Финансовое положение и управление финансовыми потоками группы предприятий

СОДЕРЖАНИЕ

[1] 1.2. Цели, задачи и методы управления финансовыми потоками

[2] 1.3. Обеспечение финансовой устойчивости и рентабельности группы предприятий при помощи управления финансовыми потоками

[3] 2. Финансовое положение и управление финансовыми потоками группы предприятий

[4] 2.1. Организационно-экономическая характеристика группы предприятий

[5] 2.2. Анализ финансового состояния группы предприятий

[6] 2.3. Управление финансовыми потоками группы предприятий

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития российской экономики одной из важнейших проблем, стоящих перед отечественными компаниями, является проблема эффективного и гибкого механизма управления финансовыми потоками.

Наличие необходимого уровня прибыльности компании не всегда является залогом ее успешного развития в современных условиях рыночной экономики России. Отсутствие достаточного объема оборотных средств и эффективного управления финансовыми потоками приводят к ухудшению финансовой устойчивости, снижению деловой активности, что, в свою очередь, может стать предпосылкой серьезного финансового кризиса хозяйствующего субъекта.

Эффективное и рациональное управление потоками денежных средств и их эквивалентов способствует достижению финансовой устойчивости, прибыльности и положительной динамики развития компании. В условиях постоянно изменяющейся экономической ситуации достижение данной цели невозможно без использования теоретических подходов и практических разработок в области управления финансовыми потоками.

Концепция финансовых потоков возникла в США в середине 50-х годов XX века, и разработка ее основных положений принадлежит зарубежным экономистам. Так как концепция финансовых потоков возникла сравнительно недавно, до сих пор не были сформулированы единые понятия, относящиеся к финансовым потокам. Недостаточно обоснованы как показатели, характеризующие финансовые потоки компании, так и факторы, их определяющие. 

Все вышеперечисленные пункты снижают практическую значимость имеющихся методик анализа взаимосвязи между экономическими показателями деятельности компании. Необходимость адаптации процесса управления финансовыми потоками к современным условиям отечественной экономики, потребность в исследовании финансовых потоков предприятий определили актуальность выбора темы данной дипломной работы и направления исследования.

Среди зарубежных авторов, исследовавших вопросы управления финансовыми потоками компании, можно выделить таких как Л.А. Бернстайн, Ю. Бригхем, Д.К. Ван Хорн, Л. Гапенски, Ж. Депалян, Б. Коласс, Ч. Ли, Д. Финнерти и других. Проблемы управления финансовыми потоками компании были исследованы в работах следующих отечественных авторов: Балабанова И.Т., Горбунова А.Р., Живалова В.Н., Ковалева В.В., Кокина А.С., Колчиной Н.В., Стояновой Е.С., Самсонова Н.Ф., Четыркина Е.М. и др. Наиболее полное исследование данного аспекта финансового менеджмента было проведено Бланком И.А. В трудах указанных ученых нашли отражение результаты исследований в области теории и практики управления финансовыми потоками, вопросы повышения эффективности управления на различных уровнях. Учитывая важность и актуальность проблемы управления финансовыми потоками компании, отдельные экономисты указывают на необходимость выделения ее в самостоятельный блок финансового менеджмента для более серьезного изучения и развития.

Целью дипломной работы является разработка теоретических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию процесса управления финансовыми потоками группы предприятий.

Выполнение поставленной цели дипломной работы обусловило необходимость решения следующих основных задач исследования:

  1. рассмотреть научные подходы к содержанию понятия финансовых потоков;
  2. исследовать основные теоретические подходы к содержанию управления финансовыми потоками хозяйствующего субъекта;
  3. дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
  4. проанализировать управление финансовыми потоками;
  5. представить направления совершенствования управления финансовыми потоками анализируемого предприятия.

В качестве объекта исследования выбрана группа компаний РОСНО , которая является одной из крупнейших страховых групп в России. В нее входят универсальная страховая компания федерального уровня ОАО СК «РОСНО» и ее дочерние компании: «РОСНО МС», «РОСНО Центр», СК «Медэкспресс», «Allianz РОСНО Жизнь», «Альянс РОСНО Управление активами» и «Allianz Украина» с общей численностью сотрудников на 01.01 2012 года 4,123 человека.

Предметом исследования является процесс управления финансовыми потоками в группе компаний.

Теоретической и методологической основой исследования послужили отечественные и зарубежные источники в этoй области; материалы периодической литературы; материалы учебных семинаров; справочно-консультационные системы «Консультант» и «Гарант»; данные анализируемого предприятия; данные сети Internet. В процессе исследования использовались методы общего и структурного анализа, статистические и экономико-математические методы.

1. Понятия финансовых потоков и управления финансовыми потоками

1.1. Сущность финансовых потоков

Современный период развития рыночных отношений в России характеризуется осознанием весомой роли финансов в обеспечении экономического роста и реализации социальной политики. Кроме того, в существующих условиях социально-экономические процессы в Российской Федерации во многом определяются особенностями развития субъектов Федерации (регионов), что существенно повышает роль предприятияльных финансов. В связи с этим различные аспекты управления финансовыми потоками, возникающими между предприятияльными субъектами финансовых отношений, становятся объектами пристального внимания. Однако, несмотря на активное использование понятия «финансовые потоки» в сферах государственных и частных финансов, к настоящему моменту нет однозначного восприятия данного термина. Все это требует исследования сущности финансовых потоков как обобщающего объекта государственного управления финансами и определения содержания управления финансовыми потоками на уровне предприятия1.

Финансы предприятия являются подсистемой финансов государства, что позволяет применить в отношении первых синтетический метод исследования (через идентификацию целого, частью которого является исследуемый объект).

Исследования финансов как инструмента и объекта управления должны основываться на адекватном восприятии этой фундаментальной, имеющей диалектический характер, многозначной категории. В российской финансовой науке в трактовке сущности, характеристик и функций финансов выделяются три основные концепции: распределительная, воспроизводственная и экономико-правовая. В результате многообразия научных взглядов на возникновение и функционирование финансов концепции финансов по-разному проводят границу между денежными и финансовыми отношениями, а также между денежными и финансовыми ресурсами (понятие финансовых ресурсов не имеет устоявшегося определения, за исключением обобщающего как совокупности фондов денежных средств). Представители распределительной концепции финансов считают, что денежные отношения шире, чем финансовые, и определяют содержание финансовых операций как распределение и перераспределение денежной формы стоимости общественного продукта, национального дохода. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы – с денежными средствами. Экономико-правовая концепция относит к финансовым отношениям те денежные отношения, которые опосредованы правовыми актами2.

В процессе исследования разных подходов к определению сущности финансов было замечено, что сторонники разных концепций финансов так или иначе отмечают первостепенное значение стадии распределения в воспроизводственном процессе и выполнения финансами распределительной функции (для представителей распределительного подхода данное обстоятельство очевидно). М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти считают распределение важнейшей стадией воспроизводственного процесса, поскольку на этой стадии наиболее активно проявляются общественные интересы и все их противоречия. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова отмечают, что посредством распределения вновь созданной стоимости обеспечиваются расширенное воспроизводство и общегосударственные потребности, создаются источники финансирования общественного сектора экономики3. Наконец, самое главное – от пропорций фонда накопления и фонда потребления, сформированных в результате распределения национального дохода, зависят возможности, темпы и пропорции развития экономики, ее структура, а значит, и удовлетворение потребностей членов общества. То есть с точки зрения управления значимость финансов заключается в том, что посредством регулирования распределительных процессов можно изменять объемы производства, темпы экономического роста и тем самым управлять экономическим и социальным развитием соответствующей территории. Таким образом, руководствуясь мнением экономического сообщества и собственными убеждениями, мы делаем важный вывод: значение финансов как инструмента и объекта управления социальноэкономическими процессами обеспечивает распределительный характер финансовых отношений.

Достаточно распространенное отождествление финансовых потоков (движения финансовых ресурсов) с денежными потоками (движением денежных средств) можно объяснить концептуальными отличиями в определении границ финансовых отношений и состава финансовых ресурсов. Кроме того, этому способствует трактовка финансовых потоков в сфере финансового менеджмента. В отечественной литературе по финансовому менеджменту между финансовыми и денежными потоками различия практически не проводятся, термин «финансовые потоки» применяется в отношении потоков денежных средств (платежей). Для финансового менеджмента - системы управления процессами финансирования хозяйственной деятельности предприятия - основным объектом управления является денежный оборот4.

Во-первых, он отражает господство денежного хозяйства в условиях рыночной экономики.

Во-вторых, денежный оборот (показатель, характеризующий результат движения денежных средств предприятия за определенный период времени) отражает информацию о фактической платежеспособности хозяйствующего субъекта, необходимую руководству предприятия, инвесторам и кредиторам. Денежные средства для осуществления расчетов могут отсутствовать даже у формально прибыльного предприятия, поддержание платежеспособности предприятия обеспечивается грамотным управлением его денежными потоками. Если же говорить о движении финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта как о движении средств денежных фондов целевого назначения, то это скорее плановые («невидимые») процессы, в отличие от денежных потоков, выражающихся в реальном движении денежных средств на счетах предприятия. Это является третьей причиной отождествления финансовых и денежных потоков в рамках финансового менеджмента.

В системе государственного управления финансами, осуществляемого в целях воздействия на социально-экономические процессы, под финансовыми ресурсами целесообразно понимать денежные средства, участвующие в распределительных процессах и организации целевых фондов. Соответственно, финансовые потоки, по нашему мнению, представляют собой движение финансовых ресурсов в результате первичного распределения стоимости в сфере материального производства и последующего распределения и перераспределения между сферами материального и нематериального производства, внутри каждой сферы, между социальными группами населения, в том числе с учетом изменения территориального приложения5.

Так как финансовые потоки с момента своего возникновения и до окончания существования опосредуют процессы формирования, распределения и использования фондов денежных средств, мы разделяем позицию об идентификации их как процессных финансовых потоков.

На основе фактора влияния на экономическое поведение и финансовые отношения всех участников общественного производства ядро процессных финансовых потоков составляют бюджетные финансовые потоки. К ним относятся потоки, появление которых определяется решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это поступления налоговых и неналоговых доходов, межбюджетные трансферты (как получаемые, так и предоставляемые) и расходование бюджетных средств (помимо предоставления межбюджетных трансфертов, выделенных отдельно).

Бюджетные расходы обусловлены полномочиями органов публичной власти и в общем виде представляют собой либо трансфертные выплаты (населению, экономическим субъектам), либо бюджетные ассигнования на оказание государственных или муниципальных услуг (что представляет собой перераспределение ресурсов от частного потребления к общественному), в том числе на закупку необходимых для этого товаров, работ и услуг.

Предприятияльные финансы включают финансы органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (ведущая роль среди них принадлежит предприятияльному бюджету и местным бюджетам), финансы субъектов хозяйствования и финансы населения (домохозяйств) предприятия. Иерархию уровней управления предприятияльными финансами составляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Для того чтобы сформулировать суть управления процессными финансовыми потоками предприятия, необходимо их идентифицировать (рис. 1.1)6.


Рис. 1.1. Процессные финансовые потоки предприятия

В своем труде «Принципы корпоративных финансов» Майерс С. и Брейли Р. освещают самые актуальные вопросы, встающие перед специалистом в области финансов в современном мире. Это: бюджетное планирование и управление рисками при анализе проектов инвестиций, выбор источников финансирования и определение кратковременной потребности в финансах.7

Финансовые ресурсы, относящиеся к сфере распределения, являются важным элементом воспроизводства и составляют основу системы управления материальными и денежными потоками предприятия. В свою очередь, денежные потоки предприятия представляют собой движение (притоки и оттоки денежных средств на расчетном, валютном и иных счетах и в кассе предприятия) в процессе его хозяйственной деятельности, в совокупности составляя его денежный оборот. В связи с этим темпы стратегического развития и финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяются тем, насколько притоки и оттоки денежных средств синхронизированы между собой во времени и по объемам и поскольку высокий уровень такой синхронизации способствует ускоренной реализации выбранных целей.8

Мы предлагаем классифицировать процессные финансовые потоки предприятия как «внутренние – внешние» по отношению к региону в целом и «входящие – исходящие» относительно каждого участника финансовых отношений. Внутренние финансовые потоки образуются между предприятияльными органами власти (органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления), населением предприятия и субъектами хозяйственной деятельности, находящимися на территории предприятия. Внешние финансовые потоки поступают из внешней для предприятия среды. Органы власти и управления предприятия на рисунке обозначены как «бюджет», хозяйствующие субъекты обозначены как «организации».

Для бюджета основными внутренними входящими финансовыми потоками являются поступления налогов и сборов от организаций и населения предприятия. Кроме того, в бюджет поступают неналоговые платежи в виде доходов от использования имущества, находящегося в предприятияльной или муниципальной собственности, доходов от оказания платных государственных или муниципальных услуг, штрафов, иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством9.

В свою очередь, бюджет осуществляет государственную поддержку хозяйствующих субъектов посредством предоставления бюджетных инвестиций и субсидий, производит у них закупку товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, формируя тем самым для себя внутренние исходящие финансовые потоки, адресованные субъектам хозяйствования предприятия. В отношении населения основу внутренних исходящих финансовых потоков бюджета составляют бюджетные средства предприятия, направляемые на социальные выплаты. Сюда также можно отнести выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. В бюджетной системе субъекта Федерации между бюджетами предприятий и местными бюджетами возникают финансовые отношения и финансовые потоки, которые являются одновременно исходящими и входящими внутренними для бюджетной системы предприятия. Поэтому данный финансовый поток обозначен на рис. 1 петлей. В первую очередь, хозяйствующие субъекты оплачивают труд наемных работников. После оплаты заработной платы и всех обязательных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, а также налога прибыль, некоторую часть полученной прибыли распределяют между акционерами в виде дивидендов, указанные выплаты являются исходящими внутренними финансовыми потоками для хозяйствующих субъектов и входящими внутренними для населения10.

В процессе приобретения материальных ценностей, реализации продукции, услуг экономические субъекты вступают в финансовые отношения между собой, формируя финансовые потоки внутри группы, которые образуют еще одну петлю, являясь исходящими и входящими внутренними потоками для указанной группы участников финансовых отношений. К исходящему внутреннему потоку населения в сторону организаций могут быть отнесены средства граждан, направленные хозяйствующим субъектам в порядке инвестирования, средства, направляемые в финансово-кредитные организации, которые затем становятся финансовыми ресурсами субъектов хозяйственной деятельности и бюджета.

Охарактеризуем внешние финансовые потоки. Для бюджета основными входящими извне финансовыми потоками являются межбюджетные трансферты из вышестоящего бюджета или бюджета равного уровня.

Понятно, что все указанные выше межбюджетные трансферты с противоположным вектором являются исходящими внешними финансовыми потоками для бюджета. Кроме того, исходящий внешний финансовый поток для бюджета формирует закупка товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд у инопредприятияльных организаций.

Субъекты экономической деятельности предприятия в процессе взаимодействия с другими экономическими субъектами, находящимися вне границ предприятия, образуют свои входящие и исходящие внешние финансовые потоки. Уплата налогов хозяйствующими субъектами в бюджет вышестоящего уровня, выплата заработной платы работникам-жителям других регионов пополняет внешние исходящие финансовые потоки

Население может получать социальные выплаты, поступающие не из предприятияльной бюджетной системы (стандартный пример – государственные пенсии), федеральные служащие и работники федеральных бюджетных учреждений предприятия получают заработную плату из федерального бюджета – это внешние входящие финансовые потоки для населения. При выезде на работу за пределы предприятия население получает заработную плату от сторонних организаций, это также внешний входящий финансовый поток11.

По аналогии с внутренними исходящими финансовыми потоками в адрес организаций население может сформировать такие же внешние исходящие финансовые потоки для инопредприятияльных организаций. Если население самостоятельно, без участия института налоговых агентов уплачивает налоги, которые зачисляются в вышестоящий бюджет, то в результате также образуется внешний исходящий поток финансовых ресурсов.

Цель управления процессными финансовыми потоками заключается в увеличении объема внутренних финансовых потоков, что предполагает как генерацию регионом новых финансовых ресурсов, так и превышение объемов входящих финансовых потоков над исходящими. Это означает, по сути, способность экономики предприятия удержать на своей территории, то есть включить во внутренний оборот финансовых потоков в регионе, самостоятельно созданные финансовые ресурсы и поступившие извне.

Отдельно скажем о регулировании объемов внешних финансовых потоков предприятия. На основе охарактеризованных нами процессных финансовых потоков предприятия можно сделать следующий вывод. Для части внешних финансовых потоков предприятияльные органы власти не могут оказывать влияние на изменение их объемов (на увеличение объемов входящих и уменьшение объемов исходящих). Среди таких финансовых потоков, например, поступление дотаций региону из федерального бюджета или перечисление налогов, собранных на территории предприятия, в федеральный бюджет (разумеется, мы рассматриваем ситуацию, когда выполнение социально-экономических функций предприятияльными органами власти имеет позитивный характер12.

В результате, управление процессными финансовыми потоками предприятия представляет собой воздействие на внутренние финансовые потоки с целью увеличения их объема посредством управления бюджетными финансовыми потоками с разделением при этом компетенций по уровням бюджетной системы предприятия.

1.2. Цели, задачи и методы управления финансовыми потоками