Конспект урока изобразительного искусства по программе Неменского «Деревня - деревянный мир» в 4 классе



Конспект урока

Изобразительного искусства

По программе Б. М. Неменского

« Деревня - деревянный мир»

В 4 классе

Учителя начальных классов

МОУ ООШ с. Благодатное

Шихановой Валентины Михайловны

2015-2012 уч. год

Тема урока: «Деревня - деревянный мир».

Тип урока: комбинированный

(Сочетание изучения новой темы с контролем знаний)

Цели :

Образовательные:

- продолжить знакомство учащихся с образом традиционного русского дома - избы;

- раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;

- учить воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств.

Развивающие:

- развивать образное мышление, наблюдательность, учебно - творческие способности;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю, к истории и традициям своего народа;

- учить трудолюбию, аккуратности.

Задачи:

- повторить конструкцию избы и назначение ее частей;

- познакомить с приёмами украшения избы.

- развивать графические навыки, умение работать с гуашью.

Оборудование:

для учителя: ИКТ, ТСО, демонстрационный и раздаточный материал,

для учащихся: альбом, кисти, гуашь, учебник по изобразительному искусству и художественному труду Б. М. Неменского «Каждый народ – художник».

Литературный ряд: стихотворения С. Есенина, М. Пляцковского.

Музыкальный ряд: народные и инструментальные мелодии.

Зрительный ряд: презентации: « Деревня моя», «Деревянное зодчество», «Украшение русской избы», «Картины художников с изображением деревенской избы».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель обращается к ученикам:

ЧТИТЕ НАУКИ, ЛЮБИТЕ ИСКУССТВА,

БЕЗ СОЖАЛЕНЬЯ БЕРИТЕСЬ ЗА ТРУД.

ДЕТИ! ТОГДА БЛАГОРОДНЫЕ ЧУВСТВА

В ВАС БЛАГОРОДНУЮ ПОЧВУ НАЙДУТ!

2. Беседа по теме урока.

Учитель. Особенности искусства нашей Родины складывались в древности с историей народа, в гармонии его жизни с природой. Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни.

В каком жилище мы побываем сегодня на уроке?

На этот вопрос мы сможем ответить, разгадав кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Дощечка, на которой живописец смешивает краски. ( палитра)

2.Жанр изобразительного искусства - изображение природы. (пейзаж)

3.Человек необычной силы, стойкости, отваги. (богатырь)

4. Мягкие цветные карандаши. (пастель)

Ключевое слово: изба.

п




п


Один из замечательных памятников архитектуры - простая деревенская изба. О какой же избе пойдет речь на уроке? Быть может, о какой – нибудь необыкновенной, единственной?

Нет, о самой обычной избе русского крестьянина, которую, и вы, ребята, наверно, не раз видели, а может быть, и жили в ней.

3.Постановка проблемы:

- Ребята, как вы думаете, нужно ли нам знать историю русского жилища? Почему?

(Дети высказывают свою точку зрения)

Учитель. – Так что же такое изба? На этот вопрос вы должны были ответить дома.

Ребята класса были заранее разбиты учителем на группы.

Каждая группа ребят готовила мини проект по заданной теме :

1 тема: «Откуда пошло название «изба»? Из чего строили избы? Кто строил избы? Как их строили?

2 тема: «Деревянные дома в нашем селе» Кто их строил? Как украшали?

3 тема: « Деревня в произведениях русских художников». Что изобразили художники на своём полотне? Какие краски использовали при изображении избы? Что они хотели показать своей работой?

4.Опрос домашнего задания.

Защита проектов.

1 группа сообщает о своей работе По теме: « Откуда пошло название «изба»?»

Изба - русский срубной дом. Главное место в нем занимает печь, по – этому называют дома избами (от слов «истьба», «истопа»- теплое место). Избы высокие строения, в два этажа. Нижний этаж - подклеть - защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках - песок, опилки: все для тепла. Строили избы плотники - мастера своего дела. Осенью метили подходящие деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте - апреле делали сруб: точно подгоняли бревна друг к другу. Возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью бревна плотно прижимались и медленно высыхали. Дома ставили так, чтобы было не только удобно, но и красиво. Строили, « как мера и красота скажут». Около избы ставили клеть-помещение, где хранили инструменты, посуду и т. д. Около клети помещались амбары - помещения, где хранили зерно, семена, муку. Изба, клеть и амбар - это крестьянский двор. Ограждала его изгородь.

Просмотр слайдов «Деревянное зодчество».

2 группа сообщает о своей работе по теме «Деревянные дома в нашем селе».

У нас в селе Благодатном много деревянных домов. Несмотря на то,

что они давно построены, в них и сейчас живут люди.

Особенно много домов сохранилось на улице Центральной, она недаром

так названа, ведь, почти 200 лет назад улица была центром деревни, там

жила в основном прислуга и крестьяне, которые работали у графа

Н. Давыдова - именно он является основателем села Благодатное.

Как же строили деревянные дома, ведь наше село далеко находится

от леса? Оказывается, его подвозили специально на лошадях из города Хвалынска.

После революции в небольших деревянных домиках стали жить

рабочие, крестьяне, переселенцы из окрестных деревень.

Многие дома не сохранились до нашего времени: разобраны на дрова,

сгорели, разрушились. Но некоторые и по сей день радуют нас.

Просмотр презентации «Деревня моя», выполненной учеником 4 класса

Садртдиновым Д. под руководством родителей и учителя.

3 группа сообщает о своей работе «Деревня в произведениях русских художников».

Мы назвали свой проект «Путешествие в картинную галерею».

Многие русские художники посвятили свои полотна деревне. Совершим небольшую экскурсию в картинную галерею.

Показ презентации подготовленной ученицей 4 класса Ивановой Анастасией

«Картины художников с изображением деревенской избы».

1.картина. Дорожка, изображенная художником, на переднем плане картины, ведет нас

в деревню. Здесь мы видим простую деревенскую избу, она изображе-

на крупнее всех построек. Рядом с избой амбар, где хранятся разные припасы,

вещи. Картина «Деревня летом» П. И. Петровичева наполнена теплом. От

нее трудно оторвать взгляд, она притягивает своей простотой.

Художник взял золотисто - коричневые краски которые наилучшим

образом отразили необычную красоту избы.

2.картина. А вот мы уже с вами на крестьянском дворе, который изобразил художник С. А. Виноградов на картине « Крестьянский двор». Здесь мы видим крестьянок, занимающихся ремонтом одежды во дворе. Крупным планом на данном полотне изображен крестьянский деревянный дом. Когда-то он был большим и красивым, а теперь он обветшал и предстал перед нами покосившимся от времени. Об этом говорят и прохудившаяся крыша, и полуразрушенная пристройка к дому. Для изображения дома художник использует серо-голубые оттенки и неспроста, ведь по - иному не передашь то, что дом очень стар.

3.картина. На картине A. M. Васнецова «За варкой варенья» мы видим главного «героя» - большой деревянный дом, его дверь распахнута настежь, как будто приглашает нас с вами в гости. Весь дом утопает в зелени сада, но нам хорошо видна большая крыша. Для ее изображения автор использует пастельные, приглушенные оттенки желтого и коричневого цвета, а вот дом он изображает ярко-желтыми красками.

4.картина. Но вот летний пейзаж сменяется зимним. На картине «Зима» Н. Н. Дубовского мы тоже видим деревню. Деревянные избы стоят в больших белых шапках. Окна домов темными пятнами выделяются на общем фоне картины. Они как бы удивленно смотрят на одинокую старушку, идущую по зимней дорожке. Для изображения домов автор картины берет нежно-коричневые, ближе к желтому цвету, краски.

Своими произведениями художники хотели показать, как они любят свою Родину, простую и скромную, но до боли родную каждому русскому человеку.

Учитель. Мы с вами увидели, как прекрасен и чудесен теплый цвет и оттенки дерева, доброго и надежного, дубленого холодными ветрами, насквозь прогретого солнцем и теплом разгоряченных рабочих рук. Словно внутри разгорается огонь, и вся изба начинает светиться янтарным жаром, всеми оттенками старого червонного золота. Недаром писал Сергей Есенин:

И теперь, когда вот новым светом

И моей, коснулась жизнь, судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Хочу похвалить ребят за то, что они хорошо справились со своей работой. Все учащиеся подошли к выполнению заданий творчески. Мы увидели презентации, услышали исторические сведения, даже совершили виртуальное путешествие.

Каждая группа сумела раскрыть предложенную тему в полном объёме.

5. Изучение нового материала.

Учитель. В начале урока мы говорили, что избы делали из дерева.

- Почему исконным материалом для русских построек стало дерево?

Дети. Россия - страна лесная. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам рек и озер. Лесные чащи укрывали жителей от врагов, давали им приют, кров, пищу. Из дерева русский крестьянин рубил себе избу, возводил крепости, строил церкви, мастерил почти все, что было ему нужно в быту - от сохи до ложки.

Учитель. Формы жилища (его конструкция) зависят от природных условий.

Богатая узорчатость украшений изб и предметов быта имеет сходство с ажурностью, прозрачностью русского леса.

Такую связь можно назвать «гармония». Гармония (от греческого - связь, созвучие, соразмерность) - в архитектуре, в изобразительных искусствах, в природе - стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.

Сегодня на наш урок пришел Мастер Украшения вместе со своими помощниками.

Они расскажут, как украшали своё жилище русские люди.

Доклады учеников. Показ презентации «Украшение русской избы»

1. Интересная деталь украшения - венчающее кровлю бревно - охлупень в виде коня. Конь - охлупень воспринимался в народе как защитник крестьянской семьи.