Урок на тему «Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Хрусталик» компенсирующего вида» города Белово
Урок на тему
«Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей»
Составили: Абросимова Тамара Владимировна учитель-логопед, Торсунова Наталья Владимировна, руководитель по физическому воспитанию.
г. Белово 2012 год
Задачи:
Способствовать формированию у детей таких физических качеств, как ловкость, развитие координации, быстроты реакции в работе с малым мячом;
Развитию глазомера при метании в вертикальную и горизонтальную цель
Воспитывать интерес к спортивным играм
Развивать мелкую моторику, автоматизировать в игровых упражнениях звуки (например, “с’, “з”, “ш” “ж”, “р”, произношение которых наиболее часто нарушено у детей дошкольного возраста), продолжать работу над диафрагмальным дыханием, развитием фонематического слуха, зрительно-моторной координации.
Оборудование: мягкие малые мячи, мишень для вертикального метания, корзины (2 шт.), 4 шапочки, жук, гусь, волк и заяц, листья, цветы с гласными буквами, мягкая игрушка «Квака».
Дозировка |
Методические указания |
|
I. Подготовительная часть “Спрятанные звуки”. Проводится дыхательная гимнастика, состоящая из следующих упражнений: |
||
“Шарик” |
Направлено на автоматизацию звуков “ш”, “с”. |
|
“Болтушка” |
Рот широко раскрыт, прямые руки разведены в стороны Одновременно с движениями языка вперёд-назад в такт с этими движениями “болтаются” расслабленные кисти рук. |
|
“Качели” |
Движения языка вверх-вниз и в такт с этими движениями также вверх-вниз двигаются расслабленные кисти рук (локти не сгибать). |
|
“Крокодил” |
Прямые руки подняты вверх над головой. Губы выполняют упражнение “улыбка-трубочка”. Одновременно с движением губ кисти рук сжимаются в кулаки. |
|
Бег: В разных направлениях; со сменой задания (высоким подъемом коленей, высоким забрасыванием голени); |
||
ОРУ с мягкими мячами |
||
“Ароматный колобок” и. п. – ос. ст. – катание мяча в ладонях, упражнения на развитие дыхания. |
6-8 раз |
Спина выпрямлена, голову не опускать |
“Полет шмеля” и. п. – ос. ст. – перенести мяч через стороны перед грудью и за спиной со звуком “ж”. |
6-8 раз |
Мяч проносить точно перед грудью, руки прямые |
“Колобок прячется” и. п. – ос. ст. Суть упражнения состоит в том, что сначала надо поднять подбородок вверх, положить мяч под подбородок и прижать к груди, руки убрать за спину, после чего откинуть голову назад, поймать мяч в подставленные ладони. |
6-8 раз |
Мяч на пол не ронять, спина прямая |
“Путешествие в горы” – прокатить мяч по туловищу и прямым ногам вверх и вниз. |
6-8 раз |
Ноги в коленях не сгибать |
“Приседание” И. п. – ос. ст. присесть, вынести руки с мячом вперёд. Наклон не сгибая колени прокатить мяч вокруг ног |
6-8 раз |
Спина прямая, ноги в коленях не сгибать |
“Кошка” и. п. – на коленях с мячом в руках |
6-8 раз |
Упражнение рассчитано на автоматизацию звука “Р” |
“Кобра” и. п. – лежа на животе, руки под подбо-родком, мяч рядом на полу. 1,3. – поднять верхнюю часть туловища, заложив руки за голову, и зашипеть на “колобка”. 2,4 – и. п. |
6-8 раз |
Упражнение рассчитано на автоматизацию звука “ш”. |
“Полет Колобка” |
6-8 раз |
Метать мяч из-за головы. |
II. Основная часть Включает в себя упражнение на развитие мелкой моторики, 2 эстафеты, направленные на закрепление некоторых звуков и умения составлять слова, а также игры с мячом: |
||
“Хватай-ка” |
8 раз |
Цель: Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции. Его суть состоит в следующем: надо, быстро разжимая и сжимая пальцы, отпускать и подхватывать мяч, но не ронять его на пол. |
Эстафета “Звуковая поляна” Детей делят на 2 команды: “гусей” и “жуков”. Надо разложить на полу листочки и цветочки с гласными буквами. По сигналу “жуки” пробегают по цветочкам, произнеся слоги со звуком “ж”, а “гуси” в это время пробегают по листочкам, произнося, слоги со звуком “ш”. Возвращаясь, и те и другие произносят обратные слоги. |
8 раз |
Цель: Эстафеты – закрепление звуков “ж” и “ш” в слогах, составление прямых и обратных слогов, развитие зрительно-моторной координации. |
Эстафета “Волк и Заяц”. Две команды по 5 человек, у капитанов шапочки “Волка” и “Зайца”, у детей в руках буквы. |
8 раз |
Задача: проскакать до конуса одной ноге и вернуться обратно к капитану, сложив буквы в слова “волк” и “заяц”. |
Игра с мячом “Скажи словечко” – дети придумывают слова, начинающиеся на звуки “ш”, “с”, и передают друг другу мяч |
8 раз |
|
III. Заключительная часть В конце занятие обязательно проводится упражнение на релаксацию. |
||
Упражнение “Десять мух” Десять мух на потолке Польку танце-вали. Увидали паука, в обморок упали. |
1 мин. |
Дети танцуют, затем падают на пол. Встают со звуком “з”: |
Литература
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
2. Волина В. В. занимательное азбуковедение. М., 1991.
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты фронтальных занятий II период обучения в подготовительной к школе логогруппе / О. С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000.
5. Нищева Н. В. картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.