Проблемы и пути совершенствования кредитной политики субъектов малого бизнеса и физических лиц

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова

Калжанов Болат Умурзакович

Проблемы и пути совершенствования кредитной политики субъектов малого бизнеса и физических лиц

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

специальность 050509 – «Финансы»

Костанай 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

1 Теоретические аспекты формирования и функционирования кредитной политики……………………………………………………………………….

1.1 Значение и содержание кредитной политики……………………..

1.2 Факторы, влияющие на формирование кредитной политики…….

1.3 Основные направления развития кредитной политики……………

2 Современный уровень функционирования кредитной политики в коммерческом банке Республики Казахстан (на примере АО «КазкоммерцБанк»)…………………………………………………………….

2.1 Анализ кредитной деятельности АО «КазкоммерцБанк»………….

2.2 Характеристика юридического лица ТОО «Прогресс-Трейд», как субъекта малого бизнеса……………………………..………………….

2.3 Анализ кредитоспособности ТОО «Прогресс-Трейд»……………..

2.4 Выбор и анализ условий предоставления кредита ТОО «Прогресс-Трейд»………………………………………………………..

3 Пути совершенствования кредитной политики для субъектов малого бизнеса и физических лиц……………………………………………………

3.1 Использование опыта зарубежных банков в области оценки кредитоспособности заемщика в целях снижения кредитного риска…

3.2 Проблемы розничного кредитования в Республике Казахстан на современном этапе развития и пути их решения………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованных источников..……………………………………….

Приложение…………………………………………………………………….

3

5

5

11

15

21

21

30

34

48

52

52

61

71

73

76

Введение

Независимо от политического устройства общества любое государство стремится создать эффективную экономику, повысить качество экономических решений. Важная роль в этом принадлежит банкам.

Банки это одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания рыночного механизма.

Тема дипломной работы «Проблемы и пути совершенствования кредитной политики коммерческого банка для юридических и физических лиц».

Актуальность данной темы заключается в том, что, правильное устройство и эффективная реализация банками кредитной политики является неотъемлемой составляющей в области повышения качества экономической системы государства.

Сущность кредитной политики можно определить как стратегию и тактику банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части кредитования клиентов банка.

Кредитная политика коммерческого банка, как надстроечная категория, основывается на исследовании достигнутого уровня развития кредитных отношений банка с клиентами, является источником разрабатываемой банком кредитной политики и служит мерилом ее эффективности, оптимальности. Банки разрабатывают кредитную политику, прежде всего потому, что она позволяет регулировать, управлять, рационально организовать взаимоотношения между банком и его клиентами по поводу возвратного движения денежных средств. В процессе разработки кредитной политики коммерческого банка необходимо учитывать уровень развития общества, банковской системы государства и конкретного банка. Кредитная политика обязательно должна учитывать интересы различных групп общества, в том числе населения. Кредитная политика банка во взаимоотношениях с населением разрабатывается с учетом потребностей населения в банковском обслуживании и других объективных факторов, определяющих функционирование коммерческого банка. Так прогрессивная, оптимальная кредитная политика, как важный элемент надстройки, принятая к исполнению к персоналам банка и правильно воспринятая акционерами, клиентами банка, органами банковского надзора и другими структурами общества, становятся важной материальной силой, способствуя развитию банка, повышению эффективности работы и напротив неадекватная кредитная политика ведет к задержке развития банка, ухудшению показателей его финансового состояния, а то и к его банкротству.

Важнейшей экономической особенностью кредитной политики является то, что она связанна с движением кредита. Проведение кредитной политики имеет одну цель – максимизация доходов банка при поддержании его надежности и стабильности. В дипломной работе рассматриваются формирование, проблемы и пути совершенствования кредитной политики коммерческих банков Республики Казахстан.

Предметом исследования является процесс формирования и реализации кредитной политики банка, то есть стратегия и тактика банка по размещению ресурсов с целью их последующего использования для кредитования клиентов.

Методика исследования основана на использовании диалектической логики и системного подхода. В процессе работы применяются общенаучные методы и приемы: анализ и синтез, группировка, научная абстракция и сравнение.

Целью дипломной работы является углубление изучения проводимой кредитной политики в коммерческих банках.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- изучение определенной литературы по данной проблеме;

- рассмотрение сущности кредитной политики;

- определение механизма проведения кредитной политики в коммерческих банках в Республике Казахстан;

- изучение зарубежного опыта формирования кредитной политики.

В данной работе был проведен литературный обзор по данной теме, так же были раскрыты понятие и сущность кредитной политики, рассмотрены роль, функции кредитной политики, приведены основные элементы содержания кредитной политики и методы управления ею.

Многие казахстанские банки осваивают прогрессивные технологии кредитного дела, в частности при дальнейшей работе с предоставленными ссудами. Специалисты банка осуществляют постоянный мониторинг кредита, принимая оперативные решения по вопросам освоения и погашения кредитных средств. Исходя из этого в данной работе были предложены пути совершенствования формирования кредитной политики коммерческого банка.

1 Теоретические аспекты формирования и функционирования кредитной политики

  1. Значение и содержание кредитной политики

В современной банковской практике нет однозначного понимания дефиниции «кредитная политика». В учебниках вузов по курсам «Деньги, Кредит, Банки», «Организация деятельности коммерческого банка» нет однозначного понятия кредитная политика.

Прежде всего, необходимо определить кредитную политику как политику экономическую. Однако в отличие от финансовой, ценовой, налоговой, процентной и других видов экономической политики кредитная политика обладает определенными специфическими чертами, выделяющими ее из общей системы элементов, формирующих экономическую политику. Важнейшей экономической особенностью кредитной политики является то, что кредитная политика – это политика, связанная с движением кредита. Проведение кредитной политики имеет одну цель – максимизация доходов банка при поддержании его надежности и стабильности.

Независимо от политического устройства общества любое государство стремится создать эффективную экономику, повысить качество экономических решений. Важная роль в этом принадлежит банкам, проводимой ими кредитной политике. Другое дело, что кредитная политика обязательно должна учитывать интересы различных групп общества, в том числе населения. Действительно, если банк развивает операции по обслуживанию частных клиентов, то он при разработке и реализации своей кредитной политики в обязательном порядке должен учитывать интересы не только собственные, но и прежде всего интересы своих клиентов.

Кредитная политика банка во взаимоотношениях с населением разрабатывается с учетом потребностей населения в банковском обслуживании и других объективных факторов, определяющих функционирование коммерческого банка [3].

Сущность кредитной политики можно определить как стратегию и тактику банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части кредитования клиентов банка.

Кредит, как экономическая категория, проявляет свою сущность, с одной стороны, в виде совокупности экономических отношений по поводу возвратного движения стоимости, а с другой, - в виде ссуды или займа товаров или денежных средств. Поэтому специфика кредита как экономической категории проявляется, в его субъектах, которыми является кредитор и заемщик. Движение формы стоимости составляет внутреннее содержание кредита.

Используя диалектический подход, целесообразно рассматривать кредит, во-первых, на уровне сущностных отношений, во-вторых, на уровне, определяющем единство содержания и форм кредита, и, в-третьих, на уровне, раскрывающем закономерности развития конкретно-исторических форм кредита. Данная последовательность логических уровней анализа в своей совокупности отражает движение от сущности к явлениям и затем к действительности, что совпадает с общей логикой восхождения от абстрактного к конкретному, от всеобщего к особенному, единичному.

Одновременно указывая на теоретическую значимость принципа расчленения анализа целостности кредитных отношений, отметим, что оно носит условный характер. В связи с этим на каждом уровне анализа структурные элементы теории кредитных отношений рассматриваются как неотъемлемые звенья общей системы [4].

Первая ступень анализа. На основе анализа сущностных черт кредита в современной экономической теории устоялось определение кредита как экономической категории, выражающей определенные экономические отношения по поводу предоставления товаров или денежных средств на началах возвратности, срочности и платности.

Вторая ступень анализа. Кредит необходимо исследовать в историческом аспекте как составной элемент системы экономических отношений. Кредитные отношения, как всякие экономические отношения, носят исторический характер, то есть они изменяются под влиянием развития производственных отношений. Кредит получает свое выражение в формах, каждая из которых представляет собой ту или иную грань сложного комплекса общественных отношений, возникающих в процессе воспроизводства. В этом смысле каждая форма кредита – это, с одной стороны, отражение сущности кредита, а другой стороны – отражение взаимосвязи собственно кредитных отношений с предметной стороной кредитной сделки. Следовательно, на втором уровне анализа объектом исследования является познание сущности кредита в его бытии. Процесс познания на данном уровне развивается от понимания сущности кредита, его внутренней природы к пониманию единства сущности и явлений, благодаря которому и проявляется сущность.

Критерием истинности знаний о кредите, формах кредита является практика их использования – третья ступень анализа. Наука всегда возникает под влиянием практических потребностей общества и для удовлетворения его определенных нужд. Причем чем быстрее на практике выявляются новые требования, чем быстрее формы кредита приводятся в соответствие с этими требованиями, тем шире проявляется положительная роль кредита в развитии экономики. Многочисленные новые явления экономической жизни, меняя сущность явлений, не оставляют неизменной и наиболее консервативную часть [5].

Формы проявления кредита как экономической категорий, можно классифицировать по разным признакам:

-в зависимости от материально вещественной природы различают: товарную, денежную и смешанную формы кредита;

-по функциональному признаку – потребительскую и производительную формы;

-по субъектам кредитной сделки различают такие формы кредита как кредит юридическим и физическим лицам.

Активность кредитной политики по отношению к кредиту заключается в том, что она позволяет оценить реальные потребности клиентов и реализовать их в новой комбинации форм кредита, что, несомненно, затрагивает и кредит как экономическую категорию. Так прогрессивная, оптимальная кредитная политика, как важный элемент надстройки, принятая к исполнению к персоналам банка и правильно воспринятая акционерами, клиентами банка, органами банковского надзора и другими структурами общества, становятся важной материальной силой, способствуя развитию банка, повышению эффективности работы и напротив неадекватная кредитная политика ведет к задержке развития банка, ухудшению показателей его финансового состояния, а то и к его банкротству.

Функции кредитной политики можно условно разделить на две группы: общие, присущие различным элементам банковской политики и специфические, отличающие кредитную политику от других ее элементов. К общим функциям относится: коммерческая функция, то есть функция получения банком прибыли, стимулирующая и контрольная. Стимулирующая функция проявляется в том, что кредитная политика, отражающая объективные потребности государства, банка, клиентов, стимулирует аккумуляцию временно свободных денежных средств в банке их рациональное использование. Возможность для клиента банка получить дополнительный доход на средства, помещенные в банк на депозит, является стимулом для клиента воздержаться на определенный срок от текущего потребления. А возможность получить в банке ссуду имеет важное значение для покрытия временной потребности в дополнительных средствах. При этом необходимость уплаты банку процентов за пользование ссудой стимулирует заемщика погасить задолженность в максимально короткие сроки. Для банка стимулирующая функция кредитной политики проявляется в том, что банки стремятся привлечь наиболее дешевые ресурсы на рынке на относительно длительный срок и разместить их в максимальной выгоде.

Контрольная функция проявляется в том, что кредитная политика позволяет контролировать процесс привлечения и использования кредитных ресурсов банками и их клиентами с учетом приоритетов, определенных в кредитной политике конкретного банка. Однако, если рассматривать функции в качестве специфического проявления сущности явления является единственно правильным, то в это случае кредитная политика выполняет лишь одну, но очень важную функцию – функцию оптимизации кредитного процесса [3].

Роль кредитной политики банка заключается в определении приоритетных направления развития и совершенствования банковской деятельности в процессе аккумуляции и инвестирования кредитных ресурсов, развитии кредитного процесса и повышения его эффективности. Вместе с тем, на макроэкономическом уровне следует подчеркнуть важное значение кредитной политики в процессах формирования, распределения и перераспределения национального дохода, в организации планирования и регулирования денежного оборота, а на микроэкономическом уровне – уровне конкретного банка обеспечение стабильности и надежности банка, и его рентабельности и ликвидности, адекватности и его деятельности потребностям клиентов. Роль кредитной политики банков в экономике определяется ее важным значением в процессе перераспределения денежных средств между отраслями и сферами рыночной экономики через банки; перевода сбережении, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму; финансирование и кредитование потребностей экономики и населения на не инфляционной основе, то есть без выпуска обращения дополнительных денежных средств.

Кредитная политика коммерческого банка, как надстроечная категория, основывается на исследовании достигнутого уровня развития кредитных отношений банка с клиентами, является источником разрабатываемой банком кредитной политики и служит мерилом ее эффективности, оптимальности. Банки разрабатывают кредитную политику, прежде всего потому, что она позволяет регулировать, управлять, рационально организовать взаимоотношения между банком и его клиентами по поводу возвратного движения денежных средств. В процессе разработки кредитной политики коммерческого банка необходимо учитывать уровень развития общества, банковской системы государства и конкретного банка.

На макроэкономическом уровне целью политики, проводимой банками во главе с Национальным банком Республики Казахстан, является поддержание стабильности банковской системы и обеспечение устойчивого поступательного развития экономики.

Общая цель коммерческого банка, должна определять приоритеты его политики с позиции доходности, рентабельности, ликвидности, минимизации рисков, оптимизации портфеля. Исходя из этого, целью кредитной политики является создание условий для эффективного размещения привлеченных средств, обеспечение стабильного роста прибыли банка.

На уровне конкретного коммерческого банка его политика выражается в виде стратегии и тактики в области организации и осуществления банковских операций и услуг с целью обеспечения рентабельности, надежности и ликвидности банка.

Стратегию банка можно определить как цель и методы ее реализации, а тактику как совокупность конкретных средств, приемов, и методов достижения цели. Стратегия и тактика между собой тесно взаимосвязаны. Тактика является конкретным средством воплощения в жизнь стратегии. Таким образом, сочетание стратегических целей и оперативных задач, стратегического и текущего планирования позволяет коммерческим банкам избежать неудач в своей деятельности, полнее реализовать свой интерес в мире коммерции. Ясная стратегическая ориентация банка дает ему значительный импульс развития предпринимательской деятельности [5].

Банковская политика в целом и кредитная политика коммерческого банка, в частности, на совместном этапе становления рыночных отношении зависит от двух групп факторов. В первой группе следует выделить факторы, определяющие внешнюю политику банка:

-общее состояние экономики страны, уровень инфляции, темпы роста ВВП, дефицит бюджета и другие;

-влияние кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан и Министерства Финансов Республики Казахстан;

-степень независимости Национального Банка, участие банков в политической жизни страны и прочее;

-уровень доходов населения, способность потреблять банковские услуги, наличие социальных льгот;

-региональная специфика функционирования банка;

-уровень конкуренции;

-уровень цен на банковские продукты и услуги;

-политизированность общества;

-социальная напряженность;

-потребность в ссудах банка и его клиентов.

Во второй группе можно выделить факторы, определяющие внутреннюю политику банка:

-кредитный потенциал банка;

-степень рискованности и прибыльности отдельных видов ссуд;

-стабильность депозитов;

-спектр выполняемых операции и услуг;

-обеспечение ссуд;

-профессиональная подготовленность, квалификацию и опыт персонала банка;

-клиентура банка;

-качество кредитного портфеля;

-ценовая политика банка;

-уровень риск-менеджмента.

Итак, в целом можно сделать вывод, что кредитная политика коммерческого банка несет в себе объективное начало и одновременно с этим она определяется собственной стратегией и тактикой коммерческого банка, то есть несет в себе также субъективное начало, что позволяет определить, в сущности, дуалистическую природу кредитной политики, как выражение общегосударственной и индивидуальной политики. Единство объективного и субъективного подходов в процессе формирования кредитной политики коммерческого банка позволяет наиболее полно учесть все факторы (внешние и внутренние), влияющие на деятельность банка, обуславливающие его политику, и выработать наиболее рациональную, оптимальную, эффективную кредитную политику банка, в том числе и во взаимоотношениях с населением (рисунок 1).

Рисунок 1. Факторы, влияющие на кредитную политику

1.2 Факторы, влияющие на формирование кредитной политики

Кредитная политика коммерческих банков Казахстана, располагая большим потенциалом, постепенно развиваясь, охватывает все новые экономические отношения, в частности отношения между банками и частными клиентами. При этом кредитная политика одного банка может быть для индивидуальных заемщиков более привлекательной по сравнению с другими банками благодаря кредитованию покупок в рассрочку, кредитным картам, ипотечным ссудам и так далее.

Исходя из отечественного и мирового опыта, требований оптимизации кредитной политики в методологическом плане на сегодняшний момент используют следующую схему формирования кредитной политики коммерческого банка:

-общие положения и цели кредитной политики;

-аппарат управления кредитными операциями и полномочия сотрудников банка;

-организация кредитного процесса на различных этапах реализации кредитного договора;

-банковский контроль и управление кредитным процессом.

Каждое направление теоретической модели формирования кредитной политики тесно связано с остальными и является обязательным для организации кредитного процесса [6].

В построении теоретической модели оптимальной кредитной политики коммерческого банка, необходимо учитывать современное состояние рынка банковских услуг, что позволит выделить приоритетные направления кредитной политики банка на определенных этапах его развития. Можно сказать, что для казахстанских банков в настоящее время наиболее актуальные вопросы контроля качества кредитного портфеля, что предопределяет необходимость уделить в модели особое внимание следующим вопросам:

-анализ кредитного рынка и разработка мер по привлечению и отбору наиболее выгодных для банка кредитных заявок;

-анализ финансового состояния заемщиков;

-анализ залогов и иного обеспечения возвратности ссуд;

-соблюдение принципов кредитования (целевой направленности, обеспеченности, срочности, платности);

-периодичное тестирование выданного кредита на предмет его возвратности: мониторинг состояния заемщика, экономической ситуации и так далее;

-анализ структуры кредитного портфеля, расчет показателей, разработка и выполнение мер по реструктуризации кредитного портфеля;

-выявление проблемных кредитов и разработка мероприятий по ликвидации задолженности.

Разработка кредитной политики Казахстана предоставляется особенно важной, когда банку предстоит адаптироваться к сложным и постоянно меняющимся условиям экономики и когда перед ним стоит задача, ранее никогда не возникавшая или возникавшая, но не получившего должного внимания. И что наиболее важно, разработка политики вызывает необходимость у совета директоров или со стороны руководителей высшего звена комитета по кредитам банка определить уровень приемлемости риска в свете прибыльности и эффективности работы банка, учитывая при этом потребности рынка, на котором действует банк [7].

Кредитные операции связаны с риском, степень которого в условиях спада производства, нестабильности экономически растет. Это определяет необходимость формирования качественного кредитного портфеля банка, в котором должна быть меньше доля более рискованных операций, несмотря на то, что в ряде случаев такие операции могут быть более прибыльными для банка. При определении кредитной политики следует ориентировать кредитную стратегию на диверсификацию, как состава клиентов, так и спектра предоставляемых им ссуд, то есть услуг, что крайне необходимо в условиях конкуренции.

Совершенствование практики кредитования требует разработки оптимальной для банка организации кредитования. В этих целях банки, имеющие в своем аппарате квалифицированных и профессиональных банковских работников, уделяют внимание поиску оптимальных вариантов методики расчета кредитоспособности заемщиков, правил кредитования. Кредитная политика банка разрабатывается также на основе положений экономической и денежно-кредитной политики государства, сложившейся хозяйственной ситуации в данном регионе.

Капитал банка призван оградить интересы вкладчиков. Банки, располагающие относительно крупным капиталом, могут предоставлять более длительные и рискованные ссуды [8].

Для успешного функционирования банка необходима прибыль. Банки, испытывающие более острую потребность в прибыли, могут придерживаться более агрессивной ссудной политики по сравнению с банками, для которых прибыль не имеет решающего значения. Такая агрессивная политика может проявляться в относительно высокой доле срочных ссуд и потребительского кредита, которые обычно приносят более высокий процент по сравнению с краткосрочными ссудами торговым и промышленным фирмам.

На ссудную политику влияет состояние экономики районов, обслуживаемых банком. В периоды экономических спадов и подъемов вклады испытывают более резкие колебания, чем в условиях хозяйственной стабильности. Факторы, которые отрицательно влияют на общехозяйственную ситуацию, если они приняли крупные масштабы, могут, в конечном счете, воздействовать и на местные условия.

Когда в распоряжение коммерческих банков предоставляются дополнительные резервы, ссудные возможности банков возрастают. В этих условиях банки могут придерживаться более либеральной ссудной политики, нежели в ситуации, когда сдерживается или сокращается рост банковских резервов.

Немаловажное значение при выработке ссудной политики банка имеет квалификация работников, осуществляющих кредитные операции. Например, одни работники могут иметь значительный опыт в области кредитования торговых и промышленных предприятий, но не сталкиваться в своей практике с предоставлением ссуд под недвижимость. Другие могут специализироваться на потребительском кредите.

Выбор района, который предполагает обслуживать данный банк, зависит от многих моментов, в том числе от ресурсов банка и его способности контролировать или поддерживать тесный контакт с заемщиками, конкуренции, спроса на кредит. По некоторым видам ссуд банки могут и не ограничивать свою деятельность определенным районом. Например, очень крупные банки, такие как «КазкоммерцБанк», «НародныйБанк» и «БанкТуранАлем» предоставляют ссуды крупным общенациональным фирмам независимо от места нахождения их главной конторы.

Какие виды ссуд лучше всего подходят для банка, должно определить руководство банка. Одними из самых существенных соображений, учитываемых при принятии решения, являются риск, сопряженный с различными видами ссуд, необходимость диверсификации для распределения риска, потребность в ликвидности, категории клиентов, с которыми банк хотел бы иметь дело, квалификация персонала и, разумеется, относительная прибыльность различных видов кредита.

Для того чтобы ускорить оформление ссуд, уменьшить риск и обеспечить единый подход, в ссудной политике банка необходимо предусмотреть, что можно считать приемлемым обеспечением и кредитоспособностью. Если по каким-то ссудам нужно потребовать обеспечение, работник банка должен иметь ориентиры, что можно считать приемлемым залогом. К примеру, некоторые банки могут принимать в качестве обеспечения дебиторские счета лишь при условии уведомления плательщика о передаче счетов банку или же не принимать потребительские товары как обеспечение ссуд при покупке этих товаров в рассрочку. Кроме того, банк может неодобрительно относиться к потребительским ссудам, гарантированным друзьями и родственниками заемщика. Банки могут избегать предоставления ссуд под залог зданий специального назначения. Банки могут ограничивать сумму кредита определенной долей реальной рыночной стоимости движимого имущества фермера или розничной цены автомобиля. Банки могут ограничивать размер потребительского кредита одному заемщику определенным процентом его годового дохода после вычета налогов [9].

Тщательно разработанная ссудная политика должна, разумеется, включать и вопрос о сроках кредита. Эти сроки влияют на ликвидность банка и на риск, сопряженный с судами. Некоторые банки не склонны предоставлять ссуды под недвижимость на очень продолжительный срок, другие ограничивают объем срочных ссуд фирмам. Кроме того, некоторые банки предпочитают ограничивать ссуды на приобретение автомобилей сроком от 24 до 30 месяцев.

Также одной из проблем, с которой сталкиваются многие банки, заключается в том, что заявки на кредит превышают предусмотренный законом предел величины кредита. Банк стоит перед выбором: либо заключить удовлетворительное соглашение с банком-корреспондентом, который возьмет на себя избыточную часть ссуды, либо отказать клиенту и поставить под угрозу свои взаимоотношения с ним, которыми банк, возможно, очень дорожит. Некоторые банки склонны оставлять такие заявки без внимания или выдают кредит до исчерпания лимита.

Руководство банка постоянно сталкивается с проблемой определения обоснованной величины портфеля ссуд. Банки вынуждены, однако поддерживать уровень ликвидности, достаточный для удовлетворения требований вкладчиков. Но они не могут просто вложить средства в другие активы, например облигации, и обеспечить требуемую ликвидность.

На вопрос об оптимальной величине ссудного портфеля нет однозначного ответа. Спрос на кредит в данном районе, активность вкладчиков, капитал банка, квалификация персонала, требования к ликвидности – все эти факторы различны для разных банков. Величину портфеля следует рассчитывать исходя из анализа спроса на банковские средства и приоритетов их использования. А так как структура этих приоритетов бывает различна, то невозможно установить жесткие правила касательно размеров ссудного портфеля, как конкретного банка, так и банковской системы в целом.

Если исходить из отношения ссуды/депозиты, ссудные портфели увеличиваются. У банков и в крупных финансовых центрах это отношение, как правило, выше, чем в небольших провинциальных банках. Кроме стремления увеличить доходы, этому способствуют несколько факторов: возможность поддерживать ликвидность, наличие рынка федеральных резервных фондов, совершенствование методов управления активами и ресурсами, улучшение методов анализа кредитоспособности и оценки кредитных рисков [10].

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что кредитная политика коммерческого банка несет в себе объективное начало и одновременно с этим она определяется собственной стратегией и тактикой коммерческого банка, то есть несет в себе также субъективное начало, что позволяет определить, в сущности, дуалистическую природу кредитной политики как выражение общегосударственной и индивидуальной политики. Единство объективного и субъективного подходов в процессе формирования кредитной политики коммерческого банка позволяет наиболее полно учесть все факторы (внешние и внутренние), влияющие на деятельность банка, обуславливающие его политику, и, как следствие, выработать наиболее рациональную, оптимальную, эффективную кредитную политику банка.

1.3 Основные направления развития и реализации кредитной политики

Кредитные операции являются краеугольным камнем банковского бизнеса. Эти операции приносят банкам основную часть прибыли так, из общей суммы валовых операционных доходов американских коммерческих банков в 2008 году в 468,4 млрд. долларов (78,1%) приходилось на процентные платежи по выданным кредитам и лизингу и лишь 61,2 млрд. долларов (23,9%) – на доход от портфеля ценных бумаг.

Аналогичное соотношение источников доходов банков прослеживается и в других странах. В Японии, например, в 2007 – 2008 годах 57,2% доходов банка было получено в форме процента по ссудам и учету векселей и 24,4% в виде процентов и дивидендов, уплаченных ценным бумагам.

Динамика кредитов. Их удельный вес в активах банка формируется под влиянием многих факторов как долговременного, так и конъюнктурного характера. Структура кредитных операции конкретного банка зависит от величины его активов, расположения главной конторы, наличия и разветвленности его сети отделений, состава клиентуры, специализация банка и так далее, а также от общего состояния экономической конъюнктуры в стране – фазы промышленного цикла, положения на денежном рынке, степени развития информационных процессов и так далее.

У мелких и средних банках находящихся в провинциальных городах, имеющих ограниченный круг клиентов и относительно слабо связанных с общенациональным денежным рынком, ссудные операции занимают более скромное место в балансах, чем у крупных банков в финансовых центрах. В США доля кредитов у банков с активами не менее 180 млн. долларов составляла в 2006 году в среднем 63,2%, а у крупных (с активами свыше одного млрд. долларов) – 74,7%. Соответственно менее прибыльные активы, например вложения в ценные бумаги, у первых равнялись 39,0%, у вторых 23,6% баланса.

Большое влияние на структуру банковских активов оказывают общеполитические и социально-экономические процессы. Особенно болезненно банковская система реагирует на острые нарушения деловой активности, связанные с войнами, экономическими кризисами, инфляцией и тому подобное.

Структура активной части банковского баланса в принципе идентична для банков различных стран, но имеет некоторые специфические особенности, выражающаяся в квалификации и группировках статей баланса. Так, например, в консолидированном балансе лондонских клиринг банков проводится четкое разграничение операций в национальной и иностранной валютах, а также делается акцент на степени ликвидности отдельных статей активов [3].

Кредитные операции являются наиболее крупной группой статей банковских активов. В основу их классификации могут быть положены различные критерии: виды заемщиков, цели, характер или сроки кредита, наличие обеспечения по ссуде и так далее.

Прежде всего, необходимо отметить, что во всех странах в той или иной форме проводится деление ссуд на две крупные группы – персональные ссуды физическим лицам для удовлетворения личных нужд и деловые ссуды акционерным компаниям и единичным предпринимателям для обеспечения процесса производства и реализации продукции. Это разграничение имеет важное значение, поэтому в указанных сферах применяются разные формы кредитования, действуют различные правила в отношении сроков, величины, стоимости и обеспечения ссуд, видов финансовых гарантий и так далее.

В банковских балансах, однако, это деление обычно выражается неявно, в опосредованной форме. Некоторые статьи баланса относятся только к кредитованию частных лиц, другие к кредитам предприятий, но есть и «смешанные» статьи. В США, например, в основу классификации ссуд положены цели кредита. Поэтому в некоторых статьях баланса объединяются как ссуды и для финансирования производства и реализации [11].

Традиционно в промышленно развитых странах применяются следующие виды краткосрочного кредитования предприятий: кредит в виде овердрафта (дебетовые счета), кредитные линии (в том числе сезонные и возобновляемые), ссуды в форме учета и залога векселей и прочие. Средне- и долгосрочные ссуды предоставляются предприятиям под долговые обязательства заемщика. Предоставляя ссуды индивидуальным заемщикам, коммерческие банки используют виды кредитов: ссуды под недвижимость (под закладную), ссуды под ценные бумаги, возобновляемые ссуды (овердрафт, банковские кредитные карточки), потребительские ссуды.

При учете и анализе кредитных операций в основу их классификации могут быть положены и другие критерии. По наличию и виду обеспечения: ссуды обеспеченные – выдаваемые под залог товарно-материальных и финансовых ценностей, поручительства. Гарантии, кредит под страховую гарантию ответственности заемщика за непогашение кредита; необеспеченные ссуды (бланковые) – выдаваемые на основе доверия к заемщику (как правило, первоклассным заемщикам, имеющим устойчивое финансовое положение, безупречную репутацию и тому подобное).

Анализ структуры кредитов показывает, что в практике кредитования промышленно развитых странах обычно делается разграничение между коммерческими (деловыми) ссудами предприятиям и ссудами индивидуальных заемщикам. Хотя преобладают ссуды индивидуальным заемщикам (частным лицам) имеют устойчивую тенденцию роста и занимают определенное место в структуре кредитов: в США 29,3%, во Франции 32,8%. По другим критериям, как правило, четкого разграничения кредитов нет. Если во Франции отдельно показаны кредиты по учету векселей (9%), то в США эти кредиты также предоставляются, но показываются в числе ссуд торгово-промышленным предприятиям (таблицы 1, 2, 3) [4].

Таблица 1

Структура кредитов, предоставляемых банками (членами Французской ассоциации банков) Франции 2007 году

Вид кредита

Сумма, млн. франков

Процент к итогу

Учет коммерческих векселей

144 429

8,6

Прочие коммерческие кредиты

285 823

17,1

Среднесрочные кредиты, рефинансируемые в Банке Франции

114 634

6,9

Прочие среднесрочные кредиты

344 914

20,6

Долгосрочные кредиты

521 329

31,2

Дебетовые счета (кредит в виде овердрафта)

1 733 252

10,4

Прочие

88 386

5,2

Всего

1 372 767

100

В таблицах 1, 2, 3, представлены структуры кредитов на основе стандартных классификаций, принятых во Франции и США. Классификации даны по следующим критериям: во Франции – по виду ссуд, категориям заемщиков; в США – по категориям заемщиков и назначения.

Таблица 2

Типы заемщиков

Предприятия

859 802

51,4

Частные лица

381 391

21,7

Заемщики резиденты

68 583

4,1

Нерезиденты

362 991

21,7

Всего

1 672 767

100

В США ссуды под недвижимость (36,8%) – это в основном в средне- и долгосрочных кредитах, занимающих значительную долю более половины в структуре кредитов, определенное место принадлежит ссудам под недвижимость (таблица 3).

Таблица 3

Структура кредитов коммерческих банков США в 2008 году

Вид кредита

Сумма, млрд. долларов

Процент к итогу

1

2

3

Ссуды торгово-промышленным предприятиям

655,9

31,6

Ссуды под недвижимость

761,6

36,8

Продолжение таблицы 3

1

2

3

Ссуды индивидуальным заемщикам

400,6

19,3

Ссуды финансовым учреждениям

57,5

2,8

Сельскохозяйственные ссуды

31,1

1,5

Прочие ссуды

165,9

8

Всего

2 072,6

100

Структура предоставляемых коммерческими банками кредитов зависит от многих факторов, как долговременных, так и конъюнктурного характера. В целом по стране она определяется традициями банковской практики. Некоторые методы банковского кредитования предприятий и населения, можно сказать, универсальны и распространены во многих странах, хотя и могут иметь незначительных отличий при их применении в отдельных странах. Например, такие виды ссуд, как овердрафт, кредитные линии, ссуды под недвижимость и другие. Значительное влияние оказывает также финансово-кредитная политика государства, которая может, вводит ограничение или предоставлять льготы по видам кредита, то есть осуществлять регулирование экономики, влияющий на изменение структуры проводимых банками кредитных операций.

Например, в США после второй мировой войны правительство содействует строительству жилья. В связи с этим в практике кредитования отменяются ограничения по ссудам, выдаваемым под залог недвижимости, что существенно расширило этот вид кредитования. Кредитные ограничения, периодически применяемые в банковской практике ряда стран, как правило, не затрагивают системы экспортных кредитов, стимулирующих национальных экспертов [11].

Политика качественных кредитных ограничений, или контингентирование кредита (по его видам, типам заемщика) оказывает прямое воздействие на структуру банковских операций. В дополнение регулированию объемов кредитов (кредитная рестрикция или кредитная экспансия) в целом такая политика использовалась в центральном банке многих стран с учетом складывающейся экономической ситуации. Опыт применения в таких странах, как США, Франция, Великобритания, Дания, показывает ее эффективность преимущества и недостатки.

Вместе с тем, в 1990-х годах во многих странах уменьшается государственное вмешательство в банковскую сферу, стимулируется конкуренция, способствующая повышению эффективности банковской деятельности, создаются равноценные условия функционирования различных учреждений. Многие страны отказываются от политики контингентирования кредита, отменяют кредитные ограничения, вносят изменения в правила регулирующие кредитование.

Недостатки кредитной политики, то есть внутренних правил кредитования приводят к увеличению кредитного риска для Банка. Как показывает практика, особенно разрушительно влияет на качество ссудного портфеля, то есть на величину кредитного риска следующее:

-неправильное распределение полномочий и ответственности;

-несовершенная организационная процедура принятия кредитных решений;

-не должная постановка работы по кредитному контролю;

-недостаточный уровень поставленной работы с проблемными займами;

-частое применение практики, отклоняющееся от требований кредитной политики, процедуры принятия решений о выдаче кредитов;

-закостенелая структура банка, связанная с организацией кредитного процесса;

-порочная практика кредитования «своих заемщиков», то есть рискованная концентрация кредитных ресурсов в компаниях, связанных с банком.

Служба внутреннего аудита проводит инспекцию кредитной политики, анализирует практические результаты ее реализации, выявляет не только нарушения в кредитной деятельности банка, периодически готовит информацию о проблемах и недостатках кредитной политики, организации кредитного процесса в целом в Банке. Слабая работа внутреннего аудита банка, отсутствие эффективного контроля ведет к возрастанию кредитного риска. Своевременная и достоверная информация о состоянии реализации кредитной политики для руководства банка – залог эффективного управления кредитными рисками.

Криминальные факторы, то есть в этом случае кредитный риск возрастает, если заемщик начинает вести бизнес в контакте с криминальными структурами или ведет параллельно незаконные виды бизнеса в контакте с криминальными структурами.

Рассмотренная структуризация кредитного риска не является исчерпывающей, вызывающая появления кредитного риска. Снижению кредитного риска, безусловно, влияет фактор получения максимальной информации из возможных различных источников о кредитоспособности, платежеспособности и прошлой кредитной истории заемщика.

Например, во Франции, для оценки компании на предмет его кредитоспособности используется методика, предусматривающая обращение в картотеку Банка Франции. Это методика не может не представлять интереса для казахстанских банков. Вся совокупность рисков, которые находятся в кредитных учреждениях Франции, является объектом централизации, что позволяет оценить масштабы рисков сосредоточенные на них. Для этого специально создан Центр по определению рисков, которая существует с 1946 года и находится в подчинении Банка Франции. Такие картотеки при государственных органах ведутся не во всех зарубежных странах. Большее распространение имеют частные информационно – аналитические компании, предоставляющее за определенную плату справку о различных заемщиках. Надо отметить, что такая систематизация участника совокупности рисков в банковских учреждениях, по выданным кредитам, направлена, прежде всего, на выявление их общей кредитоспособности, или даже платежеспособности в настоящий момент, она не направлена на определении кредитоспособности в будущем, связанной с реализацией проекта с участием банковского кредита[12].

В нашей стране отсутствует пока отлаженная система сбора информации о кредитоспособности клиентов, а также сведений о полученных и не погашенных ими кредитах.

Например, во Франции создана Центральная служба рисков, которая занимается указанной деятельностью. Всякий банк, желающий получить информацию о клиенте, перед тем как выдать или увеличить ему сумму кредита, вправе обратиться за услугами к этой службе. Банк, получающий такую информацию, не уведомляется о том, какой банк уже выдал кредит, и тем более, на каких условиях заключен кредитный договор. Он может осведомиться только о том, какова его общая сумма.

Работа по созданию в нашей стране системы сбора информации о клиентах - потенциальных заемщиках еще только начинается.

Американские корпорации, в частности «Дан и Брэдстрит» рассчитывают выйти на российский рынок и предложить российским коммерческим банкам следующий набор услуг:

-бизнес-справка на отдельную компанию с ее рейтингом на базе оценки финансового положения, практики оплаты счетов, соблюдения прочих этических норм бизнеса, анализа арбитражных дел с ее участием и так далее;

-маркетинговые исследования в региональном и отраслевом разрезах;

-страновые справочники с полным обзором экономической ситуации, таможенного, валютного регулирования, условий платежа и арбитража;

-отраслевые, региональные и специальные справочники.

Предполагается, что коммерческие банки России, желающие получить информацию о своих клиентах, смогут через соответствующую телекоммуникационную сеть напрямую выходить на базу данных этой корпорации и буквально в считанные секунды получать интересующие их сведения о финансовом состоянии потенциального заемщика.

Проблема заключается в том, что предприятия и организации-клиенты коммерческих банков не желают предоставлять информацию о самих себе, что серьезно затрудняет сбор нужных сведений. На Западе отказ от предоставления подобной информации является важным показателем, характеризующим данную компанию с отрицательной стороны.

2 Современный уровень функционирования кредитной политики в коммерческом банке Республики Казахстан (на примере АО «КазкоммерцБанк»)

2.1 Анализ кредитной деятельности АО «КазкоммерцБанк»

Одним из основных бизнес-направлений АО «КазкоммерцБанк» является кредитование, т.е. это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности.. По состоянию на 01.01.2009г. кредитный портфель составил 2517 млрд. тенге по сравнению с 1414 млрд. тенге по состоянию на 01.01.2008г. Темп роста в 2008г. составил 78%, или 1103 млрд. тенге.

При осуществлении кредитных операций банк адекватно подходит к оценке платежеспособности заемщиков. На сегодняшний день банк кредитует основные отрасли экономики, диверсифицируя тем самым кредитный портфель. На конец 2008г. структура кредитного портфеля претерпела некоторые изменения. Так, строительство занимает наибольший удельный вес в портфеле банка. На 2-м и 3-м месте – кредиты, выданные физическим лицам на ипотеку и потребительские нужды, и торговля с долей 21,7% и 19,6% соответственно (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура кредитного портфеля, %

При анализе динамики процентной ставки по кредитам наблюдается рост. При этом необходимо отметить, что процентная ставка по кредитам в 2008г. составила 16,7%, или на 2% больше уровня 2007г., тогда как в 2007г. - 14,7%, в 2006г. – 13,4% (рисунок 3).

В структуре кредитного портфеля в разрезе физических и юридических лиц в 2008г. резких изменений по сравнению с 2007г. не наблюдается.

Рисунок 3. Средние ставки по кредитованию, %

Доля физических лиц в кредитном портфеле составляет 21,7%, из них ипотечные займы – 10,1%, потребительские займы – 11,6% (рисунок 4).

Рисунок 4. Структура кредитного портфеля по виду заемщиков, %

В связи с политикой ограничения рисковой позиции к валютным колебаниям основную часть кредитного портфеля банка составляют кредиты в иностранной валюте, значительная доля принадлежит ссудам в долларах США. При этом следует отметить, что по состоянию на 01.01.2009г. кредиты в долларах США составили 57% от ссудного портфеля банка, по сравнению с 65% на 01.01.2008 г. Объем кредитов, выдаваемых в тенге, увеличился в 2,5 раза в сравнении с данными 2006г.

Доля их в общем портфеле кредитования увеличилась до 40% против 28% по состоянию на конец 2006г. Удлинились сроки кредитования кредитного портфеля в соответствии с потребностями рынка. Объем кредитов, выданных с оставшимся сроком погашения от 1 года и выше, увеличился в 1,9 раза, доля их в ссудном портфеле также увеличилась с 71% до 77%.

Кредиты выдаются под залог недвижимости, финансовых инструментов, товарных запасов, гарантий, депозитов и пр.

На протяжении всего времени корпоративный бизнес является и остается самым крупным сегментом бизнеса банка. Доля кредитов, выданных крупным компаниям, составила более 65% ссудного портфеля банка.

В 2008г. по сравнению с 2006г. объем ссудного портфеля корпоративного бизнеса вырос на 94%, с 2007г. – данный показатель снизился на 9,4% и составил 14113 млрд. тенге (рисунок 5).

Рисунок 5. Кредитование бизнеса

К концу 2007г. более 400 крупных компаний воспользовались кредитами банка. Основная доля заемщиков приходится на строительные компании, а также торговые и промышленные предприятия. Корпоративным клиентам банка предоставляются все стандартные продукты финансирования, применяемые в мировой практике, включая наличное и безналичное финансирование, а также продукты фондирования.

В 2007г. были внедрены два новых направления для расширения линейки продуктов для корпоративных клиентов банка:

- предоставление корпоративным клиентам услуг инвестиционного банкинга, таких, как выпуск ценных бумаг с фиксированным доходом, доверительное управление, корпоративное управление, разработка моделей при венчурном финансировании;

- обеспечение генерирования денежных потоков корпоративных клиентов, увеличение пассивной части баланса банка через анализ и консолидирование денежных средств на счетах банка, а также через повышение качества операционного обслуживания.

В корпоративном бизнесе осуществляется внедрение отраслевого подхода при кредитовании корпоративных клиентов, который основан на поэтапном анализе отраслевого рынка, выявлении базовых игроков, выявлении их потребности в услугах и продуктах банка и разработке индивидуальных условий финансирования по каждому из предложенных продуктов, которые в последующем включаются в отраслевой пакетный продукт. Внедрены и запущены в работу продукты следующих отраслей и подотраслей: «Нефть и газ», «Железнодорожный транспорт», «Рынок телекоммуникаций», «Зерно», «Мука», «Рис».

По состоянию на 01.01.2009г. объем кредитного портфеля МСБ снизился на 8% 2008г. составил 312 млрд. тенге, тогда как в 2007г. вырос на 64%, или на 108 млрд. тенге, и на конец 2007г. составлял 277 млрд. тенге. В рамках данного направления Банк предлагает различные программы кредитования, рассчитанные на все категории субъектов МСБ. Кроме того, банк успешно внедряет через АО «Фонд развития малого предпринимательства» программу финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, а также работает по программе ЕБРР и является ее активным участником. Кредитуя субъекты МСБ, банк старается диверсифицировать свой портфель, одновременно предоставляя возможность представителям различных отраслей получить заемные средства.

Розничный бизнес является стратегически важным направлением деятельности банка. В 2008г. банк продолжил активное развитие розничного кредитования населения. Розничный кредитный портфель банка снизился в 2008г. на 8,1 по сравнению с 2007г., при этом 2007г. по сравнению с 2006г. наблюдался рост на 46% и розничный портфель составлял 544 млрд. тенге.

Общий ссудный портфель по объектам кредитования - малого бизнеса, юридических и физических лиц в 2008г. составил 1135964 млн. тенге, из них сумма займов составляет 1108314 млн. тенге, и сумма просроченной задолженности 27650 млн. тенге соответственно.

Объем выдач кредитов по данным объектам составил 52360 млн. тенге: в тенге малому бизнесу было выделено: 14261 млн. тенге по ставке кредитования 17%, в инвалюте 3514 млн. тенге по ставке кредитования 13%; в тенге физическим лицам было выделено 4749 млн. тенге по ставке кредитования 20%, в ин. валюте 1191 млн. тенге по ставке кредитования 17%; в тенге юридическим лицам было выделено 29836 млн. тенге, ставка – 17%, в инвалюте 4044 млн.

На конец 2008 по сравнению с 2007-2006гг выдача краткосрочных кредитов сократилось на 2% и 19% соответственно (почти вдвое в сравнении с 2006г.), таким образом, число долгосрочных кредитов возросло так же соответственно на 2% и 19% (таблица 4).

Таблица 4

Кредиты юридическим лицам в разрезе сроков

Дата

Вид кредита

Удельный вес

2006г.

краткосрочные

21%

долгосрочные

79%

2007г.

краткосрочные

20%

долгосрочные

80%

2008г.

краткосрочные

19%

долгосрочные

81%

Несомненно, банки Казахстана ведут жесткую и конкурентную борьбу, возиться совсем мелкими или слишком короткими выдачами вряд ли дало большую пользу из-за больших операционных издержек. В целом по банковскому сектору, несомненно, значительную долю занимают долгосрочные кредиты, почти у всех КБ Казахстана, и составляют 82% и соответственно 18% краткосрочных кредитов всего рынка в соответствии с рисунком 6.

В заявленной стратегии АО «КазкоммерцБанк» до 2015г. в связи с созданием широкой сети стратегических партнеров: Россия – не менее 2%, другие страны СНГ – не менее 5%, бесспорно связано с тем, что доля рынка кредитования физических (34%) и юридических лиц (75%) нерезидентов велика по сравнению с физическими (12%) и юридическими лицами (17%) резидентами.

Рисунок 6. Кредиты в разрезе сроков

В 2008г. по сравнению с 2007 и 2006гг. кредиты, выданные юридическим лицам-резидентам, увеличились на 310998 млн. тенге и на 415158 млн. тенге, и физическим лицам-резидентам на 82445 млн. тенге и на 201713 млн. тенге (таблица 5).

Таблица 5

Кредиты юридических и физических лиц в разрезе резиденства

Дата

Единица измерения

Кредиты выданные юридическим лицам-резидентам

Кредиты выданные юридическим лицам-нерезидентам

Кредиты выданные физическим лицам-резидентам

Кредиты выданные физическим лицам-нерезидентам

2006

млн тенге

561 273

431 620

205 995

494

доля БС

18%

46%

13%

6%

2007

млн тенге

903 440

872 978

309 717

1 134

доля БС

19%

64%

12%

21%

2008

млн тенге

872 271

1 081 899

288 440

1 055

доля БС

17%

75%

12%

34%

2008г. в % к 2007г.

-3.4%

23.9%

-6.9%

-6.9%

Также в 2008г. по сравнению с 2006 и 2007гг. кредиты, выданные юридическим лицам-нерезидентам, увеличились на 650279 млн. тенге и на 950023 млн. тенге, и физическим лицам-нерезидентам на 561 млн. тенге и на 927 млн. тенге.

Кредиты, выданные в инвалюте, физическим и юридическим лицам преобладают, чем в тенге. В 2008г. по сравнению с 2007 и 2006гг. прирост выданных кредитов юридическим лицам в разрезе валют составил 97% и 231% соответственно. Прирост выданных кредитов физическим лицам в разрезе валют за рассматриваемый период составил 40% и 233% соответственно.

В целом по банковскому сектору выданные кредиты юр. лицам АО «КазкоммерцБанк» в ин. валюте преобладают над кредитами выданными в тенге, подобное прослеживается и у других КБ РК, что касается выданных кредитов физ. лицам в тенге, банк не занимает первенство, но находиться в четверке лидеров КБ РК и стоит на второй ступени выданных кредитов физ. лицам в инвалюте (таблица 6).