Отражение филосовских и социальных проблем в драме На дне


Достаточно продолжительное время в школьной практике бытовало однообразное, весьма упрощенное, толкование горьковской пьесы как социально-критического произведения. При этом драме никоим образом не отказывали в философском содержании, однако разговор о нем часто ограничивался стандартным указанием на спор с "утешительством" Луки плюс цитированием заключительного монолога Сатина. Обычной темой сочинения по этой пьесе была тема "Обличение капиталистической действительности в драме М. Горького "На дне".

Естественно, что пьеса Горького глубоко социальна, о чем свидетельствуют и заголовок драмы (буквально понимаемый как "На дне жизни"), и место действия (ночлежка), и система персонажей с ее широчайшей "социальной градацией" (бывший дворянин, бывший интеллигент, бывшие рабочие и крестьяне). Неблагополучные судьбы персонажей напрямую говорят о социальном неблагополучии общества, язвы которого со столь мастерским колоритом описал Горький.

Зададимся вопросом: играют ли определяющую роль в судьбе персонажей различия социального плана? Столь ли резко очерчена граница между хозяйкой ночлежки и ее временным любовником - ночлежником Пеплом либо между "представителем власти" Медведевым и рыночной стряпухой Квашней, к которой он сватается? Случайно ли одной из обитательниц этой самой ночлежки оказывается сестра хозяйки, Василисы?

Итак, попытаемся смоделировать какую-нибудь другую не слишком надуманную драматургическую ситуацию, в которой можно было бы свести вместе "бывших", будь то чиновник в казенной палате, телеграфист и скорняк, слесарь и артист. Судьба могла бы столкнуть их где угодно - на вокзале, рынке, трактире или провинциальной больнице.

Важно, что большинство персонажей пьесы - "бывшие люди", утратившие свой прежний социальный статус. В свое время каждый из них был включен в свою систему социальных отношений и выполнял свою социальную роль. Теперь социальные различия между ними стерлись, что сделало их "просто" людьми. Горький стремится найти ответ на вопросы, что делает человека человеком, что помогает и мешает ему жить, каковы пути к обретению человеческого достоинства.

В первую очередь драма уникальна тем, что сложнейшие философские проблемы обсуждаются в ней "людьми улицы", необразованными или опустившимися, косноязычными или не находящими "нужных" слов. Диалог ведется на языке бытового общения, а порой - на языке склок, брани, пьяных стычек. Именно в прозаическом, нарочито приземленном контексте впервые произносится в пьесе слово, которое станет ее лейтмотивом и важнейшей смысловой категорией. Это слово "правда", звучащее уже на первой странице пьесы. Правда и ложь - одна из двух важнейших смысловых оппозиций пьесы. Другая оппозиция, определяющая проблематику пьесы, формируется понятийной парой "правда" и "вера".

Позиции обитателей ночлежки определяются разным пониманием "правды" и разным отношением к "вере" и "мечте". Каждый из них уникален именно своим мышлением в противовес социальной биографии, определяющей, на первый взгляд, его место в системе персонажей.