Развитие НКО в Тюменской области и взаимодействие их с населением

PAGE 3

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы анализа и проблемы взаимодействия с населением в социальной деятельности НКО ………………………………….6

1.1. Некоммерческие организации как институт гражданского общества ......6

1.2. Основные направления социальной деятельности некоммерческих организаций …..…………………………………………………………………13

Глава 2. Развитие НКО в Тюменской области и взаимодействие их с населением ……………………………………………………………………….22

2.1. Основные направления деятельности НКО в Тюменской области ……..22

2.2. Отношение населения к деятельности НКО в Тюменской области ...…..32

Заключение ……………………………………………………………………....39

Список использованной литературы …………………………………………..42

Введение

Конституция Российской Федерации провозглашает вектором социальных изменений становление нашего государства как правового и социального. Данный процесс немыслим без формирования развитого гражданского общества, основу которого составляет активное включение личности в общественные процессы, мобилизация гражданского участия для развития социальной динамики.

Реализации гражданских инициатив, активному включению граждан в процесс формирования социальной политики способствуют различные институты гражданского общества: некоммерческие организации, политические партии, профсоюзы. В современных российских условиях специфику гражданского общества предопределяют именно некоммерческие организации, что в значительной мере детерминировано тем, что в нашей стране превалирует не либерализм, основами которого являются индивидуализм, примат интересов личности, частная собственность, зрелость институтов политического представительства, а такие традиционно свойственные российскому социуму параметры гражданской активизации, как коллективизм, приоритет общественного над частным, благотворительность, патриотизм, борьба за права и законные интересы, социальную справедливость. Социальная направленность деятельности некоммерческих организаций, их определенная гибкость и мощный инновационный потенциал позволяют им вырабатывать эффективные механизмы решения актуальных проблем современного общества.

На сегодняшний день некоммерческие организации представляют собой относительно устойчивый, динамично развивающийся социальный институт: если в 2000 г. было зарегистрировано 275 тыс. НКО, то в 2007 г. – уже 665 тыс.; только за последние три года доход от продажи некоммерческими организациями социальных услуг населению увеличился в 2,5 раза. Сформировав за период своего становления определенный круг реципиентов своих социальных услуг, некоммерческие организации выходят на качественно новую стадию развития, предполагающую расширение их социальной деятельности, привлечение к ней широких масс населения, взаимодействие с органами власти и бизнесом, что позволяет рассматривать их как полноправного субъекта социальной сферы, активного участника социального партнерства. Эта стадия является промежуточной между стадией становления гражданского сектора и стадией развитого гражданского общества, предполагающей равноправное участие некоммерческих организаций как представителей интересов населения в формировании социальной политики. Однако процесс перехода на новую стадию развития протекает сложно, сталкиваясь с серьезными трудностями.

В настоящее время существует противоречие, заключающееся в том, что, несмотря на очевидную роль некоммерческих организаций в трансформирующемся российском обществе и динамичное развитие самого третьего сектора, его растущий потенциал недостаточно востребован, прежде всего, населением, а оценка возможностей некоммерческих организаций со стороны органов власти и бизнеса необоснованно занижена.

Наличие значимой и неразрешенной проблемы актуализирует потребность в научном осмыслении и детальной разработке в современных социологических исследованиях реального состояния, динамики, особенностей и противоречий в развитии третьего сектора, тенденций и векторов социальной деятельности некоммерческих организаций с позиций формирования гражданского общества и построения социального государства.

Основная масса исследователей рассматривает некоммерческие организации в рамках социологии общественных движений. Такой подход представляется автору теоретически оправданным, поскольку позволяет раскрыть причины, факторы, механизмы и тенденции объединения людей для реализации коллективных целей и защиты групповых интересов.

Рассмотрению некоммерческих организаций в контексте социальной трансформации российского общества посвящены труды Т.И. Заславской и М.В. Ромма. Современные проблемы общественных движений раскрываются в трудах Л.А. Гордона, В.В. Костюшева, Ю.А. Левады, В.А. Ядова.

В последние годы появился ряд содержательных работ, посвященных рассмотрению общественных организаций как субъекта социальной работы (О.В. Пшеницына), взаимодействию исполнительной власти и общественных объединений (О.П. Золотых), общественных объединений как средства формирования гражданской культуры (Г.Х. Калимуллина), общественных объединений как субъектов социокультурной деятельности (Е.Б. Гусева), общественных организаций как формы гражданского участия (Н.В. Банникова), места и роли негосударственных фондов в реализации социальных услуг (Е.Г. Зяблицев), социально-экономических проблем развития НКО (А.Б.Ситкин), места и роли НКО в социально-культурной сфере (Л.В. Харитонов), места НКО в системе защиты прав и свобод человека (Т.Д. Матвеева).

Однако анализ научных публикаций, посвященных проблемам становления и развития некоммерческих организаций, особенностям их социальной деятельности, не выявил научных изысканий, посвященных рассмотрению факторов и условий расширения социальной деятельности некоммерческих организаций, активизации взаимодействия с населением.

Объект исследования - некоммерческие организации как социальный институт формирующегося гражданского общества.

Предмет исследования – становление и противоречия развития некоммерческих организаций в трансформирующемся российском обществе.

Цель исследования – на основе анализа проблем становления и противоречий развития некоммерческих организаций в современном обществе рассмотреть взаимодействие с населением в целях расширения социальной деятельности НКО.

Достижение указанной цели потребует решения следующих задач:

1) рассмотреть теоретические основы анализа и проблемы взаимодействия с населением в социальной деятельности НКО;

2) раскрыть развитие НКО в Тюменской области и взаимодействие их с населением.

Глава 1. Теоретические основы анализа и проблемы взаимодействия с населением в социальной деятельности НКО

1.1. Некоммерческие организации как институт гражданского общества

Термин «некоммерческая организация» имеет западное происхождение и употребляется в научно-исследовательской практике с 90-х гг. ХХ века. До этого времени для обозначения целенаправленного добровольного объединения индивидов использовался термин «общественное движение». Обращение к новой терминологии было вызвано развитием научного интереса к проблематике гражданского общества, основой формирования которого современные исследователи считают некоммерческие организации. В определение нового понятия были заложены признаки и характеристики некоммерческих организаций как института гражданского общества, поскольку традиционно общественные движения рассматривались как внеинституциональные протестные группы. Для обозначения совокупности некоммерческих организаций и их инфраструктуры в настоящее время утвердилось понятие «третий сектор». Тем не менее, изучение становления и развития некоммерческих организаций немыслимо без обращения к теоретическому опыту, накопленному в рамках изучения общественных движений.1

Обращаясь к основам теории мобилизации ресурсов, в качестве важнейших внутренних ресурсов некоммерческих организаций рассмотрим людские (или человеческие) ресурсы и собственные финансовые средства, полученные в результате предпринимательской деятельности организаций (в том числе, от продажи социальных услуг), а не за счет финансовой поддержке извне.

В качестве важнейших внешних ресурсов некоммерческих организаций выделяются общественное мнение и общественную поддержку третьего сектора, поддержку со стороны властных структур, помощь бизнеса, взаимодействие со СМИ, взаимодействие внутри самого третьего сектора.

На данной стадии развития гражданского общества имеет место своеобразное «разделение труда» в социальной сфере, когда органы государственной власти делегируют организациям третьего сектора определенный участок социальной работы, гарантируя свою, в том числе финансовую, поддержку и побуждая к участию в социальных проектах негосударственных спонсоров.

Третья стадия – стадия развитого гражданского общества – предполагает равноправное участие его социальных институтов, в том числе некоммерческих организаций, как представителей интересов населения в формировании социальной политики, управлении общественным процессом. При этом гарантией независимости НКО от государства выступает финансирование их деятельности бизнес структурами.2

Под некоммерческими организациями предлагаются понимать инициативные, самодеятельные, самоуправляемые, обладающие определенной структурной устойчивостью группы людей, добровольно объединившихся для достижения общих целей и реализации общих интересов.

Некоммерческие организации, как любой другой социальный институт, создаются в ответ на насущную общественную потребность и выражают специфические интересы объединившихся в них граждан. Обладая набором общих признаков, некоммерческие организации дифферентны по своим организационным формам, направлениям и сферам деятельности, структуре и составу участников, целям и механизмам их достижения, что позволяет провести их широкую классификацию по различным основаниям.3

Рассмотрение видов и форм деятельности некоммерческих организаций базируется на четырех традиционных подходах. Сервисный подход рассматривает в качестве основной цели некоммерческих организаций оказание услуг населению.

Подход к рассмотрению НКО как групп саморазвития выделяет в деятельности некоммерческих организаций смысл, связанный с раскрытием человеческого потенциала: работу по оказанию услуг НКО превращают в работу по развитию социальной активности и добровольной инициативы. Деятельностный подход рассматривает НКО как актора социальных изменений, выводящего на уровень политической и государственной видимости общественные инициативы. При институциональном подходе некоммерческие организации выступают как концентрированное выражение социальных инициатив, представляющие альтернативные ценности, исповедующие гражданскую и политическую ответственность за правовой порядок в целом, реализующие главные составляющие гражданского общества – центральную роль индивида и самоуправляемость, что позволяет рассматривать их как важнейший институт формирующегося гражданского общества.

Институты гражданского общества представляют собой относительно устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, призванный отделить сферу самодеятельности граждан от произвольного вмешательства государственных структур, предоставить широкие возможности индивидуального выбора, ответственного участия в управлении общественным процессом, выполняя, тем самым, функцию связующего звена между личностью и государством, общими и частными интересами.4

Некоммерческие организации обладают всеми присущими социальным институтам составляющими: нормативной базой, регламентирующей их деятельность (например, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др.); системой внутренних стандартов поведения (Уставы организаций); материальной базой (инфраструктура организаций и их финансовые средства); субъектами, обеспечивающими функционирование социального института (лидеры, активисты, волонтеры и эксперты некоммерческих организаций), а также управляющей подсистемой (например, Общественная палата РФ, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Комитет общественных связей Правительства Москвы и др.).5

Как институт гражданского общества, некоммерческие организации выполняют в трансформирующемся российском обществе целый ряд важных социальных функций, которые реализуются в процессе их социальной деятельности, определяемой автором как совокупность социально значимых действий, осуществляемых в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества для достижения социальных целей и реализации интересов социальных групп. Многообразие социальной деятельности можно свести к четырем основным типам.

Основной характеристикой первого типа социальной деятельности является его направленность на изменение социальной системы и условий деятельности. Данный тип связан с реализацией таких функций НКО как управление социальной трансформацией, отбор и апробация инновационных социальных технологий, ценностнообразующей функции.

Второй тип социальной деятельности направлен на стабилизацию системы и условий деятельности. Здесь находят свое выражение, прежде всего, системообразующая и стабилизационная функции НКО, и, косвенным образом, функция «канала обратной связи» и функция мониторинга социальной сферы.

Третий тип социальной деятельности преследует цель адаптации к социальной системе и условиям деятельности и связан с реализацией социозащитной, социоадаптивной и досуговой функций НКО.

Наконец, четвертый тип социальной деятельности представляет собой интегративную деятельность, предполагающую включение личности, группы или какой-либо другой общности в более крупную социальную общность или систему. На личностном и групповом уровне здесь реализуются функции социокультурной и социальной интеграции, на уровне формирования гражданского общества – организационная.

Анализ общественной практики показал, что за период своего становления некоммерческие организации апробировали и отобрали эффективные формы, методы и инструменты социальной деятельности.

После принятия нового российского законодательства о неправительственных некоммерческих организациях (НКО) в начале 2006 г. и его вступления в силу 18 апреля 2006 г. положение НКО в России продолжало ухудшаться. Право на свободу объединений подвергалось все большим ограничениям, давление российских властей на независимые НКО с использованием правовых и неправовых методов усиливалось. Ограничительное применение нового законодательства об НКО сочетается с применением других ограничительных правовых инструментов, таких как антиэкстремистское законодательство, налоговое законодательство и законодательство о митингах, демонстрациях и пикетах. Среди многочисленных проявлений возрастающего давления российских властей на независимые НКО в 2006-первой половине 2007 гг. важно отметить следующие:

·      вступление в силу нового ограничительного законодательства об НКО в апреле 2006 г.;

·      крайне затруднительный и бюрократизированный процесс обязательной перерегистрации иностранных НКО осенью 2006 г., приведший к многочисленным проблемам в деятельности ряда ведущих организаций;

·       растущее число отказов в регистрации новых НКО и отказов во внесении изменений в уставные и иные документы существующих НКО, основанных на в высшей степени формальном, бюрократическом и зачастую враждебном отношении к НКО со стороны сотрудников регистрационной службы и требованиях властей о предоставлении информации, не предусмотренной законодательством;

·      растущее использование регистрационной службой проверок НКО с целью оказания давления на организации путем требования документов, не предусмотренных законом, нарушения сроков и других правил проведения проверок, парализации работы НКО в результате обращения, основанного на вмешательстве и враждебном отношении;

·       попытки закрыть несколько ведущих российских организаций по обвинениям в уклонении от уплаты налогов;

·       расширяющееся применение анти-экстремистского и анти-террористического законодательства против НКО и общественных активистов;

·       появление нового феномена массовых одномоментных задержаний по всей стране и незаконных преследований активистов НКО, направляющихся на конференции и демонстрации;

·       расширяющееся использование незаконных ограничений права на мирные собрания путем неправовых отказов активистам в проведении демонстраций и избиений, задержаний и наложения штрафов на участников этих акций;

·       растущая монополизация общественной жизни путем ограничения диалога государства с институтами гражданского общества рамками созданных сверху структур наподобие Общественной палаты и ее аналогов в регионах;

·        продолжающееся бездействие органов власти в ответ на угрозы жизни и насилие по отношению к правозащитникам и независимым активистам со стороны радикальных националистов;

·       продолжающаяся враждебная риторика представителей органов власти в отношении независимых НКО с обвинениями их в деятельности, якобы направленной против национальных интересов, подрыве политической стабильности, связям с зарубежной разведкой и финансировании их работы враждебными зарубежными правительствами и внутренней политической оппозицией.

Давление на независимые гражданские организации в России приняло системную форму в 2006 – первой половине 2007 гг. при том, что руководство страны недвусмысленно поставило вопрос о работе НКО в контекст обеспечения безопасности государства и якобы существующей с их стороны угрозы политической стабильности и самому государству.

В последние три года в разных странах мира возник новый феномен, когда авторитарные государства и режимы с имитационными демократическим институтами стали противодействовать международному сотрудничеству в сфере гражданского общества и развития демократии, используя аргумент о том, что зарубежные правительства якобы манипулируют НКО внутри этих стран для вмешательства в политическую жизнь, подрыва суверенитета и смены правящих режимов. Этот новый подход к отношениям между государством и НКО можно наблюдать в более чем 20 странах на разных континентах, и Россия стала одним из лидеров этого глобального процесса.

Новая политика российских властей в отношении независимых НКО и их международных партнерских связей, основанная на подозрительности и рефлекторных тенденциях к контролю и ограничению свободы объединений, была в значительной степени вызвана так называемыми «цветными революциями» в соседних постсоветских странах в 2004-2005 годах. Многие представители российских властей поверили в то, что эти события полностью готовились и направлялись из-за рубежа путем иностранной поддержки НКО внутри этих стран. При этом роль простых граждан, возмущенных манипуляциями на выборах и вышедших на улицу с протестом и требованиями восстановления прав и свобод, в расчет вообще не принимается, так как независимое гражданское общество в принципе не вписывается в эту картину мира.

Приведенный выше анализ с уверенностью позволяет сделать общий вывод о том, что ситуация с реализацией права на свободу объединения в России в последние годы резко ухудшилась. Проблема носит комплексный и системный характер. Независимые гражданские организации подвергаются разнообразному давлению со стороны государства (проверки со стороны всевозможных государственных органов, судебные тяжбы, угрозы здоровью и жизни, возбуждение уголовных дел в отношении лидеров организаций и т.д.). В ряде случаев давление приобретает форму кампаний, направленных на уничтожение организации и лишение ее возможностей активной работы.

Центральным событием последнего периода стало вступление в апреле 2006 года в силу нового закона о НКО, который, в частности, наделяет государство более широкими полномочиями контроля, позволяет вмешиваться во внутренние дела НКО и в содержание их работы, носит репрессивный характер. По истечении года со дня вступления в силу этого закона и исходя из проводившегося широким кругом некоммерческих организаций мониторинга ситуации с его применением, а также многочисленных консультаций юристов в более чем 20 регионах России можно сделать несколько основных выводов о ходе применения данного закона и развитии взаимодействия регистрирующих и контролирующих органов с некоммерческими организациями.

1.2. Основные направления социальной деятельности некоммерческих организаций

Огромный вклад в обеспечение стабильности вносят национально культурные центры, диаспоры землячества, объединяющие свыше 100 национальных формирований. Превращение НКО в социальную силу, влияющую на экономические и политические процессы, предполагает усиление их партнерских отношений с государством, что позволит институтам гражданского общества активно участвовать в процессе принятия решений, выступать в качестве реальной силы давления на бюрократию, существенно ограничивать ее всевластие, решать повседневные задачи социальной поддержки человека, повышение уровня его благосостояния. Формы взаимодействия НКО и власти очень разнообразны, но доминирующей стало участие НКО в социальных проектах.

Такое взаимодействие принимает формы настоящего паритетного социального партнерства, рассеивает миф о незначительной дееспособности общественных организаций. Освещение деятельности НКО средствами массовой информации, прежде всего московским телевидением и радио, очень мало. Можно констатировать, что результаты деятельности многих НКО остаются за пределами массового сознания москвичей. СМИ очень мало пишут про общественные организации, об их позитивном опыте, который бы мог активизировать людей на решение своих и городских проблем.Во всех центральных российских СМИ тематика гражданского общества в основном сводится к постоянному сетованию по поводу отсутствия такого общества в России. В развитии некоммерческого сектора по стране прослеживается очевидная региональная дифференциация, детерминированная как различными «стартовыми» условиями, так и темпами социально-экономического развития регионов. Условно с этой точки зрения регионы России можно разделить на четыре большие группы: регионы-лидеры, регионы «догоняющего развития», «отстающие» регионы и регионы с темпом роста, близким к общероссийскому.

Столичный мегаполис лидирует по темпу роста числа некоммерческих организаций. Детерминантами столь успешного развития являются не только сосредоточение капитала, развитая инфраструктура и эффективная политика московского Правительства, но и социально-психологические особенности населения мегаполиса, преодолевшего государственно-патерналисткую ментальность и ориентированного на западные образцы культуры, такие как активная гражданская позиция, инициативность и рыночные ценности.6

Тенденции количественного роста некоммерческих организаций, освоения ими новых организационно-правовых форм, обретения устойчивости третьим сектором позволяет рассматривать его как широкий, динамично развивающийся и относительно устойчивый социальный институт.

По данным Госкомстата, в 2000 г. было зарегистрировано 275 тыс. некоммерческих организаций, в 2001 г. - 350 тыс. НКО, в 2004 г. - 580 тыс. некоммерческих организаций, а на 1 октября 2007 года насчитывалось 665 623 некоммерческие организации.

Основу третьего сектора составляют организации, существующие уже достаточно длительное время: 56% активно работающих организаций существуют более 10 лет, а 77% — более 5 лет. Развитие третьего сектора в последние годы происходило в основном за счет освоения новых организационно-правовых форм. Количество организаций, созданных в традиционной форме общественной организации за последние 5 лет выросло на 17%, в форме потребительского кооператива, учреждения, объединения юридических лиц, фонда — на 28, 29, 30 и 61% соответственно.7

Число автономных некоммерческих организаций и некоммерческих партнерств выросло в 3 и 3,8 раза соответственно. Тем не менее, традиционная форма некоммерческих организаций остается преобладающей.

Одной из наиболее существенных для развития третьего сектора считается тенденция к увеличению финансирования деятельности некоммерческих организаций. Анализ материалов Федеральной службы государственной статистики показал рост поступления денежных средств в НКО. Так, за последние три года они увеличились в 1,3 раза. При этом в 3,7 раза возросло финансирование по статье «взносы и пожертвования, безвозмездные поступления от вышестоящих организаций, учредителей, из бюджета и внебюджетных фондов». В структуре доходов от предпринимательской деятельности 66,8% занимает выручка от продажи услуг. За три года доход от предпринимательской деятельности вырос в 2,8 раза, непосредственно доход от продажи услуг – в 2,5 раз. Это значительный рост, если учесть, что 4/5 некоммерческих организаций предоставляют услуги населению на безвозмездной основе, а платными и преимущественно платными являются услуги лишь 8% некоммерческих организаций.8

Наряду с увеличением денежных поступлений в некоммерческие организации наблюдается рост расходов НКО: за последние три года они возросли в 3,3 раза за счет увеличения текущих расходов организации, которые включают единый социальный налог, налоги и отчисления в бюджет, социальную и благотворительную помощь.

На сегодняшний день отчетливо прослеживается тенденция к налаживанию и укреплению горизонтальных связей между некоммерческими организациями: по данным социологических опросов взаимодействуют друг с другом свыше 85% НКО. Свыше половины некоммерческих организаций строят свое сотрудничество с другими НКО в форме совместной организации мероприятий и взаимного информирования. Взаимные консультации оказывают свыше 37% НКО. Каждая четвертая организация взаимодействует с другими для совместного обращения в органы власти, участия в целевых программах и обращения к СМИ, каждая пятая - для оказания консультаций третьим сторонам. Около 15% взаимодействующих друг с другом некоммерческих организаций создают объединенные рабочие группы и осуществляют совместный поиск финансирования. 9

Сплочение третьего сектора продиктовано расширением социальной деятельности некоммерческих организаций, требующим мобилизации всех внешних и внутренних ресурсов.

По результатам социологических опросов были выявлены следующие векторы социальной деятельности некоммерческих организаций: профсоюзная деятельность (14,5% НКО), благотворительность (12,9%), этническая направленность (8,7%), спорт и туризм (8,3%), поддержка инвалидов (8,1%), культурно-историческое направление (7,7%), поддержка ветеранов (5,5%), школьное самоуправление (5,5%), защита прав граждан (4,2%), обустройство жилых территорий (3,8%). В оставшуюся пятую часть вошли такие направления как образование, охрана здоровья, профилактика девиантного поведения молодежи и некоторые другие.10

Сравнивая наиболее востребованные населением направления деятельности некоммерческих организаций, выявленные в результате анализа материалов Доклада Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в России» за 2007 г., с преобладающими в социальной деятельности НКО векторами, отмечается, что и в том, и в другом случае преобладает оказание социальных услуг населению. Однако в самой структуре предоставляемых некоммерческими организациями и востребованных населением социальных услуг прослеживается ряд явных противоречий. Так, при высокой востребованности направления «благоустройство жилья», движения по обустройству жилых территорий составляют менее 4% от числа существующих НКО. Такие востребованные населением направления как «охрана материнства и детства», «образовательные программы», «охрана здоровья и медицина» являются основными для обобщенной категории «другие организации», что характеризует малочисленность данных НКО их неразвитость указанных направлений.11

В Тюмени структура востребованных населением сфер деятельности некоммерческих организаций совпадает с подобной структурой по стране.

Развитые направления социальной деятельности некоммерческих организаций перекрывают весь спектр социальных проблем. Нередки случаи, когда власти передают социальные функции некоммерческим организациям, занимающимся профильным видом деятельности, что в свою очередь создает основу для развития конструктивного диалога властных структур и третьего сектора.

Органы государственной власти, бизнес структуры и институты гражданского общества тесно связаны между собой, оказывают влияние друг на друга, а их взаимодействие позволяет более полно использовать как экономический, так и нравственный потенциал общества, развивая при этом самодостаточную корпоративную ответственность некоммерческих организаций за положение дел в той или иной области социальной сферы. От эффективности межсекторного взаимодействия в конечном итоге зависит процветание и стабильность всей социальной системы. Межсекторное взаимодействие в социальной сфере имеет несомненные плюсы для всех трех секторов, не говоря уже о том, что взаимодействие НКО, власти и бизнеса создает синергетический эффект в решении актуальных социальных проблем современного общества и способствует повышению качества жизни населения. Для некоммерческих организаций взаимодействие с властью и бизнесом решает проблему мобилизации внешних ресурсов, создает дополнительные источники финансирования, повышает их имидж и авторитет в обществе, обеспечивает доверие со стороны представителей целевых групп, предоставляет дополнительную возможность социальной рекламы своей деятельности. Анализ социальной практики выявил конкурсные, социально-технологические, организационно-структурные, процедурные и комплексные механизмы межсекторного взаимодействия. Помимо механизмов межсекторного взаимодействия, выделим основные модели такого партнерства: модель «НКО – власть», модель «НКО – бизнес», трехстороннее взаимодействие «НКО–власть–бизнес» и модель координации усилий организаций третьего сектора «НКО – НКО».

Модель взаимодействия «НКО – власть» широко поддерживается населением: 57% россиян считают, что власть должна помогать некоммерческим организациям, которые не наносят вреда обществу, еще 18,5% настаивают на помощи со стороны властных структур всем НКО без исключений. Более 2/3 опрошенных руководителей некоммерческих организаций считают, что между государством и НКО должны существовать партнерские отношения. Центральным направлением взаимодействия названа совместная разработка и реализация общественно важных программ.12

По результатам экспертного опроса были выявлены основные факторы, препятствующие развитию межсекторного взаимодействия. На первые три места поставлены низкий имидж НКО и отсутствие их авторитета - около 2/3 экспертов; бюрократизм власти – половина опрошенных; действующее законодательство и пассивность НКО – около 40%. Усугубляет ситуацию тот факт, что сегодня в России отсутствует общая идея, которая могла бы объединить власть, НКО и бизнес, идея, способная сцементировать их деятельность и благодаря этому повысить эффективность и заинтересованность в решении социальных проблем, сплотить население страны.

По мнению экспертов, отечественный третий сектор имеет ясную перспективу ощутимого влияния на формирование гражданского общества и становления России как правового и социального государства. Сдерживают его развитие, прежде всего, недостаток финансовых средств, разобщенность некоммерческих организаций, невостребованность их деятельности обществом и недостаток информационного обеспечения.

Показательно, что на первое место опрошенные эксперты поставили проблему отсутствия регулярного источника финансирования социальной деятельности некоммерческих организаций. Руководители НКО, не имеющих прочной финансовой базы, вынуждены тратить время на «добывание денег» в ущерб основной деятельности. При этом существует угроза конкуренции между НКО за получение грантов, когда на первое место выходит не общественно полезная деятельность, а борьба за получение спонсорских средств.13

Другой серьезной проблемой в развитии третьего сектора является фактическая его отчужденность от основной массы гражданского населения, негативное общественное мнение и низкая осведомленность граждан о деятельности некоммерческих организаций или, как отметили эксперты, «невостребованность деятельности некоммерческих организаций обществом».

По результатам социологических опросов выявлено, что более 40% россиян не знакомо выражение «некоммерческая организация»; половина из тех, кто слышал о деятельности НКО, оценили пользу от нее как несущественную. Российские граждане в большинстве своем видят в некоммерческих организациях номинальные структуры, а не реально действующие социальные институты; более 2/3 ответили отрицательно на вопрос, хотели бы они участвовать в деятельности НКО.14

Неосведомленность населения о существующих в стране некоммерческих организациях и часто недоверие к ним, неверие в результативность их деятельности обусловлены, прежде всего, тем, что в основном эта деятельность носит локальный характер. Действительно эффективные некоммерческие организации содействуют решению проблем конкретных групп населения в масштабах городов и регионов, а точнее говоря, оказывают социальные услуги конкретным людям, в эти группы входящим. Людей, таких услуг не получивших и вообще с некоммерческими организациями непосредственно не контактировавших, в стране подавляющее большинство, и в условиях крайней атомизации российского общества, слабости межгрупповых и межрегиональных связей, опыт НКО остается за пределами когнитивных горизонтов массового сознания.

Ресурсный потенциал населения на сегодняшний день крайне низок, отсутствует понимание того, что социальное участие может способствовать позитивному развитию социальной сферы. Детерминировано данное обстоятельство как сложившимися социально-психологическими особенностями патерналистского менталитета в отношении государства, так и недостаточным освещением деятельности НКО в СМИ, низкая активность самих некоммерческих организаций в сфере рекламы и пропаганды своей деятельности.

В настоящее время по сравнению с периодом регистрации наблюдается усиление таких проблем некоммерческих организаций, как «отсутствие интереса со стороны возможных спонсоров» и «со стороны городских властей», «проблема доступа к СМИ» и «противодействие со стороны властных структур». Данное обстоятельство отнюдь не является показателем ухудшения общего фона развития третьего сектора.15

В период становления вопросы взаимодействия с властью и бизнесом некоммерческими организациями не рассматривались, был сделан упор на узконаправленную работу в интересах определенных социальных групп. Завоевав к настоящему моменту определенный участок социальной деятельности, отладив механизмы основной ежедневной работы с реципиентами своих социальных услуг, некоммерческие организации, стремясь к роли равноправного субъекта социальной сферы, расширяют свою деятельность в интересах населения. Логика таких изменений требует частых и активных контактов с органами власти, бизнесом и средствами массовой информации, что не может не порождать определенных проблем и противоречий. Поэтому данное обстоятельство является показателем перехода некоммерческих организаций на качественно новую стадию развития с постановкой новых, стратегических задач, повышением взаимных требований к межсекторному взаимодействию, глубинным осмыслением гражданской активности и гражданского участия населения.

В ситуации неустойчивости социальной структуры и продолжающегося трансформационного процесса фундаментальными условиями для формирования гражданского общества и построения социального государства видится система ценностей, пропагандирующую благотворительность и альтруистическую деятельность; политическую стабильность, преодолевшую несовершенство законодательства, бюрократизм власти и коррупцию; экономику, соответствующую постиндустриальному уровню развития; а также активную гражданскую позицию населения.16

Глава 2. Развитие НКО в Тюменской области и взаимодействие их с населением

2.1. Основные направления деятельности НКО в Тюменской области

На 1 января 2007 года на территории Тюменской области (включая автономные округа) действовало около 10 тысяч некоммерческих организаций, из них почти половина НКО находятся на территории юга области, 3200 – в Ханты-Мансийском и 1666 – в Ямало-Ненецком автономных округах.

На сегодняшний день Тюменская область вкупе с автономными округами считается одним из регионов, где третий сектор является реальной силой: количество НКО стремительно выросло и высокое качество их работы оценивается не только коллегами из других областей, но и международными фондами и некоммерческими организациями. И причин тому несколько. Во-первых, взаимоотношения региональных власти и НКО у нас в области можно охарактеризовать как партнерские, где обе стороны заинтересованы в сотрудничестве друг с другом. Наш регион стал первым в стране, где стал действовать закон «О социальном заказе», принятый областной Думой в июле 1997 года и ставший важной вехой в развитии отношений между региональной властью и некоммерческим сектором. 17

Тюменская область стала одним из регионов, где при поддержке Фонда Евразия реализовывались пилотные проекты, в результате которых на небольших финансовых объемах были опробованы конкурсные механизмы и возможность привлечения негосударственных НКО к решению насущных проблем российской социальной политики. В результате наша область стала одной из немногих, где механизм социального заказа был удачно внедрен в финансово-бюджетную и правоприменительную практику органов власти и местного самоуправления, а также стал давать реальные положительные результаты.

Появление в 2001 году Гражданского Форума Тюменской области стало еще одним шагом на пути укрепления взаимоотношений по оси «власть-НКО». Этот орган является постоянно действующим консультативным и коллегиальным, в его состав входят авторитетные граждане – представители различных секторов общества и социальных групп населения области. На сегодняшний день роль Гражданского Форума области заметно упрочилась, как и его значение в системе институтов гражданского общества. В течение нескольких лет им была проведена работа по реализации ряда общественно значимых проектов: издается газета «Гражданская трибуна», признанная в 2005 году победителем в конкурсе на лучшее освещение гражданских инициатив, проводимом аппаратом полномочного представителя Президента РФ в УРФО; успешно развивается конкурс «Женщина – директор года»; появился Общественный Совет по контролю реализации приоритетных национальных проектов в Тюменской области и многие другие.18

Нельзя обойти стороной и создание в 2005 году Общественного Совета города Тюмени – аналог Гражданского Форума на муниципальном уровне. В его состав входит 4 палаты и 6 коллегий (палата представителей общественных объединений, палата органов ТОС, палата отраслей народного хозяйства и сфер развития, палата представителей правоохранительных и контрольно-исполнительных органов, коллегия строителей, коллегия по спорту, коллегия по культуре и искусству, коллегия предприятий малого и среднего бизнеса, коллегия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, коллегия экологов, коллегия по здравоохранению, коллегия по образованию). Каждая палата и коллегия имеет куратора со стороны администрации – по профильному признаку, представители власти присутствуют на заседаниях коллегий в качестве приглашенных. 19

Совет существует всего около года, но его динамика и первые результаты подтверждают, что принцип организации выбран правильно – на первом месте стоит человеческий фактор, отсутствуют количественные ограничения в численности подразделений, работа которых ведется самостоятельно и параллельно. Лучшие проекты стимулируются, а лучшие лидеры поощряются. Каждая подсистема копирует принцип построения всего Совета, сохраняя свою специфику. Перекрестное взаимодействие подсистем создает новые возможности для их участников.

Также в связи с постановлением Тюменской областной думы от 22.12.2005 года у нас в регионе появился такой орган как Молодежная общественная палата, которая является добровольным общественным совещательным органом молодежи, региональных молодежных общественных объединений области, образованным в результате свободного волеизъявления для совместного выражения и защиты прав и интересов молодежи, приобретения навыков правотворческой деятельности. Молодежная палата создана с целью обеспечения более активного участия молодежи в формировании и реализации областной молодежной политики, содействия деятельности Тюменской областной думы в сфере законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. Первое заседание нового органа прошло 13 июня 2006 года и посвящено Дню независимости РФ.20

Начиная с 1995 года НКО Тюменской области стали апробировать всевозможные «развивающие» технологии, которые отражают экономические и неэкономические формы возможного и формирующегося взаимодействия власти и негосударственной некоммерческой инициативы. И на сегодняшний день у нас в регионе существуют грантовые конкурсы, ярмарки социальных проектов, социальный заказ (до недавнего времени), фонд местного сообщества, территориальные органы самоуправления и многие другие, активно использующиеся при взаимодействии власти и НКО.

Несомненным плюсом для некоммерческих организаций области является наличие Благотворительного фонда развития города Тюмени (БФРГТ). Эта организация появилась в июле 1999 года, и задумывалась она как фонд местного сообщества (community foundation), главной целью которого является привлечение средств и распределение их на конкурсной основе на поддержку общественно значимых инициатив граждан. На сегодняшний день community foundation является наиболее перспективной моделью развития в России отечественных грантодающих фондов, оказывающих регулярную финансовую поддержку благотворительным проектам.

Городской благотворительный фонд, фонд местного сообщества – это фонд, создаваемый на средства местных жертвователей (предпринимателей, частных лиц) в городе, районе, регионе, задача которого – на конкурсной основе в виде грантов финансировать местные социальные, культурные, образовательные программы.

БФРГТ – единственный в регионе грантодающий благотворительный фонд, аккумулирующий средства бизнес-организаций и населения, а также грантовые средства международных благотворительных организаций для решения социальных проблем. Им оказывается финансовая поддержка на конкурсной основе социальных проектов некоммерческих организаций, инициативных граждан и муниципальных учреждений; обучение и информирование сообщества по вопросам социального партнерства, деятельности некоммерческих организаций; оказание услуг коммерческим организациям по развитию корпоративной благотворительной деятельности и реализации благотворительных программ и проектов. БФРГТ является Центром общественного развития и, в связи с этим, выполняет мониторинг потребностей местного сообщества и обучает специалистов НКО. В рамках Центра общественного развития действует Клуб лидеров некоммерческих организаций, который координирует коалиционные акции, инициирует проведение крупных общественных кампаний.21

Одним из важных направлений деятельности БФРГТ является формирование партнерских отношений НКО с органами власти. Регулярно проводятся рабочие консультации, формируются совместные программы и проекты, инициируются общественные слушания.

Являясь членом Сибирской Сети некоммерческих организаций, Фонд активно взаимодействует с Межрегиональным Общественным Фондом «Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив» и другими участниками сети на территории Сибири и Забайкалья.

За время своего существования БФРГТ организовал несколько грантовых конкурса для некоммерческих организаций «Любимый город», традиционными стали Благотворительные сезоны, добровольческие акции, Весенняя и Осенняя недели добра, рождественская елка для «Тюменских гаврошей», программы «Восстановительное правосудие», «Дети улицы», «Профессия делать добро», «Next Wave», «Наши дети», проекты «Наш общий день рождения», «Социальный аниматор».

БФРГТ является также и ресурсным центром для НКО, он предоставляет множество услуг, среди которых финансовая поддержка социальных проектов, образовательные услуги (семинары, тренинги, консультации по всем программам и направлениям деятельности НКО, обучение компьютерной грамотности, консультации по ведению бухгалтерского учета по НКО и др.), информационные услуги (библиотека для НКО – каталог, бюллетени новых поступлений, публикации в СМИ, библиографические обзоры; вестник «МЫ», поиск информации в сети Интернет, анкетирование, социологические опросы, связь со СМИ, организация общественных кампаний), технические услуги (ксерокопирование, сканирование, набор и печать текстов, факс, работа в сети Интернет, пользование электронной почтой), услуги по разработке, оценке и мониторингу социальных проектов. Получателями услуг являются более 300 некоммерческих организаций, ежемесячно предоставляется 100-150 консультаций, 100 информационных справок, 200-250 технических услуг.22

Одним из перспективных направлений деятельности БФРГТ является содействие развитию корпоративной социальной ответственности и внедрение международных стандартов ведения бизнеса в деятельность компаний Тюменского региона. Именно поэтому Фонд является инициатором создания именных фондов бизнес-организаций, властных структур и частных лиц. Цель создания именных фондов – предоставление на конкурсной основе целевых безвозмездных пожертвований (грантов) на осуществление социально значимых для города (области) некоммерческих проектов по различным направлениям.

Преимущества создания «именных фондов» следующие:

• за благотворителем сохраняется право на сохранение за программой грантов своего имени – это является дополнительным мотивационным фактором, привлекающим бизнес и власть к длительному сотрудничеству с НКО в рамках деятельности Фонда;

• в результате и благополучатель (НКО), и благотворитель (бизнес, власть либо частное лицо) заинтересованы в такой форме сотрудничества, поскольку НКО получает финансовую возможность осуществить социально значимый проект, а бизнес, частное лицо либо власть – бесплатную рекламу;

• долгосрочность и целенаправленность именных фондов;

• создание имиджа компании как социально ответственной и заботящейся о жителях региона, города;

• формируется имидж и репутация бизнесмена как общественного деятеля, благотворителя, заботящегося о нуждающихся;

• репутация компании как успешной, финансово устойчивой структуры, способной выделить средства на благотворительность и профессионально занимающейся любым видом деятельности;

• минимизация издержек на благотворительную деятельность за счет того, что не надо тратить время на рассмотрение обращений множества просителей и благотворительностью можно заниматься, не отрываясь от собственного бизнеса;

• продвижение интересов компании за счет создания информационных поводов для СМИ и повышение известности в местном сообществе;

• формирование позитивного отношения к компании потенциальных потребителей;

• повышение эффективности благотворительной деятельности, так как на конкурсной основе выбираются лучшие проекты некоммерческих организаций, и гарантируется целевое расходование средств.23

В 2000 году БФРГТ создал первый именной фонд крупной бизнес-организации – холдинговой группы «СибИНТЕЛ», в 2002 году был создан именной фонд концерна «НИККА», в структуру которой входит несколько организаций. К 2006 году партнерами БФРГТ из коммерческой среды помимо вышеперечисленных стали ГК «Облкультторг», ЗАО «Порт-Аудит», ООО «Югсон-сервис», группа компаний «ТюмБИТ», ОАО «Заречье», ОАО «Газснаб», ОАО «Тюменьэнергобанк»

Фандрайзинговым отделом БФРГТ была систематизирована информация о бизнес-компаниях, работающих в Тюменской области в общем и в городе Тюмени, в частности. Регулярно обновляется база данных действующих и потенциальных партнеров БФРГТ, Разработан пакет индивидуальных предложений: финансирование социальных проектов в рамках конкурса «Любимый город», разработка фирменной благотворительной программы, создание именного благотворительного фонда, поддержка социально значимых мероприятий, проведение совместных мероприятий, участие в благотворительном сезоне, поиск партнеров среди НКО, участие в программах обмена. Отношения с коммерческими фирмами осуществляются по взаимному соглашению и регламентируются: договором о разработке благотворительной программы или создании именного фонда, договором о благотворительном пожертвовании, если средства перечисляются на счет БФРГТ. Предоставленные средства используются исключительно в соответствии с приоритетами и пожеланиями компании. В ходе взаимодействия предоставляется вся необходимая информация и отчет по использованию средств. Если средства компании выделены на реализацию проекта или благотворительной программы, специалист БФРГТ осуществляет администрирование и координацию деятельности в соответствии с договором.

В рамках работы над несколькими проектами БФРГТ проводил внутреннюю и внешнюю оценку деятельности руководящих органов Фонда, были разработаны и утверждены документы, регламентирующие деятельность Правления, Попечительского совета и исполнительной дирекции Фонда.

Ежегодный прирост общего грантового фонда составил в 2003 году – 134%, в 2004 – 77%. Средний размер гранта увеличился с 16 207 рублей в 2002 году, 23 374 в 2003 до 36 619 рублей в 2004 году. Общее число грантозаявителей за 3 года составило 144 организации, учреждений и инициативных групп и увеличилось в 2004 году на 40% по сравнению с 2003 годом. Поддержано фондом в 2002, 2003, 2004 годах – 40, 47 и 34% заявителей соответственно. В рамках действующих проектов благодаря средствам канадской некоммерческой организации «Adoption Horizons Inc» в 2005 году несколько воспитанников детских домов нашего региона, обучающихся в ВУЗах Тюменской области, ежемесячно получали дополнительную стипендию в размере 752 рубля, общая сумма выплат одаренным детям в 2005 году составила 36 330 рублей. Этой же организацией в 2006 году выделены средства для помощи нескольким детям-инвалидам в размере 25 000 рублей. Для реализации проекта «Социальный аниматор» были выделены средства в размере 20 000$ международными организациями-донорами – USAID, Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса).24

Большинство организаций нашей области уже способны дать квалифицированную экспертизу социальных целевых программ, которые разрабатываются властными структурами, ибо сами НКО возникли на «болевых» точках социальной действительности, отражают реальные проблемы населения и поэтому могут реально судить о практической значимости предлагаемых программ. Для этого у многих из них есть кадры, которые наряду с профессиональным опытом имеют наличие такой внешне неуловимой «материи», как энтузиазм. НКО Тюменской области могут принимать участие в процессе принятия решений и планирования. Такое участие может быть организовано на постоянной или временной основе.

К постоянно действующим можно отнести Гражданский Форум Тюменской области, Благотворительный Фонд развития города Тюмени. К временно действующим относятся образования, контролирующие и управляющие реализацией какой-либо целевой программы или призванные разработать и запустить такую программу в ответ на какую-либо остро стоящую проблему общества, с которой исполнительная власть не в силах справиться обычным порядком (молодежная наркомания, женская безработица, экологические проблемы и т.д.). Также сотрудники НКО могут привлекаться органами исполнительной власти в качестве экспертов, консультантов в текущем порядке, либо самостоятельно предлагать им собственные решения каких-либо проблем, проявляя инициативу. 25

Что касается взаимодействия НКО с органами представительной власти, то НКО фактически представляют собой объединения избирателей и, следовательно, располагают всеми обычными способами использования депутатов для защиты своих интересов. Кроме этого, НКО могут принимать участие в работе законодательных собраний по своей инициативе, если открыто обсуждаемые нормативные документы касаются сферы их деятельности. Вариантом формализованного взаимодействия законодательных собраний и НКО являются временные совещательные органы. Эти органы состоят из представителей НКО, которые приглашаются для проведения независимой экспертизы документов, проходящих через законодательное собрание. Суть такого сотрудничества состоит в том, что при рассмотрении депутатами проектов законов/положений/программ, направленных на решение какой-либо проблемы, к этому рассмотрению подключаются активные НКО, которые уже решают эту проблему и знают ее изнутри. По поводу взаимодействия НКО с политическими партиями, то НКО следует сохранять аполитичность, используя при этом партии как ресурс для достижения своих некоммерческих, неполитических целей.

Для улучшения отношений с властью и стимулирования ее интереса к НКО предложим следующее:

- аналитические обзоры;

- презентации;

- информирование о своих мероприятиях;

- использование учебных мероприятий;

- расширить выход на исполнительные и законодательные структуры;

- найти общие точки соприкосновения, выявить потребности, интерес;

- диалог «на широкий круг общественности» (с использованием СМИ).26

В Тюменской области возросли пожертвования на образование, социальную защиту, начали появляться именные фонды компаний, но уменьшилась спонсорская помощь спорту и здравоохранению. Перспективными признаны три направления для совместных усилий НКО по развитию отечественного социального спонсорства:

  1. инициирование и профессиональная поддержка создания благотворительных фондов;
  2. содействие узакониванию существенных и привлекательных льгот для спонсоров-благотворителей;
  3. включение в систему подготовки и переподготовки предпринимателей элементов гражданского образования для ознакомления их с третьим сектором.

К числу уже опробованных в Тюменской области эффективных форм работы с бизнесом, помимо широко используемых прямых обращений за помощью, можно отнести благотворительные ярмарки, выставки-продажи, балы, концерты и другие акции, привлекающие внимание общественности.

2.2. Отношение населения к деятельности НКО в Тюменской области

Не секрет, что доверие к благотворительным фондам в России было подорвано еще в начале 90-х и неоднозначно оценке и сегодня. Так, в ходе исследования, проведенного в 2003 году, мы убедились, что отношение к благотворительным фондам достаточно сильно различается у аудитории опрошенных физических и юридических лиц. Как свидетельствуют данные, население в целом отмечает социальную значимость указанных институтов в благотворительной деятельности (57,2%), и лишь 7,9% от общего числа ответов на данный вопрос считают, что фонды являются лишним звеном в процессе благотворительности.

Социологические замеры убедительно показывают общую картину высокой активности общественных организаций, их большой и разносторонней деятельности. В тоже время она существенно расходится с тем, что знают и думают об НКО большинство жителей Тюменской области. Еще в 2001году фонд «Общественное мнение» проводил опрос населения об известности некоммерческих организаций в стране. Тогда исследование показало, что российские граждане в большинстве своем считают общественные организации номинальными структурами, а не реально действующими социальными институтами. По данным специально проведенного опроса ФОМ 70% респондентов или вообще ничего не знают, или лишь «что-то слышали» об этих организациях; почти столько же (73%) ответили отрицательно на вопрос, хотели бы они участвовать в деятельности таких организаций, т.к. не верят в их эффективность. Аналогичное положение имеет место в г. Тюмени.27

В опросе, приняли участие 1200 респондентов. Поло-возрастная выборка соответствует генеральной совокупности жителей города и составила 53% женщин и 47% мужчин. В том числе было опрошено 18% населения в возрасте до 24 лет, 17% в возрасте от 24 до 34 лет, 21% в возрасте от 35 до 44 лет, 14% в возрасте от 45 до 54 лет и 30% от 55 лет и старше.

Опрос, показал, что знают о существовании НКО в городе почти 60% респондентов. Но в тоже время большая часть из них не считает данные организации реально действующими структурами, 87% опрошенных не получали помощь или поддержку от общественных организаций. Более того, совсем минимальный процент участников опроса (1,8%) хотел бы стать членом НКО.

В этом контексте представляет несомненный интерес оценка населением г. Тюмени наиболее значимых социальных проблем города и роли НКО в их решении.

Материалы таблицы 1 свидетельствуют об устойчивой обеспокоенности населения проблемами здравоохранения. Обращает на себя внимание тревога респондентов по поводу роста преступности и борьбы с криминалом. Важное место среди проблем, тревожащих население, занимают процессы, обеспечивающие жизнедеятельность населения и связанные с уровнем благосостояния – это пенсионное обеспечение и реформирование ЖКХ. Не менее обеспокоено население трудоустройством и экологией. Все эти проблемы в своей совокупности обеспечивают сохранность индивида, его выживаемость в таком городе как Тюмень.

Таблица 1.

Какие социальные проблемы города для Вас наиболее значимы?

% от числа опрошенных

2005г.

2006г.

2007г.

Здравоохранение

61

60

63

Борьба с беспризорностью

33

35

36

Пенсионное обеспечение

42

40

44

Реформа ЖКХ

33

35

45

Трудоустройство

31

36

42

Экология

33

31

39

Предоставление льгот малоимущим

32

29

30

Борьба с криминалом

51

59

47

Правозащитная деятельность

32

40

23

Меньше тревожит население города предоставление льгот малоимущим и борьба с беспризорностью. В определённой мере это объясняется тем, что люди заняты своими проблемами выживания и отстаивания собственных интересов, не консолидированы и собственные проблемы волнуют их больше, чем групповые.

Возрастает дифференциация между социальными группами. Она достаточно существенна и более того – многомерна, о чем говорит высокий децильный коэффициент, который превышает допустимый стандарт. Дифференциация существует и внутри социальных групп, причем наибольшая ее степень наблюдается в группе с наибольшими доходами.28

В обратной пропорции оценивают тюменцы направленность деятельности НКО. На их взгляд, наиболее важная работа для таких организаций – это материальная помощь малоимущим (19,8%).

Затем уже с большим отрывом в процентном соотношении следуют проблемы здравоохранения (14,3%), жилищного реформирования (10,2%), экологии (10,0%). Маленький процент респондентов доверил НКО решение таких существенных для них проблем как трудоустройство (8,3%) и борьбу с криминалом (2,2%). Обращает на себе внимание очень высокий процент респондентов, не знающих ответа на данный вопрос (19,3%).

Ориентацию на оказание материальной поддержки среди населения подтвердил и контрольный вопрос - на какую помощь от НКО больше рассчитывают тюменцы. В материальной помощи нуждаются 41,0% респондентов, в советах и рекомендациях - 13,3%, в моральной поддержке нуждается 8,4% опрошенных. Остальные (37,2%) затруднились с ответом.29

Можно предположить, что НКО являются детищем современных трансформационных процессов. Так 22,2% опрошенных знают о существовании общественных (некоммерческих) организаций не более 2-х лет, и всего 5,3% знают от 10 лет и больше, а 41,6% затруднились ответить.

 Таблица 2

Как давно Вы знаете о существовании НКО?

% от числа опрошенных

не более 2-х лет

22,2

от 2 до 4 лет

16,2

от 4 до 6 лет

6,1

от 6 до 8 лет

4,7

от 8 до 10 лет

1,9

от 10 и раньше

5,3

не знаю

41,6

В обществе всегда особую роль играют источники информации. От них зависит во многом отношение населения к данной организации или социальному институту в целом.

На сегодняшний день СМИ являются наиболее эффективным способом распространения сведений о происходящих событиях и явлениях, они охватывают массовые аудитории, быстро доходят до каждого отдельного жителя. Недаром 33,1% из числа опрошенных указали на газеты, радио и телевидение как на основной источник информации о НКО.30

Значительное число опрошенных называют такую возможность получения сведений об НКО, как рассказы родных и знакомых – 19,3%. Незначителен процент граждан, получаемых информацию об НКО от работников территориальных органов социального обеспечения (5,3%), и совсем ничтожный процент сведений, получаемых из рекламы (1,75%).31

Таблица 3

Из каких источников Вы узнали о существовании НКО?

в % от числа опрошенных

Из рассказов родных и знакомых

19,3

От работников социальных отделов управы

5,3

Из газет, радио, ТВ

33,1

Из рекламы

1,7

Сам являюсь членом НКО

0,9

Не знаю

37,1

Обращает на себя внимание неосведомленность тюменцев о деятельности НКО (73,4%) на территории района проживания. Критическую отметку - 4% набрали местные ветеранские, молодежные и подростковые организации. Зато городские организации москвичи знают лучше.

На основании известности респондентами была дана соответствующая оценка деятельности местных и городских НКО. В полученных данных следует обратить внимание на подавляющее большинство затруднившихся ответить. Население не в состоянии оценить то, с чем оно не знакомо.

Важно отметить, что тюменцы не противопоставляют общественные (некоммерческие) организации государственным органам власти. Значительная часть опрошенных полагает, что органы власти заинтересованы в работе НКО, при этом приоритет заинтересованности они отдают городским властям по отношению к местным и федеральным. Но и в данном случае также более половины респондентов затруднились с ответом.

Таблица 4

Какие органы власти больше заинтересованы в развитии НКО?

% от числа опрошенных

Федеральные

8,4

Городские

16,6

Муниципальные

15,5

Затрудняюсь ответить

57,1

Относительно небольшая известность НКО среди населения снижает популярность этих структур и желающих участвовать в их работе не так уж много, хотя и превышает количество тех, кто уже является участником.

Таблица 5

Являетесь ли Вы участником НКО

% от числа опрошенных

Являюсь

1,7

Являлся раньше

3,1

Не являюсь, но хотел бы

7,1%

Не являюсь

84,1

Затрудняюсь ответить

4,0

Как видно из структуры ответов респондентов, процент участников НКО среди населения ограничен. Стать влиятельной силой, формирующей общественное мнение, при такой ситуации соотношении задача достаточно трудная.

Подводя некоторые итоги исследования, можно отметить следующее:

Сопоставление ответов респондентов о наиболее острых проблемах города не всегда совпадает с их мнениям о задачах, которые должны решать НКО. Обращает на себя внимание высокий процент респондентов (от 50% и выше), затруднившихся ответить практически на все вопросы о деятельности НКО и стоящих перед ними задачах.

В то же время, большинство населения г. Тюмени слышало о существовании общественных организаций, хотя непосредственно не сталкивалось с их деятельностью. Несмотря на то, многие жители знают о существовании НКО более 10 лет, они очень мало знакомы с конкретными организациями, действующими на территории округа проживания. Наиболее известны среди населения отделения Всероссийских организаций, таких как «Красный крест», общества ветеранов ВОВ, Афганистана, Чернобыля, Комитет солдатских матерей. Из местных организаций называют в основном детские и подростковые организации, центры доверия, правозащитные организации, но процент их известности очень невелик. Скорее всего, это объясняется тем, что тюменцы мало информированы о работе НКО, т.к. главный источник информации – СМИ - мало уделяют внимание освещению деятельности общественных некоммерческих организаций.

Стратегия устойчивого роста на основе процесса модернизации жизнедеятельности города предполагает как одно из определяющих условий переход от социальной политики поддержки только наиболее уязвимых слоев населения к политике развития через умножение социального капитала и усиления его позитивного воздействия на социально-политические процессы в городе. Неправительственные некоммерческие организации призваны выражать корпоративные интересы и наиболее уязвимых слоев населения, и социальных слоев, составляющих средний класс.


Заключение

Итак, некоммерческие организации, как любой другой социальный институт, создаются в ответ на насущную общественную потребность и выражают специфические интересы объединившихся в них граждан. Обладая набором общих признаков, некоммерческие организации дифферентны по своим организационным формам, направлениям и сферам деятельности, структуре и составу участников, целям и механизмам их достижения, что позволяет провести их широкую классификацию по различным основаниям.

Некоммерческие организации обладают всеми присущими социальным институтам составляющими: нормативной базой, регламентирующей их деятельность (например, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др.); системой внутренних стандартов поведения (Уставы организаций); материальной базой (инфраструктура организаций и их финансовые средства); субъектами, обеспечивающими функционирование социального института (лидеры, активисты, волонтеры и эксперты некоммерческих организаций), а также управляющей подсистемой (например, Общественная палата РФ, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Комитет общественных связей Правительства Москвы и др.).

Как институт гражданского общества, некоммерческие организации выполняют в трансформирующемся российском обществе целый ряд важных социальных функций, которые реализуются в процессе их социальной деятельности, определяемой автором как совокупность социально значимых действий, осуществляемых в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества для достижения социальных целей и реализации интересов социальных групп. Многообразие социальной деятельности можно свести к четырем основным типам.

Центральным событием последнего периода стало вступление в апреле 2006 года в силу нового закона о НКО, который, в частности, наделяет государство более широкими полномочиями контроля, позволяет вмешиваться во внутренние дела НКО и в содержание их работы, носит репрессивный характер. По истечении года со дня вступления в силу этого закона и исходя из проводившегося широким кругом некоммерческих организаций мониторинга ситуации с его применением, а также многочисленных консультаций юристов в более чем 20 регионах России можно сделать несколько основных выводов о ходе применения данного закона и развитии взаимодействия регистрирующих и контролирующих органов с некоммерческими организациями.

Налицо противоречие между требованиями рыночной внешней среды и современной организацией управления в отечественных некоммерческих организациях или наличие стратегической проблемы неэффективного менеджмента, несоответствия системы управления новым условиям. Такое положение дел объясняется как изменением требований внешней среды, так и низким уровнем профессиональных знаний руководства НКО, связано с отсутствием научного подхода к управлению некоммерческими организациями как в регионе так и в нашей стране.

Таким образом, в современных условиях необходимо осознанное и комплексное применение достижений науки управления в соответствии с изменившимися требованиями внешней среды, что должно позволить некоммерческим организациям не только выжить, но и быть успешными в достижении поставленных целей.

На сегодняшний день Тюменская область вкупе с автономными округами считается одним из регионов, где третий сектор является реальной силой: количество НКО стремительно выросло и высокое качество их работы оценивается не только коллегами из других областей, но и международными фондами и некоммерческими организациями. В Тюменской области возросли пожертвования на образование, социальную защиту, начали появляться именные фонды компаний, но уменьшилась спонсорская помощь спорту и здравоохранению. К числу уже опробованных в Тюменской области эффективных форм работы с бизнесом, помимо широко используемых прямых обращений за помощью, можно отнести благотворительные ярмарки, выставки-продажи, балы, концерты и другие акции, привлекающие внимание общественности.

Сопоставление ответов тюменцев о наиболее острых проблемах города не всегда совпадает с их мнениям о задачах, которые должны решать НКО. Обращает на себя внимание высокий процент респондентов (от 50% и выше), затруднившихся ответить практически на все вопросы о деятельности НКО и стоящих перед ними задачах.

Большинство населения г. Тюмени слышало о существовании общественных организаций, хотя непосредственно не сталкивалось с их деятельностью. Несмотря на то, многие жители знают о существовании НКО более 10 лет, они очень мало знакомы с конкретными организациями, действующими на территории округа проживания. Наиболее известны среди населения отделения Всероссийских организаций, таких как «Красный крест», общества ветеранов ВОВ, Афганистана, Чернобыля, Комитет солдатских матерей. Из местных организаций называют в основном детские и подростковые организации, центры доверия, правозащитные организации, но процент их известности очень невелик. Скорее всего, это объясняется тем, что тюменцы мало информированы о работе НКО, т.к. главный источник информации – СМИ - мало уделяют внимание освещению деятельности общественных некоммерческих организаций.

Список использованной литературы

  1. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Финпресс, 2002. – 320с.
  2. Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М.: ФОРУМ, 2005. – 220с.
  3. Барова В.В. Социальная активность и социальная ответственность бизнеса в местном сообществе. // Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2002. - №№ 3-4.
  4. Бордунос К. Бизнес и демократия: несовместимые вещи. // National Business. - 2006. - № 4. - С.8-9.
  5. Бьянки М., Кувшинова М.А., Тампьери Л., Герц И.В. Результаты международного исследования стратегий и управления некоммерческими структурами. // Некоммерческие организации в России. - 2006. - № 3. – С.42-48.
  6. Виленский А. В. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества // Общественные науки и современность.- 2005. - № 1. - С.59-68.
  7. Волков В. И. Новые подходы к оценке экономического развития регионов. // Регионология. - 2007. - № 3. - С.174-181.
  8. Гаджиев К.С. Гражданское общество и правовое государство. // МЭ и МО. - 2006. - №9. – С.23-34.
  9. Колихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб.: Питер, 2006. – 130с.
  10. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит. науки. - 2006. - №4. - С.85-97.
  11. Лейман Г. Социально-экономический и инвестиционный потенциал региона в новых условиях хозяйствования. // Социально-экономические проблемы развития региона. Тюмень: ТГУ, 2007. С.122-124.
  12. Лейст О.Э., Мачин И.Ф. Гражданское общество и современное государство. // Вестник Московского университета. Право. – 2005. - №4. – С.43-51.
  13. Либоракина М., Мещеряков И. Некоммерческий сектор: международный опыт. // Гражданское общество и государство. М.: ВЛАДОС, 2005. С.69-78.
  14. Линник Т.Г. Экономический федерализм: сущность, модели, механизм функционирования. Т.: «Вектор Бук», 2007. – 304с.
  15. Маров И.П., Сунцов А.П. Основы законодательства Тюменской области. Тюмень: Тюменская областная Дума, 2006. - 496с.
  16. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России. // Государство и право. - 2006. - №6. – С.45-51.
  17. Мигранян А.М. Гражданское общество М.: ВЛАДОС, 2005. – 142с.
  18. Недоумов О. Кто стравливает общество и власть. 17.03.2005 [цит. 22.11.2005]. HTML формат. URL: http://www.novopol.ru/article1884.html
  19. Нестеренко Н.С. Социальные функции некоммерческих организаций в трансформирующемся российском обществе. // Социальная политика и социология. – 2006. - № 4. – С.54-60.
  20. Нестеренко Н.С. Тенденции развития российского третьего сектора // Вопросы гуманитарных наук. – 2007. – № 3. – С.32-38.
  21. Симпсон С., Туркин С. Социальное измерение в бизнесе. Как корпоративное гражданство в России может быть выгодно бизнесу и обществу. М.: НОРМА, 2005. – 230с.
  22. Смирнов А. Ближе к делу. // Тюменский бизнес журнал: для малого и среднего бизнеса. - 2006. - № 2 (20). - С.2-3.
  23. Соколов А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика. Курск: Изд-во Курского гос. технического университета, 2004. – 204с.
  24. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества. // Полис.- 2005. - № 6.- С.29-38.
  25. Сунгуров А.Ю. Становление гражданского общества в Санкт-Петербурге и России // Общественные науки и современность. - 2006. - № 3. - С.55-64.
  26. Социально ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт СНГ. / Под ред. М.И. Либоракиной. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2007. – 142с.
  27. Тулякова А. Белый бизнес. // Тюменский бизнес журнал: для малого и среднего бизнеса. - 2007. - № 6 (23). - С.42-45.
  28. Туров И.С. Общество как социальная система. // Социально-политический журнал. - 2006. - №12. – С.34-42.
  29. Фомин Э.А. Благотворительность: дискуссионное поле и исследовательские задачи. // Благотворительность в России. СПб.: Лань, 2001. С.31-42.
  30. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. // Государство и право. - 2007. - № 4. – С.32-43.
  31. Чикирева И. Проблемы правового регулирования социально-партнерских отношений в Тюменской области. // Правовые проблемы социально-экономической интеграции Тюменской области, ХМАО, ЯНАО. Тюмень: ТГУ, 2007. С.94-97.
  32. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: возможности и ограничения. М.: ВЛАДОС, 2007. – 120с.

1 Нестеренко Н.С. Социальные функции некоммерческих организаций в трансформирующемся российском обществе. // Социальная политика и социология. – 2006. - № 4. – С.56.

2 Нестеренко Н.С. Социальные функции некоммерческих организаций в трансформирующемся российском обществе. // Социальная политика и социология. – 2006. - № 4. – С.57.

3 Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство: возможности и ограничения. М., 2007. С.45.

4 Лейст О.Э., Мачин И.Ф. Гражданское общество и современное государство. // Вестник Московского университета. Право. – 2005. - №4. – С.44.

5 Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М., 2002. С.131.

6 Гаджиев К.С. Гражданское общество и правовое государство. // МЭ и МО. - 2006. - №9. – С.25.

7 Туров И.С. Общество как социальная система. // Социально-политический журнал. - 2006. - №12. – С.36.

8 Там же.

9 Нестеренко Н.С. Тенденции развития российского третьего сектора // Вопросы гуманитарных наук. – 2007. – № 3. – С.36.

10 Туров И.С. Общество как социальная система. // Социально-политический журнал. - 2006. - №12. – С.37.

11 Социально ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт СНГ. / Под ред. М.И. Либоракиной. - М., 2007. С.104.

12 Мигранян А.М. Гражданское общество М., 2005. С.74.

13 Мигранян А.М. Гражданское общество М., 2005. С.78.

14 Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. // Государство и право. - 2007. - № 4. – С.38.

15 Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. // Государство и право. - 2007. - № 4. – С.39.

16 Либоракина М., Мещеряков И. Некоммерческий сектор: международный опыт. // Гражданское общество и государство. М., 2005. С.76

17 Маров И.П., Сунцов А.П. Основы законодательства Тюменской области. Тюмень, 2006. С.45.

18 Маров И.П., Сунцов А.П. Основы законодательства Тюменской области. Тюмень, 2006. С.47.

19 Тулякова А. Белый бизнес. // Тюменский бизнес журнал: для малого и среднего бизнеса. - 2007. - № 6 (23). - С.44.

20 Тулякова А. Белый бизнес. // Тюменский бизнес журнал: для малого и среднего бизнеса. - 2007. - № 6 (23). - С.45.

21 Лейман Г. Социально-экономический и инвестиционный потенциал региона в новых условиях хозяйствования. // Социально-экономические проблемы развития региона. Тюмень, 2007. С.122.

22 Лейман Г. Социально-экономический и инвестиционный потенциал региона в новых условиях хозяйствования. // Социально-экономические проблемы развития региона. Тюмень, 2007. С.123.

23 Волков В. И. Новые подходы к оценке экономического развития регионов. // Регионология. - 2007. - № 3. - С.179.

24 Смирнов А. Ближе к делу. // Тюменский бизнес журнал: для малого и среднего бизнеса. - 2006. - № 2 (20). - С.2.

25 Линник Т.Г. Экономический федерализм: сущность, модели, механизм функционирования. Т., 2007. С.134.

26 Линник Т.Г. Экономический федерализм: сущность, модели, механизм функционирования. Т., 2007. С.142.

27 Чикирева И. Проблемы правового регулирования социально-партнерских отношений в Тюменской области. // Правовые проблемы социально-экономической интеграции Тюменской области, ХМАО, ЯНАО. Тюмень, 2007. С.95.

28 Линник Т.Г. Экономический федерализм: сущность, модели, механизм функционирования. Т., 2007. С.151.

29 Чикирева И. Проблемы правового регулирования социально-партнерских отношений в Тюменской области. // Правовые проблемы социально-экономической интеграции Тюменской области, ХМАО, ЯНАО. Тюмень, 2007. С.96.

30 Там же.

31 Чикирева И. Проблемы правового регулирования социально-партнерских отношений в Тюменской области. // Правовые проблемы социально-экономической интеграции Тюменской области, ХМАО, ЯНАО. Тюмень, 2007. С.96.

Развитие НКО в Тюменской области и взаимодействие их с населением