Изучение сестринского процесса в отделении общего профиля
Содержание
Введение
1. Изучение нормативной базы обеспечивающей деятельность медицинской сестры в системе практического здравоохранения……………………………………………………………….4стр
1.1 Характеристика деятельности медицинской сестры в палатном отделении общего профиля системы здравоохранения……………………………………………………………...10стр
1.2. Нормативная база обеспечения сестринской помощи в отделении общего профиля …………………
2. Изучение сестринского процесса в отделении общего профиля
2.1 Организации и методики исследования…………………………………………………………………18стр
2.2 Описание результатов исследований…...12стр
Заключение………………………………………………………………...…43стр
Литература ………………………………………………………………...…44стр
Приложения…………………………………………………………………..45стр
ВВЕДЕНИЕ
Профессия медсестры предполагает наличие определенных личных качеств таких, как соучастие, доброжелательность, сочувствие, умение успокоить и приободрить пациента, внушить в него веру в лучшее даже в самых тяжелых случаях. Кроме того, медсестра должна обладать устойчивой психикой и умением не принимать все близко к сердцу.
Из рисков и сложностей данной профессии можно определить такие, как большая ответственность за здоровье и жизнь вверенного пациента, серьезные последствия в случае невнимательности или не профессиональности действий. Медсестра всегда должна быть собранной и аккуратной, оставляя все проблемы и тревоги дома, так как даже самая минимальная ошибка (перепутывание назначений или диагноза, неправильный прием анализов, введение не того лекарства) может стоить пациенту здоровья или жизни.
- Медицинская сестра должна уметь анализировать сложившуюся ситуацию и применять решения в пределах своих полномочий и компетентности.
- Медицинская сестра должна уметь выполнять лечебно диагностические , лечебно- просветительные и другие мероприятия.
- Медицинская сестра должна уметь владеть техникой основных медицинских манипуляций.
- Медицинская сестра должна уметь оказать медицинскую доврачебную помощь при неотложных состояниях.
Задачей медицинской сестры палатного отделения общего профиля является выполнение врачебных назначений и осуществление сестринского процесса.
Цель: Изучение организации сестринского процесса в отделении общего профиля.
Задачи: 1 Изучить нормативную базу обеспечения первой помощи в системе практического здравоохранения.
2 Проанализировать работу медицинской сестры отделения общего профиля в системе практического здравоохранения.
Предмет исследования: Терапевтическое отделение общего профиля ГКБ № 53.
Объект исследования: Терапевтическое отделение ГКБ № 53
- Изучение нормативной базы обеспечивающей деятельность медицинской сестры в системе практического здравоохранения.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- На должность медицинской сестры общего профиля назначается лицо, имеющее законченное среднее медицинское образование .
2 Медицинская сестра назначается, увольняется, главным врачом больницы, по
согласованию с заведующим отделения, главной медицинской сестрой.
3 Медицинская сестра находится в непосредственном подчинении заведующего
отделением, лечащего врача, старшей медицинской сестры отделения.
4 В своей работе медицинская сестра руководствуется инструкциями и
правилами, установленными для организации процедурного кабинета МЗ РФ, а также
приказами, распоряжениями и указаниями главного врача, заместителя главного врача по
работе с сестринским персоналом, главной медицинской сестрой, заведующего отделением,
старшей медицинской сестры отделения и настоящей должностной инструкцией.
ОБЯЗАННОСТИ
1 Подготавливает процедурный кабинет к работе.
- Своевременно и точно выполняет назначения лечащего врача, разрешенные к выполнению средним медицинским персоналом; в случае не выполнения назначений независимо от причины, НЕМЕДЛЕННО сообщить лечащему врачу.
- Помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач: определение группы и резус фактор; переливание крови; венесекция для кровопускания или вливания при спавшихся венах; введение лекарственных веществ в/в или парентеральным способом при общем тяжёлом состоянии больного или лекарств в/в действия, которых известны медицинской сестре, либо она впервые им пользуется.
- Наблюдает за состоянием пациента после введения лекарственного средства, о выявленных изменениях сообщить лечащему врачу.
- НЕМЕДЛЕННО сообщает лечащему врачу, заведующему отделением или дежурному врачу о внезапном ухудшении состояния пациента.
- В случаях возникновения осложнений связанных с производством медицинских манипуляций, ставит в известность врача и регистрирует осложнения в соответствующем журнале.
- Производит взятие крови из вены для исследований и отправляет ее в лабораторию.
- Обеспечивает строгий учет и хранение лекарств группы А и В в специальных шкафах.
- Обеспечивает процедурный кабинет в зависимости от профиля отделения набором инструментов, перевязочного материала, сывороток для определения группы крови, шприцов для инъекций и вливаний, а также необходимых лекарственных веществ, сывороток, консервированной крови и кровезаменителей.
- Своевременно оформляет и падает старшей медицинской сестре заявки на необходимые медикаменты, инструментарий, оборудование и перевязочный материал, получает необходимое в установленном порядке.
- Обеспечивает строгое соблюдение правил асептики и антисептики в процедурном кабинете, перевязочном кабинете и при проведении процедур.
- Ведет регулярно по установленной в больнице форме учётно-отчетную документацию.
- Соблюдает принципы деонтологии, следит за внешним видом.
- Соблюдает санитарно-эпидемический режим в отделении, технику безопасности, пожарную безопасность, контролирует санитарно-гигиеническое содержание отделения.
- Обеспечивает обследование и лечение пациентов в соответствии с клинико- диагностическими группами и лекарственными формулярами.
- .Вовремя проводит замену пришедшего в негодность медицинского оборудования.
- Систематически повышать свой профессиональный уровень: участвовать и посещать больничные конференции для среднего медицинского персонала, организуемых в больнице
Права
1 В отсутствии врача оказывать экстренную доврачебную медицинскую помощь пациентам в
отделении.
2 Получать необходимую информацию для чёткого выполнения своих профессиональных
обязанностей.
3 Требовать от старшей медицинской сестры своевременного обеспечения необходимым для
работы медикаментами, инструментарием, бланками.
4 Требовать от сестры-хозяйки своевременного обеспечения необходимым инвентарем для палатного ухода за пациентами,
процедурного кабинета, дезинфицирующими, моющими и чистящими средствами.
5. Требовать от санитарки процедурной выполнения своих функциональных обязанностей.
6. Требовать от персонала отделения соблюдения правил асептики и антисептики при работе в отделении.
7. Вносить предложения старшей медицинской сестре по совершенствованию работы медицинской сестры и организации дела .
8. Повышать свою квалификацию в установленном порядке, прохождение аттестации,
переаттестации с целью присвоения квалификационных категорий.
9. Принимать участия в общественной жизни отделения и больницы.
10. Участвовать в работе профессиональных медицинских ассоциаций.
11. Участвовать на ряду с другими сотрудниками в оказании платных медицинских услуг
проводимых в больнице.
Лечебно-охранительный режим в ЛПУ предусматривает:
создание благоприятных условий для пациентов
во время проведения консультаций,
выполнения диагностических и лечебных медицинских услуг;
соблюдение правил внутреннего распорядка ЛПУ.
Морально этические взаимоотношения
медицинской сестры в коллективе и с пациентами
1. Основу отношений с коллегами должны составлять, прежде всего, доброжелательность и
готовность к взаимовыручке и взаимопомощи. Не следует критиковать своих коллег в
присутствии пациентов, медицинская сестра не должна быть высокомерной. Замечания младшим коллегам необходимо делать ровным, спокойным тоном, не в присутствии
пациентов и посетителей.
2. Внешний вид медицинской сестры должен являться образцом опрятности и аккуратности.
Белоснежный выглаженный халат, на лацкане находится бэйдж с указанием отделения,
фамилии, отчества, должности. Ногти коротко острижены. Обувь из влагостойкого материала, легко поддающегося обработке, не производящая шума при ходьбе.
3. Пациент должен подчиняться установленному режиму, непосредственным выразителем которого является медицинская сестра. Необходимо воспитывать привычку говорить не
громким голосом, не переговариваться на отдаленном расстоянии, особую тишину соблюдать
ночью, в тихий час, во время врачебных обходов.
4. Медицинская сестра должна всегда сохранять ровность тона, выдержку. Пациента нужно ободрять, стараться создать у него хорошее настроение, в то же время не допускать фамильярности, неуместных шуток. Слово часто лечит не меньше, чем лекарство.
5. Во время выполнения инъекций и процедур необходимо вежливо, тактично общаться с пациентом, отвлекая его от манипуляции, постоянно интересоваться его состоянием.
Требования,
предъявляемые к медицинской сестре
по выполнению врачебных назначений.
- При поступлении пациента в отделение медицинская сестра проводит выборку
и запись пациента на обследование и лечение согласно листу врачебных назначений,
заверенному подписью врача.
- Лечение и обследование пациентов должно проводиться с момента поступления в отделение.
- Медицинская сестра должна неукоснительно выполнять указание врача, точно соблюдать
технологию, последовательность и время выполнения манипуляции и процедур, дозировку и
иметь представление о длительности действия лекарственных средств.
- Отметка о выполнении назначения осуществляется первой буквой своей фамилии в листе врачебных назначении или росписью.
- В случае отсутствия необходимого лекарственного препарата или отказа пациента от лечения процедурная медицинская сестра обязана доложить лечащему или дежурному врачу,
старшей медицинской сестре отделения.
- Категорически запрещается медицинским сестрам самостоятельно отменять или заменять
отсутствующие лекарственные препараты.
- После выписки пациента лист врачебных назначений подклеивается в историю болезни
пациента.
Применение лекарственных средств занимает одно из важнейших мест среди методов
лечения. Медицинская сестра должна знать, какие сочетания лекарственных веществ недопустимы
к применению. Для того чтобы лекарственная терапия была успешной, каждый пациент должен
быть информирован о тех лекарственных средствах, которые он получает.
При хранении лекарственных средств соблюдаются правила размещения их по группам:
Список «А» (ядовитые и наркотические), Список «Б» (сильнодействующие) хранятся в
сейфе под замком. Ключи от сейфа находятся у дежурной медицинской сестры ответственной за
хранение и выдачу лекарственных средств.
Другие лекарственные средства хранятся в отделении в запирающихся шкафах, где имеются
отдельные полки.
Из аптеки лекарственные средства поступают в готовом для употребления виде, с точным и
ясным обозначением на сигнатуре или этикетке «Внутреннее», «Наружное». Запас на
медицинском посту не должен превышать суточной потребности.
Выписка лекарств производится процедурной медицинской сестрой в соответствии с
потребностями отделения на сутки. Ответственность за расход лекарств, а также порядок на
местах хранения, соблюдение правил выдачи и назначения лекарств несет заведующий
отделением. Медикаменты должны храниться в запирающихся шкафах, где имеется отдельные
полки: «Внутренние», «Глазные капли», «Инъекционные растворы» и т. д. Из аптеки лекарства
поступают в готовом к употреблению виде, с точным и ясным обозначением на сигнатуре или
этикетке: «Внутреннее», «Наружное» и т. д. При отсутствии на упаковках лекарств перечисленных
обозначений хранение и применение лекарств в отделение не разрешается. Расфасовка, рассыпка,
развеска, переливание и перекладывание в тару отделения, а также замена этикеток категорически
запрещается. Сильнодействующие лекарственные средства должны храниться в отдельном шкафу
под замком. Лекарственные средства для парентерального применения, внутреннего употребления
и для наружного применения должны храниться раздельно на отдельных полках.
Приказ МЗ СССР от 03.07.68 г. № 523
Приказ МЗ СССР от 02.06.78 г. № 747
- Характеристика деятельности медицинской сестры в палатном отделении общего профиля системы здравоохранения
Терапевтическое отделение является лечебно-профилактическим отделением, обеспечивающим госпитализацию, лечебно-профилактическую и консультативно диагностическую помощь взрослому населению.
В отделение в большей степени поступают больные с заболеваниями органов кровообращения, ССС, органов дыхания, эндокринной системы, с заболеваниями крови и костно-мышечной системы.
Работа медицинской сестры состоит из лечебных мероприятий, интенсивного наблюдения и ухода за больными. Медицинская сестра ответственна в пределах своей компетентности, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Российской Федерации.
Процедурная медицинская сестра:
Наблюдает за общим состоянием больного, состоянием кожных покровов, за объективными данными (термометрия, измерение АД, суточного диуреза, подсчёт ЧД и пульса).
Своевременно и качественно выполняет лечебно-диагностические манипуляции и процедуры, назначенные врачом.
Проводит качественную и своевременную подготовку больных к исследованиям.
Отправляет на исследование клинические анализы.
Обеспечивает учёт и выдачу лекарственных препаратов, контролирует правильность приёма лекарств пациентами.
Оформляет учётно-отчётную медицинскую документацию.
Осуществляет уход за больными.
Соблюдает санитарно-эпидемиологический режим на рабочем месте.
Обеспечивает инфекционную безопасность.
Сопровождает больных на лечебные и диагностические процедуры.
Ведет санитарно-просветительную работу среди больных.
За время работы овладевает манипуляциями и практическими навыками:
Техникой выполнение инъекций внутримышечных, внутривенных, подкожных, внутрикожных и внутривенно-капельных инфузий.
Техникой определения АД, пульса, ЧДД, температуры, группы крови, и содержание глюкозы в крови.
Методами оказания доврачебной помощи при отравлениях, неотложных состояниях
Подготовкой больных к диагностическим исследованиям.
Техникой накрытия стерильного столика.
Техникой укладки биксов, укладок с инструментарием и перевязочным материалом.
Техникой приготовления дезинфицирующих растворов, дезинфекцией медицинских инструментов и оборудования.
Лечебно-профилактическим и гигиеническим уходом за больными, дезинфекцией предметов ухода.
В случае необходимости может оказать медицинскую помощь при:
Гипертоническом кризе;
Приступе бронхиальной астмы;
Инфаркте миокарда;
Отёке лёгкого;
Анафилактическом шоке;
Диабетической коме.
Состав больных в терапевтическом отделении.
№ п\п |
Заболевание |
Количество больных в 2012 году |
Проведено койко-дней в 2012 году |
1 |
Болезни органов кровообращения, ССС. |
563 |
6960 |
2 |
Болезни ЦНС |
92 |
902 |
3 |
Болезни органов дыхания |
191 |
2360 |
4 |
Болезни ЖКТ |
83 |
741 |
5 |
Болезни мочеполовой системы |
82 |
662 |
6 |
Болезни кожи |
2 |
14 |
7 |
Болезни эндокринной системы |
134 |
1584 |
8 |
Болезни костно-мышечной системы |
110 |
1273 |
9 |
Травмы, отравления |
46 |
368 |
10 |
Заболевания крови |
116 |
1515 |
11 |
Новообразование |
48 |
375 |
Роль медицинской сестры в терапевтическом отделении сопряжена большим психологическими и физическими нагрузками. Поэтому медицинская сестра работающая в терапевтическом отделении должна быть своего рода психологом, учителем, наставником и т.д.
Роль медицинской сестры в терапевтическом отделении неизмеримо возрастает, т.к. в большинстве случаев больной не может сказать, что его беспокоит, а контроль за ним должен обеспечивать жизнедеятельность всех органов и систем. Все это требует от медицинской сестры при уходе определенного внимания, понимания своих задач, ответственного выполнения назначений врача.
Своевременное информирование о малейших изменениях, о состоянии больного или показателях поступивших анализов, данных аппаратов слежения, объем выделяемых и вводимых жидкостей и регистрация их в лист наблюдения является первейшей задачей медицинской сестры. Таким образом роль медицинской сестры в общем лечебном процессе чрезвычайно актуальна и значим
1.2. Нормативная база обеспечения сестринской помощи в отделении общего профиля.
Больные терапевтического профиля подлежат госпитализации в терапевтическое отделение стационара. Лечебные отделения могут быть двух видов общетерапевтическими и, как правило в многопрофильных крупных стационарах, специализированными: пульмонологическими, кардиологическими, гастроэнтерологическими, нефрологическими, гематологическими и др. Работа терапевтического отделения обеспечивается следующим медицинским составом:
• Заведующий отделением.
• Палатные врачи.
• Старшая медицинская сестра.
• Медицинские сестры отделения (палатные медицинские сестры).
• Сестра-хозяйка.
• Процедурная медицинская сестра.
• Младшие медицинские сестры.
• Санитарки-буфетчицы.
• Санитарки-уборщицы.
Устройство и оборудование терапевтического отделения:
При обследовании больных используются возможности всех диагностических служб больницы: методы лабораторной диагностики (клинические, биохимические, бактериологические исследования), рентгенологические исследования, эндоскопические методики (ФГС, колоноскопия), методы функциональной диагностики ЭКГ, стресс-тесты (ВЭМ), суточное мониторирование ЭКГ, оценка функции внешнего дыхания, методы ультразвуковой диагностики УЗИ органов брюшной полости, почек, щитовидной железы, суставов, допплерэхокардиография.
От профиля и категории больницы зависит количество коек терапевтического отделения (25, 60, 80 и т.д.). Устройство терапевтического отделения предусматривает следующие лечебные и служебные помещения.
• Кабинет заведующего отделением.
• Ординаторская (кабинет врачей).
• Кабинет старшей медицинской сестры.
• Палаты для больных.
• Процедурные кабинеты.
• Манипуляционные кабинеты (клизменная).
• Ванная комната.
• Туалетные комнаты.
• Буфетная для раздачи пищи и столовая для больных.
• Кабинет сестры-хозяйки.
• Холлы (для дневного пребывания больных и родственников).
• Бельевая для хранения чистого нательного и постельного белья.
• Помещение для мытья и стерилизации суден.
• Помещение для хранения предметов уборки.
• Место для хранения оборудования для транспортировки больных. Устройство палат в лечебном отделении также предусматривает обязательный перечень
оснащения.
• Функциональные кровати.
• Прикроватные тумбочки.
• Общий стол и стулья для больных.
• Холодильник для хранения продуктов.
• Переносные ширмы.
• Индивидуальные электрические лампы.
• Индивидуальная сигнализация для экстренного вызова медицинского персонала.
Процедурный кабинет
оснащен следующими предметами медицинского назначения
№ Наименование Количество
1 Столик манипуляционный для стерильного материала 1 шт.
2 Стеллаж для контейнеров с дезинфектантами 1 шт.
3 Рабочий стол 1 шт.
4 Контейнеры для дезинфекции мед. инструментария 10 шт.
5 Кварцевая лампа 1 шт.
6 Кушетка 1 шт.
7 Сейф для хранения наркотических средств и психотропных веществ, а также лекарственных препаратов списка «А» 1 шт.
8 Шкаф для хранения лекарств. средств списка «Б» 1 шт.
9 Биксы для стерильного материала 8 шт.
10 Стерилизатор для стерильного инструментария 2 шт.
11 Лотки для в/м и п/к инъекций 4 шт.
12 Стул 1 шт.
13 Тумбочка для хранения медицинских изделий 1 шт.
Лечебно-охранительный и санитарно-гигиенический режимы
Медицинская сестра должна обеспечить контроль и выполнение в стационаре лечебно-охранительного и санитарно-гигиенического режимов:
Создание и обеспечение лечебно-охранительного режима входит в обязанности всего медицинского персонала. Он включает в себя следующие элементы.
Строгое соблюдение правил внутреннего распорядка дня.
• Обеспечение режима рациональной физической (двигательной) активности. Психологический покой больного обеспечивают путём соблюдения следующих правил.
• Создание тишины в отделении: следует разговаривать негромко, не заниматься уборкой помещений во время дневного и ночного отдыха больных, не разрешать больным громко включать радио и телевизор.
• Создание спокойного интерьера: пастельные тона окраски стен, мягкая мебель в холлах, цветы.
• Соблюдение основных принципов медицинской этики.
Необходимо требовать от больных соблюдения распорядка дня в отделении и не нарушать его самим: нельзя будить больного раньше установленного времени, необходимо вовремя выключать телевизор в холле и следить, чтобы после 10 ч вечера были выключены радиоприёмники и телевизоры в палатах.
Режим дня создаёт благоприятные условия для выздоровления больных, так как при его выполнении соблюдается режим питания больных, чётко выполняются лечебные назначения и санитарно-гигиенические мероприятия.
Важным элементом лечебно-охранительного режима выступает рациональное ограничение физической (двигательной) активности больных. В первую очередь это относится к тяжелобольным, страдающим, например, такими заболеваниями, как гипертоническая болезнь в период обострения (гипертонический криз), инфаркт миокарда, тяжёлая сердечная недостаточность. В подобных случаях неадекватное повышение двигательной активности может привести к нежелательному увеличению функциональной нагрузки на тот или иной орган (сердце, головной мозг, печень)
Обязанности палатной медицинской сестры отделения
Рабочее место медицинской сестры отделения (т.е. палатной медицинской сестры) сестринский пост рассчитано на каждые 25-30 коек; оно должно быть оборудовано соответственно обязанностям медицинской сестры.
• Стол, настольная лампа, телефон.
• Средства, обеспечивающие связь с тяжелобольными (световое табло, звонок, местная телефонная связь, список служебных телефонов).
Шкафы (в том числе холодильник) для хранения лекарств.
• Шкаф для хранения медицинской документации.
• Место для хранения инструментов и перевязочного материала.
• Место для хранения предметов для ухода за больными (термометры, грелки, посуда для сбора анализов и пр.).
• Место для хранения предметов, с помощью которых медицинская сестра осуществляет антропометрию.
• Передвижной столик для раздачи лекарственных средств. Пост палатной медицинской сестры обычно располагается в коридоре отделения. Палатная медицинская сестра непосредственно работает на посту, выполняет врачебные назначения и проводит сестринский уход за больными.
Сестринский процесс палатной медицинской сестры.
• Общая оценка состояния больного (общее состояние, положение больного в постели, состояние сознания больного, антропометрия) и контроль за состоянием больных (термометрия, следование пульса и подсчёт ЧДД, измерение суточного диуреза с обязательной фиксацией полученных данных в соответствующей медицинской документации).
• Контроль за общим гигиеническим состоянием больного, в то числе осмотр на наличие педикулёза, наблюдение за личной гиеной больного и чистотой в палатах, кварцевание палат.
• Организация (в том числе осуществление) ухода за больным оказание при необходимости первой доврачебной помощи.
• Ведение медицинской документации, направление пациентов клинико-диагностические исследования по назначению врача.
• Осуществление сбора биологического материала для анализов контроль за своевременным получением результатов лабораторных исследований.
• Транспортировка, сопровождение больных на лечебные и диагностические процедуры и в палаты.
• Контроль за выполнением больными режима питания и прав внутреннего распорядка.
• Контроль за работой младшего медицинского звена.
• Осуществление ежедневного контроля за обеспечением медицинского поста необходимыми лекарственными средствами предметами по уход
2. Изучение сестринского процесса в отделении общего профиля
2.2Методы исследования:
В исследовании применялись следующие методы исследования
- Анализ и обработка отчетной документации. Проводилось с целью изучения деятельности и устройства терапевтического отделения, изучения качественных показателей деятельности отделения.
- Наблюдения проводились мною с целью исследования организации деятельности медицинских сестер в терапевтическом отделении, выявления особенностей в деятельности медицинских сестер по уходу за пациентами с заболеваниями органов дыхания.
- Наблюдение нами проводилось с целью изучения деятельности медицинских сестер , поведения пациентов с заболеваниями органов дыхания .
Организация исследования
Целью моей дипломной работы является разработка рекомендаций направленных на совершенствование деятельности среднего медицинского персонала терапевтического отделения ГКБ № 53 города Москвы.
Для решения поставленной цели мною были решены следующие задачи:
- Разработать программу исследования, представить характеристику базы исследования.
- Проанализировать работу 5-го терапевтического отделения ГКБ № 53.
- Изучить роль среднего медицинского персонала в организации медицинской помощи больным терапевтического отделения.
2.2Описание результатов исследований
Общая оценка состояния больного
Для общей оценки состояния больного медицинская сестра должна определить следующие показатели.
• Общее состояние больного.
• Положение больного в постели.
• Состояние сознания больного.
• Антропометрические данные.
Показатели |
Степень тяжести состояния больного |
|||
|
удовлетворительное |
средней тяжести |
тяжёлое |
крайне тяжёлое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сознание |
Ясное |
Ясное, иногда оглушённое |
Ясное, иногда оглушённое, больной стонет, просит о помощи; в ряде случаев угнетение сознания (ступор, сопор), возможен бред |
Как правило, резко угнетено (до комы), редко ясное |
Положение |
Активное |
Вынужденное или активное в постели; сохранена спо-собность к самообслужива-нию |
Пассивное или вынужден-ное; неспособность к само-обслуживанию; больной ну-ждается в постоянном уходе; возможно психомоторное возбуждение |
Пассивное; в ряде слу-чаев двигательное возбуждение, общие судороги |
Температура тела |
Нормальная или субфебрильная |
Возможна высокая лихорад-ка |
Возможны гиперпиретиче-ская лихорадка либо, наобо-рот, гипотермия |
Различная |
Показатели |
Степень тяжести состояния больного |
|||
|
удовлетворительное |
средней тяжести |
тяжёлое |
крайне тяжёлое |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Состояние кожи и подкожной клетчатки |
В пределах нормы |
Отмечаются распространён-ные отёки подкожной клет-чатки; возможны выражен-ная бледность кожных по-кровов или умеренный циа-ноз |
Возможна анасарка; отмеча-ются «меловая» бледность кожных покровов или выра-женный цианоз уже в покое |
Лицо мертвенно блед-ное, с заострёнными чертами, покрыто кап-лями холодного пота («лицо Гиппократа») |
Состояние ССС |
В пределах нормы (ЧСС 60-90 в ми-нуту, АД 110-140/60-90 мм рт. ст.) |
Тахикардия (ЧСС более 90 в минуту) или брадикардия (менее 60 в минуту), могут наблюдаться нарушения ритма сердца, повышение (более 140/90 мм рт. ст.) или снижение (менее 110/60 мм рт. ст.) АД |
Нитевидный пульс, значи-тельное повышение или по-нижение АД |
Пульс определяется только на сонных ар-териях; АД может не определяться |
ЧДД |
16-20 в минуту |
Более 20 в минуту |
Выраженное тахипноэ (до 40 в минуту и более) |
Достигает 60 в минуту |
Другие сим-птомы |
Симптомы основ-ного заболевания |
Возможны рвота, выражен-ная диарея, признаки желу-дочно-кишечного кровотече-ния; существует вероятность быстрого прогрессирования заболевания и развития опасных для жизни ослож-нений |
Возможны неукротимая рво-та, профузная диарея, при-знаки разлитого перитонита, массивного желудочно-кишечного кровотечения (рвота «кофейной гущей», чёрный жидкий стул меле-на) |
При тотальном отёке лёгких клокочущее дыхание, изо рта вы-деляется пенистая мок-рота розового цвета; может определяться нарушение дыхания («большое дыхание» Куссмауля, периоди-ческое дыхание Чейна-Стокса и др.) |
Функции жиз-ненно важных органов |
Относительно ком-пенсированы |
Декомпенсированы, однако это не представляет непо-средственной опасности для жизни больного |
Декомпенсация представляет опасность для жизни больно-го или может привести к глубокой инвалидности |
Резкое нарушение ос-новных жизненно важ-ных функций орга-низма |
Характер забо-левания |
Как правило, лёгкие формы течения бо-лезни, период вы-здоровления после острых забо-леваний, стихание обострений хрони-ческих процессов |
Заболевания с выраженными субъективными и объектив-ными проявлениями |
Осложнения течения заболе-вания с ярко выраженными и быстро прогрессирующими клиническими проявлениями
|
Резкое обострение за-болевания, опасные для жизни острые ос-ложнения заболевания |
Медицинская тактика |
Общие показания для госпитализации |
Больные нуждаются, как правило, в оказании неот-ложной врачебной помощи и госпитализации |
Необходима срочная госпи-тализация; как правило, ле-чение проводят в условиях палаты интенсивной терапии |
Лечение только в ус-ловиях реанимацион-ного отделения |
Оценку общего состояния (степени тяжести состояния) осуществляют после комплексной оценки больного (с применением как объективных, так и субъективных методов исследования). Общее состояние может быть определено следующими градациями.
• Удовлетворительное.
• Средней тяжести.
• Тяжёлое.
• Крайне тяжёлое (предагональное).
• Терминальное (агональное).
• Состояние клинической смерти.
Круг обязанностей палатной медицинской сестры широк и зависит в том числе от категории и профиля того стационара, где она работает. Медицинская сестра несёт непосредственную ответственность за выполнение врачебных назначений, соблюдение лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов, правильное оформление и ведение медицинской документации, соблюдение больными и их посетителями правил внутреннего распорядка больницы. В соответствии с этим работа сестринского поста должна быть чётко организована в жёстких вре-менных рамках
Медицинская документация
Правильное ведение соответствующей медицинской документации вменяется в обязанности медицинской сестры и обеспечивает адекватное осуществление лечения больных, контроль за динамикой лечебно-диагностического процесса (в том числе за состоянием пациента) и использованием материально-технических средств, учёт выполняемой медицинским персоналом работы.
Основные виды сестринской медицинской документации.
• Журнал движения больных: регистрация поступления и выписки больных.
• Процедурный лист: лист врачебных назначений.
• Температурный лист: в нём отмечают основные данные, характеризующие состояние больного температуру тела, пульс, АД, ЧДД, диурез, массу тела (по мере необходимости), фи-зиологические отправления.
• Журнал назначений: в нём фиксируют назначения врача лабораторные и инструмен-тальные исследования, консультации «узких» специалистов и пр.
• Журнал учёта наркотических, сильнодействующих и ядовитых средств.
• Журнал передачи ключей от сейфа.
• Требование на питание больных (порционник) должен содержать сведения о количестве больных на назначенные диеты, фамилии пациентов, при необходимости дополнительно вы-даваемые продукты или, наоборот, характер разгрузочных диет.
• Журнал приёма и сдачи дежурств: в нём регистрируют общее число больных, их «движение» за сутки, отмечают лихорадящих и тяжелобольных, срочные назначения, нарушения режима в отделении и пр.
Внутрибольничная инфекция
Санитарно-эпидемиологический режим терапевтического отделения
Строгое выполнение всех требований по поддержанию санитарно-эпидемиологического режима в терапевтическом отделении выступает обязательным условием профилактики внутрибольничной инфекции, предупреждения размножения патогенных микроорганизмов и распро-странения насекомых (тараканов, постельных клопов, мух) и грызунов.
Внутрибольничная (нозокомиальная (греч. nosokomeion больница), госпитальная) инфекция заболевание инфекционной природы, развившееся у пациента во время его пребывания в стационаре (лечебно-профилактическом учреждении) через 48 ч после поступления или вскоре после выписки (также в течение 48 ч), а также у медицинского работника, занимающегося в боль-нице лечением и уходом за больным.
Контингент лиц, у которых возможно развитие нозокомиальной инфекции:
1) стационарные больные (инфицирование в больнице);
2) больные, обратившиеся в лечебно-профилактические учреждения: дневной стационар, диспансер, консультативный центр, поликлинику, а также вызывавшие скорую помощь и пр.;
3) медицинский персонал: инфицирование при оказании помощи больным в стационаре и других лечебно-профилактических учреждениях.
В условиях стационара могут развиваться следующие инфекционные заболевания.
• Гнойно-септические инфекции: пиодермиты.
• Детские инфекции: корь, скарлатина, краснуха, дифтерия, эпидемический паротит и др.
• Вирусные инфекции: грипп, вирусные гепатиты В, С, В, ВИЧ и ДР.
• Кишечные инфекции: сальмонеллёз, амебиаз, шигеллёзы и др.
• Особо опасные инфекции: сибирская язва, чума, брюшной тиф и др. Основными возбудителями внутрибольничной инфекции выступают следующие патогены.
• Облигатная (лат. obligatus обязательный) патогенная микрофлора: микроорганизмы, вызывающие детские инфекции корь, дифтерию, скарлатину, краснуху, эпидемический паротит и др., кишечные инфекции сальмонеллёз и др., гепатиты В, С и пр.;
• Условно-патогенная микрофлора: золотистый стафилококк, стрептококки, синегнойная палочка, кишечная палочка и пр.
• Цитомегаловирусы, простейшие.
Источниками внутрибольничной инфекции являются медицинский персонал и сами пациенты, причём источником микроорганизмов могут быть руки, кишечник, мочеполовая система, носоглотка, волосы и кожные покровы, полость рта и пр. Дополнительно микроорганизмы могут поступать из окружающей среды: с инструментарием особенно опасны в этом отношении изделия из резины, например катетеры, дренажные трубки; через оборудование, например ингаляторы, ионизаторы, а также лекарственные средства, продукты питания, пыль, воду и пр.
Инфекция передаётся при реализации воздушно-капельного (аэрозольного), контактно-бытового и артифициального механизмов передачи. Основные группы риска развития внутри-больничной инфекции: 1) больные, которым показано большое количество лечебно-диагностических процедур; 2) пациенты с хроническими заболеваниями; 3) больные пожилого возраста; 4) больные с ослабленным иммунитетом.
Основные правила профилактики внутрибольничной инфекции
• Своевременное и правильное использование (в том числе хранение) защитной одежды.
• Адекватная обработка рук медицинского персонала.
• Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в приёмном отделении: правильная санитарно-гигиеническая обработка, осмотр на наличие педикулёза, термометрия и пр.
• Санитарно-гигиеническая обработка и контроль за личной гигиеной пациентов (в том
числе сменой белья) в отделениях.
• Дезинфекция предметов медицинского назначения.
• Соблюдение санитарного режима питания: своевременная санитарно-гигиеническая обработка и оснащение буфетных и раздаточных помещений, в том числе соблюдение правил удаления пищевых отходов и сроков реализации предметов питания. Активное выявление пациентов с подозрением на инфекционное заболевание и соблюдение сроков наблюдения за контактными больными.
Защитная одежда медицинского персонала. Маска: может быть изготовлена из четырёх слоев марлевой ткани либо из специального нетканого материала тем не менее, эффективность защиты от воздушно-капельной инфекции с помощью обычной маски составляет около 10%. В современных многослойных масках одним из слоев является полипропиленовый фильтр, обеспечивающий фильтрацию на 99%. Защитные очки и щитки: защита от попадания на лицо медработ-ника биологического материала больных крови, слюны и пр. Перчатки: защита от контакта с биологическим материалом кровью, слюной, мочой, калом и пр.
- В нашей стране широко используются опудренные латексные перчатки. Однако необходимо указать, что при их использовании существует опасность аллергии как на протеины, содержащиеся в натуральном латексе, так и на различные химические добавки вулканизаторы, катали-заторы, антиоксиданты. Пудра, традиционно применяемая для облегчения надевания перчаток, из-за своей абразивности может вызвать контактный (неаллергический) дерматит, а также усилить реакции на протеины латекса (она может перемещать по воздуху латексные аллергены). В настоящее время всё шире начинают использовать неопудренные перчатки, поверхность которых обрабатывается силиконом, что облегчает их надевание и создаёт дополнительную защиту от крови пациентов.
- Альтернативой перчаток из латекса являются синтетические перчатки, создаваемые из полимерных материалов: неопрена, полиуретана, винила и нитрила. Эти перчатки, не уступая на-туральному латексу по физическим параметрам (упругость, эластичность, прочность), не содержат протеинов и химических катализаторов, т.е. являются гипоаллергенными. Они легко надеваются благодаря внутреннему уретановому иономерному покрытию, обеспечивают комфорт и удобство, так как снижают усталость и потливость рук, имеют лучшую по сравнению с латексными перчат-ками устойчивость к натяжению, проколам и влиянию спирта.
Халат, фартук (в том числе и из материала СМС): профилактика передачи инфекции при уходе за больным.
Дезинфекция
Дезинфекция (лат. de приставка, означающая прекращение, устранение, inficio зара-жать; син. обеззараживание) комплекс мер по уничтожению вегетирующих форм патогенных и условно-патогенных микроорганизмов. Существует два основных направления дезинфекции:
• профилактическая дезинфекция предупреждение внутрибольничных инфекций;
• очаговая дезинфекция обеззараживание в выявленном очаге инфекции. Дезинфекцию можно осуществлять четырьмя методами: механическим, физическим, химическим и комбинированным.
Применение в лечебных учреждениях дезинфицирующих средств регламентируется Государственной системой санитарно-эпидемического нормирования.
Методы дезинфекции медицинских инструментов
К основным методам дезинфекции медицинских инструментов относят их кипячение и погружение в дезинфицирующие растворы.
-Метод кипячения. Кипячение рекомендуют для медицинских изделий из стекла, металла, термостойких материалов, резины. Кипятят в 2% растворе натрия гидрокарбоната в течение 15 мин.
-Метод погружения в дезинфицирующий раствор. Для дезинфекции методом погружения используют следующие растворы.
• 3% раствор хлорамина Б с погружением медицинских инструментов на 60 мин (для обработки инструментов в туберкулёзных стационарах в 5% раствор хлорамина на 240 мин).
• 6% раствор водорода перекиси с погружением на 60 мин или 4% раствор на 90 мин.
• 2% раствор глутарала с погружением на 15 мин.
• 70% раствор спирта с погружением на 30 мин.
Стерилизация (лат. sterilis бесплодный) полное освобождение какого-либо вещества или предмета от микроорганизмов путём воздействия на него физическими или химическими фак-торами. Предстерилизационной очистке должны подвергаться все медицинские изделия много-кратного использования перед их стерилизацией и/или дезинфекцией с целью удаления белковых, жировых, механических загрязнений, а также лекарственных препаратов.
Разъёмные изделия подлежат Предстерилизационной очистке разобранном виде в следующем порядке.
• Ополаскивание проточной водой в течение 30 с.
• Замачивание в моющем комплексе («Биолот», «Лотос») при пол ном погружении изделия в течение 15 мин при температуре 50 °С
• Мойка каждого изделия с помощью ерша, ватно-марлевого тампона или щётки в моющем комплексе в течение 30 с.
• Ополаскивание проточной водой при применении «Биолота» в течение 3 мин, «Лотоса-медицинского» в течение 10 мин.
• Выдерживание в дистиллированной воде в течение 30 мин.
• Сушка горячим воздухом при температуре 8085 °С до полною исчезновения влаги.
Контроль качества Предстерилизационной обработки медицинского инструментария
Предстерилизационную обработку считают эффективной, если на изделиях после обработки не обнаружены остаточные количества крови с помощью амидопириновой или азопирамовой пробы.
Раствор для проведения амидопириновой пробы: непосредственно перед проведением пробы смешивают равные количества (по 23 мл) 5% спиртового раствора аминофеназона («Амидопирина»), 30% раствора уксусной кислоты и 3% раствора водорода перекиси.
Раствор для азопирамовой пробы: для приготовления 1-1,5% раствора азопирама разводят солянокислый анилин в 95% растворе 5 этилового спирта. Готовый раствор может храниться в плотно закрытом флаконе в темноте в холодильнике в течение 2 мес., при комнатной температуре (1823 °С) не более 1 мес. Непосредственно перед пробой готовят рабочий раствор, смешивая равные количества азопирама и 3% водорода перекиси. Рабочий раствор может быть использован в течение 1-2 ч. При более длительном хранении возможно спонтанное окрашивание реактива в розовый цвет. Нельзя подвергать проверке горячие инструменты, а также держать раствор на ярком свете или вблизи нагревательных приборов.
Для проверки пригодности рабочего раствора азопирама 2-3 капли его наносят на кровяное пятно. Если не позже чем через 1 мин появляется фиолетовое окрашивание пятна, переходящее затем в синее, реактив годен к употреблению.
Технология постановки пробы (применяют для многоразовых медицинских инструментов). На нестерильную вату наносят реактив. Через несколько секунд при отсутствии цветовой реакции на вате ей протирают поршень шприца, цилиндр с наружной стороны, иглы, канюлю. Затем заливают реактив в цилиндр шприца, пропускают его через шприц на другую вату (проверяется цилиндр шприца). После этого на шприце закрепляют иглу, вновь наливают в цилиндр реактив и пропускают его через шприц и иглу (проверяется игла).
Интерпретация результата: при наличии кровяных загрязнений на вате появляется сине-зелёное (положительная амидопириновая проба) или фиолетово-синее (положительная азопирамовая проба) окрашивание.
Если проба положительная, повторный контроль инструментов следует проводить ежедневно до получения 3-кратного отрицательного результата.
Самоконтроль в лечебно-профилактическом учреждении проводят не реже 1 раза в неделю. Контролю подвергают 1% одновременно обрабатываемых изделий одного наименования, но не менее 3-5 единиц. Сотрудники санитарно-эпидемиологической станции контроль качества Предстерилизационной очистки проводят 1 раз в квартал.
Дезинфекцияпомещений, предметовобстановкипроцедурногокабинета
Её осуществляют путём двукратного протирания ветошью, смоченной в 1 % растворе хло-рамина Б с моющим средством или в 3% растворе водорода перекиси с моющим средством.
Предупреждение профессиональных заболеваний медицинских сестёр при работе с кровью.
Все манипуляции, при которых может произойти загрязнение рук цельной кровью, плазмой или сывороткой крови, следует проводить в резиновых перчатках. Во время работы все повреждения на руках должны быть закрыты напальчником, лейкопластырем. При угрозе разбрызгивания крови следует работать в маске и защитных очках. Медперсоналу запрещены приём пищи, а также курение в лабораториях и помещениях, где проводят процедуры пациентам.
Разборку, мойку, ополаскивание медицинского инструментария, использованных пипеток и лабораторной посуды, соприкасающихся с кровью людей, нужно проводить до предварительной дезинфекции, в резиновых перчатках. После любой процедуры, в том числе парентерального вмешательства, проводят тщательное двукратное мытьё рук в тёплой проточной воде с мылом. Руки необходимо вытирать индивидуальным полотенцем, сменяемым ежедневно, или салфеткой одноразового пользования. При обработке рук следует избегать частого применения дезинфектантов, которые способны вызвать раздражение кожи и дерматиты, в том числе облегчающие проникновение возбудителей инфекции.
Для профилактики инфицирования вирусной и бактериальной инфекцией, передающейся через кровь или другие биологические жидкости пациента, в настоящее время в процедурном кабинете должна находиться так называемая «Аптечка при авариях», в состав которой обязательно входят перевязочный материал, ёмкости для разведения растворов, ундинка (стаканчик для промывания глаз), 70% раствор этилового спирта, 5% спиртовой раствор йода, 0,05% раствор перманганата калия, 1% раствор протаргола, 6% раствор водорода перекиси.
В случае загрязнения рук кровью (или другой биологической жидкостью пациента) следует немедленно щипающим движением пальцев руки удалить с кожи остатки крови (биологической жидкости) с помощью тампона, обильно смоченного 70% раствором этилового спирта, вымыть их тёплой проточной водой с мылом и повторно обработать новым тампоном, смоченным 70% раствором этилового спирта. В случае попадания брызг крови:
• на слизистую оболочку глаз промыть глаза 0,05% раствором калия перманганата;
• на слизистую оболочку носовой полости обработать её 1% раствором протаргола
(закапать в нос);
• на слизистую оболочку полости рта прополоскать рот 70% раствором спирта.
В случае загрязнения кровью поверхности рабочего стола во время манипуляции следует немедленно обработать стол ветошью, смоченной 6% раствором водорода перекиси с 0,5% мою-щим средством. После окончания работы необходимо протереть поверхность стола ветошью, смоченной в 3% растворе хлорамина Б.
Приказы, регламентирующие организацию работы по профилактике ВБИ: пр. № 288 МЗ.СССР от 03.03.76г. “Об утверждении инструкции о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц и о порядке осуществления органами и учреждениями сан-эпид.службы гос.сан.надзора за санитарным состоянием ЛПУ”.
Приказ № 408 МЗ.РФ от 12.07.89г. “О мерах по снижению заболеваний вирусным гепатитом в стране”.
Приказ № 720 МЗ.СССР от 31.07.78г. “Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усиление мероприятий по борьбе с внутрибольничными инфекциями”.
ОСТ 42-21-2-85 “Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения”.
Приказ № 342 МЗ.РФ от 26.11.98г. “Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом”.
Приказ № 170 МЗ.РФ от 16.08.94г. “О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ инфекций в РФ”.
Приказ № 254 МЗ.СССР от 03.09.91г. “О развитии дезинфекционного дела в стране”.
Приказ № 475 МЗ.СССР от 16.09.89г. “О мерах по дальнейшему совершенствованию профилактики заболеваемости О.К.И. в стране”.
Приказ № 916 МЗ.СССР от 04.08.83г. “Об утверждении инструкций по санитарно-противоэпидемическому режиму и охране труда персонала инфекционных больниц (отделений)”.
Соблюдение правил противоэпидемического режима и дезинфекции это прежде всего предотвращение заболеваний В.Б.И. и сохранение здоровья самого медицинского персонала.
Работа с медикаментами.
Приказы, регламентируемые мою работу с лекарственными препаратами:
Приказ № 330 от 12.11.97г. “О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств”
Приказ МЗРФ от 10.11.97г. № 326 “О правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их отпуске”.
Приказ МЗСССР от 03.07.68 № 523 “О порядке хранения, учета, выписывания, отпуска и применения ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств”.
Приказ МЗСССР от 02.06.87г. № 747 Об утверждении “Инструкций по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в ЛПУ здравоохранения, состоящих на государственном бюджете”.
Выписка лекарств в отделении производится старшей медсестрой отделения, согласно письменных заявок палатных медсестер в соответствии с потребностями отделения 2-х недельного запаса. Ответственность за хранение и расход лекарств, а также за порядок на местах хранения, соблюдения правил выдачи и назначения лекарств несет ответственность заведующая отделением. Медикаменты хранятся в запирающихся шкафах, где имеются отдельные полки “внутренние”, “наружные”.
Лекарственные средства для парентерального применения, внутривенного и наружного применения хранятся раздельно на отдельных полках. Запас лекарственных средств не должен превышать 10-дневный потребности.
- Ядовитые и наркотические лекарственные средства хранятся в сейфе, который находится во в/м процедурном кабинете. На внутренней стороне дверок сейфа и на посту медсестры сделана надпись: группа “А” и помещен перечень ядовитых и наркотических средств с указанием высших разовых и суточных доз. Запасы ядовитых средств не превышает 5-дневной, а наркотических средств 3-х дневной потребности. Применение наркотических средств по назначению врача проводится процедурной или палатной медсестрой в присутствии врача с отметкой о проведении инъекции в истории болезни.
- Наркотические и ядовитые лекарственные средства подлежат предметно-количественному учету в журналах (ф-60-АП, приказ №330, №523), которые должны быть прошнурованы, пронумерованы, подписаны главным врачом и скреплены печатью лечебного учреждения.
Распорядок работы палатной медсестры
1. Рабочий день медсестры начинается с приёма дежурства. В приёме дежурства очень важна преемственность в обслуживании больных. Для этой цели до утренней конференции принимающая дежурство сестра вместе с сестрой, сдающей дежурство должны обойти больных и ознакомиться с их состоянием, принять пост со всем имуществом с документацией. После чего обе медсестры должны принять участие в утренней конференции.
2. Утренняя конференция 8.00-8.15
Главной целью таких конференций должно быть ознакомление врачебного и сестринского персонала с работой отделения за истёкшие сутки, с вновь поступившими больными, с температурящими тяжёлыми и послеоперационными больными.
3. Контроль за туалетом постельных больных 8.15-8.30
4. Кормление больных завтраком 8.30-9.00
Главная задача палатной медсестры заключается в том, чтобы пища, назначенная врачом, дошла до больного. Наблюдение за диетой, качеством пищи, своевременной раздачей. Кормление тяжелобольных входит в обязанности сестры.
5. Раздача лекарств больным (больной должен принять
лекарство в присутствии сестры) 9.00-9.15
6. Участие медсестры в обходе врача 9.15-10.00
7. Санитарно-гигиеническое обслуживание, уход за бо-
льными 10.00-11.30
Медицинская сестра обязана следить за чистотой и уютом палат, своевременным проветриванием палат. Под особым контролем должны быть: личная гигиена тяжелобольных, перестилка постелей, смена белья, уход за кожей ушами полостью рта и т.п. Недопустимо эти обязанности полностью перекладывать на санитарку, которая выполняет их не квалифицированно, чем может нанести ущерб больному.
Уместно помнить, что обслуживание культурных запросов больных является прямой обязанностью палатной медсестры (снабжение газетами, литературой). Время пребывания больного в стационаре необходимо использовать для санитарного просвещения.
8. Набор лекарств по листам назначений 11.30-12.00
9. Консультации смежных специалистов 12.00-13.00
10.Контроль за туалетом постельных больных. Кормле-
ние больных обедом 13.00-13.45
11.Раздача медикаментов больным 13.45-14.00
12.Сверка листов назначений с врачами 14.00-14.30
13.Выборка назначений из историй болезни 14.30-16.00
14.Измерение температуры, работа со столом справок
(приём посетителей к тяжелобольным, проверка всех
передач для больных, чтобы посетители не приноси-
ли запрещённые правилами продукты).
15.Смена передача дежурства. 16.00-17.00
Стандарт подготовки пациентов
к специальным исследованиям
РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
Перед исследованием пациента освобождают от одежды, мазевых повязок, наклеек из лейкопластыря.
РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИ ПЕРСТНОЙ КИШКИ
Главным в подготовке является освобождение их от содержимого (пищевых масс) и газов. Перед исследованием не разрешается употреблять грубую пищу (черный хлеб, картофель), способствующую образованию газов. Ужинать можно не позднее 20.00, утром пациент не должен принимать пищу, пить воду, курить. Вечером и утром, за 2 часа до исследования, кишечник очищают клизмой. Применение слабительных противопоказано, т.к. они способствуют газообразованию, если пациент страдает непроходимостью антрального отдела желудка (опухолевый или язвенный стеноз), то желудочное содержимое необходимо эвакуировать с помощью толстого зонда с последующим промыванием до чистой воды, утром в день исследования ничего не есть и не пить.
ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТОВ К ИРРИГОСКОПИИ
На кануне вечером (после ужина) очистительные клизмы до чистой воды. Утром в 6-7 часов в день исследования очистительные клизмы до чистой воды. Пациентов завтраком не кормить! В рентгеновский кабинет направить со своей простыней..
Эндоскопические исследования
ИССЛЕДОВАНИЯ ЖЕЛУДКА И ДВЕННАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ (ГАСТРОДУОДЕНОСКОПИЯ)
Производится с помощью специальных эндоскопов, снабженных волоконной оптикой. Основная задача при подготовке пациента к данному исследованию очистить желудок и 12-перстную кишку от содержимого. Для этого накануне пациент должен поужинать не позднее 20.00, а утром перед исследованием ему запрещается принимать пищу, пить воду и курить. При непроходимости антрального отдела желудка перед исследованием он должен быть промыт с помощью толстого зонда до чистой воды.
Если пациенту предполагается произвести исследование фатерова сосочка 12-перстной кишки, то в комплексе подготовительных манипуляций включается применение препаратов, вызывающих релаксацию 12-перстной кишки (1 мл 0,1% раствора метацина в/м за 20-30 мин до исследования). Такое же действие на 12-перстную кишку оказывает введение пациенту за 40-60 мин до исследования 1 мл 0,1% раствора атропина и 2мл 2,5% раствора бензогексония.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛСТОЙ КИШКИ (КОЛОНОСКОПИЯ)
Результаты колоноскопии в значительной мере зависят от качества подготовки кишечника к исследованию. Техника подготовки сводится к следующему: за 3 дня до исследования пациенту назначается бесшлаковая диета, накануне перед исследованием в 12-14 часов пациент принимает 50мл касторового масла, а вечером в 19 и 20 часов и утром в день исследования ставятся очистительные клизмы с интервалом в 1 час, и через 2-3 часа после последней клизмы пациент направляется в эндоскопический кабинет.
В тех случаях, когда пациент страдает хроническими запорами и слабительные препараты действия не оказывают, подготовка к колоноскопии проводится путем применения сифонных клизм. Отрицательным моментом такой подготовки является наличие выраженной реакции со стороны слизистой кишки на введение воды в просвет кишечника.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИСТАЛЬНОГО ОТДЕЛА ТОЛСТОГО КИШЕЧНИКА И ПРЯМОЙ КИШКИ (РЕКТОРОМАНОСКОПИЯ)
Подготовка пациента к этому исследованию заключается в проведении очистительной клизмы накануне (вечером и утром за 1-2 часа до исследования.
СТАНДАРТЫ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМ
Прежде, чем приступать к выполнению любой манипуляции по личной гигиене:
1. Приготовьте необходимое оснащение.
2. Сообщите пациенту цель и ход ее выполнения.
3. Получите согласие пациента на выполнение манипуляции.
4. Поинтересуйтесь, не желает ли пациент, чтобы его отгородили ширмой.
5. По ходу выполнения манипуляции следите за состоянием пациента.
6. Узнайте у пациента о его самочувствии по окончании манипуляции.
7. Если состояние пациента ухудшилось, прекратите выполнение манипуляции. Срочно вызовите врача! До прихода врача окажите пациенту доврачебную помощь.
Смена белья у тяжелобольного пациента
Оснащение: чистое белье, непромокаемый (лучше клеенчатый) мешок для грязного белья, перчатки.
Смена нательного белья
Алгоритм действия
1. Вымойте руки, наденьте перчатки.
2. Приподнимите верхнюю половину туловища пациента.
3. Осторожно скатайте грязную рубашку до затылка.
4. Приподнимите обе руки пациента и скатанную у шеи рубашку переведите через голову пациента.
5. Затем снимите рукава. Если у пациента повреждена рука, то рубашку сначала снимите со здоровой руки, а затем с больной.
6. Положите грязную рубашку в клеенчатый мешок.
7. Одевают пациента в обратном порядке: вначале наденьте рукава (сначала на больную руку, затем на здоровую, если одна рука повреждена), потом перекиньте рубашку через голову и , расправьте под телом пациента.
8. Снимите перчатки, вымойте руки.
Смена белья у пациента производится не реже 1 раза в 7-10 дней, у тяжелобольного пациента - по мере загрязнения. Для смены белья у тяжелобольного пациента необходимо пригласить 1-2 помощников.
Пример сестринского процесса:
Подкожная инъекция
В связи с тем, что подкожный жировой слой богато снабжен кровеносными сосудами, для более быстрого действия лекарства применяется подкожная инъекция. Обычно вводят растворы лекарств, которые быстро всасываются в рыхлой подкожной клетчатке и не оказывают на нее вредного действия. Под кожу можно вводить до 2 мл лекарственного вещества.
При проведении подкожных инъекций всегда надо избегать соседства крупных сосудов и нервных стволов. Наиболее удобными участками кожи являются наружная поверхность плеча, подлопаточная область, передненаружная поверхность бедра, боковая поверхность брюшной стенки. В этих участках кожа легко захватывается в складку и отсутствует опасность повреждения сосудов, нервов и надкостницы. Не рекомендуется делать подкожные инъекции и вливания в местам отечной подкожной жировой клетчаткой или в места уплотнений (инфильтратов).
Алгоритм действия:
1) Подготовьте руки к инъекции,
2) Соберите шприц емкостью от 1 до 5 мл, приготовьте две иглы, одну для набора лекарств (с широким просветом), другую - длиной 20-30 мм, для инъекции. Надеть на шприц иглу с широким просветом.
3) Обработайте шейку ампулы спиртом, надпилите пилочкой и, зажав ваткой, смоченной спиртом, отломите.
4) Наберите лекарство из ампулы или флакона, придерживая ампулу или флакон на игле пальцем. Набрать от 1 до 5 мл (по назначению врача).
5) Смените иглу и, подняв шприц вертикально на уровне глаз, освободите его от лишнего лекарства и пузырьков воздуха, проверив ее проходимость.
6) Приготовьте два ватных шарика, смоченных спиртом.
7) Предложите пациенту освободить место инъекции. Это может быть наружная поверхность плеч и бедер, подлопаточная область, боковые поверхности передней брюшной стенки. Обработать место инъекции спиртом, сначала одним ватным шариком большую поверхность, затем другим - непосредственно место инъекции. Второй шарик не выбрасывайте, а зажмите в руке мизинцем.
8) Левой рукой соберите кожу в складку, а правой, держа шприц под острым углом (около 4°), введите иглу на глубину 2/3 длины,, срез иглы должен быть направлен вверх. Не перекладывая шприц в другую руку, введите лекарство. Вторую ватку со спиртом приложить к месту инъекции и, придерживая иглу пальцем, резким движением извлеките ее из мягких тканей.
Левой рукой с ватным шариком слегка помассируйте место введения лекарства, чтобы оно лучше распределялось в подкожно-жировой клетчатке.
При подкожных инъекциях возможны осложнения: инфильтрат, абсцесс, оставление обломка иглы в мягких тканях, масляная эмболия, аллергические реакции, ошибочное введение под кожу другого медикамента вместо назначенного.
Инъекции масляных растворов
Инъекции масляных растворов (раствор камфоры в масле и другие) проводятся подкожно. Допускается введение внутримышечное. Масляные растворы НЕЛЬЗЯ ВВОДИТЬ ВНУТРИВЕННО! При попадании капельки масла в сосуд возникает очень опасное осложнение - масляная эмболия. Если масло попало в артерию, то оно вызовет ее закупорку, нарушается питание окружающих тканей и развивается некроз участка тела. При попадании масла в вену оно током крови попадает в сосуды легких, вызывает их закупорку, что сопровождается сильным приступом удушья, который может закончиться смертью пациента. Кроме того, масло очень медленно рассасывается в тканях.
Из всего вышеизложенного следует твердо ЗАПОМНИТЬ:
1. Перед введением ампулу с масляным раствором подогреть до t=38°C (на водяной бане).
2. После прокола кожи или мышцы вначале потянуть поршень на себя. Если в шприц не поступает кровь, можно медленно вводить лекарство.
3. К месту инъекции приложить грелку или согревающий компресс.
Инъекции инсулина
Инсулин вводится подкожно за 30 минут до еды. Отечественный инсулин выпускается во флаконах по 5 мл. В 1 мл содержится 40 ЕД инсулина. Для введения инсулина пользуются инсулиновым шприцем, имеющим шкалу делений в единицах действия. Часто используют комбинированные шприцы, на которых, кроме инсулиновой шкалы, есть еще и обычная (в мл) - на 1,5 мл и 2 мл.
Необходимо часто менять места инъекций во избежание осложнения -липодистрофии.
Алгоритм действия
1. Перед набором инсулина определите "цену деления" инсулиновой
шкалы. Маленькое деление инсулиновой шкалы соответствует 2 единицам.
2. Рассчитайте, до какого деления Вам следует набрать дозу инсулина, пользуясь пропорцией:
1 деление - 2 единицы инсулина, Х делений - (нужная доза) единиц инсулина
НАПРИМЕР.-нужно набрать 10 ЕД инсулина, 1 деление -2 ЕД Х-10ЕД
C = 5 (делений)
3. Если используете комбинированный шприц, то можно произвести расчет другим способом: помня, что в 1 мл содержится 40 ЕД. 0,1 мл - 4 ЕД инсулина Х мл - (нужная доза) единиц инсулина
4. Наберите в шприц воздух в объеме, равном назначенной дозе инсулина. Введите его во флакон, предварительно обработав его пробку.
5. Наберите в шприц немного больше расчитанного количества. Избыток инсулина будет удален при вытеснении воздуха из шприца и при проверке иглы на проходимость.
6. Подготовьте все для подкожной инъекции инсулина.
Внутримышечные инъекции
Мышца обладает более широкой сетью кровеносных и лимфатических сосудов, поэтому создаются условия для быстрого и полного всасывания лекарств. Если лекарственные вещества вызывают боли и плохо рассасываются при подкожном введении, а также при необходимости получить быстрый терапевтический эффект от введения лекарственных веществ, подкожное введение заменяют внутримышечным.
Внутримышечные инъекции следует производить в определенных анатомических областях, где имеется значительный слой мышечной ткани, вдали от крупных сосудов и нервов. Наиболее подходящими местами для внутримышечных инъекций являются: мышцы ягодиц, бедер, плеч.
Для внутримышечных инъекций пользуются иглами диаметром 0,8-1,0 мм и длиной 60-80 мм. Длина иглы зависит от толщины слоя подкожной клетчатки, т.к. необходимо, чтобы при введении игла прошла подкожный жировой слой и находилась в толще мышцы.
Идеальным местом для внутримышечных инъекций является ягодичная область. Но так как там проходит седалищный нерв и крупные кровеносные сосуды, для инъекций пользуются только верхненаружной ее частью, т.е. мысленно делят ягодицу на четыре части, где наружный квадрант (1/4 круга) является наиболее удобным местом. Чаще всего внутримышечно вводят антибиотики, магния сульфат, сыворотки и т.д.
Во время инъекции пациент лежит на животе или на боку.
Внутримышечная инъекция
Алгоритм действия
1) Подготовьте руки к инъекции
2) Соберите шприц емкостью 5-10 мл, приготовьте иглы длиной 60-80 см (одну - для набора лекарства, другую - для инъекции).
3) Наберите лекарство из ампулы или флакона, смените иглу, проверьте ее проходимость.
4) Приготовьте два ватных шарика, смоченных спиртом.
5) Определите место инъекции (для этого мысленно разделите ягодицу на 4 части, проведя горизонтальную линию через большой вертел бедренной кости, а вертикальную - через седалищный бугор). Инъекции нужно выполнять в верхненаружный квадрант под углом 90° по отношению к поверхности кожи
6) Протереть место инъекции последовательно двумя ватными шариками, смоченными спиртом. Выполнять внутримышечные инъекции лучше в положении пациента лежа на животе или боку. Тогда наблюдается наиболее полное расслабление мышц. Выполняя инъекции стоя, следует посоветовать пациенту перенести тяжесть тела на противоположную месту инъекции ногу.
7) Левой рукой плотно зафиксировать мягкие ткани и, держа правой рукой, ввести иглу перпендикулярно кожной поверхности на глубину 5-6 см, оставив у канюли около 1 см.
8) Не перекладывая шприца из руки в руку медленно ввести лекарство.
9) Приложив к игле ватный шарик, смоченный спиртом, фиксировать иглу, быстро ее извлечь, место слегка помассировать ватным тампоном.
Взятие крови из вены на биохимическое исследование
Алгоритм действия:
1. Вымойте руки с мылом, осушите под электросушилкой или полотенцем.
2. Обработайте руки двумя ватными шариками, смоченными спиртом (один - для ладоней, другой - для тыльной поверхности). Руки обработайте по направлению от кончиков пальцев к запястью.
3. Приготовьте иглу Дюфо, чистую сухую пробирку, ватные шарики, смоченные спиртом.
4. Наденьте перчатки.
5. Под локоть пациента подложите клеенчатую подушку.
6. Наложите жгут на среднюю треть плеча пациента на салфетку или одежду.
7. Обработайте перчатки спиртом.
8. Попросите пациента сжимать и разжимать кулак.
9. Обработайте область локтевого сгиба двумя ватными шариками, смоченными спиртом, найдите наиболее наполненную вену.
10. Натяните кожу локтевого сгиба левой рукой и фиксируйте вену (кулак пациента при этом сжат).
11. Пунктируйте вену так же, как для внутривенной инъекции: иглу Дюфо держите за канюлю срезом вверх, параллельно коже. Под иглу, чтобы не испачкать руку пациента кровью, можно подложить стерильную салфетку,
12. Подставьте к канюле пробирку, наберите нужное количество крови (5-10 мл).
13. Снимите жгут, предложите пациенту разжать кулак.
14. Извлеките иглу, прикрыв место пункции ватным шариком, смоченным спиртом
15. Попросите пациента согнуть руку в локтевом суставе на 5 минут.
16. Прикрепите к пробирке направление и отправьте кровь в биохимическую лабораторию.
17. Ватный шарик с кровью положите в 3% раствор хлорамина на 1 час, затем выбросите его.
Примечание: если кровь берут на СПИД или RW (сифилис), то забор крови осуществляется при помощи ИГЛЫ СО ШПРИЦЕМ! Нужное количество крови насасывается в шприц (5-6 мл), а затем осторожно, по стеночке, выпускается в стерильную побирку. Пробирка закрывается стерильной пробкой. Пишется направление по форме N 264У/88, регистрируется в журнале. Упаковывается в пенал с сопроводительным направлением. В случае нарушения целостности пробирки, все замачивается в дез.растворе (пробирка с остатками крови, направление).
Внутривенная инъекция - венепункция
Сотрудник, принимающий кровь, должен работать в перчатках.. Введение лекарства струйное
Алгоритм действия при выполнении внутривенной инъекции:
1. Сообщите пациенту необходимую информацию о лекарственном веществе.
2. Вымойте руки с мылом под краном, высушите их под электросушилкой или полотенцем, обработайте двумя ватными шариками, смоченными спиртом: один - для ладоней, другой - для тыльной части руки.
3. Соберите шприц емкостью 10-20 мл стерильным пинцетом.
4. Приготовьте две иглы (одна для набора лекарства, другая для венепункции).
5. Прочитайте надпись, дозу на ампуле, наберите лекарство из ампулы. При наборе лекарств, применяемых в малых дозах (например сердечные гликозиды - применяют в дозах от 0,1 до 0,5 мл), - применяется растворитель 20-40% раствор глюкозы, изотонический раствор поваренной соли, вода для инъекций. Вначале наберите сердечные гликозиды, а затем раствор для разведения, для лучшего перемешивания раствора.
6. Смените иглу, закрепите ее, проверьте ее проходимость.
7. Наденьте перчатки.
8. Приготовьте не менее 5 шариков, смоченных спиртом.
9. Под локоть пациента подложите клеенчатую подушку, наложите жгут на плечо пациента (на 5 см выше локтевого сгиба на салфетку). При этом пульс на лучевой артерии на должен изменяться. Кожные покровы ниже места наложения жгута багровеют, вена набухает. Если наполнение пульса на лучевой артерии ухудшилось - ослабить жгут, если локтевая вена прощупывается плохо, конечность не багровеет, следует сильнее затянуть жгут.
10. Обработайте перчатки спиртом.
11. Попросите пациента несколько раз сжать и разжать кулак, одновременно обработайте место инъекции одним ватным шариком, смоченным спиртом (широкая обработка от периферии к центру) ,
12. Возьмите шприц в правую руку так, чтобы указательный палец фиксировал иглу сверху, проверьте проходимость иглы и отсутствие воздуха в шприце.
13. Обработайте место инъекции вторым ватным шариком.
14. Натяните левой рукой кожу в области локтевого сгиба, несколько смещая ее к периферии, чтобы фиксировать вену. Пациента попросите сжать кулак.
15. Не меняя позиции шприца в руке, игла срезом вверх, шприц параллельно коже, делайте прокол кожи на 1/3 длины иглы, так чтобы она была параллельна коже, затем слегка меняете направление и осторожно пунктируйте вену, пока не ощутите ".попадание в пустоту"
16. Убедитесь, что игла в вене - потяните поршень на себя - в шприце должна появиться кровь.
17. Развяжите жгут левой рукой, потянув на себя один из свободных концов, попросите пациента разжать кулак.
18. Не меняя положения шприца, левой рукой нажмите на поршень и медленно введите лекарство, оставив в шприце 1 мм.
19. Прижмите к месту инъекции 3-й стерильный ватный шарик, смоченный спиртом, извлеките иглу, попросите пациента согнуть руку в локтевом суставе (ватку со спиртом оставляете на 5 минут, после чего вату со следами крови замочите в 3% растворе хлорамина).
Заключение
Особенности работы медицинской сестры предъявляют высокие требования не только к теоретическим знаниям и профессиональным навыкам, но и к моральному и этическому облику медицинской сестры, умение достойно вести себя в коллективе, быть милосердной с больными и вежливой с их родственниками. Профессиональные знание и строгое выполнение приказов МЗ РФ по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима, правила асептики и техники выполнения манипуляций позволяет предотвратить возникновение постинъекционных осложнений и внутрибольничной инфекции. За истекший период таких случаев в отделении не было. Все медицинские сестры работающие в отделении ежемесячно проходят обучение. В ходе исследования выполнен анализ литературы, доказана значимость образования и постоянного совершенствования знаний постовых и процедурных медицинских сестер. Следовательно, цели и задачи исследования выполнены полностью, подтверждена гипотеза о том, добросовестная, высококвалифицированная работа процедурных медицинских сестер терапевтического отделения ГКБ № 53 способствует ускорению выздоровления пациентов отделения и улучшению их качества жизни. После проведения анализа работы процедурных медицинских сестер, для улучшения качества оказываемой пациентам помощи, внесены следующие предложения: Посещать курсы повышения квалификации, изучать новую медицинскую литературу. Принимать участие в проведении занятий в отделении и больничных конференциях. Обучать новых сотрудников особенностям работы в отделении.
Для пациента очень важно, чтобы сестра поняла его и разделила его чувства. Именно это дает ему ощущение облегчения. Поэтому, когда медсестра проводит беседы с пациентом, характер которых в идеале должен быть терапевтическим (например, при подготовке к операции, к какой-либо процедуре, принятию важного решения), для нее в первую очередь должна быть важна не только информация, которую пациент сообщает, сколько чувства, которые он переживает по данному поводу. Вот почему медсестре так необходим навык эмпатического слушания, т.е. такого, при котором она способна в кокой-то степени испытывать те же чувства, что и пациент, и, подобно зеркалу, отражать их, чтобы он начал лучше понимать себя.
Список использованной литературы:
Е.Я Кузьминых Часть 1. Издательство «Медицинский проект» 2008г.
Е.Я Кузьминых Часть 2. Издательство «Медицинский проект» 2008г.
Василенко В.А. Справочник операционной и перевязочной сестры. Медицина - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г
Карманный справочник медицинской сестры. Издатель Феникс. Авторы Обуховец и др. 2014г.
Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Издатель Феникс. Авторы О.В. Чернова и др. 2014г.
Основы сестринского дела. Издатель ГЭОТАР-Медиа. Авторы Островская И.В., Широкова Н.В. 2013г.
Интернет ресурс Википедия. ru.wikipedia.org
Приложения
Варианты стандартных диет
№ |
Вариант диет |
Обозначение диеты |
Ранее применяемые диеты |
1 |
Основной вариант стандартной диеты |
ОВД |
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11, 12,13,14,15 |
2 |
Варианты диеты с механическим или химическим щажением (щадящая диета) |
ЩД |
1б,4б,4в,5II, (первый вариант |
3 |
Вариант диеты с повышенным содержанием белка (высокобелковая) |
ВБД |
4р, 4а, 5II (второй вариант), 7в, 7г, 9б, 10б, 11, В-1, В-2 |
4 |
Вариант диеты с пониженным содержанием белка (низкобелковая) |
НБД |
7а, 7б |
5 |
Вариант диеты с пониженной калорийностью (низкокалорийная) |
НКД |
8, 8а, 8о, 9а, 10е |
ПЕРИОДИЧНОСТЬ УБОРКИ ПОМЕЩЕНИЙ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧЕРЕЖДЕНИЯХ.
Объекты уборки Функциональные помещения
( процедурные, перевязочные, операционные и другие ) Служебные помещения Коридоры , лестницы Туалеты
Полы
2 раза в день 1 раз в день 2 раза в день 2 раза в день
Стены 1 раз в неделю 1 раз в месяц 1 раз в три месяца 1 раз в день
Двери 1 раз в день 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в день
Ручка двери
2 раза в день 1 раз в день 1 раз в день 1 раз в день
Окна 1раз в неделю 1 раз в три месяца 1 раз в три месяца 1 раз в 3 месяца
Подоконники
1 раз в день 1 раз в день 1 раз в день 1 раз в день
Радиаторы
(верхняя часть) 1 раз в день 1 раз в неделю 1 раз в месяц 1 раз в неделю
Шкаф для медикаментов
( внутренняя часть) 1 раз в неделю 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в неделю
Раковины для мытья рук 2 раза в день 1 раз в день 1 раз в день
Унитазы 1 раз в день 1-2 раза в день
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинское училище №8 Департамента здравоохранения города Москвы»
(ГБОУ СПО «МУ№8 ДЗМ»)
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ
о выпускной квалификационной работе
Студент Друговцева Елена Олеговна
(Ф.И. О.)
Специальность Сестринское дело Группа
Наименование темы Профессиональная деятельность медицинской сестры в палатном отделении общего профиля
Руководитель Абрамова Надежда Васильевна
(Ф.И. О.)
(место работы, должность, ученое звание, степень)
Отмеченные достоинства:
Активна и самостоятельна при выборе темы для дипломной работы. Оформление работы соответствует
Отмеченные недостатки:
Заключение:
Руководитель
(подпись) (расшифровка подписи)
«____» ______________ 20__ г.
С отзывом ознакомлен ________________
(подпись студента)
«____» ______________ 20__ г.
ОТЗЫВ
на выпускную квалификационную работу
Студента __________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
на тему ___________________________________________________________
1. Актуальность и практическая значимость темы
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Логическая последовательность
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Аргументированность и конкретность выводов и предложений
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Правильное использование научных/профессиональных терминов и
понятий в контексте проблемы
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
5. Уровень использования различных видов литературных источников
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Качество оформления ВКР, качество таблиц, иллюстраций и пр.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Уровень самостоятельности при работе над темой ВКР
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Недостатки работы
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Предложения для внедрения
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. ВКР соответствует/не соответствует требованиям, предъявляемым к
(нужное подчеркнуть)
ВКР, может/не может быть рекомендована к защите на заседании Госу-
(нужное подчеркнуть)
дарственной аттестационной комиссии.
Научный руководитель ВКР__________________________________________
(фамилия, и., о.,ученая степень, звание, место работы, должность)
«____» _________________ 201__г. подпись научного руководителя ____________
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинское училище №8 Департамента здравоохранения города Москвы»
(ГБОУ СПО «МУ№8 ДЗМ»)
ОТЗЫВ РЕЦЕНЗЕНТА
о выпускной квалификационной работе
Студент
(Ф. И.О.)
Специальность
Группа
Наименование темы
Рецензент
(Ф. И.О.)
(место работы, должность, ученое звание, степень)
Отмеченные достоинства:
Отмеченные недостатки:
Заключение:
Рецензент
(подпись) (расшифровка подписи)
«____» _______________ 20__ г.
С рецензией ознакомлен __________________
(подпись студента)
«____» _______________ 20__ г.
PAGE \* MERGEFORMAT1
Изучение сестринского процесса в отделении общего профиля