Написание разделительного ъ знака



Изучение написания

Разделительного ъ знака в начальных классах.

В начальных классах школьники часто допус­кают ошибки в написании слов с раздели­тельным ъ. Для усвоения правила с разде­лительным ъ с первого урока предлагаю де­тям определить сходство и отличие его от разделительного ь. В ходе сравнения дети устанавливают, что цель применения раз­делительных ъ и ь одинакова: чтобы соглас­ный звук не сливался с гласным. Отличи­тельные признаки записывают на доске по ходу наблюдений, дети же оформляют их в своих тетрадях.

ъ

ь

1) только после приста­вок на согласную

2) перед гласными бук­вами е, ё, ю, я

1) в корне

2) перед гласными буквами е, ё, и, ю, я

Убедилась, что наибольший результат достигается в том случае, когда наряду с правилом ис­пользуется таблица, систематизирующая все слова с разделительным ъ, которые встречаются в учебниках русского языка для. Если внимательно при­смотреться к этим словам, то заметишь, что большая их часть на темы "ездят" и "едят". Это позволило классифицировать слова с раз­делительным ъ.

Образование слов:

1) съезд, въезд, объезд, отъезд, подъезд, разъезд (с корнем - езд-);

2) съехал, въехал, объехал, отъехал, подъе­хал, разъехались (с корнем - ех-)

3) съезжает, въезжает, объезжает, отъез­жает, подъезжает, разъезжает (с корнем - езж-);

4) съел, въелся, отъелся, объелся, подъел, разъелся (с корнем - е - и суффиксом -.л-);

5) съедает, объедает, отъедает, подъеда­ет, разъедает (с корнем - ед-)

6) съёмка, объём, подъём, разъём (с кор­нем - ём-);

7) съёжился (с корнем - ёж-);

8) объявление, отъявленный (с корнем - яв-)

9) объяснение, разъяснение (с корнем - ясн-);

10) разъярённый (с корнем - яр-).

Не вошли слова субъективный, разъединить, предъюбилейный и некоторые другие. По желанию учитель может составить таблицу, однако это затруднит ее запоминание и усвоение младшими школь­никами.

Таблица используется и как демонстра­ционное пособие, и как индивидуальная кар­точка для каждого ученика, легко запоми­нается. В случае необходимости ее легко восстановить на доске вместе с учениками по следующим заданиям:

1) вспомните, после чего пишется разде­лительный ъ;

2) назовите две приставки из одной бук­вы, после которых пишется разделитель­ный ъ;

3) назовите две приставки из двух букв;

4) назовите две приставки из трех букв;

5) вспомните, чем похожи эти приставки (они оканчиваются на согласную);

6) назовите, перед какими гласными бук­вами пишется ъ;

7) назовите корни слов, которые начинают­ся с этих гласных.

Задания при работе с таблицей

1. Образуйте слова с разделительным ъ, используя все приставки.

2. Самостоятельная работа: кто больше слов придумает с

разделительным ъ?

3. Кто последний назовет слово с раз­делительным г.? (Выигравший получает смайлик.)

4. Придумайте 5 слов с разделительным а и разберите их по составу.

5. Образуйте глаголы с разделительным ъ и корнем - ех - (или другими корнями).

6. Образуйте имена существительные с раз­делительным ъ.

7. Образуйте имена прилагательные с раз­делительным ъ (подъёмный, объёмный и др.).

8. Образуйте разные части речи с раз­делительным ъ.

9. Просклоняйте имя существительное с разделительным ъ и корнем - езд - (или дру­гим корнем).

10. Назовите по таблице глаголы прошед­шего (настоящего, будущего) времени с раз­делительным ъ.

11. Измените по родам глагол прошедше­го времени с разделительным ъ.

12. Составьте рассказ, используя слова: школа, горка, воскресенье, лыжи, весело, ка­таться, объявление, подъезд, съезжать и др.

После неоднократного (4-5 раз) исполь­зования таких упражнений ошибки при написании слов с разделительным ъ встречаются крайне редко.