Управление трудовым коллективом в условиях кризиса

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

Кафедра Экономики

Курсовая работа

по дисциплине «Диагностика кризисного состояния предприятия»

Тема: «Управление трудовым коллективом в условиях кризиса»

Студент (гр.ЗАУ 05-42)

  

 

 

Ф.И.О., № зачетки

подпись

Дата

Руководитель

 

 

 

Ф.И.О.

подпись

Дата

Зарегистрировано

на кафедре

Ф.И.О.

Подпись

Дата

Минск 2009 г.

Содержание

Введение__________________________________________________________3

1. Теоретические основы управления персоналом в условиях кризиса_________6

1.1 Сущность и цели управления персоналом___________________________6

1.2 Принципы управления человеческим потенциалом кризисного предприятия_________________________________________________________8

1.3 Особенности управления персоналом в современной экономике_______10

1.4 Зарубежный опыт управления персоналом _________________________13

2. Анализ использования трудовых ресурсов на ЧПУП «СК «Передовик»_____18

2.1 Технико- экономическая характеристика предприятия _______________18

2.2 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами__________19

3. Направления повышения эффективности использования

трудовых ресурсов ___________________________________________________26

Заключение _______________________________________________________33

Использованная литература__________________________________________35

Введение

Наступление кризиса в организации определяется не тем, какими понятиями мы оперируем, а реальными тенденциями развития производства и экономики в целом, потребностями их периодической реконструкции. А глубина и характер кризиса зависят от управления, т. е. возможностей при решении проблем предвидеть и смягчать кризисы, использовать их во благо развития.

Элементарная задача фирмы, попавшей в кризисную ситуацию, - снизить расходы. В докризисной ситуации на большинстве предприятий наблюдалась избыточность персонала. В условиях кризиса сокращение его численности становится острой необходимостью. Нужен взвешенный, рациональный подход при увольнении персонала, отказе от выплаты доплат и надбавок, сокращении социальных льгот (бесплатные обеды, медицинское обслуживание и т.п.). Прямолинейные действия нередко приводят к плачевным результатам. Персонал меньшей численности не в состоянии справиться с резко увеличившимся объемом работ. Снижается заинтересованность в качественном выполнении функций, если перестают платить прежние надбавки, а сокращение социальных льгот уменьшает “преданность” фирме. Происходят снижение мотивации персонала и связанное с этим ухудшение качества труда. И не интересы фирмы, а поиск другой работы становится главным для работника.

Практика показывает, что важным фактором, который может способствовать осуществлению эффективного антикризисного управления, является хорошо подобранный, управляемый, быстро и гибко реагирующий на любые изменения во внешней среде персонал фирмы.

В последнее время появились публикации, в которых указывается на необходимость активизации работы персонала, анализируются взаимоотношения управляющих с персоналом и т.п. Исследуя причины, по которым производительность труда в российской экономике была в 8-9 раз ниже, чем в американской, зарубежные аналитики среди других причин указывают на недостаточное использование мотивации работников к производительному труду. Проблеме управления персоналом в зарубежных странах придается все большее значение даже в условиях антикризисного управления.

Между тем у нас на практике - все наоборот. Пытаясь защититься от свалившихся на фирму трудностей, администрация не стремится подключить к этой задаче трудовой коллектив.

Необходимо, чтобы корпоративные цели и ценности воспринимались трудовым коллективом как свои. Нужны, следовательно, их пропаганда, постоянная работа с коллективом. При этом в качестве условия появления заинтересованности в делах фирмы выступают объективная оценка результатов работы сотрудника и признание его заслуг руководством и коллегами, а также возможность проявления инициативы. Поэтому одна из важных задач антикризисного управления - превращение этой возможности в действительность. Типичным просчетом в работе с персоналом является недостаточная или безадресная информация. Коллектив должен знать суть антикризисной стратегии фирмы, понимать, в чем заключается и почему проводятся изменения в вознаграждении, быть уверенным в стимулирующем проявлении инициативы. Наличие нужной информации рождает доверие персонала и облегчает проведение непопулярных решений.

Зарубежный, да и отечественный опыт управления персоналом показывает, что реализация механизма антикризисного управления предполагает решение проблемы качества работников. Субъекты экономических отношений должны располагать высококвалифицированным персоналом, способным быстрее и эффективнее реагировать на изменения во внешней среде, принимать необходимые решения в сложных, кризисных ситуациях, в условиях дефицита времени.

Целью данной работы является рассмотрение управления персоналом в условиях кризиса, причин возникновения кризисных ситуаций.

Задачи работы:

- Рассмотреть теоретические подходы к проблеме управления персоналом в условиях кризиса;

- Раскрыть современные формы, методы и принципы управления персоналом в условиях кризиса;

- Предложить способы повышения эффективности управления персоналом ЧПУП «СК «Передовик».

1. Теоретические основы управления персоналом в условиях кризиса.

1.1 Сущность и цели управления персоналом

Термин «управление» - это всеобъемлющее понятие, включающее в себя действия всех лиц, принимающих решения, в которые входят процессы планирования, оценки, реализации проекта и контроля. В некотором смысле плановые и оперативные решения неразличимы, характерным признаком служит лишь порядок их следования. Будучи не в силах справиться со сложными и трудными проблемами, мы склонны заменять их более легкими.

Управление персоналом, — деятельность, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения организационных и личных целей.

Организационные цели традиционно стоят в центре управления персоналом, да и управления в целом. Обычно их связывают с обеспечением эффективности предприятия. И с этой точки зрения управление персоналом определяется как деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации.

Учитывая различные аспекты управления персоналом, характеристика общей модели эффективности этого рода деятельности должна включать следующие три параметра:

1) реализацию задач (экономическая эффективность):
производственная деятельность и вклад в общий успех организации;

2) восприятие труда (социальная эффективность): удовлетворенность

трудом, низкая текучесть кадров и потеря рабочего времени;

3) партиципацию, или участие (социальная эффективность): групповая идентификация, готовность к решению общих задач и сотрудничеству.

В научной литературе разработан вопрос об эффективности управления персоналом, ее конкретных, эмпирически проверяемых показателях. Так, А.С.Лифинец выделяет пять групп таких показателей, первые три из которых характеризуют экономическую эффективность, четвертый и пятый - социальную:

  1. эффективность результатов деятельности (общая экономическая
    эффективность, индикаторами измерения которой являются прибыль,
    рентабельность, производительность, рост оборота, качество удовлетворения
    спроса);
  2. материальная эффективность производственного процесса
    (индикаторы измерения: отклонения от плана, брак, рекламации,
    своевременность поставок, качество продукции);
  3. нематериальная эффективность производства (индикаторы
    измерения: точность и время решения проблемы, готовность к инновациям,
    преодоление, снятие неуверенности, определенность цели, точность и
    своевременность информации и др.);
  4. установки на труд (удовлетворенность трудом, инициатива, доля
    потерь рабочего времени, жалобы, способность брать на себя
    ответственность и др.);
  5. установки на отношения с другими сотрудниками (восприятие
    влияния, готовность к кооперации, дружба, согласие, уважение, доверие,
    групповая сплоченность и др.).

Экономическая и социальная эффективность могут, как дополнять и усиливать друг друга, так и противоречить друг другу. Важная задача управления персоналом состоит не только в их повышении, но и в оптимизации их взаимоотношения на базе, прежде всего, экономической эффективности, организационных целей.

Итак, управление персоналом, учитывая рассмотренные категории, его характеризующие, можно определить как деятельность по обеспечению организации необходимым количеством сотрудников требуемой квалификации и качества в целом, их мотивации и использования в целях деловой (прежде всего экономической), а также социальной эффективности.[1, с.77-83]

1.2 Принципы управления человеческим потенциалом кризисного предприятия

Для сохранения конкурентоспособности предприятия в условиях трансформирующейся экономики необходимо, наряду с управлением технологией производства, эффективно управлять имеющимися кадрами, а также в случае необходимости получать соответствующее число работников с надлежащим уровнем квалификации. Одной из основных предпосылок к конкурентоспособности предприятия в условиях трансформирующейся экономики являются прогрессивные методы управления человеческим потенциалом. Исходя из этого следует пересмотреть существующие и разработать новые модели развития и использования человеческих ресурсов, которые были бы адекватны состоянию регрессивного развития современной экономики и гармонично вписывались в систему моделей механизма стратегического управления. Под кризисным предприятием понимается производственная система, находящаяся в предбанкротном состоянии и требующая внедрения комплекса мер и инструментариев, направленных на решение совокупности проблем по выводу данной производственной системы из кризиса. В процессе управления персоналом предприятия решаются задачи анализа, диагностики, прогноза, выработки управляющих воздействий, которые по ряду характеристик следует отнести к классу слабо формализованных задач. Это и обуславливает применение методов экономико-математического моделирования в процессе управления персоналом предприятия.

Менеджер, работающий с производственными подразделениями над установлением целей и ожидаемых результатов, должен предоставлять исходную информацию и поддерживать обратную связь, осуществлять инструктирование и обучение, анализировать результаты и производить стимулирование. Процесс управления трудовой деятельностью является элементом общей стратегии предприятия и необходим для того, чтобы упорядочить процедуру выполнения производственных функций каждым работником, объединить в единое целое вопросы стратегического управления и оперативной работы на уровне конкретного исполнителя. Эти цели вытекают из стратегического плана предприятия. Иными словами система управления персоналом направлена на установление связи между стратегиями, индивидуальными целями и критериями эффективности труда на всех уровнях иерархии производства.[1, с.96]

Соответствие стратегии управления персоналом глобальной стратегии развития предприятия — важнейший аспект менеджмента персонала в рамках антикризисного управления предприятием. Наступательная или же оборонительная тактика управления предприятием в рамках антикризисной программы выдвигает определенные требования к характеристикам персонала и предполагает выделение особенностей следующих управленческих воздействий: отбор и расстановка кадров, вознаграждения и поощрения, оценка, развитие и обучение, перемещения и продвижения. Стратегию управления производством и место в ней персонала можно представить следующим образом:

S=<Tm,Rn,Pk>, где

Tm - стратегия управления технологией производства;
Rn - стратегия использования ресурсов;
Pk - стратегия управления квалифицированным трудом персонала.

Принципы управления персоналом в рамках антикризисного менеджмента отражаются в следующих положениях:

  1. Приведение в соответствие профессионально-качественного уровня персонала инновационным процессам предприятия.
  2. Управление производительностью труда персонала.
  3. Инновационная деятельность, подразумевающая интенсивную реализацию качественно новых подходов к технологиям, производству, продукции является одним из эффективных путей выхода из кризиса. Совершенствование управления персоналом также следует отнести к инновационным процессам. В свою очередь персонал, в частности управленческое звено, является одним из источников новшеств. Каждое инновационное мероприятие следует рассматривать в аспекте его соответствия качественному уровню подготовленности персонала. Поэтому управляющее воздействие на развитие предприятия можно представить в виде инновационных компонент[2, с.112-115]:

Rиннов=<Rm,Rn>, где

Rm - содержательный продуктово-технологический аспект инновации;

Rn - управленческое решение, направленное на согласование характеристик персонала с требованиями производственно-технологического развития Rm.

1.3 Особенности управления персоналом в современной экономике

Для управления человеческими ресурсами характерно рассмотрение персонала как одного из важнейших ресурсов организации, необходимого для достижения всех ее целей, в том числе стратегических. Сотрудники -важнейшее достояние организации, которое надо сохранять, развивать и использовать для успеха в конкурентной борьбе. От характера персонала непосредственно зависят экономические и другие возможности организации. Поэтому к персоналу необходим интегрированный подход с точки зрения всей организации как системы. Интегрирование управления персоналом в общую стратегию организации - важнейшее отличие управления человеческими ресурсами от управления кадрами. При этом любые управленческие решения должны учитывать человеческий аспект, т.е. возможности людей и влияние на персонал.

Управление человеческими ресурсами наиболее полно и широко используется в коммерческом секторе. Компании, практикующие управление человеческими ресурсами, как правило, отличаются более высокой эффективностью, близостью к рынку, большей степенью удовлетворения потребностей потребителей. В таких организациях лучше система мотивации и карьерные перспективы, меньше несчастных случаев, прогулов, ниже текучесть персонала, выше удовлетворенность трудом.

Основные отличия современного, более высокого этапа управления персоналом от традиционного управления достаточно детально представлены в таблице 1.

Таблица 1. Особенности управления человеческими ресурсами

Управление кадрами

Управление человеческими ресурсами

Вертикальное управление подчиненными, «кадры» - отдельная функция

Горизонтальное управление и забота о всех ресурсах, акцент на формирование команды

Централизованная кадровая функция, которую выполняет «отдел кадров»; специалисты планируют, мотивируют и т.д. Персоналом же управляют линейные руководители

Децентрализованная кадровая функция реализуется в линейном управлении. Последнее отвечает за управление всеми ресурсами подразделения и за достижение целей. Специалисты по персоналу оказывают поддержку линейному менеджменту.

Кадровое планирование – следствие производственного плана и реакция на него, связь односторонняя.

Планирование человеческих ресурсов полностью интегрировано в корпоративное планирование; связь двусторонняя.

Цель - обеспечить наличие нужных людей в нужном месте, в нужное время и освобождение ненужных людей. С сотрудниками обращаются как с «фактором производства», их «расставляют», как фигуры в шахматах.

Цель - совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и потенциалов со стратегией и целями компании. С сотрудниками обращаются как с объектом корпоративной стратегии и инвестиций, фактором преимущества в конкурентной борьбе.

Кадровая политика направлена на достижение компромисса между экономическими и социальными партнерами.

Управление человеческими ресурсами нацелено на развитие целостной, сильной корпоративной культуры и балансирование текущих потребностей интегрированной организации с окружающей деловой средой.

В силу первостепенной важности персонала управление человеческими ресурсами обычно входит в сферу компетенции непосредственно президента компании или его первого заместителя. Высшая администрация и линейные менеджеры всех уровней непосредственно участвуют в управлении персоналом, прямо соединяя данную функцию со всей стратегией организации. Это означает, что усилия руководителей, действующих в единстве со службой персонала, сосредотачиваются на привлечении, отборе, продвижении, стимулировании, рациональном использовании, развитии и сохранении в данной организации сотрудников, соответствующих ее потребностям и стратегических целям.

Наиболее важными элементами реального управления человеческими ресурсами являются: акцент на качество привлечения, найма и развития сотрудников; применение коллективных, групповых методов организации труда в целях формирования благоприятного климата для делегирования компетенции и ответственности, а также сотрудничества работников.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что суть современного этапа в управлении персоналом составляют:

  1. предоставление управления человеческими ресурсами высшему
    уровню руководства организацией;
  2. его вовлечение в определение стратегии и организационной
    структуры компании;
  3. участие всех линейных руководителей в реализации единой
    политики и решении задач в области управления персоналом;
  4. интеграция деятельности менеджеров по персоналу и линейных
    руководителей, постоянное участие первых в качестве советников вторых
    при решении вопросов, связанных с персоналом, во всех подразделениях и на
    всех уровнях корпорации;
  5. системное, комплексное решение вопросов управления персоналом
    и всех других стратегических задач на основе единой программы
    деятельности организации.

Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора оптимальных технологий и методов работы с людьми.[3, с.137-145]

1.4 Зарубежный опыт управления персоналом

США.

Многие авторы отмечают, что в 80-е годы в американском менеджменте произошли существенные изменения, которые обусловили переход к новым структурам управления и перераспределению приоритетов при принятии управленческих решений, в том числе и касающихся управлению персоналом. На первый план в крупнейших компаниях теперь выдвигаются задачи стратегического планирования, основанного на постановке реализации долгосрочных целей. Тем не менее, кадровая политика в американских фирмах строится на более или менее одинаковых принципах по следующим направлениям.

1. Подбор кадров. Общими критериями по подбору кадров являются: образование, практических опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе. Руководящие кадры в фирме назначаются. Особую трудность вызывают обеспечение квалифицированными рабочими кадрами по таким профессиям как наладчики, инструментальщики, ремонтный персонал.

2. Условия труда. Внедрение амортизации в производство внесло существенные изменения в условия труда персонала: замена жестких перечней профессий и должностных инструкций более широкими, более приемлемыми и удобными для работников; уменьшение объема работы в центральных службах и сокращение административного аппарата; переход на гибкие оплаты труда; объединение инженеров, ученых и производственников в сквозные (от конструирования до изготовления изделий) коллективы – проектно – целевые группы.

Внедрение автоматизации в производство создает устойчивость, стабильность. Хотя компьютеры и требуют творчества от немногих лиц, они означают стандартизацию работ для многих работников.

Япония.

Заметим, что американский стиль управления существенно отличается от японского. Так, в американских компаниях ответственность каждого работника четко определена и каждый руководитель несет личную ответственность за выполнение установленных показателей в условиях директивного планирования, в то время как в японских компаниях предусматривается коллективная ответственность за выработку, принятие и исполнение решений. Другая особенность состоит в том, что зарубежные филиалы американских корпораций более свободно использует капитал, технологию, управленческий опыт материнской компании. В правовом отношении подавляющее большинство зарубежных фирм американских ТНК – это дочерние компании, подчиняющиеся местным законам, тогда как у японских ТНК преобладают филиалы со 100% участием японского капитала и полным контролем за их деятельностью со стороны материнской компании. Особенностью организации управления в компаниях Японии является то, что они первостепенное значение придают совершенствованию стиля и методов управления. Японские компании, как правило, более централизованы, чем американские и западноевропейские. Однако в рамках высокой централизации широко распространены принципы согласования, координации действий, выработки и принятия решений после их тщательного предварительного обсуждения и одобрение исполнительским звеном. Считается, что японский стиль управления, основанный на принятии групповых решений, является более эффективным, поскольку предполагает:

1. Участие среднего звена управления в выработке решений путем согласования и обсуждения проектов решений не только с руководителями, но и с персоналом соответствующих подразделений;

2. Соблюдение принципа единогласия в принятии решений;

3. Использование специфической системы управления персоналом, предусматривающей в основном пожизненный наем работников, продвижение по службе и повышение заработной платы за выслугу лет, социальное обеспечение по старости и болезни;

4. Постоянное совершенствование искусства управления, в том числе – управления персоналом.

В Японии существует своя специфика в управлении персоналом, которая основывается на следующих особенностях: пожизненный найм работников или найм на длительный срок; повышение заработной платы с выслугой лет; участие работников в профсоюзах, которые создаются в рамках фирмы (а не отрасли, как в США).

Можно выделить следующие основные принципы японского типа управления:

1. Переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирм и работников: высокая зависимость работника от своей фирмы, представление ему значительных специальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность защищать ее интересы;

2. Приоритет коллективного начала перед индивидуализмом, поощрение кооперации людей внутри фирмы, в рамках разного рода небольших групп, атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов;

3. Поддержание баланса влияния и интересов трех основных сил, обеспечивающих функционирование фирмы: управляющих, остальных работников и инвесторов;

4. Способ формирования связей между фирмами – деловыми партнерами, в том числе между поставщиками и покупателями продукции.

Таким образом, система управления персоналом в Японии предполагает гарантии занятости; привлечение новых работников, их подготовку; оплату труда в зависимости от стажа работы; гибкую систему заработной платы.

Гарантированная занятость обеспечивается в Японии в определенной степени системой пожизненного найма, которая распространяется на работников до достижения ими 55-60 лет. Эта системы охватывает примерно 25-30% японских рабочих, занятых в крупных фирмах. Однако в случае резкого ухудшения финансового положения японские фирмы все равно проводят увольнения; по поводу гарантий занятости официальных документов нет. Тем не менее, считается, что гарантированная занятость, предоставляемая японскими фирмами своим работникам, лежит в основе тех успехов, которых не удалось добиться в области повышения уровня производительности труда и качества продукции, в обеспечении лояльности работников по отношению к своей фирме.

На первом месте в японской фирме – персонал. Есть кое-что общее, что объединяет руководителей всех японских фирм.

Во-первых, это активность в ознакомлении с состоянием дел во всех подразделениях, с функционированием всех служб. Их принцип: «Когда у тебя в подчинении 100 человек, надо быть среди них. Когда – 1000 – можешь занять место в центре, если же руководишь 10000, будь на некотором удалении, но там, откуда все видно». Вторая черта японского стиля – настойчивое стремление к тому, чтобы работники фирмы совершенствовали свое профессиональное мастерство. Третьей чертой японского стиля следует признать энергичное поощрение инициативы. Без инициативы, считают японцы, нельзя в современных условиях руководить ничем. Они следят, чтобы в споре всегда было можно найти как можно больше точек сближения. Но нужно отметить, что у японцев – специфическая философия воспитания духовных ценностей работников, которая распространяется в сущности не только на всю страну, но и на их филиалы за рубежом. Эта философия глубоко национальна и пропитана националистическим духом.

На первом месте в японской фирме стоит качество исполняемых функций, а не кратковременная прибыль. Главный человек – потребитель, то есть всегда нужно стоять на точке зрения конечного пользователя. Самое первое в работе – уважать собственных сотрудников и давать им возможность иметь собственное мнение, избегая любого возможного их унижения. Функциональное управление должно строиться на беспрекословном подчинении младшего старшему, вызывая одновременно чувство необходимости контроля и самоконтроля.

На мой взгляд, процесс адаптации опыта управления кадровой системой зарубежных фирм, предприятий, корпораций и т.д. к нашим, условиям происходит сейчас достаточно постоянно. Поэтому данный процесс невозможно заключить в какие-то временные рамки, так как он порожден рыночными отношениями и воздействием рынка на систему управления персоналом, на рынок труда в целом. Может быть он идет недостаточно активно, но замечено, что предприятия-лидеры, имеющие наибольшие успехи, берут на вооружение те или иные зарубежные принципы ведения кадровой политики.[3, с.155-164]

2. Анализ использования трудовых ресурсов на ЧПУП «СК «Передовик».

2.1 Технико- экономическая характеристика предприятия

Частное сельскохозяйственное производственное унитарное предприятие «Свиноводческий комплекс «Передовик» организовано 1 августа 2007 года.

Предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.

Органом управления предприятия является директор, который действует на принципах единоначалия.

Предметом деятельности ЧПУП «Свиноводческий комплекс «Передовик» является производство свиней на убой. Проектная мощность предприятия - 24000 среднегодового поголовья свиней.

Целью деятельности предприятия является насыщение беларуского рынка качественной мясной продукцией через предприятия торговли, обеспечение эффективной работы предприятия и на этой основе получения постоянного прироста прибыли, необходимого для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива.

На территории комплекса находится свиноводческий племзавод, племенная свиноферма.

До июля 2006 года свинокомплекс работал с прибылью. По итогам работы за 2007 год убыток составил 510 млн. рублей по причине непаритета цен на покупные комбикорма, энергоносители и т. п. Несоизмеримо с доходами от реализации продукции свиноводства выросла задолженность предприятиям комбикормовой промышленности и энергоснабжающим организациям. В связи с этим предприятие вынуждено закупать корма за пределами РБ – в частности ОАО “Ушачский КХП” РФ и ОАО “Млибор” Украина, где корма дешевле на 30-40%.

Производство валовой продукции в 2008 г. по сравнению с 2007 г. снизилось на 2,1% ввиду того, что за исследуемый период снизилось поголовье свиней с 23950 тысяч голов в 2007 году до 23450 тысяч голов в 2008 году. Что касается прибыли от реализации, то в 2007 г. в силу вышеупомянутого явления (сокращение численности поголовья) наблюдается убыток, который составил 140 593 000 руб.

По сравнению с 2007 годом в 2008 году наблюдается значительное снижение численности работников. Так, если в 2006 году среднесписочная численность работников составляла 577 человека, то в 2008 году этот показатель остановился на отметке 527 человек, что составляет 89% от первоначального состава работников за этот период. Динамика этого показателя отражает общеотраслевую тенденцию сокращения численности работников из-за наличия ряда факторов, к числу которых можно отнести низкий уровень оплаты труда, плановое сокращение численности, а также увольнения из-за несоблюдения условий трудового договора.

2.2 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

Приступая к анализу использования трудовых ресурсов, необходимо определить среднюю обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами за последние три года. Данные о кадровом составе хозяйства представлены в таблице 2, где показана средняя обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами.

Таблица 2. Обеспеченность свинокомплекса трудовыми ресурсами.

Категории

персонала

2006г

2007г

2008г

Темп роста, %

2007 к 2006 2008 к 2007

Всего

577

588

527

101,9

89,6

В т.ч. основная деятельность

459

457

447

99,6

98,2

из нее:

Рабочие

(колхозники)

391

390

387

99,7

99,2

В т.ч. рабочие, занятые в:

животноводстве

142

140

137

98,6

97,9

Из них:

обслуживающие

КРС

40

41

39

102,5

95,1

обслуживающие

свиней

90

89

88

98,9

98,9

прочие

10

9

8

90,0

88,9

Из них:

трактористы

20

22

21

110,0

95,5

шоферы

35

35

34

100,0

97,1

рабочие на конно-ручных работах

168

163

163

97,0

100,0

рабочие ремонтных мастерских

35

30

32

85,7

106,7

Служащие

68

65

60

95,6

92,3

из них:

руководители

10

11

9

110,0

81,8

специалисты

58

54

51

93,1

94,4

Не основная

деятельность

118

131

80

111

60,2

Как видно по данным таблицы численность работников в 2008г персонала основной деятельности имеет тенденцию к снижению. Так, в 2007 по отношению к 2006 году этот показатель снизился на 0,4%, а в 2008 году по отношению к 2007 году – на 1,8 %. Численность рабочих тоже снизилась как к 2006 году, так и к 2007 году, и составила 99,7% и 99,2% соответственно. А темп роста численности рабочих, обслуживающих свиней, остается неизменным и составляет 98,9%. Наблюдается рост рабочих ремонтных мастерских на 6,7% в 2008г.к предыдущему году. Численность рабочих на конно-ручных работах в 2008г по сравнению с 2007 годом осталась неизменной и составляет 163 человека, хотя по сравнению с 2006 в 2007 г она снизилась на 3%. Наблюдаемое явление говорит о том, что на предприятии проводится политика, направленная на обеспечение трудовыми ресурсами тех видов деятельности, которые в данный момент наиболее полно отвечают потребностям предприятия и сокращение избыточного персонала там, где происходит сокращение производства. Наблюдается снижение численности служащих как к 2006 году, так и к 2007 году. Однако численность руководителей в 2007 году увеличилась на 10%, но в 2008 году сократилась на 18,2%.

В процессе анализа необходимо изучить изменение структуры персонала, что проиллюстрировано данными таблице 3.

Таблица 3. Структура трудовых ресурсов.

Категории персонала

 

Структура персонала

2006г.

2007 г.

2008 г.

Количество, чел.

Удельный вес, %

Количество, чел.

Удельный вес, %

Количество, чел.

Удельный вес, %

Всего работников

577

100

588

100

527

100

Персонал основной деятельности, всего

459

79,55

457

77,72

447

84,82

в том числе:

 

 

 

 

 

 

рабочие

391

67,76

390

66,33

387

73,43

руководители

11

1,9

10

1,7

9

1,71

специалисты

58

10,05

57

9,69

51

9,68

Не основная деятельность

118

20,45

131

22,28

80

15,18

Данные этой аналитической таблицы показывают, что на анализируемом предприятии удельный вес рабочих в 2008 году увеличился по сравнению с 2007 годом и составил 73,43%, в то время как в 2007 и 2006 годах этот показатель составлял 66,33% и 67,76% соответственно. Происходит снижение численности и удельного веса руководителей и специалистов. Так, в 2006 году удельный вес руководителей в общей численности работников составлял 1,9%, а в 2008 году – 1,71%, а специалистов – 10,05% и 9,68% соответственно. Это может являться результатом отсутствия специалистов необходимой квалификации.

Следует проанализировать и качественный состав трудовых ресурсов по возрасту, полу, образованию.

Таблица 4. Качественный состав трудовых ресурсов по полу.

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Количество, чел.

Удельный вес, %

Количество, чел.

Удельный вес, %

Количество, чел.

Удельный вес, %

Всего, чел.

577

100

588

100

527

100

женщины

294

50,95

302

51,36

271

51,42

мужчины

283

49,05

286

48,64

256

48,58

Итак, половой состав на протяжении трех лет изменялся не сильно. Так, доля женщин возросла с 50,95% в 2006 году до 51,42% в 2008 году. Из приведенных данных видно, что немного больший удельный вес в структуре работников занимают женщины.

Далее сгруппируем работников предприятия по возрасту.

Таблица 5. Качественный состав трудовых ресурсов по возрасту.

Возраст

2006

2007

2008

Численность работников, чел.

уд. вес, %

Численность работников, чел.

уд. вес, %

Численность работников, чел.

уд. вес, %

 

577

100

588

100

527

100

16-24

42

7,22

48

8,23

46

8,72

25-29

83

14,33

91

15,43

80

15,26

30-39

139

24,05

154

26,14

139

26,43

40-49

99

17,15

91

15,47

86

16,35

50-54

191

33,14

185

31,49

159

30,22

55 и старше

24

4,11

19

3,24

16

3,02

Из данных таблицы видно, что возрастная структура такова, что больший удельный вес составляли работники от 25 до 49 лет, что говорит о том, что на предприятии нашли неплохое сочетание энергии молодости и опыта зрелости. С другой стороны, наметилась тенденция к омоложению состава работников, что имеет как положительные (новый уровень образования), так и отрицательные (недостаток опыта) стороны. Также наметилась тенденция к снижению доли работников предпенсионного и пенсионного возраста, что говорит о замене «советского » поколения работников «рыночным».

В следующей таблице работники сгруппированы по уровню образования.

Таблица 6. Качественный состав трудовых ресурсов по уровню образования.

Уровень образования

2006

2007

2008

Численность работников, чел.

Удельный вес, %

Численность работников, чел.

Удельный вес, %

Численность работников, чел.

Удельный вес, %

 

577

100

588

100

527

100

высшее

34

5,91

35

5,95

27

5,14

средне-специальное

95

16,52

102

17,43

96

18,17

среднее

398

68,9

395

67,17

352

66,75

базовое и начальное

50

8,67

56

9,45

52

9,94

Итак, что касается образования, то большинство работников во всех анализируемых годах имеют среднее образование: в 2006г - 398 человек, в 2007г. – 395 человек и в 2008 г – 352 человека или 68,9; 67,17 и 66,75 %% соответственно. Меньше всего людей с высшим образованием. Так, в 2006 году этот показатель составлял 5,91%, а к 2008 году снизился до 5,14%. Увеличивается доля работников с базовым и начальным образованием с 8,67% до 9,94%. Анализ структуры работников по уровню образования выявил такие тенденции, как снижение доли работников с высшим образованием и рост доли работников, имеющих базовое и начальное образование.

Таким образом, представленные выше показатели отражают общеотраслевую тенденцию в обеспечении производства кадрами, в частности, непривлекательностью сферы деятельности для молодых специалистов ввиду низкого уровня оплаты труда.

Наиболее ответственный этап в анализе обеспеченности предприятия рабочей силой — изучение ее движения. Анализ движения численного состава работников предприятия должен дополнить анализ персонала в целом, чтобы выявить основные тенденции его развития как фактора производства. Данные для изучения движения рабочей силы приведены в таблице 7.

Таблица 7. Динамика изменения численности персонала

Показатели

2006

2007

2008

Плановая численность персонала

590

600

580

среднесписочная численность

работающих

577

588

527

Принято на предприятие

52

59

33

Выбыло с предприятия

62

66

108

В том числе:

на учебу

---

---

1

в вооруженные силы

---

3

---

на пенсию и по другим причинам,

предусмотренным законом

8

12

9

по собственному желанию

39

37

82

за нарушение трудовой дисциплины

15

14

17

Кол-во работников, проработавших весь год

515

522

419

Коэффициенты оборота:

по приему

0,09

0,1

0,063

по выбытию

0,107

0,112

0,205

Коэффициент текучести

0,094

0,087

0,188

Коэффициент постоянства

персонала предприятия

0,893

0,8878

0,795

По всем анализируемым годам наибольшее число увольнений происходило по собственному желанию. Это было связано с низкой оплатой труда. Количество уволившихся по собственному желанию в 2008 г. составляет 82 человека, что в два раза выше по сравнению с предыдущими годами, где этот показатель равен в 2006 г. 39 человек и в 2007 г. 37 человек.

Тщательному изучению должно подвергнуться выбытие работников за нарушение трудовой дисциплины, так как это связано с нерешенными социальными проблемами и в первую очередь с таким социальным злом, как пьянство, хищение и т. п. Так, за нарушение трудовой дисциплины в 2008 г. было уволено 17 человек, что выше, чем в 2006 и в 2007 гг. Причинами таких увольнений являются выходы на работу в нетрезвом состоянии, постоянные опоздания, прогулы без уважительных причин, а также возрастающее число краж.

Итак, показатели обеспеченности предприятия ещё не характеризуют степень их использования и, естественно, не могут являться факторами, непосредственно влияющими на объем выпускаемой продукции. Выпуск продукции зависит не столько от численности работающих, сколько от количества затраченного на производство труда, определяемого количеством рабочего времени, от эффективности общественного труда, его производительности.

  1. Направления повышения эффективности использования

трудовых ресурсов

Поскольку естественной мерой труда является время, то повышение производительности труда представляет собой сокращение рабочего времени, общественно необходимого для производства данного продукта.

Добиться повышения производительности труда можно путем:

а) увеличения выпуска продукции за счет более полного использования производственной мощности предприятия.

б) сокращения затрат труда на ее производство путем интенсификации производства, повышения качества продукции, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства, более совершенной техники и технологии производства, сокращения потерь рабочего времени за счет улучшения организации производства, материально-технического снабжения и других факторов в соответствии с планом организационно-технических мероприятий.

Переход экономики сельского хозяйства к рынку может быть обеспечен лишь на базе высокопроизводительного труда, так как эффективность труда — единственный источник прироста объемов сельскохозяйственной продукции.

Для этого необходимо, прежде всего, поэтапно решить две задачи:

  • оживление трудовой активности населения и деловой активности руководителей предприятий, что позволит достичь необходимого уровня производства и производительности труда;
  • стимулирование инноваций для технического оснащения и перевооружения сельскохозяйственного производства. Понятно, что последняя задача является долгосрочной и может быть решена в более отдаленной перспективе.

Основными направлениями роста среднечасовой выработки рабочих. могут стать:

  • рост фондовооруженности труда;
  • повышение удельной заработной платы и премий, переход на прогрессивную почасовую систему оплаты,
  • интенсификация поиска и реализации резервов роста часовой выработки

Основными направлениями повышения числа рабочих дней в отчетном периоде являются:

  • ликвидация простоев.
  • реализация системы двойной оплаты за работу в сверхурочное
    время;

Основными направлениями повышения продолжительности рабочего дня являются:

  • ликвидация внутрисменных простоев;
  • увеличение на договорной основе с работником и профсоюзом про-
    должительности рабочего дня;
  • оптимизация режима труда и отдыха.

Повысить численность рабочих в структуре промышленно-производ-ственного персонала предприятия можно следующими способами:

  • сокращение до минимума, а то и
    полная ликвидация непроизводственного персонала, выделение в
    самостоятельные, в том числе малые предприятия непроизводительныхзвеньев;
  • организация рабочих бригад и временных рабочих коллективов с наделением их широкими правами самоуправления, но и высоким уровнем ответственности, в первую очередь материальной.

Немаловажное влияние на рост производительности труда оказывает эффективное использование трудовых ресурсов. Согласно социологическим исследованиям установлено, что в настоящее время в полную силу трудится треть работников сельского хозяйства. Столь отрицательная ситуация сложилась в результате плохой организации труда, недостатков в системе материального стимулирования, низкой эффективности управления производством.

Для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, роста производительности труда в сельском хозяйстве необходимо:

- устранить различия между существующими социальными, культурно-бытовыми и материальными условиями жизни работников сельского хозяйства и современными требованиями к ним;

- переход к многоукладной экономике, базирующейся на различных формах собственности и хозяйствования, что повлечет за собой более рациональное использование материальных и трудовых ресурсов;

- создание на сельскохозяйственных предприятиях цехов по переработке продукции сельского хозяйства и производству промышленных товаров из местного сырья, филиалов промышленных предприятий и пр.

Сочетание сельскохозяйственного и промышленного труда на селе даст возможность в районах с избытком рабочей силы полнее использовать имеющийся трудовой потенциал, а там, где ее не хватает, уменьшить темпы миграции и стабилизировать трудовые коллективы в хозяйствах.

Кроме того, состав рабочей силы по структуре и профессиональной подготовке не отвечает требованиям современного производства. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации работников сельского хозяйства должна ориентироваться на подготовку специалистов для работы в рыночных условиях. Это обеспечит рост производительности труда и будет способствовать сокращению общей потребности предприятия в трудовых ресурсах.[6, с.96-102]

Итак, поскольку ЧПУП «Свиноводческий комплекс «Передовик» является предприятием сельскохозяйственного производства, то наблюдается сезонность использования трудовых ресурсов. А это является одной из причин неполного их использования.

Интенсивное использование трудовых ресурсов заключается в повышении эффективности живого труда на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствования организации труда и производства и т. п. (в том числе и за счет интенсификации труда).

Важным фактором роста производительности труда становится повышение образовательного и квалификационного уровня работников. На нашем предприятии наблюдается недостаток в трудовых ресурсах высшего образования (они составляют всего лишь 5,14%). Поэтому при принятии на работу следует уделять значительное внимание людям с высшим образованием. Так как даже дополнительное вовлечение в производство работников (но с более высоким уровнем квалификации) может обеспечить значительный рост производительности труда за счет квалификации и привести к высвобождению работников в большей мере, чем первоначальное увеличение их численности. Необходимо более полно совершенствовать систему подготовки и переподготовки кадров, полно использовать квалификацию работников, отправлять людей на курсы повышения квалификации, а также стимулировать повышение квалификации кадров (больше платить работникам с высшим образованием).

На предприятии наблюдается текучесть кадров. Важным резервом улучшения использования труда является сокращение текучести кадров. Значительные возможности экономии труда кроются при этом в сокращении перерывов в работе при переходе с одного места работы на другое. Эффективность труда снижается за счет текучести кадров и вследствие того, что во время, которое предшествовало увольнению, и в начале работы на новом месте у работника снижается производительность труда. Но речь идет не о полном устранении текучести кадров, а о достижении ее оптимальной величины. На предприятии мы наблюдаем увеличение коэффициента текучести в 2008 году по сравнению с остальными. Чтобы сократить текучесть кадров, необходимо прежде всего улучшить социально-экономические и производственные условия труда. Необходимо как можно больше сократить, а в дальнейшем и вытеснить, ручной, малоквалифицированный и тяжелый физический труд путем комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Нужно улучшить обслуживание рабочих мест, санитарно-гигиенические условия труда. Например, в ремонтных мастерских комплекса и с/х отделения необходимо оборудовать электросварочные посты с устройством местной вытяжной вентиляции. Рабочим, работа которых связана с вредными условиями труда, нужно выдавать бесплатно некоторые пищевые продукты. На предприятии выдают молоко, можно еще выдавать майонез или другие равноценные продукты.

Для закрепления рабочих на предприятии можно внедрить систему профессионально-квалификационного продвижения. Планомерное перемещение молодых рабочих от менее престижных рабочих мест, на которых они должны проработать определенное время, к более содержательным видам труда на основе нормативных сроков пребывания на этих работах повышает интерес к работе, увеличивает заработки и способствует сокращению текучести. Необходимо предусмотреть ряд поощрительных мер за непрерывный стаж работы (например, увеличить продолжительность дополнительного отпуска за продолжительный стаж работы до 5-7 дней (на предприятии он составляет от 1 до 4 дней), увеличить материальные и моральные стимулы к труду. Например, женщинам на 8 Марта можно подарить, сувениры, за высокие достижения в труде предусмотреть ряд поощрительных выплат. Дополнительными льготами и социальными гарантиями для молодых специалистов могут стать выплата по месту работы «подъемных» в размере до шести месячных окладов, предоставление бюджетного кредита для строительства (приобретения) жилья молодым специалистом.

Необходимо совершенствовать систему оплаты труда (так как в основном из-за низкой оплаты труда происходит увольнение работников), премиальную систему. Оплата труда должна являться стимулом для повышения квалификации труда и теоретического уровня. Например, можно, где это будет выгодно, заменить повременно-премиальную систему оплаты труда на сдельно-премиальную. Это нужно сделать на тех работах, где можно установить нормативы.

В первую очередь, необходимо увеличить число рабочих с фактического количества до плана, то есть до 400 человек. Предприятие может дать объявление в газету, что ему требуются рабочие. Можно заключить договор с какими-нибудь учебными заведениями, в том числе высшими, чтобы по окончании учебы студентов направляли на данное предприятие. Нужно давать поступающим в учебные заведения целевые направления.

Необходимо уменьшить неявки по болезни. Для этого нужно соблюдать санитарно-гигиенические нормы, организовать работникам горячее питание. Особо важным является предоставление путевок в различные санатории, профилактории. Если работник на протяжении года не был на больничном, то ему можно к отпуску добавить дополнительные дни. На предприятии необходимо постоянно приобретать все необходимые медикаменты для пополнения аптечек, обеспечить периодические медицинские осмотры работающих.

На предприятии также существуют и потери рабочего времени, как внутрисменные, так и целодневные. Уменьшение потерь рабочего времени по причинам, зависящим от трудового коллектива, является резервом увеличения производства продукции, которая не требует дополнительных капитальных вложений и позволяет быстро получить отдачу. На нашем предприятии они составляют, как отмечалось ранее, 15673,5 чел.-ч. Чтобы сократить эти потери, необходимо укрепить трудовую дисциплину, что является необходимым фактором подъема эффективности производства. Нужно более полно вести учет рабочего времени на предприятии, так как в отчетности учитываются обычно лишь оплачиваемые потери рабочего времени. Важно сократить невыходы на работу с разрешения администрации, устранить прогулы. Необходимо бороться со злостными прогульщиками. Например, можно сократить их отпуск не на число дней прогула, а немного больше или на некоторое время (на несколько месяцев) перевести их на нижеоплачиваемую работу. Можно установить лимит прогулов, превышение которого влечёт за собой увольнение работников. Нужно организовать спортивно-массовое движение, заинтересовать в этом работников, чтобы у людей не было свободного времени на распитие спиртных напитков. Это поможет сократить выходы на работу в нетрезвом состоянии, также невыходы по причине алкогольного опьянения. Таким образом, можно укрепить и трудовую дисциплину. Целесообразно повысить материальную ответственность работников за ущерб, причинённый по их вине предприятию. За хищение собственности необходимо не лишать работников 100% премии за 3 месяца (как это предусмотрено на ЧПУП «Свиноводческий комплекс «Передовик»), а уволить.

Продолжительность рабочего дня необходимо довести до планового уровня, то есть до 8 часов, что сократит внутрисменные потери. Необходимо вовремя приходить на работу, не опаздывать и не уходить преждевременно с работы. За эти нарушения нужно лишать рабочих премий, доплат на 15%, а единовременные поощрения можно вообще им и не выплачивать.

Эффективным решением проблемы нарушений трудового распорядка может стать использование системы контроля доступа. Уже сегодня подобные системы находят широкое применение на российских предприятиях.

Автоматизированная система позволяет исключить влияние человеческого фактора при проверке пропусков и регистрации нарушений трудового распорядка, практически сводя к нулю возможность ошибок и злоупотреблений.

Система контроля доступа отслеживает все перемещения сотрудников по территории предприятия. С помощью компьютера формируются отчеты об опоздавших, не вышедших на работу или ушедших раньше за любой промежуток времени.

Заключение