«Гамлет»: задания к уроку


Как хочется учителю, чтобы дети полюбили и по-настоящему увлеклись тем, что любит он! Когда же это происходит, учитель чаще всего видит в том, что получилось, не результат труда, а чудесную случайность, малую искру, неожиданно брошенную одним из тысячи произнесённых на уроке слов. Всегда хочется не адаптировать, но актуализировать классический текст. Средств для этого достаточно: нужно лишь подробно читать, обращая внимание на детали. А в случае с «Гамлетом» мы ещё и устраиваем тщательный разбор истории — с драматургической точки зрения.

K первому уроку по трагедии Шекспира ученики должны были не только прочесть текст, но и сделать коллаж. Коллаж — удобная форма для определения того, как воспринят образ, своего рода “фоторобот”. Задание можно сформулировать так: “Покажите Гамлета, увиденного вашими глазами”.

Для выполнения коллажа нужны ножницы, клей, бумажная основа и старые журналы. Дальнейшее зависит от фантазии конкретного человека. В этих работах Гамлет может оказаться крайне привлекательным и, наоборот, отталкивающим персонажем, думающим или действующим, со шпагой, с книгой, с черепом… Единственное условие — автор должен аргументировано объяснить изображённое им, подкрепляя объяснение цитатами из текста.

Затем мы работаем собственно с построением пьесы. Начиная с пятого класса мы завели и постоянно пополняли так называемый драматургический словарик, поэтому к моменту изучения «Гамлета» большинство учеников уже вполне свободно владело терминологией.

Задание № 1. Разделите текст (пространство) пьесы на эпизоды (например: «Явление Призрака» —> «Приезд театра» —> «…») и определите, они связаны.

В процессе работы выясняется, что Шекспир в своей трагедии использует важный принцип: дей­ствие связывается монологами главного героя.

Вопрос. Чем монолог отличается от реплики?

Задание № 2. Работа с монологами Гамлета.

В тетрадях чертим заготовку для таблицы. Начинаем заполнять её в классе, но в целом эта работа — домашняя. В готовом виде таблица, возможно, будет выглядеть таким образом.