Источники формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова
«Допущена к защите»
и.о. зав.кафедрой
____________Н. Сартанова
___ ____________20___г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: Источники формирования и использования финансовых
ресурсов на предприятии
по специальности 050509 Финансы
Выполнил Р.Б Макин
Научный руководитель Ж.Т. Омарханова
старший преподаватель
Костанай 2010
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. |
3 |
1 Теоретические и методические аспекты формирования и распределения прибыли предприятия….…………………………………………….……….. |
5 |
1.1 Сущность и содержание прибыли как основного источника формирования собственных финансовых ресурсов предприятия…………. |
5 |
1.2 Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли…..…........…. |
12 |
1.3 Методика распределения и использования прибыли предприятия…. |
19 |
2 Анализ прибыли ТОО «Строй+» как основного источника формирования его собственных финансовых ресурсов ……………………………………… |
27 |
2.1 Общая оценка динамики прибыли предприятия …….......................…. |
27 |
2.2 Факторный анализ относительных показателей доходности деятельности предприятия…………………………………………………….. |
36 |
2.3 Анализ порога прибыли…………………………………………………. |
43 |
3 Основные пути повышения прибыли предприятия как основного источника формирования собственных финансовых ресурсов ТОО «Строй+»………………………………………………………………………… |
47 |
Заключение……………………………………………………………………… |
55 |
Список использованных источников…………………………………………. |
57 |
Приложение…………………………………………………………………….. |
60 |
Введение
В ежегодном Послании народу Казахстана Президент Н.Назарбаев отметил о необходимости «улучшения корпоративного управления, быть прозрачными, открытыми, работать для того, чтобы строить в Казахстане современные предприятия, ориентированные на экспорт».
Современное состояние рыночной экономики предполагает жесткие требования к управленческой системе предприятия. Постоянные изменения экономической ситуации требуют быстрого реагирования управленческого аппарата, чтобы поддержать финансовое состояние организации и выгодно изменить политику предприятия в сторону сложившейся ситуации.
В условиях рыночной экономики основой деятельности предприятия является прибыль, это источник существования предприятия, основная цель и показатель результатов деятельности. Предприятие самостоятельно планирует развитие своей деятельности, исходя из фактора спроса на производимую продукцию, своих возможностей и необходимости дальнейшего развития. Самостоятельно планируемым показателем является и прибыль, и варианты и способы её достижения.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, т.е. к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.
Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.
Важной задачей каждого хозяйствующего субъекта получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Прибыль как результирующий показатель хозяйственной деятельности предприятия зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Поэтому прибыль теснейшим образом связана с неопределенностью будущих экономических явлений, которые нельзя предсказать с достоверностью, а только с той или иной степенью вероятности.
В настоящее время в условиях сложившегося мирового финансового кризиса, важным является для любого хозяйствующего субъекта сохранить не только имеющиеся объемы производства, но и вести расширенное воспроизводство, которое будет способствовать увеличению прибыли. В условиях рыночных отношений, когда все организации и предприятия перешли на самофинансирование, важным является поиск путей увеличения прибыли через анализ финансовых результатов, а именно, прибыли, которая и является основным источником самофинансирования (т.е. финансирования собственных капитальных вложений в развитие производственной и социальной базы организации), принятие своевременных управленческих решений, которые позволяют выявить возможности этих организаций.
Главная задача анализа использования и изменения прибыли это выявление изменений распределения прибыли и составляющие ее использования по сравнению с прошлыми периодами. Результаты анализа являются источниками, на основе которых составляется план использования прибыли в данном периоде.
Поэтому на практике предприятиям, выдвигающим на первый план решение задач по производству конкурентоспособной продукции, выхода на новые рынки и максимизации прибыли, которая является основным источником формирования собственных финансовых ресурсов, с целью повышения его деловой активности и эффективной деятельности. Все вышеизложенное определяет актуальность темы дипломной работы.
Цель дипломной работы - рассмотрение прибыли как основного источника формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.
Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- рассмотреть и изучить понятие и виды прибыли, ее основные функции;
- систематизировать факторы, влияющие на величину прибыли;
- рассмотреть порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
- проанализировать структуру прибыли предприятия и провести анализ влияния факторов на размер прибыли;
- выявить пути улучшения распределения и использования прибыли в современных условиях.
Объектом дипломного исследования является ТОО «Строй+», которое занимается изготовлением строительных материалов и конструкций.
Предметом исследования является анализ использования и распределения прибыли.
Методы исследования монографический, аналитический, расчетно-конструктивный, графический и др.
Теоретической и методической основой дипломного исследования являлись нормативно-правовые документы, регламентирующие финансово хозяйственную деятельность предприятий, труды ведущих ученых в области финансово-экономического анализа, таких как Стояновой М.В., Крейниной М.Н., Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Дробозиной Л.А., Дюсембаева К.Ш.
Практическая значимость данной работы заключается в анализе финансовых результатов деятельности ТОО «Строй+» и определении факторов, влияющих на величину прибыли, что позволяет построить работу предприятия в независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры, а, следовательно, уменьшить риск оказаться на краю банкротства.
1 Теоретические и методические аспекты формирования и распределения прибыли предприятия
1.1 Сущность и содержание прибыли как основного источника формирования собственных финансовых ресурсов предприятия
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса.
Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии. Конечной целью и движущим мотивом предпринимательской деятельности является прибыль. В общем виде под прибылью понимается разница между доходами и издержками производства.
Экономическая природа прибыли трактуется по-разному различными представителями экономической науки. Следует отметить, что эта категория интересовала экономистов с начала формирования самой экономической науки. Так, меркантилисты искали источник прибыли в сфере обращения, причем именно во внешней торговле. Представители классической политэкономии определяли ее как избыток стоимости над заработной платой.
К.Маркс уделил прибыли много внимания, рассматривая ее как превращенную форму прибавочной стоимости, а последнюю как результат присвоения неоплаченного труда наемных работников капиталистом.
В неоклассической теории прибыли объединяет все виды доходов, полученных от производительного использования различных факторов производства их владельцами 1.
Прибыль главная цель предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений это превращенная форма прибавочной стоимости. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность. По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работника материального производства 2.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит сто в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Из приведенного определения следует, что ее происхождение связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат - представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль 3.
Трудовой коллектив заинтересован как в повышении оплаты труда, так и в росте прибыли, поскольку последняя в условиях конкуренции является источником не только выживания, но и расширения производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты, хозяйствования, после реализации продукции. Только после продажи, продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования 4.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей (Приложение А).
Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются 3 основных источника получения прибыли:
1-й источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;
2-й источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга и величина прибыли в данном случае зависит:
во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.);
в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;
3-й источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
В практическом плане прибыль представляет собой обобщающий показатель результатов хозяйственной деятельности предприятий любой формы собственности. Прибыль может распределяться на развитие предприятия, на модернизацию оборудования, на ремонт помещений, на освоение новых видов деятельности, на вознограждение по итогам за год и на выплату дивидендов учредителям, а также на благотворительную деятельность и т.д. В процессе анализа используются разнообразные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом (таблица 1) 4.
Таблица 1
Классификация прибыли
Классификационный признак |
Содержание признака |
По видам хозяйственной деятельности |
- прибыль от основной деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции и прочие внереализационные доходы и расходы; - прибыль от инвестиционной деятельности; - прибыль от финансовой деятельности |
По составу включаемых элементов |
- маржинальная прибыль это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
- чистая (нераспределенная) прибыль эта та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений |
В зависимости от характера |
- прибыль от обычной деятельности; - прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия |
По характеру налогообложения |
- налогооблагаемая прибыль; - не облагаемая налогом (льготируемая) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается |
По степени учета инфляционного фактора |
- номинальная прибыль; - реальная прибыль, скорректированная на темп инфляции в отчетном периоде |
По экономическому содержанию |
- экономическая прибыль это разница между выручкой и всеми издержками производства (внешними и внутренними); - бухгалтерская прибыль это разница между общей выручкой и внешними издержками |
По характеру использования |
- капитализированная прибыль эта часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия; - потребляемая прибыль та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия |
Применение того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции используется маржинальная прибыль, для оценки доходности совокупного капитала общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки устойчивости роста предприятия - капитализированная прибыль и т.д. Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли и для разных категорий заинтересованных лиц.
Механизм формирования показателей прибыли представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Структурно-логическая модель формирования
показателей прибыли
Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций.
Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собственнику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал.
Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, т.к. именно она служит источником поступления денег в бюджет. В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. После этого следует основательно изучить факторы изменения каждого вида прибыли.
1.2 Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли
Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли многочисленны и разнообразны. По мнению Савицкой Г.В., доход от реализации продукции в целом по предприятию зависит от 4 факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости; уровня среднереализованных цен [12].
Рассмотрим каждый из данных факторов с точки зрения разных экономистов и ученых.
Объем реализации может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на полученный доход. Увеличение объема реализации рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению дохода. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение получаемых доходов. Снижение объема реализации продукции, обусловленное непредсказуемым падением спроса и потребности на продукцию, вытеснением его конкурирующими товарами, ограничениями на продажу, способно вызвать потери дохода.
Структура товарной продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на получаемый доход. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то прибыль возрастает, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции доход предприятия уменьшится.
Себестоимость продукции и доход находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответственному росту дохода и обратно [12].
Л.Ф.Шишкин рассматривает себестоимость как стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию [13].
Себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на приобретенные ресурсы в связи с инфляцией.
Изменение уровня среднереализационных цен и величины дохода находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен доход предприятия возрастает и наоборот.
Широко известный экономист К.Маркс описывает цену как денежное выражение овеществленного в товаре труда, показатель величины стоимости товара [14].
В ценовой системе цена, по которой реализуется продукция, называется закупочной ценой. Цена на продукцию предприятия может быть:
- цена производства, равная издержкам производства плюс средняя прибыль;
- цена предложения - предложенная товаропроизводителем;
- цена спроса, которая складывается на рынке покупателя;
- оптовая цена, по которой продукция поставляется крупными партиями;
- розничная цена, по которой продажа продукции ведется отдельными покупателями или малыми партиями;
- рыночная цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке;
- скользящая цена, которая устанавливается в зависимости от конкретных условий.
На изменение среднереализационной цены оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, сроки сбыта, конъюнктура рынка, спрос и предложение, конкуренция, инфляционные процессы. Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которых зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот [12].
А.Д.Шеремет и Р.С.Сайфуллин выделяют две группы факторов, которые оказывают влияние на финансовые результаты: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся [15]:
- природные условия;
- транспортные условия;
- социально-экономические условия;
- уровень развития внешнеэкономических связей;
- цены на производственные ресурсы и другие.
Среди внутренних факторов можно выделить следующие:
1. Объем розничного товарооборота. При неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли.
2. Товарная структура розничного товарооборота. Расширение ассортимента способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара, т.к. покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Также это способствует повышению рентабельности.
3. Организация товародвижения. Ускоренное продвижение товаров в торговую сеть способствует увеличению товарооборота и снижению текущих расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают.
4. Организация торгово-технологического процесса продажи товаров. Для получения прибыли необходимо использовать прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажи товаров по образцам и каталогам. Это способствует увеличению объема товарооборота, а также снижению его издержкоемкости.
5. Численность и состав работников. Достаточная численность при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу предприятия по получению необходимой суммы прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации торговых работников, их умение быстро и четко обслуживать покупателей, правильно закупить товары и т.д.
6. Формы и системы экономического стимулирования труда работников. Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. В настоящее время повышается роль морального поощрения работников, получения ими удовлетворения от своего труда.
7. Производительность труда работников предприятия. Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличение массы прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия.
8. Фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников. Чем выше оснащенность работников современным торговым оборудованием, тем выше их производительность труда.
9. Состояние материально-технической базы торгового оборудования. Предприятие, располагающее современной и развитой материально-технической базой имеет предпосылки для постоянного увеличения розничного товарооборота в долгосрочном периоде. Это влечет за собой увеличение массы получаемой прибыли и повышение рентабельности.
10. Развитие и состояние торговой сети, ее территориальное расположение. Размещение торговой сети оказывает непосредственное влияние на сумму прибыли и рентабельность. Серьезное влияние на показатели прибыли может оказать развитие не только стационарной магазинной сети, но и мелкорозничной, посылочной и передвижной сети.
11. Моральный и физический износ основных фондов. Этот фактор является очень важным для повышения рентабельности торговли. Использование изношенных основных фондов, морально устаревшее оборудование не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе.
12. Фондоотдача. С повышением фондоотдачи увеличивается розничный товарооборот в расчете на 1 тенге средств, вложенных в основные фонды.
13. Сумма оборотных средств. Чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем большую массу прибыли оно получает в результате одного их оборота.
14. Применяемый порядок ценообразования. От размера прибыли, включаемой в цену товара, зависит сумма получаемой прибыли. Постоянный рост доли прибыли в цене товара может привести к обратному результату.
15. Организация работы по взысканию дебиторской задолженности. Своевременное взыскание дебиторской задолженности способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, а, следовательно, - увеличению прибыли. Организация исковой работы, работы с тарой. Данный фактор непосредственно влияет на размер прибыли от внереализационных операций.
17. Осуществление режима экономии. Позволяет относительно снижать текущие затраты торговых предприятий и увеличивать сумму получаемой прибыли. Под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов.
18. Деловая репутация предприятия. Представляет собой сформировавшееся у потребителей мнение о потенциальных возможностях предприятия. Высокая деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность. Торговые предприятия не могут работать изолированно. Они постоянно находятся во взаимоотношениях с внешней средой: покупателями, основную долю среди которых занимает население; производителями и продавцами товаров; общественными организациями и государственными учреждениями. Совокупность этих отношений непосредственным образом влияет на эффективность торговых предприятий, сумму их прибыли, рентабельность деятельности.
К основным внешним факторам, формирующим доход торгового предприятия можно отнести следующие факторы:
1. Емкость рынка - зависит розничный товарооборот торгового предприятия. Чем больше емкость рынка, тем больше и возможности предприятия по получению прибыли.
2. Развитие конкуренции - оказывает отрицательное влияние на сумму и уровень дохода, т.к. оно приводит к усреднению нормы прибыли. Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли.
3. Размер цен, устанавливаемых поставщиками товаров, т.е. в условиях конкуренции повышение цен поставщиками не всегда приводит к адекватному повышению продажных цен. Торговые предприятия стремятся меньше работать с посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары одного уровня качества по более низким ценам.
4. Цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных и других предприятий: повышение цен и тарифов на услуги увеличивает текущие расходы предприятий, уменьшает прибыль и снижает рентабельность торговой деятельности.
5. Развитие профсоюзного движения. Предприятие стремится к ограничению расходов на заработную плату. Интересы работников выражают профсоюзы, которые ведут борьбу за повышение размеров оплаты труда, что создает предпосылки для снижения прибыли предприятия.
6. Развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг.
7. Регулирование государством деятельности предприятий торговли. Этот фактор относится к числу основных, определяющий размер прибыли и рентабельности.
Доход от реализации продукции зависит от рыночного спроса на продукцию предприятия - производителя. Возможны различные ситуации, возникающие при росте или падении спроса.
Например, цена товара формируется в процессе ценовой конкуренции. Однако в результате борьбы за рынки сбыта чаще всего побеждает не тот, кто предлагает более низкие цены, а тот, кто предлагает более высокое качество товаров. Следовательно, конкуренция качества - это одна из форм ценовой конкуренции.
Процесс реализации продукции предприятия требует учета разного рода факторов, возникающих на рынке. Учет этих факторов является основой для управления выручкой от реализации и прибылью, для прогнозирования и планирования финансовой выручки, а также постоянных и переменных затрат и прибыли в ее составе. Основными методами планирования прибыли являются:
- экономический анализ (осуществляется сопоставление отчета и плана);
- коэффициентный метод (рассчитываются и сравниваются коэффициенты);
- нормативы (заранее установлены нормативы, при помощи которых рассчитываются потребности в финансовых ресурсах);
- балансовый метод (согласование расходов и источников их покрытия);
- дисконтирование денежных потоков;
- метод сценария (разрабатываются несколько вариантов развития и выбирается наиболее вероятный);
- экономико-математическое моделирование; прогнозный метод.
Чем больше доля постоянных затрат в базисной выручке от реализации, тем больше предприятие получает доход за счет увеличения натурального объема реализации.
На изменение средне реализационной цены оказывают влияние следующие факторы: качество реализованной продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации.
К выше указанным факторам влияния на величину чистого дохода можно отнести также изменение цен на материалы, топливо, тарифов на энергию, перевозки и прочее; нарушение хозяйственной дисциплины (влияние устанавливается с помощью анализа данных учета о доходах и расходах, вследствие нарушений стандартов, технических условий, невыполнение мероприятий по охране труда, технике безопасности), уменьшение затрат на 1 тенге продукции.
При снижении спроса на продукцию предприятия могут отреагировать либо в форме увеличения выпуска и реализации натуральных объемов, либо при прежних натуральных объемах повысить цены. Если увеличится натуральный объем реализации, вместе с ним, пропорционально увеличиваются переменные затраты, постоянные затраты не меняются, и за счет этого увеличивается прибыль предприятия.
При снижении спроса на продукцию предприятия прямо противоположная ситуация. Уменьшение натурального объема реализации сопровождается снижением переменных затрат, что в определенной степени компенсирует снижение прибыли, понижение цен полностью отражается на соответствующем снижении дохода, - пишет М.Н. Еремина [15].
В условиях радикального изменения управления экономикой, показатель выручки от реализации продукции становится одним из важных показателей деятельности предприятия. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции. А это значит, что производиться должны такие товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются самим спросом.
Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной продукции, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.
Важнейшим условием увеличения дохода от реализации продукции является увеличение объема, обеспечение ритмичности производства и отгрузки продукции, снижение ее себестоимости, повышение ее качества и конкурентоспособности. Оптимизация запасов готовой продукции на складах, своевременная оплата покупателями заказанной ими продукции.
Все эти факторы на практике могут действовать не только раздельно, но и совместно, т.е., может быть, одновременное изменение и натурального объема реализации и цен на реализуемую продукцию.
Кроме того, повышение цен может быть не только реакцией на рыночную конъюнктуру, но и следствием улучшения качества и других потребительских свойств продукции.
Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам (рисунок 2).
Рисунок 2. Факторы, влияющие на величину прибыли
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.).
К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы (рисунок 3).
Рисунок 3. Структурно-логическая факторная модель прибыли
от реализации продукции
Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.
1.3 Методика распределения и использования прибыли предприятия
Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства. Методика и механизм распределения прибыли должны быть построены таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.
Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Эта роль обусловлена следующими основными положениями:
- распределение прибыли непосредственно реализует главную цель управления ею повышение уровня благосостояния собственников предприятия.
- распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. Характер распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения капитала из внешних источников уровень выплачиваемых дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей миссии акций.
- распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Пропорции распределения прибыли формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников.
Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально подработанной политикой, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия.
Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой частями с учетом обеспечения реализации стратегии развития и роста его рыночной стоимости. Балансовая прибыль является основой для определения величины налогооблагаемой прибыли. Распределение балансовой прибыли показано на рисунке 4.
По мере получения прибыли предприятие использует ее в соответствии с действующим законодательством государства и учредительными документами предприятия. В настоящее время прибыль (доход) предприятия используется в следующем порядке:
1) уплачивается в бюджет налог на прибыль (доход);
2) производятся отчисления в резервный фонд;
3) образуются фонды и резервы, предусмотренные учредительными документами предприятия.
Рисунок 4. Общая схема распределения балансовой прибыли
Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителями. Отчисления от прибыли в специальные фонды производятся ежеквартально. На сумму произведенных отчислений от прибыли происходит перераспределение прибыли внутри предприятия: уменьшается сумма нераспределенной прибыли и увеличиваются образуемые из нее фонды и резервы.
Под фондом накопления понимаются средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия).
За счет средств фондов накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие. При этом осуществление капитальных вложений за счет собственной прибыли не уменьшает величину фонда накопления. Происходит преобразование финансовых средств в имущественные ценности. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, а также в результате списания за счет накопительных фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.
Под фондами потребления понимаются средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.
Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.
Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции.
Распределение чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников.
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
- прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозсубъектом;
- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены (состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно);
- величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в т.ч. государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятия направляется на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники, на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства.
Чистая прибыль является источником погашения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.
За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и другие.
На ряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия, уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям, производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачиваются расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил, при завышении регулируемых цен на продукцию. Из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.
В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.
Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и другое. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства, в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятия вправе создавать финансовый резерв, т.е. рисковый фонд.
Размер этого резерва должен составлять не менее 15% уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой технологии, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.
Резервный фонд формируется на случай непредусмотренных сбоев в производственном процессе.
С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.
Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).
Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.
К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.
Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.
К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.
Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития. Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий.
На основе изучения теоретических и методических основ формирования и распределения прибыли проведем анализ прибыли ТОО «Строй+» как основного источника формирования его собственных финансовых ресурсов.
2 Анализ прибыли ТОО «Строй+» как основного источника формирования его собственных финансовых ресурсов
2.1 Общая оценка динамики прибыли предприятия
В процессе анализа действующей системы образования прибыли необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плановых показателей - при осуществлении процесса планирования финансовых результатов на предприятии.
Прибыль как главный результат производственной деятельности обеспечивает потребности предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от деятельности предприятия.
Важными факторами роста прибыли, зависящим от деятельности предприятий, являются: рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями; снижение ее себестоимости; повышение качества; улучшение ассортимента; повышение эффективности использования производственных фондов; рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся: изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию; влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и другие.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции основная часть валовой прибыли.
Отдельной составной частью валовой прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятия могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.
Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть положительными и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящиеся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно отразится на объеме валовой прибыли.
Последним элементом валовой прибыли являются внереализационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции. В составе этих внереализационных результатов учитываются следующие доходы (расходы): доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и другие).
Для проведения анализа финансовых результатов организации используют данные формы № 2 и методы анализа балансовой отчетности: горизонтальный, вертикальный и факторный. Исходные данные формы № 2 заносят в аналитическую таблицу 2 и рисунок 5 [37].
Таблица 2
Данные для анализа финансовых результатов ТОО «Строй+», тыс тенге
Показатель |
год |
2009г. в % |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2008г. |
2007г. |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4=3/2*100% |
5=3/1*100% |
Доход от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг) |
79075 |
137664 |
199804 |
145,1 |
в 2,5 раза |
Себестоимость реализованной готовой продукции (товаров, работ, услуг) |
47878 |
88757 |
117388 |
132,3 |
в 2,45 раза |
Валовый доход |
31197 |
48908 |
82416 |
168,5 |
в 2,64 раза |
Расходы периода |
22043 |
21469 |
33403 |
155,6 |
151,5 |
Доход от основной деятельности |
9154 |
27439 |
49013 |
178,6 |
в 5,35 раза |
Доход от неосновной деятельности |
177 |
1870 |
893 |
47,75 |
в 5 раз |
Доход от обычной деятельности до налогообложения |
9331 |
29309 |
49906 |
170,27 |
в 5,99 раза |
Расходы по корпоративному подоходному налогу |
4654 |
8756 |
14972 |
171,0 |
в 3,2 раза |
Доход от обычной деятельности после налогообложения |
4677 |
20553 |
34934 |
170,0 |
в 7,5 раза |
Чистый доход |
4677 |
20553 |
34934 |
170,0 |
в 7,5 раза |
Данные таблицы 2 и рисунка 5 свидетельствуют о том, что все виды доходов возрастают в среднем от 32,3 до 78,6%. Исключение составляет доход от неосновной деятельности, который в 2009г. снижается.
Рисунок 5. Основные финансовые результаты ТОО «Строй+», тыс тенге
Доход от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг) в 2009г. по сравнению с прошлым годом возрос на 45,1% и в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом. Валовый доход в 2009г. возрос на 68,6% по сравнению с 2008г. и в 2,64 раза по сравнению с 2007г.
Себестоимость реализованной готовой продукции (товаров, работ, услуг) за аналогичный период возросла соответственно на 32,3% и 2,45 раза по сравнению с 2007г. Связано это с ростом цен на приобретаемые стройматериалы, станки и энергоносители. В результате за анализируемый период возросли и расходы предприятия на 55,6% и в 1,5 раза по сравнению с 2007г.
Необходимо отметить, что чистый доход за рассматриваемый период возрос в 7,5 раза, который характеризуется по данным отдела маркетинга ТОО «Строй+» ростом объемов производства в целом в 2,5 раза.
Для получения объективных результатов деятельности организации необходимо провести анализ в следующей последовательности:
- анализ динамики абсолютных показателей по обычным видам деятельности;
- анализ эффективности по обычным видам деятельности;
- анализ динамики показателей финансово-хозяйственной деятельности;
- анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности;
- планирование финансовых результатов на основе учета результатов анализа и планов деятельности.
Анализ доходов и расходов ТОО «Строй+» по данным таблицы 2 представлен в аналитических таблицах 3 и 4 [37].
Таблица 3
Горизонтальный анализ отчета о доходах и расходах
ТОО «Строй+», тыс тенге
Показатель |
год |
Абсолютное отклонение (+,-) |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
|||
за отчетный период |
в целом за анали-зируемый период |
||||
А |