Игра по книге Жюля Верна «Таинственный остров»
I. Выступление учащихся-литературоведов
1. Знаменитый французский писатель, автор замечательных научно-фантастических романов Жюль Верн родился во Франции, в приморском городе Нанте, в 1828 году в семье юриста. В этом портовом городке корабли со всего света будили в нём, как и во всех приморских мальчишках, мечты об экзотических краях и дальних странствиях.
2. Его младший брат стал капитаном, а сам он в одиннадцатилетнем возрасте пытался наняться юнгой на корабль. Отцу потребовалось немало усилий, чтобы вернуть беглеца с судна, уже снявшегося с якоря.
3. Владелец юридической конторы предназначает своего первенца к продолжению семейной традиции. Поэтому, окончив школу, Жюль Верн поступил на юридический факультет Парижского университета. Но будущее юриста совсем не привлекало Жюля Верна: он хотел быть литератором и, вопреки желанию отца, вскоре начал писать. Его первый научно-фантастический роман «Пять недель на аэростате» имел огромный успех.
4. До конца своей жизни Жюль Верн внимательно следил за развитием науки и техники. В своих романах писатель в живой, увлекательной форме популяризировал достижения науки и техники, а иногда в своём творческом воображении предвосхищал позднейшие изобретения. В романах много сведений по географии, физике, зоологии, геологии и астрономии. Жюль Верн считал, что каждый человек должен “уметь читать книгу природы, всегда исполненную интереса для тех, кто умеет её читать”.
5. Герои его романов — инженеры, учёные, путешественники — сильные, смелые, отважные люди, достигающие своей цели, несмотря на препятствия. Писатель горячо верил в науку, в человека, в творческий труд, а поэтому его произведения пользуются большой любовью.
6. Замечательные книги знакомят нас с бесстрашным капитаном Немо, капитаном Грантом и его сыном Робертом, смешным и добродушным учёным-ботаником Паганелем, капитаном Гленарваном, отважным Джо и многими другими героями.
7. Мы вместе с ними путешествуем на подводной лодке «Наутилус», на кораблях «Дункан» и «Британия», на воздушном шаре, боремся со льдами, осматриваем затонувшие корабли, терпим неудачи и преодолеваем препятствия.
8. Возникает вопрос: как удалось этому “изобретателю без мастерской” написать 65 томов, составляющих гигантский цикл научной «Вернианы»? Попробуем разгадать тайну обаяния Жюля Верна. Обратимся для этого к одному из лучших его романов — «Таинственный остров».
II. Слово учителя
“— Мы поднимаемся?
— Нет, мы спускаемся!
— Хуже того, мистер Смит, мы падаем!”
Так динамично начинается роман. Сильный норд-ост несёт над бурной поверхностью океана потрёпанный воздушный шар. Всё за борт — снаряжение, провизию, оружие. Последним в морскую пучину летит мешок с деньгами — золото, десять тысяч франков, от него никакой пользы, только лишняя тяжесть! А потом — падение...
“Ураган нёс воздушный шар низко над морем. Пенистые волны чуть не срывали с него людей, которые повисли на тонких веревочных канатах. Но, к счастью, впереди, в тумане, показался остров, мелькнули верхушки пальм...
Шар, обламывая ветки, задел за деревья, и измученные люди упали на землю”.
Так инженер Смит, моряк Пенкроф, журналист Спилет, юноша Герберт, негр Наб оказываются на необитаемом острове.
— С чего мы начнём? — этот вопрос после крушения вынуждены задать себе воздухоплаватели. Приютивший их берег оказался необитаемым. У них нет ни спичек, ни оружия... ничего!
— Начнём с самого начала, — отвечает Смит.
...Загадки следуют одна за другой. Давайте и мы попробуем их разгадать...
I агон
Конкурсный вопрос для выбора дорожек: какой вам видится обложка к данному произведению?
1. Небольшой кусок скалы — вот всё, что осталось от острова. Люди несколько дней удерживались на голых камнях и, глядя в океан, ждали появления случайного судна. Когда это произошло?
(23 марта 1865 года.)
2. На берегу моря пострадавшие от крушения люди нашли...
(Ящик с различными инструментами, оружием и семенами.)
3. Никто не догадывался, что это был... (подарок старого капитана Немо). Но с того дня жизнь на острове наладилась.
4. Почему произведение называют “романом о химии”?
(Настоящая химическая фабрика — Сайрес Смит.)
5. Какое имя дано острову, куда ветер заносит беглецов?
(Остров Линкольн.)
6. Наука, как и природа, неисчерпаема. На замечание Пенкрофа: “Толстенные книги получатся, если записать всё, что люди знают”, — Сайрес Смит отвечает...
(“А ещё толще книги можно написать о том, что люди до сих пор не знают”.)
7. В отличие от Робинзона Крузо, герои «Таинственного острова» не ограничиваются охотой, скотоводством и земледелием. Они строят мост, проводят каналы... Продолжите.
(Воздвигают плотины, осушают болота, добывают полезные ископаемые, плавят металлы, сооружают машины, устанавливают электрический телеграф, занимаются научными изысканиями.)
8. На “химической фабрике” изготавливаются...
(Кислоты и щёлочи, глицерин, стеарин, мыло, свечи, порох, оконные стёкла и стеклянная посуда.)
9. “Горе тому, кто одинок, друзья! По-видимому, одиночество быстро погубило рассудок этого человека, раз вы нашли его в таком жалком состоянии”. О ком эти слова?
(О боцмане Айртоне.)
10. “Он стал наблюдать за своими соседями... Мало-помалу, видя, какие это благодарные энергичные люди... он заинтересовался их борьбой с природой...” Кто это?
(Капитан Немо.)
II агон
Конкурс иллюстраций к произведению для выбора дорожек.
1. Кто такой Авраам Линкольн?
(Президент Америки, борец за освобождение негров, павший от руки фанатика в апреле 1865 года.)
2. Назовите три царства природы.
(Животные, растения, минералы.)
3. Неистощимая энергия, трудолюбие, сила воли, предприимчивость, находчивость, великодушие, отвага, дерзновенная мысль, разносторонние знания. О каком герое идёт речь?
(Это Сайрес Смит.)
4. Что он называет углем грядущих веков?
(Воду.)
5. Кто такие сипаи?
(Индийские солдаты, стоявшие на службе у англичан.)
6. Путешественники нашли много дров. Но как их переправить?
(Плот — отлив!)
7. Чем их привлекли скалистые голуби?
(Лакомая дичь — вкусные яйца.)
8. С кем сравнивается Герберт, пытающийся зажечь единственную спичку?
(С Прометеем.)
9. Откуда взялись стрелы с острыми наконечниками?
(Топ — дикобраз.)
10. Что Герберт нашёл за подкладкой своей куртки?
(Одно-единственное зерно пшеницы.)
III агон
Конкурс: вставить пропущенные буквы (предложены одинаковые отрывки из «Таинственного острова») или «Моё письмо капитану Немо».
1. Кремнистые, фукоиды, морской мох... Что это такое?
(Водоросли.)
2. Кем является по происхождению капитан Немо?
(Индус.)
3. Какую страну ненавидел принц Дакар?
(Англию.)
4. Сколько раз принц был ранен?
(Десять.)
5. Сколько лет капитану Немо?
(Шестьдесят.)
6. Что он сделал для островитян?
(Спас Сайреса Смита, Топа, отвязал лодку, записка — Табор — Айртон, взрыв брига, Герберт — сернокислый хинин, сразил пиратов электрическими пулями.)
7. Сколько лет прожил капитан на «Наутилусе»?
(Тридцать.)
8. Девиз «Наутилуса»?
(Подвижный в подвижном; лат. — Мобилис ин мобили.)
9. Последние слова капитана Немо?
(Бог и родина.)
10. Что должно произойти с островом Линкольна?
(Должен развалиться.)
IV агон
Конкурс рассказчиков (близкий к тексту выразительный пересказ отрывка).
1. “Вчера закат был багровым, а утром на небе появились «кошачьи хвосты», а они не сулят ничего хорошего”. Что же они сулят?
(Это длинные облака, напоминающие лёгкие хлопья ваты; они не спускаются ниже 5 тысяч футов над уровнем моря и обычно предвещают бурю.)
2. В 1857 году вспыхнуло крупное восстание сипаев. Душой его был...
(Принц Дакар.)
3. Что оставляет капитан Немо на память о принце Дакаре?
(Ларчик с бриллиантами.)
4. “Одиночество, оторванность от людей — участь печальная, непосильная”. Кто и кому говорит эти слова?
(Немо — Сайресу Смиту.)
5. Какое судно спасло островитян?
(«Дункан».)
6. Как даже после смерти капитан Немо оказал людям помощь?
(Оставил записку на острове Табор.)
7. На что ими потрачены богатства?
(Обширный земельный участок.)
8. Кому была послана в подарок самая красивая жемчужина?
(Леди Гленарван.)
9. Сколько времени люди провели на острове?
(Четыре долгих года.)
10. Какую клятву дали островитяне?
(Не разлучаться.)
Дополнительные вопросы для теоретиков
1. Когда был построен «Наутилус»?
(В начале 60-х годов XIX века.)
2. В каком ещё романе встречается капитан Немо?
(«20 тысяч лье под водой».)
3. У кого из героев нашлась единственная спичка?
(Мистер Спилет.)
4. Что случилось с «Быстрым» и пиратами?
(Мина неслыханной разрушительной силы.)
5. Из-за чего сломал зуб Пенкроф?
(Дробинка.)
6. Переворачивается ли черепаха? Как объяснил это явление Сайрес Смит?
(Прилив.)
7. Какие книги островитяне обнаружили в цинковом ящике?
(Библия, атлас, словарь полинезийских наречий, энциклопедия естественных наук, бумага.)
8. Отсутствием чего в ящике был раздосадован Пенкроф?
(Табака.)
9. Какие деревья называли “гонителями лихорадки”?
(Эвкалипты.)
10. Сколько зёрен пшеницы получилось из одного зерна за полгода?
(Около восьмисот.)
11. Перечислите, пожалуйста, обязанности орангутанга Юпа.
(Вытряхивать одежду, подметать пол, прислуживать за столом, складывать дрова и перед сном укутывать Пенкрофа одеялом.)
12. Когда Юп считал себя самым счастливым на свете?
(Когда курил трубку.)
Подведение итогов, награждение победителей.
Домашнее задание
Но есть загадочные вещи, которые приходится разрешать самому читателю. Гедеон Спилет метким выстрелом из ружья убивает ягуара. Другом и помощником колонистов становится орангутанг Юп... Но на вулканическом острове, лежащем на 35-м градусе южной широты, не могут водиться ни ягуары, ни орангутанги! Какие ещё загадки вы увидели на острове? Чего ещё там быть не могло? Почему у писателя произошли эти ошибки? А может быть, это не ошибки?
(Задание можно предложить выполнить вместе с учителем географии.)
Примерный ответ
• Колонисты едят мясо тетеревов, глухарей. Там встречаются кенгуру, агути, пекари.
• Флора: деодары, сосны, драцены, эвкалипты.
• Жюль Верн намеренно собрал на своём острове флору и фауну... всего мира! Путешественники представили собой всё человечество, а остров Линкольна стал символом всего мира. Эти пятеро словно представляют всё разнообразие людей на Земле, они как бы человечество в миниатюре!
Заключительное слово учащихся-литературоведов
1. Его романы живут и живут, привлекая к себе внимание и любовь новых и новых поколений читателей. Более того, чем дальше мы уходим во времени от Жюля Верна, тем более значительной кажется нам в исторической перспективе его фигура.
Жюль Верн открыл в искусстве воистину новый мир, мир необычный и неожиданный, мир учёных, исследователей и инженеров; он воспел высокую поэзию науки, созидательного творческого труда.
2. Герой его — это всегда искатель, кем бы он ни был: инженером, как Сайрес Смит, путешественником и исследователем, как доктор Фергюссон или профессор Линденброк, учёным, как Жак Паганель...
Герой Жюля Верна — это благородный патриот, как лорд Гленарван и Матиас Шандор, это борец за свободу против любых форм угнетения, как капитан Немо.
3. Всеволод Рождественский писал о нём:
Опьянённый мечтою учёный,
Зоркий штурман, поэт и чудак.
4. Жюля Верна по праву называют писателем-энциклопедистом. Биографы говорят, что ещё в студенческую пору он начал вести особую картотеку, в которую заносил факты и сведения, почерпнутые из книг, научных статей, бесед с учёными. Архив писателя насчитывает более двадцати тысяч пронумерованных тетрадей, содержащих сведения по астрономии, физике, химии, геологии, а также истории и проблемам политической жизни. Естественно, что материал этот он использовал в своих книгах.
5. Писатель часто вводит в свои романы исторические и технические справки, автокомментарии, географические описания, всевозможные сведения из зоологии и ботаники. Роман (бессмертное произведение)ы Жюля Верна отсылают читателя то к школьному курсу истории, то к учебнику химии или физики.
6. Следя за захватывающими приключениями героев, читатель попутно узнаёт, как англичане покоряли Индию, как устроена подводная лодка или воздушный шар, чем отличается природа Южной Америки от природы Африки, сколько тысяч особей насчитывает класс жесткокрылых насекомых и почему у эвкалиптов расположение листьев позволяет солнечным лучам пронизывать насквозь крону деревьев.
Много интересного узнаём мы, читая романа Жюля Верна... Нужно всего лишь взять и открыть их.