Красноярск военно-патриотический

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт физической культуры, спорта и туризма.

Кафедра теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризма

“ Красноярск военно-патриотический”

Преподаватель Грушевская Н.В.

Студент ФК13-03Б Веретнов В.Д

Красноярск 2014


Содержание

Цель и задачи экскурсии…………………………………………...3

Характеристика экскурсии…………………………………………4

Объектно-тематический план……………………………………....5

Маршрут экскурсии…………………………………………………6

Аннотация……………………………………………………………7

Индивидуальный текст……………………………………………...8

Методическая разработка…………………………………………..12

Список используемой литературы………………………………....13

Цель: Знакомство с военным временем города Красноярска.

Задачи:

1. Показать военные объекты Красноярска.

2. Рассказать историю основания.

3.Расширить культурный кругозор экскурсантов.

Характеристика экскурсии:

Вид экскурсии – обзорная

Продолжительность – 1,5 час

Состав экскурсантов – студенты 1 курса

Место проведения – Театральная площадь

Способ передвижения – автобусная экскурсия

Численность экскурсантов – 10-15 человек

Объектно-тематический план:

1.Привокзальная площадь.

  • Поезд раритет

2.Красная площадь

  • Стела павшим в борьбе за советскую власть

3. Площадь Революции

  • памятник В.И. Ленину
  • здание Краевой администрации
  • Управления железной дороги
  • Краевая библиотека

4.Аллея Славы

  • танк Т-34
  • самолет МИГ-17
  • памятник неизвестному солдату
  • Вечный огонь и зал воинской славы

Маршрут экскурсии

Аннотация:

«Красноярск – военно-патриотический»
Экскурсия о военном времени города Красноярска. Туристы посетят аллею Славы, площадь революции, Красную площадь, ЖД вокзал.

В этой экскурсии мы узнаем о Красноярске в годы войны.

Индивидуальный текст:

Здравствуйте, уважаемые экскурсанты! Меня зовут Виталий, тема нашей экскурсии«Красноярск – военно-патриотический».Наша экскурсия начнется с Привокзальной площади и закончится посещением Аллеи Славы.

В истории каждого народа бывают свои духовные вершины. Это время максимального напряжения воли и духа для достижения поставленной цели. В 1941-м у советского народа была одна цель – победа. К ней шли долгих четыре года. И каждый год был за десять для тех, кто выжил. И вечность для тех, кто своей жизнью оплатил Победу в 1945-м.
Уже в первой половине дня 23 июня 1941 года в райвоенкоматы и в райкомы партии Красноярского края поступили сотни заявлений о зачислении добровольцами в Красную Армию. На территории края было сформировано, обучено и отправлено на фронт более 20 воинских соединений и отдельных специальных частей. Среди них 14 стрелковых дивизий, 7 бригад, 4 артиллерийских полка, 3 авиаполка, укомплектованный женщинами края 133-й батальон линейной связи, три отдельных комсомольско-молодежных батальона.
Красноярцы сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, во многих партизанских отрядах, действовавших в тылу оккупантов.

Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.

Для успешного решения поставленных задач пришлось перестроить на военный лад весь сложнейший железнодорожный комплекс. Началом этой перестройки стал перевод движения поездов на особый военный график, который был введен приказом Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) 22 июня 1941 года. Он предусматривал продвижение в первую очередь воинских эшелонов и грузов, связанных с мобилизационными перевозками.

Перестройка работы железной дороги серьезно осложнялась эвакуацией. Вместе с промышленным и сельскохозяйственным оборудованием из прифронтовой зоны вывозилось транспортное хозяйство магистралей, заводов и предприятий НКПС. На долю железнодорожных магистралей в первый период войны выпала поистине беспрецедентная нагрузка по перебазированию производительных сил страны из районов, которым угрожала оккупация, на Восток.

Для быстрейшего продвижения эвакоэшелонов железнодорожники широко использовали технические новшества, применяли передовые методы труда: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов. С целью повышения пропускной способности некоторых участков железных дорог осенью 1941 года была введена "живая блокировка" -  через каждые 800-900 метров на перегонах стояли сигналисты и по их сигналам шли поезда. Изменились графики работы паровозных бригад. Если до войны паровозная бригада обычно водила эшелоны на определенном участке (плече), то в военное время к составу прикреплялся турный вагон для локомотивной бригады, и она вела поезд до места назначения. Машинисты водили эшелоны за тысячи километров, месяцами не возвращаясь домой.

Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом.

Железнодорожники обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций, осуществленных советскими Вооруженными силами в ходе Великой Отечественной войны. Успеху этих операций способствовала своевременная доставка из глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия и других средств. Общий объем перевозок в период подготовки решающих сражений достиг 1 млн. тонн.

Помимо решения военных задач, железным дорогам необходимо было продолжать непрерывное снабжение промышленности сырьем, топливом, металлом и другими важными грузами, а также осуществлять пассажирские перевозки. Благодаря самоотверженной работе железнодорожников в годы войны удалось связать важнейшие экономические районы тыла в гигантский по территории народнохозяйственный комплекс.

До начала великого перелома в 1943 году, после которого стал ясен исход войны, железнодорожники принимали участие в боевых действиях, поэтому произошло кадровое оголение железной дороги. На места машинистов, кочегаров и других специалистов пришла молодежь, подростки. В 1943 году вышел приказ И. В. Сталина о возвращении всех работников железных дорог на прежние места работы. Это способствовало укреплению кадрового состава на железных дорогах, что, в свою очередь, повысило качество перевозок грузов.

Передвами паровоз памятник-после реконструкции наконец-то обрел достойное место. Теперь отреставрированный паровоз, носящий имя Орджоникидзе, встречает гостей города на перроне вокзала.

Мы продолжаем нашу экскурсию давайте пройдем в автобус.

Следующем памятным местом Красноярска является Красная площадь

Небольшая историческая справка

Утром 4 января 1920 года гарнизон Красноярска в полном боевом порядке , с красными знамёнами , под звуки " Интернационала " пошёл по городу . Затем на Старо-Базарной площади состоялся митинг политической солидарности восставших рабочих и солдат на котором была провозглашена Советская власть. Военно-революционный комитет обратился к населению с призывом защитить город от наступавших с запада колчаковских войск . К вечеру на сторону восставших перешёл весь гарнизон .

Чтобы не допустить колчаковцев в город, были выставлены заслоны из вооружённых рабочих и воинских частей. На Караульной горе и северной стороне городского кладбища установили артиллерийские батареи. 5 января 1920 года к Красноярску подошли части разбитых колчаковских войск под командованием Каппеля и Войцеховского . Отчаянные попытки колчаковце прорваться на восток и взорвать железнодорожный мост через Енисей встретили решительный отпор со стороны восставшего гарнизона и рабочих в городе. В районе Красноярска части Красной армии настигли остатки колчаковских армий . К вечеру 6 января 1920 года бои закончились , колчаковская армия прекратила своё существование. Через несколько дней состоялись торжественные похороны бойцов, павших в боях за освобождение города. Их похоронили в братской могиле на Плац парадной площади , а площадь переименовали в Красную. 

Мы с вами находимся на Красной площади Красноярска, В 1977 году на площади началось сооружение мемориального комплекса.

Как говорят краеведы и историки, во времена Гражданской войны Красная площадь Красноярска была одной большой братской могилой. братская могила занимала узкую полосу по восточному краю площади, в 1920 году у северного её края был установлен обелиск.

В 1953 году здесь поставили пирамидальный каменный памятник, возле которого с 1967 года стоял пионерский пост № 1 и горел Вечный огонь. А в 1977 году старый памятник был снесён и уже в западной части площади встал Штык, вонзённый в землю.

Если есть вопросы можете задать если нет пройдем те в автобус

Следующая достопримечательность военного Красноярска является

Площадь Революции в Красноярске — одна из самых известных достопримечательностей города. Функционально площадь образовалась в момент окончания постройки Кафедрального собора в 1861 году и получила название Новособорная площадь.

Итак мы с вами на Площади революции

Современный вид площадь приобрела в 1930-1950 после утверждения и частичного воплощения проекта "Большого Красноярска" в 1936 году.

Датировка памятника - 1930-1950 годы

Описание памятника - "Площадь Революции ( Новобазарная или Новособорная до 1920 г.) в Красноярске"

Архитектурные и стилевые особенности памятника архитектуры:

Размещение и границы комплекса застройки определены первым высочайше утвержденным планом губернского Красноярска 1828г.

Это была огромная Новособорная (или Новобазарная) площадь. В 1845г. в её центре был заложен и к 1861г. завершен кафедральный Богородице-Рожденственский собор по проекту К.Тона.

Проектом 1855г. в углах площади были отведены участки под административные постройки, которые так и не были осуществлены. В 1837г. между садом и будущим собором был выстроен гостиный двор, на рубеже — XIX — ХХ вв построен новый торговый корпус. Вся южная часть площади была занята лавками и торговлей с возов. Это была западная окраина города.

В 1934г. образован Красноярский край, а в 1935-36гг. разработан проект "Большого Красноярска" (архитектор Гохблит, Москва) и началось проектирование реконструкции исторического центра в т.ч. главной площади.

В 1936г. был снесен собор и на его месте заложен Дом Советов, в конкурсе участвовали архитекторы А. Крячков, И. Шапиро, Виноградов и др.) Был принят проект архитектора Виноградова (Москва). Почти одновременно заложили I очередь здания Управления железной дороги. Война помешала осуществлению застройки, которая возобновилась только с 1948 г.

Проекты были переработаны на месте в"Крайпроекте" — архитекторы М.И.Мержанов, Г.И. Шаповалов, В.А. Климушин и др. Все старые постройки на площади были разобраны, и она застроена по всему периметру к концу 1950гг., кроме южной, стороны, занятой садом. На площади тогда же был разбит партерный сквер.

В 1970г. установлен памятник В.И. Ленину (скульпторы Пинчук, Ишханов).

К Дому Советов выполнены две 12 этажные пристройки с севера, произведена реконструкция разросшегося озеленения площади.

Главная площадь города расположена в его историческом центре, занимает, в основном, южную часть старой площади – между ул.Маркса и пр. Мира, от поперечных улиц Горького и Дзержинского. С юга площадь Революции раскрыта на парк и Енисей.

Композиция ансамбля подчинена строгой осевой симметрии. Центром композиции является монументальный объем Дома Советов (сегодня здание Краевой администрации), занимающий "островное" положение в северной, более узкой части площади.

Главным южным фасадом дом Советов обращен к пр.Мира, отступая от него. Площадь в этой зоне обрамляют два сложных в плане корпуса, Управление гражданской авиации с запада, и центр НТИ — с востока; они одинаковы по оформлению, образуют симметричную единую и торжественную композицию с главным зданием. Раскрыты на площадь их южные фасады с колоннадами и портиками.

Широкое пространство площади Революции между парком и пр.Мира занято партерным сквером, у его южной на оси симметрии установлен памятник В.И. Ленину на большом гранитном постаменте. Перед памятником — широкая аллея парка, завершающаяся видовой площадкой над Енисеем. Узкие кварталы застройки этой части площади обращены к ней крупномасштабными корпусами Управления железной дороги (с запада) и Краевой библиотеки с административным корпусом с востока.3начительно различаясь в деталях, эти здания отвечают друг другу масштабом членений и огромными портиками в южной, части своих главных фасадов. Пространство площади составляет около. 1/4 прежней её территории.

Габариты южной части площади, включая ширину прилегающих улиц – 146х100 м.

Вы можете по фотографироваться .

И завершает нашу экскурсию Аллея Славы

Мы с вами находимся на Аллеи Славы или площади победы .

На площади находятся танк Т-34,танк - ИС и БМД, орудия военных лет, самолет МИГ-17, памятник неизвестному солдату, братские могилы,

Вечный огонь и зал воинской славы.
Автор проекта этого мемориального комплекса Арэг Саркисович Демирханов.

В центре мемориала фигура неизвестного солдата. В годы войны многие солдаты отдали жизнь за победу, и не всегда их фамилии удавалось узнать. Именно в память о них был воздвигнут этот памятник, чтобы те люди, которые и по сей день не знают, где находится могила их отца, сына, брата, мужа, не вернувшегося с войны могли прийти сюда, к этому памятнику и возложить цветы, почтить их память. За спиной солдата могилы его товарищей, отдавших свою жизнь за Родину. Они все умерли в тылу от тяжелых ран в многочисленных красноярских госпиталях.
Красноярск был далеко от линии фронта, поэтому сюда везли самых тяжелых раненых, но не всех удавалось спасти и многие умирали от ран. Хоронили бойцов на старом городском кладбище. И здесь можно увидеть братские могилы солдат, на которых лежат символические солдатские каски. И это не случайно. Есть такой обычай у русских: на могилу солдата класть его головной убор. Между могилами плиты, на них имена бойцов Советской Армии, похороненных здесь. Это люди разных национальностей: киргизы, казахи, украинцы, русские и т.д. Все они похоронены рядом - братья по оружию. Среди них были и летчики, и артиллеристы, и танкисты.
На мемориале стоит танк Т-34, как памятник танкистам. На таких танках защищали они в дни войны свою Родину. На таком танке воевал и Александр Петряев из нашего края. В составе экипажа он принимал участие в боях за город Борисов Минской области. Подходя к городу, наши танки встретили сильное сопротивление. Немцы неоднократно переходили к контратаке, перекрывая реки Цея и Березина. Экипажу танка была объявлена боевая задача сломить сопротивление яростно обороняющегося врага и захватить переправу через реку. Перед началом боя командир был ранен, так что задачу пришлось выполнять трем танкистам. Ночью 30 июня 1944 г. сержант Петряев на максимальной скорости прорвался через мост и вызвал замешательство среди врага, ворвавшись в г. Борисов. Бой продолжался 16 часов. За это время они уничтожили 2 вражеских танка, зенитную батарею, много автомашин, разгромили штаб гитлеровцев, спасли около 200 советских военнопленных. Июньская ночь коротка. Наступивший рассвет позволил гитлеровцам рассмотреть, что они ведут бой всего лишь с одним танком. И на него обрушился шквал огня из пулеметов, орудий, самолета-бомбардировщика. Бой был неравный. Наш танк был подбит, но врагу так и не удалось захватить героев живыми. Они сгорели в своем танке. За этот подвиг Александру Петряеву и его товарищам посмертно было присвоено звание Героев Советского Союза. С тех пор прошло много лет. Но Родина не забывает своих героев. Стоит на берегу реки у города Борисова точно такой же танк Т-34, как на мемориале воинской славы и носит имя Александра Петряева.
Кроме танков, на вооружении нашей армии были и тяжелые пушки-гаубицы, одна из которых установлена на мемориале. Такие гаубицы стреляли на расстоянии до 20 км, разрушая самые сильные укрепления врага. Один снаряд гаубицы весил около 100 кг, а обслуживало ее 12 человек. Пушки и танк на мемориале стоят настоящие, а вот самолетов с войны не сохранилось. На мемориале установлен самолет МИГ-17- одноместный истребитель. Стоит он как памятник сибирякам-красноярцам, смело сражавшимся с врагом в воздухе. Среди них был и красноярский летчик Николай Тотмин, первым из жителей нашего края удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза.
Во время налета неприятельской группы самолетов на г. Ленинград на исходе боя, когда у Тотмина не осталось патронов, он был атакован сверху "мессершмидтом", Тотмин пошел в лобовой таран, в результате столкновения немецкий летчик и его самолет погибли. Самолет Тотмина тоже потерял одно крыло, но летчик успел выброситься с парашютом. Такого в истории боев еще не бывало. За этот подвиг 22 июля 1941 г. Николаю Тотмину присвоено звание Героя Советского Союза. За год участия в войне он лично уничтожил 7 немецких самолетов. 23 октября 1942 г. Тотмин Н. геройски погиб под г. Ленинградом. Это единственный человек, который повторил подвиг Гастелло.

В память о тех, кто погиб за Родину, за ее свободу и независимость зажгли тысячи Вечных огней. Такой огонь горит и на мемориале Победы. Из самого сердца земли выбивается этот огонь на свет, горя днем и ночью. Весь ужас войны, все стоны раненых, все жизни унесенных войной слились в этот алый цветок огня. В память о людях, о жизнях, которые нам уже никогда не вернуть, горит Вечный огонь. ВЕЧНЫЙ, потому что память о них будет жить вечно.

Позднее на площади Победы у Мемориала были установлены памятники военнослужащим, погибшим в локальных войнах уже в мирное время, участникам ликвидации чернобыльской аварии, жертвам репрессий.

На этом наша экскурсия подошла к концу. Я надеюсь, что вы много нового узнали о военно-патриотическом Красноярске .

Всем спасибо благодарю за внимание.

Методическая разработка

Маршру т

(отрезки пути)

Остановки

Объекты показа

Подтемы.

Вопросы.

Время.

Организационные указания

Методические указания

Место встречи с группой –

привокзальная площадь

Вступление, тема, маршрут экскурсии

3-5 мин.

Красная площадь

  • Стела павшим в борьбе за советскую власть

История

8-10 мин.

история создания

Можно сфотографироваться.

Площадь революции

памятник В.И. Ленину

3-5

мин.

Конструкция история создания

Можно сфотографироваться.

здание Краевой администрации

Конструкция, история создания

3-5мин.

Конструкция

Управления железной дороги

История

6-7 мин

Краевая библиотека

Конструкция, история создания

3-5мин

Конструкция

Аллея Славы

танк Т-34

История

7-8 мин

Можно сфотографироваться

самолет МИГ-17

История создания

3-5мин.

Можно сфотографироваться

памятник неизвестному солдату

История создания

7-8 мин

Можно сфотографироваться

Вечный огонь и зал воинской славы

История создания

3-5мин.

Можно сфотографироваться, возложить цветы.

Привокзальная площадь

окончание экскурсии

Список используемой литературы

  1. Булак А.Г. История города Красноярска и его культура: учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа. – Красноярск: КИЭ С-Пб АУ и Э, 2006. – 134 с.
  2. Дроздов Н. И., Артемьев Е. В., Быконя Г. Ф. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. – Красноярск, 2005.
  3. Евменова Л.Н. Культура русских переселенцев Приенисейского края: монография. – Красноярск: ВСИТ, 2008.
  4. Истомин С.Г. Красноярск: история, события, люди. – Красноярск, 2009.
  5. История Красноярского края – Красноярск: Буква, 2008.
  6. Красноярск: история в документах и фотографиях. – Красноярск, 2009
  7. Красноярский край - территория развития. – Красноярск, 2009.
  8. Красноярье: пять веков истории. Часть I. Учебное пособие по краеведению. – Красноярск, "Платина", 2005
  9. Миллер Г.Ф. История Сибири. Ч.1, 2. – М.: Дрофа, 2003
  10. Тобольск и вся Сибирь. В 7 т. Т.7. Красноярск. – Красноярск, 2009
  11. Размещено на Allbest.ru

Красноярск военно-патриотический