Урок-игра «За семью печатями» по творчеству О. Э. Мандельштама


Действительно, первый урок (вводный или первый урок изучаемой темы) — самый трудный. Как начать новую тему? Что нужно сделать, чтобы не угас и так еле тлеющий интерес к литературе? Как пробудить у детей желание читать? Особенно это актуально при проведении уроков по лирике. Дети (за немногим исключением) не любят стихов и с высоты своего юношеского возраста снисходительно и не очень серьёзно относятся к таким урокам. Я думаю, что начинать первый урок с изучения биографии не обязательно. Это может вызвать у ребят скуку (снова даты, факты биографии, цифры). Так можно потушить последние искорки интереса. А дети есть дети (даже и в 11-м классе). Пусть они поиграют, проведут собственное расследование, сами догадаются, о ком мы будем говорить на последующих уроках. Я попробовала проводить первые уроки по изучению творчества поэтов в форме игры «За семью печатями» (игра идёт по каналу «Культура», нравится она не только мне, но и моим ученикам). Первый блин не вышел комом: я получила удовлетворение от урока, и, что самое главное, он понравился ребятам. Сейчас я время от времени провожу такие уроки в разных классах, и почти всегда они проходят удачно.

Условия игры

Класс делится на три команды. Каждой команде предоставляется послужной формуляр для ответов и тайный формуляр, где участники записывают свои предположения относительно героя игры. На обдумывание каждого вопроса даётся три минуты. За правильный ответ команды получают печать. Команда, набравшая большее количество печатей, получает право назвать имя героя игры.

Учитель. Герой нашей игры — человек необыкновенный, талантливый. Имя его известно всем, но оно скрыто от нас за семью печатями. Чтобы узнать имя героя, нужно провести целое расследование.

Вопрос первой печати

Наш герой родился в Варшаве в семье коммерсанта. Но не этот, а другой город стал для него родным: здесь он вырос, окончил одно из лучших в тогдашней России Тенишевское училище, затем учился на романо-германском отделении филологического факультета университета. В этом городе он начал писать стихи, печататься и в 1913 году выпустил свою первую книгу. Покинув вскоре этот прекрасный город, герой ещё будет возвращаться в него, писать о нём стихи.

Над желтизной правительственных зданий

Кружилась долго мутная метель…

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

До прожилок, до детских припухлых желёз…

Этот город знаком вам по стихам и других поэтов.

Вновь Исакий в облаченье

Из литого серебра.

Стынет в грозном нетерпенье

Конь Великого Петра.

(А. А. Ахматова)

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Сказка, холод и гранит.

(А. С. Пушкин)

Вопрос: “О каком городе идёт речь?” (О Петербурге.)

Вопрос второй печати

В 1911 году худощавый юноша с ландышем в петлице, каким в ту пору был наш герой, знакомится с Анной Ахматовой. Тогда же он сближается с Николаем Гумилёвым. Этот эпизод стал предвестником важного историко-литературного события — образования ядра нового литературного течения. Герой нашей игры увлечённо разрабатывает поэтику этого литературного течения, обосновывает тезис о поэтическом зодчестве, об архитектоничности поэзии: “Мы вводим готику в отношения слов, подобно тому как Себастьян Бах утвердил её в музыке”.

Назовите это литературное течение. (Акмеизм.)

Вопрос третьей печати

Любовь — одна из основных тем лирики нашего героя. Ряд стихов воскрешает нежную дружбу с этой женщиной, пережитую им в 1916 году, когда она “дарила Москву” герою во время прогулок по городу. На протяжении всей жизни герой нашего урока испытывал самые нежные чувства к этой женщине, был её преданным другом. А она посвятила ему стихи.

Из рук моих — нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

По церковке — все сорок сороков

И реющих над ними голубков;

И Спасские — с цветами — ворота,

Где шапка православного снята;

Часовню звёздную — приют от зол —

Где вытертый — от поцелуев — пол;

Пятисоборный несравненный круг

Прими, мой древний, вдохновенный друг.

К Нечаянныя Радости в саду

Я гостя чужеземного сведу.

Червонные возблещут купола,

Бессонные взгремят колокола,

И на тебя с багряных облаков

Уронит Богородица покров,

И встанешь ты, исполнен дивных сил…

— Ты не раскаешься, что ты меня любил.

Вопрос: “Назовите имя этой женщины”. (М. И. Цветаева.)

Вопрос четвёртой печати

Нашему герою было совсем не безразлична цена, которую надо было платить за жизненные блага и даже — за счастье жить. Судьба нещадно трепала и била его, но он не падал духом: ведь рядом всегда были верные друзья. Стихи этой поэтессы, единственной из современных поэтов, он ставил вровень со своими. Это она навестила его в ссылке в Воронеже, это она называла его стихи “божественной гармонией”.

О ком идёт речь? (Об Анне Ахматовой.)

Вопрос пятой печати

Анна Ахматова полагала, что у нашего героя нет учителя. Между тем одного из учителей можно назвать без колебаний. Оба поэта родственно интерпретировали такие образы, как сон, хаос, “хор среди пустоты”, схоже передавали лирическое “я”, поглощённое космосом и ревущим морем. (Учитель показывает портрет. Назовите имя учителя нашего героя. (Ф. И. Тютчев.)

Вопрос шестой печати

Перед командами на столе разложены предметы: альбом, гусиное перо, глиняный кувшин, камень, шкатулка, ваза.

Выберите один из этих предметов и ответьте на вопрос: “Как называется первый поэтический сборник героя нашей игры?” (Камень.)

Вопрос седьмой печати

В одном из своих стихотворений наш герой рисует такой портрет этого государственного деятеля:

Его толстые пальцы как черви жирны,

А слова как пудовые гири верны.

Тараканьи смеются усища

И сияют его голенища.

О ком идёт речь в стихотворении? (Об И. В. Сталине.)

Учитель. А теперь настал важный момент в игре: назовите количество ваших печатей. Команда-победитель получает право открыть имя нашего героя. (Осип Эмильевич Мандельштам.)