Профессия — репортёр


Всё началось с того, что, читая «Трёх Толстяков» Олеши, мы обсуждали разницу между словами “мятежники” и “восставшие”. Речь пошла о том, что герои бывают не столько “положительными” или “отрицательными”, сколько “любимыми” и “нелюбимыми” автором. И как это часто бывает, дети сами подсказали мне тему домашнего задания.

Итак, есть Некое событие (доктор Гаспар проспал его или просидел над своими жуками и травами), и о нём рассказывают гимнаст Тибул, оружейник Просперо, артисты балаганчика, рудокопы, министры, придворные, воспитатели, сами три Толстяка… Одинаковыми ли получатся их рассказы? Как они будут отличаться? Нужно написать две газетные статьи (и дать названия обеим газетам), в одной восстание должно быть изображено его сторонниками, в другой — противниками.

Удивительно то, что тут же возник разговор об объективности освещения событий в прессе, о журналистской этике и прочем (это в пятом-то классе!). Правда, за окнами был ноябрь, страна готовилась к парламентским выборам… Ещё один повод задуматься над тем, что дети проникаются нашими “взрослыми” размышлениями и сомнениями в значительно большей степени, чем мы думаем.

Что получилось? На следующем уроке они читали свои статьи, и нужно было угадать, какой из враждующих сторон они сочинены. (Здесь в скобках скажу отдельно о том, что пробковый стенд, как выяснилось — замечательная вещь на уроке литературы. Дети читают сочинения, отзывы и тут же, прямо на уроке, вывешивают их на стенд. Времени это почти не занимает, а к концу занятия “грубо, зримо” возникает результат общей работы: можно подойти, почитать, после уроков показать родителям. Оказалось ещё, что очень хорошо не просто просить выучить стихотворение на ту или иную тему, а предложить написать его на листке, проиллюстрировать или оформить каким-либо иным образом. На уроке ученик читает приготовленный текст наизусть и сразу же располагает его на стенде. И снова к концу урока у нас целый стихотворный сборник, который можно перечитывать, разглядывать, сколько хочется.)

Вот примеры сочинений-репортажей.

• “Горстка сброда (sic!), науськанная изменниками и предателями, предприняла сегодня попытку штурмовать дворец. Разумеется, мятеж был подавлен”. Газета «Сливки общества».

• “Наши доблестные гвардейцы храбро защищали дворец от разбушевавшейся толпы. Есть и печальные новости: один из солдат, предавший свой долг, застрелил командира. Позор!” Газета «Три Толстяка».

• “Из интервью, полученного нами сегодня от уважаемого жителя города Раздватриса, стало понятно, что над городом летают НЛО, которые собираются атаковать горожан. Следите за сводками новостей!” Газета «Благонамеренный житель».

• “Мятеж, поднятый неблагодарной толпой против законной власти трёх Толстяков, подавлен. Оба главаря обезврежены. Гимнаст Тибул убит, оружейник Просперо посажен в клетку. Нашему правительству приходится идти на крайние меры, чтобы защитить народ от опасности. Все мятежники будут казнены!” Газета «Придворные новости».

• “Разъевшиеся обжоры засели в своём дворце и надеются спрятаться от нашего гнева. Не верьте слухам, что народный защитник — гимнаст Тибул убит! Вас пытаются запугать”. «Народная газета».

• “Сегодня сотни лучших людей поднялись против несправедливой власти трёх Толстяков. Гвардейцы переходят на сторону народа. Победа будет за нами!” Газета «Горожанин».

• “Всем, кому неравнодушна (sic!) судьба народа, присоединяйтесь к нам — борцам за справедливость! Да здравствует народ!” Газета «Вперёд!». (Газета была написана на куске обоев и пробита в нескольких местах. Объяснение: у бедных людей не может быть хорошей типографии, кроме того, газета побывала в бою. Резонно.)

Не могу удержаться и приведу ещё один отрывок особого рода.

• “Господа разбушевавшиеся рабочие! Не втягивайте зверей из зоопарка в свои разборки! Они-то тут при чём?” Газета Общества защиты животных.