическая, познавательная .значимость предлагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, видеоклип и т. д.).
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного обсуждения метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
  • выдвижение гипотез решения поставленных задач;
  • обсуждение методов исследования (анализ информации, фактов, статистические методы, экспериментальные наблюдения и т. д.);
  • обсуждение вариантов оформления конечных результатов (презентация, ролевая игра, видеоклип, доклад, пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  1. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов.

Для рациональной организации работы следует отдавать себе отчёт в том, что проекты бывают разные. Обычно при классификации учитываются следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая деятельность:
  • исследовательская,
  • поисковая,
  • творческая,
  • ролевая,
  • прикладная и др.
  1. Предметно-содержательная область:
  • монопроект (в рамках одной области знания);
  • межпредметный проект.
  1. Характер координации проекта:
  • непосредственный (жёсткий, гибкий),
  • скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, что характерно для телекоммуникационных проектов).
  1. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  2. Количество участников проекта.
  3. Продолжительность проекта.

В соответствии с первым признаком можно выделить следующие типы проектов:

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, чётко обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов исследования (в том числе экспериментальных и опытных работ) и обработки результатов. Они полностью подчинены единой логике и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Такие проекты предполагают аргументацию актуальности принятой для исследования темы, выделение проблемы и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.

Творческие. Эти проекты предполагают соответствующее оформление результатов, но, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников. Она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленного этим жанром. В данном случае особенно важно договориться о планируемых результатах и форме их представления.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием, проекта. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролевая - игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (или информационные) проекты. Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом.

Цель проекта, его актуальность, источники информации (литературные источники, средства СМИ, базы данных, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т. д.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат (реферат, видео и т. д.); презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и пр.).

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью, описанной выше:
  • предмет информационного поиска;
  • поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;
  • аналитическая работа над собранными фактами;
  • выводы; ..
  • корректировка первоначального направления (если требуется);
  • дальнейший поиск информации по уточнённым направлениям;
  • анализ новых фактов;

средней продолжительности (от недели до месяца);

долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках (разумеется, с привлечением внеклассной деятельности) по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то они - обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные - являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем (и в этом случае могут представлять собой программу проектов). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых сочетаются различные признаки, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Телекоммуникационные проекты.

Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные проекты. В отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной является организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран.

Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой темы, но и знания особенностей партнёра, особенностей его мироощущения.

Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса, курса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект на английском языке предусматривается по другим школьным дисциплинам и не соответствует программному материалу по английскому языку, то он выполняется во внеклассной работе, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения средств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, какими бы интересными и практически значимыми они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов.

Возможные формы и жанры продуктов проектной деятельности.

  1. Газета.
  2. Журнал
  3. Альбом
  4. Буклет.
  5. Доклад.
  6. Пособие.
  7. Реферат.
  8. Серия иллюстраций.
  9. Справочник.
  10. Статья. Схема.
  11. Учебное пособие.
  12. Сценарий/разработка мероприятия/игры
  13. Пакет рекомендаций.
  14. Чертёж.
  15. Макет.
  16. Модель.
  17. Бизнес-план.
  18. Сравнительно-сопоставительный анализ.
  19. Стенд.
  20. Выставка.
  21. Оформление кабинета, школы ...
  22. Видеофильм, видеоклип.
  23. WEB-сайт.
  24. Мультимедийный продукт.
  25. Программный продукт.

Возможные варианты презентаций.

  • Демонстрация.
    • Деловая игра.
    • Защита на Учёном Совете.
    • Научная конференция.
    • Научный доклад.

Реализация метода проектов ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поисково-творческого характера. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником этого процесса, наставником, консультантом. Это подлинное сотрудничество. На этапе защиты проекта учитель вообще может «отойти в сторону» и предоставить «экспертам», «ведущим» самим вести презентацию проектов различных исследовательских групп, организуя оппонирование, обсуждение, дискуссию. В этом случае учитель является равноправным участником общего обсуждения представляемых и защищаемых результатов проведённых исследований. Эта часть - самая интересная в проектной деятельности. Вопросы ученики могут задавать любому участнику проектной группы, и каждый должен быть готов защищать общегрупповую позицию.

Причём, большую роль играет внешняя оценка проектов, так как лишь таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. При этом оценка не обязательно должна выражаться в виде отметок. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения.

Параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проведённого проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Общие подходы к структурированию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые можно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т, д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в библиотеке, медиатеке).
  6. Защита проектов, оппонирование.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Проектное обучение иногда рассматривают в качестве альтернативы классно-урочной системы обучения. Но специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

Напомним, что проекты могут быть однопредметные или межпредметные, иногда тема проекта выходит за рамки школьной программы. Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов, преодолевающих традиционную предметную разобщенность школьного образования.

Рис.1 Взаимосвязь этапов реализации метода проектов

Деятельность учащихся и учителя на уроке представим в виде таблицы 10. Значком с изображением компьютера мы отметили те виды деятельности, в которых эффективно можно использовать средства информационных технологий.

Этапы реализации метода проектов

Вид деятельности

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение целей и темы проекта

Обсуждают предмет с учителем, устанавливают цели

Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей

Планирование

Определение источников информации. Определение методов исследования. Распределение задач между членами группы

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач

Выполняют исследование

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью

Получение результатов

Анализ информации, решение промежуточных задач

Анализируют информацию

Наблюдает, советует

Представление отчета

Различные виды отчетов: устный, компьютерная презентация, письменный отчет, защита

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает вопросы

Оценка результатов

Участвует в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов

Проектное обучение иногда рассматривают как одну из форм реализации проблемного обучения. Действительно, учитель только ставит задачу, деятельность по отбору нужной информации, подбор методов исследования и анализ полученных данных проводят учащиеся.

PAGE - 8 -

Проектная деятельность школьников и ее этапы