Обломов и «обломовщина»


1. Портрет главного героя.

2. и его окружение.

3. Любовь и лень.

4. «Обломовщина» как нарицательное понятие.

Одним из самых популярных классических произведений русской литературы можно назвать роман И. А. Гончарова «Обломов». Главный герой этого произведения — Илья Ильич Обломов, представитель дворянства, интеллигентный, умный человек, который получил хорошее образование и предполагал посвятить свою жизнь служению Родине.



Автор подробно описывает его внешность: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Обломов, несмотря на свою безынициативность, обладает и положительными качествами: он честен, очень добр и доверчив. Но все эти нейтральные, пожалуй, даже позитивные черты бледнеют перед основополагающими сторонами характера Ильи Ильича: он абсолютно безволен и склонен предаваться лени.



Чтобы перейти к подробному анализу понятия «Обломовщина», необходимо сначала вспомнить описанный в романе Гончарова «Сон Обломова». В этом сне Илья Ильич мысленно переносится во времена собственного детства, видит мать и отца, родовую усадьбу, в которой он вырос, тот устоявшийся быт, который не менялся в течение многих лет. В деревне время текло размеренно и неторопливо, жизнь была спокойной и ленивой, ход событий — устоявшимся раз и навсегда. Не случайно при описании жизни помещиков автор часто использует следующие слова «сон», «молчание», «покой», «тишина» и т. п. Именно они помогают передать с почти документальной точностью атмосферу, царившую в помещичьем доме. Гончаров и сам вырос в похожей семье, поэтому все события, описываемые им, изложены столь реалистично.



Илья Ильич был, в сущности, воспитан не собственными родителями, а самой атмосферой дома: как типичный русский барин, знатный и богатый, у которого нет никакой необходимости в заботе о завтрашнем дне, ему «не нужно каждодневно трудиться во имя хлеба насущного». За него всегда будут работать другие, крепостные крестьяне и наемные работники.



Подобное воспитание принесло свои плоды. В душе Обломова постепенно было умерщвлено все живое, естественное, и жизненная энергия в итоге уступила место всепоглощающей лени, сну и покою. Илья Ильич не стремится к каким-либо глобальным изменениям в своей жизни, его влечет уединение, постоянный отдых в уютном домашнем халате, на удобном, мягком диване, под которым стоят ковровые туфли. К быту, порядку в комнате, интерьеру он совершенно равнодушен: «...По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала... могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память».



Роман (бессмертное произведение) «Обломов» уникален тем, что действия как такового в нем практически нет, но при этом развернутый сюжет прочно удерживает внимание читателя. Под обстоятельными, иногда чрезмерно многословными описаниями быта, комнат, одежды и других незначительных подробностей автор скрывает очень динамичное, насыщенное событиями «внутреннее» действие. Илья Ильич пытается бороться с проявлениями жизни, которые мешают ему отдыхать, и его ожесточенность постепенно растет. Жизнь продолжает двигаться вперед, не подчиняясь лени и апатии, и «Обломовщина» в конце концов оказывается уничтоженной прогрессом. Обломов же до самого конца своей жизни избегает труда, бытовых мелочей: «Ах, Боже мой! Трогает жизнь, везде достает».



Стремление к праздности проявляется в каждом его поступке, каждом сознательном действии. Так, Илья Ильич объясняет своему слуге, такому же ленивому и апатичному Захару: «Да разве я мучусь, разве работаю? Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу. Стану ли я беспокоиться?» Имея такое мировоззрение, невозможно чего-либо добиться в жизни — можно лишь спокойно доживать свой век.



Обломов, далекий от реальной, «практической» жизни, не может постоять за себя, даже если проблема затрагивает его личные интересы. Когда ловкий мошенник начинает осторожно расспрашивать Ильи Ильича о его делах, тот откровенно отвечает: «Послушайте... Я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть ржи или овса, что она стоит... — Я ничего не знаю!» Возможно, именно во время этого признания перед Обломовым впервые раскрылась вся трагедия его беспомощного, неестественного положения. Но даже после этого он не предпринял никаких активных действий для исправления создавшейся ситуации.



Но «Обломовщина», как ни странно, начинается не с самого Обломова. Она зарождается в деревеньке Обломовке, где прошло детство главного персонажа романа, и развивается в «Выборгской Обломовке», где Илья Ильич завершил свое бессмысленное существование. Неотъемлемой частью «обломовщины» является множество людей: крепостной Захар, проявляющий рабскую преданность своему хозяину и откровенно поддерживающий его позицию, жулики и проходимцы, стремящиеся получить выгоду от обмана наивного барина — Иван Матвеевич, Тарантьев, Затертый и др.



Даже искренняя и сильная любовь Ольги Ильинской, доброй, красивой девушки, не смогла пробудить Обломова к жизни, помочь ему обрести смысл своего существования. Высокие чувства кажутся Илье Ильичу «претрудной школой жизни». Он боится собственного несовершенства и поэтому идет по пути наименьшего сопротивления, выбирая в качестве «прекрасной дамы» услужливую и неприхотливую Агафью Матвеевну Пшеницыну.



Автор подчеркивает, что Обломовы испокон веков строго придерживались старинных обычаев и хранили древние традиции. Эта особенность передавалась из поколения в поколение, обрастая утопическими идеями о гармоничном и взаимовыгодном союзе человека с окружающей его природой. Но при этом устоявшаяся патриархальность делает невозможной реальную жизнь в бурном современном мире. Исполнение мечты Ильи Ильича невозможно из-за неукротимого движения прогресса. И понятие «Обломовщина» не просто собирательное название, объединяющее круг общения Обломова и место его обитания, но нарицательное определение любой косности, застоя, инертности и лени.